Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯАВТОТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА 7
1.1 Характеристики транспортных сетей России различных видов транспорта. 7
1.2 Транспортная инфраструктура региона: понятие, особенности и факторы формирования 12
1.3 Классификация автомобильных дорог 17
1.4. Проблемы и направления совершенствования системы государственного
регулирования дорожного строительства 21
ГЛАВА 2. НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ КАК
МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ СИБИРСКОГО РЕГИОНА 24
2.1 Экономико-географическое положение Новосибирской области 24
2.2 Социально - экономическая характеристика Новосибирской области .... 27
2.3 Природные особенности Новосибирской области 34
2.4 Характеристика всех транспортных ком-ий на территории области 37
ГЛАВА 3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АВТОДОРОЖНОЙ СИСТЕМЫ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ 40
3.1 Концепция развития транспортной инфраструктуры Новосибирской
области 40
3.2 Реконструкция автодорожной системы и сохранение окружающей среды
в период производства работ 42
3.3 Роль мостовых переходов и сохранение окружающей среды в период их
строительства и эксплуатации 57
3.4 Геоинформационные и космические технологии для управления
дорожной инфраструктурой и мониторинга строительства 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Первоочередные задачи транспортной системы Новосибирской области - соединить федеральные и региональные транспортные потоки, поднять торгово-промышленный потенциал территории, уменьшить загруженность дорожной сети областного центра и оздоровить окружающую среду области.
Одними ограничениями, открытием скоростного движения и выделенных линий для общественного транспорта тут не обойтись.
Необходимо предусмотреть текущий и капитальный ремонт участков автомобильных дорог и мостовых переходов, не соответствующих техническим нормативам, ликвидацию аварийно-опасных участков дорог, а также строительство и реконструкцию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, которые обеспечивают взаимосвязь города Новосибирска - центра области и самой крупной в Сибири городской агломерации - с участками автомобильных дорог, расположенных в пределах области.
Так же необходимо учесть определенные трудности при работе на дорожных объектах в связи с обильным и частым выпадением жидких осадков, во время которых работы останавливаются, что порой приводит к корректировкам графиков производства работ. В таких случаях подрядные организации по согласованию с заказчиками в дни с наиболее благоприятными погодными условиями выполняют больший объем работ, чем запланировано графиком. Также трудности возникают при возобновлении проведения работ после выпадения осадков. Возникает необходимость качественно высушивать поверхности дорожного полотна, потому что некачественное выполнение данных мероприятий может привести к серьезным деформациям верхних слоев покрытия вплоть до их разрушения.
Цель работы: изучить особенности формирования и перспективы развития автодорожной системы Новосибирской области. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить основные термины и понятия - «транспортная инфраструктура», «автодорожная система»; классификацию автомобильных дорог;
• Рассмотреть основные характеристики Новосибирской области как мультимодального транспортного узла СФО;
• Осуществить анализ эффективных проектов развития
автодорожной системы Новосибирской области (экономические, социальные).
Методы исследования: библиографический, статистический, сравнительно - аналитический, картографический.
Объект исследования: автодорожная система Новосибирской области.
Предмет исследования: проблемы и перспективы развития автодорожной системы региона.
Новизна данной работы состоит в том, что были выявлены наиболее эффективные проекты развития автодорожной системы Новосибирской области.
Практическая значимость заключается в том, что данная работа может быть использована в практической деятельности по совершенствованию автодорожной системы региона и для изучения в методических целях.
В процессе исследования были решены следующие задачи:
1. Изучены основные термины и понятия - «транспортная инфраструктура», «автодорожная система»; классификация автомобильных дорог;
2. Изучены основные характеристики Новосибирской области как мультимодального транспортного узла Сибирского Федерального Округа;
3. Осуществлен анализ эффективных проектов развития автодорожной системы Новосибирской области.
В настоящее время, проблемы развития автодорожной системы приобретают все большее значение. Это одна из основных систем социальной и экономической сферы любой страны, одна из главных отраслей в структуре мирового хозяйства.
Роль транспорта в жизни региона огромна. Там, где правильно понимают его роль, регион успешно развивается в социальном, политическом и экономическом отношениях. И наоборот, недооценка транспорта приводит к замедлению развития региона.
Экономика региона напрямую зависит от взаимодействия транспорта со сферами обслуживания, промышленными предприятиями и торгово-потребительским рынком. Вопросы региональной политики также играют важную роль в развитии транспорта, поскольку развитие транспортной системы в значительной мере определяет статус региона в государстве. Помимо экономической и политической роли, нельзя забывать, что транспорт эта отрасль, которая удовлетворяет потребности населения. Разнообразие видов транспорта, таких как: наземный, водный и воздушный, в кратчайшие сроки позволяют обеспечить доставку людей в желаемые пункты назначения. Но при развитии транспортной системы нельзя не учитывать воздействие различных видов транспорта на отдельные компоненты окружающей среды и при строительстве, эксплуатации транспортных магистралей и организации транспортных потоков соблюдать экологические нормы и правила, прописанные в специальных регламентирующих документах и правилах.
1. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О транспортной безопасности"// Собрание законодательства Российской Федерации, 2007.
2. Бугакова, Н.С. Регионы России. Социально-экономические показатели / Воронина И.В. , Максимова М.В. / Росстат - Москва, 2018.
3. Об утверждении государственной программы Новосибирской
области «Развитие автомобильных дорог регионального,
межмуниципального и местного значения в Новосибирской области» (с изменениями на 28 января 2020 года) : постановление Правительства Новосибирской области. - М : Правительство Новосибирской области, 2018.
4. Постановление Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" (вместе с "Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог")// Информационно¬правовая система «КонсультантПлюс».
5. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. И введён в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 г. №1245) // Система ГАРАНТ.
6. СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (с Изменениями N 1, 2) (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266 и введен в действие с 01 июля 2013 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс».
7. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года (с изменениями на 12 мая 2018 года) (утв. распоряжением ПравительстваРоссийскойФедерацииот 22 ноября 2008 годаЫ 1734-р) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Кодекс».
8. Ахтариева, Л.Г. Развитие региональной рыночной инфраструктуры в современных условиях (теоретический и практический аспекты) / Л.Г. Ахтариева, А.В. Богданов, З.Г. Зайнашева. - Уфа: УГАЭС, 2007.
9. Бондарева, Э. Д. Изыскания и проектирование автомобильных дорог : учебное пособие для вузов / Э. Д. Бондарева, М. П. Клековкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020..
10. БудринаЕ.В. Проблемы формирования и управления региональным рынком транспортных услуг. - СПб. : СП6ГИЭУ, 2002.
11. Леонтьев, Р.Г. Формирование единой региональной транспортной системы (программно-целевой подход)/ Р.Г. Леонтьев - М.: Наука, 1987.
12. Семина, И.А. Транспорт как региональный ресурс: подходы к исследованию (на примере республики Мордовия)/ И.А. Семина // Взаимодействие городских и сельских местностей в региональном развитии / Под ред. д.г.н. Липеца Ю.Г. - М.: ИГ РАН, 2005.
13. Солодкий, А. И. Транспортная инфраструктура : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. И. Солодкий, А. Э. Горев, Э. Д. Бондарева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
14. Тархов, С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей/ С.А.Тархов - Смоленск-Москва: Изд-во “Универсум”, 2005.
15. Гольская, Ю. Н. Оценка влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона / Ю. Н. Гольская // автореф... канд. экон. наук: 08.00.05 - Екатеринбург - 2013.
16. Гольская, Ю.Н. Понятие транспортной инфраструктуры и оценка ее влияния на региональную экономику / Ю. Н. Гольская // Транспортная инфраструктура Сибирского региона: материалы второй межвузовской научно- практической конференции: в 6 т. - Иркутск; ИрГУПС, 2011.
17. Задворный, Ю. В. Формирование интегрированной транспортной инфраструктуры в регионе / Ю. В. Задворный // дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2005.
18. Колобов С. С. Управление инновационным развитием городской транспортной системы / С.С. Колобов // автореф... канд. экон. наук: 08.00.05. - Орел, 2012.
19. Литвяков С. С. Государственно-частное партнерство в финансировании транспортной инфраструктуры в Российской Федерации// дис. канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2014.
20. Серебряков, Л.Г. Проблемы стратегического планирования транспортной инфраструктуры региона - инновационный подход / Л. Г. Серебряков, В. В. Яновский //Научные труды Северо-Западной академии государственной службы / Сев.-Зап. акад. гос. службы. - СПб., 2011.
21. Шарыгин, М.Д. Концептуальные основы пространственной транспортно-инфаструктурной политики / М.Д. Шарыгин // Транспортная инфраструктура как фактор устойчивого развития регионов России: материалы Всерос. науч.- практ. конф. Перм. ун-т. - Пермь. - 2007.
22. Арбузов, К. Ю. Методические подходы к оценке потерь народного хозяйства из-за недостаточного развития транспортной инфраструктуры. / К.Ю. Арбузов // Журнал университета водных коммуникаций. - 2013. - №1
23. Гасанов, М. Транспортная инфраструктура - фактор устойчивого развития / М. Гасанов, А. Омаров // Экономист. - М.:Редакцияжурнала«Экономист». - 2008. - № 7
24. Генцис, С.Д. Методика планирования и развития транспортной сети отдельных регионов / С.Д. Генцис, Г.П. Косылковский // Проблемы развития транспортной системы Сибири. - Новосибирск, 1980.
25. Гольская, Ю.Н. Оценка влияния транспорта на социально-экономическое развитие регионов / Ю.Н. Гольская, И.А. Кузнецова // Известия Иркутской Государственной Экономической Академии. - 2010. - № 5.
26. Дунаев,О.Н. Транспорт в современной экономике / О.Н. Дунаев // Транспортная безопасность и технологии. - 2008. - № 1.
27. Задворный, Ю.В. Критерии оценки развития транспортной инфраструктуры региона // Российское предпринимательство. - 2011. - № 1
28. Задворный, Ю.В. Развитие транспортной инфраструктуры региона/ Ю.В. Задворный// Транспортное дело России. - 2010. - № 6.
29. Зандер, Е.В. Развитие транспортной инфраструктуры как необходимое условие социально-экономического развития региона / Е.В. Зандер, Е.А. Корякова //Вест. Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та: сб. науч. тр. - Вып. 1 (34). - Красноярск, 2011.
30. Колобов, С.С. Инновационное развитие транспортной инфраструктуры как фактор обеспечения устойчивого развития территорий/ С.С. Колобов // Известия ТулГУ. Экономические и юридическиенауки. Вып.1, ч.2. - Тула: ТулГУ, 2011.
31. Кудрявцев А. М. Особенности функционирования автотранспортной инфраструктуры Российской Федерации/ А. М. Кудрявцев // Академический журнал Западной Сибири. - 2015. - № 1, Том 11.
32. Кудрявцев, А.М., Тарасенко А.А.Методический подход к оценке развития транспортной инфраструктуры региона / А.М. Кудрявцев, А.А. Тарасенко // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6 (часть 4).
33. Максимов, А. Б. Транспортная инфраструктура регионов. / А. Б. Максимов // Известия ИГЭА. - 2007. - №1
34. Мачерет, Д. А. Макроэкономическая оценка развития транспортной инфраструктуры / Д. А. Мачерет, А. В. Рышков, А. Ю. Белоглазов, К. В. Захаров // Вестник ВНИИЖТ. - 2010. - №5.
35. Руднева, Л.Н.Методика комплексной оценки эффективности функционирования транспортной инфраструктуры региона / Л.Н. Руднева, А.М.Кудрявцев // Российское предпринимательство. - 2014. - № 8
36. Руднева, Л.Н. Транспортная инфраструктура региона: понятие и факторы формирования / Л.Н. Руднева, А.М. Кудрявцев // Российское предпринимательство. - 2013. - № 24
37. Савченко, Е.Е. Транспортная инфраструктура как инструмент регионализации экономики, ее суть и влияние на регион. / Е.Е. Савченко // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2012. - № 5.
38. Семина, И.А., Кустов, М.В. Транспорт в территориальной социально-экологической системе. / И.А. Семина, М.В. Кустов // Актуальные проблемы географии и геоэкологии. - 2009. - № 2.
39. Халтурин, Р. Развитие транспортной инфраструктуры: проблемы и возможности / Р. Халтурин // Вестник Института экономики Российской академии наук - №6 - 2012