Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования технологий оказания срочной социальной помощи населению 9
1.1. Теоретические основы технологий срочной социальной помощи
населению 9
1.2. Нормативно-правовые основы организации срочной социальной
помощи населению 33
Глава II. Исследование по выявлению необходимости внедрения и организации мобильной социальной службы «Социальный экспресс» в Республике Алтай 46
2.1. Опыт реализации мобильной социальной помощи населению
в России 46
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования «Мобильная социальная служба «Социальный экспресс» как инновационная
технология социального обслуживания населения в Республике Алтай» 57
Заключение 85
Библиографический список 90
Приложение 101
Актуальность. В нашей стране для многих регионов характерна территориальная отдаленность многих населенных пунктов от социальной инфраструктуры. Согласно официальным источникам в Российской Федерации насчитывается более 150 тыс. деревень и сел, многие их них располагаются на отдаленных территориях от городов и районных центров. Чтобы получить определенный вид услуг жителям данных населенных пунктов необходимо отправится в город или районный центр, так как получить данные услуги возможно лишь в отделении социальной защиты населения, комплексном центре, многофункциональном центре, медицинских учреждениях которые, как правило, находятся в городах или районных центрах. В силу различных причин, некоторые граждане не имеют возможности получить вовремя или же вовсе некоторые социальные услуги, будь это плохая инфраструктура, климатические условия, ограниченные возможности жизни, преклонный возраст и т.д.
Проблема заключается в недоступности некоторых социальных услуг для сельских жителей из-за отдаленности проживания от городского или районного центра, где можно было бы получить данные услуги. В связи с этим организация социального обслуживания и социальной защиты в сельской местности является весьма актуальной и необходимой. Специфика работы с сельским населением определяет необходимость создания социальнопросветительских служб. Специализированные услуги, которые можно найти в городских условиях - реабилитационные центры для детей-инвалидов, кризисные центры для женщин, приюты для детей и подростков и многие другие - трудно организовать отдельно в сельских районах. Центры социального обслуживания в сельских местностях, должны представлять сущность всех возможных сервисов, быть комплексными службами, способными разрешать многосторонние проблемы.
Внедрение инноваций в социальной сфере позволяет значительно улучшить качество услуг, предоставляемых населению, сократить сроки их предоставления, обеспечить обратную связь в отношении контроля своевременности и качества, а также повысить их доступность. Реализация новых практик в сфере социального обслуживания населения является одним из значимых инструментов реализации социальной политики в Российской Федерации.
Степень научной разработанности темы. Для понимания и объяснения процесса социального обслуживания и услуг в этой системе значимыми являются работы зарубежных классиков социологической мысли П.Бергера, П.Блау, Г.Блумера, Т.Лукмана, Дж.Мида, Дж.Ритцера, Н.Смелзера, А.Шюца, Я.Щепанского, и др., связанные с анализом роли и места социальных институтов в обществе. Вопросы оказания социальной помощи гражданам затрагивались в рамках исследований Т.В. Деркачевой, Г.Б. Челноковой, О.А. Митина и др.
Вопросы организации мобильной службы рассматривались российскими авторами Зезюля К.А., Сурнина Н.Н., Чернышева Н.В., Бабнищев А.Н. и др. Особенности организации срочной социальной помощи рассматривались в трудах М.О. Буяновой, В.П. Галаганова, С.Г. Ефимова, и других авторов
Важными в осмыслении проблем социальных услуг являются научные труды В.С.Барулина, В.И.Жукова, Н.Н.Иванова, В.Н.Ковалева, Г.И.Осадчей, Г.В.Осипова, Ж.Т.Тощенко, Н.Ф. Басов, П.Д. Павленок и др., раскрывающие понятие «социальная сфера». Их усилиями сформированы подходы к определению понятийно-категориального аппарата социальной сферы как особого феномена жизнедеятельности общества. Исследование развития системы социального обслуживания и ее становления связаны с именами российских ученых М.Н.Максимовой, К.Н.Новиковой, Л.В. Топчия, Б.А.Суслакова, Е.И.Холостовой, Н.П.Щукиной, которые рассматривают проблемы ее институционализации, факторы становления, существующие противоречия как источники развития, принципы и функции, формы и средства данной системы. Вопросы изучения организации бригадного метода социального обслуживания населения связаны с именами российских ученых Т.В. Морозова, Г.Б. Козырева, Р.В. Белая, М.В. Сухарев, М.В. Дьяконова А.А. Морозов и др.
Объект исследования: социальная помощь.
Предмет исследования: технологии оказание срочной социальной помощи населению Республики Алтай.
Цель - провести анализ внедрения и реализации инновационной технологии срочной социальной помощи населению мобильная социальная служба на территории Республики Алтай и разработать рекомендации.
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические основы
исследование срочной социальной помощи.
2. Проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую оказание срочной социальной помощи населению в Российской Федерации.
3. Рассмотреть российский опыт реализации мобильной социальной помощи.
4. Провести эмпирическое социологическое исследование, проанализировать его результаты и разработать рекомендации по реализации мобильной социальной службы Республике Алтай.
Гипотезы:
1. Вероятно, оптимальным теоретико-методологическим основанием исследования технологий срочной социальной помощи является, системный и программно-целевой подход.
2. Предположительно, нормативно-правовая база, регулирующая в оказание срочной социальной помощи населению Российской Федерации сформирована, но требует доработки.
3. Скорее всего, опыт реализации мобильной социальной службы в других регионах России будет полезен для работы мобильной службы в Республике Алтай.
4. Вероятнее, внедрение технологий оказания срочной социальной
помощи на территории Республики Алтай необходимо.
Теоретико-методологическая база исследования:
• Системный подход (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин). Определение характеристик системы социального обслуживания с одной стороны позволил рассмотреть структуру, программы, принципы управления, социальные технологии и способности к саморазвитию и самоограничению, а с другой - предусмотреть определённый порядок взаимодействия и взаимосвязи учреждений социального обслуживания. В современных условиях социальное обслуживание выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организации этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества;
• Программно-целевой подход, Современное время требует обеспечить качественное социальное обслуживание, в связи с этим неотъемлемой частью социального обслуживания стало внедрение новых технологий работы с различными социально-незащищенными категориями населения. Наиболее эффективным в вопросах качественного социального обслуживания возможно применение программно-целевого подхода. Он позволяет изучить проблему категории обслуживаемых, целенаправленно, адресно работать над ее устранением. Для этого необходимо разработать программу, проект, мероприятия, которые позволят выстроить механизм работы, направленный на решение проблемы получателей социальных услуг, получение эффективного результата.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ нормативноправовых документов, вторичный анализ статистических данных, анкетирование и экспертный опрос.
Эмпирическая база исследования:
• данные экспертного опроса специалистов учреждений социального обслуживания населения Республики Алтай, проведенного в 2019 г. (N=6)
• данные анкетного опроса клиентов учреждения социального обслуживания и людей, проживающих в отдаленных селах, проведенного в 2019 г. (N=130)
Основные положения, выносимые на защиту:
• Оптимальным теоретико-методологическим основанием
исследования технологий срочной социальной помощи является, системный и программно-целевой подход.
• Важным для учреждений социального обслуживания имеет вопрос о доступности социальных услуг по месту проживания граждан. Изолированность и территориальная отдаленность населенных пунктов от районного центра осложняет не только жизнь сельчан, но и затрудняет оказание социальной помощи обслуживаемым жителям села. В связи, с чем необходимо внедрять инновационные технологии социального обслуживания по работе с населением в отдаленных селах.
• Мобильная социальная служба создается для обеспечения доступности и регулярности получения социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим в отдаленных и малонаселенных пунктах. Мобильная служба может иметь статус самостоятельного юридического лица, быть одним из структурных подразделений центра социального обслуживания и функционировать на базе отделений срочного социального обслуживания центра социального обслуживания или комплексного центра социального обслуживания населения.
• Жители отдаленных сел не удовлетворены работой уже имеющейся мобильной социальной службы, поэтому нуждаются (заинтересованы) в создании и внедрении новой мобильной службы, которая будет посещать отдаленные села чаще и оказывать большее количество социальных услуг.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования вносят вклад в развитие теоретико -методологических основ исследования срочной и мобильной социальной помощи как инновационной технологии социальной работы .
Практическая значимость работы определяется тем, что положения и выводы работы способствуют развитию технологий срочной и мобильной социальной помощи в Республике Алтай; могут быть использованы при разработке нормативно-правовых документов в регионе в области оказания срочных социальных услуг населению; при разработке курсов для студентов высших и среднеспециальных учебных заведений в области социального обслуживания людей проживающих в отделенных местностях от районных центров.
Апробация результатов работы представлена в трудах и научнопрактических конференциях:
1. Яныканова, К.В. «Возможность и необходимость внедрения мобильной социальной службы «Социальный экспресс» на территории Республики Алтай»// Научно-методический журнал NovaInfo.ru. - 2019. - № 10. - С. 70-73.
2. Яныканова, К.В. «Инновационные технологии оказания срочной социльной помощи населению в Республике Алтай» // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей / под редакцией О.Н. Колесниковой, Е.А. Попова; Министерство науки и высшего образования РФ, Алтайский государственный университет. - Вып 11. -Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2019 г. - С. 384-387.
Структура и объем магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Исследование срочной социальной помощи как инновационной технологии социального обслуживания позволило выявить как теоретические основы реализации технологий срочной социальной помощи, так и возможности и сложности практической реализации данной технологии социального обслуживания. В ходе работы были рассмотрены основные теории и подходы к изучению социального обслуживания, социальной и срочной социальной помощи: теория активизации ресурсов; теория систем; системный подход и программно-целевой подход, целесообразным является применение системного и программно-целевого подходов.
Данные теории и подходы дают возможность раскрыть многоаспектность изучаемого объекта, наиболее полно и точно рассмотреть процессы становления и развития социального обслуживания населения и срочной социальной помощи. Имеет большое значение применение системного и программно-целевого подходов. Системный подход указывает направление исследователям на выявление целостности объекта, на раскрытие и установление многообразных связей в нем и сведения их в единую теоретическую картину. В социальной сфере системный подход базируется на систематизирующих элементах социальной политики (социальные слои населения), которые являются существенными составляющими организации социального обслуживания и социального обеспечения в современном обществе. Программно-целевой подход предоставляет возможность
разрабатывать и воплощать в жизнь различного рода программы, эффективно распоряжаться финансовыми ресурсами, сфокусировав их на решении приоритетных задач, обеспечить взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения. Теория активизации ресурсов клиентов является значимой теорией оказания срочной социальной помощи, предназначена для того чтобы клиенты учреждений социальной защиты населения имели возможность высказывать свое мнение по поводу организации своего обслуживания. Таким образом, первая гипотеза о том, что оптимальным теоретико-методологическим основанием исследования технологий срочной социальной помощи являются, системный и программно -целевой подходы, подтвердилась.
В сфере социального обслуживания и социальной защиты населения основополагающим нормативно-правовым актом выступает Федеральный закон № 442 от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», в соответствии с которым раскрываются основополагающие компоненты организации социального обслуживания. В России внедрение мобильной социальной помощи регулируется федеральными, региональными и приказами учреждений социальной защиты населения. Нормативно-правовая база регламентирующие оказание срочной социальной помощи населению в РФ не достаточно сформирована, необходимо как принятие новых законодательных актов, так и внесение изменений в существующие законы на федеральном и региональном уровне. Таким образом, гипотеза о том, что нормативно-правовая база, регулирующая в оказание срочной социальной помощи населению РФ сформирована, но требует доработки, подтвердилась.
Срочная социальная помощь оказывается отделением срочной
социальной помощи населению в учреждениях социальной защиты населения и комплексных центрах социального обслуживания. Работа срочного отделения выстраивается с помощью сотрудничества в пределах своей полномочий с различными государственными учреждениями, общественными
организациями, благотворительными и религиозными объединениями, фондами, а также отдельными гражданами. Целью функционирования отделения срочной социальной помощи, непосредственно, является мобильная социальная поддержка малообеспеченных граждан старшего поколения, ветеранов и инвалидов, а также других групп населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, учитывая индивидуальный подход к проблемам конкретного человека. Большой значимостью для учреждений социального обслуживания обладает вопрос о доступности социальных услуг по месту проживания граждан. Изолированность и территориальная отдаленность населенных пунктов от районного центра затрудняет не только жизнь сельчан, но и препятствует оказанию социальной помощи обслуживаемым жителям села. В Российской Федерации с некоторого времени стали создаваться, воплощаться и совершенствоваться инновационные технологии социального обслуживания в работе с населением в отдаленных селах. И одной из таких технологий социального обслуживания является технология мобильная социальная помощь (мобильная служба).
Мобильная социальная служба создается для обеспечения доступности и регулярности получения социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам (в том числе законным представителям детей - инвалидов), гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим в отдаленных и малонаселенных пунктах. Социальное обслуживание граждан мобильной социальной службой выполняется путем оказания им социальнобытовых, социально-медицинских, социально-правовых, социальнопсихологических, социально-педагогических услуг, для того чтобы повысить коммуникативный потенциал получателей социальных услуг, обладающих ограничениями жизнедеятельности, срочных социальных услуг, входящих в территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг. А также возможно оказание дополнительных социальных услуг по просьбе (по желанию) адресатов социальных услуг.
Многими регионами страны уже используется данный метод. В некоторых она получила хорошее развитие и поддержку, а потому область ее деятельности и возможности более расширены, чем в других, в которых она только недавно начала действовать. Проанализировав деятельность мобильной службы в различных регионах Российской Федерации, можно отметить, что данная технология весьма удобна для сельских жителей: нет необходимости тратить время и денежные средства на поездку в районный центр, когда такая возможность имеется далеко не у всех. Выездная технология социального обслуживания (мобильная социальная служба) - это инновационный метод социального обслуживания населения в труднодоступных и территориально отдаленных селах служб, осуществляется в отделениях срочной помощи комплексных центров и учреждениях социальной поддержки и защиты населения. Данный метод направлен на повышение уровня жизни и полноценное оказание социальных услуг всем нуждающимся гражданам, независимо от условий их проживания. Такое направление инновационной деятельности на сегодняшний день представляется очень важным, так как государство заинтересовано в развитии социальной сферы и предоставлении социальных услуг всем без исключения нуждающимся в этих услугах гражданам Российской Федерации.
Технология мобильная социальная служба «Социальный экспресс» на данный момент уже внедряется и успешно функционирует во многих регионах РФ, каких как Республика Бурятия, г. Москва, Московской, Брянской и Пензенской области, а также в Красноярском крае.
В ходе исследования возможности внедрения и реализации мобильной службы «Социальный экспресс» было выявлено, что в ряде учреждений социальной защиты и поддержки населения Республики Алтай в которых проводилось исследование, уже имеется мобильная служба, однако в силу различных причин она очень редко или вовсе не посещает отдаленные села. Большая часть жителей отдаленных сел никогда не пользовались услугами, предоставляемыми имеющейся мобильной службой, из-за ее отсутствия, не информированности о ее наличие и услугах, которые она предоставляет и из -за того, что она не посещает отдаленные села. Пользовались услугами имеющейся мобильной службы, лишь пожилые люди, инвалиды и семьи группы риска. Нами было выявлено, что жители отдаленных сел не удовлетворены работой мобильной социальной службы и отмечают, что нуждаются (заинтересованы) в создании и внедрении новой мобильной службы, которая будет посещать отдаленные села чаще. В ходе исследования нами были разработаны рекомендации по реализации и совершенствованию работы мобильной службы.
Результаты исследования предоставлены в Казенное учреждение Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения в Шебалинском районе» для проверки возможности внедрения и реализации мобильной социальной службы «Социальный экспресс» на базе учреждения.
Таким образом, поставленные задачи решены, гипотезы нашли свое подтверждение, цель достигнута.
1. Декларация о правах инвалидов от 09.12.1975 [Текст] //
Официальный сайт Организации объединенных наций (ООН) - [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:ййр://’№№№.ип.огд/ги/йоситеп1з/йес1_сопу/йес1ага1юпз/й1заЬ1ей.зй1т1 -
Загл. с экрана (дата обращения: 20.02.2019).
2. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 г.
[Текст] // Консультант Плюс. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/. - Загл. с экрана (дата обращения: 16.03.2018).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: принят
Государственной Думой 21.10.1994 // Консультант Плюс. Официальный сайт компании "Консультант Плюс." - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ - Загл. с экрана (дата обращения: 23.03. 2019).
4. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» (с
изменениями на 7 марта 2018) от 17.07.1999 [Текст] // Консультант Плюс. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/. -
Загл. с экрана (дата обращения: 16.03.2018).
5. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 [Текст] // Консультант Плюс. Официальный сайт компании "Консультант Плюс". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consu1tant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ - Загл. с экрана (дата обращения: 16.03.2018).
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания» от 24 ноября 2014 года N 934н. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/443/ - Загл. с экрана (дата обращения: 20. 03.2018).
7. Закон Республики Алтай «О государственной социальной помощи на территории Республики Алтай» от 30.10.2014 № 61-РЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/423845841/ - Загл. с экрана (дата обращения: 24.04.2018).
8. Закон Республики Алтай «О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Республике Алтай» 15 декабря
2014 года № 84-РЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/423977048/. - Загл. с экрана (дата обращения:
10.05.2018).
9. Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 27 декабря 2017 года N П/340 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай»(с изменениями на 23 апреля 2018 года) . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/545224395. - Загл. с экрана (дата обращения: 18.12.2018).
10. Концепция развития ранней помощи в Республике Алтай на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Республики Алтай от 29 сентября 2017 г. № 532-р. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rosmintrud.ru/uploads/imperavi/Программа%20Республика%20Алтай.pd f/. - Загл. с экрана (дата обращения: 10.05. 2018).
11. Правительства Пензенской области Постановление от 10 ноября
2015 г. № 625-пП г. Пенза «Об утверждении Порядка предоставления
социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в Пензенской области». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/430666706 - Загл. с экрана (дата обращения:
12.02.2019)
12. Правительство Республики Бурятия Постановление от 14 марта
2014 г. N 107 г. Улан-Уде «Об утверждении государственной программы Республики Бурятия Социальная поддержка граждан (2012-2017 годы и на период до 2020 года)». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460282549. - Загл. с экрана (дата обращения:
12.02.2019).
13. Правительства Республики Алтай Распоряжение от 28 апреля 2016
года № 212-р «Об организации работы в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения на территории Республики Алтай». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/440518981. - Загл. с экрана (дата обращения:
18.12.2018).
14. Правительство Красноярского края Распоряжение от 11 ноября 2013 года от 11 ноября 2013 года N 831-р Об утверждении «Региональной программы повышения качества жизни граждан пожилого возраста на территории Красноярского края» на 2017-2020 годы (в редакции Распоряжения Правительства Красноярского края от 30.06.2017 N 437-р). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/465805430/ - Загл. с экрана (дата обращения: 12.02.2019).
15. Положение о службе «Мобильная социальная служба» в отделении
срочного социального обслуживания муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Большесельского муниципального района Ярославской области от «03» сентября 2015 года №71. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn—
ptbaebbbnhef9ah5d9azc.xn--p1ai/documents/82.html/. - Загл. с экрана (дата обращения 01.12.2018)...