Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Служба применения как инновационная форма социальной работы с несовершеннолетними в условиях временного детского коллектива на базе МДЦ «Артек»

Работа №90897

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы122
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические, правовые основы деятельности и сущность службы примирения 16
1.1. Служба примирения: правовые основы и содержание 16
деятельности 16
1.2. Программы разрешения конфликтов в службе примирения 23
Глава II. Служба примирения как инновационная форма работы во временном детском коллективе 39
2.1 Практики примирения, которые применяются в условиях временного
детского коллектива 39
2.2 Готовность к практикам внедрения службы примирения в работе с
несовершеннолетними во временном детском коллективе 56
2.3 Рекомендации по созданию службы примирения в условиях временного
детского коллектива 81
Заключение 91
Список использованных источников 96
Приложение 1 105
Приложение 2 111
Приложение 3 114
Приложение 4 115
Приложение 5 118
Приложение 6 120

В обществе люди объединены друг с другом в разнообразные группы, в большие и малые. Личность каждого человека зависима от психологии и отношений, существующих в малых группах, отношения складываются различным образом: и положительно, и отрицательно. В процессе достижения взаимопонимания часто возникают трудности, то есть отношения в группах могут быть конфликтными.
Попадая в условия детского лагеря из детей, формируются временные детские объединения, в которых определенно возникают взаимоотношения. У каждого ребенка есть свои положительные и отрицательные черты, свои достоинства и недостатки. Поведение человека в группе, зависит и от его личности, и от особенности группы, от социального окружения. Особое внимание заслуживают отрицательные взаимоотношения в группе. Отрицательные взаимоотношения в группе, порождают у личности тревожность, межличностные конфликты, фрустрацию. Особенно это характерно для несовершеннолетних, чья психика особенно подвержена внешним влияниям.
Дети приезжают в лагерь с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога - организатора и сверстников и создает вполне определенное отношение к себе с обеих сторон. В свою очередь требования и потребности, окружающих находят разные отклики у самого ребенка. Именно в этом смысле «среда — всегда совокупность взаимоотношений между реальными индивидами» — оказывается разной для детей, а в отдельных случаях — крайне неблагополучной [19]. Неблагополучие ребенка во временном детском коллективе (сокр. ВДК) может проявляться неоднозначно: малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие — очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого несовершеннолетний остается в одиночестве среди ребят.
Как правило, задачей педагога - организатора временного детского коллектива является сплочение детей для последующей более плодотворной работы с ними, только мало кто учитывает тот факт, что чем сплочённые группа, тем интенсивнее ее внутренние конфликты. Во-первых, потому, что этот конфликт будет являться не только средством разрешения проблемы, послужившей для него непосредственным поводом, но и своеобразной попыткой компенсации за все накопившиеся обиды, которое до сих пор не получали выхода. Во-вторых, потому, что всеохватывающая личностная вовлеченность индивидов в дела группы приведет к мобилизации всех эмоциональных ресурсов, которыми они располагают. То есть возникающие конфликтные отношения несовершеннолетнего во временном детском коллективе, будут поглощать его полностью.
Конфликтные отношения с несовершеннолетними способствуют значительным искажениям в его поведении, отношении к сверстникам и к самому себе. Это находит отражение в комплексе негативных форм поведения, как правило, свидетельствующих о возникновении защитных, компенсаторных реакций у несовершеннолетнего в ответ на трудности в его взаимоотношениях с другими детьми.
Изменения в поведении несовершеннолетнего — вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт ребенка со сверстниками и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина упускается из виду А позднее выявление конфликта и работа с ним оказываются уже малоэффективной.
Проблема заключается в неумении несовершеннолетних эффективно разрешать конфликты и выходить из них с пользой для себя.
Появившиеся у несовершеннолетнего отрицательные качества, в связи с особой «способностью» возраста определять все дальнейшее формирование личности, могут обнаружиться и в новом временном коллективе, и последующей трудовой деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мировосприятию.
Необходимость введение практик по разрешению конфликтов и нахождение наиболее эффективных путей их преодоления вызвана и тем существенным обстоятельством, что в каждой группе любого временного коллектива есть несовершеннолетние, отношения которых значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер.
То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей взрослеющих детей, внутренних и внешних условий их развития, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальных ход личностного становления, создавая предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций и проявления агрессивности. Для разрешения проблем подростковой преступности и работой с окружением несовершеннолетнего еще в 2012 году был принят Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017г.». Вместе с ним возрос интерес к восстановительным технологиям, который отразился в создании территориальных и школьных служб примирения. По мнению детей и специалистов, опробовавших действие службы примирения этот метод работы с несовершеннолетними, имеет свой положительных эффект и нуждается в развитии.
Актуальность данной работы обусловлена малой изученностью службы примирения в условиях временного детского коллектива. При том, что существует много пересечений восстановительного подхода и применяемых методик работы во временном детском коллективе.
Деятельность служб примирения набирает обороты, и имеет положительную динамику в разных сферах в работе с несовершеннолетними. Внедрение этой формы работы уже произошло в организации социального обслуживания, образовательные учреждения. Именно эта форма работы может служить ступенькой на пути к профилактике острых конфликтов несовершеннолетних, формированию ответственности не только за себя, но и за группу в которой находится подросток и накоплению позитивного опыта разрешения конфликтов. Этому способствовало бы обучение подростков навыкам эффективного разрешения конфликта, где стороны самостоятельно приходят к выводу альтернативного разрешения конфликта и могут применять этот опыт в дальнейшей жизни.
Учитывая данные обстоятельства, мы отмечаем существование теоретической и практической проблемы: выявления особенностей
конфликтного поведения несовершеннолетних во временном детском коллективе и готовности разрешать конфликты в условиях работы службы примирения, допуская возможность присутствия третьего лица.
Степень изученности:
Процесс мирного урегулирования конфликтов приобрел такое название как «медиация». Медиация в современном ее понимании возникла в середине ХХ века. Родоначальником современного института медиации являются США. В 1947 году для разрешения ряда задач в экономическом споре между профсоюзами и работодателями был создан специальный федеральный орган - Федеральная служба США по медиации и примирительным процедурам (Federal Mediation Conciliation Service, FMCS). Федеральная служба действует в настоящее время.
Сегодня институт медиация активно развивается во многих странах Евросоюза, а в ряде стран таких, как: Австрия, Словения, Венгрия, Болгария, Румыния, Польша - приняты законы о медиации, которые регламентируют отношения, связанные с процедурой медиации в гражданско-правовых (в т.ч. семейных, коммерческих) конфликтах, а также разрешение споров в сферах публичного права. В конце 80-х годов прошлого столетия медиация приходит в Россию. В XXI веке институт медиации в Российской Федерации развивается довольно сложно, это связано, прежде всего, со слабой правовой культурой российского общества, а также с недостаточностью информированности общества о самой медиации и сферах ее применения. Тем не менее, первые шаги на пути к внедрению процедуры медиации в России сделаны. Президентом Российской Федерации 26 июля 2010 года подписан Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который вступил в силу с января 2011 года [3].
К проблеме определения понятия медиации обращались еще дореволюционные отечественные ученые. Так, например, вопрос определения медиации как посредничества, его соотношения с представительством изучался в работах Г. Ф. Шершеневича, Н. О. Нерсесова, Л. Казанцева, В. Л. Исаченко и др. По вопросам принципов, методов, видов, структуры и технологии медиационного процесса следует выделить труды отечественных и зарубежных специалистов, таких как: М. Гренфорс, К. Дали, Р Иммарижеон, Л.М. Карнозова, А.Ю. Коновалов, Р. Максудов, М. Прайс.
Способы разрешения конфликтов разных народов отражены в работах Кушковой А.Н.; Кошелевой О.; Кудрявцевым М.; Давыденко Д.Л
Методология социально-психологической медиации (Дж. Брейтуэйт, Н. Хамфрис, Дж. Хаклер) и внесудебного решения споров (Г.Н. Ветрова, Н.Кристи, Н.Е. Невярович); базовые положения восстановительного подхода к разрешению криминальных конфликтов X. Зера, Г Бэйзмора, JI.M. Карнозовой, P.P. Максудова, Э.Б. Мельниковой, М.Г. Флямера, H.JI. Хананашвилли;
Так как восстановительные практики появились сравнительно недавно, а их популярность только набирает обороты в наши дни. В России реализация восстановительного подхода в правосудии по делам несовершеннолетних начата в 1997 г. общественным центром «Судебно-правовая реформа».
В настоящее время популяризацией школьных служб примирения занимается А. Ю. Коновалов. Так как создание служб примирения является приоритетным направлением в государственной политике, как дружественный подход по отношению к ребенку, тема исследования становится актуальной, чтобы узнать, как воспринимаются несовершеннолетними медиационные практики в условиях детского отдыха, как места постоянного взаимодействия друг с другом, для разработки дальнейших рекомендаций и внедрения службы примирения не только в социальные и образовательные организации.
Объект: Служба примирения как форма социальной работы с
несовершеннолетними
Предмет: Служба примирения как инновационная форма социальной работы с несовершеннолетними в условиях временного детского коллектива...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Создание служб примирения в условиях временного детского коллектива является актуальным на сегодняшний момент в связи с активным ее развитием в образовательной сфере. А детский отдых выходит сейчас именно на этот образовательный уровень, где ребенок не только отдыхает, но и развивается, изучает не столько базовые науки, сколько нюансы межличностного общения, открытия собственных творческих способностей, исследование своих интересов и проба нового опыта. Абстрагируясь от своего привычного общества, несовершеннолетний попадает в новую, неизведанную, интересную и насыщенную жизнь. В новый мир со своими традициями и правилами, которые он унесет потом в свою привычную жизнь: уважение, забота о близком, поддержка команды, общее дело. Это по итогу А пока он только попал в условия временного детского коллектива, на его плечи сваливается ответственность. Для кого-то она знакома, а кто- то с ней сталкивается впервые. Это ответственность за себя и свое поведение, а потом и за группу, отряд, коллектив, за лагерь. Разные формы ответственности, которые учат ребенка самостоятельно принимать решения, слушать себя, слышать себя. И слышать других. Целый отряд новых других детей, которому предстоит за 21 день стать не просто группой людей, объединенных общей деятельностью, а дружным коллективом. Во главе такого коллектива обязательно будут люди, на которых дети смогут положиться на протяжении смены, чей совет будет восприниматься серьезно, и отношения с ними особенно важны для несовершеннолетних на всем протяжении смены. Это педагоги - организаторы (вожатые) отряда. Которые с первых дней будут удивлять, помогать и организовывать отряд, сплочая его в коллектив. Дети еще не представляют, какие этапы им придется пройти, чтобы стать коллективом, а вожатые уже понимают, что такое организационный период и как он будет влиять на смену Однако и вожатые не знают, какие сюрпризы поджидают их в кризисные моменты смены, какие неожиданности ждут в межличностном общении с отрядом и внутри него.
Особенность временного детского коллектива в его краткосрочности, особенность образовательного центра в его насыщенном графике, в этих условиях неизбежно сталкиваются разность интересов, воспитания, восприятия. И каждый вожатый понимает, что важно быстро преодолевать кризисные и конфликтные моменты и качественно, чтобы не нести за собой этот груз всю смену и сосредотачиваться больше на отрядной деятельности. В условиях временного детского коллектива каждый участник важен, это часть коллектива и невозможно избавиться ни от одной частички. Поэтому важно понимать и принимать ответственность за каждого участника группы, которая станет коллективом, только когда все частички будут чувствовать себя комфортно, удовлетворяя индивидуальные потребности в условиях группы и направляя свои силы на общие групповые цели и общую деятельность. Все эти особенности формирования временного детского коллектива имеют сходство с особенностями восстановительного подхода, который является методом эффективного урегулирования конфликтов. Он подразумевает разрешение конфликтных ситуаций самими конфликтующими, вследствие чего происходит восстановление социально - психологических связей, состояний. В ходе применения этого подхода, конфликтующие берут на себя ответственность за разрешение конфликта, и выносят из этого опыт исправления причиненного вреда, нормализацию отношений и социального окружения. Такой опыт очень важен для несовершеннолетних в применения его на последующих коллективах. Также и вожатым важно сформировать в участниках временного детского коллектива ответственность за принятие решения, которое скажется и на другом человеке и на группе в целом. Восстановительный подход помогает принять участников конфликта такими, какие они есть и позволяет им понять друг - друга и совместно разрешить конфликтную ситуацию. Это очень важно в условиях временного детского коллектива, где важен каждый и нет возможности не принять кого- то, иначе нарушится целостность команды:. В ходе проведенного исследования было выявлено, что, даже учитывая достаточную конфликтную компетентность подростков, большая часть
заинтересована в обучении навыкам эффективного урегулирования конфликтов, в привлечении независимого медиатора к разрешению конфликтных ситуаций. Оценивая условия проведения исследования можно отметить некоторые сходства с целями деятельности службы примирения и целями программы развития МДЦ «Артек» на 2015- 2020 годы:
Создание инновационного оздоровительно-образовательного
пространства, где ребенок получит новые знания о мире и о себе, умения действовать и взаимодействовать, успешный опыт интеллектуальной и творческой деятельности, которые станут стимулом для его дальнейшего развития;
Разработка и внедрение педагогических технологий, позволяющих получить качественно новые образовательные результаты, соответствующие современным вызовам;
Создание условий для воспитания поколения людей инновационными установками, способного вывести страну на ключевые мировые позиции в науке, культуре, творчестве, гуманных межличностных отношениях, в формировании преобразователей, деятелей, творцов, стремящихся к самореализации во благо страны и мира [8].
Опираясь на эти цели можно отметить инновационную направленность в образовании детей. А учитывая данное исследование, готовность несовершеннолетних к обучению инновационным технологиям , связанными с альтернативным урегулированием конфликтов, актуальна именно сейчас. Когда впечатления от летнего отдыха должны быть, не просто положительными, но и вызывающими благодарность за полезное образования, за новый опыт, за импульс в развитии, за расширение границ и рамок. И эти инновации должны, прежде всего, касаться кадрового состава, работающего с временным детским коллективом. Из программы: «Педагогическая система развивалась
недостаточно активно, внедрение передовых мировых практик воспитания и дополнительного образования, обучение педагогического коллектива не Профессиональные компетенции большинства специалистов Международного детского центра "Артек" требуют совершенствования». Проведение качественного обучения работников данной сферы понимает руководство, показывает опыт работы с временным детским коллективом. Из поставленных перед педагогом-организатором задач не просто проведение группы через весь период смены, а создание и сплочение коллектива, который будет объединён не просто общим местом сбора и творческими делами, а общей целью, общей ответственностью за группу, крепкими социально психологическими связями, общими победами и общими переживаниями проблем. Проблем, с которыми зачастую не сталкивались несовершеннолетние, и им необходима помощь в решении этих конфликтов со стороны, беспристрастная, честная и желающая помочь, не действуя в своих интересах. В таких условиях вожатым нужны знания, ресурсы и опыт, для готовности в помощи в таких ситуациях, в предвидении подобных и в осуществлении образования детей для их же последующей успешной социализации в этой и других временных коллективах [74].

В итоге, согласно результатам проведенного исследования, выявлена готовность несовершеннолетних к внедрению практик службы примирения в условиях временного детского коллектива. Необходимо отметить, что в результате научно-исследовательской работы выполнены все поставленные задачи: проанализированы теоретические основы и нормативно-правовые акты организации службы примирения в работе с несовершеннолетними; проанализировать программы разрешения конфликтов в службе примирения в работе с несовершеннолетними; описаны практики примирения, которые используются в условиях временного детского коллектива, проведено исследование о готовности несовершеннолетних разрешать конфликты в условиях временного детского коллектива с помощью такой практики, как служба примирения.
Все выдвинутые гипотезы в ходе проведенных социологических исследований подтверждены, а именно: служба примирения активно развивается в последние десятилетия; служба примирения как форма работы с несовершеннолетними достаточно известна среди детей МДЦ Артек; методики работы с временными детскими коллективами имеют общие черты с практикой восстановительного подхода; деятельность службы примирения находит положительный отклик у несовершеннолетних на базе МДЦ Артек; службу примирения можно рекомендовать к примирению во временном детском коллективе в условиях детского отдыха.


1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) - России: вступила в силу для СССР 15.09.1990 - М.: Генеральная Ассамблея ООН, 1990. - 20 с.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации - России: принят 13.06.1996 (ред. от 17.04.2017) - М.: Верховный совет РФ: 1996. - 229 с.
3. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием
посредника (процедуре медиации): закон Российской Федерации. - М.:
Государственная дума, 2010. - 9 с.
4. Об образовании: закон Российской Федерации (утратил силу в 2013) - М.: Государственная Дума; Совет Российской Федерации, 1992. - 78 с.
5. Об образовании: закон Российской Федерации. - М.:
Государственная Дума; Совет Российской Федерации, 2012. - 132 с.
6. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: закон Российской Федерации. - М.: Верховный совет РФ:1999. - 38 с.
7. Российская Федерация. Президент (2000;05.2012 - В.В. Путин). Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы". - М.: Государственная дума, 2012. - 36 с.
8. Программа развития федерального государственного бюджетного учреждения "Международный детский центр "Артек" на 2015 - 2020 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации. - М.: Государственная дума, 2015. - 33 с.
9. Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность:
Распоряжение Правительства Российской Федерации. - М.: Государственная дума, 2014. - 11 с.
10. Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края от 23 сентября 2016 г.// О развитии служб примирения в системе образования и социальной защиты населения в Алтайском крае. - Барнаул: Администрация Алтайского края, 2016. - 6 с.
11. Абдулхаиров, А. З. «Страна мечты» Артек: традиции, достижения и перспективы Международного детского центра / А. З. Абдулхаиров // Библиография. - 2014. - N 4. - С. 81- 94.
12. Акутина, С.П. Практика и проблемы организации детского отдыха и оздоровления в системе дополнительного образования детей и взрослых: монография / С.П. Акутина, В.А. Волгунов, Т.Т. Щелина; под ред. Н.П. Ходаковой. - Новосибирск: «СибАК», 2014. - 182 с.
13. Акутина, С.П. Роль службы медиации в разрешении конфликтов во временном детском коллективе / С.П. Акутина // Библиография. - 2017. - Выпуск ГН-2017 Январь. - N 1. - С. 56 - 60.
14. Аллахвердова, О.В. Медиация — переговоры в ситуации конфликта / О.В. Аллахвердова, А.Д. Карпенко. - СПб.: Роза мира, 2010. - 105 с.
15. Алтайкрайстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://akstat.gks.ru_ - Загл. с экрана (дата доступа: 15.02.2019)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ