Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД С 1992 ПО 2018гг

Работа №90814

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

политология

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Начало сотрудничества республики Таджикистан и Российской Федерации 15
1.1 Начало и развитие дипломатических отношений 15
1.2 Взаимоотношения стран в рамках ШОС 27
Глава 2. Торгово-экономическое и культурное сотрудничество республики Таджикистан и Российской Федерации 33
2.1 Формирование и развитие торгово-экономического сотрудничества 33
2.2 Сотрудничество в сферах образования, науки и культуры 39
Глава 3. Вопросы таджикско-российского взаимодействия в военно­технической и пограничной сфере 48
3.1 Сотрудничество в военно-технической области 48
3.2 Взаимодействие по охране государственной границы Таджикистана 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67

Актуальность темы исследования. С распадом Советского Союза на территории Центральной Азии появились независимые государства на территории которых провернулся прежде всего экономическая нестабильность, голод и гражданская война. Исходя из уроков истории почти 30 летней давности можно узнать, что Таджикистан еле как пережил гражданскую войну и поднялся на ноги. И мы должны помнить, что прежде всего на мировой арене были есть большие игроки, которые играли свою важную роль в происходящих тогда процессах на территории стран Центральной Азии и в том числе на территории Таджикистана. Одним из таких игроков, который играл важную роль в мирном урегулирование гражданской войны в Таджикистане была Российская Федерация.
Влияние России на постсоветское пространство имеет особое место из- за хорошего прагматизма и дальновидной политики в международной арене. Магистрант считает, что анализ и суть взаимоотношений этих двух стран имеет очень большую актуальность в свете того, что происходит на данный момент во взаимоотношениях наших стран.
Степень научной разработанности темы.
Начиная с распада СССР, судьба и дальнейшее развитие взаимоотношений России и Таджикистана, находиться в центре внимания ведущих историков, политологов, экономистов двух стран. Каждый год проводятся конференции по международному сотрудничеству между нашими странами.
Несмотря на маленькую комплексную исследовательскую базу на данную тему, с каждым годом расширяется источниковая база, открываются архивные документы, дополняется новая информация о том, как все-таки начались взаимоотношения этих двух стран еще в далеком 1993 году, когда в Таджикистане развернулась гражданская война и по сути страна была гране развала, когда Э. Рахмон принял пост руководителя страны.
В рамках исследуемой темы большой интерес представляют работы и статьи Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона, в которых приводятся многочисленные факты внешней политики Республики Таджикистан, в частности о таджикско-российском сотрудничестве. Рахмон Э. Таджикистан: опыт истории и открытость будущему // Независимая газета.2001. Июнь.; Его же: По пути независимости: Доклад президента Э. Рахмонова на торжественном собрании, посвященном четвертой годовщине независимости Республики Таджикистан // Независимая газета. 1995. 23 сент Совместное заявление по итогам визита председателя правительства Российской Федерации в Республики Таджикистан. 1998. 23 янв.; Филиал МГУ - знак единой образовательной системы в СНГ // Омузгор. 2010. 9 июля.; Таджикистан на пути демократии и цивилизованного общества. Душанбе. 1996. - 46С.; Таджикистан: десять лет независимости
национального единства и созидание. Т.1, Душанбе, 2001. - 154 С.; Опираясь на волю народа. - Душанбе, 2002.-54 С.; Таджикистан на пороге XXI века. Душанбе, 2001.- 64 С.
Некоторым аспектам и этапам дипломатического, торгово­экономического сотрудничества Республики Таджикистан и Российской Федерации посвящены диссертационные работы таджикских и российских ученых. Среди них особо следует отметить диссертации У.К. Бабаджановой, Р.Х. Мирзоева, Махониной C.B., Г.В. Коваленко Бабаджанова У.А. Российско-таджикские отношения в 90-е годы XX века. Автореф. дисс. канд. ист. наук. - М., 2006; Мирзоев Р.Х.
Специфика и закономерности таджикско-российских миграционных процессов. Дисс. канд. полит, наук. - Душанбе, 2006; Махонин C.B. Военно­политические сотрудничество между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией В; 1993-1999 годы, исторический опыт и уроки. Автореф. канд. ист.наук. -Душанбе, 1999; Коваленко Г.В. Энергетический сектор в современном развитии российско-таджикских отношений. Автореф. дисс. канд. полит, наук. - М., 2012. и др.
О деятельности Таджикского посольства в Российской Федерации определенный интерес представляет монография С. Сафарова. Сафаров С.Г. Рука об руку с Российской Федерацией. М.,2006. - 256 с. В его работе отражены важнейшие вехи сотрудничества двух государств, включая мероприятия, которые проводились Таджикским посольством в российских городах с 2001 года по 2006 год.
Вопросам таджикско-российского сотрудничества особое внимание уделено в публикациях министра иностранных дел Республики Таджикистан Х. Зарифи Зарифи X. Многовекторная дипломатия Таджикистана. - Душанбе, 2010; Он же. Дипломатиям Точикистон: дируз ва имруз. (Таджикская дипломатия: вчера и сегодня). - Душанбе, 2009 и др. , освещающие проблемы внешней политики республики.
Анализ внешней политики Республики Таджикистан в условиях суверенитета проводится в трудах академика Т. Назарова Назаров Т.Н. Таджикистан: экономика, политика, международное сотрудничество. Минск, 2002; Он же. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. ~ Душанбе, 2003; Он же. Рыночная экономика и международное сотрудничество. - Душанбе, 2007; Он же. Экономическая реформа, сотрудничество и безопасность (проблемы и суждения). - Душанбе, 2013 и др, в которых дается высокая оценка современной дипломатии Республики Таджикистан.
В VI томе «Истории таджикского народа. Новейшая история (1941­2010 гг.)» под общей редакцией академика АН Республики Таджикистан Р.М. Масова содержаться подробные свидетельства о сотрудничестве Республики Таджикистан и Российской Федерации в сферах экономики, торговли, образования, литературы, театра, музыкального и изобразительного искусств, науки, физической культуры и спорта.
Следует отметить, что чаще всего проблемы торгово-экономического сотрудничества и культурных взаимоотношений Республики Таджикистан с Российской Федерацией затрагиваются в статьях, опубликованных в таджикских средствах массовой информации, таких как «Азия плюс», «Бизнес и политика», «Садои мардум», «Джумхурият» и др. При этом внушительная часть материалов средств массовой информации касается вопросам таджикско-российского сотрудничества в таких сферах, как: энергетика, товарооборот, регулирование трудовой миграции и т.д.
Некоторые аспекты практического осуществления в странах с переходной экономикой концепции экономического сотрудничества и интеграции между странами нашли отражение в трудах российских ученых: С.С. Бузановского, М.Д. Аистова, В.А. Балукова, П.П. Табурчака, А.К. Тутунджяна, В.Н. Тренева, В.Д. Шопенко и др. Следует отметить, что проблемы и перспективы сотрудничества Российской Федерации и Республики Таджикистан рассматриваются концептуальным образом российскими учеными большей частью в теоретических рамках. В разработку такого подхода особый вклад внесли такие российские ученые, как Л.И. Абалкин, А.И. Коржов, М.С. Минтаиров, А.Ю. Невский, А.К. Казанцева и др.
Процесс интеграции для экономической науки Республики Таджикистан является относительно новым объектом исследования и многие ведущие экономисты Республики Таджикистан в своих работах обосновывают необходимость реформирования и дальнейшей интеграции республики в региональные организации сотрудничества, в том числе в российские. Их исследования сосредоточены на таких направлениях, как: возрождение экономики республики в контексте важности международного и экономического сотрудничества и проводимых реформ (О.Б. Бобоев, Т.Н. Назаров); вопросы стратегии развития экономики и стратегические приоритеты углубления экономических преобразований Республики Таджикистан в переходный период (Н.К. Каюмов, Г.В. Кошлаков, Р.К. Рахимов, Л.Х. Саидмурадов); проблемы развития предпринимательства и приватизации с учетом опыта Российской Федерации (С.Д. Комилов, М. Н. Нурмахмадов, М.С. Давлятов); этапы и особенности формирования рыночной экономики в Республике Таджикистан (А.А. Бойматов); структурные изменения экономики Республики Таджикистан и особенности промышленной политики в условиях экономической интеграции с Российской Федерацией (Н.Х. Хоналиев, А.Х. Нурматов, А.М. Рахимов).
В период независимости постсоветских государств таджикско- российские связи и сотрудничество в гуманитарной сфере остается малоизученным, в частности, нет ни одной крупной монографической научной работы по этой теме, в которой отражались бы все аспекты гуманитарного сотрудничества между двумя странами в годы их независимости (1991-2011 гг.).
Следует назвать также труд М. Наимова и А. Сатторова «Россия и Таджикистан (из истории таджикско-российских экономических
взаимоотношений (1917-1990 гг.)» Наимов. М., Сатторов А., Россия и
Таджикистан: из истории российско-таджикских экономических
взаимоотношений (1917-1990гг.). Душанбе. 2004., в котором о таджикско- российском сотрудничестве приводится немало сведений.
Большой интерес представляет соавторская монография Х.П. Пирумшоева и М.Х. Маликова «Россия-Таджикистан: история
взаимоотношений» Пирумшоев Х.П., Маликов М.Х. Россия-аджикистан: история взаимоотношений. Душанбе,2009.- 677 с., в которой
рассматриваются многие проблемы, существующие во взаимоотношениях между двумя странами.
Глубокие по содержанию работы Т. Назарова Назаров Т.Н., Сатторзода А. Современная дипломатия Таджикистана. Душанбе, 2006.156 е.; Его же. Таджикистан: горизонты настоящего и будущего. Нью-Йорк, 1999.-2Юс.; Его
же. Таджикистан: экономика, политика, международное сотрудничество. Минск, 2002. - 253с., в которых наиболее полно отражена
внешнеполитическая деятельность Республики Таджикистан в период независимости, заслуживают особого внимания, в которых проанализированы вопросы взаимоотношений Республики Таджикистан и Российской Федерации. Следует отметить, что труды Т. Назарова по сравнению с другими исследовательскими работами отличаются более критическим подходом к различным проблемам, которые имели и имеют место не только во взаимоотношениях Республики Таджикистан и Российской Федерации, но и в сфере сотрудничества Республики Таджикистан с другими странами. Автором данной магистерской работы были изучены также другие работы этого исследователя, в которых рассматриваются процессы внешнеполитического курса Республики Таджикистан и его взаимодействия с зарубежными странами, в частности с Российской Федерацией.
В книжных изданиях З. Саидова и А. Шарипова Саидов 3. Межгосударственные отношения Республики Таджикистан в двустороннем формате. Душанбе, 2001.112с.; Его же. Внешняя политика Президента Рахмонова. Душанбе, 2000.162 с.; Его же. Политика открытых дверей.
Душанбе,2003.224с; Его же. Внешняя политика Республики Таджикистан. Душанбе, 2006.559 с.; Его же. Основные тенденции внешней политики Республики Таджикистан на рубеже столетий (1992-2004 гг.).Душанбе, 2005. 417 с. соавторстве). говорится о внешнеполитической деятельности Президента Республики Таджикистан в различные периоды, в частности, рассматриваются проблемы, касающиеся взаимосвязей Республики Таджикистан и Российской Федерации в различных сферах.
Взаимоотношения Республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере образования, науки и культуры рассмотрены в диссертационной работе П.А. Пирназарова. Пирназарова П.А. Взаимоотношения Республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере образования, науки и культуры. Дисс.на соискание уч. Степени кандидата исторических наук по Специальности: 07.00.02 - Отечественная история. - Душанбе, 2013. -167 с. В своем исследовании автором осуществлена попытка глубоко проанализировать документальные источники, работы государственных деятелей и ученых Российской Федерации и Республики Таджикистан, в которых большое внимание уделено как истории таджикского народа, так и процессам формирования, развития и укрепления двустороннего сотрудничества Республики Таджикистан с мировым сообществом, в частности, с Российской Федерацией. Автором диссертации были изучены труды, посвященные вопросам истории развития и упрочения таджикско- российских отношений, без которых трудно было бы понять суть нынешнего развития данных отношений.
Современный этап военного сотрудничества между двумя странами и его нормативное правовое регулирование более детально и всесторонне изучены в труде И.Х. Афандихонова Афандихонов H.X. Правовые основы военного сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - М., 2006. , где автор,
анализируя военное сотрудничество Республики Таджикистан с Российской Федерацией и его правовые основы, дает рекомендации и предложения, направленные на совершенствование внутригосударственного
законодательства обеих стран в военной области, развитие национальной и коллективной безопасности.
К другим работам, посвященным военно-политическому сотрудничеству Республики Таджикистан и Российской Федерацией, следует отнести работы Архангельского A.B., Булыгина A.H., Грибовского А.Б., Клименко А.Ф., Кожокина Е.М., Егозарьяна В.В., Попенкова В.И. и др. Архангельский A.B. Международно-правовые основы обеспечения коллективной безопасности государств-участников СНГ: Автореф.дис...канд. юрид. наук. -М. 2003; Булыгип A.H. Военное сотрудничество государств Содружества: понятие, становление и основные направления развития //10
лет Совету Министров обороны государств-участников СНГ: опыт и уроки военного сотрудничества (Материалы Международной военно-научной конференции (СПб, 27 февраля 2002 г.).- М.; 2002; Грибовский А.Б. Становление и развитие военно-политических отношений России со странами Центральной Азии,- М., 2003; Клименко А.Ф. Проблемы становления Шанхайской организации сотрудничества и взаимодействия России и Китая в Центральной Азии - М.: Ин-т Дальневост. РАН, 2005; Кожокин Е.М. Шанхайская организация сотрудничества: Становление новой раелыюсти. -М., 2005; Егозарьян В.В. Военно-политическое сотрудничество России со странами СНГ как фактор интеграции: Дне. канд. полит, наук. -М., 2001; Попенков В.И. Современные проблемы военно-политического сотрудничества государств СНГ в интересах национальной и коллективной безопасности. М.: ВАГШ, 2002; Яковлев В.11. Современные проблемы военного сотрудничества государств СНГ в интересах обеспечения коллективной безопасности. -М., 2001; Махонина C.B. Военно-политическое сотрудничество между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией: Исторический опыт и уроки Душанбе, 1999; Масов P.M. Россия и Таджикистан. Россия в исторических судьбах таджикского народа. -Душанбе, 1998; Абдуллоев С, Сайфуллоев А. Навечно с Российской Федерацией М.: 4­й филиал Воениздата, 2000; Занченко В.М. Общественный контроль над военной сферой в Республике Таджикистан М., 1998; Муминзаде Н.Д.
Становление и развитие военно-политического сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в 90-е годы XX века. - М., 2001 и др.
Афандихонов H.X. Правовые основы военного сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией. Автореф. дис...канд. юрид. наук. -М., 2006.
Р.Ш. Нуриддинов в своих монографиях Нуриддинов Р.Ш. Геополитические проблемы национальной безопасности в условиях
глобализации: региональная история в глобальном измерении. -
Новосибирск, 2010; он же: Мегатренды мировой политики. - Новосибирск: Симо и Р., 2012. - 178 с.; он же: Место и роль России в формировании новой геополитической системы в странах Среднего Востока. - Новосибирск: СитАГС, 2009. - 170 с.; он же: Мировая политика. - Душанбе: Андалеб , , 2016. - 352 с., рассматривая роль Российской Федерации в формировании новой системы международных отношений в странах Центральной Азии, исследует проблемы региональной конкуренции в условиях глобализации мира. Автор особо акцентирует внимание на трансформации угроз и вызовов в Центральной Азии в рамках внешней политики как региональных, так и международных акторов.
Специалистам очень интересен путь через которые прошли Россия и Таджикистан в строительстве мира в Таджикистане и выстраивание дружественных отношений на взаимовыгодных условиях и для Таджикистана, и для России. По сути никто не ожидал что такая тактика выстраивания сотрудничество между политическим гигантом и аграрной страной может привести в итоге к такому счету, что обе стороны в выигрыше, или как еще экономисты говорят сотрудничество с итогом «Win- Win».
Источниковедческую базу исследования составили законодательные акты и другие основополагающие документы, определяющие и характеризующие сущность и предназначение таджикской национально­государственной внешней политики в целом, в том числе и многосторонние отношения Республики Таджикистан с Российской Федерацией. К ним относятся, например, Конституция (Основной Закон) Республики Таджикистан, Концепция внешней политики Республики Таджикистан, а также ратифицированные Республикой Таджикистан и Российской Федерацией международные нормативно-правовые акты и др. Особое значение для более подробного и исчерпывающего анализа теоретических вопросов взаимоотношения Республики Таджикистан с Российской Федерацией имеет также знакомство с аналогичными правовыми источниками внешней политики Республики Таджикистан и Российской Федерации.
В работе кроме этого широко использованы материалы текущих архивов министерств иностранных дел, культуры, образования, внешнеэкономической связи, выступления президентов обеих республик на пресс-конференциях, сборники документов, освещающие торгово­экономические, научно-технические и культурные отношения между Республикой Таджикистан и Российской Федерации, официальные сайты Министерств иностранных дел обеих стран, а также материалы периодических изданий.
Цель и задачи исследования. Целью работы является определение основных тенденций и приоритетных направлений в развитии взаимоотношений Республики Таджикистан и Российской Федерации в годы независимости (1991-2018 гг.). Исходя из поставленной цели, определяются следующие задачи исследования:
• осветить правовые основы процесса становления и развития дипломатических отношений Республики Таджикистан и Российской Федерации в условиях суверенитета;
• показать сотрудничество и взаимодействие Республики Таджикистан и Российской Федерации в системе региональных и международных организаций;
• исследовать и обобщить динамику развития торгово-экономического сотрудничества Республики Таджикистан и Российской Федерации;
• рассмотреть процесс развития межгосударственных отношений в сферах образования, науки и культуры;
- раскрыть основные направления и приоритеты сотрудничества
Республики Таджикистан и Российской Федерации в военно-политической сфере на современном этапе;
• определить основные и перспективные направления сотрудничества;
• предложить рекомендации для дальнейшего развития взаимоотношений между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией.
Объектом исследования является анализ и обобщение процессов и перспектив взаимоотношений Республики Таджикистан и Российской Федерации в годы независимости (1991-2018 гг.).
Предметом исследования послужил процесс формирования и развития таджикско-российских двусторонних дипломатических, торгово­экономических, военно-политических и культурных отношений в период 1991-2018 гг.
Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают 1991-2018 годы, в течение которых наблюдалось активное развитие дипломатического, торгово-экономического, культурного и военно­политического сотрудничества Республики Таджикистан с Российской Федерацией.
Научная новизна магистерской работы заключается в том, что в ней впервые:
• проанализированы и обобщены наиболее важные события, происходившие на фоне дипломатических отношений Республики Таджикистан и Российской Федерации в условиях суверенитета, особо освещены официальные визиты и встречи руководителей государств, в ходе которых были заключены важные договора и подписаны документы, составлявшие правовую базу для преемственного развития всестороннего сотрудничества Республики Таджикистан и Российской Федерации;
• анализируются и обобщаются правовые основы государственной политики, торгово-экономические, культурные, военно-политические связи двух государств в рассматриваемый исторический период.
• обоснована необходимость новых, цивилизованных подходов к
формированию основных направлений таджикско-российского
сотрудничества на взаимовыгодной основе с учетом новых условий развития стран.
Методологическая база исследования. При подготовки магистрской работы автором были использованы такие принципы исследования как объективность, историзм и системность, анализ и синтез, наблюдение, описание и сопоставление. Наряду с этим, были использованы методы системного, сравнительно-исторического анализа, принципы логического и ретроспективного анализа международных, общественно-политических, социальных, экономических, культурных событий и явлений между двумя государствами. Научные концепции и подходы таджикских, российских и зарубежных ученых, экспертов и исследователей, занимающихся международно-правовой, дипломатической, торгово-экономической,
культурной и военно-политической проблематикой и вопросами межгосударственных отношений, в том числе таджикско-российских взаимоотношений в период независимости.
Практическая значимость исследования. Материалы данной магистерской работы и ее результаты могут быть использованы министерством образования, министерством культуры, министерством иностранных дел Республики Таджикистан и Российской Федерации, другими органами исполнительной власти как источник сведений о сотрудничестве Республики Таджикистан и Российской Федерации в рассмотренных сферах, а также в процессе преподавания соответствующих
спецкурсов на исторических факультетах и отделениях международных отношений вузов Республики Таджикистан и Российской Федерации.
Структура магистерской работы обусловлена задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающие шесть параграфов, заключения, а также списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе проведенного исследования можно заключить, что развитие сотрудничества с Российской Федерацией в политической, экономической, культурной, военной сферах соответствует национальным интересам Республики Таджикистан. При этом Россия считается основным стратегическим партнером Республики Таджикистан не только в рамках СНГ, но и в международном масштабе. Следовательно, обе страны имеют солидную договорно-правовую базу, которая охватывает все сферы сотрудничества между двумя государствами.
Между двумя странами за период 1991-2018 годов было заключено более 200 межгосударственных, межведомственных и межправительственных соглашений в различных сферах.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно заключить, что межгосударственные отношения Таджикистана и России во всех областях основывались на Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который был подписан 25 мая 1993 года в Москве. Этот Документ положил начало подведению прочной правовой базы под установлением и развитием двусторонних отношений.
Характерно, что в заключенных договорах и соглашениях, регулирующих различные направления двустороннего взаимодействия, закреплены военно-правовые механизмы реализации российско-таджикского сотрудничества. Ключевыми среди них являются договор «О сотрудничестве в военной области» от 25 мая 1993 г. и договор «О союзническом взаимодействии, ориентированном в XXI век» от 16 апреля 1999 г.
Таджикистан и Россия продолжают сотрудничать в торгово­экономической области. Однако развитие гидроэнергетики и совместное решение водных проблем на перспективу могут стать приоритетными направлениями двустороннего сотрудничества с подключением других заинтересованных стран. Объемы прямых российских инвестиций в совместные гидроэнергетические проекты в Таджикистане резко возросли начиная с 2010 г. За исследуемый период Российская сторона полностью выполнила свои обязательства по межправительственному Соглашению о порядке и условиях долевого участия Российской Федерации в строительстве Сангтудинской ГЭС-1.
Развитие всестороннего сотрудничества с Россией на взаимовыгодных началах отвечала национальным интересам Таджикистана, позиция которого в этом отношении наиболее точно сформулирована Президентом Республики Таджикистан Э. Рахмоном: «Россия была и остается для нас главным стратегическим союзником. Это официальная позиция не только руководства страны, но и всего народа Таджикистана».1
Активно развивались связи Республики Таджикистан и Российской Федерации в культурной сфере. В этой области был подписан ряд межгосударственных договоров и соглашений, при этом культурное взаимодействие двух стран, главным образом, заключалось в проведении дней культуры на территориях двух стран, гастролей театральных и художественных коллективов, художественных фотовыставок, взаимных визитов поэтов и писателей, проведении кинофестивалей и т.д. Итогом подобного сотрудничества становилось близкое знакомство с культурой, традициями народов двух стран. Взаимообмен и взаимный показ культурными достижениями постоянно проходили в центральных провинциальных городах на территории обеих стран, что положительно повлияло на ознакомление с культурными достижениями и духовное сближение народов обеих государств. Однако, несмотря на все проведенные мероприятия и усилия правительств обеих стран, все ещё существовали
проблемы, которые нужно было решить именно за счет проведения и ознакомления разных культурных мероприятий на территориях двух стран.
В годы независимости взаимодействие в научной сфере между двумя странами заключалось в обучении граждан Республики Таджикистан в научных центрах Российской Федерации, аттестации научных специалистов, ученых, в проведении различных научных конференций, симпозиумов, в координировании связей по всем направлениям научного взаимодействия, как с институтами, так и с университетами. Например, в 2007 г. научно­техническое сотрудничество Республики Таджикистан и Российской Федерации, по данным НПИ Центра, заняло первое место по восьми показателям среди зарубежных стран. И все же взаимодействие и координация деятельности таджикских ученых со своими российскими коллегами по сравнению с советским периодом, оставались очень слабыми. Подготовка кадров по отдельным сферам науки для научных учреждений Республики Таджикистан оставляла желать лучшего. Этой проблеме правительствам обеих стран следовало уделять большее внимание в исследуемый период.
Сотрудничество в области образования и науки заключалось в основном в подготовке квалифицированных кадров для Республики Таджикистан, открытии новых вузов Российской Федерации на территории Республики Таджикистан, в более активном изучении русского языка населением Республики Таджикистан, в обеспечении школ и вузов учебно­методической и художественной литературой. Нехватка высококвалифицированных кадров являлась одной из важнейших проблем независимой Таджикской республики и Российская Федерация оказывала ей в этом большую помощь. Начиная с 2000 г. Российская Федерация выделяла более 400 квот для таджикских граждан для обучения в вузах Российской Федерации.
Сотрудничество Республики Таджикистан и Российской Федерации в 64
сфере образования, науки и культуры в годы независимости, несмотря на отдельные сложности, развивалось успешно и плодотворно, оно служило большим стимулом для дальнейшего развития дружбы, взаимовыгодного сотрудничества между народами Республики Таджикистан и Российской Федерации.
Мы пришли к такому выводу, что национальные интересы, безопасность государств выступали в качестве основы, мотива, побуждавшие к военно-техническому сотрудничеству. Анализ международного военного сотрудничества показал, что в зависимости от своих национальных интересов, государства - участники СНГ, ШОС, в том числе Республика Таджикистан и Российская Федерация, реализуют свои интересы в ходе взаимодействия.
Проведенное исследование подтверждает, что военное сотрудничество Республики Таджикистан и Российской Федерации является исторически обусловленным и вызвано объективными потребностями развития двух стран. Это сотрудничество является объективной необходимостью и отвечает интересам как национальной безопасности двух государств, так и коллективной безопасности СНГ и ШОС в целом.
Взаимодействие силовых структур России и Таджикистана в подготовке кадров, техническом и боевом оснащении во многом позволило таджикским войскам к настоящему времени опираться уже на собственные возможности в решении вопросов безопасности. Этому во многом способствовала без всякого сомнения работа в республике российских военных советников, миссия которых была успешно завершена. Российские преподаватели военных вели работу в высших учебных военных заведениях Таджикистана, кадровые таджикские офицеры готовились в российских военных училищах.
В завершающей фазе миротворческого процесса в Таджикистане крайне важную роль сыграли убедительные и неоспоримые успехи российских пограничников. Полным провалом закончились для экстремистов все крупномасштабные попытки наладить через государственную границу регулярное снабжение вооруженных формирований материальными ресурсами.
Российские пограничники первыми встали на пути проникновения в пределы СНГ религиозного экстремизма, международной наркомафии с сопутствующим им незаконным оборотом оружия и каналами незаконной миграции. Уже можно определенно сказать, что все эти годы предельно напряженного противостояния на таджикско-афганской границе завершились победой российских пограничников. Государственная граница Таджикистана, превращенная в полуторатысячекилометровый
оборонительный рубеж, выдержала это испытание.
Главный фактор успеха российских пограничников в Таджикистане заключался в том, что здесь был успешно использован и реализован на практике богатейший опыт предыдущей десятилетней войны в Афганистане.
Наконец, как показывают проведенного анализа, сотрудничество Республики Таджикистан и Российской Федерации в годы независимости было обусловлено взаимным интересом, рядом обязательств по международным договорам. Российская Федерация после распада СССР, с одной стороны, ставшая правопреемником двусторонних и многосторонних договоров, соглашений, конвенций, касающихся различных сфер международных отношений, взяла на себя обязательства по их неуклонному соблюдению. С другой стороны, ею как суверенным государством было заключено множество новых соглашений с другими государствами в различных областях, в том числе и с Республикой Таджикистан.


1. Абдуллоев С, Сайфуллоев А. Навечно с Российской Федерацией М.: 4-й филиал Воениздата, 2000.
2. Архангельский A.B. Международно-правовые основы обеспечения коллективной безопасности государств-участников СНГ: Автореф.дис...канд. юрид. наук. -М. 2003.
3. Афандихонов H.X. Правовые основы военного сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - М., 2006.
4. Ахмедов рассказал, в каких городах РФ больше мигрантов из
Таджикистана [Электронный ресурс] // Sputnik Таджикистан:
новостное агентство. 2017, 19 дек. -
Режим доступа: http://ru.sputnik-
tj. com/radio/20171219/1024207228/akhmedov-bolshe-vsego-migrantov- tadzhikistan-moskve-oblasti.html, свободный. - Загл. с экрана. (Дата
обращения: 09.01.2018).
5. Бабаджанова У.А. Российско-таджикские отношения в 90-е годы XX века. Автореф. дисс. канд. ист. наук. - М., 2006.
6. Билайн подумывает об уходе из Таджикистана [Электронный ресурс] // Sputnik Таджикистан: новостное агентство. 2017, 15 фев. - Режим доступа: http://ru.sputnik- tj. com/analytics/20170215/1021698019/tadzhikistan beeline- nalogi-uhod-dohodi.html, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 08.01.2018).
7. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов - М. : Книжный мир, 2010. - 848 с.
8. Булыгин A.H. Военное сотрудничество государств Содружества: понятие, становление и основные направления развития //10 лет Совету Министров обороны государств-участников СНГ: опыт и уроки военного сотрудничества (Материалы Международной военно-научной конференции (СПб, 27 февраля 2002 г.).-М.; 2002.
9. Восемь лет с момента торжественного запуска Сангтудинской ГЭС-1 [Электронный ресурс] // ОАО «Сангтудинская ГЭС-1»: официальный веб­сайт. - Режим доступа: https://sangtuda.com/ru/press- center/novosti/8-let-s- momenta-torzhestvennogo-zapuska-sangtudinskoy-ges-1, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 08.01.2018).
10. Вызовы и перспективы вступления Таджикистана в ЕАЭС [Электронный ресурс] // CA-portal: центральноазиатский портал. - Режим доступа: http://www.ca-portal.ru/article:40015, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.01.2018).
11. Выступление Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко на
пленарном заседании IV Межпарламентского форума «Россия - Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества» и III
конференции по межрегиональному сотрудничеству России и Таджикистана // Аналитический вестник, №11 (564).
12. Гафуров Б.Г. Древнейшая, древняя и средневековая история. - М.: Наука, 1972.
13. Главные экономические партнеры Таджикистана [Электронный ресурс] //
Sputnik Таджикистан: новостное агентство. 2017, 27 янв. - Режим доступа: http://ru.sputnik- tj.com/infographics/20170127/1021581158/ekonomika-
tadjikistan-partnery.html, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 04.01.2018).
14. Грибовский А.Б. Становление и развитие военно-политических
отношений России со странами Центральной Азии,- М., 2003.
15. Евразийскому экономическому союзу доверяют 69% таджикистанцев
[Электронный ресурс] // Sputnik Таджикистан: новостное агентство.
2017, 25 дек. - Режим доступа:
http: //ru. sputnik-tj. com/asia /20171225/1024274281/yevraziyskomu- ekonomicheskomu-soyuzu-doveryayut-69-tadzhikistantsev.html, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.01.2018).
16. Егозарьян В.В. Военно-политическое сотрудничество России со странами СНГ как фактор интеграции: Дис. канд. полит, наук. -М., 2001.
17. Ежегодный доклад Международного комитета по контролю за
наркотиками за 2002.
18. Жуков С., Рыбникова И. Плата за труд [Электронный ресурс] //
Российская газета: интернет-портал. Столичный выпуск №7413
(247). 2017, 31 окт. - Режим доступа: https://www.rg.ru/2017/10/31/reg-
cfo/v-moskve-v-2018-godu-uvelichitsia-stoimost- rabochego-patenta. html,
свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.01.2018).
19.Занченко В.М. Общественный контроль над военной сферой в Республике Таджикистан М., 1998.
20.Зарифи X. Дипломатияи Точикистон: дируз ва имруз. (Таджикская дипломатия: вчера и сегодня). - Душанбе, 2009.
21.Зарифи X. Многовекторная дипломатия Таджикистана. - Душанбе, 2010.
22. Клименко А.Ф. Проблемы становления Шанхайской организации сотрудничества и взаимодействия России и Китая в Центральной Азии - М.: Ин-т Дальневост. РАН, 2005.
23. Коваленко Г.В. Энергетический сектор в современном развитии российско-таджикских отношений. Автореф. дисс. канд. полит, наук. - М.,
2012.
24. Кожокин Е.М. Шанхайская организация сотрудничества: Становление новой раелыюсти. -М., 2005.
25. Компания "Русские отели" открывает Hyatt Regency в Душанбе
[Электронный ресурс] // Frontdesk.ru: Сообщество профессионалов гостиничного бизнеса. 2009, 24 фев. - Режим доступа:
http://www. frontdesk. ru/news/kompaniya-russkie-oteli-otkryvaet-hyatt- regency-v-dushanbe, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 08.01.2018).
26. Лякин-Фролов И. Россия - Таджикистан: отношения дружбы и стратегического партнерства. Сайт МИД РФ, Редакция журнала «Международная жизнь». 2009 - 2018.
27. Масов P.M. Россия и Таджикистан. Россия в исторических судьбах таджикского народа. - Душанбе, 1998.
28. Махонин C.B. Военно-политические сотрудничество между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией В; 1993-1999 годы, исторический опыт и уроки. Автореф. канд. ист.наук. -Душанбе, 1999.
29. Махонина C.B. Военно-политическое сотрудничество между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией: Исторический опыт и уроки Душанбе, 1999.
30. Межгосударственные отношения России и Таджикистана [Электронный
ресурс] // РИА Новости: информационное агентство. 2017, 10 окт. -
Режим доступа: https: //ria. ru/spravka/20171010/1506501373. html,
свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 08.01.2018).
31. Мирзоев Р.Х. Специфика и закономерности таджикско-российских миграционных процессов. Дисс. канд. полит, наук. - Душанбе, 2006.
32. Михайлова Т. Лучшее слово и лучшее дело - еще впереди. В сборнике «Пянджский рубеж. Документально-литературный сборник о российских пограничниках в Таджикистане (1992-2004 гг.)».
33. Муминзаде Н.Д. Становление и развитие военно-политического сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией в 90-е годы XX века. -М., 2001 и др.
34. Назаров Т.Н. Рыночная экономика и международное сотрудничество. - Душанбе, 2007.
35. Назаров Т.Н. Таджикистан: горизонты настоящего и будущего. Нью-Йорк, 1999. - 210 с.
36. Назаров Т.Н. Таджикистан: экономика, политика, международное сотрудничество. Минск, 2002. - 253с.
37. Назаров Т.Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и
безопасность. - Душанбе, 2003.
38. Назаров Т.Н. Экономическая реформа, сотрудничество и безопасность (проблемы и суждения). - Душанбе, 2013.
39. Назаров Т.Н. Экономическая реформа, сотрудничество и безопасность (проблемы и суждения). - Душанбе, 2013.
40. Назаров Т.Н., Сатторзода А. Современная дипломатия Таджикистана. Душанбе, 2006. - 156 с.
41. Назаров Т.Н., Сатторзода А. Современная дипломатия Таджикистана.
Душанбе, 2006.156 е.; Его же. Таджикистан: горизонты настоящего и
будущего. Нью-Йорк, 1999.
42. Наимов. М., Сатторов А., Россия и Таджикистан: из истории российско- таджикских экономических взаимоотношений (1917-1990гг.). Душанбе. 2004.
43. Нуриддинов Р.Ш. Геополитические проблемы национальной безопасности в условиях глобализации: региональная история в глобальном измерении. - Новосибирск, 2010.
44. Нуриддинов Р.Ш. Геополитические проблемы национальной безопасности в условиях глобализации: региональная история в глобальном измерении. - Новосибирск, 2010.
45. Нуриддинов Р.Ш. Мегатренды мировой политики. - Новосибирск: Симо и Р., 2012. - 178 с.
46. Нуриддинов Р.Ш. Место и роль России в формировании новой геополитической системы в странах Среднего Востока. - Новосибирск: СитАГС, 2009. - 170 с.
47. Нуриддинов Р.Ш. Мировая политика. - Душанбе: Андалеб Р, 2018. 352 с.
48.0 российско-таджикских отношениях
[Электронный ресурс] // МИД России: официальный веб­
сайт. - Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/maps/tj/?currentpage=main- country, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 04.01.2018).
49. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-сентябрь 2017 года с распределением по странам и регионам [Электронный ресурс] // МВД России: официальный веб-сайт. - Режим доступа: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/11445156/, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 09.01.2018).
50. Пирназарова П.А. Взаимоотношения Республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере образования, науки и культуры. Дисс. на соискание уч. Степени кандидата исторических наук по Специальности: 07.00.02 - Отечественная история. - Душанбе, 2013. -167 с.
51. Пирназарова П.А. Взаимоотношения Республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере образования, науки и культуры. Дисс.на соискание уч. Степени кандидата исторических наук по Специальности:
07.00.02 - Отечественная история. - Душанбе, 2013. -167 с.
52. Пирумшоев Х.П., Маликов М.Х. Россия -Таджикистан: история
взаимоотношений. - Душанбе, 2009. - 677 с.
53. Попенков В.И. Современные проблемы военно-политического
сотрудничества государств СНГ в интересах национальной и коллективной безопасности. М.: ВАГШ, 2002.
54. Послание Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 16 апреля 2005 г. - Душанбе, 2005.
55. Постановление № 492 Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года.
56. Раджабов С.Б. Становление и развитие системы безопасности Республики Таджикистан в условиях государственной независимости. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук Специальность: 23.00.02 - политические институты, процессы и технологии (политические науки). - Душанбе, 2015.
57. Рахмон Э. По пути независимости: Доклад президента Э. Рахмонова на торжественном собрании, посвященном четвертой годовщине независимости Республики Таджикистан // Независимая газета. 1995. 23 сент.
58. Рахмон Э. По пути независимости: Доклад президента Э.Рахмонова на торжественном собрании, посвященном четвертой годовщине независимости Республики Таджикистан // Независимая газета. 1995. 23 сент.
59. Рахмон Э. Таджикистан: опыт истории и открытость будущему // Независимая газета.2001. Июнь.
60. Российская Федерация - Республика Таджикистан: есть потенциал для углубления экономического сотрудничества. ИА «Альянс Медиа», 2017 г., 28 января.
61. Российский бизнес в Таджикистане [Электронный ресурс] // Посольство
Российской Федерации в Республике Таджикистан: официальный веб­сайт. - Режим доступа: http://www.rusemb.tj/ru/index/index/pageId/624/,
свободный- Загл. с экрана. (Дата обращения: 08.01.2018).
62. Рынок труда в России трансформируется в пользу граждан стран ЕАЭС
[Электронный ресурс] // Многофункциональный миграционный центр города Москвы: новости миграционной политики. 2018, 10 окт. - Режим доступа: https: //mc .mos. ru/press-center/news-migration-
policy/detail/3926705.html, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 09.01.2018).
63. Саакян П. А. Тенденции и перспективы развития ЕЭП в условиях
евразийской интеграции Специальность: 08.00.14 - Мировая экономика
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2013.
64. Саидов 3. Внешняя политика Президента Рахмонова. Душанбе,2000. - 162 с.
65. Саидов 3. Внешняя политика Республики Таджикистан. Душанбе, 2006. - 559 с.
66. Саидов 3. Межгосударственные отношения Республики Таджикистан в двустороннем формате. Душанбе, 2001. - 112 с.
67. Саидов 3. Основные тенденции внешней политики Республики Таджикистан на рубеже столетий (1992-2004 гг.). Душанбе, 2005. - 417 с. (в соавторстве).
68. Саидов 3. Политика открытых дверей. Душанбе, 2003. - 224 с.
69. Саидов 3. Политика открытых дверей. Душанбе, 2003. - 224 с.
70. Саидов З. Внешняя политика Президента Рахмонова Э. Душанбе, 2000.-
162 с.
71. Саидов З. Внешняя политика Республики Таджикистан: Таджикистан на современном этапе. - Душанбе: Авесто, 2006.
72. Саидов З., Сабуров А. Таджикистан на рубеже тысячелетий: реализация национальных интересов на международной арене. Душанбе, 2005. .
73. Сафаров С.Г. Рука об руку с Российской Федерацией. М.,2006. - 256 с.
74. Собянин: продажа патентов мигрантам приносит бюджету больше
доходов, чем нефтяные компании [Электронный ресурс] // ТАСС: информационное агентство. 2018, 29 янв. - Режим доступа:
http://tass.ru/moskva/2624123, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 09.02.2018).
75. Совместное заявление по итогам визита председателя правительства Российской Федерации в Республики Таджикистан. 1998. 23 янв.
76. Содружество // Информационный вестник Совета глав СНГ. Минск, 1993.
77. Таджикистан - ЕАЭС: Семь раз отмерь, один раз вступи [Электронный
ресурс] // ASIA-Plus: информационное агентство.
2018, 23 нояб. - Режим доступа:
https: //www. asiaplus.tj/ru/news/taj ikistan/economic/20181123/tadzhikistan- eaes-sem-raz-otmer-odin-raz-vstupi, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 11.01.2019).
78. Таджикистан на пороге XXI века. - Душанбе, 2001.- 64 с.
79. Таджикистан: десять лет независимости национального единства и созидание. Т.1, Душанбе, 2001. - 154 с.
80. Талипов Ф. Демократизм, национализм и регионализм в странах Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ. 2000.
81. Таможенная статистика внешней торговли [Электронный ресурс] // ФТС
России: официальный веб- сайт. - Режим доступа:
http://www.customs.ru/index.php?option=com content&view=article&id=1385 8&Itemid=2095, свободный. - Загл. с экрана. (Дата обращения: 05.01.2018).
82. Текущий архив Министерства культуры Республики Таджикистан. Материалы отдела международных отношений. Папка Российская Федерация.
83. Текущий архив Министерства культуры Республики Таджикистан.-1-37; Официальный сайт президента РТ
84. Текущий архив Управления информации, процессы, анализа и внешнеполитического планирования Министерства иностранных дел Республики Таджикистан. - Папка Российская Федерация.
85. Текущий архив Управления международного, сотрудничества
миграционной службы при Правительстве Республики Таджикистан. - Папка Российская Федерация.
86. Текущий архив Управления по внешнеэкономическому сотрудничеству Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан. Материалы отдела по сотрудничеству со странами ближнего зарубежья. Российская Федерация.
87. Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. - Алматы, 2000.
88. У Российской Федерации свой подход ,7 Азия-Плюс. 2005, 27 сект.; Россия и Таджикистан открывают новые перспективы// Азия-Плюс, 2005, 1. дек. и др.
89. Фармонова Д.Ж. Политическое, экономическое и культурное сотрудничество Республики Таджикистан с государствами Центральной Азии в период независимости (1992-2007 гг.). Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук по специальности: 07.00.02 - Отечественная история (исторические науки). - Худжанд, 2012. - 150 с.
90. Филиал МГУ - знак единой образовательной системы в СНГ // Омузгор. 2010. 9 июля; Таджикистан на пути демократии и цивилизованного общества. Душанбе. 1996. - 46 с.
91. Шумский Н. Интеграция в Содружестве Независимых Государств: Проблемы и перспективы // МЭ и МО. 1999.
92.Эльянов А., Ушакова И. Внешнеэкономические связи стран Центральной Азии в стадии трансформации. М., 1997.
93.Эльянов А., Ушакова И. Внешнеэкономические связи стран Центральной Азии в стадии трансформации. М., 1997.
94.Яковлев В. Современные проблемы военного сотрудничества государств СНГ в интересах обеспечения коллективной безопасности. - М., 2001.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ