Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковая игра в текстах массовой информации

Работа №90811

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы47
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
210
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1. Понятие языковой игры 5
1. 1 Подходы к изучению языковой игры 6
1.2 Классификация языковой игры 9
1.3 Средства создания языковой игры на разных языковых уровнях 11
2. Языковая игра в текстах массовой информации
2.1 Функции и характерные особенности СМИ 20
2.2 Реализация языковой игры в современных газетах и журналах 23
2.3 Место языковой игры в речевом образе современной газеты 29
Заключение 41
Список использованных источников 43


Многие отечественные лингвисты активно используют в своих исследованиях определение «языковая игра». Так, данным понятием активно оперируют Е.А. Земская, М.В. Китайгородский, Н.Н. Розанова. Однако они не являются первооткрывателями в данной области. И до них некоторые ученые оперировали данный термин, пусть и не столь часто. Он встречается в трудах В.З. Санникова, который рассматривает данное лингвистическое явление как своего рода лингвистический эксперимент. Мы же будем исходить из того, что ЯИ представляет собой те явления, когда говорящий „играет“ с формой речи, когда свободное отношение к форме речи получает эстетическое задание, пусть даже самое скромное. Это может быть и незатейливая шутка, и более или менее удачная острота, и каламбур, и разные виды тропов (сравнения, метафоры, перифразы и т.д.). Исследователи изучают факты языковой игры в разговорной речи и считают, что языковую игру следует рассматривать как реализацию поэтической функции языка.
Исследование языковой игры в современной лингвистике началось с труда «Русская разговорная речь» (1983 г.). Языковая игра, в XX-XXI вв. рассматривается как целенаправленное отклонение от литературной нормы, некая семантическая аномалия языка. Целью языковой игры является привлечение внимания к тому, что с помощью нарушения стандартного вида подачи информации, используются комические или иные эффекты.
Изучение языковой игры продолжилось на абсолютно всех уровнях языка: фонетическом, графическом, морфологическом, словообразовательном, лексическом, синтаксическом. (Санников, 1999) в рамках данного исследования рассматривается языковая игра в текстах массовой информации. Многие исследователи отмечают, что данные тексты включают в себя в лексико-семантический, синтаксический способы повествования и другие, которые отражают психологическое, логическое, нравственное, политическое отношение личности и общества к действительности. Тексты средств массовой информации содержат те сведения о ценностях, которые являются доминирующими в обществе. Язык текстов массовой информации яркий, изменчивый, пластический. Его очень сложно зафиксировать в статичном состоянии. В этих текстах представлены разного рода языковые и художественные приемы. С помощью данных приемов авторы текстов привлекают внимание, а также оказывают определенное воздействие на читателя, порой формируют то или иное мнение, вызывают ту или иную реакцию общества, ищут дополнительные возможности для того, чтобы наиболее убедительным образом взаимодействовать с читателем.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения механизмов языкового творчества личности как создателя языковой игры, которые в настоящее время используются как способы воздействия на социум и манипулирование им непосредственно средствами массовой информации.
Цель работы - рассмотреть понятие языковой игры и выявить случаи использования языковой игры и её функции, цели использования приёма в современных текстах массовой информации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать определение понятию «языковая игра», выделить виды, функции и роль в газетном тексте;
2. Выяснить, какие виды «языковой игры» выделяют исследователи;
3. Выявить контексты СМИ, в которых используется прием ЯИ и определить их речевые цели;
4. Рассмотреть виды языковой игры на языковых уровнях в СМИ;
5. Сравнить речевые портреты (на наличие/отсутствие приемов языковой игры) двух газет «Русский репортер» и «Вечерний Барнаул».
6. Систематизировать полученную информацию и сделать выводы.
Объектом исследования является языковая игра в средствах массовой информации.
Предметом исследования выступают речевые цели высказываний, с помощью которых образуется языковая игра.
В качестве методов исследования использовались общенаучные методы анализа языкового материала и теоретических исследований, описательный и сопоставительный метод, метод обобщения.
Научная новизна работы заключается в самом материале практического исследования. Впервые проводится сопоставительный анализ газет, на наличие/отсутствие приемов языковой игры.
Теоретической базой исследования является идеи и методы структурной лингвистики, предполагающей уровневый подход к описанию приемов языковой игры, а также труды Ф.Шиллера, Л.Витгенштейна, Ю.М. Лотмана, А.Вежбицкой, и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время понятие «игры» вызывает широкий интерес среди ученых различных сфер научного знания и имеет повсеместное распространение, охватывая различные сферы культуры и жизни. Частным видом игры, проявляющейся в речевой деятельности, является языковая игра. С помощью целенаправленного манипулирования экспрессивными ресурсами речи осуществляется реализация комического эффекта. Конкретно в текстах массовой информации языковая игра выполняет следующие функции: экспрессивную, развлекательную, эстетическую и смыслообразующую.
Прием языковой игры очень активно используется в текстах массовой информации и по сей день. Проанализировав заголовки газет в рамках данного исследования, делаем вывод, что одним из самых эффективных способов привлечения читательского интереса к предлагаемой информации, является создание экспрессивных газетных заголовков. Для этого используется прием привлечения прецедентных текстов. С помощью использования всех видов языковой игры, пишущие издания могут решать самые разные задачи-начиная от привлечения внимания, путем написания броского, привлекающего внимания заголовка, заканчивая тем, что благодаря языковой игре у читателей, понявший ее смысл, остаются приятные эмоции и желание еще не раз почитать другие материалы данного издания.
В результате данной работы были достигнуты следующие цели:
1. Дано несколько определений понятию языковая игра, с целью найти наиболее удачное, отражающее все стороны этого феномена.
2. Было показано, как в различных текстах используется прием языковой игры;
3. Путем сравнения газетных текстов СМИ выявлено, где наиболее часто востребован прием языковой игры, а также цели его использования.
Следует отметить, что дальнейшее исследование может развиваться по пути рассмотрения других газетных текстов, с последующим сравнением их на наличие/отсутствие приемов языковой игры.



1. Альфия Максутова «Русский репортер» №16 (392).
2. Богин Г.И. Пространство смыслов как игровой потенциал // Философия
3. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М.: Прогресс, 1977. - 411 с.
4. Булыгина Т.В., Шмелёв А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) / Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелёв. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 576 с
5. Быкова О.И. Языковая игра как способ порождения этноконнотации / О.И. Быкова // Cognitive studies of language / series editor-in-chief N.N. Boldyrev. - Vol. XVIII: Language, knowledge, culture: methodology of cognitive research: Papers of International Congress on Cognitive Linguistics. - Moscow-Tambov- Chelyabinsk, 2014. - с. 293-296.
6. В День Победы барнаульцы прошли «Дорогой милосердия» в память о погибших на войне медиках. - Режим доступа: http://info-vb.ru/2018/05/10/v- den-pobedy-barnaultsy-proshli-dorogoj-miloserdiya-v-pamyat-o-pogibshih-na- vojne-medikah/ (дата обращения - 12.05.2018 г.).
7. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. - М.: Высшая школа, 1988
8. Виноградова В.Н. Стилистический аспект русского словообразования. - М.: Наука, 1984. - 184 с.
9. Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. Вып 16. - М.: Прогресс, 1985. - С. 8 - 26.
10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - №6. - С. 60 - 75.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ