РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
СТУДЕНТОВ ПО ЕН-ДИСЦИПЛИНАМ В КГБПОУ «АКПТиБ»
(на примере КГБПОУ «Алтайский Колледж Промышленных Технологий и Бизнеса»)
ВВЕДЕНИЕ 4
1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕСТИРОВАНИЯ
СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Понятие и сущность тестирования 7
1.2 Основные технологии и методы создания тестов 15
1.3. Обзор программных продуктов и типовых решений для тестирования студентов 21
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КГБПОУ «АКПТиБ» 33
2.1 Общая характеристика деятельности колледжа 33
2.2 Описание процесса тестирования студентов по ЕН-дисциплинам.. 38
2.3 Выработка рекомендаций и формирование требований к
разрабатываемой информационной системе тестирования 42
3. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
ТЕСТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ЕН-ДИСЦИПЛИНАМ В КГБПОУ «АКПТиБ» 47
3.1 Описание процесса разработки информационной системы
тестирования 47
3.2 Обзор выбранных средств реализации 63
3.3 Программная реализация информационной системы тестирования 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 82
Идея обучения с помощью компьютера появилась давно. Первые попытки относятся к концу 50-х годов, а сегодня возможности применения компьютеров и информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе весьма многообразны.
На современном этапе развития образования в России все больше внимания уделяется внедрению эффективных форм контроля знаний. Одной из таких форм является проведение тестирования. Это наиболее стандартизованный и объективный метод контроля и оценивания знаний, умений и навыков испытуемого, который лишен таких традиционных недостатков других методов контроля знаний, как неоднородность требований, субъективность экзаменаторов, неопределенность системы оценок и т. п. Наиболее эффективным является проведение тестирования с помощью компьютерных систем тестирования.
Использование компьютера дает возможность преподавателю более совершенно управлять образовательным процессом, использовать объективные методы контроля знаний и, конечно, экономит учебное время. Именно этим и обусловлена актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Цель данной работы состоит в создании автоматизированной информационной системы тестирования знаний студентов по естественнонаучным дисциплинам для краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Алтайский колледж промышленных технологий и бизнеса» (КГБПОУ «АКПТиБ»).
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить существующие модели и алгоритмы проведения
тестирования и методы создания тестов;
• проанализировать существующие информационные системы тестирования знаний и выявить их достоинства и недостатки;
• проанализировать направления деятельности КГБПОУ
«АКПТиБ», его организационную структуру и основные функции подразделений;
• проанализировать существующую систему тестового контроля знаний студентов КГБПОУ «АКПТиБ» по естественнонаучным дисциплинам;
• сформулировать требования к разрабатываемой информационно системе;
• спроектировать информационную систему тестирования студентов по ЕН-дисциплинам в КГБПОУ «АКПТиБ», разработать структуру базы данных;
• обосновать выбор средств реализации и реализовать проект;
• внедрить разработанную систему и рассчитать экономический эффект.
Объектом работы является краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Алтайский колледж промышленных технологий и бизнеса».
Предметом - технологии разработки информационной системы тестирования студентов по ЕН дисциплинам для КГБПОУ «АКПТиБ».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе рассмотрены понятие и сущность тестирования, виды тестового контроля и его функции, основные методы создания тестов. В ходе изучения этих вопросов было выявлено, что компьютерное тестирование знаний студентов весьма эффективно и широко применяется в системе среднего профессионального образования и имеет ряд преимуществ. Так же в первой главе приведен анализ существующих программных продуктов для тестирования знаний студентов. Кратким обзором, результаты которого представлены в таблице, охвачены такие системы как MyTestXPro, x-TLS, INDIGO, Moodle, OpenTest и Unitest. Для более детального анализа были выбраны системы тестирования INDIGO и Unitest. В ходе этого анализа рассматривался функционал системы, компоненты системы и составлялась схема организации работы системы, а так же выявлялись достоинства и недостатки.
Во второй главе изложен анализ деятельности КГБПОУ «АКПТиБ», дана характеристика колледжа и рассмотрена его структура, рассмотрен образовательный процесс. Проанализирован процесс тестирования студентов по ЕН-дисциплинам, выделены основные этапы процесса тестирования и сформулированы рекомендации и требования к разрабатываемой информационной системе, а также определены принципы разработки тестовых заданий, которых должны придерживаться преподаватели при создании тестов.
В третьей главе описан процесс разработки информационной системы тестирования знаний студентов: определены функциональные возможности системы при помощи диаграммы вариантов использования; рассмотрены и описаны все основные процессы, с применением методологии IDEF0; приведено описание структуры базы даны системы, с описанием атрибутов всех ее сущностей; разработан алгоритм работы информационной системы. Далее приведен обзор выбранных средств реализации проекта, а также подробное описание работы реализованной системы тестирования.
В заключение вынесены основные выводы и результаты полученные в процессе написания работы.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены поставленные задачи.
В процессе анализа технологий тестирования знаний студентов было выявлено что, тестирование как метод контроля знаний заслуживает применения и дальнейшего развития, но при этом, требует серьезной подготовки, так как тесты, не соответствующие требованиям, не удовлетворяющие критериям качества и не прошедшие апробации, способны давать лишь ошибочные результаты.
Проведенный анализ существующих компьютерных систем тестирования знаний студентов показал, что все системы обладают рядом преимуществ и недостатков, и выбор определенной системы тестирования напрямую зависит от целей ее использования в процессе обучения студентов, а также от технических и материальных возможностей самой образовательной организации.
При рассмотрении деятельности колледжа, было выявлено что, КГБПОУ «АКПТиБ» является передовой площадкой по подготовке квалифицированных специалистов среднего звена, где уровень образованности и обученности выпускника учреждения, а так же всестороннее развитие его личности является высшим приоритетом для всего трудового коллектива колледжа. Процесс проведения тестирования по естественнонаучным дисциплинам в КГБПОУ «АКПТиБ» достаточно трудоемкий, требующий значительных финансовых, материальных и временных затрат на подготовку КТМ, бланков ответов и обработку результатов. Использование информационной системы тестирования знаний студентов по ЕН-дисциплинам позволило бы автоматизировать процесс
В ходе анализа готовых программных продуктов для тестирования знаний студентов и анализа процесса тестирования по естественнонаучным дисциплинам в КГБПОУ «АКПТиБ», были сформулированы основные требования к разрабатываемой ИС тестирования студентов.
С учетом всех сформулированных требований была спроектирована и реализована информационная система тестирования студентов по ЕН дисциплинам для КГБПОУ «АКПТиБ».
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы: созданная информационная системы позволит сократить затраты труда и времени при проведении тестового контроля знаний студентов.
Созданная информационная система выполнена на основе современных технологий проектирования и разработки информационных систем и может быть дополнена другими функциональными возможностями.
В настоящее время созданная информационная система наполняется информацией и тестируется.
1. Конституции РФ. Статья 44 об образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-43- krf
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
3. Закон Алтайского края от № 54-ЗС «Об образовании в
Алтайском крае» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/official docs/projects/zakon-altaiskogo-kraya- obobrazovanii-v-altaiskom-krae/
4. Приказ Министерства образования и науки № 464 от 14.06.2013
г. "Порядок организации образовательной деятельности СПО"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ivo.garant.ru/#/document/70426772/paragraph/1:0
5. Ефремова Н.Ф. Тестирование и мониторинг: рекомендации учителю//Стандарты и мониторинг в образовании, 2001. - № 3. - С. 55-60
6. Матушанский Г.У. Педагогическое тестирование в
России//Педагогика, 2002. - № 2. - С. 15-21.
7. Кабанов А.А. Тестирование студентов: достоинства и
недостатки//Педагогика, 1999. - № 2. - С. 66-68.
8. Болотов В.А., Шмелев А.Г. Развитие инструментальных технологий контроля качества образования: стандарты профессионализма и парадоксы роста//Высшее образование сегодня, 2005. - № 4. - С.16-21.
9. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Педагогичесое_тестирование.
10. Мальцев А.В., Вершинина Т.С., Мамонтова М.Ю., Барашкова Н.П., Валдайских В.В., Валдайских Д.В., Забродин А.В. Тестовые технологии ЕГЭ. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2008. - 216 с.
11. Опарина Н.М., Полина Г.Н., Файзулин Р.М., Шрамкова И.Г. Адаптивное тестирование. Учебно-методическое пособие. - Хабаровск: ДВГУПС, 2007. - 95 с.
12. Габова О.В., Русаков А.А. Тестирование - одна из форм
диагностики и проверки успешности обучения//Педагогическая
информатика, 2005. -№ 3. - С .13-17.
13. Ананченко И.В. КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 4-2. - с. 210-213;
14. Система компьютерной проверки знаний тестированием UniTest версии 3.7.0 [Электронный ресурс]: руководство пользователя / У. Н. Янаева. - 2-е изд. - Красноярск: ИПК СФУ, 2010.
15. Сайт программы UniTest [электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://unitest. sfu-kras.ru/
16. Руководство пользователя по работе с программным продуктом «Система тестирования INDIGO» Версия руководства: 1.2, 2011. - 76 с.
17. Сайт программы INDIGO [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.indigotech.ru/
18. Работа в системе дистантного обучения Moodle. Инструкция для преподавателей./ В.В. Гвоздев, В.В. Проскурин/ Тольятти, 2011. - 155 с.
19. Сайт КГБПОУ «АКПТиБ» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://akptb.biisk.ru/
20. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. проф Г.А. Титоренко. - М.: Компьютер, 2-е изд., перераб. и доп, 2014 - 460с.
21. Онков Л.С., Титов В.М. Компьютерные технологии в науке и образовании: Учебное пособие. - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2015-224с.
22. Ананьев П.И. Технология разработки программного обеспечения: Учебное пособие/ Алт. ГТУ им. Ползунова. - Барнаул: 2015
23. Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие. - М.:Гелиос АРВ, 2015
24. Фаронов, В. Delphi. Программирование на языке высокого уровня / В. Фаронов. - СПб.: Питер, 2012. - 640 с.
25. Фаронов В. Программирование баз данных в Delphi?. Учебный курс. - Питер, 2015
26. Эйдлина, Г.М. Delphi: программирование в примерах и задачах. Практикум: Учебное пособие / Г.М. Эйдлина, К.А. Милорадов. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 116 с.
27. Бобровский С. Delphi?. Учебный курс. - Питер, 2015
28. Фленов Михаил. Программирование в Delphi глазами хакера. - Санкт-Петербург, БХВ-Петербург, 2014
29. 1?. Культин, Н.Б. Основы программирования в Turbo Delphi / Н.Б. Культин. - СПб.: BHV, 2014. - 246 с.
30. 18. Культин, Н.Б. Основы программирования в Delphi 2006 для Windows / Н.Б. Культин. - СПб.: BHV, 2015. - 384 с.
31. Культин Н.Б., Основы программирования в Borland Delphi 7- Интернет-издание, 2015, 232 с.
32. Андрей Шкрыль, Разработка клиент-серверных приложений в Delphi, БХВ-Петербург, 2006, 480 с.
33. Исаев Г.Н. Моделирование информационных ресурсов: теория и решение задач: Учебное пособие. - М.: Альфа-М : ИНФРА - М. 2014- 224с.
34. Гагарина Л.Г., Кокорева Е.В. «Технология разработки
программного обеспечения». - М., 2008 г.
35. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование [Текст]/ Г. Буч.- 2-е издание. - СПб.: Невский диалект, 2001-350 с.
36. Мартишин С.А., Симонов В.А., Храпченко М.В. Проектирование и реализация баз данных в СУБД MySQL c использованием MySQL Workbench: Учебное пособие. - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2016-160с.
37. SQL Server Management Studio [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/hh213248(v=sql.120).aspx
38. Щелоков, С. А.Разработка и создание баз данных средствами СУБД Access и SQL Server [Текст] : учебно-методическое пособие, 2014г.
39. Средства разработки sql [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.microsoft.com/ru-ru/sql-server/developer-tools
40. Вишневский, Алексей Microsoft SQL Server. Эффективная работа /: Питер, 2015г.
41. Малыхина М. П. Базы данных: основы, проектирование, использование [Текст]: Учебное Пособие/ М.П. Малыхина.- СПб: БХВ- Санкт-Петербург, 2004-207с.
42. Избачков Ю. С., Петров В. Н. Информационные системы: Учебник для Вузов, 2 / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров. - изд. СПб.: Питер, 2006. - 275 с.
43. Харрингтон Д. Л Проектирование реляционных баз данных. Просто и доступно / Д. Л. Харрингтон. - М.: ЛОРИ, 2000. - 277 с.
44. Эонстантайн Л. Разработка программного обеспечения / Л. Эонстантайн, Л. Локвуд. - СПБ.: Питер 2004. - 431 с.
45. Светлов Н.М., Светлова Г.Н. Информационные технологии управления проектами: Учеб. пособие. -2-е издание., перераб. и доп. - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2016-232с.
46. Федотова Е.Л. Информационные технологии и системы: Учебное пособие. - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2017.- 352с