Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДИФИКАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В СЦЕНОГРАФИИ ТЕАТРОВ Г.КЕМЕРОВО В ПЕРИОД 2000-2019ГГ.

Работа №90772

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы114
Год сдачи2020
Стоимость5790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
170
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В СЦЕНИЧЕСКИХ ПОСТАНОВКАХ
1.1. Ключевые понятия исследования 7
1.2. Художественный образ как основа спектакля 14
1.3. Художественный образ в решении сценографии
25
Глава II. МОДИФИКАЦИЯ СЦЕНОГРАФИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В
ПОСТАНОВКАХ ТЕАТРОВ Г.КЕМЕРОВО В ПЕРИОД 2000-2019ГГ 39
2.1. Особенности художественного замысла в постановках театров г.
Кемерово в период 2000-2019 гг.
39
2.2. Тенденция развития сценографического оформления театров г. Кемерово
в период 2000-2019 гг 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 60
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 69
ИЛЛЮСТРАЦИИ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 107

Во времена становления театрального искусства сценография представляла лишь визуальный компонент. Как отдельный вид искусства ее стали рассматривать только в XX веке. К.С. Станиславский в своих постановках стремился при помощи сценографии максимально приблизить зрителя к реальной жизни. Вс.Э. Мейерхольд, наоборот, искал архитектурно¬пластические решения визуального ряда в спектаклях.
Первый постановочный факультет был открыт в 1943г. в Школе-студии МХАТ. Считалось, что набор будет осуществлен один раз, но позже было принято решение расширить факультет. В ЛГИТМиКе такой факультет открылся в 1954 г. под руководством Н.П. Акимовым.
Важно отметить, что исследовательской литературы в вопросе сценографии практически не существовало. Сложность составляла в разработке теоретического материала. Первым описал становление сценографического искусства и сформировал его принципы В.И. Березкин. [5-14]. Ему принадлежат труды по истории и теории мировой сценографии в 12 томах, а также более 40 исследовательских статей по вопросам современной сценографии.
Более четкое и подробное определение сценографии дает Виктор Иосифович, как «вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера(декорация), все, с чем он имеет дело - играет, действует (материально-вещественные атрибуты) и все, что находится на его фигуре (костюм, грим, маска и другие элементы преображения его внешности)». [11, с. 12].
Современная сценография не просто заполняет сцену громоздкими реалистичными декорациями, обозначая место действия, она стремится создать среду заданной ситуации, определить образ спектакля и выявить режиссерскую концепцию. Сценография сегодня - это минимализм декораций, обретение нового языка и функций сценографии. Это связано не только с развитием театрального искусства и его визуальной эстетики, но и с проблемой трансформации художественного образа в сценическое воплощение.
Первым о сценографии как об отдельной отрасли театрального искусства заговорил К.С. Станиславский. Он считал, что для глубокого погружения актера в предлагаемые обстоятельства, необходимо воссоздать полную и качественную картину происходящего. Его постановкам свойственны массивные декорации.
Сценография как наука начинает свое развитие с таких художников, как В.Я. Левенталь, М.Ф. Китаев, Э.С. Кочергин. Их труды были описаны в книге А.Д. Попова «Художественная целостность спектакля». [39]. Особый вклад в развитие сценографии как науки внес В.И. Березкин, опубликовавший более 80 научных трудов. Книга «Искусство сценографии мирового театра» - его главное детище.
Научные труды по исследованиям современной сценографии можно увидеть у Киселевой В.А., Поповой Н.С., Зубова А.Е., Власовой Р.И., Уваровой И.А. и многих других.
Эта тема достаточно актуальна, потому что сценография, наравне с актерской и режиссерской деятельностью, стала способом визуализации драматургического текста в пространстве и времени спектакля. Этим и определяется активное внимание к этому вопросу, который будет рассмотрен в данной работе.
На основе анализа специальной литературы, мы пришли к выводу, что сценографическое искусство г. Кемерово мало изучено. На основе этого мы определили:
Объект исследования - художественный образ спектакля.
Предмет исследования - процесс изменения сценографических решений художественного образа спектаклей театров г. Кемерово.
Цель исследования заключается в изучении модификации художественного образа в сценографии театров г.Кемерово в период 2000- 2019гг.
Реализация данной цели связано с решением следующих исследовательских задач:
1. эксплицировать понятие «художественный образ»;
2. определить значение сценографии в спектакле;
3. выявить особенности художественного замысла в постановках театров г.Кемерово в период 2000-2019гг.;
4. рассмотреть особенности изменения сценографии в постановках театров г.Кемерово
Источники исследования:
1. театральные постановки Кемеровского областного театра драмы им. А.В.Луначарского, Кемеровского областного театра кукол им. А. Гайдара, Театра для детей и молодежи г. Кемерово, Литературного театра «Слово» Кемеровской Областной Филармонии им. Б.Т Штолокова, Учебного театра «Эксперимент» Кемеровского государственного института культуры и Творческой школы актерского мастерства Кемеровского государственного института культуры в период 2000-2019 гг.;
2. театральные афиши и фотографии из личного архива автора исследования.
Хронологические рамки: 2000-2019 гг.
Территориальные рамки: г. Кемерово, Кемеровская область, Россия Методы исследования:
- анализ театроведческой, культурологической, педагогической литературы;
- наблюдение и анализ творческой деятельности;
- описание сценографического решения спектаклей;
- методы обработки, обобщение и интерпретация научных данных.
Теоретическая значимость исследования:
полученные в ходе работы результаты исследования могут быть полезныстудентам, магистрам, аспирантам, педагогам театральных ВУЗов, а также исследователям в области искусствоведения и культурологии.
Практическая значимость исследования:
данные исследования были использованы в театральной постановке «Никто не знает наперед» с учащимися Творческой школы актерского мастерства Кемеровского государственного института культуры.
Апробация работы:
основные результаты магистерской диссертации отражены в выступлениях на различных научно-практических конференциях, в открытой олимпиаде научных работ «Культурное пространство России: инновации и традиции». Было опубликовано две научных статьи в следующих сборниках: сборник научных статей «Феномен актера: профессия, философия, эстетика» (г. Санкт-Петербург), сборник научных статей «Культурное наследие Сибири» (г. Барнаул).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенной нами работы была изучена театроведческая литература, проведен анализ спектаклей, и подробно рассмотрены работы художников. На основании всего вышесказанного нам хотелось бы определить основные результаты исследования:
Основа сценического воплощения представляет собой художественный образ спектакля. Он материализуется не только составляющими сценографического искусства, но и формами связей, объединяющими и выстраивающими элементы в определенные отношения. Объединив все образные системы в единое целое, мы получим - художественный образ спектакля.
Создание целостности спектакля - вот главная задача, стоящая как перед сценографом, так и перед режиссером. Без правильно подобранных декораций, несоблюдение их пропорций, света, перспективы, мизансцены невозможно решение сценического пространства. И только правильно определенный режиссером художественный образ есть залог верного решения сценографии художником.
Проанализировав работу кемеровских сценографов, можно говорить о следующем:
- В каждом спектакле имеется атрибут (художественный образ), который модифицируется на сценической площадке.
- С помощью данного атрибута выявляется главная идея режиссера - сверхзадача.
- В сценографии спектаклей появляются новые формы решения: песок и бумажные звери (С. Нестерова), крутящийся стол (Н. Вагин), видеопроекция (В. Полуновский).
- Минимальное количество декораций. Это обусловлено тем, что повышается уровень театральных фестивалей, премий. Театр сегодня должен быть максимально мобильным.
Подводя итоги, можно говорить следующее: особенность сценографического решения заключается в нахождении главного символа произведения, на котором основывается целостная визуальная композиция. Художнику необходимо умело применяет элементы основного символа во всех структурных частях произведения. Отсутствие масштабных декораций на сцене дает актеру возможность для импровизации, он не находится в жестких визуальных рамках, определяющих точное место действия. Работа художника тесно связана с воплощением режиссерского замысла, его сверхзадачи. От правильного творческого союза режиссера и художника, от точного понимания друг друга во всех деталях возникает достойная работа - спектакль. Особенность работы художника заключается в не «захламлении» сценического пространства, а в наполнении его точной конструкцией, несущей смысловую идею всей постановки. Постоянный поиск новых средств выразительности — вот что провоцирует активное развитие сценографического искусства в современном мире.
Данное исследование нашло свое практическое применение в сценографическом решении спектаклей. Это помогло более эмоционально передавать происходящее на сценической площадке. Возможность работать без декораций на сцене позволила спектаклю быть более колоритнее, оживленнее, постоянно меняющимся. Данная ситуация позволила постановке каждый раз быть сыгранной по-разному, обретать новые краски. Такое оформление спектакля делает режиссерскую концепцию не только более четкой и эмоционально выраженной, но и позволяет быть спектаклю находиться постоянно в движении - быть «живым».
В результате проведенной работы нам удалось решить поставленные задачи: эксплицировать понятие «художественный образ», определить значение сценографии в спектакле, выявить особенности художественного замысла в постановках театров г. Кемерово в период 2000-2019гг., рассмотреть особенности изменения сценографии в постановках театров г. Кемерово
Начиная работать над будущим спектаклем необходимо первоначально осмыслить режиссерский замысел будущей постановки, определить художественный образ спектакля, и после чего оформитьсценическую площадку. Необходимо понимать, что первоначально предложенное сценографическое решение не будет окончательным, и в процессе репетиций будет видоизменяться,так как будут находиться новые нюансы для решения сцены.
Перспективы дальнейшего исследования мы видим в более детальном изучении сценографического решения и выявления их видов на известных в мировой театральной практике спектаклях. Результаты исследования могут быть интересны студентам, магистрам, аспирантам, педагогам театральных ВУЗов, а также исследователей в области искусствоведении и культурологии.



1. Акимов Н. П. О театрально-декорационном искусстве [Текст] / Николай Акимов / В сб. Акимов Н. П. Театральное наследие. Кн.1. Об искусстве театра. Театральный художник / Под ред. С. Л. Цимбала. Сост. В. М. Миронова. - Л.: Искусство, 1978. - с. 196-217.
2. Акимов Н. П. Современные задачи театральной декорации [Текст] / Николай Акимов - Н. Акимов. Не только о театре.- Л. - М.: «Искусство№,1966. - С. 137-147.
3. Акимов Н. П. Художник в театре [Текст] /Николай Акимов / Акимов Н. П. Театральное наследие. Кн. 1. Об искусстве театра. Театральный художник / Под ред. С. Л. Цимбала. Сост. В. М. Миронова. - Л.: Искусство, 1978. - С. 157-172.
4. Барабаш Н. А. Условность драме и театре (современные аспекты) [Текст] / Н. Барабаш - Ташкент, изд-во «Фан» Академии наук Узбекской ССР,1991. - 176 с.
5. Березкин В. И. Искусство оформления спектакля [Текст] / Виктор Березкин - М.: Знание , 1986. - 128 с.
6. Березкин В. И. Молодые художники театра [Текст] / Виктор Березкин - М.: Знание, 1981. - 56 с.
7. Березкин В. И. Художник в театре Чехова [Текст] / Виктор Березкин _ М.: Изобраз. искусство, 1987.
8. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра [Текст] в двух книгах. Книга первая: от истоков до начала ХХ века. Книга вторая: первая половина ХХ века / Виктор Березкин - М.: «Эдиториал УРСС»,1997. - 544с.
9. Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра [Текст] Т. 2: Вторая половина XX века: В зеркале Пражских Квадриеннале 1967-1999 годов / Виктор Березкин -М.: Эдиториал УРСС, 2001.-808 с.
10. Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра [Текст] в двух книгах. Книга первая: от источников до начала XX века. Книга вторая: первая половина XX века / Виктор Березкин - М.: «Эдиториал УРСС», 1997. - 544 с.
11. Березкин В. Истоки искусства сценографии [Тест] / Виктор Березкин // художник и сцена: Сб. статей и публикаций / Сост. В. Н. Кулешова. - М.: Советский художник, 1988. - С.272 - 300.
12. Березкин В. О некоторых тенденциях в современной советской сценографии [Текст] / Виктор Березкин // Искусство, 1975, № 3. - С. 5 - 11.
13. Березкин В. Сценография второй половины 70-х годов [Текст] / Виктор Березкин / / Вопросы театра-81, М.: ВТО, 1981. - С. 153 - 180.
14. Березкин В. Что означает термин «Сценография»? [Текст] / виктор Березкин // Декоративное искусство СССР. - 1979. № 8. - С. 38-40.
15. Богин Г.И. «Филологическая герменевтика», КГУ, Калинин, 1982. с.134
16. Брехт, Б. Теория эпического театра [Электронный ресурс]. -М.: Искусство, 1965. - ИК: http://lib.ru/%3E%3C/INPROZ/BREHT/breht5 2 1.txt -Загл. с экрана.
17. Бураченко А. И. Феномен «Нестоличного театра» в советском театроведении [Текст] / Александр Бураченкои // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: К новому сикретизм: сборник научнх трудов / Под ред. Г. А. Жерновой. - Кемерово КемГУКИ, 2006. - Вып. -4. - С. 299-318.
18. Велижанина Н. Г. Пластический мир спектакля [Текст] /Надежда Велижанина / - В сб: Краснофакельские чтения - 90. Материалы. Под ред. М.И.Рубиной - Новосибирск: НО СТД РФ. - 1993. - С. 48 - 53.
19. ГадамерХ.-Г., «Истина и метод. Основы философской герменевтики», М., Прогресс, с.100
20. Громов Н. Н. Периодизация и типология театрально-декорационного искусства. Критический анализ литературы [Текст] / Николай Громов / - В сб.
Художник сцены. Проблемы обучения профессии. - СПб, СПГИТМиК, 1992
- С. 45-60.
21. Громов Н.Н. Периодизация и типология театрально-декорационного искусства. Критический анализ литературы [Текст] / Николай Громов / - В сб. Художник сцены. Проблемы обучения профессии. - СПб, СПГИТМиК, 1992
- С. 45-60
22. Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии. СПб.:Алетейя, 2000. - 447 с.
23. Ефременко О.С. Проблемы театрализации символисткой драмы (на примере ранней драматургии М. Метерлинка) / О.С. Ефременко // Метаморфозы культуры на рубеже тысячелетий: Пространство диалога (к 100-летию со дня рождения Кирилла Алексеевича Тимофеева): Материалы IV Международной междисциплинарной научной конференции / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск: РИЦ НГУ, 2014. - С. 168-173
24. Ефременко О.С. Театральный символизм М. Метерлинка в художественной культуре России ХХ века: генезис и развитие // Автореферат на правах рукописи - Кемерово: КемГУКИ, 2015. - с. 24
25. Зубов А.Е. Соединение двух загадок. Художники новосибирских театров. Очерк творчества [Текст] / А.Е. Зубов - Новосибирск: ООО Издательство «Сибпринт», 2008. - 104 с, илл.
26. Зубов А. Е. Социально-культурные истоки сценографии второй половины ХХ века (на материале спектаклей сибирских театров) [Текст] / Александр Зубов // Культурология, культура и искусство в современном российском социме: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Культурология в социальном измерении» (Кмерово, 16-17 февраля 2007 г.). - Кемерово: Кемеров, гос. ун-т культуры и искусств, - Ч.2. - С. 369 - 380.
27. Зубов А. Е. Драматургия А. Н. Островского в интерпретации сценографов сибирских театров 1940-х - 1980-х гг. [Текст] / Александр Зубов // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия:
Гуманитарные науки (филология). Вып. 8 (71). - Томск: ТГПУ, 2007. - С. 107-117.
28. Зубов а. Е. Сценография учебного спектакля [Текст] / Александр Зубов // Искусство и искусствоведение: Теория и опыт. Театральное пространство Сибири. Вып. 3. - Кемерово, КГУиИ, 2004. - С. 268-274.
29. Зубов А. Е. Трансформация понятия «современность» в творчестве театральных художников Барнаула [Текст] / Александр Зубов // Мир науки, культуры, образования: Международный журнал. - Горно-Алтайск - Барнаул - № 4, 2008. - С. 56 - 59.
30. Зубов А. Е. Трансформация Сценографического языка в творчестве художников новосибирских театров в середине 1950-х годов [Текст] /Александр Зубов // Искусство и искусствоведение: Теория и опыт. Язык и речь современного искусства. Сб. науч. Тр. // Под ред. Г. А. Жерновой. - Кемерово: КемГУКиИ, 2007. - Вып. 5. - С. 262. - 280.
31. Катышева, Д. Н. Литературный монтаж / Д. Н. Катышева. - М.: Сов. Россия, 1973. - 83с.
32. Короленко, В. Г. Собрание сочинений, т. 10. М., Гослитиздат, 1956. - 717с.
33. Киселева, В. Научный руководитель Н. Л. Прокопова Голосоречевой образ: попытка анализа структуры // [Текст]: Материалы ХХХУстуденческой научной конференции. - М 34 Кемерово: КемГАКИ, 2003. - С. 157-160.
34. Киселева, В. Ценностные ориентации Литературного театра «Слово» // [Текст]: Миры театральной культуры Кузбасса: коллективная монография / отв. ред. Л. Т. Зауэрвайн. - Кемерово: Примула, 2010. - С. 272.
35. Киселева В. А. Интерпретация «Сказочного мира» Средствами современной сценографии (на материале репертуара Кемеровского театра для тетей и молодежи). / Киселева Вероника // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: в поисках художественного образа [Текст]: сб. науч. Тр.) отв. Ред. Н. Л. Прокопова; пер. Т. А. Григорьянц; Кемеров. гос. ин-т культуры. - Кемерово: Кемеров. Гос. ин-т культуры, 2016. - Вып. 14. - 263 с.
36. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. [Текст] / Юрий Лотман; - Таллинн, 1992. - С. 191-199
37. Миленькая, Г. Д. Музыкальная пластика в театре В. Э. Мейерхольда: метод. рекоменд. для студентов театр. вузов и училищ, ин-тов культуры и училищ эстрад.-цирк. искусства. - Киев, 1992. - 68с.
38. Мун, Л. Н.. Импровизация как вид творческой деятельности в теории и
практике музыкального образования //Дис. канд. пед. наук/ [Электронный ресурс]. - М., 2001. - 171 с. - ИИТ:
http://www.dslib.net/obw-pedagogika/improvizacija-kak-vid-tvorcheskoj- dejatelnosti-v-teorii-i-praktike-muzykalnogo.html - Загл. с экрана.
39. Немирович В.И. — Данченко «Размышления об актере». М. 1975 г. с. 345
40. Попов А. Д. Художественная целостность спектакля [Текст] / попов Алексей; ГИТИС. - Москва : ГИТИС, 2012. - 249 с.
41. Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 468.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ