Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ДОКУМЕНТИРОВАНИИ И РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Работа №90761

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

документоведение

Объем работы118
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 11
1.1. Понятие и назначение профессиональных стандартов 11
1.2. История профессиональных стандартов 15
1.3. Профстандарты и квалификационные справочники 21
1.4. Методика разработки профессиональных стандартов 26
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 32
2.1. Нормативно-методические основы разработки и актуализации образовательных
стандартов и программ с учетом требований профессиональных стандартов 32
2.2. Порядок актуализации действующих ФГОС ВО с учетом принимаемых
профессиональных стандартов 37
2.3. Порядок разработки образовательных программ с учетом требований
профессиональных стандартов 42
2.4. Роль профессиональных стандартов в модернизации системы образования 48
ГЛАВА 3. АЛГОРИТМ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В
СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 55
3.1. Обязательность применения профессиональных стандартов 55
3.2. Независимая оценка квалификации и аттестация работников 63
3.3. Внедрение профессиональных стандартов в организации 69
3.4. Аудит кадровой документации и квалификации работников в соответствии с
требованиями профессиональных стандартов 75
3.5. Практика внедрения профессиональных стандартов в деятельность энергетической
компании Алтайского края 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 96
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ 107


Дисбаланс между спросом и предложением на рабочую силу, порождающий дефицит кадров в определенных сферах деятельности, является одной из стабильных и постоянно актуальных проблем российского рынка труда. Несмотря на то, что рынок труда крупных городов зачастую достаточно разнообразен и предлагает соискателям рабочие места в различных сферах экономики, уровень квалификации специалистов уже не первый десяток лет не соответствует потребностям работодателей. Экономика страны испытывает потребность в квалифицированных рабочих кадрах, а также в высококвалифицированных специалистах различного профиля. Данная ситуация, с одной стороны, является следствием слабо развитой системы профессионального самоопределения личности, а с другой - обусловлена ускорением темпов модернизации производства, что приводит к быстрой потере актуальности полученных ранее квалификаций. Таким образом, с течением времени и в условиях ускорения темпов технического прогресса, ранее разработанные квалификационные требования к профессиям, а также образовательные программы оказываются в отдельных случаях безнадежно устаревшими.
Низкие темпы развития экономики во многом связаны с проблемой несоответствия профессионально-квалификационной структуры занятости населения существующим уровням профессионального образования. До введения системы профессиональных стандартов квалификация, как основа профессиональной деятельности, не имела четких характеристик - современных и актуальных требований к знаниям, умениям, опыту работы, уровню образования, соответствующих запросам бизнеса. Создание эффективно работающих механизмов взаимодействия между государством, как основным регулятором рынка труда, работодателем и системой образования, является одной из наиболее актуальных задач для России на ближайшие несколько лет.
Безусловно, появление новой системы профстандартов не может не отразиться на рынке труда и принесет свои плоды в среднесрочной и долгосрочной перспективе, а именно будет способствовать гармонизации спроса на рабочую силу и ее предложения в профессионально-квалификационном разрезе.
Актуальность темы магистерской диссертации. Принятие
профессиональных стандартов как ядра национальной системы квалификаций России сопровождается активными дискуссиями в профессиональной и научной среде. Эта тема вызывает растущий интерес не только работодателей и работников. Профстандарты оказывают влияние и на сферу образования: образовательное сообщество также становится все более ориентированным на рынок труда, и предъявляемые им требования к выпускникам строятся теперь на базе профессиональных стандартов - документа, где требования бизнеса представлены в системной форме.
С введением профстандартов у работодателей возникает множество вопросов по части их практического внедрения в деятельность организации и документационного сопровождения этого процесса. В соответствии с законодательством Российской Федерации работодатели должны учитывать квалификационные требования профессиональных стандартов, выстраивая систему управления персоналом, а к началу 2020 г. - уже полностью закончить процесс их внедрения. Между тем, ясного понимания особенностей структуры и принципа применения данного документа в своей производственной практике у большинства работодателей пока нет. Настоящая работа, кроме теоретического анализа, обобщает имеющийся опыт работодателей в этом направлении, чем и обуславливается ее актуальность.
До недавнего времени кадровые службы организаций использовали в работе квалификационные справочники, требования которых во многом являются устаревшими. Поэтому потребность в разработке профстандартов, отвечающих современным реалиям нашей страны, - задача, несомненно, важная и неотложная.
Освоение системы профессиональных стандартов требует от работодателей определенных усилий: потребуется изменение локальных нормативных актов организации, в частности, должностных инструкций, штатного расписания, коллективного договора, положений об оплате труда и стимулирующих выплатах, правил внутреннего трудового распорядка, а также трудовых договоров и др.
В соответствии со всем вышесказанным изучение данной темы является актуальным и практически значимым в связи с современным состоянием трудовой отрасли.
Целью исследования является анализ теории и практики применения профессиональных стандартов в документировании и регулировании трудовых отношений.
Исходя из поставленной цели, были решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы введения института
профессиональных стандартов в России;
2. Определить роль профессиональных стандартов в модернизации системы образования;
3. Проанализировать процесс внедрения профессиональных стандартов в деятельность организации, в том числе на региональном уровне (Алтайский край).
Объектом настоящей работы являются профессиональные стандарты.
Предмет исследования - особенности применения профессиональных стандартов в документировании и регулировании трудовых отношений.
Источниковая база, используемая для написания настоящей работы, состоит из целого комплекса действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Основополагающим актом в области трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации, устанавливающий общий порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов .
Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП Российской Федерации) устанавливается ответственность для работодателей и должностных лиц по части нарушения трудового законодательства, в том числе при оформлении трудовых отношений .
Введение института профессиональных стандартов послужило
основанием и для модернизации системы образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» прямо предписывает обязательность приведения образовательных стандартов и программ в соответствие с требованиями профессиональных стандартов . А методические рекомендации, утвержденные в целях оказания помощи разработчикам, устанавливают саму процедуру актуализации ФГОС и разработки образовательных программ с учетом требований профстандартов .
Общие положения, установленные Трудовым кодексом и федеральными законами, находят конкретику в подзаконных нормативных правовых актах Правительства и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России).
Так постановлениями Правительства Российской Федерации
определяются правила разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также особенности их применения для государственных, муниципальных структур и организаций с государственным участием . А распоряжениями Правительства, как правило, утверждаются планы разработки профессиональных стандартов на соответствующий период .
Акты Минтруда России детализируют процедуру разработки и применения профстандартов, утверждая макет профессионального стандарта, уровни квалификации, порядок ведения реестра профессиональных стандартов, различные методические рекомендации. В частности, приказом Минтруда были утверждены методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов, в которых содержатся требования по содержанию и оформлению проекта профстандарта и описывается процедура профессионально¬общественного обсуждения проекта и его представления в Минтруд .
Особое значение в вопросах применения профстандартов в практической деятельности организаций имеют проекты приказов Минтруда России . На положения данных проектов приказов работодатель может ориентироваться при определении трудовой функции работника, заключении, изменении трудового договора, разработке должностной инструкции, установлении оплаты труда, организации обучения и аттестации работников. Думается, что такие практически значимые документы до сих пор не утверждены в связи с тем, что вплоть до сегодняшнего дня еще не накоплен и не обобщен опыт успешного и эффективного внедрения профессиональных стандартов в практическую деятельность организаций различных форм собственности. Существенное значение имеет и письмо Минтруда России , в котором даются ответы на типовые вопросы организаций и граждан по применению профессиональных стандартов.
Трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются не только нормативно-правовыми актами, но и локальными актами организации. Так, по части изучения практического опыта внедрения профессиональных стандартов в деятельность организации источниками послужила организационно-распорядительная документация крупной
энергетической компании Алтайского края.
Обзор литературы. Для написания первой главы настоящей работы были использованы труды современных отечественных исследователей
теоретических и практических проблем формирования национальной системы компетенций и квалификаций в России в части разработки профессиональных стандартов и их применения для развития кадрового потенциала: О.Н. Олейниковой, А.А. Муравьевой, М. Коулз, Ф.Т. Прокопова,
Ю.В. Бурковской, Н. Яворчук и К. Трибушковой . Работы данных авторов послужили основой для обобщения имеющегося опыта разработки профессиональных стандартов, включая вопросы формирования понятийного аппарата, назначения и структуры профессиональных стандартов, а также истории их появления в России. Многие из вышеназванных авторов являются экспертами в области формирования профстандартов, непосредственно участвовали в их разработке и подготовке нормативных правовых актов по данным вопросам, дают консультации работодателям.
Немало работ посвящено вопросу применения профессиональных стандартов в сфере образования. Внимание уделяется технологии, методике учета требований профессиональных стандартов при актуализации образовательных стандартов и разработке образовательных программ. Здесь можно привести совместные работы О.Н. Олейниковой и А.А. Муравьевой, Е.Н. Летягиной и С.В. Едемской, В.И. Блинова, О.Ф. Батровой, Е.Ю. Есениной и А.А. Факторович, а также статьи В.А. Митягиной, П.Н. Новикова, О.А. Павловой, В.С. Сенашенко, в которых подчеркивается сложность такой модификации .
Профессиональные стандарты, с точки зрения их практической значимости и непосредственного применения в деятельности организации, рассматривали в своих трудах, представляющих собой учебно-методические и практические пособия, статьи в профессиональных журналах, Н.В. Данилова, В.В. Федотова, С. Никулина, В.В. Митрофанова, А. Южалин, Д. Лаврентьева, Е.В. Давыдова . Авторами рассмотрены вопросы методологии, нормативно¬правового обеспечения процесса внедрения, практики использования профессиональных стандартов в деятельности организации, приводятся способы переноса требований профессиональных стандартов в локальные нормативные и кадровые документы, регулирующие трудовые отношения между работодателем и работником.
Исследования по рассматриваемой проблеме начали формироваться сравнительно недавно, поэтому данная работа имеет целью обобщение имеющегося материала и тем самым позволяет внести свой вклад в комплексное раскрытие вопроса.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1990-х годов, когда в России поднимался вопрос о введении профессиональных стандартов по примеру развитых европейский государств, и по сегодняшний день, когда профстандарты уже введены в действие, продолжается их разработка и практическое применение в деятельности компаний.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, основной части, подразделяющейся на три главы, заключения, списка используемых источников и литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение сформулируем основные выводы, полученные в результате диссертационного исследования.
Первая глава работы посвящена изучению теоретических основ введения института профессиональных стандартов в России. Так, было определено понятие и назначение профессиональных стандартов как механизма саморегулирования рынка труда, рассмотрена история их введения в России, проведено сравнение квалификационных справочников и профессиональных стандартов, на основе анализа нормативно-правовых актов дано представление о процедуре и этапах разработки профессиональных стандартов, их структурном устройстве. Исследование данных вопросов позволяет сделать вывод о том, что введение системы профессиональных стандартов в России является закономерной и обоснованной мерой. Динамика современного рынка труда требует от специалистов постоянного развития компетенций. Квалификационные справочники уже не содержат актуальных требований к современным профессиями и должностям. На смену им приходит система профессиональных стандартов, апробированная и успешно функционирующая в разных странах мира.
Профессиональные стандарты раскрывают профессиональную деятельность специалистов, находящихся на различных квалификационных уровнях и связанных общей технологической задачей. При этом описание требований к специалисту носит комплексный характер с использованием более современной конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям и навыкам, профессиональному опыту. Справочники же по части структуры значительно уступают профстандартам, поскольку не содержат, в частности, требований к умениям и навыкам работников и поэтому не являются основой для разработки образовательных стандартов, а используются лишь в целях классификации информации.
Положения квалификационных справочников берут свое начало в образовательных программах, основываются на том уровне знаний и умений, которые приобретает выпускник учебного заведения при получении специальности. В то время как профессиональный стандарт формируется, в первую очередь, на анализе трудовой деятельности, т.е. на том, что нужно знать реальному специалисту, занимающему должность на предприятии конкретной отрасли, поэтому сами служат основой для разработки образовательных стандартов и программ.
Во второй главе диссертации определены нормативно-методические основы и порядок разработки и актуализации образовательных стандартов и программ с учетом требований профессиональных стандартов, и в целом роль профессиональных стандартов в модернизации системы образования. Учет положений профессиональных стандартов при разработке образовательных стандартов и программ является непременным условием для успешной самореализации выпускника как квалифицированного специалиста. Тандем сферы труда и сферы образования позволяет сформировать достойную базу профессиональной подготовки, отвечающей современным требованиям работодателей.
На сегодняшний день в России процесс модернизации системы образования в связи с введением профстандартов еще не отлажен в полной мере: переориентация профессионального образования на потребности рынка труда только начинается и сопровождается некоторыми трудностями, которые вызывают активные дискуссии в научном сообществе. Основные вопросы касаются различного понятийного аппарата в сфере труда и в сфере образования, степени учета требований профстандартов на разных уровнях профессионального образования, узкой направленности профстандартов и напротив воспитании «отраслевого» мировоззрения, что в совокупности вызывает некоторую напряженность в педагогической среде.
Третья глава работы посвящена применению профстандартов на практике: даны разъяснения по вопросам их обязательности для работодателей и ответственности за их неприменение, сопоставлены системы независимой оценки квалификации и аттестации, рассмотрен поэтапно процесс внедрения профессиональных стандартов на предприятии и приведены практические аспекты аудита кадровой документации и квалификации сотрудников в соответствии с требованиями профстандартов. Кроме того, проведен анализ имеющейся практики внедрения профессиональных стандартов в деятельность крупной региональной энергетической компании.
С введением профстандартов для организаций возникла необходимость пересмотра локальных нормативных актов и кадровых документов, регулирующих трудовые отношения между работодателем и работником организации. Изменения могут быть внесены в положения о подборе персонала, об оплате труда, аттестации работников, штатное расписание, должностные инструкции, трудовые договоры и другие документы. Для проведения такой кропотливой работы следует сформировать рабочую группу и разработать план по внедрению профстандартов.
В организациях с государственным участием процесс внедрения профессиональных стандартов предписано завершить до 1 января 2020 года. Однако вплоть до сегодняшнего дня процедура внедрения профстандартов вызывает множество трудностей и вопросов у работодателей и сопровождается серьезными ошибками. Боясь административной ответственности и в условиях недостаточной информированности, работодатели нередко скоропалительно, необдуманно осуществляют тотальный переход на профессиональные стандарты, хотя зачастую даже не понимают каком порядке и каким образом вносить изменения в документацию организации, регулирующую трудовые отношения. Такие ситуации подчеркивают важность предварительного обучения сотрудников порядку внедрения профессиональных стандартов.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что сегодня размер области применения профессиональных стандартов колоссален. Работодателями профессиональные стандарты могут использоваться при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и
аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; образовательными организациями - при разработке
профессиональных образовательных программ и федеральных
государственных образовательных стандартов; а работники могут
руководствоваться профстандартами при планировании пути карьерного роста и профессионального развития.
Вместе с тем нельзя не констатировать тот факт, что на сегодняшний день имеется ряд проблем, которые не позволяют оценивать процесс информационного сопровождения введения профессиональных стандартов как процесс полномасштабного характера. Одним из вариантов решения проблемы могло бы стать создание дорожной карты в регионах по внедрению профессиональных стандартов, а также региональных рабочих групп по координации и оперативному контролю применения профессиональных стандартов.



1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 01.04.2019) [Электронный ресурс] - Режим доступа : http: //www.consultant.ru.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 18.03.2019) [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
3. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в ред. от 03.04.2017) [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
4. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (в ред. от 03.04.2017) [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
5. О бухгалтерском учете : федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
6. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» : федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ (в ред. от 02.05.2015) [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
7. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (в ред. от 06.03.2019) [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
8. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и
статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» : федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ [Электронный
ресурс] - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
9. О независимой оценке квалификации : федеральный закон
от 03.07.2016 № 238-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа :
http: //www.consultant.ru.
10. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» : федеральный закон от 03.07.2016 № 239-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.consultant.ru.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ