ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СВОБОДЫ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК КОНСТИТУЦИОННО¬ПРАВОВОЙ КАТЕГОРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1. Свобода предпринимательства в системе социально-экономических прав и
свобод 7
1.2. Правовое регулирование и система нормативно-правовых актов в сфере
ведения предпринимательской деятельности 18
Глава 2. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СВОБОДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОМОЧИЯ
33
2.1. Гарантии реализации свободного осуществления предпринимательской
деятельности в Российской Федерации 33
2.2. Государственно-правовой механизм поддержки предпринимательской
деятельности в Российской Федерации 42
Глава 3. СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА СВОБОДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕШЕНИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
Сегодня. в современном мире, и в России в частности, свободное осуществление предпринимательской деятельности выступает не только в качестве основы конституционных прав и свобод человека и гражданина, но и в качестве важной составляющей части фундамента рыночной экономики. В подтверждение данной позиции выступает Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. По итогам реализации распоряжения Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «будет обеспечена гарантированная реализация конституционных прав граждан, включая развитую систему демократических институтов и создание эффективных механизмов правоприменения. Политика государства будет ориентирована на расширение свободы предпринимательства, обеспечение эффективности системы государственного управления, поддержание социальной справедливости» .
Президент Российской Федерации В.В. Путин на итоговой пленарной сессии XIII ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» подчеркнул, что в России стараются уважать право собственности, поскольку оно является одним из столпов экономической политики . При этом, по словам Президента, «далеко не всегда так получается, нам практику нужно ещё поправлять, и в законодательстве многое нужно сделать, но мы всегда будем к этому стремиться» . Исходя из данного выступления, можно также судить о важности и своевременности исследований в обозначенной сфере.
Следует заметить, что Президент России неоднократно в своих выступлениях подчеркивает колоссальную роль бизнеса в решении стратегических задач страны. Так, например, открывая пленарное заседание 11¬го форума «Деловой России», темой которого стала «Роль бизнеса в достижении национальных целей развития», именно предпринимательская инициатива создаёт рабочие места, а значит, обеспечивает повышение зарплат и доходов миллионов наших граждан. И чем больше динамичных, сильных компаний как в традиционных, так и в ещё только формирующихся отраслях, тем устойчивее будет наш экономический рост. А он нужен, прежде всего, для того, чтобы страна богатела, чтобы повышались достаток и качество жизни граждан нашей страны». Кроме того, в Послании Президента Федеральному Собранию 2019 года говорится «чтобы добиться тех масштабных целей, которые стоят перед страной, нам нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства. Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания. Уже обращал внимание на эту проблему в одном из Посланий, приводил соответствующие цифры. Ситуация, к сожалению, не сильно изменилась».
Актуальность темы исследования обуславливается существующими сегодня проблемами и препятствиями, возникающими в процессе реализации конституционных норм о свободе предпринимательства. В Российской Федерации, на конституционном уровне, каждому гарантированно свободное занятие предпринимательской деятельностью. Следовательно, подобный элемент хозяйственной системы государства, должен иметь особый, постоянно совершенствующийся механизм защиты.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере конституционно-правового регулирования свободы предпринимательской деятельности.
В качестве предмета исследования выступает конституционно-правовой механизм регулирования отношений в сфере предпринимательства, содержащийся в нормах Конституции РФ, нормативно-правовых актах, актах судебной власти, в различных научных статьях и монографиях.
Целью исследования является изучение конституционно-правового механизма поддержки и защиты свободы предпринимательства, роли государства в реализации данного конституционного правомочия, в определении и анализе проблем, препятствующих свободному осуществлению предпринимательской деятельности, а также в разработке предложений по совершенствованию законодательной базы в данной сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. определить место свободы предпринимательства в системе социально-экономических прав и свобод;
2. исследовать правовое регулирование и систему действующих нормативно-правовых актов в сфере ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации;
3. выявить существующие гарантии и оценить действующий государственно-правовой механизм поддержки предпринимательской деятельности в России;
4. проанализировать судебную форму защиты конституционных прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности, посредством анализа решений Конституционного Суда Российской Федерации.
Методическую основу исследования составляют как общенаучные методы: всеобщий метод познания - материалистическая диалектика,
индукция, дедукция, анализ, синтез, классификация и другие; так и специальные (частно-научные) методы исследования: логико-формальный, историко-правовой, системного анализа, сравнительного правоведения, а также метод толкования.
Говоря о степени научной разработанности темы исследования, стоит отметить, что в российском конституционном праве такая категория, как «свобода предпринимательской деятельности» не является абсолютно новой, поскольку она неоднократно была предметом научного исследования, в том числе в рамках диссертационных работ таких авторов, как Г.А. Гаджиев, В.И. Крусс, И.Н. Плотникова, Г.Б. Мирзоев.
Теоретической основой исследования явились такие источники как Конституция Российской Федерации, Кодексы Российской Федерации, Федеральные законы, а также специальная литература, монографии и статьи периодических печатных изданий таких авторов как Т.А. Аликова, В.В. Алферов, Е.Г. Афанасьева, М.В. Баглай, А.В. Барков, В.В. Болгова, Ю.С. Буркова, О.М. Гвоздева, Л.Л. Гришенко, Е.А. Громова, О.Н. Ермолова, Т.Н. Иванова, Е.В. Киричёк, И.В. Корчагина, Е.В. Михайлова, Е.А. Павлов, В.Д. Перевалов, В.Ф. Попондуло, О.Д. Сафонова, А.С. Сахарова, С.А. Старостин, Е.Н. Хазов, Т.Л. Чернышова, М.Е. Якимова, и другие.
В качестве эмпирических материалов исследования использовались нормативно-правовые акты Конституционного Суда Российской Федерации.
Несмотря на многочисленность исследований, стоит отметить, что в значительной их части авторами работ охватываются только отдельные узкие аспекты, и при это не учитывается вся полнота существующего сегодня круга проблем в рамках исследуемого правового вопроса.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами данного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе исследуется сущность и содержание свободы предпринимательской деятельности как конституционно-правовой категории в Российской Федерации. Во второй главе анализируются механизмы реализации принципа свободы
предпринимательства как конституционного правомочия в России посредством рассмотрения основных гарантий реализации исследуемого правомочия, а также действующего государственно-правового механизма поддержки предпринимательской деятельности. Третья глава посвящена исследованию правовых актов Конституционного суда Российской Федерации, рассматриваемых как один из способов защиты свободы предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Заключение содержит выявленные проблемы и рекомендации относительно реализации рассматриваемого конституционного правомочия, подводятся итоги проведенного исследования.
В работе рассмотрены основные конституционные гарантии и механизмы защиты свободы осуществления предпринимательской деятельности, определен субъектный состав и обозначены основные правовые проблемы субъектов предпринимательской деятельности. В ходе решения заявленных задач, автор приходит к следующим основным выводам.
Во-первых, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности в системе социально-экономических прав и свобод относится к рыночно-экономической группе, и является одной из важнейших, поскольку выступает в качестве экономической базы гражданского общества и частной жизни людей, в свою очередь, на основе которой и для обеспечения которой создается вся политическая система и государственная власть со всеми ее институтами и рычагами управления.
Во-вторых, обеспечить свободу предпринимательства невозможно, опираясь лишь на какую-то одну отрасль права (например, гражданское право), как бы ни было велико ее значение. Экономика представляет собой сложную систему отношений, предполагающую комплексное регулирование с использованием правовых средств разных отраслей в их единстве.
В-третьих, в соответствии с Конституцией РФ гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина можно разделить на три уровня:
1) общегосударственные гарантии прав и свобод; 2) система юридических гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина; 3) самостоятельная защита своих прав и свобод непосредственно личностью.
В-четвертых, для восстановления нарушенных прав предпринимателей судебная форма защиты является традиционной, и осуществляется в основном посредством обращение в суды общей юрисдикции, в арбитражные суды и в Конституционный Суд РФ. В то же время защита прав и свобод предпринимателей через Конституционный Суд РФ не является распространенной и обыденной формой. Тем не менее, свободное осуществление предпринимательской деятельности является конституционным правомочием, а основная цель деятельности Конституционного Суда РФ - защита основ государственного строя и конституционных прав и свобод.
Отсутствие экономической и социальной стабильности и неэффективная государственная поддержка будут только тормозить экономическую деятельность, так как подобное повышает уровень риска при занятии предпринимательской деятельностью, и тем самым, уменьшает свободу субъектов такой деятельности. Оказываемая сегодня поддержка предпринимательства предусматривает широкий спектр возможностей, в том числе программы льготного финансирования, специальные налоговые режимы, создание различных организаций, оказывающих поддержку предпринимателям. Однако, несмотря на высокую заинтересованность со стороны государства все еще остается ряд нерешенных проблем, оправдывающий низкий качественный рост малых и средних предприятий: 1) проблема слабой информационной
поддержки субъектов предпринимательства и неактуальность информации содержащейся на порталах для предпринимателей в сети «Интернет»; 2) слабая тенденция развития инновационной активности предприятий в масштабах страны; 3) правовая некомпетентность предпринимателей;
4) административные барьеры.
На основании полученных выводов представляется целесообразным внести следующие рекомендации:
1) Усилить контроль за своевременной актуализацией информации, в
том числе нормативных правовых актов, на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства в сети «Интернет»;
2) Дополнить механизм государственной поддержки в сфере страхования инновационных рисков. С этой целью возможно образование государственных страховых компаний и предоставление налоговых льгот организациям, осуществляющим страхование инновационных рисков;
3) На базе личного кабинета ФНС, организовать ежеквартальное бесплатное информирование субъектов предпринимательской деятельности об их правах, и правилах поведения, при проведении проверок надзорными и контрольными органами, путем рассылки информационных буклетов;
4) Также, стоит согласиться с мнением большинства исследователей о
необходимости законодательного закрепления термина «административные барьеры». Административные барьеры - это действия, нарушающие Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
совершаемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами таких органов, контролирующими организациями и юридическими лицами, а также действия и бездействия, перечисленных лиц, направленные на излишнее привлечение средств предпринимателей, для решения вопросов, находящихся в ведении органов государственной власти, органов местного самоуправления, либо действия, направленные на использование зависимого положения предпринимателей, и создающие дополнительные и усложняющие действующие процедуры в сфере хозяйственной деятельности;
5) Понимать положения, закрепленные в статье 34 Конституции РФ, как выражающие именно свободу предпринимательства. В отличие от свободы экономической деятельности, термин «свобода предпринимательства» прямо в Конституции РФ отсутствует. Однако, формулировка ст. 34 Конституции РФ «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности», показывает, что предпринимательская деятельность определяется как разновидность экономической деятельности, а, следовательно, свобода предпринимательства является проявлением свободы экономической деятельности. А значит, свобода экономической деятельности, закрепленная в ст.8 Конституции РФ, означает и свободу предпринимательства. Следовательно, формулировку «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности» следует понимать в качестве свободы предпринимательства.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в
г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) // Евразийская экономическая
комиссия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:ййр://
http://www.eurasiancommission.org/ - Загл. с экрана.
3. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Заключена в г. Вене 11.04.1980) (вместе со «Статусом Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 года)») // Вестник ВАС РФ. - № 1. - 1994.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ.- № 12.-1994.
5. Об утверждении единой Товарной номенклатуры
внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза: решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 19.03.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.05.2019) // Евразийская
экономическая комиссия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/. - Загл. с экрана.
6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
(приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского
экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eaeunion.org/. - Загл. с экрана.
7. О Верховном Суде Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 6. - Ст. 550.
8. О Конституционном Суде Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
9. О судебной системе Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 1.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.