ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ РУССКИХ
НАРОДНЫХ СКАЗОК
1.1 Славянская мифология 7
1.2 Фольклорно-исторические истоки русской народной сказки 10
1.3 Художественный мир русской народной сказки 19
ПРУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА И СОВРЕМЕННОСТЬ
2.1 Сказочные архетипы в жизни 29
2.2 Влияние русской народной сказки на современный мир человека 43
2.3 Интерпретация русской сказки в современных театральных постановках
(на примере театров г. Барнаула) 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 58
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 62
Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.
В. М. Васнецов
Понятие «сказка» мы знаем с детства. Все мы росли на них. Можно смело заявить, что у любого ребенка хотя бы одна книга со сказками стоит на полке в его детской библиотеке.
Традиции рассказывать детям сказки уже так много лет, что мы и не задумываемся, почему мы это делаем. Интуитивно мы понимаем, что посредством сказки мы приобщаем ребенка к истории народа, к его древней богатейшей культуре, этносу, духовному наследию, морали, красоте родного языка, традициям и обычаям - все это наша культура.
Несомненно, все это мы черпаем из русских народных сказок, поэтому ценность сказок как никогда актуальна в наши дни, в век массовой культуры, когда усиливается склонность к упрощению языка, к размыванию национальных различий, к появлению новой культуры и искусства, в следствии к утере наследия наших предков.
Сказка - это плод творчества всего народа, народов, живущих на территории нашей огромной страны. Сказка относится к повествовательному жанру устного народного творчества, который вместе с музыкальным и танцевальным, театральным и изобразительным, декоративно-прикладным искусством, образуют народное художественное творчество. Соответственно, сказка, как значимая часть народного творчества, изучалась и изучается фольклористикой, точнее, её отраслью, изучающей эпические произведения, - эпосоведением. Большинство представителей научных школ, изучавших народное творчество и сформировавших фольклористику из научного направления в целую науку, исследовали именно сказку.
Сказка сопровождает нас всю жизнь, в детстве сказки рассказывают нам, а позже мы своим детям. Ценность сказок в том, что они знакомят нас с жизнью и бытом русского народа. Русская народная сказка - это верная помощница в вырабатывании языковых и речевых навыков человека. Эпитеты, обороты речи из сказок с их классическим и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании. Сказки расширяют кругозор человека, дают возможность увеличить словарный запас. Сказки воспитывают, прививают культуру своего народа.
Тема данной работы заинтересовала меня, прежде всего проблемой утраты культурного наследия.
Данная тема актуальна как никогда на сегодняшний день. Раньше детей воспитывали на добрых книжках со сказками, но сейчас это отошло на дальний план. Это приводит к незнанию своих истоков, культуры и традиций. Чтение книг не востребовано. Знакомство со сказками чаще стало происходить благодаря экранизации. Но и это не передает культуру сказки должным образом, если старые экранизации сохраняли суть сказок, то новые размывают заложенный смысл. То, что раньше мы узнавали, путем прочтения детской литературы, нынешнее поколение узнают с телевидения и интернета, которые не всегда демонстрирует нам доброе и хорошее.
Цель исследования: определить влияние русской народной сказки на мир современного человека
Объект исследования: русская народная сказка
Предмет исследования: роль русской народной сказки в жизни современного человека посредством театрализации
Задачи исследования:
-изучить и проанализировать мифологическую, фольклорную литературу, отследить путь появления русской народной сказки;
-исследовать фольклорное начало сказки, изучить классификацию по сказочным архетипам;
-изучить и выявить влияние сказки на жизнь современного человека;
Методы исследования:
-общетеоретические методы;
-исторически метод;
-хронологический метод;
-анализ тематической литературы;
- исследование художественного мира русской народной сказки;
-эмпирические методы;
-культурологический метод;
-изучение взаимосвязи современного мира и русской народной сказки;
При написании дипломной работы опиралась на русские народные: «Царевна-лягушка», «Василиса прекрасная», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Аленушка и брате Иванушка»и другие. Оказался полезным учебник «Русское устное народное творчество» авторов - Кравцов Н.И. и Лазутин С.Г. В нём кратко, но содержательно дана информация о сказке: о её собирании, изучении и описании основных разновидностей сказок. Для получения основных знаний о сказочном жанре народного художественного творчества данное издание самое подходящее.
Трудоёмки и познавательны исследования В.Я. Проппа «Русская народная сказка» (1984) и «Морфология сказки» (1969). Интересна книга Э.В. Померанцевой «Русская народная сказка» (1963) и «Судьбы русской сказки» (1965). Во второй из них обстоятельно рассмотрен исторический путь русских народных сказок. Во многом пригодились работа В.П. Аникина «Русская народная сказка».
Так же использовала полезные данные с сайта www.bayushki.ru
С помощью сказок многим из нас стало еще более понятно, почему взрослые за нас беспокоятся, почему пытаются вырастить нас вежливыми и отзывчивыми не только на просьбы старших, но и наших же сверстников. Они, взрослые, хотят научить нас уму-разуму. Ведь тот, кто в детстве не научится, потом намучится. И сказки, написанные многие столетия назад, помогают всем нам понять это.
Работа по сопоставлению русских сказок со славянскими мифами очень увлекательная. И чем мы больше сравнивали и вчитывались, тем чаще задавались вопросом: а сказки ли рассказывали нам в детстве, может быть, это были просто славянские мифы?
Мы пришли к выводу, что
1. Большинство образов русских народных волшебных сказок взято из славянской мифологии;
2. Основа сюжетов народных волшебных сказок - мифология. В процессе "жизни" сюжеты варьировались, видоизменялись, т.к. человек искал своё место в мире добра и зла, учился жить. Рядом с мифологическими образами появляются образы людей. Философию жизни человек заключал в сказки, где "правда ложь, да в ней намёк". Так появились сказки.
Каждая эпоха создала свои сказки. В них запечатлелось все многообразие человеческих отношений. Именно в народных сказках к нам дошли смех и слезы, радость и страдание, любовь и гнев, правда и кривда, вера и безверие, трудолюбие и лень, честность и обман. Известные русские поэты и писатели восхищались народными сказками. А.С. Пушкин, говорил, что каждая из них является настоящей поэмой. В.Г. Белинский назвал их драгоценными историческими документами и подчеркивал их социальное значение. А.М. Горький писал о такой важной особенности русской сказки, как способность «заглядывать наперед».
Как видим, сказки дают нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь эти истории - не оторванные от реальности притчи, а энциклопедии о различных народах и культурах, их обычаях, верованиях, идеях и прошлом. Порой кажется, что в сказке можно найти ответы на все вопросы, даже если ты уже не ребёнок. Кто знает, может, так оно и есть.
Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребенок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребенка. С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, формируется умение задавать вопросы. Если читать сказки с хорошей дикцией, чётко выговаривая все звуки, то вы обойдётесь без визитов к логопеду. Сказка ещё должна способствовать общению.
В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности, но жестокие действия, которые видит взрослый — ребенок воспринимает образно. Если ребенок неоднократно видел сцены насилия по телевизору, то он не сможет это образно воспринимать в сказках. Нужно разъяснить ребенку, что плохое обязательно должно погибнуть, тогда ему будет легче справиться с жизненными трудностями. И хотя жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадет.
«Таким образом, сказка является одним из самых доступных средств для полноценного развития ребенка».
Теперь — о русской народной сказке в театральных постановках. Русские народные сказки помогают в процессе социализации. Они несут воспитательную функцию, благодаря им ребенок проникается к своей культуре. Сказки учат моральным устоям, учат верить в чудо, верить в добро и справедливость. Сказочные персонажи всегда добрые, смелые, справедливые. В сказках всегда есть добро и зло, добряки и злодеи, благодаря которым дети учится отличать добро ото зла.
Главная ошибка театров в том, что они воспринимают сказку как детский жанр, а вследствие и преподносят ее «по-детски». В наше время важно сделать что-то необычное, отличающееся от экранизированного. Для чуда становится все меньше места. И в этом театр придет на помощь. Больший вклад несет актерское мастерство, нежели современные технологии (которые, конечно, внесли огромный вклад).
Все мы храним в памяти и сердце те детские эмоции и ощущения связанные с прочтением сказки. А во время просмотра спектакля эти эмоции и чувства просыпаются. Безусловно, не всем по душе сказочные представления, кто-то в восторге, а кто-то не воспринимает этот жанр серьезно.
К сожалению, в г. Барнауле очень мало театральных постановок на основе русских народных сказок. Хотя, они дают нам в жизни много положительных моментов: несет воспитательную цель, эмоциональное развитие, прививает любовь к своей культуре, развивает воображение. Поэтому стоить уделить большее внимание постановке русских народных сказок, ведь они многогранны, имеют множество сюжетов и моралей. Русские народные сказки — кладезь народной мудрости и пользы.
Основные источники
1) Андриевская, Ж.В. Тайны русских народных сказок / Ж.В. Андриевская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. - 127 с.
2) Аникин, В.П. Русские народные сказки / В.П. Аникин. - М.: Детская литература, 2020. - 203 с.
3) Артамонов, М.И. Артамонов М.И. - Этногенез восточных славян. Том 1 / М.И. Артамонов. - М.: ЁЁ Медиа, 2018. - 260 с.
4) Афанасьев, А.Н. Мифы древних славян / А.Н. Афанасьев, С.Э. Ермаков. - Москва: Рипол Классик, 2014. - 253 с.
5) Байбурин, А. Б. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А.Б. Байбурин. - М.: Языки славянской культуры, 2018. - 561 с.
6) Билибин, И.Я. Иван Билибин. Сказки / И.Я. Билибин. - М.: Белый город, 2020. - 64 с.
7) Буйнова, Т.Ю. Дети Сварога (древнейшие мифы восточных славян) / Т.Ю. Буйнова. - М.: Аквилегия-М, 2008. - 256 с.
8) Вздорнов, Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-восточной Руси XII - начала XV веков / Г.И. Вздорнов. - М.: М: Искусство, 2017. - 552 с.
9) Гаврилов, Д.А. Небесная мифология славян / Д.А. Гаврилов. - М. : Вече, 2018. - 288 с.
10) Горький А. М. Советская литература
11) Ермаков, С.Э. О народных верованиях и суеверия / С.Э. Ермаков. - М.: Вече, 2020. - 288 с.
12) Ермаков, С.Э. Предания Русского Севера / С.Э. Ермаков. - М.: Вече, 2019. - 384 с.
13) Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше семи лет / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Спб.: Речь, 2016. - 220 с.
14) Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Тайный шифр женских сказок / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Спб.: Речь, 2019. - 208 с.
15) Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Мужские сказки. Тайный шифр / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Спб.: Речь, 2015. - 240 с.
16) Иликаев, А.С. Большая книга славянских мифов / А.С. Иликаев. - М.: Эксмо, 2020. - 512 с.
17) Коровина, Е.А. Знаем ли мы свои любимые сказки? Скрытый смысл, зашифрованный сказочниками / Е.А. Коровина. - М.: Центрполиграф, 2018. - 381 с.
18) Кравцов, Н.И. Русское устное народное творчество / Н.И. Кравцов, С.Г. - М.: Альянс, 2014. - 448 с.
19) Крючкова, О.Е. Дети Сварога (древнейшие мифы восточных славян). Иллюстрированный путеводитель по мифам и преданиям / О.Е. Крючкова, Е.А. Крючкова. - М.: Эксмо, 2019. - 176 с.
20) Крючкова, Е.А. Славянские мифы / Е.А. Крючкова. - М.: Эксмо, 2019. - 176 с.
21) Мелетинский, Е. М Герой волшебной сказки. / Е. М Мелетинский. - М.: Академия исследований культуры, Традиция, 2005. - 242 с.
22) Померанцева, Э.В. Русская народная сказка / Э.В. Померанцева. - М.: АН СССР, 1963. - 128 с.
23) Померанцева, Э.В. Судьбы русской сказки / Э.В. Померанцева. - М.: АН СССР, 1965. - 220 с.
24) Поройков, С.Ю. Архетипические психологические типы / С.Ю. Поройков. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 597 с.
25) Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки / В.Я. Пропп. - М.: Колибри, 2020. - 640 с.
26) Пропп, В.Я. Русский героический эпос / В.Я. Пропп. - М.: Азбука, 2021. - 832 с.
...