ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КОМИССИИ ПО
ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ 6
1.1. Правовая природа комиссии по делам несовершеннолетних и защите
их прав 6
1.2. Система и полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите
их прав 14
1.3. Нормативно-правовое регулирование организации и деятельности
комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ 31
2.1. Формирование и состав комиссий по делам несовершеннолетних и
защите их прав 31
2.2. Основные формы деятельности и акты комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав 37
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КОМИССИИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ
ПРАВ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
Проблемы несовершеннолетних — показатель, по которому можно судить не только о неблагополучии в молодежной среде, но и в государстве и обществе в целом. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является важной государственной функцией, одним из важнейших направлений социальной политики современного
демократического правового государства, которая предполагает и формирование соответствующих механизмов ее реализации, создание системы соответствующих органов и учреждений, и формирование единой законодательной системы. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав является координирующим органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и призваны во взаимодействии с другими органами и учреждениями этой системы устранять причины и условия, способствующие антиобщественному поведению подростков. Однако, в настоящее время работа данной системы является крайне неэффективной. Это обусловлено тем, что до сих пор в нашей стране недостаточно развито нормативно-правовое регулирование данной сферы.
В Алтайском крае отмечено снижение подростковой преступности в период за 2018 год на 6,4% , а также стабилизация доли несовершеннолетних, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, от общего числа подростков, совершивших преступления. Но все же общее количество несовершеннолетних, подвергнутых административной ответственности, остается высоким, поэтому изучение данного института очень актуально для города Барнаула.
Нормативное регулирование института Комиссии по делам несовершеннолетних: Конституцией РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ, ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", Закон Алтайского края от 10 июля 2002 года N 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края от 20 июня 2008 года, Постановление Администрации города Барнаула от 31 декабря 2015 года №2652 «Об утверждении состава Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Администраций районов города».
Общетеоретические основы исследования составляют: И.А. Горшенева, С.В. Зуевой, И.М. Ильина, В.Н. Кузнецова, А.С. Мамина, Н.О. Поповой, и др.
Перечисленные выше исследователи внесли значительный вклад в разработку теоретических проблем организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, сформулировали ряд предложений, направленных на совершенствование их работы. Однако на сегодня нет ни одного самостоятельного исследования, в котором бы был комплексно рассмотрен правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии).
Недостатки законодательного регулирования в деятельности Комиссий отмечались как в советское время, так и в настоящее время.
Важная роль, отведенная российским государством комиссиям, не соответствует существующему правовому регулированию, которое нуждается в совершенствовании. Существенными проблемами, требующими внимания, остаются место и роль Комиссий в системе органов государственного управления. Законодательное закрепление структуры комиссий нуждается в пересмотре и уточнении; компетенция комиссий требует детального анализа и корректировки как на федеральном уровне, уровне субъектов РФ, а также на местном уровне.
Это и подтверждает актуальность темы.
Цель работы заключается в определении и анализе правового статуса комиссий и в разработке научно-обоснованных рекомендаций по его усовершенствованию.
Задачи работы:
1. изучение правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
2. выявление проблем организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3. внесение предложений по решению проблем организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
При подготовке выпускной квалификационной работы использованы исторический, статистический, сравнительно-правовой методы научного познания.
Информационную базу работы составили федеральное законодательство, законодательство Алтайского края, а также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления г. Барнаула, регламентирующие организацию и деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Объектом работы являются возникающие в процессе формирования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав общественные отношения.
Предметом работы является нормы российского законодательства, устанавливающие правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; положения и выводы, содержащиеся в научной литературе по данной проблеме.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Комплексный анализ законодательства, регулирующего деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации, исследование правового статуса этих комиссий, а также анализ признаков этих органов, их компетенцию и функции, позволяет сделать следующие выводы.
Правовое определение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав закреплено в двух актах, а именно, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав и Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних». Данные определения схожи по своим признакам. Но они не содержат основного признака- данный орган является органом исполнительной власти, которому делегированы полномочия органов местного самоуправления для более эффективной реализации своих функции. Так же система комиссий по делам несовершеннолетних включает в себя: Правительственную комиссию, положение утверждено Постановлением Правительства, комиссии субъектов, положения о которых регулируются органами исполнительной власти субъекта и территориальные комиссии, положения и персональную структуру которых определяют органы местного самоуправления, Городская Дума в городе Барнауле.
Хоть нормативно-правовое регулирование организации и деятельности комиссий регулируется большим количеством актов федерального, регионального и муниципального уровней, все равно это на практике создает много проблем. Отсюда и главная проблема - дублирование положений, а так же их противоречие друг другу. Это происходит из-за недостаточно точного определения полномочий между комиссиями разного уровня системы.
Формирование комиссий зависит от её уровня в системе так, Правительственная комиссия создается Правительством РФ; комиссия субъекта - высшим исполнительным органом субъекта (в Алтайском крае - Правительство Алтайского края); муниципальные (территориальные) комиссии - чаще всего полномочия по созданию данных комиссий делегируются органам местного самоуправления. В состав комиссий входит председатель, заместители председателя, ответственный секретарь и члены комиссии, исполняющие свои полномочия по согласованию или нет. Члены комиссии являются представителями различных органов и учреждений, в которых проходит социализация несовершеннолетнего.
Деятельность комиссий осуществляется в процессе заседаний, на которых комиссия принимает акты в виде решений, постановлений, представлений, определений и протоколов об административном правонарушении.
Практика показывает, что возникает достаточное количество сложных проблем в организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних. Кроме этого, статус комиссий в настоящее время регулируется только законами субъектов РФ. Региональным законодательством их правовой статус устанавливается обычно как статус постоянно действующего координирующего органа государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории соответствующего субъекта.
Подводя итог следует сказать, что без прочной современной законодательной базы успешная деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав вряд ли возможна. Уже давно назрела необходимость в принятии федерального закона, регламентирующего деятельность комиссий в новых условиях, в том числе регламентирующего исполнение комиссии по делам несовершеннолетних государственных полномочий по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики. Необходимость укрепления правового статуса и роли комиссий в Российской Федерации также очевидна, для этого следует разработать и принять нормативные правовые акты, регламентирующие не только порядок образования и функционирования, но и кадрового обеспечения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - №31. - Ст. 4398;
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 №195-ФЗ (по состоянию на 01.05.19 год) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1;
3. Об общественных объединениях: федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ (по сост. на 20.12.2017 год) // Собрание законодательства РФ. - 1995.- №21. - Ст. 1930;
4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (по сост. на 27.12.2018 год) // Собрание законодательства. - 1998. - № 31. - Ст. 3802;
5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ (по сост. на от 27.06.2018 год) // Российская газета. - 1999. - № 26. - Ст. 3177;
6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ (по сост. на 01.05.2019 год) // Российская газета. - 1999. - № 42.- Ст. 5005;
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (по сост. на 01.05.2019 год) // Российская газета. - 2003. - №40. - Ст. 3822;
8. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: Указ Президента от 01.06.2012 №761 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 23. - Ст. 2994;
9. О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: Постановление Правительства от 6 мая 2006 г. № 272 (по сост. на 18.08.2018 год) // Российская газета. - 2006. - №19. -Ст. 2093;
10. Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: Постановление Правительства от 6 ноября 2013 года N995 (по сост. на 29.11.2018 год) // Российская газета. - 2013. - № 45. - Ст. 5829;
...