Введение 3
Глава 1. Теоретике - правовые основы административного судопроизводства в судах общей юрисдикции 6
1.1. Понятие, основные признаки, значение административного
судопроизводства в судах общей юрисдикции 6
1.2. Основные задачи, функции и принципы административного
судопроизводства в судах общей юрисдикции 16
Глава 2. Административные дела, рассматриваемые в судах общей юрисдикции 27
2.1. Понятие, особенности и виды административных дел, рассматриваемых в
судах общей юрисдикции 27
2.2. Производство по административным делам в судах общей юрисдикции...38
Глава 3. Проблемы эффективности административного судопроизводства в судах общей юрисдикции 50
3.1 Практика рассмотрения административных дел в судах общей
юрисдикции 50
3.2 Основные направления совершенствования законодательства об
административном судопроизводстве 59
Заключение 67
Библиографический список 71
Проблема охраны прав и свобод граждан, интересов юридических лиц от незаконных действий и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления всегда оставалось актуальной. Отношения, в которых одна сторона обладает властными полномочиями, а другая обязана подчиняться предписаниям, необходимо уравновесить с помощью механизма защиты интересов более слабой стороны правоотношений. Таким механизмом послужило административное судопроизводство.
Административное судопроизводство неразрывно связано с принципами современного правового государства, функционирование которого обеспечивается надлежащим образом организованной судебной системой. В частности наличием специализированного правосудия (конституционного, гражданского, уголовного, арбитражного и административного
судопроизводства), посредством которого осуществляется судебная власть.
В рамках проведения судебной реформы в стране в 2015 году был принят основополагающий правовой акт, устанавливающий основы защиты прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) и решений органов публичной власти, - Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Принятие Кодекса административного судопроизводства РФ означает новый этап в развитии не только общего административного права, но и административного процессуального права. Таким образом, сформировалось специализированное процессуальное правовое регулирование судебного порядка разрешения административных и иных публичных споров. В связи с этим очевидной является необходимость теоретического исследования административного судопроизводства для дальнейшей разработки основных направлений реформирования судебной системы и законодательства об административном судопроизводстве.
Целью дипломной работы является всестороннее изучение теоретических вопросов административного судопроизводства в судах общей юрисдикции в Российской Федерации, а также выявление пробелов в законодательстве и как следствие проблем в правоприменительной практике.
Сформулированная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- выделить основные признаки административного судопроизводства и сформулировать его понятие;
- определить задачи, функции и принципы административного судопроизводства в судах общей юрисдикции;
- изучить содержание термина «административное дело» и выделить основные признаки;
- проанализировать категории административно-правовых споров и провести классификацию;
- изучить производство по административным делам в судах общей юрисдикции;
- исследовать практику рассмотрения в судах общей юрисдикции административных дел, выявить ее основные тенденции и направления;
- указать основные направления дальнейшего развития административного судопроизводства в Российской Федерации.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих по поводу организации и осуществления административного судопроизводства в судах общей юрисдикции.
Предметом исследования выступают нормативные правовые акты, в сфере административного судопроизводства в судах общей юрисдикции, научные исследования и судебная практика по административным делам и делам, возникающим из публичных правоотношений.
Методологическую основу дипломной работы составили общенаучные методы познания, включая в себя методы системности, аналогии и моделирования, поисковые методы восхождения от абстрактного к конкретному, а также метод логического единства. Наряду с общенаучными использовались и частнонаучные методы, такие как формально-юридический, сравнительно-правовой, описательный и лингвистический.
Исследование административного судопроизводства нашло своё отражение и во многих научных трудах. В частности, исследованиями занимались: Д.Н. Бахрах, А.Т. Боннер, А.Б. Зеленцов, В.П. Кашепов, М.Я. Масленникова, С.Н. Махина, Л.А. Николаева, И.В. Панова, Н.Г. Салищева, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов, М.С. Студеникина, О.С. Рогачёва, Ю.А. Тихомиров, Н.Ю. Хаманева, Перечисленные ученые внесли серьезный вклад, однако исследование административного судопроизводства по-прежнему остается актуальны.
Проводимая в настоящее время реформа системы административного судопроизводства Российской Федерации, важным этапом которой стало принятие административного процессуального кодекса РФ, придает актуальность исследованиям теоретических и практических аспектов административного судопроизводства в судах общей юрисдикции. Тем не менее, продолжается модернизация публичного управления и улучшение деятельности судебной системы и в связи с этим важнейшим вопросом является формирование нового взгляда на административное судопроизводство, как деятельности судов по рассмотрению дел, возникающих из публичных правоотношений. Ведь «изменение правовой регламентации порядка рассмотрения и разрешения административных дел, связанное с принятием 8 марта 2015 г. Кодекса административного судопроизводства РФ, ставит новые вопросы как перед правоприменителями, так и перед юридической наукой».
Несмотря на то, что принятие Кодекса административного судопроизводства РФ стало важным этапом в развитии правосудия и положило начало формированию новой отрасли права, в теории остается немало спорных вопросов. В научной работе обращено внимание на отсутствие некоторых легальных определений, имеющих большое значение для становления и развития административно-процессуального пава, а также единообразного понимания категорий административного судопроизводства в процессе правоприменения. Законодатель не включил определения таких фундаментальных категорий, как «административное дело»,
«административный процесс», «административный спор», «административное судопроизводство» и «административная юстиция», особая ценность которых неоднократно подчерчивалась.
Кроме того, внимание было уделено основным признакам административного судопроизводства, так как выделение признаков способствует отграничению административного судопроизводства от иных видов осуществления правосудия, а также доказывает его уникальность и особую роль в реализации гражданами и организациями права на судебную защиту. В рамках проведения комплексного исследования административного судопроизводства в судах общей юрисдикции, рассматривались цели, задачи, функции и принципы административного судопроизводства. Теоретический анализ норм Кодекса показал частичное закрепление указанных категорий и в связи с этим предлагается более детальное правовое регулирование общих положений КАС РФ. В частности, требуется закрепить исключительные принципы административного судопроизводства, разработать и включить в Кодекс функции и обосновать цель административного судопроизводства.
Как было указано, Кодекс административного судопроизводства РФ не содержит определение понятия «административное дело», в связи с чем было осуществлено исследование определений, разработанных наукой. Также выделены признаки административных дел, изучены категории административных дел, законодательно закрепленные в Кодексе, проведена их классификация. Это позволило выявить отсутствие единого критерия, позволяющего отграничить дела, рассматриваемые и разрешаемые в порядке административного судопроизводства или посредством иного вида судопроизводства, и предложить собственный критерий. Так, видится целесообразным указать на управленческий характер спорных правоотношений, т.е. дела, которые необходимо рассматривать и разрешать в порядке административного судопроизводства, должны непосредственно затрагивать правоотношения, связанные с государственным управлением и исполнительно - распорядительной деятельностью.
Сказанное заставляет полагать, что полученные в результате
теоретических исследований выводы могут быть использованы в правоприменительной деятельности путем включения разработанных наукой категорий в Кодекс административного судопроизводства РФ.
В рамках исследуемой проблематики являлось необходимым не только изучение юридической литературы, но и правоприменительной практики по административным делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции. Несмотря на то, что на законодательном уровне осуществлено полноценное правовое регулирование всего процесса рассмотрения и разрешения административного спора. В частности, административный процесс регламентирован от подачи заявления до вступления решения суда в законную силу, также порядок обжалования и исполнения решения суда. В правовом регулировании остается немало спорных вопросов и нерешенных проблем.
На сегодняшний день постепенно вопросы решаются путем восполнения пробелов законодателем. Было выявлено, что сложности возникают при реализации положений о разграничении порядка обжалования действий (бездействия) должностных лиц (индивидуальных правовых актов), и оспаривания нормативных правовых актов, также в рамках производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами и при отправлении правосудия по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
При выявлении недостатков или пробелов возникает необходимость вмешательства законодателя и внесения изменений, которые призваны способствовать повышению эффективности и усовершенствованию законодательных положений. На сегодняшний день в КАС РФ было внесено двадцать поправок. Также по вопросам, возникающим в судебной практике при рассмотрении административных дел, были изданы постановления Пленума Верховного Суда РФ и некоторые проблемы при осуществлении административного судопроизводства стали предметом рассмотрения Конституционного Суда.
Сказанное заставляет полагать, что становление административного судопроизводства, его законодательная регламентация, совершенствование управленческого процесса и административных процедур, является на сегодняшний день преимущественными направлениями развития законодательства Российской Федерации.
Результаты проведенного исследования административного
судопроизводства в судах общей юрисдикции, позволили сформулировать ряд предложений по реформированию законодательства:
1. формирование и развитие отрасли административно-процессуального права;
2. внесение изменений в законодательство, касающихся формирования терминов и понятий в области административного судопроизводства;
3. внесение изменений в законодательство, затрагивающих процедуру рассмотрения административного дела;
4. введение специализации у судей по рассмотрению административных споров.
По всем указанным положениям сформулированы конкретные предложения и указан порядок их реализации. Рекомендации направлены, прежде всего, на преодоление существующих пробелов и противоречий в законодательстве, а также на развитие конституционных положений об административном судопроизводстве, как одного из способов защиты прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц от незаконных действий со стороны органов власти и их должностных лиц.
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (по сост. на 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 2. - Ст. 163.
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Библиотечка Российской газеты. - 1999.
- № 22 - 23. - С. 55.
4. О судах общей юрисдикции в Российской Федерации :
Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1 -
ФКЗ (ред. от 06.03.2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 7. - Ст. 898.
5. О судебной системе Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1 - ФКЗ (ред. 30 октября 2018 г. № 2 - ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.
- 1997. - №1. - Ст. 1.
6. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21 - ФЗ (ред. от 27.12.2018 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 10. - Ст. 1391.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 - ФЗ (ред. от 01.05.2019 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.05.2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 1. - Ст. 1.
8. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ (ред. 1 мая 2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53. - Ст. 7598.
9. Об исполнительном производстве : Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229 - ФЗ (ред. от 6 марта 2019 г. № 24 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 41. - Ст. 4849.
10. О судебных приставах : Федеральный закон от 21.07.1997 № 118 - ФЗ (ред. от 1 мая 2019 г. № 97-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3590.
...