ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 6
1.1. Понятие и признаки административной ответственности в области
дорожного движения 6
1.2. Законодательство Российской Федерации в области дорожного движения 12
1.3. Развитие института административной ответственности в области
дорожного движения в России 17
ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 24
2.1. Характеристика и классификация административных правонарушений в
области дорожного движения 24
2.2. Юридический состав административного правонарушения в области
дорожного движения 32
2.3. Производство по делам об административных правонарушениях в области
дорожного движения 45
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СУБЪЕКТЕ РФ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ) 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность выбранной темы бакалаврской работы заключается в том, что вопросы, которые связаны с административной ответственностью, возникающей за административные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, являются крайне важными. В условиях достаточно быстрого развития автомобильного транспорта, а также, следовательно, интенсивности дорожного движения, административные правонарушения в дорожной сфере являются достаточно актуальной проблемой во многих странах мира, в том числе и в России. В 2010 году впервые в истории число автомобилей превысило 1 миллиард. По прогнозам, к 2040 году оно достигнет 1,8 миллиарда автомобилей. В начале 2019 года во владении россиян насчитывалось примерно 43,5 миллионов легковых автомобилей, что составляет почти 84% от общего числа транспортных средств . Общая цифра транспортных средств составляет 50,9 миллионов на 146,9 миллионов человек . Таким образом, можно сказать, что каждый третий житель в России имеет транспортное средство.
Дорожно-транспортные происшествия являются одной из важнейших проблем, которые стоят перед современной Россией. По статистическим данным Госавтоинспекции за I квартал 2019 года на дорогах страны произошло 31996 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли почти 3054 и получили ранения 41773 человек. В Алтайском крае за этот же период времени произошло 512 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 37, а получили ранение 653 человека.
Таким образом, административные правонарушения в сфере дорожного движения причиняют значительный вред жизни, здоровью и имуществу человека. Каждый день на дорогах России совершаются административные правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, однако не всегда данные правонарушения могут быть зафиксированы сотрудниками ГИБДД МВД РФ или специальными техническими средствами. Учитывая высокую латентность (по некоторым данным достигающую 30%) административных правонарушений в сфере дорожного движения, необходимо отметить, что пренебрежение установленными правилами способствует появлению у большинства населения чувства уверенности в безнаказанности противоправного поведения. Также данный факт способствует появлению у участников движения привычки нарушать Правила дорожного движения, которая рано или поздно приводит к плохим последствиям.
Объектом исследования выступает система общественных отношений, которые складываются в сфере безопасности дорожного движения.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, правоприменительная практика, научная литература, научные статьи, которые закрепляют сущность, содержание административной ответственности в сфере дорожного движения и порядок привлечения к ней.
Целью данного исследования является глубокое изучение института административной ответственности в сфере дорожного движения.
В ходе изучения этой темы были определены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую основу для определения оснований административной ответственности по правонарушениям, которые возникают в сфере дорожного движения.
2. Раскрыть юридические особенности административной
ответственности в области безопасности дорожного движения.
3. Рассмотреть историю возникновения и становления института административной ответственности.
4. Проанализировать реализацию мер повышения безопасности
дорожного движения в субъекте Российской Федерации.
Методологическая основа исследования состоит из диалектических, формально-логических, системно-структурных, сравнительно-правовых, статистических и конкретных социологических методов исследования.
Теоретической базой исследования стали научные работы в области конституционного и административного права, государственного управления и уголовного права, связанные с рассматриваемой проблемой.
Нормативную базу работы составили: Конституция Российской
Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, федеральное административное законодательство, подзаконные нормативные правовые акты, а так же материалы правоприменительной практики.
Непосредственно по вопросам безопасности дорожного движения и административной ответственности в сфере дорожного движения, изучались работы В.В. Вдовиченко, А.А. Жукова, С.И. Иванова, В.И. Майорова, В.М. Митника, П.В. Молчанова, Б.В. Россинского, Н.С. Семенова, И.В, Тимошенко, О.А. Шевченко, и др.
Дипломная работа выполнена в объеме, соответствующим установленным требованиям, и состоит из введения, трех глав, объединяющие шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы.
В результате проведенной работы, можно сделать выводы о том, что несмотря на проведение государством достаточно эффективной политики в целях повышения безопасности дорожного движения, ежегодно, на фоне достаточного количества административных правонарушений в сфере дорожного движения, наблюдается растущая тенденция нарушений норм законодательства в сфере дорожного движения. Это связано с высоким приростом численности транспортных средств, а также качеством подготовки и воспитания водительских кадров, конструкцией и техническим состоянием транспортных средств, содержанием улиц и дорог, их благоустройство, латентности правонарушений, и выработанной привычке людей совершать правонарушения в сфере дорожного движения (переходить дорогу в неположенном месте, превышать скорость и т.д.).
Абсолютное большинство дорожно-транспортных происшествий - это следствие административных правонарушений, которые совершают участники дорожного движения. Решение данной проблемы требует укрепления дисциплины водителей, пешеходов и других участников дорожного движения и, следовательно, повышения эффективности правового воздействия на них.
В целях должного обеспечения безопасности дорожного движения, остаются актуальными вопросы усовершенствования федерального законодательства в сфере дорожного движения. Следовательно, необходимо на федеральном уровне закрепить такое понятие как административная ответственность, что позволит сформировать весь понятийный аппарат административного права как отрасли российского законодательства.
Просматривая историю изменения Российского законодательства за правонарушения в области дорожного движения, прослеживается разделение составов правонарушений, выделение новых видов правонарушений, а также ужесточение санкций за их совершение.
В целях повышения эффективности правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения, видится целесообразным внесение изменений и дополнений в действующее законодательство.
Например, ужесточение санкций за совершение административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. Прежде всего, увеличение размера административного штрафа и срока лишения права управления транспортным средством должно привести к снижению правонарушений по главе 12. КоАП РФ.
Введение бальной системы оценки нарушений Правил дорожного движения также представляется как один из способов повышения профилактической и воспитательной работы в области безопасности дорожного движения. Смысл данной системы должен заключаться в том, что кроме взысканий, предусмотренных КоАП РФ, совершаемое правонарушение будет оцениваться по бальной системе. В данном случае можно выделить два способа применения бальной системы. В первом варианте, каждому административному правонарушению будет присвоен 1 балл, и при наборе водителем определенной, установленной законом суммы баллов он будет лишен водительского удостоверения. При втором варианте, водитель наоборот при получении права управления транспортным средством будет получать определенное количество баллов, которые будут сниматься за каждое совершенное административное правонарушение. Когда баллы закончатся, водитель лишается права управления транспортным средством.
Вернуть право управления транспортным средством будет возможно только после повторного обучения и сдачи квалификационного экзамена. Такая мера позволит в полной мере оказать воспитательное воздействие на правонарушителей.
Изучая статистику дел об административных правонарушениях в области дорожного движения можно сказать, что ситуация на дорогах Алтайского края требует непрерывной реализации мер по обеспечению безопасности дорожного движения.
Основной причиной высокой степени аварийности, на сегодняшний день, остается несоблюдение Правил дорожного движения (не только водителями, но и пешеходами), а также некачественные дороги. Необходимо постоянное и своевременное изменение законодательства, а также интенсивная работа сотрудников ГИБДД МВД РФ для дальнейшего снижения количества ДТП и пострадавших.
Осуществление приведенных рекомендаций по усовершенствованию законодательства об административной ответственности в сфере дорожного движения, будет важнейшим шагом для того чтобы укрепить законность и правопорядок на дорогах Российской Федерации и её субъектов, а также станет отправной точкой в предупреждении и профилактике наиболее опасных деяний в области дорожного движения.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014 г.) // Собрание
законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Кодекс об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.04.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1 (ч.1). - Ст. 1.
3. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 46. - Ст. 5555.
4. О безопасности дорожного движения: федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4873.
5. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 42. - Ст. 5009.
6. Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей
автобусами: постановление Правительства Российской Федерации от
17.12.2013 №1177 (ред. от 08.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №52. - Ст.7174.
7. О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»): постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 04.12.2018) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - №47. - Ст. 4531.
8. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»: постановление Правительства РФ от 03.10.2013 №864 (ред. от 13.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации . - 2017. - №52. - Ст.7841.
9. Об утверждении государственной программы Алтайского края
«Обеспечение прав граждан и их безопасности» на 2015 - 2020 годы»: постановление Администрации Алтайского края от 19.12.2014 № 573 (ред. от 26.10.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru - Загл. с экрана.
10. Паспорт приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги»
(утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 21.11.2016 № 10) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс» - Электр. Дан. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282632/ - Загл. с экрана.
...