Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административная ответственность за нарушение правил дорожного движения

Работа №35493
Тип работыДипломные работы
Предметадминистративное право
Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Выпускная квалификационная работа .
Введение 3
Глава 1 Понятие и особенности административной ответственности в сфере дорожного движения 6
1.1 Понятие и признаки административной ответственности в сфере дорожного движения 6
1.2 Источники регулирования административной ответственности в сфере дорожного движения 10
1.3 Принципы административной ответственности в области дорожного движения 15
Глава 2 Основания административной ответственности в сфере дорожного движения 21
Глава 3 Некоторые особенности производства в сфере дорожного движения 38
3.1. Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере дорожного движения 38
3.2 Пересмотр и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения 58
Заключение 63
Список использованных источников 68
Актуальность темы настоящего исследования. Согласно статистическим данным, в России наблюдается достаточно высокий процент дорожно-транспортных происшествий, многие из которых связаны с такими негативными последствиями, как причинение вреда жизни и здоровью людей. Это является важной проблемой обеспечения безопасности дорожного движения. Так, в 2018 году по данным статистики в России произошло 168 099 ДТП, в которых погибли 18 214 человек и еще 214 853 получили ранения разной степени тяжести . Вместе с тем политика государства в области предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств, не приносит заметных положительных результатов. Хотя год от года статистика нарушений правил дорожного движения снижается, однако до европейских показателей еще очень далеко.
С другой стороны, быстрый рост темпов автомобилизации в стране ведет к увеличению интенсивности движения, оказывая влияние на количество и характер дорожно-транспортных происшествий. При этом инфраструктура большинства российских городов (в первую очередь это касается крупных административных центров), не приспособлена к подобному росту автомобилистов на дорогах. Такая ситуация приводит к невысокой защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а также в определенной степени способна провоцировать отдельных водителей на нарушения правил дорожного движения.
Административно-правовые меры в области противодействия нарушению правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств способны предупредить ряд административных правонарушений в области дорожного движения, а также значительно снизить случаи ДТП. Однако многие из изменений, которые были внесены в Кодекс об административных правонарушениях, оторваны от иных отраслей законодательства, не в полной мере учитывают современные тенденции развития данного негативного явления. Все вышеуказанное свидетельствует о наличии в действующем законодательстве нерешенных концептуальных проблем, которые и обусловливают актуальность настоящего исследования.
Целью данной работы является комплексный анализ административной ответственности за нарушение правил дорожного движения в РФ.
Исходя из целей исследования, поставлены и решены следующие задачи:
 рассмотреть понятие и признаки административной ответственности в сфере дорожного движения;
 проанализировать источники регулирования административной ответственности в сфере дорожного движения;
 раскрыть принципы административной ответственности в сфере дорожного движения;
 установить основания административной ответсвенности в области дорожного движения;
 дать общую характеристику возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения;
 охарактеризовать порядок пересмотра и исполнения постановления по делу административных правонарушений в области дорожного движения.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают в рамках административно-правового регулирования нарушения в области дорожного движения.
Предметом исследования служат теоретические положения и правовые нормы, определяющие административную ответственность за нарушение в области дорожного движения в Российской Федерации.
Проблематикой административных правонарушений в области дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в Российской Федерации занимались такие ученые, как С.Н. Антонов, Д.Н. Бахрах,
А.И. Коробеев, В. В. Никулин, Л.Ф. Рогатых и иные, научные труды которых лежат в качестве теоретической основы настоящего исследования. Тем не менее, анализ юридической литературы позволяет говорить о том, что степень теоретической разработки ряда вопросов административных правонарушения в области дорожного движения не отвечает потребностям современной юридической практики.
Нормативную базу дипломной работы составляют Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» и иные правовые акты.
Методологическую основу данной работы составили всеобщие принципы научного познания (объективности, всесторонности, системный, функциональный, логический, исторический, диалектика теоретического и практического в научном познании), а также общеправовые и специально-юридические методы (формально-юридический, сравнительно-правовой и др.).
По своей структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных материалов и литературы.
Административная ответственность за нарушение правил в сфере дорожного движения является одним из важнейших разделов административного права на настоящий момент времени. Под административной ответственностью в сфере дорожного движения понимается вид административной ответственности, которой определяется обязанность субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения в сфере дорожного движения. Основными признаками административной ответственности в сфере дорожного движения являются:
 это подвид юридической ответственности и вид административной ответственности;
 основанием привлечения к ответственности является совершение лицом административного правонарушения;
 лицо претерпевает лишения государственно-властного характера в виде административного наказания;
 административное принуждение может применяться только специальными лицами, чей перечень зафиксирован в статьях КоАП РФ.
Основными источниками правового регулирования в области дорожного движения являются КоАП РФ, ПДД и Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Вместе с тем, административная ответственность в области дорожного движения устанавливается и в связи с нарушением иных правил, определяемых другими нормативно-правовыми актами различной юридической силы, которые также необходимо учитывать.
Административная ответственность в сфере дорожного движения базируется на ряде принципов:
 принцип зашиты жизни и здоровья граждан;
 принцип равенства всех перед законом и судом;
 принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением;
 принцип ответственности;
 принципы оперативности и экономичности производства по делам об административных правонарушениях;
 презумпция невиновности.
Данные принципы оказывают влияние на рассматриваемую сферу отношений на определенных этапах ее реализации.
Основанием административной ответственности является совершение лицом административного правонарушения. Юридическим выражением состава правонарушения является состав правонарушения, который состоит из четырех обязательных элементов – объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны. Видовым объектом административных правонарушений в области дорожного движения является безопасность дорожного движения и установленный порядок эксплуатации транспортных средств. Непосредственным объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере эксплуатации конкретных видов транспортных средств; общественные отношения в области безопасности дорожного движения. Дополнительным объектом административного правонарушения является здоровье человека (ст. 12.24 КоАП РФ). Предмет анализируемых правонарушений - транспортное средство, которое в рамках гл. 12 КоАП РФ следует понимать, как «автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, в том числе с прицепом, подлежащие государственной регистрации, трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы». Предметами административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.29, 12.30 КоАП РФ является велосипед и мотоцикл.
В объективную сторону входит нарушение конкретного пункта правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, правил перевозки опасных грузов, которые установлены соответствующими нормативно-правовыми актами. Поскольку диспозиция статей гл. 12 КоАП РФ являются бланкетными, то правоприменителю необходимо установить какая именно норма ПДД и эксплуатации транспортных средств, либо иных правил была нарушена с указанием на норму и ее обоснование. В ст. 12.24 КоАП РФ необходимо также установить причинную связь между деянием и наступлением последствий в виде легкого вреда здоровью или вреда средней тяжести. Для этого необходимо получение медицинского заключения. При привлечении к административной ответственности по конкретной статье гл. 12 КоАП РФ большое значение имеет место совершения правонарушения: это в первую очередь проезжая часть дорог, но могут быть также отдельные ее части, например, пешеходный переход, железнодорожные пути, автомагистраль, перекресток и т.д.
С субъективной стороны большинство административных правонарушений в области дорожного движения характеризуются умыслом, поскольку они являются формальными составами. Однако в случае с материальным составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 КоАП РФ следует признать, что данное правонарушение совершается с двойной формой вины, где имеется умысел к нарушению правил (ПДД, эксплуатации транспортных средств) и неосторожность в отношении последствий. В силу ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо считается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него была возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусматривается административная ответственность, однако данное лицо не приняло все меры по их соблюдению, которые зависели от него.
Основным субъектом гл. 12 КоАП РФ является специальным - это водитель транспортного средства – физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 18 лет. Кроме того, в качестве субъектов отдельных составов административных правонарушений указываются:
 юридические лица, должностные лица или граждане, на которых лежит ответственность за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств;
 юридические лица, должностные лица или граждане, которые организовали перевозку людей;
 пешеходы;
 пассажиры транспортного средства;
 велосипедисты;
 возчики;
 водители мопеда;
 иные лица, которое непосредственно участвуют в процессе дорожного движения;
 лицо, обучающее вождению.
Важное значение имеет производство по делу об административном правонарушении. Оно проходит четыре стадии:
 возбуждение и административное расследование дела;
 рассмотрение дела;
 пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
 исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
Анализ стадий возбуждения и расследования дела об административном правонарушении, позволяет сделать следующие выводы. Возбуждение дела об административном правонарушении, осуществляется на основании сведений, позволяющих сделать вывод о наличии в действиях лица состава административного правонарушения. Моментом возбуждения дела об административном правонарушении является вынесение соответствующего протокола, определения, постановления по делу об административном правонарушении. Дело дела об административном правонарушении расследуется и рассматривается по месту его совершения судьей или должностным лицом органа ГИБДД. Вместе с тем, анализ норм раздела IV позволяет сделать вывод о том, что ряд норм требуют изменений и дополнений. Так, например, необходимо более детально регламентировать действия уполномоченных должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях. Необходимо уточнить понятие «административное расследование», его цели и задачи, процедуру проведения.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено на основании жалобы лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего или их представителя. Пересматривается данное постановление судом общей юрисдикции, арбитражным судом – зависимости от статуса лица, которое его обжалует. После того, как постановление об административном правонарушении вступит в силу, оно проходит процедуру его исполнения.
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 50. - Ст. 4873.
4. Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. -№ 27. - Ст. 3881.
5. Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 46. - Ст. 5553.
6. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 04.12.2018) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. - № 47. - Ст. 4531.
7. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 (ред. от 06.10.2017) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1994. -№ 17. -Ст. 1999.
8. Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008 (ред. от 12.02.2018) «О проведении технического осмотра транспортных средств» // Собрание законодательства РФ. – 2011. -№ 50. - Ст. 7397.
9. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 22.12.2018) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 17. - Ст. 2407.
10. Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177 (ред. от 08.08.2018) «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 52 (часть II). - Ст. 7174.
11. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 475 (ред. от 10.09.2016) «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 27. - ст. 3280.
12. Приказ МВД РФ от 23.03.1993 № 130 (ред. от 12.10.1999, с изм. от 06.03.2001) «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» (вместе с «Инструкцией по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.04.1993 № 216) // Российские вести. 1993 № 77.
13. Письмо МВД РФ от 18.06.2003 № 13/ц-72 (ред. от 01.10.2007) «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения») // // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 23.05.2019.

II. Специальная литература:

14. Агапов А.Б. Корреляция публичных и цивилистических форм вины // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 9. - С. 90-94.
15. Административное право. Учебник/ под ред. Л.Л. Попова. – М., Юрайт. 2017. – 688 с.
16. Административное право России. / под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, И.Ш. Килясханова. - М.: ЮНИТИ - Дана: Закон и право. 2012. – 654 с..
17. Амелин Р.В. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (постатейный) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Дата обращения 24.05.2019.
18. Антонов С.Н. Дорожное движение: правонарушения и ответственность. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. 14. - 176 с.
19. Арзамасцев М.В. Правила оценки признаков деяний, дифференцирующих административную и уголовную ответственность // Уголовное право. - 2017. - № 2. - С. 10-15.
20. Батычко В.Т. Административное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2016. – 350 с.
21. Белых Е.А. Основные подходы к понятию правонарушения // Актуальные проблемы права, экономики и управления. - 2016. - № 12. - С. 85-87.
22. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - М.: Норма, 2016. –С. 459.
23. Волков А.М. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие. - Москва: Проспект, 2018. - 144 с.
24. Демидов Ю.Н., Костенников М.В., Куракин А.В. Административная деятельность органов внутренних дел:учебник: в 2 ч. -Домодедово: ВИПК МВД России, 2016. Ч.1: Общая часть. – 285с.
25. Жеребцов А.Н., Махина С.Н., Помогалова Ю.В. Комментарий к главе 27 «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (постатейный) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Дата обращения 24.05.2019.
26. Казина Т.В. Процесс доказывания по делам об административных правонарушениях (комментарий законодательства) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Дата обращения 24.05.2019.
27. Кобозев Н.А. Проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2013. - № 1. – С. 75-79.
28. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 10 - 18. Постатейный научно-практический комментарий / под ред. Б.В. Россинского. - М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. - Вып. VII - VIII. – 1024 с.
29. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 24 - 32. Постатейный научно-практический комментарий / В.А. Гуреев, И.Н. Князева, А.В. Мартынов и др.; под общ. ред. Б.В. Россинского. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. I - II. 688 с.
30. Колоколов Н.А. Протокол задержания: источник важной процессуальной информации // Адвокатская практика. - 2019. - № 2. - С. 38 - 44.
31. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / под ред. Н.Г. Салищевой. - М.: Проспект, 2011. – 806 с.
32. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. В.В. Черникова и Ю.А. Соловья. – Москва, 2012. – С. 23.
33. Косицин И. А., Жданов Н. М. Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы административной ответственности» // Административное право и процесс. - 2009. - № 3. С. 38-41.
34. Кузьмичева, Г. А. Принцип равенства перед законом и административная ответственность / Г. А. Кузьмичева, П. В. Молчанов // Административное право и процесс. -2014. - № 9. - С. 61 - 63
35. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Дата обращения 24.05.2019.
36. Показатели статистики безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // ГИБДД. Официальный сайт. – Режим доступа: // http://stat.gibdd.ru, свободный. – дата обращения: 23.04.2019.
37. Рогатых, Л. Ф. Квалификация нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ): Учебное пособие / Л.Ф. Рогатых, В.Б. Малинин. - СПб., 2004. – 56 с.
38. Россинский Б. В. Административная ответственность: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : НОРМА, 2009. 512 с.
39. Самбор Н.А. Процессуальное оформление реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2015. № 12. С. 49 - 54.
40. Семёнов А. Э. Административная ответственность в области дорожного движения // Молодой ученый. - 2015. - №3. - С. 693-699.
41. Тихомирова Л.А. Нюансы законодательства об административных правонарушениях // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 13.05.2019.
42. Тихомирова Л.А. Особенности реализации отдельных положений КоАП РФ и некоторые проблемы правоприменения // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Дата обращения 24.05.2019.
43. Ткаченко В.В., Никулин А.И. Правовые основания проведения наружного досмотра сотрудниками полиции // Ленинградский юридический журнал. - 2018. - № 2. - С. 230 - 237.

III. Судебная практика:

44. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2006. - № 12.
45. Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 13.05.2019.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



Актуальность темы настоящего исследования. Согласно статистическим данным, в России наблюдается достаточно высокий процент дорожно-транспортных происшествий, многие из которых связаны с такими негативными последствиями, как причинение вреда жизни и здоровью людей. Это является важной проблемой обеспечения безопасности дорожного движения. Так, в 2018 году по данным статистики в России произошло 168 099 ДТП, в которых погибли 18 214 человек и еще 214 853 получили ранения разной степени тяжести . Вместе с тем политика государства в области предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатацией транспортных средств, не приносит заметных положительных результатов. Хотя год от года статистика нарушений правил дорожного движения снижается, однако до европейских показателей еще очень далеко.
С другой стороны, быстрый рост темпов автомобилизации в стране ведет к увеличению интенсивности движения, оказывая влияние на количество и характер дорожно-транспортных происшествий. При этом инфраструктура большинства российских городов (в первую очередь это касается крупных административных центров), не приспособлена к подобному росту автомобилистов на дорогах. Такая ситуация приводит к невысокой защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, а также в определенной степени способна провоцировать отдельных водителей на нарушения правил дорожного движения.
Административно-правовые меры в области противодействия нарушению правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств способны предупредить ряд административных правонарушений в области дорожного движения, а также значительно снизить случаи ДТП. Однако многие из изменений, которые были внесены в Кодекс об административных правонарушениях, оторваны от иных отраслей законодательства, не в полной мере учитывают современные тенденции развития данного негативного явления. Все вышеуказанное свидетельствует о наличии в действующем законодательстве нерешенных концептуальных проблем, которые и обусловливают актуальность настоящего исследования.
Целью данной работы является комплексный анализ административной ответственности за нарушение правил дорожного движения в РФ.
Исходя из целей исследования, поставлены и решены следующие задачи:
 рассмотреть понятие и признаки административной ответственности в сфере дорожного движения;
 проанализировать источники регулирования административной ответственности в сфере дорожного движения;
 раскрыть принципы административной ответственности в сфере дорожного движения;
 установить основания административной ответсвенности в области дорожного движения;
 дать общую характеристику возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения;
 охарактеризовать порядок пересмотра и исполнения постановления по делу административных правонарушений в области дорожного движения.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают в рамках административно-правового регулирования нарушения в области дорожного движения.
Предметом исследования служат теоретические положения и правовые нормы, определяющие административную ответственность за нарушение в области дорожного движения в Российской Федерации.
Проблематикой административных правонарушений в области дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в Российской Федерации занимались такие ученые, как С.Н. Антонов, Д.Н. Бахрах,
А.И. Коробеев, В. В. Никулин, Л.Ф. Рогатых и иные, научные труды которых лежат в качестве теоретической основы настоящего исследования. Тем не менее, анализ юридической литературы позволяет говорить о том, что степень теоретической разработки ряда вопросов административных правонарушения в области дорожного движения не отвечает потребностям современной юридической практики.
Нормативную базу дипломной работы составляют Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» и иные правовые акты.
Методологическую основу данной работы составили всеобщие принципы научного познания (объективности, всесторонности, системный, функциональный, логический, исторический, диалектика теоретического и практического в научном познании), а также общеправовые и специально-юридические методы (формально-юридический, сравнительно-правовой и др.).
По своей структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных материалов и литературы.


Административная ответственность за нарушение правил в сфере дорожного движения является одним из важнейших разделов административного права на настоящий момент времени. Под административной ответственностью в сфере дорожного движения понимается вид административной ответственности, которой определяется обязанность субъекта претерпевать лишения государственно-властного характера за совершение административного правонарушения в сфере дорожного движения. Основными признаками административной ответственности в сфере дорожного движения являются:
 это подвид юридической ответственности и вид административной ответственности;
 основанием привлечения к ответственности является совершение лицом административного правонарушения;
 лицо претерпевает лишения государственно-властного характера в виде административного наказания;
 административное принуждение может применяться только специальными лицами, чей перечень зафиксирован в статьях КоАП РФ.
Основными источниками правового регулирования в области дорожного движения являются КоАП РФ, ПДД и Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». Вместе с тем, административная ответственность в области дорожного движения устанавливается и в связи с нарушением иных правил, определяемых другими нормативно-правовыми актами различной юридической силы, которые также необходимо учитывать.
Административная ответственность в сфере дорожного движения базируется на ряде принципов:
 принцип зашиты жизни и здоровья граждан;
 принцип равенства всех перед законом и судом;
 принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением;
 принцип ответственности;
 принципы оперативности и экономичности производства по делам об административных правонарушениях;
 презумпция невиновности.
Данные принципы оказывают влияние на рассматриваемую сферу отношений на определенных этапах ее реализации.
Основанием административной ответственности является совершение лицом административного правонарушения. Юридическим выражением состава правонарушения является состав правонарушения, который состоит из четырех обязательных элементов – объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны. Видовым объектом административных правонарушений в области дорожного движения является безопасность дорожного движения и установленный порядок эксплуатации транспортных средств. Непосредственным объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере эксплуатации конкретных видов транспортных средств; общественные отношения в области безопасности дорожного движения. Дополнительным объектом административного правонарушения является здоровье человека (ст. 12.24 КоАП РФ). Предмет анализируемых правонарушений - транспортное средство, которое в рамках гл. 12 КоАП РФ следует понимать, как «автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, в том числе с прицепом, подлежащие государственной регистрации, трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы». Предметами административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.29, 12.30 КоАП РФ является велосипед и мотоцикл.
В объективную сторону входит нарушение конкретного пункта правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, правил перевозки опасных грузов, которые установлены соответствующими нормативно-правовыми актами. Поскольку диспозиция статей гл. 12 КоАП РФ являются бланкетными, то правоприменителю необходимо установить какая именно норма ПДД и эксплуатации транспортных средств, либо иных правил была нарушена с указанием на норму и ее обоснование. В ст. 12.24 КоАП РФ необходимо также установить причинную связь между деянием и наступлением последствий в виде легкого вреда здоровью или вреда средней тяжести. Для этого необходимо получение медицинского заключения. При привлечении к административной ответственности по конкретной статье гл. 12 КоАП РФ большое значение имеет место совершения правонарушения: это в первую очередь проезжая часть дорог, но могут быть также отдельные ее части, например, пешеходный переход, железнодорожные пути, автомагистраль, перекресток и т.д.
С субъективной стороны большинство административных правонарушений в области дорожного движения характеризуются умыслом, поскольку они являются формальными составами. Однако в случае с материальным составом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 КоАП РФ следует признать, что данное правонарушение совершается с двойной формой вины, где имеется умысел к нарушению правил (ПДД, эксплуатации транспортных средств) и неосторожность в отношении последствий. В силу ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо считается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него была возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусматривается административная ответственность, однако данное лицо не приняло все меры по их соблюдению, которые зависели от него.
Основным субъектом гл. 12 КоАП РФ является специальным - это водитель транспортного средства – физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 18 лет. Кроме того, в качестве субъектов отдельных составов административных правонарушений указываются:
 юридические лица, должностные лица или граждане, на которых лежит ответственность за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств;
 юридические лица, должностные лица или граждане, которые организовали перевозку людей;
 пешеходы;
 пассажиры транспортного средства;
 велосипедисты;
 возчики;
 водители мопеда;
 иные лица, которое непосредственно участвуют в процессе дорожного движения;
 лицо, обучающее вождению.
Важное значение имеет производство по делу об административном правонарушении. Оно проходит четыре стадии:
 возбуждение и административное расследование дела;
 рассмотрение дела;
 пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
 исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
Анализ стадий возбуждения и расследования дела об административном правонарушении, позволяет сделать следующие выводы. Возбуждение дела об административном правонарушении, осуществляется на основании сведений, позволяющих сделать вывод о наличии в действиях лица состава административного правонарушения. Моментом возбуждения дела об административном правонарушении является вынесение соответствующего протокола, определения, постановления по делу об административном правонарушении. Дело дела об административном правонарушении расследуется и рассматривается по месту его совершения судьей или должностным лицом органа ГИБДД. Вместе с тем, анализ норм раздела IV позволяет сделать вывод о том, что ряд норм требуют изменений и дополнений. Так, например, необходимо более детально регламентировать действия уполномоченных должностных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях. Необходимо уточнить понятие «административное расследование», его цели и задачи, процедуру проведения.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено на основании жалобы лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего или их представителя. Пересматривается данное постановление судом общей юрисдикции, арбитражным судом – зависимости от статуса лица, которое его обжалует. После того, как постановление об административном правонарушении вступит в силу, оно проходит процедуру его исполнения.



1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 50. - Ст. 4873.
4. Федеральный закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. -№ 27. - Ст. 3881.
5. Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 46. - Ст. 5553.
6. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 04.12.2018) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. - № 47. - Ст. 4531.
7. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 (ред. от 06.10.2017) «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1994. -№ 17. -Ст. 1999.
8. Постановление Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008 (ред. от 12.02.2018) «О проведении технического осмотра транспортных средств» // Собрание законодательства РФ. – 2011. -№ 50. - Ст. 7397.
9. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (ред. от 12.12.2017, с изм. от 22.12.2018) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 17. - Ст. 2407.
10. Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177 (ред. от 08.08.2018) «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 52 (часть II). - Ст. 7174.
11. Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 475 (ред. от 10.09.2016) «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 27. - ст. 3280.
12. Приказ МВД РФ от 23.03.1993 № 130 (ред. от 12.10.1999, с изм. от 06.03.2001) «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» (вместе с «Инструкцией по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.04.1993 № 216) // Российские вести. 1993 № 77.
13. Письмо МВД РФ от 18.06.2003 № 13/ц-72 (ред. от 01.10.2007) «О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения») // // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 23.05.2019.

II. Специальная литература:

14. Агапов А.Б. Корреляция публичных и цивилистических форм вины // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 9. - С. 90-94.
15. Административное право. Учебник/ под ред. Л.Л. Попова. – М., Юрайт. 2017. – 688 с.
16. Административное право России. / под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, И.Ш. Килясханова. - М.: ЮНИТИ - Дана: Закон и право. 2012. – 654 с..
17. Амелин Р.В. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (постатейный) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Дата обращения 24.05.2019.
18. Антонов С.Н. Дорожное движение: правонарушения и ответственность. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. 14. - 176 с.
19. Арзамасцев М.В. Правила оценки признаков деяний, дифференцирующих административную и уголовную ответственность // Уголовное право. - 2017. - № 2. - С. 10-15.
20. Батычко В.Т. Административное право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2016. – 350 с.
21. Белых Е.А. Основные подходы к понятию правонарушения // Актуальные проблемы права, экономики и управления. - 2016. - № 12. - С. 85-87.
22. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - М.: Норма, 2016. –С. 459.
23. Волков А.М. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие. - Москва: Проспект, 2018. - 144 с.
24. Демидов Ю.Н., Костенников М.В., Куракин А.В. Административная деятельность органов внутренних дел:учебник: в 2 ч. -Домодедово: ВИПК МВД России, 2016. Ч.1: Общая часть. – 285с.
25. Жеребцов А.Н., Махина С.Н., Помогалова Ю.В. Комментарий к главе 27 «Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (постатейный) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Дата обращения 24.05.2019.
26. Казина Т.В. Процесс доказывания по делам об административных правонарушениях (комментарий законодательства) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Дата обращения 24.05.2019.
27. Кобозев Н.А. Проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2013. - № 1. – С. 75-79.
28. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 10 - 18. Постатейный научно-практический комментарий / под ред. Б.В. Россинского. - М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. - Вып. VII - VIII. – 1024 с.
29. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 24 - 32. Постатейный научно-практический комментарий / В.А. Гуреев, И.Н. Князева, А.В. Мартынов и др.; под общ. ред. Б.В. Россинского. М.: Редакция «Российской газеты», 2015. Вып. I - II. 688 с.
30. Колоколов Н.А. Протокол задержания: источник важной процессуальной информации // Адвокатская практика. - 2019. - № 2. - С. 38 - 44.
31. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / под ред. Н.Г. Салищевой. - М.: Проспект, 2011. – 806 с.
32. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. В.В. Черникова и Ю.А. Соловья. – Москва, 2012. – С. 23.
33. Косицин И. А., Жданов Н. М. Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы административной ответственности» // Административное право и процесс. - 2009. - № 3. С. 38-41.
34. Кузьмичева, Г. А. Принцип равенства перед законом и административная ответственность / Г. А. Кузьмичева, П. В. Молчанов // Административное право и процесс. -2014. - № 9. - С. 61 - 63
35. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Дата обращения 24.05.2019.
36. Показатели статистики безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // ГИБДД. Официальный сайт. – Режим доступа: // http://stat.gibdd.ru, свободный. – дата обращения: 23.04.2019.
37. Рогатых, Л. Ф. Квалификация нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ): Учебное пособие / Л.Ф. Рогатых, В.Б. Малинин. - СПб., 2004. – 56 с.
38. Россинский Б. В. Административная ответственность: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : НОРМА, 2009. 512 с.
39. Самбор Н.А. Процессуальное оформление реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2015. № 12. С. 49 - 54.
40. Семёнов А. Э. Административная ответственность в области дорожного движения // Молодой ученый. - 2015. - №3. - С. 693-699.
41. Тихомирова Л.А. Нюансы законодательства об административных правонарушениях // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 13.05.2019.
42. Тихомирова Л.А. Особенности реализации отдельных положений КоАП РФ и некоторые проблемы правоприменения // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Дата обращения 24.05.2019.
43. Ткаченко В.В., Никулин А.И. Правовые основания проведения наружного досмотра сотрудниками полиции // Ленинградский юридический журнал. - 2018. - № 2. - С. 230 - 237.

III. Судебная практика:

44. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2006. - № 12.
45. Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 13.05.2019.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2020 Cервис продажи образцов готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.