Введение 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДАМИ В
ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ 7
1.1. Экономическая сущность расходов предприятия 7
1.2. Прямые и косвенные расходы гостиницы 15
1.3. Методы оптимизации затрат в гостиничном бизнесе 25
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И РАСХОДОВ НА
СОДЕРЖАНИЕ ГОСТИНИЦЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЦЫ «КОЛОС») 33
2.1. Общая характеристика гостиницы «Колос» 33
2.2. Методика анализа финансового состояния предприятия гостиничного
типа 37
2.3. Анализ финансового состояния и расходов гостиницы «Колос» 50
3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ ГОСТИНИЦЫ «КОЛОС» 76
3.1. Разработка рекомендаций по снижению расходов гостиницы 76
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 85
Заключение 87
Список использованных источников и литературы
Приложение
Актуальность исследования. Управленческий учет в гостиничном комплексе - это установленная предприятием система сбора, обработки, регистрации, обобщения и предоставления информации о хозяйственной деятельности гостиничного комплекса и его структурных подразделений (непосредственно гостиница, организации общественного питания (рестораны, бары, кафе), кинотеатры, конференц-залы, организации розничной торговли, аптечные киоски, медицинские учреждения, салоны и парикмахерские, объекты досуга и развлечений, прачечную, службы ремонта и т.д.) для осуществления планирования, учета, контроля и управления деятельностью предприятия [3]. Управленческая информация (в отличие от финансовой отчетности) служит в основном для изучения и использования высшим руководством гостиничного предприятия, руководителями структурных подразделений и специалистами в области управления и контроля гостиничным предприятием. В системе управленческого учета центральное место занимает определение расходов и их классификация. Непосредственно расходы являются ключевым объектом управленческого учета. Целью управления расходами в управленческом учете является оказание помощи руководителю гостиничного предприятия в принятии обоснованных и рациональных решений.
Современные гостиничные предприятия, в большинстве своем, работают в условиях серьезной конкуренции и ограниченности ресурсов [4]. Проблемы, связанные с оптимизацией расходов и использованием гибкой ценовой стратегии для гостиниц, по-прежнему актуальны [7]. Поэтому для достижения планируемой предприятием эффективности необходимо постоянное сопоставление предполагаемых затрат и полученных результатов.
Цель исследования: анализ финансового состояния и оптимизация расходов на содержание предприятий гостиничного типа на примере гостиницы «Колос».
Задачи исследования:
- разработать методику анализа финансового состояния предприятий гостиничного типа;
- проанализировать финансовое состояние и расходы гостиницы «Колос»;
- разработать пути оптимизации расходов гостиницы «Колос».
Объект исследования - расходы на содержание гостиницы «Колос».
Предмет исследования - методологические подходы к оптимизации расходов на содержание предприятий гостиничного типа .
Степень изученности проблемы. В исследовании использовались труды отечественных и зарубежных учёных - И. Ансоффа, И.А. Бланка, О.С. Виханского, М. Портера, Ф. Котлера, Р. Дафта, Д. Аакера, Г.Л. Багиева, А.Н. Крамарева, В.С. Боголюбова, А.А. Курочкиной, М.В. Сорокиной, В.А. Бабурина и др.
Информационной базой исследования послужили балансы и финансовые отчеты предприятия, а также материалы периодической печати, законодательные и иные нормативные правовые акты, а также ресурсы Интернета.
Элементы научной новизны состоят в следующем:
- на основе научных источников обобщены и уточнены прямые и косвенные расходы предприятий гостиничного типа.
- разработана методика анализа финансового состояния предприятий гостиничного типа.
Теоретическая значимость работы состоит в важности выводов исследования, расширяющих традиционные представления о методах оптимизации затрат, формировании основ оценки грамотности управленческих решений.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенная системы бюджетирования в гостинице позволит оптимизировать расходы гостиницы «Колос».
Поставленная цель, задачи, предмет исследования предопределили логику изложения и структуру работы, состоящую из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, содержащих 70 наименований.
В первом разделе обобщены теоретические основы управления расходами в гостиничном бизнесе. Раскрыта экономическая сущность расходов предприятия. Определены прямые и косвенные расходы гостиницы с помощью Матрицы Прибыли, ЛОК и процент заполнения Номерного фонда. На основе научных источников обобщены и уточнены прямые и косвенные расходы предприятий гостиничного типа. Рассмотрены методы оптимизации затрат в гостиничном бизнесе.
Во втором разделе проведен анализ расходов на содержание гостиницы «Колос». Дана общая характеристика гостиницы «Колос». Разработана методика анализа финансового состояния предприятий гостиничного типа. Проанализировано финансовое состояние и расходы гостиницы «Колос».
В третьем разделе предложены пути оптимизации расходов гостиницы «Колос».
В заключении подведены итоги исследования в работе.
В выпускной квалификационной работе (магистерская диссертация) были поставлены следующие задачи:
- разработать методику анализа финансового состояния предприятий государственного типа;
- проанализировать финансовое состояние и расходы гостиницы «Колос»;
- разработать пути оптимизации расходов гостиницы «Колос».
В первом разделе обобщены теоретические основы управления расходами в гостиничном бизнесе. Раскрыта экономическая сущность расходов предприятия.
В работе дано авторское определение расходов. Расходы - это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию, отражающиеся при расчете прибыли предприятия в отчете о финансовых результатах.
Определены прямые и косвенные расходы гостиницы с помощью Матрицы Прибыли, ЛОР и процент заполнения Номерного фонда.
Используя матрицу (цифры обозначены зеленым) можно обеспечить уровень прибыли при нескольких показателях и среднемесячном объеме выручки. К переменным расходам, помимо себестоимости продуктов можно относить заемный труд персонала и иные затраты, которые менеджеры сочтут переменными. Персонал, за исключением арендованного, будет ходить на работу в соответствии со своим графиком и правилами трудового распорядка, независимо от того загрузите вы его работой или нет. Коммунальные расходы, из опыта анализа деятельности нескольких ресторанов и ресторанных служб гостиницы, так же являются условно постоянными, и изменяются скачкообразно с одного условно-постоянного уровня на другой. Рассчитав цифры, получаем главное значение необходимое для построения матрицы - условно постоянные расходы в месяц. На основе научных источников обобщены и уточнены прямые и косвенные расходы предприятий гостиничного типа. Рассмотрены методы оптимизации затрат в гостиничном бизнесе.
Во втором разделе проведен анализ расходов на содержание гостиницы «Колос». Дана общая характеристика гостиницы «Колос». Разработана методика анализа финансового состояния предприятий гостиничного типа. По мнению автора, чтобы всесторонне охватить особенности гостиничного бизнеса, а также для того чтобы полученные результаты оценки были сопоставимы с другими отраслями экономики, при проведении финансового анализа компании необходим отбор наиболее важных коэффициентов. Методика ключевых показателей деятельности по нашему мнению, должна включать следующие показатели: коэффициент автономии - отношение показателя «Капитал и резервы» в валюте баланса; коэффициент соотношения собственных и заемных средств; рентабельность собственных средств - это отношение чистой прибыли к собственному капиталу; коэффициент покрытия; коэффициенты абсолютной и текущей ликвидностей; коэффициент прогноза банкротства (в т. ч. и скорректированный коэффициент); коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей. Проанализировано финансовое состояние и расходы гостиницы «Колос». деятельность гостиницы «Колос» является неэффективной, что характеризуют снижение прибыли предприятия на протяжении всего исследуемого периода и появление убытков. Гостиница «Колос» в 2016-2018 гг. является финансово не устойчивым предприятием. Основными способами выхода из неустойчивого финансового состояния являются оптимизация расходов предприятия.
В третьем разделе предложены пути оптимизации расходов гостиницы «Колос». Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансового оздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличению прибыльности производства и достижению безубыточной работы: более полное использование номерного фонда гостиничного предприятия, повышение качества и конкурентоспособности услуг, снижение их себестоимости, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводительных расходов и потерь.
Для снижения расходов гостиницы предлагается внедрить систему бюджетирования. Соответственно бюджетирование - это технология составления, корректировки, контроля и оценки исполнения финансовых планов, а потому бюджетирование превращается в основу основ всех технологий внутрифирменного управления.
Положительный эффект от внедрения системы бюджетирования в гостинице:
- оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
- позволяет координировать работу предприятия в целом;
- анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
- позволяет обучаться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
- помогает усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
- способствует процессам коммуникации, т.к. позволяет менеджерам низового звена понять свою роль в предприятии, а сотрудникам-новичкам понять «направление движения» предприятия, что способствует их адаптации в коллективе;
- служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.
Однако у системы бюджетного планирования существуют свои особенности, которые необходимо учитывать при постановке бюджетирования. Контроль за исполнением сметы экономит деньги. Следует отметить, что минимизация используемых ресурсов во многом зависит от эффективности всей системы контроллинга на предприятии.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 29.09.2019). http://www.consultant.ru
2. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016). http://www.consultant.ru
3. Абрамов, А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятий : учебник для вузов / А. Е. Абрамов. - М. : ИНФРА - М, 2017. - 179 с.
4. Арбузова, И. Ю Анализ финансово-хозяйственной деятельности гостиничных предприятий: учеб. пособие / И. Ю. Арбузова. - М.: ООО «АС ПЛЮС», 2017. - 85 с.
5. Арбузова, И. Ю. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах. / И. Ю. Арбузова. - М.: Альфа-М, 2016. - 89 с.
6. Арзуманян, Э. А. Гостиничный и ресторанный сервис. / Э.А. Арзуманян. - Саратов: СГСЭУ, 2017. - 158 с.
7. Арутюнян, Ю.И., Силаева, Э.Е. Некоторые вопросы управления
затратами предприятия / Ю.И. Арутюнян, Э.Е. Силаева / В сборнике: Наука в современном информационном обществе Материалы XIII международной научно-практической конференции . н.-и. ц. «Академический». North
Charleston, SC, USA, 2017. - С. 109-112.
8. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Ефимова О.В. - М.: Издательство «Омега — Л», 2015. - 388 с.
9. Байлик, С. И. Гостиничное хозяйство: организация, управление,
обслуживание / С.И. Байлик. - Киев: Альтерпресс, 2016. - 26с.
10. Байлик, С. И. Гостиничное хозяйство. Организация, управление,
обслуживание / С.И. Байлик. - Киев: ВИРА-Р, 2017. - 186 с.
11. Балабанов, И. Г. Экономика туризма: учеб. пособие / И.Г. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 125 с.
12. Балашова, Е. А. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса: учебное пособие./ Е.А. Балашова. -М.: ООО "Вершина", 2016. - 81 с.
13. Белянский, В. П. Управление в индустрии гостеприимства и туризма. / В.П. Белянский. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2017. - 64 с.
14. Бикбулатова, М.Н. К вопросу об управлении затратами на предприятии в условиях финансового кризиса / М.Н. Бикбулатова, М.Е. Василенко // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 4-1 (81-1). - С. 555-558.
15. Болатбиев, А.К. Управление затратами как фактор влияния на финансовые результаты деятельности предприятия / А.К. Болатбиев, О.Н. Миркина // В сборнике: Теоретические и прикладные аспекты научных исследований Сборник статей по материалам II научно-практической конференции. - 2017. - С. 8-13.
16. Бондаренко, Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. учеб. пособие / Г.А. Бондаренко. - М.: Новое знание, 2018. -72 с.
17. Бондина, Н.Н. Управление затратами. / Н.Н. Бондина // Пензенский государственный аграрный университет, кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». - Пенза, 2017 - 347с.
18. Быстров, С.А. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. / С.А. Быстров. - СПб.: Герда, 2016. -52 с.
19. Ваген, Л. Гостиничный бизнес: учебное пособие. / Л. Ваген. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2016.- 420 с.
20. Васильев, А.В. Интегральный показатель эффективности экономической деятельности предприятия / А.В. Васильев. - М.: Дело, 2017. - 68 с.
21. Волков, Ю. Ф. Гостиничный и туристический бизнес: учеб. пособие / Ю.Ф. Волков. - Ростов на Д.: Феникс, 2015. - 140 с.
22. Воронцова, А.В. Организация производственных процессов на предприятиях туризма и индустрии гостеприимства: практическое пособие / А.В. Воронцова. - СПб.: «СПГУТД», 2018. - 45 с.
23. Гельман, В. Я. Перспективы развития хостелов / В. Я. Гельман. - СПб.: Престо, 2015. -35 с.
24. Говдя, В. В. Управленческий учет затрат на современном предприятии: научное издание / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева. - Краснодар: изд-во «КрасЕрон», 2018. - 187 с.
25. Гомонко, Э. А. Управление затратами в системе обеспечения экономической безопасности предприятия / Э.А. Гомонко, И.В. Лукьянова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2017. - № 2 (63). - С. 167-173.
26. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: учеб. пособие / Е.А. Джанджугазова. - М.: Центр «Академия», 2016. - 42 с.
27. Дегальцева, Ж.В. Сравнительная характеристика различных методов затрат и калькулирования себестоимости. / Ж. В. Дегальцева // Научный журнал КубГАУ. 2018. - №104(10). - С.101 -102.
28. Диденко, Ю.С. Управление затратами на уровне предприятия / Ю.С. Диденко // В сборнике: Политика импортозамещения: проблемы и перспективы материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. - 2017. - С. 21-24.
29. Дмитриева, А.С. Совершенствование системы управления затратами предприятия / А.С. Дмитриева // В сборнике: Развитие институциональных основ бюджетной политики. - Пермь, 2016. - С. 4-6.
30. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изда-тельство «Дело и Сервис», 2017. - 368 с.
31. Дурович, А. П. Маркетинг гостиниц и ресторанов./ А.П. Дурович. - М.: Новое знание, 2015. - 306 с.
32. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современные инструментарий для принятия экономических решений: учебник. - М.: Издательство «Омега-Л», 2016. - 356 с.
33. Жмулина, Д. А. Правовое регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг / Д.А. Жмулина. - М.: ВолтерсКлувер, 2018. - 217 с.
34. Замураева, Л.Е. Управление затратами. Управление ресурсами / Л.Е. Замураева // Учебно-методический комплекс. - Тюмень, 2017 - 197 с.
35. Ефимова, О. П. Экономика гостиниц и ресторанов. / О.П. Ефимова, Н.А. Ефимова. - М.: Новое знание, 2018. - 254 с.
36. Иванов, В. В. Антикризисный менеджмент в гостиничном бизнесе / В.В. Иванов. - М.: ИНФРА, 2017. - 163 с.
37. Иванова, И.Г. Управление затратами по центрам ответственности / И.Г. Иванова, Ю.А. Маркова // В сборнике: Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки материалы XII международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 269-272.
38. Ивашкевич, В.Б. Управленческий учет и контроллинг результативности бизнеса: учебное пособие / В.Б. Ивашкевич, А.И. Шигаев. - Казань: Казан. ун-т, 2019. - 117 с.
39. Иошин, И.Н. Основные элементы анализа особенностей развития гностичного комплекса / И.Н. Иошин. - СПб.: Престо, 2018. -35 с.
40. Исмаев, Д. К. Маркетинг и управление качеством гостиничных услуг: учебное пособие. / Д. К. Исмаев . - Спб.: "Питер", 2018. - 26 с.
41. Каменева, В.В. Гостиничный бизнес: управление и детерминанты развития / В. В. Каменова. - Хабаровск: ТОГУ, 2017. - 77 с.
42. Каурова, О. В. Управление затратами в системе менеджмента сферы гостиничных услуг / О.В. Каурова. - М.: Издательство Степаненко, 2018. - 93 с.
43. Клейман А.В. Экономическое содержание понятия «Управление затратами» / А.В. Клейман, Н.А. Чернышова // В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 31-33.
44. Кобяк, М. В. Позиционирование предприятий гостиничного бизнеса / М.В. Кобяк. - СПб.: Издательство «Петрополис», 2017. - 56 с.
45. Кобяк, М. В. Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг: практическое пособие / М.В. Кобяк. - СПб.: «Интермедия», 2018. - 151 с.
46. Кобяк, М.В. Управление качеством в гостинице: учеб. Пособие / М.В. Кобяк, , С.С. Скобкин. - М.: Магистр, 2018. - 511 с.
47. Косолапов, А. Б. Управление рисками в туристском бизнесе: учеб. пособие. / А.Б. Косолапов. - М.: КНОРУС, 2017. -79 с.
48. Кузина, А. Ф. Возникновение и развитие бухгалтерского управленческого учета / А. Ф. Кузина, Е. А. Сальникова, Т. С. Пряморукова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. - № 4. - С. 179-180 с.
49. Кузина, А.Ф. Современный подход к совершенствованию учета и управлению затратами экономического субъекта / А.Ф. Кузина, Е.А. Павленко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - № 6-7. - С. 198-200.
50. Кузьмина, С.Р. Роль менеджмента качества в управлении затратами / С.Р. Кузьмина // В сборнике: V Лужские научные чтения. Современное научное знание: теория и практика материалы международной научной конференции. -
2015. С. 321-325.
51. Кусков, А.С. Гостиничное дело: учебное пособие. / А.С. Кусков. - М.: Дашков и Ко, 2018. - 248 с.
52. Лаврова, Т.А. Туристская индустрия и её значение в отраслевой структуре экономики России / Т.А. Лаврова. - СПб.: Престо, 2018. - 76 с.
53. Лойко, О.Т. Сервисная деятельность: учебное пособие. / О. Т. Лойко. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 248 с.
54. Мамедова, В.В. Актуальные проблемы управления затратами промышленных предприятий в современных экономических реалиях / В.В. Мамедова, Е.С. Возлюбленный // В сборнике: Проблемы управления устойчивым развитием бизнес структур разных сфер деятельности Сборник научных трудов Международного экономического форума. - 2017. - С. 262-267.
55. Менеджмент гостеприимства. / Под ред. А.Д. Чудновского. - М.:
Равновесие, 2016. - 108 с.
56. Мусакин, А. А. Малый отель: с чего начать, как преуспеть. Советы владельцам и управляющим. / А.А. Мусакин. - СПб.: Питер, 2017. - 59 с.
57. Организация и управление гостиничным бизнесом. В 3 -х т. / Под ред. А. Л. Лесника, А. В. Чернышева, И. П. Мацицкого. - М.: Альпина, 2017. - 215 с.
58. Папирян, Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: учебное пособие / Г.А. Папирян. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 57 с.
59. Подгорная, А. Г. Основные функции управления затратами / А.Г. Подгорная, В.К. Тюрев // Матрица научного познания. - 2017. - № 3. - С. 171-175.
60. Потеряхина, Т. П. Экономическая сущность расходов организации / Т.П. Потеряхина // Молодой ученый. - 2015. - №2. - С. 300-303.
61. Пугачева, М.А. Управление затратами предприятия / М.А. Пугачева, Э.Р. Латыпова // В сборнике: Экономический форум «Экономика в меняющемся мире» Материалы Экономического форума с международным участием. Сборник научных статей. - 2017. - С. 42-44.
62. Путятина, Л.М. Управление затратами предприятия в современных финансовых условиях / Л.М. Путинина // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2017. - Т. 1. № 2. - С. 139-141.
63. Пучкова Н.В. Анализ методов оценки финансового состояния
организации // Символ науки. 2016. № 3-1. С.131-134.
64. Уокер, Дж. Введение в гостеприимство. / Дж. Уокер. - М.: Юнити, 2016. - 201 с.
65. Уокер, Дж. "Управление гостеприимством / Дж. Уокер. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2016 - 880 с.
66. Сорокина, А. В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах: Учебное пособие. / А.В. Сорокина. - М: ИНФРА-М, 2017. - 300 с.
67. Тимохина, Т. Л. Организация административно-хозяйственной службы гостиницы: учеб. пособие / Т.Л. Тимохина. - М.: ИД«ФОРУМ»: ИН- ФРА-М,
2016. - 138 с.
68. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учебник / А.Д. Шеремет. 2-е изд., доп. М.: ИНФРА- М, 2017. - 374 с.
69. Шинкарева Л.И., Садочков М.Е. Финансовое состояние предприятия и методы его оценки // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2015. № 4-1. С.291-296.
70. Шишкин А.В. Теоретический анализ финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов // Известия УрГЭУ. 2016. № 2 (64). С.58-67
71. Федцов, В. Г. Культура гостинично-туристского сервиса / В.Г. Федцов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. - 51 с.
72. Филипповский, Е. Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства. / Е.Е. Филипповский. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 187 с.