Введение стр. 3-5.
ГЛАВА I. Понятие и источники регулирования административно-правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации.
1.1. Понятие административно-правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации стр. 6-17.
1.2 Источники, регулирующие административно-правовой статус государственного гражданского служащего в Российской
Федерации стр .17-33.
ГЛАВА II. Основные элементы, административно-правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации .
2.1 Условия поступления на государственную гражданскую службу в
Российской Федерации и условия ее прохождения стр. 34-44.
2.2 Права и обязанности государственных гражданских
служащих стр. 44-52.
2.3 Государственные гарантии при прохождении государственной
гражданской службы стр. 52-64.
2.3 Юридическая ответственность государственных гражданских служащих в Российской Федерации стр. 64-77.
Заключение стр. 78-81.
Библиографический список стр. 82-97.
Эффективное решение органами государственной власти всего спектра экономических, социальных и политических задач в немалой степени зависит от конкретной деятельности государственных служащих, благодаря которым осуществляются важнейшие функции государства. На современном этапе развития России неизмеримо возросло значение государственной гражданской службы Российской Федерации и государственной гражданской службы Российской Федерации, которые являются непременным атрибутом всей системы государственного управления.
В тоже время административная реформа, затронувшая всю сферу государственного управления, в большей степени направлена на реформирование института госслужбы. В последние годы, сделан акцент на совершенствование управления кадровым составом гражданских служащих, повышение уровня профессионализма и компетентности, совершенствование антикоррупционных механизмов в системе
государственной гражданской службой, и самое основное - повышение престижа гражданской службы в целом.
В процессе достижения указанных целей значительную роль играет административно-правовой статус гражданских служащих, как единственный институт, способный объединить в себе все перечисленные элементы. В этой связи, возникает необходимость совершенствования правового регулирования административно-правового статуса гражданских служащих на достижение единства и однообразия подходов регулирования. Несмотря на многие изменения в законодательстве о государственной гражданской службе, большинство проблем, в полной мере пока не решены, особенно по вопросам о совершенствовании антикоррупционных механизмов и повышению престижа государственной гражданской службы.
Степень научной разработанности темы определяется широким кругом различных научных трудов ведущих специалистов наиболее активно занимающихся проблемами института государственной гражданской службы, в частности: С.А. Авакьян, Г.В. Атаманчук, М.В. Баглай, Д.Н. Бахрах, Б.Н. Габричидзе, В.Д. Граждан, A.A. Гришковец, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Е.А. Литвинцева, В.М. Манохин, А.Ф. Ноздрачев, Д.М. Овсянко, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, С.Е. Чанов и другие.
Объектом исследования выступают общественные отношения, определяющие административно-правовой статус государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты Российской Федерации, правоприменительная практика, научная литература по выбранной теме.
Цель работы состоит в комплексном анализе административно-правового статуса государственных гражданских служащих Российской Федерации.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить содержание понятия административно-правового статуса государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации;
- проанализировать источники правового регулирования административно-правового статуса государственных гражданских служащих Российской Федерации;
- рассмотреть структуру административно-правового статуса
государственных гражданских служащих Российской Федерации;
Методологическая основа исследования базируется на современных методах познания:
1. общенаучных - диалектико-материалистический,
системный, социологический;
логический, историко-юридический, структурно-функциональный.
Структура работы включает: введение, две главы, заключение и библиографический список
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Институт государственной гражданской службы является необходимым звеном государственного механизма, без которого невозможно его полноценное функционирование.
Государственный служащий — это лицо, профессионально осуществляющее служебную деятельность на должностях
государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов, а также лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ, а также получающее денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ
Каждый гражданский служащий обладает определенным правовым положением, которое охватывается понятием административно-правовой статус государственного гражданского служащего. Проблема определения понятия и структуры административно-правового статуса
государственных гражданских служащих РФ обусловлена множеством существующих подходов, как в юридической литературе, так и в законодательстве. Анализ различных точек зрения позволил вывести наиболее полное и содержательное понятие.
Так, административно-правовой статус государственного
гражданского служащего представляет собой юридическую категорию,
определяющую правовое положение гражданского служащего,
обусловленное предоставленными ему правами, установленными обязанностями, системой поощрений, мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, а также запретами и ограничениями, связанными с прохождением государственной гражданской службы.
Перечень источников, регулирующих административно-правовой статус государственных гражданских служащих РФ, является очень обширным и включает в себя конституционные положения, федеральное и региональное законодательство, международные акты, трудовые соглашения, административные договоры, нормоориентирующие акты судов. При анализе указанных источников была выявлена масса правовых пробелов, нуждающихся в урегулировании.
Проанализировав основные элементы структуры административно-правового статуса государственных гражданских служащих РФ, приходим к следующим выводам.
Для поступления на гражданскую службу субъекта РФ кандидату необходимо быть гражданином РФ, достигшим возраста 18 лет, владеть государственным языком Российской Федерации, соответствовать квалификационным требованиям и соблюсти установленные
законодательством ограничения. И наконец, для успешного поступления на государственную гражданскую службу, кандидат должен пройти конкурсный отбор. Процедура и порядок проведения конкурса также является несовершенным, поскольку не урегулированы частные вопросы проведения конкурса, методики работы с кадровым резервом.
Права и обязанности в свою очередь выступают центральным элементом административно-правового статуса государственных
гражданских служащих РФ. В данной сфере выявлена тенденция к установлению дополнительных, помимо установленных федеральным законодателем, обязанностей в должностных регламентах
государственных органов, на обеспечение полномочий которых направлена деятельность государственных гражданских служащих РФ. Кроме того, в результате исследования, было сделано предположение о возможности применения к правам и обязанностям категории правомочия, которая является более точным определением элемента
административно-правового статуса государственных гражданских
служащих.
Гарантии, предоставляемые государством, считаются важным элементом административно-правового статуса гражданского служащего, т.к. закрепляют отличительные особенности статуса государственных гражданских служащих, как отдельной категории граждан Российской Федерации. Кроме того, в целях повышения социально-правовой защищенности гражданских служащих в современных условиях государством должны быть поставлены следующие задачи:
- создание системы государственных гарантий гражданских служащих как целостного государственно-правового института;
- совершенствование законодательства о государственных гарантиях гражданских служащих.
По вопросу ответственности гражданских служащих хотелось бы отметить, что законодателем установлены различные виды ответственности: материальная, дисциплинарная, административная,
уголовная, в которых снова прослеживаются проблемные моменты. Так, материальная ответственность гражданского служащего возможна только перед государственным органом, в котором он исполняет свои должностные обязанности, перед физическими же лицами гражданские служащие не несут никакой имущественной ответственности. В дисциплинарной ответственности слишком велика роль усмотрения представителя нанимателя по вопросу наложения дисциплинарных взысканий. В административной и уголовной ответственности отсутствие специального субъекта - государственного гражданского служащего предполагает распространение на гражданских служащих категории должностные лица, однако не каждый гражданский служащий РФ является должностным лицом. Кроме того, из данной проблемы вытекает еще одна, по вопросу установления двойной ответственности за совершение дисциплинарного проступка - дисциплинарной и административной.
Таким образом, выявленные пробелы и проблемы правового регулирования административно-правового статуса государственных гражданских служащих указывают на необходимость совершенствования законодательства о гражданской службе, как на федеральном, так и региональном уровнях.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21 июля 2014 г. ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. ) // Российская газета. - 1995. - 13 мая.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР . - 1976. -№ 17.- Ст. 291.
4. Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах (Принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) //
Ведомости Верховного Совета СССР . - 1976. -№ 17. -Ст. 291.
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в Риме 04 ноября 1950 г. ) // Собрание законодательства РФ. - 2001. -№ 2. -Ст. 163.
6. Конвенция Международной организации труда О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» (Заключена в г. Женеве 27 июня 1978 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2016. -№ 3.
7. О Верховном Суде Российской Федерации: федер.
конституционный закон от 05 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ (ред. от 01 января 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 6. -Ст. 550.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996г. № 14-ФЗ (ред. от 18 марта 2019 г.) // Собрание
законодательства РФ. -1996. - №5. -Ст.410.
10. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 01 мая 2019 г.) //
Российская газета. - 2001. - №256.