Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности 8
1.1 Основные подходы к исследованию психологической готовности к
профессиональной деятельности 8
1.2 Особенности формирования психологической готовности студентов к
профессиональной деятельности 18
1.3 Компоненты психологической готовности к профессиональной
деятельности 26
1.4 Проблема формирования психологической готовности к
профессиональной деятельности на примере студентов-медиков 31
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. Эмпирическое исследование динамики формирования психологической готовности студентов-медиков к профессиональной деятельности 42
2.1 Программа и организация исследования 42
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 45
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложения 63
Актуальность исследования. К работе профессионалов и работе учебных заведений предъявляются определенные запросы, связанные со сферой его профессиональной деятельности. Приобщаясь к сфере деятельности, выпускник, может испытывать определенные трудности. Молодому специалисту, после выпуска из учебного заведения, необходимо время для привыкания к условиям его профессиональной деятельности. Также стоит отметить, что адаптация к месту и условиям работы на рабочем месте происходит на базе полученных, в вузе основного багажа его знаний и умений, одну из наиболее значимых ролей на наш взгляд, играет наличие у молодого специалиста психологической готовности к профессиональной деятельности.
В настоящее время в вузах страны доминирует информационная модель обучения, данная модель ориентирует профдеятельность студентов на принятие и усваивание информации, в дальнейшем требуется продемонстрировать степень ее освоения. Такого рода модель лишь развивает пассивную роль студента в обучении и способствует формированию мотивов "избегания неудачи", ведь она направлена главным образом на приобретение необходимого багажа знаний и практически не нацелена на формирование такого явления как психологическая готовность
Интересующий нас вопрос такой как, насколько актуальной осталась проблема готовности к профессии. Чтобы успешно сформировать свой профессионализм личности, будущий специалист должен успешно подготовится к своей будущей профессии. Основным компонентом готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность.
Необходимо отметить, профессионализм личности, студентов-медиков, предполагает объективность медика при воспринятии и анализе сложных для него ситуаций; умение и компетентность позволяющее определить круг доступных ему задач; готовность и умение применить свой профессиональный опыт в соответствии с новыми ситуациями, обстоятельствами. Данное становится возможным при результативном включении в процесс вузовской профессиональной подготовки. Данная ситуация требует в рамках учебной программы изучения динамики психологической готовности к профессиональной деятельности, а также создания в среде обучения соответствующих условий для рефлексии, самосовершенствования и самоактуализации личности студента-медика. На практике видно что данные задачи зачастую пытаются решить преимущественно дисциплинами насыщенными теоретическим материалом, но без надлежащей практики в основном, непросто применить решая профессиональные проблемы, отсюда следует что будущие медработники испытывают трудности в применении данных знаний в их практической, профессиональной деятельности .
Стоит заметить, во многих работах, даётся разное определение психологической готовности, такая зависимость объясняется областью применения. В работах ученных также выражается ее структура определенные составляющие и выдвигаются пути ее формирования.
Такие ученные как, К.К. Платонов вывели такое понятие как псхологическая готовность. Под ней они понимали такое явление психики, которое бы дало понятие о том почему человек находится в своей профессии, какие мотивы его поддерживают. По мнению другого ученого, такой как, Н.В. Кузьмина, такая готовность обусловлена наличием полученных ранее знаний, навыков и квалификации, что, собственно, и является первопричиной. [27]
Мы в своей работе будем придерживаться определения готовности мотивационного компонента, будем рассматривать уровень его сформированности в личности.
В нашей работе рассмотрены труды современной и зарубежной психологии, в них, по теме нашей дипломной, посвящено значительное число работ Д.И. Водзинский, М.И. Дьяченко, Ф.И. Иващенко, Л.А. Кандыбович, Е.А. Климов, Я.Л. Коломенский, А.Т. Короткевич, И.Б. Котова, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов, Е.Г. Неделько, А.Ц. Пуни, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе. [13; 14; 18; 19; 20]
С целью развития ориентированности студентов в их дальнейшей профессиональной деятельности необходимо развивать их психологическую готовность. Это также поможет в дальнейшем выбрать для себя предпочтительные направления работы и поспособствует самоактуализации в личности и профессионализме. Важно отметить, что, профессиональная готовность студентов любого вуза должна включать в себя компонент мотивации, выявить данное возможно проанализировав систему их основных установок и мотивации. Во время обучения в вузе, при помощи проверки готовности, можно определить, насколько успешно студент будет решать задачи, близкие к профессии, плюсом к тому, успешнее адаптируется на месте работы.
Если раскрыть определение мотивационного компонента в такой структуре как психологическая готовность, то можно отметить следующее: дальнейшая деятельность после выпуска из вуза, будет намного успешнее, если наделить ее большим смыслом, а также направить по какому пути лучше идти. При низком уровне мотивации, как готовности, следует принять комплекс мер направленных на организацию и методологию. Анализ множества работ, показывает о том, что к мотивации нужно подтолкнуть. Необходимость развития и формирования данного вида готовности, предъявляет требования к вузу, так как необходимо создать особые условия, в стенах вуза, например такие как различные виды помощи и психологической поддержки во время обучения в стенах вуза. Такое сопровождение наиболее эффективно с начального этапа обучения, когда студенты наиболее остро реагируют на любое проявление неуверенности или нежелания.
Цель исследования - изучить динамику психологической готовности к профессиональной деятельности студентов - медиков, на основе мотивационного компонента.
Объект исследования - психологическая готовность к профессиональной деятельности
Предмет исследования - мотивационный компонент психологической готовности к профессиональной деятельности
Гипотеза исследования: мотивационная готовность студентов-медиков к профессиональной деятельности имеет динамические особенности, а именно студенты на начальном этапе обучения будут иметь низкую мотивационную готовность с преобладание внешней мотивации, в то время как студенты на завершающем этапе обучения будут иметь высокую мотивационную готовность с доминированием в ее структуре профессиональных мотивов.
Задачи:
1. Раскрыть содержание основных теоретических подходов к исследованию психологической готовности.
2. Определить степень разработанности проблемы мотивационной готовности к профессиональной деятельности.
3. Выявить уровни развития мотивационной готовности к
профессиональной деятельности студентов
4. Проанализировать особенности мотивационной готовности
студентов-медиков на разных этапах обучения.
5. Разработать программу для повышения психологической готовности студентов.
Теоретико-методологическую основу дипломной работы: концепции о закономерностях развития субъекта профессионализации Л.М. Митина, Е. П. Ильин, Дж. Гринберг; психологические теории различных видов деятельности и готовности к ней М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, Л.Н. Захарова, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков [13; 14; 18; 19; 20]
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации, осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.
Методы и методики исследования
• анализ трудов отечественных и зарубежных авторов по проблеме
исследования.
• Эмпирические:
1. тест «Готовность к саморазвитию» В.Л. Павлова,
2. методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификации Н.Ц. Бадмаевой)
3. тест-опросник А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (адаптация М.Ш. Магомед-Эминова).
• Методы математико-статистических обработки данных: количественный метод (обработка полученных данных в программе «ЗГЗЗ у.23.0».) Статистическая обработка данных проводилась с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена, критерия Стьюдента.
• интерпретационные метод: структурный метод (установление структурных взаимосвязей между изучаемыми характеристиками)
Эмпирическая база исследования: КГБПОУ Барнаульский медицинский колледж. В исследовании приняли участие 50 студенток первого, второго и третьего курсов, обучающихся на одном факультете и специальности.
В результате теоретического анализа существующих различных подходов в психологии выделяются различные формулировки понятия готовности, которые описываются в зависимости от точки зрения исследователя на проблему.
В результате исследования мы выявили особенности мотивационной готовности студентов-медиков к профессиональной деятельности у выборки в целом. Полученные результаты говорят о том, что мотивационная готовность по всей выборки в целом высокая, доминирует готовность самосовершенствоваться. Это говорит о том, что студенты-медики стремятся к саморазвитию, самосовершенствованию имеющихся качеств. Происходит выработка такого идеала, с которым происходит соотнесении своих целей, поступков, действий.
Одной из значимых составляющих психологической готовности является способность к эффективной деятельности. В структуру психологической готовности к эффективной деятельности могут входить ряд блоков. В каждом блоке есть стартовая установка к определённому виду деятельности и способность к достижению результата: установка и способность к полному включению в деятельность, установка и способность к нестереотипной деятельности, установка и способность принятия обоснованного решения.
В формировании психологической готовности особое место принадлежит мотивационному компоненту, который является «стержневым, своего рода направляющим образованием», т.к. по Л. И. Божович «вне мотива и смысла невозможны ни одна деятельность, не реализуемы никакие, даже самые усвоенные знания и предельно сформированные умения» [5, с.94].
В эмпирической части, для исследования по теме динамики психологической готовности к профессиональной деятельности студентов- медиков, мы использовали мотивационный компонент. Под этим, мы понимаем степень сформированности в личности студента мотивационноцелевой структуры, позволяющей субъекту эффективно осуществлять практическую деятельность. Таким образом готовность помогает обучаемому усваивать и правильно применять на практике полученные знания и умения, также быстро приспособиться к новому рабочему месту и условиям.
В проведённом исследовании было выявлены динамические особенности, так на начальном этапе обучения, студенты имеют низкую мотивационную готовность с преобладание внешней мотивации, в то время как студенты на завершающем этапе обучения имеют высокую мотивационную готовность с доминированием в ее структуре профессиональных мотивов.
Таким образом:
Гипотеза о том, что мотивационная готовность студентов-медиков к профессиональной деятельности имеет динамические особенности, а именно студенты на начальном этапе обучения будут иметь низкую мотивационную готовность с преобладание внешней мотивации, в то время как студенты на завершающем этапе обучения будут иметь высокую мотивационную готовность с доминированием в ее структуре профессиональных мотивов доказана.
1. Алишев Н.В., Широков В.Д. Общие основы построения исследования. М.: Астрель, 2007. - 167 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.: В 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1980. - 230 с.
3. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.: Астрель,
2008. - 280с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Высшая школа, 2011. - 380с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ИС РАН, 2008. - 339с.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности. М.: Просвещение, 2004. - 105 с.
7. Асеев, В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. М.: Просвещение, 2006. - 267 с.
8. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов. М.: Изд-во Логос,
2006. 184 с.
9. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов у школьников. М.: Мысль, 1990. 175 с.
10. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 2006. - 206 с.
11. Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной психологии; под ред. Зинченко В. П. - М., 1983. - 358с.
12. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Прогресс, 1994 315 с.
13. Дьяченко, М.И. Психологическая готовность. М.: Наука, 2006.- C. 315320
14. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976. 175 с
15. Зелинченко А.И., Шмелев А.Г. // Вестник МГУ, серия "Психология",
2007, №4 - С.14-17.
16. Иванчик Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 2003. - С. 46 - 48.
17. Кан-Калик К разработке теории общего профессионального развития личности специалиста в ВУЗе. // Формирование личности в ВУЗе. Сб. науч. тр-Грозный, 2005 - С. 5-13.
18. Климов В.А. Введение в психологию труда. М.: Просвещение, 2008 - 300 с.
19. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Просвещение, 2006. - 400 с.
20. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2011. - 250 с.
21. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 2009 - 391 с.
22. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Т.1.Л., 2009. - 264 с.
23. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. Ред. А. Абодалев, Ин-т психологии. - М., 2011 - 191 с.
24. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика: теория речевой деятельности: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Астрель, 2006. 319 с.
25. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 2009 - 175 с.
26. Кондрацкий А.А. Тест для диагностики отношения оператора к принятию риска // Вопросы психологии. - 2010, №3. - С. 133 - 136.
27. Кузнецова И.В. Психологический анализ принятии решении о выборе профессии // профессиональная ориентации школьников. Ярославль, 2011. - С. 84-95.
28. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. - 2013. - №1. - С. 20-27.
29. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психол. Структура деятельности. 2014-65с.
30. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 2005. - 32
с.
31. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л., 2010. - 98 с.
32. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - М., 2014. - 215 с.
33. Леви В.Л. Искусство быть другим. М., 2010. - 207 с.
34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2007. - 304 с.
35. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 221 с.
36. Лукова Валентина Федоровна Психолого-педагогический анализ категории «Психологическая готовность» // Известия ТПУ. 2012. №6. 1Ж1/ https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologo-pedagogicheskiy-analiz-kategorii- psihologicheskaya-gotovnost (дата обращения: 06.06.2021).
37. Маркова Психология труда учителя. М., 2013. - 190 с.
38. Маслоу, А. Мотивация и личность СПб.: Питер, 2003. - 352с
39. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. Пособ. Для пед. ин-тов. М., 2005. - 319 с.
40. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 2004. - 215 с.
41. Мясищев В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи // Проблемы способностей. (материалы конференций, 2224 июня 1960 г. Ленинград) Отв. Ред. Чл. Кор. АПН РСФСР проф. Мясищев. М., 2012 - 308 с.
42. Нолицу З.А. Установление психологического контакта педагогов с учащимися // Психология учителя: Тез. докладов к 7 съезду психологов СССР. М., - 2009.
43. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., - 2012 С. 124-128.
44. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М., - 2013. - 87 с.
45. Попов Леонид Михайлович, Пучкова Ирина Михайловна, Устин Павел Николаевич Психологическая готовность к профессиональной деятельности и
методы ее формирования // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-k-
professionalnoy-deyatelnosti-i-metody-ee-formirovaniya (дата обращения:
15.04.2021).
46. Платонов К.К. Структуры и развитие личности /Отв. Ред. Глаточкин А.Д., ин-т психологии. М., 2007. - 254 с.
47. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности // под ред. Г.С. Никифорова. Спб.: Петербург, 2011. - 152 с.
48. Рамуль К.А. О психологии ученого и, в частности, о психологии ученого-психолога // Вопр. Психол. - 2011. - №6 С. - 126-135.
49. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. Пособ. Л., 2010. 256 с.
50. Рескина С.Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения: Автореферат канд. Дис. Л., 2010. - 36 с.
51. Е.И. Рогов Настольная книга практического психолога. М., 1999 - 464 с.
52. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. М., 2014. - 176 с.
53. Рудик П.А. Мотивы поведения деятельности. М., 2008. - 136 с.
54. Рудкевич Л.А. Талант: психология и становление // Социальная психология личности/ Науч ред. А.А. Бодалев. Л., 2014. - 246 с.
55. Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. - Иркутск, 2006. - 25 с.
56. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР) М., 2014. - 198 с.
57. Физиологические и психологические основы труда/ ред. В.И. Дорогайченко. М., 2012. - 231 с.
58. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 2010. - 366с
59. Халяпина Л.Н. Социализация учителя. Кузбасс вуз издат, 2005. - 128с.
60. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация / Советская педагогика. -
2009, №9. - с.54-60.
61. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность М.: Изд-во Питер, 2005.-512с.
62. Цигарелли Ю.А. Изучение зависимости самооценки способности от свойств нервной системы Л., 2011 - 163 с.
63. Человек как объект социологического исследования / Под ред. Л.И. Спиридонова, Я.И. Гилинского. Л., 2007. - 197 с.
64. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М., 2011. - 95 с.
65. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 2014. - 320 с.
66. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 2012. - 185 с.
67. Шишкина Л.И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи. / Л.И. Шишкина; Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. Л., 2011. - 62 с.
68. Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. Л., 2013. - 120 с.
69. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. / Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк, под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2010. - с.169-175.
70. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе. /Вопр. психол. - 2013. - №4. - с.50-56.