Представление о семье городских и сельских подростков
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы представлений о семье городских и
сельских подростков 9
1.1 Теоретические подходы к изучению социальных представлений в работах
зарубежных и отечественных психологов 9
1.2 Понятие и основные подходы к изучению семьи 19
1.3 Особенности представления подростков о семейной жизни 30
Глава 2 Эмпирическое исследование представлений о семье городских и сельских подростков 37
2.1 Программа исследования 37
2.2 Анализ результатов исследования 43
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложения
Глава 1 Теоретические основы представлений о семье городских и
сельских подростков 9
1.1 Теоретические подходы к изучению социальных представлений в работах
зарубежных и отечественных психологов 9
1.2 Понятие и основные подходы к изучению семьи 19
1.3 Особенности представления подростков о семейной жизни 30
Глава 2 Эмпирическое исследование представлений о семье городских и сельских подростков 37
2.1 Программа исследования 37
2.2 Анализ результатов исследования 43
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложения
Актуальность проблемы исследования. «Семья - это основа основ. Именно в семейном кругу прививаются первые гражданские, патриотические чувства, создается та атмосфера, в которой формируется личность и мировоззрение ребенка. Чем больше семей живут в гармонии и согласии, тем гуманнее, нравственнее и сильнее наше общество» [17, с. 98].
Одним из самых древних социальных институтов, является семья. Данный социальный институт возник раньше, чем возникла религия, государство, армия, образование, рынок и пр. Семья - незаменимый и, пожалуй, единственный производитель самого человека и продолжение рода.
Согласно формулировке, Н. Я. Соловьева: «Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями - сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [43, с.84].
В. Н. Дружинин, А. Г. Харчев включали в состав семьи не только родственные и социальные отношения, но и (национальные) этнические элементы взаимоотношений, считая основной ролью семьи воспроизводство населения, как духовно, так и физически. В действительности, на этот вопрос нельзя ответить однозначно. Имеются различные мнения относительно того, что является основным в понятии «семья». [15, с.34-56; 56, с.146].
Исследование семьи затруднено множеством противоречивых
факторов:
1. Проблема семьи как психологическая и социальная система включает в себя большое число всевозможных взаимосвязей и взаимоотношений, для развития которых имеют значение личностные качества, особенности, черты характера членов семьи, ее традиции, обычаи, социальное окружение, социально-экономические обстоятельства;
2. Недостатком единого подхода к вопросам семьи, единого понимания ее сути, устройства и структуры. По сей день, не выработана единая концепция, которая могла бы представлять некую платформу для изучения семьи, именно поэтому появляется довольно много школ, течений и направлений с различными, нередко тяжело сопоставимыми взглядами и подходами;
3. Осложнено фактором, каким является сам предмет семейной психологии это - сфера социальной жизни, подверженная влиянию социальных стереотипов, мнение и представление о которой определяется значительным воздействием обыденного, житейского опыта.
Всякий человек обладает собственным семейным опытом и зачастую опирается только на него, и стремится понять, что такое же вообще есть семейные отношения. И, конечно, исследованием сущности семьи ее структуры, динамики развития осложняется «интимностью» многих возникающих в семье явлений, событий, фактов, а также их изменчивостью, и недоступностью отслеживания ее формирования.
Определенной социально-психологической моделью организации жизнедеятельности семьи, выступает наличие и структура имеющихся в ней ролей. Наряду с ролевыми установками большое значение в исследовании семьи принадлежит семейным ценностям. В область ценностей могут входить особые качества человека: отзывчивость, доброта, толерантность, заботливость, нежность. Система ценностей формируется и развивается в процессе воспитания и социализации человека. Система ценностей - одно из важнейших компонентов структуры личности. Она дает возможность субъекту принять важные значимые решения о брачном союзе и своей роли в супружеской жизни.
По мнению психологов Л. Б. Шнейдер и И. Ю. Шилова такими ценностями могут являться «...дети и их здоровье, благополучие; любовь, ласка, нежность, заботливость со стороны партнера; материальное благосостояние семьи и удовлетворительные жилищные условия; удовлетворенность сексуальной жизнью в браке; здоровье как свое собственное, так и другого партнера; хорошие взаимоотношения с родителями и родственниками той и другой стороны; возможность всецело отдаваться любимому делу, профессии» [56, с. 146, 57, с. 120-123]. Можно предположить, что все эти «правильные» семейные ценности способны передать, сохранить и приумножить вечные идеалы добра, любви, ценности человеческой жизни, верности супругов, которых порой так мало в нашем мире.
Одним из наиболее актуальных аспектов современной российской психологии является изучение проблемных ситуаций и изменений в семьях с учетом социальных условий и демографической политики Российской Федерации. Глубокое изучение приоритетов и ролевых установок в семейных парах обусловлено, прежде всего, возникновением кризисных ситуаций и состояний между супругами, возникающих из-за отсутствия осмысления ими семейных ценностей и основных функций семьи.
Актуальность работы обусловлена еще и тем, что система семейных ценностей, предопределяет вектор развития жизнедеятельности семьи в целом. Поэтому изучение семейных ценностей и различных психологических явлений, происходящих в современной семье, позволяет лучше понимать механизмы развития и формирования ценностей государства и общества.
Можно предположить, что семейные ценности и ролевые установки, важные детерминанты, обуславливающие жизнедеятельность семьи, являющейся важнейшим социальным институтом общества, соответственно исследование данной проблемы в современном Российском и мировом обществе является особенно актуальным.
Л. Я. Гозман подчеркивал, говоря о семье как предмете исследования в психологической науке, что: «Проведенные к настоящему моменту исследования при всей их изощренности оставляют во многих случаях чувство неудовлетворенности вследствие их недостаточной глубины» [10, с. 32-33].
В качестве проблемы нашей научно-исследовательской работы выступает представление о семье в подростковом возрасте и его особенности у жителей села и города.
В психологических исследованиях развития личности говорится о том, что социализация в значительной степени зависит от географической среды, а так же, что этот фактор мало изучен. Отсюда берет свою актуальность необходимость изучить особенности представления о семье в населенных пунктах, кардинально отличающихся друг от друга уровнем жизни: городском и сельском.
Что касается самого возраста, то исходя из понятия его ведущей деятельности, а именно, личностного общения со сверстниками, можно предположить, что данное исследование даст значительные результаты, которые в дальнейшем могут помочь в адаптации психологической, педагогической и социальной работы с данным возрастом к конкретной местности, в которой она будет иметь место.
Именно в этом возрасте социальное окружение воспринимается, как никогда, остро и от того, какие психологические особенности способствуют социализации на данном этапе развития, зависит качество перехода в следующую возрастную категорию и, во многом, - дальнейшая жизнь индивида.
Представление о семье городских и сельских подростков - взаимная позиция одной личности по отношению к другой или другим людям, что предполагает «взаимную связь» и осуществляется в форме деловых и личных взаимоотношений, реализуется в общении и в то же время накладывают отпечаток на общение, служат своеобразным его содержанием.
Поэтому выбор темы работы не случаен и обусловлен тем, что для понимания семьи как социального института в настоящее время большое значение имеет анализ семейных ценностей и ролевых установок в семье.
Цель исследования: содержательные характеристики представлений о семье городских и сельских подростков.
Объект исследования: представления подростков.
Предмет исследования: представления подростков о семье.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы представлений о семье городских и сельских подростков.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования представлений о семье городских и сельских подростков.
3. Выявить содержание представлений подростков о семье.
4. Сравнить характеристики представлений о семье городских и сельских подростков.
5. Разработать методические рекомендации по профилактике представлений о семье городских и сельских подростков.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, специфика содержания представлений о семье городских подростков заключается в наполнении его негативными характеристиками своей семьи, тогда как содержание представлений о семье у сельских подростков будет наполнено позитивными компонентами .
2. Скорее всего, существует взаимосвязь содержания представлений о семье и степени удовлетворенности семейной жизнью у городских и сельских подростков.
Теоретико-методологические основания:
1. Положения теории социальных представлений С. Московичи [30, с. 83-95];
2. Подходы к пониманию семьи А.Г Харчева[56], и Т.А. Куликовой [24];
3. Подход к формированию образа семьи у детей подросткового возраста С.В Ковалева [22].
4. Семейные ценности - Н. И. Олифирович [34, с. 178]. 3.
5. Подход к понятию «образ семьи» Е. Н. Васильевой [7].
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы: метод субъективного шкалирования, психологическое тестирование (семантический дифференциал Ч. Осгуда [22, с. 102-129], модифицированный О. В. Алмазовой [24], метод свободных ассоциаций, проективная Методика «Рисунок семьи», пострисуночное интервью, предложенное Н. Н. Васильевым [7, с. 120-134].
Методы математико-статистической обработки: И-критерий Манна- Уитни.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе муниципальных школ города Барнаула Алтайского края и села Чарышское Алтайского края. В исследовании принимали участие 32 подростка в возрасте 13-14 лет: по 16 человек в каждой группе.
Практическая значимость работы состоит в том, что выводы, сформированные в ходе исследования, стали основой для комплекса занятий по формированию ценности «семья» у сельских и городских подростков, которые предложены в практику работы образовательного учреждения города Барнаула Алтайского края и села Чарышское Алтайского края.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, включающего в себя 82 источников, из которых 12 на иностранном языке. Текст работы включает 4 рисунка, 7 таблиц и 4 приложения. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 84 страницы, из них 15 страниц приложений.
Одним из самых древних социальных институтов, является семья. Данный социальный институт возник раньше, чем возникла религия, государство, армия, образование, рынок и пр. Семья - незаменимый и, пожалуй, единственный производитель самого человека и продолжение рода.
Согласно формулировке, Н. Я. Соловьева: «Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями - сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [43, с.84].
В. Н. Дружинин, А. Г. Харчев включали в состав семьи не только родственные и социальные отношения, но и (национальные) этнические элементы взаимоотношений, считая основной ролью семьи воспроизводство населения, как духовно, так и физически. В действительности, на этот вопрос нельзя ответить однозначно. Имеются различные мнения относительно того, что является основным в понятии «семья». [15, с.34-56; 56, с.146].
Исследование семьи затруднено множеством противоречивых
факторов:
1. Проблема семьи как психологическая и социальная система включает в себя большое число всевозможных взаимосвязей и взаимоотношений, для развития которых имеют значение личностные качества, особенности, черты характера членов семьи, ее традиции, обычаи, социальное окружение, социально-экономические обстоятельства;
2. Недостатком единого подхода к вопросам семьи, единого понимания ее сути, устройства и структуры. По сей день, не выработана единая концепция, которая могла бы представлять некую платформу для изучения семьи, именно поэтому появляется довольно много школ, течений и направлений с различными, нередко тяжело сопоставимыми взглядами и подходами;
3. Осложнено фактором, каким является сам предмет семейной психологии это - сфера социальной жизни, подверженная влиянию социальных стереотипов, мнение и представление о которой определяется значительным воздействием обыденного, житейского опыта.
Всякий человек обладает собственным семейным опытом и зачастую опирается только на него, и стремится понять, что такое же вообще есть семейные отношения. И, конечно, исследованием сущности семьи ее структуры, динамики развития осложняется «интимностью» многих возникающих в семье явлений, событий, фактов, а также их изменчивостью, и недоступностью отслеживания ее формирования.
Определенной социально-психологической моделью организации жизнедеятельности семьи, выступает наличие и структура имеющихся в ней ролей. Наряду с ролевыми установками большое значение в исследовании семьи принадлежит семейным ценностям. В область ценностей могут входить особые качества человека: отзывчивость, доброта, толерантность, заботливость, нежность. Система ценностей формируется и развивается в процессе воспитания и социализации человека. Система ценностей - одно из важнейших компонентов структуры личности. Она дает возможность субъекту принять важные значимые решения о брачном союзе и своей роли в супружеской жизни.
По мнению психологов Л. Б. Шнейдер и И. Ю. Шилова такими ценностями могут являться «...дети и их здоровье, благополучие; любовь, ласка, нежность, заботливость со стороны партнера; материальное благосостояние семьи и удовлетворительные жилищные условия; удовлетворенность сексуальной жизнью в браке; здоровье как свое собственное, так и другого партнера; хорошие взаимоотношения с родителями и родственниками той и другой стороны; возможность всецело отдаваться любимому делу, профессии» [56, с. 146, 57, с. 120-123]. Можно предположить, что все эти «правильные» семейные ценности способны передать, сохранить и приумножить вечные идеалы добра, любви, ценности человеческой жизни, верности супругов, которых порой так мало в нашем мире.
Одним из наиболее актуальных аспектов современной российской психологии является изучение проблемных ситуаций и изменений в семьях с учетом социальных условий и демографической политики Российской Федерации. Глубокое изучение приоритетов и ролевых установок в семейных парах обусловлено, прежде всего, возникновением кризисных ситуаций и состояний между супругами, возникающих из-за отсутствия осмысления ими семейных ценностей и основных функций семьи.
Актуальность работы обусловлена еще и тем, что система семейных ценностей, предопределяет вектор развития жизнедеятельности семьи в целом. Поэтому изучение семейных ценностей и различных психологических явлений, происходящих в современной семье, позволяет лучше понимать механизмы развития и формирования ценностей государства и общества.
Можно предположить, что семейные ценности и ролевые установки, важные детерминанты, обуславливающие жизнедеятельность семьи, являющейся важнейшим социальным институтом общества, соответственно исследование данной проблемы в современном Российском и мировом обществе является особенно актуальным.
Л. Я. Гозман подчеркивал, говоря о семье как предмете исследования в психологической науке, что: «Проведенные к настоящему моменту исследования при всей их изощренности оставляют во многих случаях чувство неудовлетворенности вследствие их недостаточной глубины» [10, с. 32-33].
В качестве проблемы нашей научно-исследовательской работы выступает представление о семье в подростковом возрасте и его особенности у жителей села и города.
В психологических исследованиях развития личности говорится о том, что социализация в значительной степени зависит от географической среды, а так же, что этот фактор мало изучен. Отсюда берет свою актуальность необходимость изучить особенности представления о семье в населенных пунктах, кардинально отличающихся друг от друга уровнем жизни: городском и сельском.
Что касается самого возраста, то исходя из понятия его ведущей деятельности, а именно, личностного общения со сверстниками, можно предположить, что данное исследование даст значительные результаты, которые в дальнейшем могут помочь в адаптации психологической, педагогической и социальной работы с данным возрастом к конкретной местности, в которой она будет иметь место.
Именно в этом возрасте социальное окружение воспринимается, как никогда, остро и от того, какие психологические особенности способствуют социализации на данном этапе развития, зависит качество перехода в следующую возрастную категорию и, во многом, - дальнейшая жизнь индивида.
Представление о семье городских и сельских подростков - взаимная позиция одной личности по отношению к другой или другим людям, что предполагает «взаимную связь» и осуществляется в форме деловых и личных взаимоотношений, реализуется в общении и в то же время накладывают отпечаток на общение, служат своеобразным его содержанием.
Поэтому выбор темы работы не случаен и обусловлен тем, что для понимания семьи как социального института в настоящее время большое значение имеет анализ семейных ценностей и ролевых установок в семье.
Цель исследования: содержательные характеристики представлений о семье городских и сельских подростков.
Объект исследования: представления подростков.
Предмет исследования: представления подростков о семье.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы представлений о семье городских и сельских подростков.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования представлений о семье городских и сельских подростков.
3. Выявить содержание представлений подростков о семье.
4. Сравнить характеристики представлений о семье городских и сельских подростков.
5. Разработать методические рекомендации по профилактике представлений о семье городских и сельских подростков.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, специфика содержания представлений о семье городских подростков заключается в наполнении его негативными характеристиками своей семьи, тогда как содержание представлений о семье у сельских подростков будет наполнено позитивными компонентами .
2. Скорее всего, существует взаимосвязь содержания представлений о семье и степени удовлетворенности семейной жизнью у городских и сельских подростков.
Теоретико-методологические основания:
1. Положения теории социальных представлений С. Московичи [30, с. 83-95];
2. Подходы к пониманию семьи А.Г Харчева[56], и Т.А. Куликовой [24];
3. Подход к формированию образа семьи у детей подросткового возраста С.В Ковалева [22].
4. Семейные ценности - Н. И. Олифирович [34, с. 178]. 3.
5. Подход к понятию «образ семьи» Е. Н. Васильевой [7].
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы: метод субъективного шкалирования, психологическое тестирование (семантический дифференциал Ч. Осгуда [22, с. 102-129], модифицированный О. В. Алмазовой [24], метод свободных ассоциаций, проективная Методика «Рисунок семьи», пострисуночное интервью, предложенное Н. Н. Васильевым [7, с. 120-134].
Методы математико-статистической обработки: И-критерий Манна- Уитни.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе муниципальных школ города Барнаула Алтайского края и села Чарышское Алтайского края. В исследовании принимали участие 32 подростка в возрасте 13-14 лет: по 16 человек в каждой группе.
Практическая значимость работы состоит в том, что выводы, сформированные в ходе исследования, стали основой для комплекса занятий по формированию ценности «семья» у сельских и городских подростков, которые предложены в практику работы образовательного учреждения города Барнаула Алтайского края и села Чарышское Алтайского края.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, включающего в себя 82 источников, из которых 12 на иностранном языке. Текст работы включает 4 рисунка, 7 таблиц и 4 приложения. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 84 страницы, из них 15 страниц приложений.
Семья играет большую роль для социума и общества. Именно из нее выходят новые члены нашего общества и от того, как человека воспитала семья, зависит его дальнейшее будущее. Ведь в идеале именно в семье начинается развитие индивида как личности. С первых дней нашей жизни она удовлетворяет все наши базовые потребности, которые представлены в пирамиде А. Х. Маслоу (физиологические, потребность в безопасности, потребность в принадлежности) для того, чтобы индивид в дальнейшем мог удовлетворить такие потребности, как потребность в признании и самовыражении). Воспитывая и внедряя правильные установки и мировоззрение у молодежи семья тем самым помогает ускорению социального развития.
В данной выпускной квалифицированной работе были анализированы теоретические данные у различных авторов такой категории психологии, как категория «представления», представления о семье, выделены основные функции и виды семей, рассмотрена роль семьи в жизни индивида, изучены теоретические источники в которых были представлены исследования или наблюдения о представлении семьи у городских и сельских подростков и проведено эмпирическое исследование для выявления особенностей представления о городских и сельских подростков.
Изучены представления о семье с помощью методик семантического дифференциала, методом свободных ассоциаций, проективным рисунком и пострисуночным интервью у подростков, людей периода ранней взрослости и периода средней взрослости.
При проведении методики семантический дифференциал были получены следующие результаты:
- у городских подростков в групповую семантическую универсалию попали «простой» и «сильная»,
• у сельских подростков в групповую семантическую универсалию попали «сильная» и «мягкий».
По методу свободных ассоциаций были получены результаты:
• в группе городских подростков неслучайными ассоциациями на стимул «семья» оказались: мама, папа, дом, я, любовь, жизнь, семья, кот и забота,
• в группе сельских подростков неслучайными ассоциациями на стимул «семья» оказались: дом, любовь, поддержка, понимание, забота, тепло, уют, быт, жизнь и дружелюбие.
Изучив рисунки всех респондентов у городских подростков было выявлено некие закономерности в изображениях. Все они рисовали членов своей семьи на фоне дома, либо внутри самого дома.
Также, путем пострисуночного интервью были замечены различия в представлении того, какую семью рисовали респонденты: городские подростки изображали исключительно родительскую семью либо себя одних, сельские подростки изображали исключительно свою семью.
Полученные качественные данные по методике семантический дифференциал, были обработаны математическим критерием и - критерий Манна - Уитни, сравнивались уровни представления по каждой шкале между респондентами двух разных возрастных категорий, и были получены следующие результаты:
Уровень представлений у городских подростков ниже уровня представления у сельских подростков по шкалам (простой - сложный) и (влажный - сухой) на 1 % уровне значимости.
В целом, исходя из полученных результатов исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. Содержание представлений о семье у городских и сельских подростков наполнены положительными характеристиками, для них семья является источником любви, заботы и уюта.
2. Свои представления о семье городские подростки идентифицируют с родительской семьей, тогда как сельские подростки представляют уже свою будущую семью, которую планируют создать.
3. Если представления подростков о своей семье являются позитивными, то они будут удовлетворены своей семейной жизнью, находясь в обществе семьи будут ощущать себя комфортно, на своем месте.
Таким образом мы можем говорить о том, что первая гипотеза была подтверждена не полностью. Содержание представлений о семье у городских и сельских подростков имеют лишь незначительные различия.
Вторая гипотеза, о взаимосвязи содержания представлений о семье и степени удовлетворенности семейной жизнью у городских и сельских подростков в работе была подтверждена полностью.
В данной выпускной квалифицированной работе были анализированы теоретические данные у различных авторов такой категории психологии, как категория «представления», представления о семье, выделены основные функции и виды семей, рассмотрена роль семьи в жизни индивида, изучены теоретические источники в которых были представлены исследования или наблюдения о представлении семьи у городских и сельских подростков и проведено эмпирическое исследование для выявления особенностей представления о городских и сельских подростков.
Изучены представления о семье с помощью методик семантического дифференциала, методом свободных ассоциаций, проективным рисунком и пострисуночным интервью у подростков, людей периода ранней взрослости и периода средней взрослости.
При проведении методики семантический дифференциал были получены следующие результаты:
- у городских подростков в групповую семантическую универсалию попали «простой» и «сильная»,
• у сельских подростков в групповую семантическую универсалию попали «сильная» и «мягкий».
По методу свободных ассоциаций были получены результаты:
• в группе городских подростков неслучайными ассоциациями на стимул «семья» оказались: мама, папа, дом, я, любовь, жизнь, семья, кот и забота,
• в группе сельских подростков неслучайными ассоциациями на стимул «семья» оказались: дом, любовь, поддержка, понимание, забота, тепло, уют, быт, жизнь и дружелюбие.
Изучив рисунки всех респондентов у городских подростков было выявлено некие закономерности в изображениях. Все они рисовали членов своей семьи на фоне дома, либо внутри самого дома.
Также, путем пострисуночного интервью были замечены различия в представлении того, какую семью рисовали респонденты: городские подростки изображали исключительно родительскую семью либо себя одних, сельские подростки изображали исключительно свою семью.
Полученные качественные данные по методике семантический дифференциал, были обработаны математическим критерием и - критерий Манна - Уитни, сравнивались уровни представления по каждой шкале между респондентами двух разных возрастных категорий, и были получены следующие результаты:
Уровень представлений у городских подростков ниже уровня представления у сельских подростков по шкалам (простой - сложный) и (влажный - сухой) на 1 % уровне значимости.
В целом, исходя из полученных результатов исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. Содержание представлений о семье у городских и сельских подростков наполнены положительными характеристиками, для них семья является источником любви, заботы и уюта.
2. Свои представления о семье городские подростки идентифицируют с родительской семьей, тогда как сельские подростки представляют уже свою будущую семью, которую планируют создать.
3. Если представления подростков о своей семье являются позитивными, то они будут удовлетворены своей семейной жизнью, находясь в обществе семьи будут ощущать себя комфортно, на своем месте.
Таким образом мы можем говорить о том, что первая гипотеза была подтверждена не полностью. Содержание представлений о семье у городских и сельских подростков имеют лишь незначительные различия.
Вторая гипотеза, о взаимосвязи содержания представлений о семье и степени удовлетворенности семейной жизнью у городских и сельских подростков в работе была подтверждена полностью.
Подобные работы
- МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Исследование нравственного сознания подростков, проживающих в
городской и сельской местности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Сравнительная характеристика профессиональных установок у старшеклассников городских и сельских школ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Представление о гендерной идентичности девочек-подростков,
воспитывающихся в семьях разного типа
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И
СКЛОННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ПРИЗЫВНИКОВ,
ПРОЖИВАЮЩИХ В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2020 - СЕМЕЙНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ПОДРОСТКА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Первичная профилактика суицидального поведения подростков в условиях
общеобразовательных учреждений
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В МЕГАПОЛИСЕ И СЕЛЬСКОМ РЕГИОНЕ В СВЯЗИ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ И ВЫРАЖЕННОСТЬЮ СТРАХОВ У ИХ МАТЕРЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022





