Введение 3
Глава 1. Общая характеристика налоговой системы России 7
1.1 Понятие налоговой системы и соотношение с системой налогов и сборов 7
1.2 Принципы налогообложения 16
1.3 Место и значение налога на доходы физических лиц в системе
федеральных налогов и сборов 24
Глава 2. Основные элементы юридического состава налога на доходы физических лиц 32
2.1 Субъекты налогообложения: понятие и виды 32
2.2 Общая характеристика объекта налогообложения 39
2.3 Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц 47
2.4 Иные особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических
лиц 55
Заключение 59
Список используемых источников и литературы 63
Актуальность проведения исследования налога на доходы физических лиц в системе налогообложения обусловлена тем, что, несмотря на внешнюю понятность сущности данного налога, при его исчислении и уплате на практике возникает множество вопросов, а также проблем правоприменения. Налоговое законодательство многие термины определяет иначе, чем в иных отраслях права, например, резидент и нерезидент - это не граждане Российской Федерации, а лица, постоянно либо временно проживающие на территории Российской Федерации и получающие доход от источников, которые находятся здесь.
Государство - это система политической власти в стране (обществе). Государством называют систему органов и методов, обеспечивающих управление экономической и общественной деятельности населения определенной территории (страны). Для выполнения своих функций и содержания всех структурных подразделений государству требуются средства. Они поступают в виде различных платежей (плат, отчислений, взносов, сборов и налогов). Они несколько отличаются между собой, поэтому различают налоги и платежи налогового характера.
Переход к рыночной модели экономических отношений в России состоялся относительно недавно. Экономика страны до сих пор испытывает, хоть и в меньшей степени, влияние старых институтов плановой модели. Конфликт двух подходов к формированию экономических отношений внутри страны определяет специфику российской социально - экономической среды. Развитие рыночного механизма не возможно без эффективной системы налогообложения, которая послужит инструментом для развития экономики. Кроме того, рационально выстроенная налоговая система способствует активному росту предпринимательства, снижению нелегальных экономических отношений в обществе, повышает уровень инвестиционной привлекательности народного хозяйства. Развитие рыночного механизма не возможно без эффективной системы налогообложения, которая послужит инструментом для развития экономики. Кроме того, рационально выстроенная налоговая система способствует активному росту предпринимательства, снижению нелегальных экономических отношений в обществе, повышает уровень инвестиционной привлекательности народного хозяйства.
Налогообложение доходов населения представляет собой важнейший элемент налоговой политики каждого государства. Конституцией Российской Федерации установлена обязанность уплаты регламентированных законодательством налогов и сборов, среди которых налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
В настоящее время налог на доходы физических лиц является одним из основных по объему поступлений в консолидированный бюджет РФ налоговых доходов.
Обязанность уплачивать налоги в Российской Федерации является конституционно признанной и закрепленной в статье 57 Конституции Российской Федерации . При этом состав, сроки и порядок исчисления и уплаты налогов, а также субъектов налогообложения определяются налоговым законодательством нашей страны.
В силу того, что многие положения налогового законодательства не раскрываются в Налоговом кодексе Российской Федерации, где содержатся общие положения, на практике приходится руководствовать подзаконными нормативные актами, а также разъяснениями Федеральной налоговой службы Российской Федерации и высших судов.
Соответственно сохраняется необходимость в исследовании правового регулирования налога на доходы физических лиц, что свидетельствует об актуальности темы, выбранной для исследования в рамках, бакалаврской работы.
Цель настоящей курсовой работы - определение места налога на доходы физических лиц в налоговой системе Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить субъектов налогообложения налога на доходы физических лиц;
- проанализировать объект налогообложения налога на доходы физических лиц;
- рассмотреть налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц;
- выявить иные особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Практическая и научная значимость настоящей работы заключается в том, что результаты, полученные при проведении исследования, могут быть использованы для дальнейшего исследования налога на доходы физических лиц и его места в налоговой системе Российской Федерации.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с исчислением и уплатой налога на доходы физических лиц.
Предмет исследования - законодательство России, определяющие место налога на доходы физических лиц в системе налогообложения Российской Федерации.
Теоретической основой данной работы служили научные труды отечественных авторов по рассматриваемой тематике, законодательные и нормативные акты, официальные источники и материалы сети Интернет.
Методологическую основу работы составляют общенаучные методы (среди которых системно-структурный функциональный; общие логические приемы - анализ, синтез, индукция, аналогия) и частнонаучные методы (исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, методы толкования правовых норм и комплексного анализа законодательства и другие).
Задачи исследования определяю его структуру, дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В соответствии с Конституцией РФ Россия является социальным государством, что предопределяет бюджетно-налоговой политики. Важнейшим инструментом реализации социальной роли налогообложения, в том числе обеспечения сокращения уровня расслоения населения - как задачи государства, может стать реформирование системы подоходного налогообложения физических лиц.
Налог - это индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается в обязательном порядке с юридических и физических лиц путем отчуждения принадлежащих им денежных средств для обеспечения деятельности и нормального функционирования государства и его муниципалитетов.
Налоги носят обязательный безвозмездный характер, взимаются в денежной форме, обладают публичностью и нецелевым характером.
Налоговая система - система, образованная на определенных принципах и регулируемая нормами права в отношении взимания и установления налогов и сборов.
В структуру налоговой системы входят:
- законодательная база государства (и его субъектов); система государственных органов, занимающихся начислением и взиманием налогов;
- налогоплательщики (физические и юридические лица);
- налоговая база (виды деятельности и сумма доходов, подлежащие налогообложению);
- системы налогов, установленных государством.
Налог на доходы физических лиц является главным видом прямых налогов, который изымается в денежном виде за отчетный год и учитывается на основе общего заработка физических лиц. При помощи данного налога обеспечиваются денежные поступления в региональный и местный бюджет, регулируется уровень доходов населения, а также структура собственного потребления и сбережения граждан, стимулируется наиболее подходящее применение получаемых доходов.
Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Налоговые ставки, применяемые при исчислении НДФЛ, установлены в размере 9, 13, 15, 30 и 35%. Общая ставка составляет 13%.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ предусмотрено пять видов ставок по НДФЛ, однако работодателем используется только-13%. Доходами по этой ставке облагается заработная плата и иные вознаграждения, которые подтверждены гражданско-правовым договором.
Ставкой 13% облагаются и доходы, полученные от продажи имущества. С одной стороны, этот налог крайне важен. Он является личным доходом, а не усредненным. Одна из задач НДФЛ установление равномерности и всеобщности налогового бремени.
Но есть и существенные недостатки. Одним из таких является низкий уровень доходов населения, выплаты работодатели часто задерживают, достаточно сильно развита теневая экономика, а количество частных предприятий незначительно.
Введение прогрессивных ставок налогообложения позволит снизить напряженность в обществе и сократить социальную дифференциацию населения, а значит - устранить факторы, тормозящие развитие экономики.
Положительный опыт зарубежных стран можно перенять в части установления необлагаемого налогом минимума. Предполагается, что его размер должен соответствовать уровню прожиточного минимума. Так как величина прожиточного минимума отличается в зависимости от региона, предлагается передать полномочия по регулированию размера необлагаемого минимума региональным органам власти.
Преимущество НДФЛ заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет. К тому же этот налог - достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований субъектов РФ, из которых финансируются основные расходы.
Завершая изложение результатов исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, следует сделать итоговые выводы.
Налог на доходы физических лиц в Российской Федерации является одним из важнейших видов налогов. Налогоплательщиками по данному налогу выступают физические лица, в том числе граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Особенность налогового законодательства в том, что для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц осуществляется деление не по принципу наличия подданства, а в зависимости от наличия статуса резидента либо нерезидента. При этом российский гражданин, постоянно проживающий за пределами нашего государства, может быть признан нерезидентом, а иностранный граждан, постоянно проживающий в России - резидентом. В основном деление осуществляется исходя из срока пребывания на территории Российской Федерации.
Налогом на доходы физических лиц подлежат обложению денежные поступления, материальная выгода и доход, полученный в натуральном виде. Расчет налогооблагаемой базы в каждом случае осуществляется самостоятельно, потому что материальная выгода и натуральный доход, в отличие от денежных выплат, подлежат оценке.
Анализ законодательства и судебной практики позволил выявить проблему налогообложения в аспекте установления, является ли доход, полученный налогоплательщиком, материальной выгодой. Налог уплачивается не с любого дохода, а только с того, который в себе имеет часть материальной выгоды, что на практике судами определяется различным способом и порой приводит к принятию незаконных и необоснованных решений при рассмотрении споров судами.
В связи с тем, что уплата налогов предполагает, что в ее процессе реализуется социальная и экономическая политика государства, на законодательном уровне предусмотрена возможность получения налоговых вычетов, которые уменьшают налогооблагаемую базу и позволяют уплатить меньшую сумму налога.
Основная часть вычетов является социально ориентированной и преследует цель стимулирования населения к самостоятельному решению вопросов образования, получения медицинской помощи, образования и так далее. Часть социально ориентированных налоговых вычетов связаны с признанием заслуг либо более незащищенного социального положения налогоплательщика. Например, в тех случаях, когда у него на иждивении находятся дети.
Отдельно в законодательстве закреплено положение о профессиональных налоговых вычетах, что позволяет налогоплательщику учесть понесенные им затраты в связи с осуществлением профессиональной деятельность.
Ставки налога на доходы физических лиц являются дифференцированными, но в основном подлежит применению ставка в размере 13 %, а доходы, облагаемые по иным ставкам, определяются в соответствии с действующим законодательством.
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014 г., № 31, ст. 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340.
4. Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969) // Ведомости ВС СССР. - 1986. - № 37. - Ст. 772.
5. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 7. - Ст. 809.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
7. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1918.
8. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных
договорах Российской Федерации» (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 29. - Ст. 2757.
9. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной
регистрации недвижимости» (ред. от 25.12.2018) // Собрание
законодательства РФ. - 2015. - № 29 (часть I). - Ст. 4344.
10. Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном
декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 19.02.2018) // Собрание
законодательства РФ. - 2015. - № 24. - Ст. 3367.
...