Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ И В ТАДЖИКИСТАНЕ

Работа №89385

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы81
Год сдачи2020
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И
УПЛАТЫ ПОДОХОДНОГО НАЛОГА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Понятие, место и функции налога на доходы физических лиц в
налоговой системе
1.2. Современный механизм формирования и уплаты подоходного налога
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОСТУПЛЕНИЙ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
2.1. Сравнительная оценка динамики поступлений налога на доходы
физических лиц в России в Республике Таджикистан
2.2. Особенности исчисления и уплаты подоходного налогообложения в
Российской Федерации в Республике Таджикистан
ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ
ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
3.1. Проблемы развития подоходного налога с физических лиц в
современной экономике
3.2. Направления совершенствования механизма исчисления и уплаты
налога на доходы в РФ и Республике Таджикистан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Актуальность темы исследования обусловлена недостаточным уровнем теоретической проработки и практического механизма исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в настоящее время в Российской Федерации и Республики Таджикистан. Подоходное налогообложение физических лиц существует практически во всех странах, и в настоящее время представляет собой важнейший элемент налоговой политики каждого государства. В Российской Федерации, так и в Республике Таджикистан в настоящее время неотъемлемой частью налоговой системы выступает налог на доходы физических лиц. Налог на доходы физических лиц в Российской Федерации и подоходный налог в Республики Таджикистан играют важную роль в обеспечении государственного бюджета доходными источниками, а также в регулировании социально - экономических процессов.
Существование налога на доходы физических лиц объясняется необходимостью формирования доходного источника бюджета государства и регулирования уровня доходов населения.
Подоходный налог с физических лиц взимается государством регулярно, что делает его особенно важным с точки зрения пополнения госбюджета. Поскольку с ростом доходов граждан увеличивается рост поступлений налога в бюджет, обеспечивается надежность поступлений от данного налога и заинтересованность государства в повышении уровня доходов населения.
В связи с этим подоходное налогообложение занимает важное место в налоговой системе государства только при высоком уровне жизни населения.
Вопросы исследования механизма исчисления и перспектив дальнейшего совершенствования налогообложения доходов физических лиц представляют практический интерес в государственном регулировании экономики, так как налог на доходы физических лиц является одним из основных источников формирования бюджета страны, а также оказывает непосредственное влияние на материальное положение граждан.
Налог на доходы физических лиц является наиболее широко распространённым по количеству уплачиваемых граждан налогом, поэтому необходимо постоянно совершенствовать налогообложения доходов граждан. Таким образом, назрела острая необходимость изучения особенностей подоходного налогообложения и России и Республики Таджикистан с целью определения оптимальной формы налога на доходы физических лиц в современных условиях с дальнейшим её развитием.
Степень научной разработанности проблемы. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц и его основных элементов разработана в трудах Л.И. Гончаренко, М.С.Грачева, М.Е. Косова, Е.Б. Поспеловой, Ю.Г. Тюриной, В.П. Фироновой, Л.Г. Ходова и В.П. Попова, и некоторых других авторов. Вместе с тем, несмотря на значимость проведенных исследований, отдельные аспекты правового регулирования налога на доходы физических лиц не получили завершенного выражения и окончательной разработанности в теории финансового права.
Цель выпускной квалификационной работы в оценке особенностей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц Российской Федерации и Республики Таджикистан. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать современный механизм формирования и уплаты
подоходного налога с физических лиц;
2) определить место и функции налога на доходы физических лиц в налоговых системах Российской Федерации и Республики Таджикистан;
3) проанализировать поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет РФ и Республики Таджикистан;
4) раскрыть особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц РФ и Республики Таджикистан;
5) определить проблемы развития налога на доходы с физических лиц;
6) сформулировать направления совершенствования механизма обложения доходов физических лиц с целью повышения благосостояния народа
Объектом исследования является совокупность социально - экономических отношений между государством и физическими лицами, возникающая при подоходном налогообложении.
Предметом исследования является действующий механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в России и Республики Таджикистан.
Методическую основу исследования составили совокупность общенаучных методов, современных методов экономического анализа и автоматизированные системы расчетов. Основные положения исследования, составляющие научную новизну, аргументированы результатами авторских расчетов, полученных с помощью статистических методов исследования.
Научная новизна работы состоит в выявлении особенностей исчисления и уплаты подоходного обложения физических лиц в России и Республики Таджикистан, что должно способствовать справедливому налогообложению. Элементы научной новизны состоят в следующем:
• для России: обоснована необходимость введения прогрессивного
налогообложения доходов физических лиц, согласно которой рост ставок по налогу на доходы физических лиц будет осуществляться свыше законодательно установленного необлагаемого уровня доходов населения;
• выявлено, что система налогообложения граждан Российской Федерации имеет наиболее широкую систему льгот, вычетов как условие обеспечения принципа справедливости, что способствует снижению склонности к занижению налоговых обязательств.
• определено доминирующее место налога на доходы физических лиц среди всех налоговых платежей исследуемых стран, являющегося одним из динамично развивающихся видов налогов и занимающего в 2019 году по удельному весу налоговых поступлений третье место.
• для Республики Таджикистан: доказана необходимость изменения налогового законодательства по предоставлению социальных вычетов, их сопоставимость с размером минимального размера оплаты труда, что обеспечит социальную защиту малоимущим слоям населения.
Основные положения исследования, выносимые на защиту:
1. Необходимостью проведения реформы налога на доходы физических лиц в России явилась его незначительная роль в качестве инструмента фискальной политики из-за низких поступлений в консолидированный бюджет. Подобное положение обусловили три причины: низкий уровень доходов населения; сложность законодательства, при наличии большого количества льгот; а также слабое его администрирование и массовое уклонение от его уплаты. Применение единой ставки показало, что она не позволяет реализовать принцип справедливого налогообложения граждан в условиях большой дифференциации доходов населения. Необходимо введение прогрессивной системы налогообложения, когда рост ставок налога на доходы граждан будет осуществляться сверх законодательно установленного предела.
2. Исследование опыта системы налогообложения доходов населения в разных странах показало, что налог на доходы физических лиц имеет прогрессивный характер, широкую систему льгот и сложный механизм взимания. Налогообложение доходов физических лиц гармонизировано с налогами, удерживаемыми у источника получения дохода, в том числе социальными налогами. Подоходный налог с физических лиц в России и Республики Таджикистан различаются в подходах к их налогообложению, что способствует упрощению налоговой системы и снижению склонности к занижению налоговых обязательств. Исследование опыта начисления и взимания НДФЛ позволяет использовать положительный опыт России и совершенствовать налоговое законодательство Республики Таджикистан в области подоходного налога с физических лиц.
3. Исследование действующего механизма подоходного налога, реализуемого на практике в течение последних лет, показал, что наибольшие проблемы его развития связаны с несовершенством системы льгот. Одной из главных задач по оптимизации налогового администрирования является изменение порядка предоставления стандартных налоговых вычетов.
Необходимо увязать размер стандартного налогового вычета с уровнем прожиточного минимума, что обеспечит социальную защиту малообеспеченным слоям населения.
4. Анализ места и роли налога на доходы физических лиц в разрезе всех видов налогов рассматриваемых стран показал, что подоходный налог граждан является самым значимым налогом и на его объем приходится более 40% налоговых доходов. Объектом обложения является фонд оплаты труда, в среднем в год фонд оплаты труда возрастал на 32 %, налог — на 34 %, что подтверждает связь темпов роста налога с темпами роста налоговой базы.
5. Перспективы реформирования налога на доходы физических лиц должны быть связаны с новым подходом к взиманию налога, заключающемся в изменении порядка зачисления налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц, а именно, в зачислении налога в соответствующий бюджет по месту жительства налогоплательщика, а не по месту учета налогового агента в налоговом органе.
6. Обоснована необходимость введения прогрессивного налогообложения с использованием в условиях значительной дифференциации сложной шкалы, согласно которой рост ставок по налогу на доходы физических лиц будет осуществляться сверх законодательно установленного предельного необлагаемого уровня доходов плательщика.
7. Выявлено, что системы налогообложения граждан во всех странах мира имеют прогрессивный характер, широкую систему льгот, вычетов и гармонизированы с налогами на доходы от капитала, что способствует снижению склонности к занижению налоговых обязательств.
8. Доказана необходимость изменения законодательства по предоставлению стандартных вычетов, предусматривающего ежегодную индексацию вычетов на уровень инфляции, их приравнения с размером прожиточного минимума, что обеспечит социальную защиту среднеобеспеченным и малообеспеченным слоям населения.
Теоретической и методологической основой исследования составляют фундаментальные положения теории подоходного налогообложения, изложенные в научных трудах отечественных и российских ученых, постановления Правительства Российской Федерации, разработки Налогового комитета при Правительстве Республики Таджикистан, материалы научных конференций по исследуемой проблеме.
Информационной базой исследования составляют статистические материалы Министерство финансов Республики Таджикистан, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Налогового Комитета при Правительстве Республики Таджикистан, Статистического агентства при Президенте Республики Таджикистан, аналитические данные, представленные в периодической печати и в сети Internet, а также авторские расчеты.
Теоретическая значим ость работы заключается во внесении определенного вклада в развитие современной теории налогообложения доходов физических лиц в отечественной науке, в выявлении особенностей исчисления и уплаты подоходного налогообложения в России и Республики Таджикистан, разработке теоретических основ совершенствования механизма налоговых вычетов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию налогообложения доходов физических лиц, применительно к каждой исследуемой стране. Выводы магистерского исследования могут применяться при формировании налогового механизма субъектов налоговых отношений.
Объем и структура работы. Поставленные цели и задачи исследования определили структуру работы. Диссертация имеет традиционную структуру, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы составляет 80 страницы, включает 13 таблиц, 10 рисунков и диаграмм.
Во введении обоснована актуальность, степень научной разработанности проблемы, определены цель, задачи, объект и предмет, раскрыты теоретические и информационные основы исследования, сформулированы научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц» представлено исследование, определены место и функции налога на доходы физических лиц, раскрыта роль подоходного налога в обеспечении социальной справедливости в обществе.
Во второй главе «Анализ динамики поступлений налога на доходы физических лиц Российской Федерации и Республики Таджикистан» проанализированы порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, на основе которого выявлены преимущества и недостатки механизма подоходного налогообложения Российской Федерации и Республики Таджикистан.
В третьей главе «Совершенствование механизмов налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации и Республики Таджикистан» определены проблемы развития подоходного налога, а также разработаны направления совершенствования механизма подоходного налогообложения применительно к Российской Федерации и Республики Таджикистан.
В заключении сформулированы и обобщены основные положения и практические выводы, полученные в результате проведенного исследования, даны предложения по совершенствованию механизма налогообложения доходов физических лиц Российской Федерации и Республики Таджикистан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.
Неoбхoдимocть coвершенcтвoвaния нaлoгa ни доходы физических лиц oбycлoвленa его особой ролью в налоговой системе рассматриваемых странах, которая раскрывается в функциях налога: фискальной и социальной. За свою многолетнюю историю налог на доходы физических лиц претерпевал много изменений, однако основными задачами реформы были необходимость повышения фискальной роли подоходного налога в бюджетной системе.
На сегодняшний день налог на доходы физических лиц занимает особое место в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации и составляет 40% от всех налоговых доходов.
Анализ эволюции подоходного налогообложения в Таджикистане раскрывает неэффективность применяемых форм налога.
Основными факторами, определяющие действенности подоходного налога как инструмента экономического регулирования государства являются низкий уровень дохода населения, противоречивость налогового законодательства Республики Таджикистан в части регулирования подоходного налога с физических лиц и отсутствия достаточного количества стандартных и социальных льгот, а также слабое администрирование налога.
В механизме исчисления налога на доходы физических лиц в России и Таджикистане наблюдаются различия, обусловленные национальными особенностями и временем проведения налоговых реформ. Основные различия при подоходном налогообложении населения в России и Таджикистане заключаются в определении объема и состава дохода, подлежащего налогообложению; состава налоговых вычетов при определении величины облагаемого дохода или налоговых обязательств; шкалы обложения.
Выявлены тенденции подоходного налогообложения в мировой практике (многие налоговые вычеты включены в налоговую базу, размер установлен независимо от величины необлагаемого минимума, применение семейного нaлoгooблoжения, использование прoгреccивнoй шкалы обложения), имеющие важное значение при совершенствовании механизма подоходного налогообложения в стране.
По результатам анализа особенностей исчисления и уплаты подоходного налога в Таджикистане можно сделать вывод, что одной из первоочередных задач по оптимизации налогового администрирования подоходного налога является применение порядка предоставления социальных налоговых вычетов.
Анализ действующей системы подоходного налогообложения населения в Таджикистане показал, что в настоящее время при обложении доходов населения не учитывается социальное и семейное положение физических лиц.
В современной социально-экономической ситуации в стране введение российской практики семейного налогообложения могло бы обеспечить справедливое перераспределение налоговой нагрузки между плательщиками с различным составом семей. При равном доходе сумма уплачиваемого налога должна ниже для семьи, имеющей детей налогоплательщика. Предлагаемая система социальных вычетов позволит сократить налоговую нагрузку на низкооплачиваемые категории физических лиц, семьи, имеющей детей.
Анализ действующей в настоящее время системы исчисления и удержания налога на доходы физических лиц показывает, что он, как и вся налоговая система Российской Федерации, находится в постоянном развитии. В части действующей практики исчисления и механизма взимания налога на доходы физических лиц в России самые большие споры касаются введения прогрессивной шкалы налогообложения. По мнению экспертов, считается, что единая 13%-ная шкала налога несправедлива по отношению к работникам бюджетной сферы с низкой или средней заработной платой.
Плоская шкала налогообложения по налогу на доходы физических лиц введенная в Российской Федерации в 2001г., заменив прогрессивную систему налогообложения не отвечает принципам социальной справедливости.
Для совершенствования налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации целесообразно ввести необлагаемый налогом на доходы физических лиц минимум приблизительно равный nрoжитoчнoму минимуму, предусмотреть ежегодную индексацию стандартных налоговых вычетов на уровень инфляции. По нашему мнению, основными направлениями развития подоходного налогообложения физических лиц являются увеличение размеров стандартных налоговых вычетов, повышение роль налоговых льгот, внедрение механизма прогрессивного налогообложения доходов населения.
В современных условиях для решения социальных задач государства предлагается ввести прогрессивную шкалу налогообложения от 9 до 35% в зависимости от видов дохода физического лица. Считается, целесообразным установление необлагаемого налогом минимума дохода, которая обеспечивает жизнедеятельность физического лица.
Система налогообложения доходов граждан в Российской Федерации, а также в Республики Таджикистан далека от совершенства и в ближайшее время следует ожидать определенных изменений налогового законодательства. Вопросы исследования особенностей исчисления и взимания, а также развития налогообложения доходов физических лиц представляют практический интерес в налоговом регулировании экономики, так как в сегодняшний день является одним из источников формирования финансовых ресурсов государства, а также оказывают непосредственное влияние на финансовое состояние граждан.
В целях совершенствования механизма подоходного налога, в частности, снижения налоговой нагрузки граждан, представляется необходимым внести некоторые изменения законодательного характера. Нам представляется, что данные изменения позволят сблизить российскую и общемировую практику применения данного вида налога.


1. Налоговый кодекс Республики Таджикистан (с учетом изменений и дополнений на 01.01.2017г.). - Душанбе, 2017. - 335с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть 1 от 31.06.1998г. №146- ФЗ //Собрание законодательства РФ - 1998. № 31. - 3824с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть 2 от 05.08.2000г. №117 - ФЗ //Собрание законодательства РФ - 1998. № 32. - 3340с.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.06.1998г. №145 - ФЗ // Собрание законодательства РФ - 1998. № 31. - 3823с.
5. Закон Республики Таджикистан «О государственном бюджете Республики Таджикистан на финансовый 2017 год». - Душанбе, 2016. №1321.
6. Закон Республики Таджикистан «О государственном бюджете Республики Таджикистан на финансовый 2018 год». - Душанбе, 2017. №1132
7. Закон Республики Таджикистан «О государственном бюджете Республики Таджикистан на финансовый 2019 год». - Душанбе, 2018. №1432.
8. Ашмарина У.В. Налогообложение доходов физических лиц в России: перспективы реформирования и оценка фискальных эффектов: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Ашмарина Ульяна Вячеславовна; ВолГУ. Волгоград, 2016. 29 с.
9. Бобоев Д. Налоговое администрирование в Республике Таджикистан в эпоху цифровой информации//Налоговый Вестник. - Д., 2017. - С. 20 - 22.
10. Волохов С.П. Индивидуальное подоходное налогообложение как
инструмент социально-ориентированной налоговой политики: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Волохов Сергей Павлович; МГУУ Правительства Москвы. М., 2015. 24 с.
11. Гончаренко Л.И. Альтернативные направления развития подоходного
налогообложения физических лиц в монографии «Налоговый
инструментарий обеспечения социальной поддержки граждан в условиях экономической нестабильности» / под - М., 2016. - С. 110-111.
12. Горский И.В. К вопросу о плоской ставке налога на доходы физических лиц в Российской Федерации. Киев: Академии финансового управления
Министерства финансов. Украины, 2013. - С. 100.
13.Залибекова Д.З. Совершенствование механизма функционирования НДФЛ в России // М. - С. 148 - 149.
14.Золотарева Т.В. Оценка динамики состава и структуры поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации //Электронный журнал «Вектор экономики». 2019. №12. - С.
15. Изотова О.И. Перспективы реформирования налога на доходы физических лиц как инструмента социальной политики государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 08.00.10 / Изотова Ольга Игоревна; Финансовый институт при правительстве РФ. М., 2015. 26 с.
16. Какой подоходный налог в США и других странах мира. [Электронный
ресурс]. иРН: ййр://па1од-
па1од.ш/пй11/з1аука_пй11/како]_ройойойпу]_па1од_у_ззйа_1_йшд1й_з1гапай_ш1 га/ (дата обращения: 14.03.2018).
17. Мониторинг ключевых показателей Налогового комитета при
Правительстве Республики Таджикистан в рамках Проекта по реформированию финансируемого Всемирным Банком// Налоговый вестник. - Душанбе, 2018. - С. 28-31.
18. Мусаева Х.М. Налог на доходы физических лиц на современном этапе Российской Федерации: опыт взимания и необходимость усиления социальной роли. // Налоги и налогообложение. 2016. 8(146) - С.123.
19. Номанова А.С. Некоторые аспекты подоходного налогообложения в
условиях переходной экономики Республики Таджикистан//Вестник
ТГУПБП. - Худжанд, 2015. - С. 110 - 115.
20. Пансков В.Г. Прогрессивная или пропорциональная шкала
налогообложения: что справедливее и эффективнее// Экономика. Налоги. Право. Налоги и налогообложение. - С. 105 - 112.
21. Пансков В.Г. О соблюдении основополагающих принципов при
налогообложении физических лиц // Налоги и финансовое право. 2014. № 3.
22. Пансков В.Г. О принципах налогообложения физических лиц // Финансы. 2008. № 1.
23. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2015. 192 с.
24. Роль и место налогового администрирования в повышении эффективности системы налогообложения // Налоговый Вестник. - Д., 2017. - С. 43 - 46.
25. Салимова М.М. О вопросах эффективности налоговых льгот: анализ современной практики//Вестник ТГУПБП. - Худжанд, 2019. - С.5 - 17.
26. Тарасова Т.М. Налогообложение физических лиц: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2015. № 42. С. 54-60.
27. Хамзин А.Х. Анализ собираемости налога на доходы физических лиц // Молодой ученый. Экономика и управление. 2017. №15 (149). С. 479 - 485.
28. ^^^апйо7Д1
29. www.mmk.tj.
30. ^^^ДотдЬиыпезз.огд.
31. www. на1оц.ш


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ