Введение 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИЙ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ 7
1.1 Основные научные подходы к изучению коммуникаций 7
1.2 Особенности коммуникации коммерческих организаций 14
1.3 Современные тенденции развития коммуникаций в сфере недвижимости 25 ГЛАВА 2 КОММУНИКАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ООО «СОРА-ИНВЕСТ» 33
2.1 Анализ коммуникационной среды ООО «Сора-Инвест» 33
2.2 Оценка коммуникационной деятельности компании 45
2.3 Рекомендации по построению системы коммуникаций ООО «Сора-
Инвест» 57
Заключение 68
Список использованных источников 72
Одним из основных условий успешного существования компании является реализация своего товара или услуг потребителям. Поскольку мы живем в эпоху, когда на рынке существует большое количество компаний со схожими параметрами (ценой, целевой аудиторией, качеством и т.д.), потенциальным клиентам необходимо ежедневно делать выбор в сторону одной из них. Для осуществления этого выбора компании необходимо донести информацию о себе до потребителя, заинтересовать и замотивировать его к покупке.
В современных условиях жесткой конкуренции и растущей потребительской культуры коммуникации становятся способом выживания для любой компании - как в крупном, так и в малом бизнесе. Коммуникационная деятельность обеспечивает постоянное развитие компании на основе знания закономерностей рынка и методов его регулирования. Обеспечение опережающего роста компании и поддержка долгосрочной стабильности - с каждой из этих задач весьма сложно справиться. Однако сегодня компании, которые ставят перед собой цель оставаться лидерами на рынке в течение продолжительного времени, должны решать их одновременно.
На сегодняшний день мы наблюдаем высокоскоростное и всеохватывающее распространение информационных и телекоммуникационных технологий. Это явление инициирует трансформационные процессы жизнедеятельности общества на глобальном уровне. Количественное и качественное развитие информационных технологий, их распространение на все значимые сферы общественной жизни не только формирует новые возможности для решения отдельных проблем, но и создает принципиально новые препятствия, слабости в системах и даже угрозы. Их недооценка, непроработка довольно часто ведет к негативным последствиям, если не глобальным, то все равно ощутимым. Это объясняет то, почему коммерческие организации - как и все общество в целом, должны внимательно выстраивать свои коммуникационные системы - причем как внешние, так и внутренние.
Нередко, чтобы выполнить свою главную цель - занять достойное и комфортное место в бизнес-среде, организация должна прежде всего налаживать коммуникации. Рынок в настоящее время переполнен информационным шумом, а значит, выбор правильной аудитории, инструментов и каналов коммуникационной деятельности определяет успех компании в целом. Также большее значение приобретает внутренняя слаженность работы коллектива. Ускоряющийся темп работы требует максимально возможного отсутствия ошибок и максимальной простоты коммуникационных средств в обращении.
Актуальность темы исследования заключается в том, что сфера недвижимости в настоящее время активно развивается в области многоэтажного строительства и частной застройки. На сегодняшний день на уровне региона большое количество строительных компаний и коммуникации являются наиболее важным элементом успешной деятельности компаний.
Объект недвижимости представляет собой товар предварительного выбора и длительного пользования, принятие решения о такой покупке является четко планированным, поэтому коммуникация с потребителем важна на всех уровнях сделки, от первого звонка в компанию и до послепродажного обслуживания.
Также актуальность исследования заключается в том, что на уровне региона крупные строительные компании активно участвуют в рекламных компаниях, а небольшие компании, деятельность которых направлена на частное строительство, массовому потребителю неизвестны.
Степень научной разработанности. Коммуникационные системы в рамках продвижения компаний в целом рассматривались отечественными и зарубежными авторами, такими как Бернет Дж., Гнатюк О.Л., Томпсон А.А., Котлер Ф. и другими.
Коммуникации в сфере недвижимости в большей степени представлены в работах специалистов практиков крупных компаний. При изучении коммуникаций в сфере недвижимости мы опирались на позицию групп исследователей крупных мировых и российских строительных компаний компаний, уделяющих особое внимание коммуникациям, таких как «СтройГазМонаж», «Royal BAM Group», «Agalarov Real Estate». Объемного обобщения в теоретических работах исследователей, на наш взгляд, не представлено.
Объектом исследования являются система коммуникации компании на рынке строительных услуг.
Предметом - стратегия коммуникации строительной компании.
Целью работы является разработка коммуникационной стратегии для компаний строительного профиля.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические исследования коммуникации;
2) охарактеризовать особенности коммуникаций строительных компаний;
3) рассмотреть современные тенденции развития коммуникаций в сфере недвижимости;
4) проанализировать коммуникационную среду компании ООО «Сора- Инвест;
5) дать оценку коммуникационной деятельности организации;
6) разработать коммуникационную стратегию ООО «Сора-Инвест».
Разработка коммуникационной стратегии на сегодняшний день является доминирующим направлением развития, в которое вкладываются все без исключения прогрессивные компании, что делает предмет изучения особо актуальным в современных условиях.
Методы исследования - анализ литературы и документов, синтез, анкетирование, также для анализа эмпирических данных были использованы конкурентный анализ, контент-анализ, а также SWOT и PEST-анализ.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в детализации информации о коммуникационной стратегии на уровне рынка недвижимости. Также изучение теорий коммуникации может позволить руководству организации посмотреть на коммуникации внутри организации с новой точки зрения, сформулировать новые цели и задачи коммуникаций.
Практическая значимость исследования в данной выпускной квалификационной работе состоит в возможности использования предложенной коммуникационной модели в практике строительных компаний.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрены основные подходы к изучению коммуникаций, а также рассмотрены особенности коммуникаций строительных компаний в России.
Во второй главе проанализирована система коммуникаций ООО «Сора- Инвест», а также на основе полученных данных для компаний строительного профиля была представлена модель коммуникационной стратегии.
Полученные результаты и итоги проделанной работы приведены в заключении.
Заключение
Для того, чтобы компания успешно функционировала, необходимо понять, какую главную цель она должна преследовать и каким способом будет ее достигать. Это позволит разработать коммуникации компании с учетом имеющихся ресурсов, возможностей и ситуации на рынке. Такую задачу позволяют решить внешние и внутренние коммуникации. После выработки генерального плана разрабатываются и регламентируются более узкие цели и задачи для подразделений, выстраиваются соответствующие бизнес- процессы.
Главной целью нашей работы стало изучение системы коммуникаций строительных компаний и создание на основе полученных данных модели коммуникационной стратегии в сфере недвижимости и строительства.
Для достижения данной цели в первой главе мы обратились к теоретическим источникам. Мы рассмотрели подходы к определению сущности и специфики комплекса коммуникаций и выяснили, что данное понятие является многогранным и имеет огромное значение в практической деятельности любой компании.
Комплексный подход к использованию всех коммуникационных ресурсов организации предполагает наличие единой коммуникационной стратегии. Каждая из коммуникационных задач, решаемых на внутриорганизационном уровне, соотносится с деятельностью организации во внешней среде.
Также мы выяснили, что правильно выстроенная коммуникация с использованием новых эффективных инструментов и нестандартных форматов способны в разы повысить показатели эффективности рекламы. На сегодняшний день в данном направлении маркетинга существует множество инструментов, тактик и стратегий для продвижения объектов недвижимости в интернете.
Во второй главе нами была проанализирована деятельность компании и проведен SWOT-анализ, конкурентный анализ и анализ покупательских предпочтений, а также на основе анализа и оценки коммуникационной деятельности ООО «Сора-Инвест», мы была представлена модель коммуникационной стратегии, которая также является подходящей для других компаний в сфере недвижимости и строительства.
По данным проведенного исследования, можно сделать вывод, что основными конкурентами предприятия являются компании, занимающиеся продажей объектов среднего класса. Это связано со стремительным ростом популярности данных объектов как для сезонного, так и для постоянного проживания.
По результатам анализа покупательских предпочтений мы выяснили, что развитая инфраструктура и доступная цена объекта имеет огромное значение для целевой аудитории рынка недвижимости, это связано в первую очередь с тем, что покупатели заинтересованы в удобствах проживания, поэтому комплекс сооружений жизнеобеспечения является приоритетом при выборе объекта. Также для целевого покупателя немаловажна ценовая доступность объекта.
Далее мы рассмотрели рекламную и PR деятельность компании и определили, что реклама недвижимости, как вида товара подразумевает под собой организацию и проведение мероприятий по повышению привлекательности объекта недвижимости в глазах целевой группы, для которой он предназначается. На предприятии рекламу применяют с самого начала работ по созданию объектов недвижимости и на протяжении всего жизненного цикла объекта.
В компании выбор средства массовой информации делается так, чтобы оно было наиболее пригодным для достижения цели рекламы, но по минимальной цене. Анализируя затраты на проведение рекламы в 2018 и 2019 гг. можно сделать вывод, что с увеличением затрат предприятия на рекламу увеличилось и количество продаж (по данным таблицы 2.1.2 - Прибыль до налогообложения).
Также по результатам проведенного анализа коммуникационной деятельности было установлено, что компания ООО «Сора-Инвест» использует недостаточно коммуникационных инструментов, а используемые, недостаточно проработаны. На основе полученных данных, мы предложили модель коммуникационной стратегии, которая также является подходящей для других компаний в сфере недвижимости и строительства.
Наша дельнейшая работа была связана с разработкой карты пути покупателя, чтобы лучше понять поведение клиента. Для этого мы сформулировали сценарий, который лучшим образом ведет к продаже объектов компании, а также определили возможные точки пересечения (точки касания) потребителя с нашей компанией.
Из полученных результатов мы видим, что клиенты включаются в сделку на этапе поиска приемлемого для них варианта и сразу начинают коммуникации с компанией. Каждый раз оказываясь в точках касания, потенциальные покупатели сравнивают свои ожидания с полученным ощущением. Важно эффективно пользоваться всеми каналами коммуникаций и уметь оценивать эффективность точек пересечения.
Далее мы разработали контент-план для социальных сетей и сценарий рекламного ролика. Был выбран формат TV ролика и социальная сеть Instagram, поскольку именно этот канал ориентирован на рекламные коммуникации и является эффективной площадкой для продвижения объектов недвижимости.
Таким образом, мы проанализировали коммуникационную деятельность компании, а также приняли участие в ее развитии. В ходе работы мы реализовали все задачи, которые ставили перед собой: рассмотрели теоретические основы исследования коммуникации; охарактеризовали особенности коммуникаций компаний в сфере недвижимости в России; проанализировали и дали оценку коммуникационной системе ООО «Сора- Инвест», а также разработали модель коммуникационной стратегии для компаний в сфере недвижимости и строительства.
Воспользовавшись рекомендациями, представленными во второй главе нашей работы, ООО «Сора-Инвест» может достигнуть успеха в коммуникационной деятельности.
1. Анцупов, А.Я. Деловая психология / А.Я. Анцупов, А.В. Морозов.
- СПб : Издательство Союз, 2011. - 528 с.
2. Арланцев А.В. Синергизм коммуникационного инструментария / А.В. Арланцев Е.В. Попов. - Москва : Маркетинг в России и за рубежом, 2010.
- 245 с.
3. Асташина О. В. Коммуникативные стратегии в оргаизации / О. В. Асташина. - Москва : Вестник науки и образования, 2015. - 158с.
4. Балабанов, И.Т. Психология и этика делового общения / И. Т. Балабанов. - Москва : Деловое общение, 2014. - 512 с.
5. Буланова, Н. Рынок недвижимости: состояние и перспективы развития / Н. Буланова. - Москва, 2011. - 147 с.
6. Бондаренко Е.А. Роль фирменного стиля в деятельности организации / Е.А. Бондаренко. - Международный научный журнал «Инновационная наука» Москва, 2017. - 94 с.
7. Василик, М.А. Основы теории коммуникации/ М.А. Василик. - Москва : Издательсво гардарики, 2013. - 615 с.
8. Голова А.Г. Интегрированные маркетинговые коммуникации: маркетинг в России и за рубежом / А. Г. Г олова. - Москва : Издательство Союз, 2006. - 46 с.
9. Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Голубкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 363 с.
10. Гончарова, Л.М. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Л.М. Гончарова, О.Я. Гойхман, Т.А. Апарина, В.И. Дубинский. - Москва: ИнфраМ, 2013. - 352 с.
11. Горбунова М.А., Маркетинговые коммуникации как инновационный инструмент управления бизнесом в современных условиях экономики / М.А. Горбунова, О.О. Дроботов. - Москва: Издательство молодой ученый, 2015. - 193 с.
12. Грачев, Г. Манипулирование личностью. Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г. Грачев, И. Мельник. - Москва : Издательство Эксмо-Пресс, 2013. - 112с.
13. Григорян А.Э. Коммуникация как механизм координаций целей и ценностей субъектов: Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. / А.Э. Григорян. - Москва : Издательство путь в науку, 2016.
- 223 с.
14. Гнатюк О.Л. Основы Теории коммуникации / О.Л. Гнатюк, - учебное пособие. 2-е издание и доп. - СПБ : Издательство Юрайт, 2008. - 218 с.
15. Дзялошинский, И. М. Деловые коммуникации. Теория и практика: учебник для бакалавров / И. М. Дзялошинский, М. А. Пильгун. - Москва : Юрайт, 2014. - 438 с.
16. Доценко, Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции / Е.Л. Доценко. - Москва : Издательство Вестник, 2010. - 138 с.
17. Зайнакова, С.Р. Рынок жилья в России: Современное состояние, проблемы и прогнозы. / С.Р. Зайнакова. - Уфа : Башкирский государственный университет, 2014. - 83 с.
18. Каймакова М.В. Коммуникации в организации / М.В. Каймакова.
- Ульяновск : УлГТУ, 2018. - 73 с.
19. Ковалев, А.И. Деловые коммуникации: взаимодействие с партнерами во всем мире / А. И. Ковалев, В. П. Привалов. - Москва : Издательство Норма, 2014. - 210 с.
20. Ковальчук А. С. Основы делового общения. / А. С. Ковальчук. - Москва : Издательство Дашков и Ко, 2010. - 300 с.
21. Коммуникационные стратегии в маркетинге [Электронный
ресурс]: - Режим доступа: https: //www. litres. ru/elina-nikolaevna- Ьег4шкоуа/коштишкасюппуе-з1га1:ецп-у-тагке1:тце/сййа1-оп1ауп/ - (Дата обращения 02.05.2020)
22. Котлер Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру / Ф. Котлер, Р. Бергер, Н. Бикхофф Лучшие примеры и методы. - Москва : Альпина Паблишер, 2012. - 142 с.
23. Кравец М. А. Коммуникативная стратегия: систематизация определений, подходы к разработке / М. А. Кравец. - Москва : Издательство Юрайт, 2013. - 153 с.
24. Ладатко Л. В. Этика и культура управления / Л. В. Ладатко. - Москва : Феникс, 2016. - 320 с.
25. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие [Электронный ресурс]: - Режим доступа: ййрз://шагке1шц^1к1геа4шц.ш/41157 - (дата обращения 22.05.2020)
26. Маркарьян, Э.А. Маркетинговый анализ: Учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко. - Москва : Издательство КноРус, 2014. - 192 с.
27. Маркетинг: теория и практика: библиографический указатель / - Москва : Научная библиотека МГИМО МИД России, 2018. - 30 с.
28. Марченко А.В. Экономика и управление недвижимостью / А.В. Марченко. - Ростов н/Дон : Феникс, 2017. - 448 с.
29. Мескон М. Основы менеджмента. / М. Мескон, М. Альберт, М. Хедоури. - Москва : Издательство Вильямс, 2009. - 672 с.
30. Музыкант В. Л. Маркетинговые основы управления коммуникациями / В. Л. Музыкант. - Москва : Издательство Эксмо, 2008. - 832 с.
31. Нахимова, Е.А. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Е.А. Нахимова, А.П. Чудинов. - Москва: Флинта, Наука, 2013. - 164 с.
32. Новиков, Б.Д. Рынок и оценка недвижимости в России / Б.Д. Новиков. - Москва : Издательство Юрайт, 2011. - 53 с.
33. Панкрухин, А. П. Гильдия маркетологов: учебник для вузов / А. П. Панкрухин. - 4-е изд., стер. - Москва : Омега - Л, 2016. - 656 с.
34. Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей конкурентов / М. Портер. - Москва: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 454 с.
35. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации. / Г. Г. Почепцов. - Москва : Издательство Рефл-букВаклер, 2011. - 257 с.
36. Пирогова Ю.К. Критерии оценки коммуникативной эффективности рекламы. Семиотика и лингвистика / Ю.К. Пирогова. - Москва : Издательство Юрайт, 2014. - 227 с.
37. Писарева Е. В. Интегрированные маркетинговые коммуникации: современные технологии, стратегии, инструментарий: Учебное пособие / Е.В. Писарева. - Москва : Издательство Эксмо, 2014. - 165 с.
38. Попов Е.В. Рыночный потенциал предприятия / Е.В. Попов. - Москва: Издательство Юрайт, 2011. - 169 с.
39. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации компании [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.niv.ru/doc/communications/pocheptsov/ - (Дата обращения 16.04.2020)
40. Рева В.Е. Коммуникационный менеджмент: учебно-методическое пособие / В. Е. Рева. - Пенза : Издательство ПГУ, 2013. - 323 с.
41. Романов А. А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации / А.А. Романов, А.В. Панько. - Москва : Издательство Эксмо, 2016. - 432 с.
42. Ромат Е. В. Маркетинговые коммуникации: Учебник для вузов / Е. В. Ромат. - СПб : ПитерМ, 2018. - 119 с.
43. Савицкая, Г.В. Массовая коммуникация. / Г. В. Савицкая, Москва : Издательство Гревцова, 2013. - 200 с.
44. Самохвалова А. Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций / А.Г. Самохвалова. - Москва : Издательство Речь, 2012. - 336 с
45. Секерин В.Д. Инновационный маркетинг: Учебное пособие / В.Д. Секерин. - Москва : Издательство Инфра, 2012. - 235 с.
46. Силина С. А., Крючкова Г. А. Управление маркетинговыми коммуникациями в стратегическом аспекте / С. А. Силина, Г. А. Крючкова. - Москва : Издательство Юрайт, 2011. - 364 с.
47. Савицкая, Г.В. Массовая коммуникация / Г.В. Савицкая. - Москва : Издательство Гревцова, 2013. - 200 с.
48. Сафарова М.Б. Реклама как элемент маркетинговых коммуникаций: Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф./ М.Б. Сафарова. - Пермь : Зебра, 2015. - 142 с.
49. Соколова В.В. Культура речи и культура общения / В. В. Соколова. - Москва : КноРус 2015. - 321 с.
50. Сухорукова, Н.Н. Все о недвижимости. Первичный рынок жилья / Н.Н. Сухорукова. - Москва : Издательство Юрайт, 2015. - 555 с.
51. Тихомиров, Е.Ф. Управленческий менеджмент: Управление кадрами предприятия : учебное пособие / Е.Ф. Тихомиров. - 3-е изд., исп., и доп. - Москва : Академия, 2013. - 384 с.
52. Чумиков А. Н. Реклама и связи с общественностью: имидж, репутация, бренд / А.Н. Чумиков. - Москва : Аспект Пресс, 2014. - 159 с.
53. Федько В. П., Товарная политика организации: Учебник для вузов / В. П. Федько. - СПб : Издательство Питер, 2018. - 377 с.
54. Фельсер Г. Психология потребителей и реклама / Г. Фельсер - Москва : Издательство Гуманитарный центр, 2009. - 704 с.
55. Фомичев, А.Н Исследование систем управления: Учебник для бакалавров / А.Н. Фомичев. - Москва : Дашков и К, 2015. - 348 с.
56. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. - Москва : Дашков и К, 2016. - 468 с.
57. Чернышев, М.А. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления: учебное пособие / М.А. Чернышев. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2018. - 506 с.
58. Черненко, В.А. Антикризисное управление: Учебник и практикум для бакалавриата / В.А. Черненко. - Люберцы: Издательство Юрайт, 2015. - 409 с.
59. Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг: Учебное пособие / Ф.И. Шарков. - Москва : Дашков и К, 2012. - 324 с.
60. Шаймиева, Э. Ш. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Э. Ш. Шаймиева. - Казань: Познание, 2014. - 136 с.
61. Шибутани, Т. Социальная психологи / Т. Шибутани. - Ростов на Дону: Феникс, 1999. - 539 с.
62. Шмырев, М. Все о недвижимости. Рынок загородного жилья / М. Шмырев, Н. Сухорукова. - Москва: Издательство Питер, 2017. - 192 с.
63. Яхонтова, Е.С. Стратегическое управление персоналом: Учебное пособие / Е.С. Яхонтова. - Москва: ИД Дело РАНХиГС, 2013. - 384 с.
64. Электронная библиотека «Экономика и управление на
предприятии» [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://eup.ru/Documents/2003-08- 11/1EB 1E.asp - (Дата обращения 15.02.2020)
65. Справочно - правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.garant.ru - (03.03.2020)
66. Портал «Индикаторы рынка недвижимости в России», [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.irn.ru/articles/41004.html - (Дата обращения 29.04.2020)
67. Маркетинговые функции и аудит маркетинга в сфере
недвижимости [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
https://www.consulting.irn.ru/outsourcing/ - (19.05.2020)
68. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 №188-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004). [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.garant.ru - (Дата обращения 17.05.2020)
69. Основные маркетинговые стратегии [Электронный ресурс]: -
Режим доступа: https://marketing-now.ru/osnoyxi-marketinga/osnovnyie2
marketingovyiestrategii/ (Дата обращения 24.04.2020)
70. Коммуникативная эффективность рекламой деятельности [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://bizbook.online/reklama- 100/kommunikativnayaeffektivnost-reklamnoy.html (Дата обращения 22.04.2020)