Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности стилевой саморегуляции поведения студентов с различным уровнем перфекционизма

Работа №90447

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы54
Год сдачи2019
Стоимость1566 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 Теоретический анализ подходов к проблеме особенностей
стилевой саморегуляции поведения студентов с различным уровнем
перфекционизма…………………………………………………………………6
1.1 Становление взглядов и подходы к исследованию перфекционизма в
психологии……….…………….…………………………………………..…..6
1.2 Основные подходы к исследованию стилей саморегуляции……………..14
1.3 Прикладные направления в изучении особенностей стилевой
саморегуляции и перфекционизма студентов ……………………………..20
Глава 2 Эмпирическое исследование стилей саморегуляции студентов с
различным уровнем перфекционизма …………….…………………...……29
2.1 Программа и методики диагностики стилей саморегуляции студентов с
различным уровнем перфекционизма ………………………….……….…..…29
2.2 Анализ результатов эмпирического изучения стилей саморегуляции
студентов с различным уровнем перфекционизма ……………………………35
2.3 Прикладная направленность полученных результатов……………..….….41
Заключение………………………………………………………………....45
Список используемой литературы……………………………………....47
Приложения……………………………54

Понятие перфекционизма стало изучаться в Европе с 1980-х годов, но
фактически об этой проблеме заговорили еще со времен Адлера, говоря о
стремлении к превосходству и совершенству. И, в целом, на протяжении
многих веков данная идея стремления к совершенству, была одной из
движущих мотивирующих сил не только в жизни одного человека, но и всего
общества. Представления об идеале помогали формировать основу как
самосознания человека, так и его мировоззрение, задавали место и роль
личности в социуме, в природе, в историческом процессе, определяли и
направление его развития.
На сегодняшний день проблема перфекционизма изучена недостаточно
широко, но приобретает всё больший интерес для ученных, имея не только
клинико-психологическое значение, но социальное, психологическое, и
культурное. Перфекционизм несет в себе амбивалентность, обладая как
позитивными, так и негативными последствиями. С этой стороны,
актуальность нашей работы обусловлена изучением ресурсов личности,
направленных на совладание с различным уровнем сложности решения
жизненных ситуаций.
Современные исследования предполагают изучение взаимосвязи
перфекционизма с такими характеристиками как: мотивация достижения и
избегание неудач, прокрастинация, уровень притязаний, тревожность и др. Все
эти характеристики относятся к мотивационной и аффективной сфере. Между
тем, почти не была затронута сфера саморегуляции.
Значимость нашего исследования состоит в анализе сущности
перфекционизма ориентированного на себя (завышенные требования к себе),
на других (завышенные требования к другим) и социально предписанного вида
перфекционизма (завышенные требования к человеку от общества) в связи со
спектром адаптивных характеристик личности, таких как конструктивное
стремление к достижениям, позитивные аффекты, уверенность в себе,
самоэффективность. И в связи с дезадаптивными характеристиками личности,
склонностью к самокритике и самообвинению, прокрастинации,
эмоциональной дезадаптации. Что, в свою очередь, мы можем взять за
характеристики стилевых саморегуляций.
Актуальность проблемы задана и ее объектом, поскольку мы хотим
выявить роль перфекционизма в структуре стилевых характеристик личности
студента, выявить особенности саморегуляционного поведения студентов с
различным уровнем перфекционизма.
Методологическую основу исследования составили работы Конопкина
О.А., В.И. Моросановой теория о стилевых особенностях саморегуляции в
произвольной активности [18], П.Л. Хьюитта и Г.Л. Флетта, И.И. Грачевой
Многомерная модель перфекционизма [10].
Исходя из актуальности проблемы была определена цель исследования
– выявление роли перфекционизма в структуре стилей саморегуляций
поведения личности студента.
Объектом исследования выступает стилевая саморегуляция.
Предметом исследования выступают особенности стилей
саморегуляции студентов при различном уровне перфекционизма.
Гипотезы исследования:
1. У студентов с высоким уровнем социально предписанного
перфекционизма имеется низкая выраженность отдельных
характеристик стилей саморегуляции (дезадаптивный стиль
саморегуляционного поведения);
2. У студентов с высоким уровнем перфекционизма ориентированного
на себя наиболее развиты отдельные характеристики стилей
саморегуляционного поведения (адаптивный стиль
саморегуляционного поведения);
3. У студентов с высоким уровнем перфекционизма ориентированного
на других наиболее ярко выражены отдельные характеристики стилей
саморегуляционного поведения (адаптивный стиль
саморегуляционного поведения).
Задачи:
1. Проведение психологического анализа понятий перфекционизм и
стили саморегуляции;
2. Подобрать методический инструментарий для диагностики
перфекционизма и стилей саморегуляции;
3. В эмпирическом исследовании выявить особенности стилевых
характеристик студентов с различным уровнем и видом перфекционизма;
4. Сделать выводы относительно проявления особенностей стилевой
саморегуляции поведения студентов с различным уровнем и видом
перфекционизма.
Методы исследования: Многомерная шкала перфекционизма ХьюиттаФлетта в адаптации Грачевой И.И. [10], опросник «Стиль саморегуляции
поведения» В. И. Моросановой [27].
Характеристика выборки: 65 студентов Алтайского Государственного
университета в возрасте 20-22 лет.
Практическая значимость: Полученные материалы и выводы в процессе
исследования особенностей стилей саморегуляции студентов с различным
уровнем и видом перфекционизма могут применяться в практике тренинговой
работы по повышению эффективности саморегуляционного поведения
личности и разработки рекомендаций для устранения деструктивных
воздействий перфекционизма на личность студента.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы провели теоретический анализ научных трудов
зарубежных и отечественных психологов, в которых представлены теории
касающиеся следующих явлений: перфекционизм, его основные модели и
виды, рассмотрели основные направления в изучение саморегуляции, а также
стили саморегуляции. В свою очередь нами было проведено эмпирическое
исследование особенностей проявления стилей саморегуляции студентов с
различным уровнем и видом перфекционизма.
На основании теоретического анализа, мы пришли к выводу, что
перфекционизм – это определенный стиль самопредъявления, тенденция
скрывать черты, которые кажутся их обладателю недостатками. И,
соответсвенно, включает в себя три составляющие: перфекционистское
самопредъявление, непроявление несовершенства и необнаружение
несовершенства. Также перфекционизм подразделяется на три вида: это
перфекционизм ориентированный на себя (высокие требования человека к
самому себе), ориентированный на других (высокие требования человека к
окружающим его людям) и социально предписанный перфекционизм (высокие
стандарты человека требуемые обществом). Саморегуляция-это внутренняя
целенаправленная активность человека, реализующаяся за счет системного
участия различных явлений и уровней психики. Включает в себя управление
мыслями, эмоциями, поведением, вниманием. Выделяются отдельные
характеристики индивидуального стиля саморегуляции: планирование,
моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость,
самостоятельность.
По результатам эмпирического исследования были получены
следующие результаты: у студентов с большим уровнем перфекционизма
ориентированного на себя наиболее развиты такие характеристики стилей
саморегуляционного поведения как планирование, программирование,
самостоятельность и оценка результатов. Студенты с высоким уровнем
перфекционизма ориентированного на других не показали взаимосвязь не с
45
одной из характеристик саморегуляционного поведения. Наличие высокого
уровня социально предписанного перфекционизма у студентов связано с
низкой выраженностью таких характеристик стилей саморегуляции как
планирование, программирование, гибкость и оценивание результатов.
Полученные нами данные могут использоваться при составлении тренинговой
работы по повышению эффективности саморегуляции, в разработке
рекомендаци по снижению деструктивных проявления перфекционизма на личность.


Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни Текст. / К.А. Абульха-новаСлавская. М.: Мысль, 1991. — С. 297.
2. Адлер А. Понять природу человека/А.Адлер. – СПб.: Академический
проект. – 1997. – С. 88.
3. Бабинцева Л.Н. Особенности взаимосвязи компонентов социальнопсихологической саморегуляции у студентов-психологов/ Л.Н. Бабинцева //
Институт развития образования Иркутской области. – 2017. - №1. – С. 31-
35.
4. Ганзен В.А. Системные описания в психологии/В.А. Ганзен – Л.:
Издательство Ленинградского университета. - 1984. – С. 176.
5. Гаранян Н.Г. Психологические модели перфекционизма / Н.Г. Гаранян
//Вопросы психологии. – 2009. – № 5. – С. 74 – 83.
6. Гаранян Н.Г. Перфекционизм, депрессия и тревога. / Н. Гаранян, А.
Холмогорова, Т. Юдеева // Московский психотерапевтический журнал. -
2001. - №4. - С. 18-48.
7. Гаранян Н.Г. Типологический подход к изучению перфекционизма/Н.Г.
Гаранян// Вопросы психологии. - 2009. -. №6. - С. 52–60.
8. Гарчева И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности:
автореф. дисс. … канд. психол. наук / И.И. Гарчева. - Ин-тпсихологии. – М.
- 2006. – С. 24.
9. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного
самоопределения/М.Р. Гинзбург// Вопросы психологии. - №3. - 1994. – С.
19-26.
10. Грачева И.И. Адаптация методики «многомерная шкала перфекционизма»
П. Хьюитта и Г. Флетта / И. И. Грачева // Психологический журнал. - 2006.
- № 6. - С. 73–81.
11. Дмитриева, Н. Роль психической саморегуляции в поддержании здоровья
личности [электронный ресурс]. - https://www.b17.ru/article/2264/
47
12. Зейгарник Б.В. Самморегуляция поведения в норме и патологии
Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. /Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С.
Мазур // Психологический журнал. 1989. -Т. 10. № 2. - С. 122—132.
13. Зобков А.В. Типологические психолого-акмеологические характеристики
саморегуляции студентами учебно-профессиональной деятельности/ А.В.
Зобков// Актуальные проблемы психологического знания. – Изд-во:
Московский психолого-социальный университет. – 2015. - №5. – С. 131-
140.
14. Золотарева А.А. Перфекционизм в структуре саморегуляции личности/
А.А. Золотарева // Психология и психотехника. - 2012. Т. 42. - № 3. - С. 59–
68.
15. Золотарева А.А. Диагностика индивидуальных различий перфекционизма
личности: автореф. дисс. канд.психол.наук: 19.00.01. / А.А. Золотарева. -
МГУ. – М.2012. – С. 26.
16. Киреева Н.Н. Особенности саморегуляции студентов вузов как индикатора
успешности обучения в ситуации информационной нагрузки/ Н.Н.
Киреева, Е.Е. Котова // Известия Южного федерального университета.
Технические науки. – 2008. – С. 93-96.
17. Кон И.С. Категория "Я" в психологии/ И.С. Кон // Психологический
журнал. - 1981. - Т. 2, № 3. - С. 25-37.
18. Конопкин О.А. Стилевые особенности саморегуляции деятельности / О.А.
Конопкин, В.И. Моросанова // Вопросы психологии. – 1989. – С.18-26.
19. Кононенко И.О. Теоретические модели изучения перфекционизма
личности в зарубежной психологи/И.О. Кононенко // PEM: Psychology.
Educology. Medicine. – 2014. - №1. – С. 49-58.
20. Корнилов А. П. Саморегуляция человека в условиях социального
перелома/А.П. Корнилов.- 1995. - №5.- с. 69.
21. Корчагин В.М. Перфекционизм личности как научная проблема
современной психологии: аналитический обзор/ В.М. Корчагин // Вестник
Самарского юридического института. – Изд-во: Самарский юридический
48
институт Федеральной службы исполнения наказаний. – 2011. - №1. – С. 75-78.
22. Кохут Х. Анализ самости: Систематический подход к лечению
нарциссических нарушений личности/Х. Кохут. - М.: Когито-Центр. -2003.
– С. 308.
23. Лазарева Л.В. Особенности профессиональной саморегуляции
современного студента/ Л.В. Лазарева, О.М. Назарова// Пензенский
государственный университет. – Изд-во: Государственное автономное
учреждение дополнительного профессионального образования
«Саратовский областной институт развития образования». – 2016. - №1. –
С. 89-92.
24. Ларских, М.В. Формирование конструктивного перфекционизма студента:
монография / М.В. Ларских. – Воронеж: ВГУ. - 2012. – С. 153.
25. Лемещенко М.Ю. Саморегуляция личности как психологическая проблема
/М.Ю. Лемещенко// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и
психологии: сб. ст. по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. –
Новосибирск: СибАК. - 2013. – С. 86-91.
26. Либин А.В. Стиль человека: Психологический анализ/ А. В. Либин. - М., -
1998. - С. 310.
27. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен,
структура и функции в произвольной активности человека / В.И.
Моросанова - М., - 1998. - С. 192.
28. Моросанова В.И. Развитие теории осознанной саморегуляции:
дифференциальный подход /В.И. Моросанова // Вопр. психологии. № 3. -
2011. - С. 135-144.
29. Назарова О.М. Саморегулирование личности в региональном социуме:
Учебно-методическое пособие/ Назарова О.М. - Пенза: Издательство
Пензенского гос.пед.ун-та им. В.Г. Белинского. - 2012. –с. 119.
30. Никифоров Г.С. Психологические аспекты саморегуляции состояний / Г.С.
Никифоров, Ю.И. Филимоненко, А.К. Польшин. - Л. - 1986. – С. 56-63.Пейсахов Н.М Практическая психология: (Науч. основы)/ Н.М. Пейсахов,
М.Н. Шевцов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та. - 1991. – С. 119.
32. Привалова С.Ю. Саморегуляция учебной деятельности и личное развитие
студента/ С.Ю. Привалова // Известия Саратовского университета. – 2011.
- №1. – С. 26-30.
33. Психология саморегуляции: практикум : учеб. пособие для студентов спец.
"Психология" / АлтГУ ; [сост. Т. Г. Волкова]. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014.
- 80 с.
34. Ральникова И.А. Жизненные перспективы молодежи в условиях
социальных изменений [Текст]: монография / И.А. Ральникова, О.С.
Гурова, Е.А. Ипполитова – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018. – С. 219.
35. Ромен А.С. Самовнушение и его влияние на организм человека:
Экспериментально-теоретическое и клинико-практическое исследование /
А.С. Ромен. - Алма-Ата: Казахстан. - 1970. — С. 200.
36. Саттарова Р.М. Перфекционизм как психологическая проблема
студентов/Р.М. Саттарова// Вестник научных конференций. - 2017. - № 11.
- С. 79-81.
37. Седунова А.С. Перфекционизм и стили саморегуляции деятельности/А.С.
Седунова// Теория и практики общественного развития. – Издательский
дом «Хорс». – 2013. - №8. – С. 127-129.
38. Смирнова Я. К. Суверенность как индикатор нарушения границ
идентичности психологического пространства в подростковом возрасте:
монография / Я. К. Смирнова ; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015. - 193
с.
39. Томэ Х. Современный психоанализ. В 2 Т. / Х. Томэ, Х. Кэхеле; общ. ред.
А.В. Казанской. – М., 1996. – 776с.
40. Федорчук Л.С., Петрова Ю.И. Проблемы психологической саморегуляции
учебной деятельности современного студента // VI Всероссийская научнопрактическая конференция студентов и молодых ученых Национальный
исследовательский Томский политехнический университет. – Томск. –2013. – С. 552.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени/ К.Хорни. - М.:
Прогресс. - 1993. – С. 188.
42. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. -
М., - 1977. – С. 260.
43. Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация
личности/И.И. Чеснокова // Проблемы психологии личности. Советскофинский симпозиум. – М.: Наука. - С.121-126.
44. Черкашина О.А. Формирование механизмов саморегуляции студентов в
процессе учебной деятельности [Текст] / О. А. Черкашина // Ученые
записки Российского государственного социального университета. - 2010.
- N 3 (79). - С. 181-185.
45. Чуприкова Н.И. Система понятий общей психологии и функциональная
система психической регуляции поведения и деятельности/Н.И. Чуприкова
// Вопр. Психологии. - 2007. - № 3. - С.3-15.
46. Шагарова И.В. Перфекционизм как фактор копинг-поведения
профессиональных стрессовых ситуаций/ И.В. Шагарова, И.В. Нагайцева//
Вестник Омского университета. – Изд-во: Омский государственный
университет им. Ф.М. Достоевского. – 2011. - №1. – С. 11-17.
47. Шевелева М.С., Пермякова Т.М., Кеннет Т.Ванг. Синдром самозванца среди
российских студентов: связь между перфекционизмом и психологическим
стрессом [электронный ресур]. - https://iq.hse.ru/en/news/261076057.html
48. Шляпников В.Н. Исследования волевой регуляции в современной
зарубежной психологии/В.Н. Шляпников // Вопр. психологии. - 2009. - N
2. - С. 135-144.
49. Юдеева Т.Ю. Перфекционизм в структуре разных личностных типов/Т.Ю.
Юдеева// Известия Российского Гос.Пед.Университета Им. Герцена. –
2009. - №49.
50. Ясная В.А. Перфекционизм: история изучения и современное состояние
проблемы/ В. А. Ясная, С.Н. Ениколопов // Вопросы психологии. - 2007. -№4. - С. 157-166.
Burns D. The perfectionist’s script for self-defeat / D. Burns // Psychology
Today. - 1980. - P. 34—51.
52. Clarissa M. E. Devine Perfectionism, Emotion Regulation, and the Cortisol
Stress Response/ M.E. Clarissa, G. Rice Kenneth, P. Darragh // Title of
Counseling Psychology. - American Psychological Association. – 2013. – P.
254-261.
53. Frоst R.O., А comparison of two measures of perfeсtionism. Personality and
Individual Differences /R.O.Frost, R.G.Hеimbеrg, С.S. Hоlt, J.I. Mаttiа, A.L.
Nеubаuеr .- 1993, 14(1).- P. 119-126.
54. Frost R.O. The dimensions of perfectionism. Cognitive Therapy and Research /
R.O. Frost, P. Marten, C. Lahart, R. Rosenblate. - 1990.- 14(5). - P. 449–468.
55. Hamachek D. E. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism/ D.E.
Hamachek // Psychology. - 1978. - N 15. - P. 27—33.
56. Hewitt P.L., The interpersonal expression of perfection: Perfectionistic selfpresentation and psychological distress / P.L. Hewitt, G.L. Flett, S.B. Sherry, M.
Habke, M. Parkin M., R.W. Lam, B. McMurtry, E. Ediger, P. Fairlie,M.B. Stein
// Journal of Personality and Social Psychology. - 2003. - 84(6). - P. 1303–1325.
57. Hewitt P.L Perfectionism is multidimensional: A reply to Shafran, Cooper, and
Fairburn. Behaviour Research and Therapy / P.L. Hewitt, G.L.Flett, A.Besser,
S.B.Sherry, B.McGee - № 41. - P. 1221–1236.
58. Hollender M. H. Perfectionism/ M.H. Hollender // Comprehensive Psychiatry. -
1965. - V. 6. - P. 94—103.
59. Kari M. Perfectionism, Goal Adjustment, and Self-Regulation: A Short-term
Follow-up Study of Distress and Coping /M. Kari //Self and Identity. -
Routledge. – 2016. - №1. – P. 1-15.
60. Mushquash A.R. Latent self-oriented and socially prescribed perfectionism:
Tests of factorial, convergent, and discriminant validity using self- and informant
reports. Personality and Individual Differences/ A.R.Mushquash, S.B. Sherry,
D.L.Sherry, S.L. Allen - № 54. - P. 640–646.
61. Rheaume J. Functional and dysfunctional perfectionists: Are they different on
compulsive-like behaviors? Behaviour Research and Therapy/ J.Rheaume, M.H.
Freeston, R. Ladouceur, C. Bouchard, L. Gallant, F. Talbot, A. Vallières. – 2000.-
38(2). - P. 119–128.
62. Rice, K. G. Perfectionism, procrastination, and psychological distress/ K. G.
Rice, C. M. E. Richardson, D. Clark//Journal of Counseling Psychology. - 59(2).
– P. 288-302
63. Shafran R. Clinical perfectionism: A cognitive-behavioral analysis. Behaviour
Research and Therapy/ R. Shafran, Z. Cooper, C.G. Fairburn. - 2002.- 40(7). - P.
773–791.
64. Slade P.D. A dual process model of perfectionism based on reinforcement theory.
Behavior Modification/ P.D. Slade, R.G. Owens. - 1998.- 22(3). - P. 372–390.
65. Slaney R.B. A programmatic approach to measuring perfectionism: The Almost
Perfect Scales. In: G. Flett, P. Hewitt, Perfectionism: Theory, Research, and
Treatment/ R.B. Slaney, K.G. Rice, J.S. Ashby// Washington, DC: American
Psychological Association. - 2002. –P. 63–88.
66. Slaney R.B. The revised Almost Perfect Scale. Measurement and Evaluation in
Counseling and Development/ R.B. Slaney, K.G Rice, M. Mobley, J. Trippi, J.S.
Ashby/ - 2001.- 34(3). - P. 130–145.
67. Sorotzkin B. The quest for perfection: Avoiding guilt or avoiding shame?
Psychotherapy/В. Sorotzkin. - 1985.- 22(3). - P. 564–571.
68. Steele A., Corsini N., Tracey D. Wade The interaction of perfectionism,
perceived weight status, and self-esteem to predict bulimic symptoms: The role
of ‘benign’ perfectionism/ A. Steele, N. Corsini, D. Tracey // Behaviour
Research and Therapy. - Elsevier. – 1999.- P. 156-160.
69. Systla R. Perfectionism, Emotion Regulation and Their Relationship to Negative
Affect in Patients with Social Phobia/ R. Systla, M. Paulomi, Bada Math Suresh
// Indian Journal of Psychological Medicin. – 2014. – P. 239-245.
70. Terry-Short L.A. Positive and negative perfectionism. Personality and Individual
Differences/ L.A. Terry-Short, R.G. Owens, P.D. Slade, M.E. Dewey. - 1995.-
18(5). - P. 663–668.
71. Wei M. Maladaptive perfectionism and ineffective coping as mediators between
attachment and future depression: a prospective analysis / M. Wei, P.P. Heppner, D.W. Russell, S.K. Young // Journal of Counseling Psychology. – 2006. – Vol.
53. – P. 67−79.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ