Особенности стилевой саморегуляции поведения студентов с различным уровнем перфекционизма
|
Глава 1 Теоретический анализ подходов к проблеме особенностей
стилевой саморегуляции поведения студентов с различным уровнем
перфекционизма…………………………………………………………………6
1.1 Становление взглядов и подходы к исследованию перфекционизма в
психологии……….…………….…………………………………………..…..6
1.2 Основные подходы к исследованию стилей саморегуляции……………..14
1.3 Прикладные направления в изучении особенностей стилевой
саморегуляции и перфекционизма студентов ……………………………..20
Глава 2 Эмпирическое исследование стилей саморегуляции студентов с
различным уровнем перфекционизма …………….…………………...……29
2.1 Программа и методики диагностики стилей саморегуляции студентов с
различным уровнем перфекционизма ………………………….……….…..…29
2.2 Анализ результатов эмпирического изучения стилей саморегуляции
студентов с различным уровнем перфекционизма ……………………………35
2.3 Прикладная направленность полученных результатов……………..….….41
Заключение………………………………………………………………....45
Список используемой литературы……………………………………....47
Приложения……………………………54
стилевой саморегуляции поведения студентов с различным уровнем
перфекционизма…………………………………………………………………6
1.1 Становление взглядов и подходы к исследованию перфекционизма в
психологии……….…………….…………………………………………..…..6
1.2 Основные подходы к исследованию стилей саморегуляции……………..14
1.3 Прикладные направления в изучении особенностей стилевой
саморегуляции и перфекционизма студентов ……………………………..20
Глава 2 Эмпирическое исследование стилей саморегуляции студентов с
различным уровнем перфекционизма …………….…………………...……29
2.1 Программа и методики диагностики стилей саморегуляции студентов с
различным уровнем перфекционизма ………………………….……….…..…29
2.2 Анализ результатов эмпирического изучения стилей саморегуляции
студентов с различным уровнем перфекционизма ……………………………35
2.3 Прикладная направленность полученных результатов……………..….….41
Заключение………………………………………………………………....45
Список используемой литературы……………………………………....47
Приложения……………………………54
Понятие перфекционизма стало изучаться в Европе с 1980-х годов, но
фактически об этой проблеме заговорили еще со времен Адлера, говоря о
стремлении к превосходству и совершенству. И, в целом, на протяжении
многих веков данная идея стремления к совершенству, была одной из
движущих мотивирующих сил не только в жизни одного человека, но и всего
общества. Представления об идеале помогали формировать основу как
самосознания человека, так и его мировоззрение, задавали место и роль
личности в социуме, в природе, в историческом процессе, определяли и
направление его развития.
На сегодняшний день проблема перфекционизма изучена недостаточно
широко, но приобретает всё больший интерес для ученных, имея не только
клинико-психологическое значение, но социальное, психологическое, и
культурное. Перфекционизм несет в себе амбивалентность, обладая как
позитивными, так и негативными последствиями. С этой стороны,
актуальность нашей работы обусловлена изучением ресурсов личности,
направленных на совладание с различным уровнем сложности решения
жизненных ситуаций.
Современные исследования предполагают изучение взаимосвязи
перфекционизма с такими характеристиками как: мотивация достижения и
избегание неудач, прокрастинация, уровень притязаний, тревожность и др. Все
эти характеристики относятся к мотивационной и аффективной сфере. Между
тем, почти не была затронута сфера саморегуляции.
Значимость нашего исследования состоит в анализе сущности
перфекционизма ориентированного на себя (завышенные требования к себе),
на других (завышенные требования к другим) и социально предписанного вида
перфекционизма (завышенные требования к человеку от общества) в связи со
спектром адаптивных характеристик личности, таких как конструктивное
стремление к достижениям, позитивные аффекты, уверенность в себе,
самоэффективность. И в связи с дезадаптивными характеристиками личности,
склонностью к самокритике и самообвинению, прокрастинации,
эмоциональной дезадаптации. Что, в свою очередь, мы можем взять за
характеристики стилевых саморегуляций.
Актуальность проблемы задана и ее объектом, поскольку мы хотим
выявить роль перфекционизма в структуре стилевых характеристик личности
студента, выявить особенности саморегуляционного поведения студентов с
различным уровнем перфекционизма.
Методологическую основу исследования составили работы Конопкина
О.А., В.И. Моросановой теория о стилевых особенностях саморегуляции в
произвольной активности [18], П.Л. Хьюитта и Г.Л. Флетта, И.И. Грачевой
Многомерная модель перфекционизма [10].
Исходя из актуальности проблемы была определена цель исследования
– выявление роли перфекционизма в структуре стилей саморегуляций
поведения личности студента.
Объектом исследования выступает стилевая саморегуляция.
Предметом исследования выступают особенности стилей
саморегуляции студентов при различном уровне перфекционизма.
Гипотезы исследования:
1. У студентов с высоким уровнем социально предписанного
перфекционизма имеется низкая выраженность отдельных
характеристик стилей саморегуляции (дезадаптивный стиль
саморегуляционного поведения);
2. У студентов с высоким уровнем перфекционизма ориентированного
на себя наиболее развиты отдельные характеристики стилей
саморегуляционного поведения (адаптивный стиль
саморегуляционного поведения);
3. У студентов с высоким уровнем перфекционизма ориентированного
на других наиболее ярко выражены отдельные характеристики стилей
саморегуляционного поведения (адаптивный стиль
саморегуляционного поведения).
Задачи:
1. Проведение психологического анализа понятий перфекционизм и
стили саморегуляции;
2. Подобрать методический инструментарий для диагностики
перфекционизма и стилей саморегуляции;
3. В эмпирическом исследовании выявить особенности стилевых
характеристик студентов с различным уровнем и видом перфекционизма;
4. Сделать выводы относительно проявления особенностей стилевой
саморегуляции поведения студентов с различным уровнем и видом
перфекционизма.
Методы исследования: Многомерная шкала перфекционизма ХьюиттаФлетта в адаптации Грачевой И.И. [10], опросник «Стиль саморегуляции
поведения» В. И. Моросановой [27].
Характеристика выборки: 65 студентов Алтайского Государственного
университета в возрасте 20-22 лет.
Практическая значимость: Полученные материалы и выводы в процессе
исследования особенностей стилей саморегуляции студентов с различным
уровнем и видом перфекционизма могут применяться в практике тренинговой
работы по повышению эффективности саморегуляционного поведения
личности и разработки рекомендаций для устранения деструктивных
воздействий перфекционизма на личность студента.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложений.
фактически об этой проблеме заговорили еще со времен Адлера, говоря о
стремлении к превосходству и совершенству. И, в целом, на протяжении
многих веков данная идея стремления к совершенству, была одной из
движущих мотивирующих сил не только в жизни одного человека, но и всего
общества. Представления об идеале помогали формировать основу как
самосознания человека, так и его мировоззрение, задавали место и роль
личности в социуме, в природе, в историческом процессе, определяли и
направление его развития.
На сегодняшний день проблема перфекционизма изучена недостаточно
широко, но приобретает всё больший интерес для ученных, имея не только
клинико-психологическое значение, но социальное, психологическое, и
культурное. Перфекционизм несет в себе амбивалентность, обладая как
позитивными, так и негативными последствиями. С этой стороны,
актуальность нашей работы обусловлена изучением ресурсов личности,
направленных на совладание с различным уровнем сложности решения
жизненных ситуаций.
Современные исследования предполагают изучение взаимосвязи
перфекционизма с такими характеристиками как: мотивация достижения и
избегание неудач, прокрастинация, уровень притязаний, тревожность и др. Все
эти характеристики относятся к мотивационной и аффективной сфере. Между
тем, почти не была затронута сфера саморегуляции.
Значимость нашего исследования состоит в анализе сущности
перфекционизма ориентированного на себя (завышенные требования к себе),
на других (завышенные требования к другим) и социально предписанного вида
перфекционизма (завышенные требования к человеку от общества) в связи со
спектром адаптивных характеристик личности, таких как конструктивное
стремление к достижениям, позитивные аффекты, уверенность в себе,
самоэффективность. И в связи с дезадаптивными характеристиками личности,
склонностью к самокритике и самообвинению, прокрастинации,
эмоциональной дезадаптации. Что, в свою очередь, мы можем взять за
характеристики стилевых саморегуляций.
Актуальность проблемы задана и ее объектом, поскольку мы хотим
выявить роль перфекционизма в структуре стилевых характеристик личности
студента, выявить особенности саморегуляционного поведения студентов с
различным уровнем перфекционизма.
Методологическую основу исследования составили работы Конопкина
О.А., В.И. Моросановой теория о стилевых особенностях саморегуляции в
произвольной активности [18], П.Л. Хьюитта и Г.Л. Флетта, И.И. Грачевой
Многомерная модель перфекционизма [10].
Исходя из актуальности проблемы была определена цель исследования
– выявление роли перфекционизма в структуре стилей саморегуляций
поведения личности студента.
Объектом исследования выступает стилевая саморегуляция.
Предметом исследования выступают особенности стилей
саморегуляции студентов при различном уровне перфекционизма.
Гипотезы исследования:
1. У студентов с высоким уровнем социально предписанного
перфекционизма имеется низкая выраженность отдельных
характеристик стилей саморегуляции (дезадаптивный стиль
саморегуляционного поведения);
2. У студентов с высоким уровнем перфекционизма ориентированного
на себя наиболее развиты отдельные характеристики стилей
саморегуляционного поведения (адаптивный стиль
саморегуляционного поведения);
3. У студентов с высоким уровнем перфекционизма ориентированного
на других наиболее ярко выражены отдельные характеристики стилей
саморегуляционного поведения (адаптивный стиль
саморегуляционного поведения).
Задачи:
1. Проведение психологического анализа понятий перфекционизм и
стили саморегуляции;
2. Подобрать методический инструментарий для диагностики
перфекционизма и стилей саморегуляции;
3. В эмпирическом исследовании выявить особенности стилевых
характеристик студентов с различным уровнем и видом перфекционизма;
4. Сделать выводы относительно проявления особенностей стилевой
саморегуляции поведения студентов с различным уровнем и видом
перфекционизма.
Методы исследования: Многомерная шкала перфекционизма ХьюиттаФлетта в адаптации Грачевой И.И. [10], опросник «Стиль саморегуляции
поведения» В. И. Моросановой [27].
Характеристика выборки: 65 студентов Алтайского Государственного
университета в возрасте 20-22 лет.
Практическая значимость: Полученные материалы и выводы в процессе
исследования особенностей стилей саморегуляции студентов с различным
уровнем и видом перфекционизма могут применяться в практике тренинговой
работы по повышению эффективности саморегуляционного поведения
личности и разработки рекомендаций для устранения деструктивных
воздействий перфекционизма на личность студента.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложений.
В данной работе мы провели теоретический анализ научных трудов
зарубежных и отечественных психологов, в которых представлены теории
касающиеся следующих явлений: перфекционизм, его основные модели и
виды, рассмотрели основные направления в изучение саморегуляции, а также
стили саморегуляции. В свою очередь нами было проведено эмпирическое
исследование особенностей проявления стилей саморегуляции студентов с
различным уровнем и видом перфекционизма.
На основании теоретического анализа, мы пришли к выводу, что
перфекционизм – это определенный стиль самопредъявления, тенденция
скрывать черты, которые кажутся их обладателю недостатками. И,
соответсвенно, включает в себя три составляющие: перфекционистское
самопредъявление, непроявление несовершенства и необнаружение
несовершенства. Также перфекционизм подразделяется на три вида: это
перфекционизм ориентированный на себя (высокие требования человека к
самому себе), ориентированный на других (высокие требования человека к
окружающим его людям) и социально предписанный перфекционизм (высокие
стандарты человека требуемые обществом). Саморегуляция-это внутренняя
целенаправленная активность человека, реализующаяся за счет системного
участия различных явлений и уровней психики. Включает в себя управление
мыслями, эмоциями, поведением, вниманием. Выделяются отдельные
характеристики индивидуального стиля саморегуляции: планирование,
моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость,
самостоятельность.
По результатам эмпирического исследования были получены
следующие результаты: у студентов с большим уровнем перфекционизма
ориентированного на себя наиболее развиты такие характеристики стилей
саморегуляционного поведения как планирование, программирование,
самостоятельность и оценка результатов. Студенты с высоким уровнем
перфекционизма ориентированного на других не показали взаимосвязь не с
45
одной из характеристик саморегуляционного поведения. Наличие высокого
уровня социально предписанного перфекционизма у студентов связано с
низкой выраженностью таких характеристик стилей саморегуляции как
планирование, программирование, гибкость и оценивание результатов.
Полученные нами данные могут использоваться при составлении тренинговой
работы по повышению эффективности саморегуляции, в разработке
рекомендаци по снижению деструктивных проявления перфекционизма на личность.
зарубежных и отечественных психологов, в которых представлены теории
касающиеся следующих явлений: перфекционизм, его основные модели и
виды, рассмотрели основные направления в изучение саморегуляции, а также
стили саморегуляции. В свою очередь нами было проведено эмпирическое
исследование особенностей проявления стилей саморегуляции студентов с
различным уровнем и видом перфекционизма.
На основании теоретического анализа, мы пришли к выводу, что
перфекционизм – это определенный стиль самопредъявления, тенденция
скрывать черты, которые кажутся их обладателю недостатками. И,
соответсвенно, включает в себя три составляющие: перфекционистское
самопредъявление, непроявление несовершенства и необнаружение
несовершенства. Также перфекционизм подразделяется на три вида: это
перфекционизм ориентированный на себя (высокие требования человека к
самому себе), ориентированный на других (высокие требования человека к
окружающим его людям) и социально предписанный перфекционизм (высокие
стандарты человека требуемые обществом). Саморегуляция-это внутренняя
целенаправленная активность человека, реализующаяся за счет системного
участия различных явлений и уровней психики. Включает в себя управление
мыслями, эмоциями, поведением, вниманием. Выделяются отдельные
характеристики индивидуального стиля саморегуляции: планирование,
моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость,
самостоятельность.
По результатам эмпирического исследования были получены
следующие результаты: у студентов с большим уровнем перфекционизма
ориентированного на себя наиболее развиты такие характеристики стилей
саморегуляционного поведения как планирование, программирование,
самостоятельность и оценка результатов. Студенты с высоким уровнем
перфекционизма ориентированного на других не показали взаимосвязь не с
45
одной из характеристик саморегуляционного поведения. Наличие высокого
уровня социально предписанного перфекционизма у студентов связано с
низкой выраженностью таких характеристик стилей саморегуляции как
планирование, программирование, гибкость и оценивание результатов.
Полученные нами данные могут использоваться при составлении тренинговой
работы по повышению эффективности саморегуляции, в разработке
рекомендаци по снижению деструктивных проявления перфекционизма на личность.
Подобные работы
- Формирование опыта эмоциональной саморегуляции у студентов педагогического вуза в процессе педагогической практики в детском оздоровительном лагере
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Иррациональные установки как фактор суицидального риска в юношеском возрасте
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021





