РАЗРАБОТКА CRM-ПОДСИСТЕМЫ ДЛЯ ЦЕНТРА ДЕТСКОГО
ТВОРЧЕСТВА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЙ ВЕБ-СЕРВИСОВ
(На примере МБОУ ДОД «Майминский районный центр творчества имени
В.Г. Софронова»)
1 ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Особенности организации деятельности ЦДТ 6
1.2 Особенности взаимоотношений с клиентами 9
1.3 Информационные системы и технологии, используемые в поддержке
управления взаимоотношениями с клиентами в ДОУ 13
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБОУ ДОД «МРЦТ им В.Г.СОФРОНОВА» 21
2.1 Общая информация об организации 21
2.2 Разработка бизнес - модели ЦДТ 28
2.3 Информационный анализ ЦДТ и формирование требований к
разрабатываемой подсистеме 36
3 РАЗРАБОТКА CRM-ПОДСИСТЕМЫ 43
3.1 Обоснование средств разработки и архитектуры 43
3.2 Разработка интерфейса и описание функционирования 46
3.3 Оценка экономической эффективности 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
РЕФЕРАТ
выпускной квалификационной работы Машковой Арины Вадимовны по направлению 09.03.03 «Прикладная информатика»
На тему «Разработка CRM-подсистемы для центра детского творчества на основе технологии веб - сервисов» (на примере МБОУ ДОД «Майминский районный центр творчества имени В.Г. Софронова»)
Объект работы: Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей «Майминский районный центр творчества имени В.Г. Софронова.
Предмет работы: взаимодействие ЦДТ с клиентами.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка CRM- подсистемы для центра детского творчества на основе технологии веб - сервисов.
Результатом работы является CRM - подсистема для центра детского творчества, разработанная с использованием технологии веб - сервисов. Во время выполнения работы рассмотрены особенности деятельности центров детского творчества, изучены особенности организации взаимоотношений сотрудников центра с родителями (законными представителями); проведен сравнительный анализ различных CRM-систем; проведен анализ рынка готовых программных решений, используемых в поддержке управления взаимоотношениями с клиентами в учреждениях дополнительного образования.
Разработанная CRM - подсистема может быть использована иными организациями, работающая в сфере поддержки детского творчества.
На сегодняшний день информационные технологии получили широкое распространение и продолжают развиваться.
С их развитием меняется и работа различных предприятий. Повышается эффективность оказания услуг, скорость и качество. Поэтому многим организациям необходимо внедрять и использовать в своей работе современные технологии.
Для того, чтобы деятельность центра детского творчества отличалась эффективность, качеством предоставляемых услуг, способами и средствами взаимодействия с клиентами, необходимо использовать CRM-подсистему.
Актуальность данной темы состоит в том, что использование информационных технологий является потребностью современного дополнительного образования детей. Создание CRM-подсистемы для Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования детей «Майминский районный центр творчества имени В.Г. Софронова» позволит решить ряд вопросов по взаимодействию сотрудников учреждения с родителями (законными представителями) и в целом скажется положительно на работе учреждения.
Объект выпускной квалификационной работы - МБОУ ДОД «Майминский районный центр творчества имени В.Г. Софронова».
Предмет-взаимодействие ЦДТ с клиентами.
Цель - разработка CRM-подсистемы для Центра детского творчества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть центры детского творчества как форму организации дополнительного образования.
2. Выявить особенности, способы и средства взаимодействия сотрудников организации с клиентами.
3. Провести анализ программных решений, используемых в поддержке управления взаимоотношениями сотрудников ЦДТ с клиентами.
4. Проанализировать деятельность МБОУ ДОД «Майминский районный центр творчества имени В.Г. Софронова».
5. Разработать CRM- подсистему.
6. Оценить экономический эффект от ее использования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы из 40 наименований и приложения.
Работа содержит 27 рисунков и 6 таблиц.
Во введение описаны актуальность дипломной работы, объект, предмет, цель и задачи.
В первом разделе рассматривается деятельность центров детского творчества РФ, особенность организации взаимоотношений с клиентами, а также программные решения, которые используют центры в своей деятельности для организации взаимодействия с клиентами.
Второй раздел включает в себя описание деятельности МБОУ ДОД «Майминский районный центр творчества имени В.Г. Софронова», информацию об организации взаимоотношений в самом центре, а также рассмотрены основные бизнес-процессы деятельности ЦДТ.
В третьем разделе приведено обоснование выбора средств разработки подсистемы, описана разработка подсистемы и ее функционирование, оценен экономический эффект от ее использования.
В заключении подводятся итоги выполненной работы.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы была рассмотрена работа учреждений дополнительного образования детей в России, а также исследован вопрос организации взаимоотношений ЦДТ с клиентами.
Выявлены потребности МБОУ ДОД «Майминский районный центр творчества имени В.Г. Софронова» в улучшении процессов взаимодействия сотрудников с клиентами и на их основании проведен полный анализ деятельности организации. Было принято решение разработать CRM- подсистему.
В полном объеме выполнены следующие задачи: рассмотрены особенности организации взаимоотношений с родителями в ЦДТ, проведен анализ готовых программных решений, используемых в поддержке управления взаимоотношениями с клиентами.
В работе представлен тщательный анализ основной деятельности МБОУ ДОД «Майминский районный центр творчества имени В.Г. Софронова», организационная структура, бизнес-процессы организации, проведен информационный анализ центра, а также проведено предпроектное обследование организации и определены основные требования к разрабатываемой подсистеме.
Разработана CRM-подсистема для ЦДТ на платформе «Битрикс24».
Внедрение «Битрикс24» способствовало повышению эффективности работы сотрудников за счет увеличения скорости работы и коммуникации между ними; возможности комплексного информационно - аналитического обеспечения процессов; повышению качества принятия управленческих решений за счет оперативности представления, полноты, достоверности и удобства форматов отображения информации; повышению эффективности исполнения процессов, путем автоматизации этих процессов, в особенности, взаимодействия и коммуникации сотрудников центра с клиентами.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
3. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об
информации, информационных технологиях и о защите информации».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
5. Устав МБОУ ДОД «МРЦТ имени В.Г.Софронова».
6. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»(с изменениями на 2020 год).
7. ГОСТ 19.201-78. Техническое задание. Требования к содержанию и оформлению.
8. Алексашина, О.В. Оценка эффективности внедрения CRM-систем / О. В. Алексашина. - М.: Эксмо, 2016 - С. 232-234
9. Арефьев, Е.В. Внедрение CRM - технологии. Инновационная наука и современное общество / Е.В. Арефьев, Т.А. Степанова - Изд-во ДМК Пресс, 2016 - С.78-80
10. Безопасность данных в Битрикс24 [Электронный ресурс] Режим доступа:ййрз://о1г-зой.ги/из1ид1/1с-Ьйпх/Ьйпкз24/Ье7оразпоз1/(дата обращения 03.06.2021).
11. Бурунков П. А. Применение современных CRM-технологий в сфере образования // Научное сообщество студенто: под общ. ред. О. Н. Широкова ; ЦНС «Интерактив плюс». Чебоксары, 2016. С. 174-176
12. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с
13. Голубкова Е. Н. Внедрение концепции CRM на предприятии / Е. Н. Голубкова // Маркетинг в России и за рубежом. — 2003. — № 3. — С. 129— 131.
14. Гребеник, А.А. Разработка регламента мероприятий по внедрению CRM-системы. / А. А. Гребеник // NovaInfo.Ru Т.1. - 2016. - №49 - 56 с.
15. Гринберг, Пол. CRM со скоростью света: привлечение и удержание клиентов в реальном времени через Интернет / пер. с англ. В. Агапова - 3-е изд., испр. и доп. - СПб: Символ-Плюс, 2016. - 530 с.
16. Дополнительное образование детей, Евладова Е.Б, Логинова Л.Г.,
Михайлова Н.М., 2017 [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://obuchalka.org/2015120587596/dopolnitelnoe-obrazovanie-detei-evladova- e-b-loginova-l-g-mihailova-n-m-2004.html(дата обращения: 17.04.2021).
17. Дополнительное образование детей: история и современность:
учебное пособие для вузов / ответственный редактор А. В. Золотарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 267 с. —
(Высшее образование). [Электронный ресурс] / Режим
доступа: https://urait.ru/bcode/452104 (дата обращения: 20.04.2021).
18. Дробышинец, Ю.И. Разработка программы внедрения системы CRM на предприятии / Ю. И. Дробышинец // Сборник Кооперация 21 века, 2017. - 115 с.
19. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. Изд-во «Учитель», 2007. — 256 с
20. Казакова E. И. Цифровая трансформация педагогического
образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 8-14.
21. Карп E. И. Новые формы информационного взаимодействия: роль виртуальных объектов в процессе интерактивного диалога // 2010. № 4 (48). С. 139-140
22. Кожевникова, Г. П. Информационные системы и технологии в
маркетинге: учебное пособие для вузов / Г. П. Кожевникова, Б. Е. Одинцов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 444 с. — (Высшее образование). [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.biblio-
online.ru/bcode/450585 (дата обращения: 20.04.2021).
23. Маклаков, С. В. Моделирование бизнес-процессов с AllFusion PM. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Диалог-МИФИ, 2017. - 224 с. 25.
24. Маклаков, С.В. BPwin и Erwin. Case-средства разработки
информационных систем. - М.: Диалог - МИФИ, 2015. - 142 с.
25. Неретина Е. А., Соловьёв Т. Г. Современные CRM-технологии в
образовании // Вестник Мордов
26. Официальный сайт МБОУ ДОД «Майминский районный центр творчества имени В.Г. Софронова»[Электронный ресурс] / Режим доступа: https://maymacdt.obr04.ru/(дата обращения:15.05.2021).
27. Официальный сайт. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://alfacrm.pro/?utm_source=crmindex (дата обращения: 27.04.2021).
Режим
28. Официальный сайт. [Электронный ресурс]
https://berkanasoft.com/ (дата обращения: 25.04.2021).
29. Официальный сайт. [Электронный ресурс]
https://holyhope.ru/ (дата обращения: 24.04.2021).
30. Официальный сайт. [Электронный ресурс]
https://paraplancrm.ru/ (дата обращения: 26.04.2021).
31. Официальный сайт. [Электронный ресурс]
https://www.bitrix24.ru/ (дата обращения: 25.04.2021).
Режим
Режим
Режим
доступа:
доступа:
доступа:
доступа:
32. Репин, В. В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление / В. В. Репин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 512 c
33. Современные CRM-системы для образовательных учреждений
[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.tallanto.
com/ru/products/about-crm (дата обращения: 19.05.2021)
34. Суптелов, К.А. Преимущества внедрения CRM БИТРИКС24 в практику предприятия / К. А. Суптелов, Е. С. Пазавина // Сборник научных трудов Наука.Технологии.Инновации. - 2017. - 102 с
35. Фураева О. Г. Взаимодействие семьи и школы с использованием современных информационных технологий // под общ. и науч. ред. В. Л. Ситникова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 189-192.
36. Черкашин, П., Стратегия управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) / Павел Черкашин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий, 2017. - 376 c.
37. Шкурко, А.В. Проблема внедрения CRM систем / А. В. Шкурко // Сборник научных трудов II Международной научно-практической студенческой конференции, 2016. - 342 с.
38. Шрыкова Г. В. «Родительский университет» как форма родительского просвещения и образования // Аллея науки. 2018. № 4. С. 145¬153.
39. Эффект от внедрения CRM-системы [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://salesap.ru/crm_sistemy_chto_eto (дата обращения: 02.06.2021).
40. Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия педагога с родителями (лицами, их заменяющими): учебное пособие для среднего профессионального образования / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под редакцией С. Н. Юревич. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Профессиональное образование). - [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://urait.ru/bcode/431513 (дата обращения: 22.04.2021).