Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИИ ЖАНРА ИНТЕРВЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

Работа №90423

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы51
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
260
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ЖАНРА ИНТЕРВЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ 6
1.1 Теоретические основы жанра интервью 6
1.2 Трансформация жанра интервью в современной российской журналистике 14
1.3 Коммуникативные тактики, стратегии и ходы проведения интервью.. 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ИНТРЕВЬЮЕРА Ю. ДУДЯ 24
2.1 Изучение приемов ведения интервью Ю. Дудя 24
2.2 Анализ стратегии кооперации и конфликта в интервью Дудя 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 45


Актуальность исследования обусловлена тем, что интервью занимает важное место в системе информационно-аналитических жанров и динамично применяется журналистами. Широкое распространение жанра обусловлено не только информационной функцией интервью, удобной вопросно-ответной формой подачей материала, но и возможностью получить дополнительную информацию о личности респондента, аспектах его жизни, образе мышления и т.д.
Жанровая особенность интервью позволяет сформировать или скорректировать позицию массового зрителя по отношению к герою. Использование на первом плане расположение к интервьюируемому, превратило интервью в один из наиболее актуальных жанров журналистики. Он, в свою очередь, претерпевает некоторые преобразования на фоне социально-политических и технических изменений, перемены потребительских предпочтений и роли интервьюера.
По традиции принято считать, что журналист выступает в роли посредника между зрителями и интервьюируемым. Его вмешательства в ответ собеседника излишни, а комментарии и высказывание собственного мнения – неуместны.
К задачам журналиста относятся: выбор участника интервью; диагностирование содержания диалога; определение тактики разговора; отбор запросов; формирование тона, в рамках которого будет проходить беседа; поддержка разумности диалога; установление раскрывшегося образа интервьюируемого.
Однако в нынешних интервью значение журналиста не ограничивается лишь координированием диалога: беседа, в большинстве случаев, зависит от совокупности норм образа действий ведущего.
Учитывая это, в актуальных анализах интервью акцент делается на речевое взаимодействие его участников, что способствует определению отличительных черт трансформации жанра.
От интервьюера необходима моментальная реакция и обязательная концентрация внимания. Ему стоит прослеживать образ мышления респондента, корректно объяснять его высказывания и способствовать поддержанию диалога в нужной направленности.
Для соблюдения всех этих частей необходим явный профессионализм журналиста, а в частности его способности использовать нужные навыки и следовать методологическим принципам интервьюирования, которые создавались и анализировались многими поколениями ученых. Подобная процедура развивается и до сих пор: появляются новые способы, а старые, которые сложно совместить с современным миром – исчезают. Техническое развитие тоже сыграло немалую роль, по отношению к жанру интервью. Особенности трансформации в жанре интервью в современной журналистике прослеживается в процессе ведения интервью Юрием Дудем. Подобный выбор обусловлен стабильным ростом аудитории YouTube-канала «вДудь» (на февраль 2022г. составляет более 9 млн. подписчиков), а также миллионными просмотрами материала (на данный момент количество просмотров свыше 1,5 млрд.).
Объект исследования: жанр интервью в современной журналистике.
Предмет – стратегии, тактики и ходы, используемые Ю. Дудя в рамках проведения интервью.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении особенностей трансформации жанра интервью Ю. Дудя.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы жанра интервью;
- перечислить особенности жанра интервью в современной российской журналистике;
- структурировать существующие знания в области коммуникативных стратегий, тактик и ходов проведения интервью, определить ключевые термины и параметры описания речевого материала;
- проанализировать выбор коммуникативных стратегий, тактик и ходов в проведении интервью Ю. Дудя;
- выявить основные изменения в жанре интервью на примере программы «вДудь».
Материалом исследования стали фрагменты интервью с журналистами А. Венедиктовым, Л. Парфеновым, В. Познером, К. Собчак, телеведущим Д. Киселевым, продюсером А. Роднянским, актерами М. Ефремовым, Д. Нагиевым, бизнесменом М. Ходорковским, дизайнером А. Лебедевым, кинокритиком А. Долиным, экономистом С. Гуриевым, писателем Д. Глуховским, музыкантами С. Шнуром и А. Моргенштерном и др., проведенные в период с 2017 по 2020 гг. Все интервью размещены на платформе YouTube.
Методологической основой выпускной квалификационной работы стали научные труды специалистов в области журналистики и речевой коммуникации.
Методы исследования: наблюдение, обобщение, анализ и синтез, классификация.
Новизна работы обусловлена структурированием существующего знания в области коммуникативных стратегий, тактик и ходов проведения, применяемых Юрием Дудем.
Теоретическая значимость заключается в подробном исследовании области коммуникативных стратегий, тактик и ходов проведения интервью.
Практическая значимость работы обусловлена перспективой применения результатов анализа, как в научной, так и в профессиональной практике журналистов


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ теоретической литературы по проблеме исследования выявил, интервью - это жанр, работая в котором журналист, используя определенную структуру вопросов способствует последовательному раскрытию темы, о которой ведется беседа с интервьюируемым. Классическое интервью включает в себя участие двух человек: интервьюера и респондента. Стоит выделить и третье лицо, которое наблюдает за всем процессом – это массовая аудитория. В России такой жанр, как интервью, был корректно сформирован ближе к середине ХХ века, однако он выделялся сухостью передачи информации, а его основной задачей являлся демонстрационный пример производственного результата.
Умение находить «общий язык» с собеседником - одна из главных задач журналиста. Существует два основных стиля интервьюирования — «мягкий» и «жесткий». Важную роль играет правильный подбор вопросов для собеседования. интервью представляет собой сложную форму дискурса, сочетающую подготовленный, спонтанный и вращающийся варианты его проведения.
Трансформация современного интервью выражается в изменении способов подачи информации, изменении языка и стиля медиатекстов, образовании различных полезных методов и способов выражения фактов и мнений, показателе привлечения аудитории, регулировании разговорной речи, а также внезапности диалога. Жанр интервью зависит и от изменений, происходивших в общественно-политической жизни общества. Нельзя забывать про то, что потребительский выбор всегда меняется, и это тоже является неотъемлемой частью трансформации интервью.
В практическую часть исследования были включены эпизоды интервью с различными медийными личностями разных поколений: от телеведущей А. Ивлеевой, до таких знаменитостей как В. Познер, Д. Нагиев и т.д. Подобный выбор материала способствует пониманию и анализу тех интервью, которые не были включены в работу.
Программа «вДудь» - это новый формат интервью. Отсутствие формальности, свободная речь и, в некотором роде, домашняя атмосфера, служат средством раскрытия персонажей. Во время монтажа применяется большая часть аудиовизуальных врезок, что делает интервью полноценным.
Сниженная, в частности бранная лексика и эксплицитная оценка собеседника и его действий – это намеренные приемы, которые являются своего рода протестом современного поколения против рамок и ограничения свободы выражений мнений. Тем не менее, такая дозволенность вызывает объективные опасения за лингвистическую экологию русского языка.
В кооперативном интервью ведущий выбирает тактику искренности и тактику повышения статуса коммуникативного партнер. В конфликтном интервью на первый план выходит тактика коммуникативного противостояния и тактика понижения статуса коммуникативного партнера.
Набор коммуникативных ходов также диаметрально противоположен: в кооперативном интервью это предложение развития темы относящейся к экспертной зоне, призыв к откровенности, комплимент, позитивная констатация и др.; в конфликтном интервью это непоследовательность в суждениях, осуждение, намек, выражение неприятия слов коммуникативного партнера, расхождение между мнением и действительностью, игнорирование и др.
В результате конфликтные интервью Ю. Дудя получаются агрессивными с ярко выраженной позицией ведущего. В некоторых случаях, Дудь теряет инициативу и дает собеседнику перейти на личности в качестве ответной реакции. Ю. Дудь часто задает неудобные вопросы напрямую, не ища обходных путей, нередко используя бранную лексику.Получается открытый спор, который нередко преобладает над основным содержанием интервью.
Главная цель ведущего заключается в презентации собеседника и самопрезентации. Ввиду этого можно говорить о перспективах дальнейшего развития и трансформации жанра интервью. Дудь раскрывает неизвестные стороны своих героев. Журналистский стиль Ю. Дудя отличают и приемы запроса и получения / выведывания информации: иллокутивное вынуждение аргументации («почему-вопросы»), уточняющие вопросы, переформулирование, ролевое моделирование отношений с собеседником. Коммуникативная тактика и стратегия введения интервью Ю. Дудя являются ярким образцом современной журналистики. Жанр интервью является востребованным медийным «продуктом», не только отражает особенности социальных коммуникаций, но и является мощным фактором формирования современной массовой культуры.



1. Баранов А. Н., Крейдлин Г. Е. Иллокутивное вынуждение в структуре диалога // Вопросы языкознания. 1992. № 2. С. 84–99.
2. Вахтель Н. М., Муртафа К. С. Речевое поведение современного интервьюера // Профессиональная риторика: проблемы и перспективы. Воронеж: ВГУ, 2001. С. 69–71.
3. Выровцева Е. В. Дискурсивная адаптация интервьюера как современная тенденция // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения: Сб. материалов Междунар. науч. форума: В 2 т. / Отв. ред. В. В. Васильева. СПб.: СПбГУ, 2019. С. 171–173.
4. Голанова, Е. И. Устный публичный диалог: жанр интервью / Е. И. Голанова // Русский язык конца ХХ столетия. – М.: Наука, 2002. – С. 427- 453.
5. Горячев А.А. Стратегии создания рекламного образа // Коммуникативные исследования 2009: Виды коммуникации. Обучение общению: Продолжающееся научное издание / Науч. ред. И. А. Стернин. – Воронеж: Истоки, 2010. –С.37.
6. Джандалиева Е. Ю. Портретное интервью как жанр речевого общения: некоторые особенности коммуникативного поведения участников (на материале немецкого языка) / Е. Ю. Джандалиева // Научный диалог: Филология. – 2012. – № 12– С. 86–101.
7. Доева З.У. Интервью как жанр журналистики // Журналистика ХХI века: исторический опыт и современное развитие: межвузовский сборник научных трудов. Владикавказ, 2015. - С.241-247.
8. Доренко С. Ничего не изменится до 2036 года. Да и после // Собеседник. 2018. № 35 (1721).
9. Ефанов А.А. «Хайпы» в современном поле медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2018. - №1. - С.63-69.
10. Зайченко А.Н. Специфика интервью в системе журналистских жанров //Via scientiarum - дорога знаний, 2015. - №1. – С.83-87.
11. Иванова И. В. Жанр интервью: формы бытования и языковые особенности: автореф. дис. …канд. филол. наук. Астрахань, 2009. – с.24.
12. Иванова И.В. Реализация жанра телевизионного интервью в коммуникативном поле современного языка СМИ // Гуманитарные исследования, 2009. - №1. – С.51-58.
13. Ильченко С. Н. Интервью в журналистике: Учеб. пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. 282 c.
14. Интервью с Алексеем Венедиктовым // YouTube-канал «вДудь». – 13.03.2018, режим доступа: https://liveam.tv/vdud-13-03-2018.html
15. Интервью с Константином Хабенским // YouTube-канал «вДудь». – 27.04.2018, режим доступа: https://liveam.tv/vdud-27-04-2018.html
16. Интервью с Ксенией Собчак // YouTube-канал «вДудь». – режим доступа: https://liveam.tv/vdud-sobchak.html
17. Интервью с Николаем Соболевым // YouTube-канал «вДудь». – режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=KiNrfjrpPNo&feature=youtu.be
18. Интервью с Слепаковым - о "Нашей Russia" и современной России / вДудь - YouTube https://www.youtube.com/watch?v=yP6VGTtRgMI
19. Интервью с Дмитрием Нагиевым - пенсии, Голос, стихотворение в Кремле / вДудь https://yandex.ru/video/preview/?text=интервью%20дюдя%20и%20нагиева&path=wizard&parent-reqid=1646309361030869-9179191354020283111-vla1-1620-vla-l7-balancer-8080-BAL-514&wiz_type=vital&filmId=15749912888342635631
20. Интервью с Познером - о цензуре, страхе и Путине / вДудь https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16378650267356783722&text
21. Исакова Т.Н. Функционирование жанра интервью на современном этапе // Система ценностей современного общества, 2009. - Вып.№ 5-2. – С.19-22.
22. Иссерс О. С. Грани «приличного / неприличного» в публичной коммуникации (на примере интервью Юрия Дудя) // Вежливость и антивежливость в языке и коммуникации: Материалы Междунар. науч. конф. / Отв. ред. И. А. Шаронов. М.: Политическая энциклопедия, 2018. С. 94–103.
23. Иссерс О. С. Стратегия речевой провокации в публичном диалоге // Русский язык в научном освещении. М.: Наука, 2009. Вып. 18. С. 92–104.
24. Иссерс О. С., Плотникова О. А. Провоцирующие речевые тактики в публичном интервью // Вопросы культуры речи / Отв. ред. А. Д. Шмелев. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. C. 334–340.
25. Каминская Т. Л. «Риторические утверждения» в интервью // СМИ в современном мире: Тез. науч.-практ. конф. СПб.: Факультет журналистики СПбГУ, 1999. С. 162–163.
26. Кантор Ю.З. Диалогический текст интервью в коммуникативном аспекте: (на материале современных российских газет: дис. ... канд. филол. наук / Ю.З. Кантор; С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 2001 – 191 с.
27. Карасик В. И. Речевое поведение и типы языковых личностей // Массовая культура на рубеже ХХ–ХХI веков: Человек и его дискурс: сборник науч. тр. / под ред. Ю. А. Сорокина, М. Р. Желтухиной / В. И. Карасик. – Москва: Азбуковник, 2003. – С. 24–46.
28. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. 1–е изд. / Ю. Н. Караулов. – Москва: «Наука», 1987. – 264 с.
29. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011. — 400 с.
30. Клюев Р.В. Речевая коммуникация. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 317 с.
31. Колесниченко А. Практическая журналистика: учеб пособие. М., 2008. – 192 с.
32. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. Учебное пособие. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2013. – 334 с.
33. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. – 272 с.
34. Котлярова Т.В. Речевые реакции коммуникантов в жанре интервью // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания : материалы XII Студенческой научно-практической конференции. Москва, РУДН, 24 апреля 2015 г. – Москва : РУДН, 2015.С. 88-90
35. Кошкарова Н.Н. Коммуникативные стратегии и тактики интервьюера и интервьюируемого в гармоничном дискурсе: специфика политического интервью // Ученые записки ЗабГГПУ. Серия: филология, история, востоковедение, 2010. - №3. - С.88-93.
36. Красноперова Ю.В. Дискурсивные стратегии участников интервью: атореф. на соиск. уч. степени канд. филол. наук. Иркутск, 2005. – 24 с.
37. Красноперова Ю.В. Интервью как речевой жанр интердискурсивного характера // Амурский научный вестник, 2007. – №2. - С.264-265.
38. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. Учебное пособие. – Москва, 2004. – 208 с.
39. Лазутина Г. В. Технология и методика журналистского творчества / Г. В. Лазутина. – Москва, 1988. – 190 с.
40. Ланских А. В. Речевое поведение участников реалити–шоу: коммуникативные стратегии и тактики: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.01 / А. В. Ланских. – Екатеринбург, 2008. – 24 с.
41. Лукина М. М. Технология интервью. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 191 с.
42. Майданова Л. М. Интервью // Культура русской речи: Энциклопедический словарь справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н.Ширяева и др. – Москва: Флинта: Наука, 2003. – С. 216–217.
43. Макаров М.Л. Основы теории дискурса / М.Л. Макаров. – Москва: Гнозис, 2003. – 280 с.
44. Максимова Н. В. «Чужая речь» как коммуникативная стратегия: Монография. — М.: Издательский центр РГГУ, 2005. — 317 с.
45. Марченко Т.В. Гармонизирующие речевые тактики (на материале жанра интервью) // Гуманитарные и юридические исследования, 2016. - №3. - С.243-244.
46. Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов / Т. В. Матвеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. –С.130.
47. Михайлова Ю.Н. Жанр интервью в современной коммуникативной практике// Россия между модернизацией и архаизацией: 1917– 2017 гг.: материалы XX Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета, 11– 12 апреля 2017 года : доклады / редкол. : Л. А. Закс и др. : в 2 т. – Т. 1. – Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2017. –С.469-473.
48. Мурашов А. А. Личность и речь: эпоха кризисов. М.: МПСИ, 2005. - 504 с.
49. Нестерюк Ю.В. Структура коммуникативной деятельности в интервью // Вестник СамГУ, 2015. - №1. – С.84-92.
50. Павлычева Е. Д. Характеристика особенностей понятия «речевой портрет» / Е. Д. Павлычева // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. – 2015. – № 6. – С. 110–115.
51. Пастухов А.Г. Академическое интервью: новое в жанре и формате (на материале рубрики «Интервью» в приложении к «Независимой газете» Ex libris-НГ) // Медиалингвистика, 2013. - №2. - С170-173.
52. Пичугин А.В., Смирнов В.Б. Беседа: разновидность интервью или самостоятельный жанр? // Вестник ВолГУ, 2005. – Вып.4. – С.118-121.
53. Плотникова С.Н. Неискренний дискурс (в когнитивном и структурнофункциональном аспектах) / С.Н. Плотникова. - Иркутск: ИГЛУ, 2000. - 244 с.
54. Подосокорский Н. Н. «Лицо с экрана». В чем секрет популярности ток-шоу «вДудь»? // Наука телевидения. 2018. № 14.3. С. 151–166.
55. Попова Т. И. Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте / Т.И. Попова. – Санкт-Петербург: Филолог. факультет СПГУ, 2002. – 220 с.
56. Рева Е.К. Значение жанра интервью в раскрытии образа респондента как носителя национальных культурных ценностей своего народа // Известия ВГПУ, 2012. №9– С.75-78.
57. Рюрикова С. Поймать пересмешника // STORY. 2018. № 3. С. 54–59.
58. Сандлер Л.Л. Коммуникативные схемы в интервью-конфронтации (на примере программы «Познер») // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции «Проблемы массовой коммуникации», 11- 13 мая 2017 г. - С.176-178.
59. Сахнова Е.Б. Жанр интервью и его модификации // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика, 2013. – Вып. 4. – С.98-103.
60. Сахнова Е.Б. Классификация видов интервью на основании различий в роли и речевом поведении интервьюера // Проблемы речевой коммуникации, 2014. – Вып.1. - С.145-156.
61. Степанов В. Н. Провокационный вопрос с точки зрения прагмалингвистики // Московский лингвистический журнал. 2003. Т. 6. № 2. C. 157–180.
62. Стрельникова М. А. Национальная специфика коммуникативного поведения российских и американских тележурналистов в процессе интервью // Лингвистика, лингводидактика, лингвокультурология: актуальные вопросы и перспективы развития: Материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 2018. С. 251–256.
63. Тепляшина А.Н. Методологические основы жанрообразования в массмедиа. – СПб., 1997.
64. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. М.: Аспект-Пресс, 2010. - 352 с.
65. Толковый словарь русского языка: В 4-х т. // Под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 1994.- Т.1.
66. Третьякова В. С. Речевой конфликт и гармонизация общения: дис. … дра филол. наук: 5. 10.02.01. Екатеринбург, 2003. - 301 с.
67. Тюпа В. И. Диалог согласия // Новый филологический вестник. — 2015 — Вып. №1.- С.7-16.
68. Халиуллин А.Г. Диалогическая природа жанра интервью в современной прессе // Вестник ТГГПУ, 2010. -№3. – С.175-178.
69. Хусаинова Н.Д. Динамика развития жанра интервью в региональной прессе // Сборник материалов XXVI Международной научнопрактической конференции "Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития", 2017. - С.38-39.
70. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 496 с.
71. Шалина И.В. Коммуникативно-речевая дисгармония: ее причины и виды / И.В. Шалина // Культурно-речевая ситуация в современной России. – Екатеринбург, 2000. – С.272–287.
72. Шапинская Е. Н. Массовая культура. Теории и практики. М.: Согласие, 2017. 386 с.
73. Шарапов Э.Х. Жанр интервью: видовая составляющая // Молодой ученый, 2017. - №12. - С.668-670
74. Шарапов Э.Х. Интервью: исторический и теоретический аспекты // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартов-ского государственного университета: сборник статей (г. Нижневартовск, 4–5 апреля 2017 года) / отв. ред. А.В. Коричко. Ч. 5. История. Документоведение. Филология. Лингвистика. Журналистика. Реклама. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. -С.390- 392.
75. Швец Е.В. Понятие интервью в современном медиапространстве // Научный Вестник Воронежского государственного архитектурностроительного университета, 2013. – Вып. 2. -С.159.
76. Шмакова Г.А. Стратегии конфронтации и сотрудничества в интервью в. Познера // Журналистский ежегодник, 2015. - №4. - С.192-197. С.192- 193.
77. Шостак М. Журналист и его произведение. М., 1998. – 96 с.
78. Штырева С. В. Прагмалингвистическая характеристика интервью (на материале французской прессы): автореферат диссертации … кандидата филологических наук / С. В. Штырева. – Москва, 2006. – 18 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ