ТРАНСФОРМАЦИИ ЖАНРА ИНТЕРВЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ЖАНРА ИНТЕРВЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ 6
1.1 Теоретические основы жанра интервью 6
1.2 Трансформация жанра интервью в современной российской журналистике 14
1.3 Коммуникативные тактики, стратегии и ходы проведения интервью.. 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ИНТРЕВЬЮЕРА Ю. ДУДЯ 24
2.1 Изучение приемов ведения интервью Ю. Дудя 24
2.2 Анализ стратегии кооперации и конфликта в интервью Дудя 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 45
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ ЖАНРА ИНТЕРВЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ 6
1.1 Теоретические основы жанра интервью 6
1.2 Трансформация жанра интервью в современной российской журналистике 14
1.3 Коммуникативные тактики, стратегии и ходы проведения интервью.. 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ИНТРЕВЬЮЕРА Ю. ДУДЯ 24
2.1 Изучение приемов ведения интервью Ю. Дудя 24
2.2 Анализ стратегии кооперации и конфликта в интервью Дудя 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 45
Актуальность исследования обусловлена тем, что интервью занимает важное место в системе информационно-аналитических жанров и динамично применяется журналистами. Широкое распространение жанра обусловлено не только информационной функцией интервью, удобной вопросно-ответной формой подачей материала, но и возможностью получить дополнительную информацию о личности респондента, аспектах его жизни, образе мышления и т.д.
Жанровая особенность интервью позволяет сформировать или скорректировать позицию массового зрителя по отношению к герою. Использование на первом плане расположение к интервьюируемому, превратило интервью в один из наиболее актуальных жанров журналистики. Он, в свою очередь, претерпевает некоторые преобразования на фоне социально-политических и технических изменений, перемены потребительских предпочтений и роли интервьюера.
По традиции принято считать, что журналист выступает в роли посредника между зрителями и интервьюируемым. Его вмешательства в ответ собеседника излишни, а комментарии и высказывание собственного мнения – неуместны.
К задачам журналиста относятся: выбор участника интервью; диагностирование содержания диалога; определение тактики разговора; отбор запросов; формирование тона, в рамках которого будет проходить беседа; поддержка разумности диалога; установление раскрывшегося образа интервьюируемого.
Однако в нынешних интервью значение журналиста не ограничивается лишь координированием диалога: беседа, в большинстве случаев, зависит от совокупности норм образа действий ведущего.
Учитывая это, в актуальных анализах интервью акцент делается на речевое взаимодействие его участников, что способствует определению отличительных черт трансформации жанра.
От интервьюера необходима моментальная реакция и обязательная концентрация внимания. Ему стоит прослеживать образ мышления респондента, корректно объяснять его высказывания и способствовать поддержанию диалога в нужной направленности.
Для соблюдения всех этих частей необходим явный профессионализм журналиста, а в частности его способности использовать нужные навыки и следовать методологическим принципам интервьюирования, которые создавались и анализировались многими поколениями ученых. Подобная процедура развивается и до сих пор: появляются новые способы, а старые, которые сложно совместить с современным миром – исчезают. Техническое развитие тоже сыграло немалую роль, по отношению к жанру интервью. Особенности трансформации в жанре интервью в современной журналистике прослеживается в процессе ведения интервью Юрием Дудем. Подобный выбор обусловлен стабильным ростом аудитории YouTube-канала «вДудь» (на февраль 2022г. составляет более 9 млн. подписчиков), а также миллионными просмотрами материала (на данный момент количество просмотров свыше 1,5 млрд.).
Объект исследования: жанр интервью в современной журналистике.
Предмет – стратегии, тактики и ходы, используемые Ю. Дудя в рамках проведения интервью.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении особенностей трансформации жанра интервью Ю. Дудя.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы жанра интервью;
- перечислить особенности жанра интервью в современной российской журналистике;
- структурировать существующие знания в области коммуникативных стратегий, тактик и ходов проведения интервью, определить ключевые термины и параметры описания речевого материала;
- проанализировать выбор коммуникативных стратегий, тактик и ходов в проведении интервью Ю. Дудя;
- выявить основные изменения в жанре интервью на примере программы «вДудь».
Материалом исследования стали фрагменты интервью с журналистами А. Венедиктовым, Л. Парфеновым, В. Познером, К. Собчак, телеведущим Д. Киселевым, продюсером А. Роднянским, актерами М. Ефремовым, Д. Нагиевым, бизнесменом М. Ходорковским, дизайнером А. Лебедевым, кинокритиком А. Долиным, экономистом С. Гуриевым, писателем Д. Глуховским, музыкантами С. Шнуром и А. Моргенштерном и др., проведенные в период с 2017 по 2020 гг. Все интервью размещены на платформе YouTube.
Методологической основой выпускной квалификационной работы стали научные труды специалистов в области журналистики и речевой коммуникации.
Методы исследования: наблюдение, обобщение, анализ и синтез, классификация.
Новизна работы обусловлена структурированием существующего знания в области коммуникативных стратегий, тактик и ходов проведения, применяемых Юрием Дудем.
Теоретическая значимость заключается в подробном исследовании области коммуникативных стратегий, тактик и ходов проведения интервью.
Практическая значимость работы обусловлена перспективой применения результатов анализа, как в научной, так и в профессиональной практике журналистов
Жанровая особенность интервью позволяет сформировать или скорректировать позицию массового зрителя по отношению к герою. Использование на первом плане расположение к интервьюируемому, превратило интервью в один из наиболее актуальных жанров журналистики. Он, в свою очередь, претерпевает некоторые преобразования на фоне социально-политических и технических изменений, перемены потребительских предпочтений и роли интервьюера.
По традиции принято считать, что журналист выступает в роли посредника между зрителями и интервьюируемым. Его вмешательства в ответ собеседника излишни, а комментарии и высказывание собственного мнения – неуместны.
К задачам журналиста относятся: выбор участника интервью; диагностирование содержания диалога; определение тактики разговора; отбор запросов; формирование тона, в рамках которого будет проходить беседа; поддержка разумности диалога; установление раскрывшегося образа интервьюируемого.
Однако в нынешних интервью значение журналиста не ограничивается лишь координированием диалога: беседа, в большинстве случаев, зависит от совокупности норм образа действий ведущего.
Учитывая это, в актуальных анализах интервью акцент делается на речевое взаимодействие его участников, что способствует определению отличительных черт трансформации жанра.
От интервьюера необходима моментальная реакция и обязательная концентрация внимания. Ему стоит прослеживать образ мышления респондента, корректно объяснять его высказывания и способствовать поддержанию диалога в нужной направленности.
Для соблюдения всех этих частей необходим явный профессионализм журналиста, а в частности его способности использовать нужные навыки и следовать методологическим принципам интервьюирования, которые создавались и анализировались многими поколениями ученых. Подобная процедура развивается и до сих пор: появляются новые способы, а старые, которые сложно совместить с современным миром – исчезают. Техническое развитие тоже сыграло немалую роль, по отношению к жанру интервью. Особенности трансформации в жанре интервью в современной журналистике прослеживается в процессе ведения интервью Юрием Дудем. Подобный выбор обусловлен стабильным ростом аудитории YouTube-канала «вДудь» (на февраль 2022г. составляет более 9 млн. подписчиков), а также миллионными просмотрами материала (на данный момент количество просмотров свыше 1,5 млрд.).
Объект исследования: жанр интервью в современной журналистике.
Предмет – стратегии, тактики и ходы, используемые Ю. Дудя в рамках проведения интервью.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении особенностей трансформации жанра интервью Ю. Дудя.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы жанра интервью;
- перечислить особенности жанра интервью в современной российской журналистике;
- структурировать существующие знания в области коммуникативных стратегий, тактик и ходов проведения интервью, определить ключевые термины и параметры описания речевого материала;
- проанализировать выбор коммуникативных стратегий, тактик и ходов в проведении интервью Ю. Дудя;
- выявить основные изменения в жанре интервью на примере программы «вДудь».
Материалом исследования стали фрагменты интервью с журналистами А. Венедиктовым, Л. Парфеновым, В. Познером, К. Собчак, телеведущим Д. Киселевым, продюсером А. Роднянским, актерами М. Ефремовым, Д. Нагиевым, бизнесменом М. Ходорковским, дизайнером А. Лебедевым, кинокритиком А. Долиным, экономистом С. Гуриевым, писателем Д. Глуховским, музыкантами С. Шнуром и А. Моргенштерном и др., проведенные в период с 2017 по 2020 гг. Все интервью размещены на платформе YouTube.
Методологической основой выпускной квалификационной работы стали научные труды специалистов в области журналистики и речевой коммуникации.
Методы исследования: наблюдение, обобщение, анализ и синтез, классификация.
Новизна работы обусловлена структурированием существующего знания в области коммуникативных стратегий, тактик и ходов проведения, применяемых Юрием Дудем.
Теоретическая значимость заключается в подробном исследовании области коммуникативных стратегий, тактик и ходов проведения интервью.
Практическая значимость работы обусловлена перспективой применения результатов анализа, как в научной, так и в профессиональной практике журналистов
Анализ теоретической литературы по проблеме исследования выявил, интервью - это жанр, работая в котором журналист, используя определенную структуру вопросов способствует последовательному раскрытию темы, о которой ведется беседа с интервьюируемым. Классическое интервью включает в себя участие двух человек: интервьюера и респондента. Стоит выделить и третье лицо, которое наблюдает за всем процессом – это массовая аудитория. В России такой жанр, как интервью, был корректно сформирован ближе к середине ХХ века, однако он выделялся сухостью передачи информации, а его основной задачей являлся демонстрационный пример производственного результата.
Умение находить «общий язык» с собеседником - одна из главных задач журналиста. Существует два основных стиля интервьюирования — «мягкий» и «жесткий». Важную роль играет правильный подбор вопросов для собеседования. интервью представляет собой сложную форму дискурса, сочетающую подготовленный, спонтанный и вращающийся варианты его проведения.
Трансформация современного интервью выражается в изменении способов подачи информации, изменении языка и стиля медиатекстов, образовании различных полезных методов и способов выражения фактов и мнений, показателе привлечения аудитории, регулировании разговорной речи, а также внезапности диалога. Жанр интервью зависит и от изменений, происходивших в общественно-политической жизни общества. Нельзя забывать про то, что потребительский выбор всегда меняется, и это тоже является неотъемлемой частью трансформации интервью.
В практическую часть исследования были включены эпизоды интервью с различными медийными личностями разных поколений: от телеведущей А. Ивлеевой, до таких знаменитостей как В. Познер, Д. Нагиев и т.д. Подобный выбор материала способствует пониманию и анализу тех интервью, которые не были включены в работу.
Программа «вДудь» - это новый формат интервью. Отсутствие формальности, свободная речь и, в некотором роде, домашняя атмосфера, служат средством раскрытия персонажей. Во время монтажа применяется большая часть аудиовизуальных врезок, что делает интервью полноценным.
Сниженная, в частности бранная лексика и эксплицитная оценка собеседника и его действий – это намеренные приемы, которые являются своего рода протестом современного поколения против рамок и ограничения свободы выражений мнений. Тем не менее, такая дозволенность вызывает объективные опасения за лингвистическую экологию русского языка.
В кооперативном интервью ведущий выбирает тактику искренности и тактику повышения статуса коммуникативного партнер. В конфликтном интервью на первый план выходит тактика коммуникативного противостояния и тактика понижения статуса коммуникативного партнера.
Набор коммуникативных ходов также диаметрально противоположен: в кооперативном интервью это предложение развития темы относящейся к экспертной зоне, призыв к откровенности, комплимент, позитивная констатация и др.; в конфликтном интервью это непоследовательность в суждениях, осуждение, намек, выражение неприятия слов коммуникативного партнера, расхождение между мнением и действительностью, игнорирование и др.
В результате конфликтные интервью Ю. Дудя получаются агрессивными с ярко выраженной позицией ведущего. В некоторых случаях, Дудь теряет инициативу и дает собеседнику перейти на личности в качестве ответной реакции. Ю. Дудь часто задает неудобные вопросы напрямую, не ища обходных путей, нередко используя бранную лексику.Получается открытый спор, который нередко преобладает над основным содержанием интервью.
Главная цель ведущего заключается в презентации собеседника и самопрезентации. Ввиду этого можно говорить о перспективах дальнейшего развития и трансформации жанра интервью. Дудь раскрывает неизвестные стороны своих героев. Журналистский стиль Ю. Дудя отличают и приемы запроса и получения / выведывания информации: иллокутивное вынуждение аргументации («почему-вопросы»), уточняющие вопросы, переформулирование, ролевое моделирование отношений с собеседником. Коммуникативная тактика и стратегия введения интервью Ю. Дудя являются ярким образцом современной журналистики. Жанр интервью является востребованным медийным «продуктом», не только отражает особенности социальных коммуникаций, но и является мощным фактором формирования современной массовой культуры.
Умение находить «общий язык» с собеседником - одна из главных задач журналиста. Существует два основных стиля интервьюирования — «мягкий» и «жесткий». Важную роль играет правильный подбор вопросов для собеседования. интервью представляет собой сложную форму дискурса, сочетающую подготовленный, спонтанный и вращающийся варианты его проведения.
Трансформация современного интервью выражается в изменении способов подачи информации, изменении языка и стиля медиатекстов, образовании различных полезных методов и способов выражения фактов и мнений, показателе привлечения аудитории, регулировании разговорной речи, а также внезапности диалога. Жанр интервью зависит и от изменений, происходивших в общественно-политической жизни общества. Нельзя забывать про то, что потребительский выбор всегда меняется, и это тоже является неотъемлемой частью трансформации интервью.
В практическую часть исследования были включены эпизоды интервью с различными медийными личностями разных поколений: от телеведущей А. Ивлеевой, до таких знаменитостей как В. Познер, Д. Нагиев и т.д. Подобный выбор материала способствует пониманию и анализу тех интервью, которые не были включены в работу.
Программа «вДудь» - это новый формат интервью. Отсутствие формальности, свободная речь и, в некотором роде, домашняя атмосфера, служат средством раскрытия персонажей. Во время монтажа применяется большая часть аудиовизуальных врезок, что делает интервью полноценным.
Сниженная, в частности бранная лексика и эксплицитная оценка собеседника и его действий – это намеренные приемы, которые являются своего рода протестом современного поколения против рамок и ограничения свободы выражений мнений. Тем не менее, такая дозволенность вызывает объективные опасения за лингвистическую экологию русского языка.
В кооперативном интервью ведущий выбирает тактику искренности и тактику повышения статуса коммуникативного партнер. В конфликтном интервью на первый план выходит тактика коммуникативного противостояния и тактика понижения статуса коммуникативного партнера.
Набор коммуникативных ходов также диаметрально противоположен: в кооперативном интервью это предложение развития темы относящейся к экспертной зоне, призыв к откровенности, комплимент, позитивная констатация и др.; в конфликтном интервью это непоследовательность в суждениях, осуждение, намек, выражение неприятия слов коммуникативного партнера, расхождение между мнением и действительностью, игнорирование и др.
В результате конфликтные интервью Ю. Дудя получаются агрессивными с ярко выраженной позицией ведущего. В некоторых случаях, Дудь теряет инициативу и дает собеседнику перейти на личности в качестве ответной реакции. Ю. Дудь часто задает неудобные вопросы напрямую, не ища обходных путей, нередко используя бранную лексику.Получается открытый спор, который нередко преобладает над основным содержанием интервью.
Главная цель ведущего заключается в презентации собеседника и самопрезентации. Ввиду этого можно говорить о перспективах дальнейшего развития и трансформации жанра интервью. Дудь раскрывает неизвестные стороны своих героев. Журналистский стиль Ю. Дудя отличают и приемы запроса и получения / выведывания информации: иллокутивное вынуждение аргументации («почему-вопросы»), уточняющие вопросы, переформулирование, ролевое моделирование отношений с собеседником. Коммуникативная тактика и стратегия введения интервью Ю. Дудя являются ярким образцом современной журналистики. Жанр интервью является востребованным медийным «продуктом», не только отражает особенности социальных коммуникаций, но и является мощным фактором формирования современной массовой культуры.
Подобные работы
- Трансформация жанра интервью в современной отечественной журналистике на материале интервью В. Познера и Ю. Дудя
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Трансформация жанра интервью в массмедийном пространстве (на примере творчества Ларри Кинга и Юрия Дудя)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - ПОРТРЕТНОЕ ИНТЕРВЬЮ: ТЕХНОЛОГИИ ОТРАЖЕНИЯ
ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЯ ЖУРНАЛИСТОМ
(НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕПРОГРАММЫ ЮЛИИ МЕНЬШОВОЙ
«НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ» (ПЕРВЫЙ КАНАЛ))
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВИДЕОИНТЕРВЬЮ В ИНТЕРНЕТЕ (НА ПРИМЕРЕ ВИДЕОБЛОГА Ю. ДУДЯ)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2019 - Трансформация жанра «гостевого» интервью на примере материала
«Пока все дома» и «Вписка»
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Жанр репортажа в современных печатных СМИ ( на материалах работ
Д.В. Соколова-Митрича)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Интервью со спортивной «звездой»: прагматический и психологический аспекты
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Жанр интервью в новых медиа: особенности функционирования (Московский Гуманитарный Университет)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Сторителлинг как тренд современной журналистики
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025



