ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЭВЕЛ-
ЖУРНАЛИСТИКИ В СИСТЕМЕ НОВЫХ МЕДИА 6
1.1. Понятие трэвел-журналистики 6
1.2. Возникновение и история развития трэвел-журналистики 12
1.3. Жанровая специфика трэвел-журналистики 22
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ В
РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ МЕДИА ПРОСТРАНСТВЕ 32
2.1. Трэвел-журналистика в практике современного телевидения 32
2.2. Трэвел-журналистика в Интернет-СМИ 40
2.3. Тенденции и перспективы развития трэвел-журналистики 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
Актуальность выпускной квалификационной работы
Журналистика путешествий, или трэвел-журналистика является популярным направлением журналистики в современных средствах массовой информации - причём как традиционных (например, многочисленные телевизионные передачи о путешествиях), так и в новых медиа. Это обусловлено рядом факторов, среди которых можно выделить, например, выигрышное смысловое наполнение контента, совмещение отчетливо выраженной развлекательной и просветительской журналистских функций, а также междисциплинарную направленность контента (журналисты освещают сразу несколько тематик в своих материалах — географическую, культурологическую, философскую, историческую, экономическую и др.).
Современные исследователи медиа и массовых коммуникаций отчасти обеспокоены излишней коммерциализацией журналистики и общества в целом, под чем мы подразумеваем стремление медиаменеджеров угождать низменным потребностям аудитории ради высоких долей и рейтингов, что обязательно ведет к снижению качества контента, его ориентированности на педалирование темами убийств, эротики и проч. Частичный выход из данной проблемы можно найти в трэвел-журналистике, поскольку потребность в познании заложена в природе человека, а узнавание новых фактов и мнений о других странах, которые могут стать целью путешествий (опять же вложения денег), совмещает приятное, качественное и полезное.
Трэвел-журналистика является международным явлением и играет важную роль в межкультурном процессе как глобализации, так и глокализации, поскольку журналистика путешествий знакомит жителей одной страны с традициями, историей, образом мышления и частично языком другой страны, тем самым приобщая телезрителей к другой культуре — с одной стороны, и, с другой стороны, трэвел-журналистика способствует утверждению и более осмысленному принятию традиций собственного народа и культуры. Именно поэтому данное исследование является актуальным и значимым.
Проблема исследования. В век развития современных технологий чрезвычайную популярность приобрела индивидуальная журналистика и блогерство, которые активно распространены в Глобальной сети. Научная проблема данного исследования обусловлена противоречием, возникающим при попытках изучения специфики жанровых аспектов журналистского и блогерского контента на тему путешествий.
Степень изученности проблемы. В целом данная проблема является не достаточно изученной отечественными исследователями, особенно в контексте трэвел-журналистики в пространстве новых медиа. Теоретическая и методологическая база данной выпускной квалификационной работы представлена работами таких исследователей журналистики, социологии, истории и массовых коммуникаций, как Вартанова Е. Л., Вихорева Л. Г., Волкова Н. В., Гусева Л. А., Бабенко В. А., Быкова Ю. Н., Галечко-Лопатина В. Д., Гегелова Н. С., Евсюкова Т. В., Гермашева Т. М., Ефанов А. А., Карпенко И. И., Съедин В. И., Карпенко И. И., Съедин В. И., Кривцов Н. В., Кузнецов Г.
B. , Цвик В. Л., Лукина М. М., Муха А. В., Федосеева Н. И., Паниковская М. А., Показаньева И. В., Пьянзина И. В., Цапюк Н. В., Ревенко А. А., Сумская А.
C. , Штейман М. С., Покачалова А. В. и др.
Объектом работы стали телепрограммы о путешествиях — «330: По странам и континентам», «Жизнь других с Жанной Бадоевой», «Орел и Решка», а также трэвел-блоги «Своим Ходом», «Мама на море», «Это не загуглишь» и «Антон Птушкин».
Предмет — специфика функционирования трэвел-журналистики в ситуации новых медиа.
Методами исследования являются:
• анализ документов;
• качественный контент-анализ;
• описание;
• сравнительный анализ;
• систематизация полученных данных.
Цель выпускной квалификационной работы — исследовать особенности трэвел-журналистики в современном медиапространстве.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
• дать определение понятию трэвел-журналистики;
• изучить историю становления и развития трэвел-журналистики;
• рассмотреть жанровую специфику трэвел-журналистики;
• охарактеризовать трэвел-журналистику в практике современного телевидения;
• проанализировать и сформулировать особенности трэвел-
журналистики в онлайн-среде;
• обозначить тенденции и перспективы развития трэвел-журналистики.
Теоретическая значимость исследования. Поскольку в данном исследовании рассматривается деятельность трэвел-журналистов и трэвел- блогеров и их роль в современном информационном пространстве, результаты данной выпускной квалификационной работы могут быть полезны для дальнейшего и более глубокого и детализированного анализа специфики журналистики путешествий в условиях внедрения информационных технологий и трансформации целевой аудитории. Результаты исследования могут быть интересны для широкого круга представителей научного сообщества - исследователей журналистики, массовой коммуникации и связей с общественностью, социологии, географии, психологии и др.
Практическая значимость работы заключается в обзоре особенностей функционирования современной трэвел-журналистики и решений трэвел- журналистов и трэвел-блогеров для активизации собственной деятельности в условиях рыночных отношений и стремительного развития информационных технологий, которые прямым образом оказывают воздействие на медиасистему в целом и работу в сфере журналистики путешествий в частности. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования работы профессиональных трэвел-журналистов.
Структура ВКР представлена введением, описывающим актуальность исследования, двумя главами, разделенными на параграфы, в которых анализируются тенденции и перспективы развития трэвел-журналистики и исследуются особенности трэвел-журналистики в ситуации новых медиа, заключением, подводящим итоги и формулирующим основные результаты работы, а также списком использованной литературы.
Объем работы — 68 страниц.
Исследование современной трэвел-журналистики представляет научный интерес вследствие значительной популярности данного направления журналистики, в том числе среди молодой аудитории, которая в целом значительно меньше смотрит телевизионный контент, чем зрители средней и старшей возрастной категории, которую специалисты обозначают как 55+. Телевизионная журналистика путешествий выполняет двойную роль: с одной стороны, она направлена на развлечение телезрителя и воздействие на его эмоции, с другой стороны, в значительной степени трэвел-журналистика несет в себе просветительскую функцию, просвещая свою аудиторию в таких сферах, как история, география, культура, искусство, туризм, этика, философия и т. д.
Так, в ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы была достигнута ее цель — а именно исследованы особенности трэвел- журналистики в современном медиапространстве. Для этого было дано определение понятию трэвел-журналистики, была изучена история становления и развития трэвел-журналистики, рассмотрена жанровая специфика трэвел-журналистики, была охарактеризована трэвел- журналистика в практике современного телевидения, были проанализированы и сформулированы особенности трэвел-журналистики в онлайн-среде, наконец, были обозначены основные тенденции и перспективы развития трэвел-журналистики.
Данные результаты привели автора к следующим выводам исследования.
Во-первых, современное телепотребление является нелинейным, что означает свободу телезрителя при выборе времени, места и экрана для просмотра контента. В связи с этим становится актуальным и значимым изучение телепотребления на разных платформах — классическом телеэкране, десктопе, экране планшета и смартфона. Еще одной тенденцией является сращивание телевидения и Интернета как единого поставщика аудиовизуального контента, к которому относится в том числе аудиовизуальная трэвел-журналистика.
Во-вторых, важнейшими ролями трэвел-журналистики и трэвел- блогосферы являются практическая и обслуживающая роль. Под этим понимается нацеленность публикаций и телепередач о путешествиях на удовлетворение прагматических запросов читателя или зрителя: такие материалы помогают выяснить, где и как забронировать номер в гостинице по более низкой цене, выбрать наиболее доступный трансфер, заведение общественного питания и др. Под обслуживающей ролью имеется в виду стремление трэвел-СМИ взаимодействовать с индустрией путешествий, что создает условия для взаимовыгодного сотрудничества: с одной стороны, журналисты бесплатно, экономя деньги редакции, могут попасть в дорогие (или дешевые, в зависимости от целевой аудитории средства массовой информации и конкретной телепередачи) отели, магазины, рестораны, музеи, галереи и др., с другой стороны, данные заведения устраивают себе саморекламу.
Тенденция коммерциализации трэвел-журналистики не приветствуется медиаисследователями (об этом, например, пишет В. А. Бабенко). Основными функциями журналистики путешествий являются просветительская, развлекательная, рекламно-справочная, культуроформирующая, а также функция убеждения.
В-третьих, основными характерными чертами образа трэвел- журналиста является его похожесть на блогера, которая проявляется в мобильности трэвел-журналиста и умении вести съемку объектов самостоятельно. Образ трэвел-журналистов соответствует образу «своего» для зрителя телепередачи. Трэвел-журналисты одеваются и разговаривают как «обычные» люди, им характерны популярные в сегодняшнем обществе предметы одежды (например, кроссовки марки New Balance) и прически (у мужчин выбритые виски, у женщин — распущенные волосы). Часто трэвел- журналистами в современных телевизионных трэвел-передачах являются люди, не имеющие журналистского образования и подготовки. Эта черта подтверждается биографией почти всех ведущих программы «Орел и Решка», а также прошлым Жанны Бадоевой, которая является украинской актрисой. Так, трэвел-журналисты отчасти маскируются под трэвел-блогеров и наоборот (можно заметить, что четкая граница между данными понятиями стирается: блогеры становится более профессиональными, а журналисты пытаются выглядеть более «простыми» и близкими к своей аудитории).
В-четвертых, важно отметить, что основными методами работы трэвел- журналистов являются интервью, а также выступление в кадре. Умелое интервьюирование характеризует трэвел-журналистов как коммуникабельных людей, способных находить подход к людям, а также приближает непрофессионалов к группе профессиональных, имеющих журналистское образование ведущих программ о путешествиях. Запоминающееся выступление трэвел-журналистов в кадре часто задает эмоциональный тон телепередачам о путешествиях и привлекает зрителей к экрану (неважно, к какому из четырех — телевизора, компьютера, планшета или смартфона).
В-пятых, характерными чертами современного трэвел-журналиста и трэвел-блогера являются харизматичность, уверенность в себе, умение брать интервью и налаживать контакт с героями программы и зрителями, умение работать на камеру и вести себя в кадре, наличие запоминающейся речи (часто допускаются отклонения от норм русского языка, а также характерный украинский акцент), а также способность выступать не только в роли журналиста-ведущего, но и актера, который что-либо продает, например, средство от простуды (словно в рекламном ролике). Это в очередной раз подчеркивает такую достаточно негативную особенность современной мировой трэвел-журналистики, как коммерциализация и ориентация на обслуживание индустрии путешествий.
Также важной является такая особенность современной трэвел- журналистики и трэвел-блогосферы, как персонифицированность. Более популярными блогерами являются те, кто делится с подписчиками деталями своей частной жизни, тем самым вовлекая представителей аудитории в свою жизнь, заинтересовывая их «сериалом» под названием жизнь.
В-шестых, с точки зрения телевизионных трэвел-программ (таких, как «330: По странам и континентам», «Жизнь других с Жанной Бадоевой», «Орел и Решка») тенденции и перспективы развития трэвел-журналистики заключаются в применении красивых съемочных кадров, привлечении «звездных» ведущих, наличии сценария и выстроенной драматургии трэвел- передач, документальности и репортажности съемок, а также высокой степени ориентированности на зрителя и стремлении «угодить» его ожиданиям.
В-седьмых, блоги, которые ведут люди с журналистским образованием («Это не загуглишь»), в целом остаются наследниками классической журналистики с перепроверкой фактов и использованием только надежных источников информации, хотя исследователи в последнее время подвергают сомнению данный факт, обвиняя блогосферу в низком качестве контента. Значительное увеличение цифровой информации в медиапространстве влечет за собой тенденцию к вариативности форм и видов потребления контента читателями и зрителями. Вероятно, данный факт является одним из главных для возможности установить такую тенденцию, как популярность трэвел- блогов в среде новых медиа.
Данная работа представляет собой начало исследования особенностей трэвел-журналистики в ситуации новых медиа, и предполагает продолжение исследования.
1. Браславец Л. А. Социальные сети как СМИ: к постановке проблемы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 1. С. 125-132.
2. Булаева М. Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат // Журналистский ежегодник. 2015. №4. С. 121-124.
3. Бабенко В. А. Эволюция жанра путевой очерк в документальной телепублицистике // МНИЖ. 2018. №1-4. С. 94-99.
4. Быкова Ю. Н. Образ журналиста: эволюция восприятия в новейшее время // Вестник ЧелГУ. 2010. №7. С. 5-7.
5. Бен Кокинг. «Itravel: конкурирующие формы написания путевых заметок в печатной и пользовательской журналистике» // Журналистика путешествий и СМИ о путешествиях. 2020 г. С. 53-76 [Электронный ресурс] Режим доступа:
https: //www.palgrave. com/gp/book/9781137599070#aboutBook
6. Беккер И. Л. Социальный, культурный и духовсный смысл путешествия как способа самопознания и бытия человека // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. 2009.
7. Вартанова Е. Л. Теория медиа: отечественный дискурс М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019. 224 с.
8. Вихорева Л. Г. Информационный потенциал аудитории трэвел- СМИ в Интернете // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. №4. С. 448-455.
9. Волкова Н.В., Гусева Л.А. Массовая коммуникация как зеркало политических и культурных ценностей общества // Научное обозрение. Реферативный журнал. 2014. №1. С. 79-91.
10. Галечко-Лопатина В. Д. Трэвел-журналистика: роль и функции // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2019. №2 (35). С. 35-42.
11. Гегелова Н. С. Трэвел-журналистика на российском телевидении // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2016. №2. С. 128-134.
12. Гладкова А. А. СМИ в контексте реализации государственной национальной политики Российской Федерации // Вестник ВУиТ. 2019. №1. С. 175-184.
13. Гладкова А. А., Гарифуллина В. З., Рагнедда М. Модель трёх уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничен ия (на примере исследования Республики Татарстан) // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика 2019. № 4. С. 41-72.
14. Глазунова И. В. Особенности отражения трэвел-контента в социальных медиа (на примере Instagram) Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2016» / Отв. Ред. И. А. Алешковский, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов. [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2016. 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM)^ 12 см.
15. Евсюкова Т. В., Гермашева Т. М. Основные подходы к определению понятий «Блог» и «Блогосфера» в лингвистике // Гуманитарные, социально - экономические и общественные науки. 2015. №11-2С. 234-239
16. Ефанов А. А. Падение доверия к телевидению: социологический взгляд на проблему // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2018. №2. [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/nZpadenie-doveriya-k-televideniyu- sotsiologicheskiy-vzglyad-na-problemu (дата обращения: 19.04.2021).
17. Засурский Я. Н. СМИ вступают в эпоху мобильной коммуникации, в сб. К мобильному обществу: утопии и реальность / под ред. Я.Н.Засурского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. 304 с
18. Кривцов Н. В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. №3. С. 347365.
19. Как мир переходит на цифровое телевидение. ТАСС. 3.12.2018. [Электронный источник] Режим доступа: https://tass.ru/info/5865100 (дата обращения: 18.04.2021).
20. Каратеев А. Ю. Демократия и цифровое неравенство // Русская политология. 2018 №4. С. 39-47.
21. Карпенко И. И., Съедин В. И. Экстремальная трэвел-журналистика. К определению понятия // Вопросы журналистики, педагогики, языкозна ния. 2018. №3. С. 463-470.
22. Кожемякин Е. А., Попов А. А. Блоги как средство журналистской коммуникации // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2012. №6 (125). С. 148-155.
23. Козырь Н. С., Блоха Е. Н. Рынок периодической печати в России: состояние и перспективы развития // Региональная экономика: теория и практика. 2015. №28 (403). С. 40-54.
24. Колесниченко А. В. Востребованность жанров журналистских текстов в онлайновых СМИ // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2018. №1. С. 26-42.
25. Коханая О. Е. Феномен конвергентной журналистики в
медиакоммуникационном пространстве // Социально-гуманитарные
знания. 2019. №8. С. 63-76.
26. Кручинин И.Н. Процесс глобализации: проблема неравества в глобализации // Хроноэкономика. 2019. №5 (18). С. 64-70.
27. Кузнецов Г. В., Цвик В.Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика: учеб. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Моск. Ун-та, Наука, 2005. 346 с.
28. Кулямин В. В. Информационная революция // Большая российская энциклопедия. [Электронный источник] Режим доступа: https://bigenc.ru/technology_and_technique/text/2015889 (дата обращения: 07.04.2021).
29. Кривцов Н. В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Том 6. № 3. C. 347-365. [ Электронный ресурс ] Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/trevel-zhurnalistika-spetsifika-napravleniya-i- ego-problemy/viewer
30. Копачан Я.Г. Журналы-травелоги в системе специализированной периодики России: историко-типологический аспект // Культура. Духовность. Общество, 2013. No8. С.31-35.
31. Карякина К. А., Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента / Выпуск No1, 2010 [Электронный ресурс]. URL:http://www.mediascope.ru/node/524 ( дата обр ащения: 20.02.2016).
32. Лукина М. М. Технология интервью: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., доп. М.: Аспект Пресс, 2012. 302 с.
33. Максимов А. М. Общение: в поисках общего. СПб.: Питер, 2013. 314 с.
34. Медиасистема России: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2019. 384 с.
35. Муха А. В., Федосеева Н. И. Содержательная и жанровая специфика трэвел-журналистики в зависимости от видов СМИ // Огарёв- Online. 2015. №19. [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhatelnaya-i-zhanrovaya- spetsifika- trevel-zhurnalistiki-v-zavisimosti-ot-vidov-smi (дата обращения: 06.04.2021).
36. Майга А. А. Литературный травелог: специфика жанра //Филология и культура. Philology and culture, 2014. No 3. С. 254-259.
37. Несмелова О.О. Новый журнализм: теоретические принципы и иххудожественное воплощение // О. О. Несмелова, Ж. Г. Коновалова. Учен. Зап. Казан. Ун-та. 2011. №2. С. 245-258. (Серия «Гуманитарные науки»).
38. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. OCR Конник М.В. Проверка, коррекция и форматирование Трушкин С. А. Издательство «Азъ», 1992. [Электронный ресурс]. URL:http://ozhegov.info/slovar/ (дата обращения: 19.04.2016).
39. Показаньева И.В. Теоретическое осмысление основ трэвел- блогинга. Функциональные отличия трэвел-блогера и трэвел-журналиста // Universum: филология и искусствоведение. 2015. No3-4
40. Паниковская М. А. Специфика трэвел-журналистики в блогосфере // Медиасреда. 2016. №11. С. 85-92.
41. Патюкова Р. В. Сопоставительный анализ понятий публичной и политической коммуникации // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 34. Филология. Искусствоведение. Вып. 36. С. 6472.
42. Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства // Медиаскоп. Вып. №3, 2013. [Электронный источник] Режим доступа:
https: //www. researchgate. net/publication/299330974_Problemnoe_pole_trevel -zurnalistiki_kak_avlenia_sovremennogo_mediaprostranstva (дата обращения: 06.04.2021).
43. Показаньева И. В. Теоретическое осмысление основ трэвел-
блогинга. Функциональные отличия трэвел-блогера и трэвел-журналиста // Universum: филология и искусствоведение. 2015. №3-4 (17). [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskoe-osmyslenie-osnov-trevel- bloginga-funktsionalnye-otlichiya-trevel-blogera-i-trevel-zhumalista (дата
обращения: 11.04.2021).
44. Полынов В. А. Информационные агентства в сетевом пространстве: системные характеристики // Социально-гуманитарные знания. 2018. №8. С. 128-141.
45. Прутцков Г. В. История зарубежной журналистики, 1929-2013: учебное пособие для студентов вузов / Г. В. Прутцков ; под ред. Я. Н. Засурского. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Аспект Пресс. 431 с.
46. Пьянзина И. В., Цапюк Н. В. Особенности создания картины мира в передаче «Орел и решка» телеканала «Пятница!» // Огарёв-Online. 2018. №3 (108). С. 1-5.
47. Редькина Т. Ю. Трэвел-медиатекст : способы и приемы речепорождения: учеб.-метод. пособие. Спб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и масс. Коммуникаций, 2013. 74 с.
48. Редькина Т. Ю. Социальная миссия трэвел-журналистики // Социальная журналистика как общественная деятельность: опыт и научные исследования в России, США и странах Северной Европы : матер. международного семинара (17-18 марта 2014 года) [Текст] / Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т; Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2014. 126 с.
49. Ревенко А. А. Предпосылки возникновения и этапы становления печатных изданий о путешествиях // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2016. №6. С. 7-19.
50. Соколов А. В., Чуркин Е. Ю. Использование интернет-ресурсов в реализации проектов инициативного бюджетирования в ярославской области // Сб. науч. ст. Под общ. ред. А. В. Соколова, А. А. Власовой. Ярославль: Общество с ограниченной ответственностью «Аверс Плюс»,
2018. С. 54-60.
51. Соломатин Д. Д., Соловьев В. А. Блогинг как катализатор журналистики в медиасистеме России // Вестник науки и образования.
2019. №14-1 (68). С. 91-99.
52. Сумская А. С. Моделирование типажей телеведущих при продюсировании форматных проектов // Вестник ЧелГУ. 2018. №1 (411).
53. Скибина О. М. Путевой очерк: синкретизм жанра (на примере русской публицистики XIX века) // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. № 4. С. 88-97.
54. Соколова М. В. Генезис туризма в истории мировой цивилизации и их интерактивность. М.: Изд-во МПГУ, 2002. 399 с.
55. Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. Федеральное агентство по печати и массов ым коммуникациям, М.: 2020. 103 с.
56. Фролова А. С. Влияние новых медиа на трансформацию коммуникативных практик врачей в условиях медиатизации социума // Гуманитарий Юга России. 2018. Том 7. № 6. С. 185-199. [Электронный источник] Режим доступа : https://doi.Org/10.23683/2227-8656.2018.6.17
57. Хлебникова Н. В. Гражданская журналистика:
к истории становления термина // Медиаскоп. 2011. №3. [Электронный источник] Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/896 (дата обращения: 20.04.2021).
58. Чаплыгина А. О. Особенности трансформации традиционных информационных жанров журналистики в федеральных интернет-СМИ // Медиасреда. 2017. №12. С. 302-307.
59. Штейман М. С., Покачалова А. В. Тенденции развития и функционирования трэвел-журналистики в информационном поле российских СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. №1. С.129-146.
60. Hanitzsch, T., Hanusch, F. Travel journalism: exploring production, impact and culture / Palgrave Macmillan; 2014. 274 p.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА
1. Аудитория «Яндекс.Дзена» выросла с 35 млн до 60,4 млн пользователей в месяц за год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vc.ru/media/96199-auditoriya-yandeks-dzena-vyrosla-s-35-mln-do-60- 4-mln-polzovateley-v-mesyac-za-god (дата обращения: 19.04.2021).
2. Антон Птушкин // YouTube [Электронный источник] Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UClI9aidW3X044NeB4QS-yxw (дата обращения: 19.04.2021).
3. В июле на Яндекс.Дзен я заработала 211 000 рублей // Ника на море. Инстаграм [Электронный источник] Режим доступа: https:// www.instagram.com/p/CDtlmSPpyce/ (дата обращения: 18.04.2021).
4. «Вокруг света» [Электронный источник] Режим доступа: https://www.vokrugsveta.ru (дата обращения: 19.04.2021).
5. В Турции продукты сильно подрожали. Закупаемся на отдыхе // Мама на море [Электронный источник] Режим доступа:
https://zen. yandex. ru/media/mama_na_more/v-turcii-produkty-silno-podroj ali- zakupaemsia-na-otdyhe-606ccf7299a80f771d550fde (дата обращения: 19.04.2021).
6. Жизнь других с Жанной Бадоевой // Первый канал. [Электронный источник] Режим доступа: https:// www.1tv.ru/shows/zhizn- drugih/vypuski (дата обращения: 10.04.2021.
7. Жизнь других с Жанной Бадоевой // Ютуб [Электронный источник] Режим доступа: https:// www.youtube.com/channel/UCFGE3BS7 0DY3bpENODw3Ftg (дата обращения: 19.04.2021 )
8. И все-таки Турцию закрыли! Повезло тем, кто сегодня успел прилететь // Мама на море [Электронный источник] Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/mama_na_more/i-vsetaki-turciiu-zakryli-povezlo- 1:еш-к1:о-зедо4ша-изре1-рп1е1:е1-60747ееС3Ь8С083П29С9428 (дата обращения: 19.04.2021).
9. Как мы поужинали в московском ресторане на 20.000 рублей // Это не загуглишь [Электронный источник] Режим доступа: ййрз:///еп.уапСех.ги/теС1а/пе/адоод11зЬ/как-ту-рои]та11-у-шозкоузкош- гез1огапе-па-20000-гиЬ1е1-600975421:с8П0291:7398ЬеГ (дата обращения: 19.04.2021).
10. Летаю меньше чем за 1000₽: как экономлю с милями 87 ЛнИпез
// Это не загуглишь [Электронный источник] Режим доступа: 11П[^:///еп.уапс1ех.ги/тес11а/пе/ацооц^1У1е1а1и-111е1^11е-с11е111-/а-1000-как- екопош1ш-з-шШаш1-з7-ан'1тез-601010е8052е1:е274Г4531:96 (дата
обращения: 19.04.2021).
11. На Новый год Москва потратила в три раза меньше денег: как украсили столицу // Это не загуглишь [Электронный источник] Режим доступа: ййрз:///еп.уапСех.ги/теС1а/пе/адоод11зЬ/па-поуу1-до4-шозкуа- ро1:гай1а-у-1:п-га/а-шепзйе-4епед-как-икгазШ-з1:о11си- 5Ге8сЬ219с06Г6134Г4!:31:3а (дата обращения: 19.04.2021).
12. Орел и решка [Электронный источник] Режим доступа: ййрз://оге11гезЬка.1у (дата обращения: 10.04.2021).
13. Президент Турции дал нам 2 недели на улучшение ситуации. 14 Апреля все начинается // Мама на море [Электронный источник] Режим доступа: ййрз:///еп.уапСех.ги/теС1а/тата_па_тоге/рге/1Сеп1-1:игсй- 4а1-паш-2-пе4е11-па-и1исйзйете-зйиасп-14-арге11а-узе-пасйтае1:з1а- 607674Г612а6102Н66а2ес6 (дата обращения: 19.04.2021).
14. Россияне нашли 6 путей в «закрытую» Турцию // Мама на море [Электронный источник] Режим доступа: ййрз:///еп.уапСех.ги/теС1а/тата_па_тоге/гоззпапе-пазЬ11-6-ри1:е1-у- /акгу1ши-1игсии-607с031С54617а67е7С849Ь5 (дата обращения: 19.04.2021).
15. Своим Ходом с Виталиком и Лизой // Ютуб [Электронный источник] Режим доступа: https:// www/youtube.com/channel/UCBOCc9W U8ILvk8brsH7ey5w (дата обращения: 19.04.2021).
16. Секреты съемок шоу «Орел и решка» и почему ведущие хотят стать «бедняками» [Электронный источник] Режим доступа: http://smexigrex.ru/horoshie-novosti/sekrety-semok-shou-orel-i-reshka-i- pochemu-vedushchie-hotyat-stat-bednyakami (дата обращения: 10.04.2021).
17. «Вокруг света» [Электронный источник] Режим доступа: https://www.vokrugsveta.ru (дата обращения: 19.04.2021).
18. Discovery [Электронный источник] Режим доступа: https://discovery-russia.ru (дата обращения: 19.04.2021).
19. National Geographic [Электронный источник] Режим доступа: https://nat-geo.ru (дата обращения: 19.04.2021).
20. Travel & Tourism Economic impact 2015 United States of America // World travel & tourism council, 2015. 24 p.
21. Travel Journalism: Exploring Production, Impact and Culture / Editors: Folker Hanusch, Queensland University of Technology, Australia; Elfriede Furich, Boston College, USA. Published by Palgrave Macmillan, 2014. 273 p.