Жанр тревел-журналистики на современном телевидении
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ 6
1.1. Типология современной телевизионной журналистики 6
1.2. История становление трэвел-журналистики 14
1.3. Специфика трэвел-журналистики и её современные тенденции
развития 23
1.4. Журналистская картина мира, особенности формирования 30
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ В
ТЕЛЕПЕРЕДАЧЕ «ЖИЗНЬ ДРУГИХ» 37
2.1. Тематическая специфика телепередачи «Жизнь других» 37
2.2. Особенности создания «картины мира» в телепередаче «Жизнь
других» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ 61
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ 6
1.1. Типология современной телевизионной журналистики 6
1.2. История становление трэвел-журналистики 14
1.3. Специфика трэвел-журналистики и её современные тенденции
развития 23
1.4. Журналистская картина мира, особенности формирования 30
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ В
ТЕЛЕПЕРЕДАЧЕ «ЖИЗНЬ ДРУГИХ» 37
2.1. Тематическая специфика телепередачи «Жизнь других» 37
2.2. Особенности создания «картины мира» в телепередаче «Жизнь
других» 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ 61
Современная культура утратила статус литературоцентричной культуры и демонстрирует все признаки медиацентричности. СМИ во всем мире выступают в качестве мощного фактора формирования мировоззрения личности и ценностной ориентации общества. Причем они являются не только транслятором уже сложившихся культурных достижений народов, но и сами участвуют в формировании новых ценностно значимых ориентиров. СМИ предлагают собственную картину мира массовому адресату, и она сегодня доминирует на всем пространстве бытия человека, на всех уровнях социальной структуры общества. В связи с этим становится остро актуальным не просто описание, но осмысление медиакартины мира с точки зрения ее праксиологической функции.
Под «картиной мира» в современной гуманитарной науке понимается совокупность мировоззренческих знаний о мире, совокупность предметного содержания, которым обладает человек. В данной работе рассматривается то, как расширяют знания о мире телепередачи о путешествиях, а также о том, насколько правдивую «картину мира» они создают.
Актуальность данного исследования определяется его очевидной теоретической и практической значимостью, а также:
1) популярностью и востребованностью трэвел-журналистики среди широкой аудитории;
2) слабой изученностью вопроса о специфике создания «картины мира» в трэвел-журналистике;
3) необходимостью комплексного осмысления современного медиадискурса и, соответственно, той медиакартины мира, которую он собою репрезентирует.
Объектом исследования является трэвел-журналистика, как один из видов современных массмедиа.
Предмет исследования - медиакартина мира, созданная в телепередаче «Жизнь Других».
Цель исследования - проанализировать особенности формирования картины мира в трэвел-журналистике.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить типологию современной телевизионной журналистики;
2) охарактеризовать историю и специфику трэвел-журналистики;
3) изучить особенности формирования журналистской картины мира;
4) определить и сформулировать специфику телепередач о путешествиях;
5) проанализировать особенности создания «картины мира» в выпусках телепередачи «Жизнь других».
Степень изученности темы. Вопросам трэвел-журналистики посвящены работы таких исследователей как: Т.Ю. Редькина и Н.В. Кривцов. Статьи И.В. Показаньевой, Н.С. Гегелевой, О.Д. Сапожниковой, К.В. Катрич и С.В, Демченко посвящены также проблемам трэвел-журналистики и её развитию на российском телевидении.
Изучению трэвел-журналистики, а именно отдельным её аспектам посвящены исследования таких авторов: Н.В. Кузнецова и Л.П. Дускаева.
В статьях Н.А. Федосеевой и А.В. Муха раскрывается жанровая специфика трэвел-журналистики.
В статье Александра Александровича Боброва предпринята попытка теоретизировать аспекты изучения трэвел-журналистики.
Эмпирической базой для исследования послужило содержание выпусков телепередачи «Жизнь других» за период с 17.02.2019 по 26.04.2020 гг., которые включили в себя 40 телепрограмм, а также два интервью с автором программы Жанной Бадоевой, телеведущей телепередачи «Жизнь других» в СМИ. А именно: программа «Вечерний Ургант» от 15.02.2019 г. и передача «ВокругТВ» от 06.11.2019 г.
В процессе исследования была выдвинута гипотеза: если
представления картины мира выражают существенные характеристики исследуемых объектов, происходит уточнение и конкретизация этих представлений, но, если исследование представляют принципиально новые типы объектов, происходит радикальная перестройка картины мира у зрителя.
Новизна исследования заключается в анализе специфики «картины мира» в трэвел-журналистике на примере телепередачи «Жизнь других».
Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен его междисциплинарным характером. В исследовании были использованы: описательный метод, работа с интернет-ресурсами, методы сравнения и обобщения, также применялась методика контент-анализа содержания телепрограмм.
Теоретическая и практическая значимость исследования видится в том, что работа и ее выводы представляют интерес для теоретиков и журналистов-практиков, так как могут быть использованы для повышения их профессионального мастерства, для обоснования стратегических направлений в работе СМИ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Объем работы 64 страницы, было использовано 60 источников литературы.
Под «картиной мира» в современной гуманитарной науке понимается совокупность мировоззренческих знаний о мире, совокупность предметного содержания, которым обладает человек. В данной работе рассматривается то, как расширяют знания о мире телепередачи о путешествиях, а также о том, насколько правдивую «картину мира» они создают.
Актуальность данного исследования определяется его очевидной теоретической и практической значимостью, а также:
1) популярностью и востребованностью трэвел-журналистики среди широкой аудитории;
2) слабой изученностью вопроса о специфике создания «картины мира» в трэвел-журналистике;
3) необходимостью комплексного осмысления современного медиадискурса и, соответственно, той медиакартины мира, которую он собою репрезентирует.
Объектом исследования является трэвел-журналистика, как один из видов современных массмедиа.
Предмет исследования - медиакартина мира, созданная в телепередаче «Жизнь Других».
Цель исследования - проанализировать особенности формирования картины мира в трэвел-журналистике.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить типологию современной телевизионной журналистики;
2) охарактеризовать историю и специфику трэвел-журналистики;
3) изучить особенности формирования журналистской картины мира;
4) определить и сформулировать специфику телепередач о путешествиях;
5) проанализировать особенности создания «картины мира» в выпусках телепередачи «Жизнь других».
Степень изученности темы. Вопросам трэвел-журналистики посвящены работы таких исследователей как: Т.Ю. Редькина и Н.В. Кривцов. Статьи И.В. Показаньевой, Н.С. Гегелевой, О.Д. Сапожниковой, К.В. Катрич и С.В, Демченко посвящены также проблемам трэвел-журналистики и её развитию на российском телевидении.
Изучению трэвел-журналистики, а именно отдельным её аспектам посвящены исследования таких авторов: Н.В. Кузнецова и Л.П. Дускаева.
В статьях Н.А. Федосеевой и А.В. Муха раскрывается жанровая специфика трэвел-журналистики.
В статье Александра Александровича Боброва предпринята попытка теоретизировать аспекты изучения трэвел-журналистики.
Эмпирической базой для исследования послужило содержание выпусков телепередачи «Жизнь других» за период с 17.02.2019 по 26.04.2020 гг., которые включили в себя 40 телепрограмм, а также два интервью с автором программы Жанной Бадоевой, телеведущей телепередачи «Жизнь других» в СМИ. А именно: программа «Вечерний Ургант» от 15.02.2019 г. и передача «ВокругТВ» от 06.11.2019 г.
В процессе исследования была выдвинута гипотеза: если
представления картины мира выражают существенные характеристики исследуемых объектов, происходит уточнение и конкретизация этих представлений, но, если исследование представляют принципиально новые типы объектов, происходит радикальная перестройка картины мира у зрителя.
Новизна исследования заключается в анализе специфики «картины мира» в трэвел-журналистике на примере телепередачи «Жизнь других».
Методы исследования. Выбор методов исследования обусловлен его междисциплинарным характером. В исследовании были использованы: описательный метод, работа с интернет-ресурсами, методы сравнения и обобщения, также применялась методика контент-анализа содержания телепрограмм.
Теоретическая и практическая значимость исследования видится в том, что работа и ее выводы представляют интерес для теоретиков и журналистов-практиков, так как могут быть использованы для повышения их профессионального мастерства, для обоснования стратегических направлений в работе СМИ.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Объем работы 64 страницы, было использовано 60 источников литературы.
Проведенное исследование целью которого являлся анализ особенностей формирования« картины мира» в трэвел-журналистике, позволило получить следующие результаты.
Была изучена типология современной телевизионной журналистики.
На сегодняшний день направление трэвел-журналистики является востребованным и популярным среди широкой аудитории, но его изучению уделяется недостаточно внимания в научных и исследовательских работах.
Типология современной журналистики обозначила новый взгляд, позволяющий рассматривать такой жанр как трэвел-журналистика.
Выявлены предпосылки появления и особенности тревэл- журналистики. Развитие журналистики путешествий на отечественных телеэкранах можно поделить на три периода. Для этого в исследовании было подробное изучение истории советского научно-популярного телевидения. В данном исследовании хронология представлена на основе работы И.В. Показаньевой [Показаньева, 2014].
На сегодняшний день трэвел-журналистика является особым направлением журналистики, которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие.
Трэвел-журналистика с её жанровым своеобразием имеет влияние на процессы глобализации. Она формирует у аудитории определенную картину мира, меняет представление о культурах, разрушает принятую стереотипизацию знаний. Роль трэвел-журналиста состоит в трансформации опыта, открытии новых мест для путешествий и передачи информации об их особенностях аудитории.
Телевидение в рамках исследования рассматривается в качестве инструмента кодирования и конструирования действительности, результатом которой является телевизионная реальность. Телевизионная реальность в свою очередь является инструментом формирования картины мира человека.
В современной теории журналистики значимым и актуальным является вопрос о типе и статусе картин мира, которые формируются посредством СМИ.
В связи с появлением разнообразных средств массовой информации, в XX веке сложилась новая ситуация в традиционном взаимодействии человека и реальности. Обусловлено это тем, что СМИ, прежде всего, основаны на перенесении на экран аналоговой модели реального облика действительности или дубликата реальности. В отношения «реальность- человек» вмешался посредник в виде СМИ.
Журналистская картина мира определяется, как непрерывно организуемая и самоорганизующаяся совокупность социально-значимых фактов, мнений, представлений о мире, соотносящихся с определенной информационной политикой каналов СМИ и выраженных в виде журналистского продукта. Главной целью которой является социальная ориентированность людей, достигаемая благодаря вскрытию системных связей в мире.
Формирование «картины мира» в телепередаче «Жизнь других» было проанализировано по следующим критериям, параметрам:
1) половозрастные характеристики героев;
2) социальный статус героев;
3) проблемы героев, с которыми они сталкиваются в своей жизни;
4) удивительные для российской аудитории факты из жизни героев.
Следуя цели исследования, необходимо отметить, анализ выпусков данной телепередачи о путешествиях показал, что просмотр подобного жанра передач позволяет человеку узнать то, чего он ранее не знал. Просмотр может кардинально поменять мнение или представление о той или иной стране. Просмотр данной телепередачи формирует «картину мира» той или иной страны, позволяя путешествовать вам в вымышленном или виртуальном мире.
Благодаря особенностям данной телепередачи и лаконичном её построении, зрителю не навязывается мнение ведущей, а именно зритель самостоятельно формирует свою «картину мира» той или иной страны.
Представляется чрезвычайно актуальной дальнейшая разработка проблем эффективности массово-информационных процессов с позиций, предпринятых в данном исследовании. В частности, нуждаются в более детальном изучении проблемы соотношения детерминированных и стохастических структур в информационных системах журналистики, структурной информации и энтропии, временные параметры структурирования коммуникационного пространства, развития субъект- объект-субъектных отношений в пространстве, формирующемся как тип социокультурной реальности. Решение этих задач позволит не только расширить границы знания о функционировании медиасистемы, но и осуществлять более эффективную информационную политику в интересах общества.
Была изучена типология современной телевизионной журналистики.
На сегодняшний день направление трэвел-журналистики является востребованным и популярным среди широкой аудитории, но его изучению уделяется недостаточно внимания в научных и исследовательских работах.
Типология современной журналистики обозначила новый взгляд, позволяющий рассматривать такой жанр как трэвел-журналистика.
Выявлены предпосылки появления и особенности тревэл- журналистики. Развитие журналистики путешествий на отечественных телеэкранах можно поделить на три периода. Для этого в исследовании было подробное изучение истории советского научно-популярного телевидения. В данном исследовании хронология представлена на основе работы И.В. Показаньевой [Показаньева, 2014].
На сегодняшний день трэвел-журналистика является особым направлением журналистики, которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие.
Трэвел-журналистика с её жанровым своеобразием имеет влияние на процессы глобализации. Она формирует у аудитории определенную картину мира, меняет представление о культурах, разрушает принятую стереотипизацию знаний. Роль трэвел-журналиста состоит в трансформации опыта, открытии новых мест для путешествий и передачи информации об их особенностях аудитории.
Телевидение в рамках исследования рассматривается в качестве инструмента кодирования и конструирования действительности, результатом которой является телевизионная реальность. Телевизионная реальность в свою очередь является инструментом формирования картины мира человека.
В современной теории журналистики значимым и актуальным является вопрос о типе и статусе картин мира, которые формируются посредством СМИ.
В связи с появлением разнообразных средств массовой информации, в XX веке сложилась новая ситуация в традиционном взаимодействии человека и реальности. Обусловлено это тем, что СМИ, прежде всего, основаны на перенесении на экран аналоговой модели реального облика действительности или дубликата реальности. В отношения «реальность- человек» вмешался посредник в виде СМИ.
Журналистская картина мира определяется, как непрерывно организуемая и самоорганизующаяся совокупность социально-значимых фактов, мнений, представлений о мире, соотносящихся с определенной информационной политикой каналов СМИ и выраженных в виде журналистского продукта. Главной целью которой является социальная ориентированность людей, достигаемая благодаря вскрытию системных связей в мире.
Формирование «картины мира» в телепередаче «Жизнь других» было проанализировано по следующим критериям, параметрам:
1) половозрастные характеристики героев;
2) социальный статус героев;
3) проблемы героев, с которыми они сталкиваются в своей жизни;
4) удивительные для российской аудитории факты из жизни героев.
Следуя цели исследования, необходимо отметить, анализ выпусков данной телепередачи о путешествиях показал, что просмотр подобного жанра передач позволяет человеку узнать то, чего он ранее не знал. Просмотр может кардинально поменять мнение или представление о той или иной стране. Просмотр данной телепередачи формирует «картину мира» той или иной страны, позволяя путешествовать вам в вымышленном или виртуальном мире.
Благодаря особенностям данной телепередачи и лаконичном её построении, зрителю не навязывается мнение ведущей, а именно зритель самостоятельно формирует свою «картину мира» той или иной страны.
Представляется чрезвычайно актуальной дальнейшая разработка проблем эффективности массово-информационных процессов с позиций, предпринятых в данном исследовании. В частности, нуждаются в более детальном изучении проблемы соотношения детерминированных и стохастических структур в информационных системах журналистики, структурной информации и энтропии, временные параметры структурирования коммуникационного пространства, развития субъект- объект-субъектных отношений в пространстве, формирующемся как тип социокультурной реальности. Решение этих задач позволит не только расширить границы знания о функционировании медиасистемы, но и осуществлять более эффективную информационную политику в интересах общества.
Подобные работы
- ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ РАДИО: ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - СПОСОБЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
В ПРОГРАММАХ О ПУТЕШЕСТВИЯХ
НА СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭКРАНЕ
(на материале программ «Человек Мира» и «Орел и решка»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2016 - Специфика съёмки тревел-шоу на телеканале «Пятница» (Российский государственный гуманитарный университет)
Курсовые работы, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2022 - Формат тревел-шоу в период пандемии COVID-19 на примере личного блога А. Птушкина
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2021 - ПУТЕВОЙ ОЧЕРК КАК ОСНОВА ТРВЕЛ-БЛОГИНГА
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - ТРЭВЕЛ-ФИЛЬМ В СИСТЕМЕ АРТ-ЖУРНАЛИСТИКИ, СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - Игровые концепции телепередачи «ОРЕЛ и РЕШКА
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2017 - Тематическая программа на региональном телевидении (на материале программы «Огород в подарок» телеканала «Катунь-24»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





