Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ ЭЛИТЫ В ФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Работа №90276

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

региональная экономика

Объем работы82
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Протестантизм 6
1.1. Возникновение протестантизма 6
Глава 1.2. Протестантизм в России 16
1.3. Выводы по данной главе 17
ГЛАВА 2. XVIII Век 18
Глава 2.1. Петербургские протестантские общины 18
2.2. Выводы по данному разделу 27
Глава 2.3. ТОБОЛЬСКОЕ ЧУДО 29
2.3.1. Тобольские пленные. Шведская школа в Тобольске 29
2.3.2. Предпринимательство, ремесло и торговля 30
2.3.3. Открывая и изучая Сибирь 34
2.3.4. Школа в Тобольске 39
2.3.5. Заключение 41
Глава 2.4.Почему Россия вынуждена была заимствовать специалистов-протестантов из Европы?
42
Глава 3.1. АЛТАЙСКИЕ ПРОТЕСТАНТЫ Ошибка! Закладка не определена.
Глава 3.2. АНДРЕАС БЕЭР Ошибка! Закладка не определена.
Глава 3.3. БАРНАУЛЬСКИЙ ПАСТОР ЭРИК ЛАКСМАН .... Ошибка! Закладка не определена.
Глава 3.4. ИОГАНН ХРИСТИАНИ Ошибка! Закладка не определена.
Глава 3.5. ЛЕУБЕ ИОГАНН ГОТЛИБ Ошибка! Закладка не определена.
Глава 4. Протестантизм в России: XIX-XX век. 54
4.1. Евангельские христиане 54
4.1.1. История, XIX век: Петербургское пробуждение 55

4.1.5. Вероучение Проханова и Вероучение Каргеля Ошибка! Закладка не определена.
4.1.6. Самоидентификация Ошибка! Закладка не определена.
ГЛАВА 5. Протестантизм России, современность. 55
5.1. Гражданское самосознание 59
5.2. Социальные проекты 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74

Исследование становления России, как великого государства невозможно без понимания личностей и творчества протестантов, живших в ней в XVI XIX веках, и исследования влияния их деятельности и творчества в России, их западноевропейского, лютеранского мировоззрения, что является целью этой работы. Это позволит нам реконструировать атмосферу научной и культурной жизни в России, а также вникнуть в восприятие ее протестантской парадигмы на умы Российской элиты в эти столетия.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучить первые вехи изменений, намеченных в науке, военном деле, культуре, искусстве России ХУП-Х1Х веков, берущие свое начало в западноевропейской традиции Нового времени.
Цель данного диссертационного исследования состоит в изучении жизнедеятельности российского протестантизма, через призму мировоззрения, жизни, деятельности и религиозных верований их представителей, а также в выявлении западноевропейского, а именно: протестантского влияния на русскую культурную, научную, экономическую и государственную жизнь, периода ХУП-Х1Х столетий.
Объектом исследования являются жизнь, творчество, мировоззрение, и религиозные верования западных протестантов, поселившихся и живших в России, внесших значительный вклад в историческое становление России, как сильной державы.
Предметом исследования выступает влияние религиозной протестантской элиты на российскую науку, культуру, искусство, военную, экономическую и государственную сферы развития России, их культурно­исторический вклад в контексте русской культуры, парадигмы.
В соответствии с основной целью работы были поставлены следующие задачи:
изучение жизни и творчества «русских» протестантов, повлиявших на историю России.
определение организационно-творческих принципов лютеранства и кальвинизма, как отражение западноевропейской системы мировоззрения и этически-религиозных ценностей протестантизма.
рассмотрение творчества протестантов в России, в контексте западного «Возрождения», реформации и эпохи Нового времени;
анализ деятельности протестантов, оказавших влияние на историю России, с позиций лютеранского мировоззрения;
рассмотрение ценностей культуры и искусства в контексте протестантской этики, на почве русской традиции.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Связь экономического, научного и культурного прогресса с эстетическими, религиозными взглядами протестантов.
2. Своеобразие преломления идейно-этических религиозных взглядов «российских» протестантов в контексте западноевропейской традиции и древнерусской действительности.
3. Организационно-творческие принципы «русского» протестантизма, как отражение европейской культуры реформации, ее ценностей и свобод.
Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертационного исследования отражены в докладе на научной конференции АГУ
Территориальные рамки и хронологические рамки исследования
Хронологические рамки данного диссертационного исследования заключены в изучении жизнедеятельности российского протестантизма, через призму мировоззрения, жизни, деятельности и религиозных верований их представителей, а также в выявлении западноевропейского, а именно: протестантского влияния на русскую культурную, научную, экономическую и государственную жизнь, периода XVII-XIX столетий.
Территориальные рамки исследования: Российская империя периода XVII-XIX столетий, а так же СССР, XX век.
Методология исследования
Методология исследования. В ходе работы над диссертацией использовался комплекс методов исследования: методы культурно исторической школы, которые продиктовали необходимость изучения исторического контекста, в котором жили и творили российские протестанты, метод теоретического анализа научных публикаций с целью выявления определенных сведений о состоянии первых русских общин протестантского исповедания и их отдельных представителей; метод контекстуального анализа; метод сопоставительного анализа, позволяющий выявить влияние традиций европейской науки, культуры, протестантского мировоззрения и лютеранского религиозного фактора XVI-XIX веков на историю России, а также культурологический и социологический подходы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак в работе проанализирован феномен русского протестантизма, сделана попытка выявить сущностные и типологические черты этого явления. Дан краткий обзор истории штундизма и пашковства. Рассматривается вопрос о месте и роли протестантства в российской культуре, о перспективах развития этого религиозного направления.
При встрече со словосочетанием «Протестантизм и российская культура» сразу возникают вопросы. Уместен ли вообще союз «и»? Есть ли точки соприкосновения? Каково место протестантства в российской культуре? Какова его роль в становлении и развитии России?
Вопросы эти неслучайны. Они указывают на то, что историческая память в этой области истончилась. Сколько имен общественных деятелей и деятелей искусства, исповедовавших протестантизм, вспомнит современный человек? После советского периода, когда религиозную принадлежность упоминать было не принято, вряд ли список имен будет длинным.
Между тем протестантизм сыграл важную роль в развитии российской культуры. По крайней мере, на западе России влияние протестантства хорошо ощутимо. Протестантизм стал проникать в Россию еще в XVI в., а начиная с правления Петра I он до сей поры стал неотъемлемой частью русской истории и культуры.
В России трудилось значительное количество специалистов, конфессионально принадлежавших протестантизму. Они принесли на русские земли многие достижения западной культуры (конечно, не всегда связанные с протестантизмом непосредственно).
Культурная миссия протестантов в России не ограничивалась лишь культуртрегерскими функциями и «импортом» западных традиций. Не меньший вклад протестанты внесли в области российской науки, искусства, в укрепление страны, ставшей для них Отечеством. Яркими примерами здесь могут служить фигуры лютеран В.И. Беринга, М.Б. Барклая-де-Толли, И.Ф. Крузенштерна, Г.В. Стеллера, В.И. Даля, А.П. Брюллова, К.П. Брюллова, Д.И. Гримма; реформатов К. Крюйса, Д. Бернулли, Г. Вильгельма де Г еннина и многих других.
Долгое время протестантам дозволялось лишь исповедовать, но не проповедовать свою веру. Это была «свеча под сосудом». Протестантом в России мог быть только сугубо человек, не являющийся русским по происхождению. Религиозный аналог крепостного права не позволял русскому населению оставлять православие.
Однако, несмотря на запреты, препоны и противостояния религиозные идеи протестантства проникли и укоренились как в среду простого народа, так и в интеллектуальные круги России, и в настоящее время протестантизм до сей поры является неотъемлемой частью русской истории и культуры.
Вместе с тем дело не только сугубо в количестве социально активных общин, но и в качестве тех институтов, которые создают протестанты. Это группы в несколько сотен человек, которые сплочены одной христианской верой и определенными этическими и моральными нормами, которые неукоснительно соблюдают, проповедуя их как дорогу к спасению и успеху. Как показывает опыт евангельских церквей, в рамках гражданского общества добровольческие сплоченные группы, соединённые религиозной идеей, способны справиться практически с любой задачей. В социальном служении протестантизм намного обогнал другие религиозные объединения. На русской почве протестанты значительно обрусели, отчасти впитав элементы православного благочестия, отчасти традиционные для России особенности отношения общества и власти, сохранив приверженность демократическим ценностям. Патриотизм протестантских церквей, их способность сопереживать и создавать вокруг себя социальную среду взаимопомощи нашли живой отклик среди российских граждан.


1. Алпатов М.А. Неутомимый труженик. О научной деятельности академика Г.Ф. Миллера // Вестник АН СССР. - 1982. - Т. 3. - 389 с.
2. Алт. краев. универс. науч. бка им. В. Я. Шишкова; отд. редкой книги; сост. В. П. Кладова. - Барнаул : РИО АКУНБ, 2015. - 166 с.
3. Алтай в трудах ученых и путешественников XVIII - начала XX веков. В 5 т. /отв. ред. В.П. Кладовой. - Барнаул: АКУНБ, 2017. Т. 1. - 419 с.
4. Аппарат полпреда президента в ЦФО признал социальную работу протестантов самой эффективной. "ПорталСгейо.гн" [Электронный ресурс], 25.03.2005. URL:
http://www.portalcredo.ru/stte/printphp?act=news&id=31919. - Загл. с экрана (дата обращения: 10.04.2021).
5. Бахрушин С.В. Г.Ф. Миллер как историк Сибири // Миллер Г.Ф. История Сибири. - М.Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1937. - 1123 с.
6. Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях: Введение. Тексты. Комментарии. - СПб., 1995. - 321с.
7. Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях: Введение. Тексты. Комментарии. - JL, 1991. - 450 с.
8. Благовест-инфо, [Электронный ресурс] 23.06.2009. URL: http://www.blagovestinfo.ru/index.php?ss=2&s=3&id=28156. - Загл. с экрана (дата обращения:18.04.2021).
9. Бубис Н.Г. Тальцинская стекольная фабрка // Земля Иркутская. - 1996. - № 5. - С. 5558.
10. Буткевич Т.И. Протестантство в России. - Харьков.: 1913. - 218 с.
11. Весь В. Соловьев, Собр. Соч., т. 110. - СПб., 1911-14. - 1674 с.
12. Воскресная проповедь, Сергей Ряховский [Электронный ресурс]; https://youtu.be/1OZC2eTfXHw - Загл. с экрана (дата обращения: 10.04.2021).
13. Голубев А.В., "Алтай, историко-статистический сборник". - Томск, 1890. -342 с.
14. Дела Архива Горного Департамента. // Центральный государственный архив Московской области. Ф. 1282. Оп. 1. Д. 74. Л. 73.
15. Джаксон Т.Н. Миллер Герард Фридрих (17051783) // Историки России. Биографии / Сост., отв. ред. А.А. Чернобаев. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. - С. 1518.
16. Душкин Ю. Наследники Лаксмана в Иркутске // Вост.Сиб. правда. - Иркутск.,1993. - 176 с.
17. Е. Л. Сараева, Размышления П. Я. Чаадаева о судьбе России Ярославский педагогический вестник.: 2014. - N4. - Том 1, (Гуманитарные науки)
18. Извеков Д.В. Отношение русского правительства в первой половине XVIII столетия к протестантским идеям //Журн. Мин-ва нар. просвещения. -1867. - Ч. 135. - № 10. - С. 5981.
19. Издан указ о передаче управления рудниками и заводами на Алтае А.В. Беэру (1744 г.). [Электронный ресурс] Календарь праздников.
Информационный портал Барнаула и Алтайского края (дата обращения 30 мая 2013).
20. Каменский А.Б. Академик Г. Ф. Миллер и русская историческая наука XVIII века // История СССР. - М.: 1989. - № 1. - С. 144
21. Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви: В 2 т. - М., 1993. - 2965 с.
22. Колывань: История, культура и искусство сибирской провинции России. 17281998. Барнаул, 1998 год. Бородаев В.Б. Дударева О.Н., Контев А.В., Разгон Н.И. Степанская Т.М.
23. Корсакова В. Лефорт, Франц Яковлевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
24. Красножен М.Е. Иноверцы на Руси. - Юрьев., 1900. - 450 с.
25. Кузнецов Н.Д. «Управление делами иностранных исповеданий в России в его историческом развитии». - Ярославль., 1898. - 569 с.
26. Курило О.В. Лютеране в России (XVIXX вв.): Автореф. дис. . канд. ист. наук. М., 1995; Лютеране в России (XVIXX вв.): Моногр. - М., 2002. - 32 с.
27. Лагус В. Эрик Лаксман его жизнь, путешествия, исследования и переписка. - М.: Книга по требованию, 2011. - 495 с.
28. Лаксман Э. Наилучший способ сеять древесные семена для произращения лесов в Сибирских степях // Труды ВЭО. Ч. 12. СПб., 1769;. Письма, относящиеся до Сибирского края... от Лаксмана к Шлецеру и Бекману // Сиб. вестник. - СПб., 1820. - Ч. 9-10.
29. Лаксман Э. Русский биографический словарь. Т.: Лабзина - Ляшенко. - СПб.,1914. - С. 4750.
30. Лаксман Э. Энциклопедический словарь. Т. 17. Кулгатой - Лед. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб., 1896. - 267. с.
31. Лефорт // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909. - Т. 3. - С. 709- 785.
32. Лефорт, Франц Яковлевич // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
33. Линценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь в Российской истории (1620 вв.). - М.; 2004. - 412 с.
34. ЛитМир, Электронная Библиотека, [Электронный ресурс] Шубинский Валерий Игоревич, Ломоносов: Всероссийский человек., с.119- Загл. с экрана (дата обращения: 10.04.2021).
35. Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь Св. Марии в Саратове. - Саратов, 1995. - 159 с.
36. Лункин Р. Интервью председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов Юрия Сипко. - Русское Ревью Кестонского института. - №2. -2005. [Электронный ресурс]
URL : http : //www.keston. org.uk/_russianreview/edition02/04sipko .html. - Загл. с экрана (дата обращения: 16.05.2021).
37. М. В. Горденчук, [Электронный ресурс] Газета St. Petersburgische Zeitung- Загл. с экрана (дата обращения:10.04.2021).
38. Миллер Г.Ф. Известие о дворянах российских. - СПб., 1777. - 135 с.
39. Миллер Г.Ф. О народах, издревле в России обитавших. - СПб., 1773. - 349 с.
40.0 Евангельско-лютеранской церкви Российской Империи // Журн. Мин-ва внутр. дел. - 1856. Ч. 19. - Отд. II. - С. 4583.
41.0 лютеранских и реформатских церквах в Санкт-Петербурге // Православ. обозрение. - 1863. Т. XII. - Отд. I. - С. 286316.
42.Общий Морской Сборник, ч. I. - СПб., Т1, 1885. - 205 с.
43. Олейник В.С. Лаксман Эрик // Исследователи Алтайского края. XVIII - начало XX века: биобиблиогр. словарь. - Барнаул, 2000. - С. 126-127.
44.Описание моих служб // Миллер Г.Ф. История Сибири. - МЛ: Изд-во Академии наук СССР, 1937. - 987 с.
45. Основы Социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России. - М., 2009. - 89 с.
46. Основы Социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России. - М., 2009. - 89 с.
47. Официальный сайт Алтайского края[Электронный ресурс]: www.altairegion22.ru/authorities/historians/leube/- Загл. с экрана (дата обращения: 13.04.2021).
48. Официальный сайт Альянса [Электронный ресурс]: http://rossiabezsirot.ru. - Загл. с экрана (дата обращения:18.05.2021).
49. Официальный сайт проекта [Электронный ресурс]: http://www.angelproject.ru.4. - (дата обращения:5.04.2021).
50. Официальный сайт центра [Электронный ресурс]: http://newliferus.ru. - (дата обращения:02.04.2021).
51. П. Баранов, "Опись Сенатского Архива", т. II. - М.: Изд-во БЕК, 1993. - Ч. 2. - 202 с.
52. Пекарский П.П. История Императорской Академии наук в Петербурге. -Т. 1. - СПб., 1870. - 672 с.
53. Полное Собрание Законов (Первое), тт. IX—XV. . - СПб., 1891. - Т. 3, полут. 6. - С. 709- 785.
54. Протестанты на службе России: биографические очерки, коллектив авторов. - СПб.: Издательство РХГА., 2012. - 307 с.
55. Раскин Н.М., Шафрановский И.И. Эрик Густавович Лаксман. - Л.: Наука, 1971. - 276 с.
56. Ред. сост. С.Семенцов, соавторы А.Ф.Черных, А.Ю. Кондратенко, и др. Летопись Змеиногорского района. - Змеиногорск.: «Змеиногорская типография», 2020. - 550 с.
57. Религиозно-общественная жизнь в российских регионах. Под редакцией С.Б. Филатова. - Том I. - М.: Летний сад, 2014. - 620 с.
58. Религия и российское многообразие / Науч. ред. и сост. С. Б. Филатов. -М.: Кестонский институт, Летний сад, 2012. - 341 с.
59. Сайт РОСХВЕ, [Электронный ресурс] 16.12.2013. НВЕ: ййр://сеГ.ги/пе’№з/гозйуе/?1й=8253. - (дата обращения: 10.04.2021).
60. Сайт церкви [Электронный ресурс]: nichurch.net. - Загл. с экрана (дата обращения: 10.04.2021).
61. Семенова Л.Н. Быт и население Петербурга XVIII в. - СПб., 1998. - 189 с.
62. Семенова Л.Н. Рабочие Петербурга в первой половине XVIII в. - Л., 1974; Обучение мастеровых в Петербурге в первой трети XVIII в. // Промышленность и торговля в России XVIII в. - М., 1983. -296 с.
63. Семенова Л.Н. Участие шведских мастеровых в строительстве Петербурга: (первая четверть XVIII в.) // Исторические связи Скандинавии и России. - Л., 1970. - С. 264—281;
64. Служение «Живая вера» [Электронный ресурс]: afmedia.ru. - Загл. с экрана (дата обращения: 10.04.2021).
65. Смирнов В.В. Старейшая школа Петербурга (опыт реконструкции) // Петербург, чтения. Вып. 12. - СПб., 1993. - С. 3539.
66. Смирнов В.В., Ульянов Н.П. Старейшая школа // Ленингр. панорама. - 1985. № 6. - С. 145
67. Социальная позиция протестантских церквей России. М. , 2009. [Электронный ресурс] Официальный сайт: ксгпцр.рф. - Загл. с экрана (дата обращения:1.05.2021).
68. Социальное милосердие [Электронный ресурс] http://www.miloserdie.ru/social/services. - Загл. с экрана (дата обращения: 10.04.2021).
69. Тастевин Ф.И. Французы-кальвинисты в России // Рус. арх. 1910. -Кн. 1—4. - С. 629644.
70. Тункина И.В. Хранители академической памяти (XVIII - первая треть XX в.): Очерки истории Санкт Петербургского академического архива. - СПб.: Нестор История, 2016. - 512 с.
71. Фомин В.В. Ломоносов и Миллер: уроки полемики // Вопросы истории. 2005. № 8; В.В. Фомин. Варяги и варяжская Русь: к итогам дискуссии по варяжскому вопросу. М., 2005; В.В. Фомин. Варяго-русский вопрос в отечественной историографии ХУШХХ веков: Автореф. дис. .дра ист. наук. - М., 2005. - 65 с.
72. Хофманн П. Г.Ф. Миллер и «норманнская теория» // Герард Фридрих Миллер и русская культура. Отв. ред. Д. Дальман и Г. Смагина. - СПб.: Росток, 2007. -134 с.
73. Христианская реабилитация наркозависимых в России: борьба за выживание. [Электронный ресурс] 24.01.2013. НКГ: http:/лaznica.info/artide/khristianskayareabuitatsiyanarkozavisim/#sthash.ES w2HPJ2.dpuf; Аппарат полпреда президента в ЦФО... Загл. с экрана (дата обращения: 10.04.2021).
74. Цветаев Д.В. Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII вв. - М., 1886. - 459 с.
75. Чаадаев, П. Я. Апология сумасшедшего [Текст] / П. Я. Чаадаев // Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма; перевод с фр. Д. И. Шаховского, Л. З. Каменской, М. П. Лепехина, В.
В. Сапова. - М.: Наука, 1991. - Т. 1. - С. 523538.
76.Чаадаев, П. Я. Статьи и письма [Текст] / П. Я. Чаадаев. - М.: Современник, 1987. - 367 с.
77.Чаадаев, П. Я. Философические письма [Текст] / П. Я. Чаадаев //
Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма; перевод с фр. Д. И. Шаховского, Л. З. Каменской, М. П. Лепехина, В.
В. Сапова. - М.: Наука, 1991. - Т. 1. - 320440.
78. Член Общественной палаты РФ и лидер Российского объединенного союза христиан веры евангельской епископ Сергей Ряховский о планах своей работы в новом органе власти. Беседовал Роман Лункин.
"ПорталСгебо.гн" [Электронный ресурс], 3 ноября 2005 г. URL: http://www.portalcredo.ru/site/index.php?act=news&id=37782&type=view.
- Загл. с экрана (дата обращения: 12.04.2021).
79. Шанский Д.Н. Запальчивая полемика: Герард Фридрих Миллер, Готлиб Зигфрид Байер и Михаил Васильевич Ломоносов // Историки России XVIII начало XX века. - М., 1996. - 453 с.
80. Шмурло Е. Ф. Лефорт, Франц Яковлевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890— 1907.
81.Sola Fide - только сугубо верою, [Электронный ресурс] Шестов Л.И., Электронная библиотека Google Play., с. 459- Загл. с экрана (дата обращения: 8.05.2021).
82.WWW.AI.Т.КР.Еи|Э.1ектронный ресурс]:
https://www.alt.kp.ru/daily/27100/4173897/- Загл. с экрана (дата обращения: 10.04.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ