НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СИБИРИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ
НАРОДОВ СИБИРИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В 18
1.1 Поразрядная система и ее значение 18
1.2 Экономические меры проведения национальной политики 31
ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ
НАРОДОВ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. - НАЧАЛЕ XX ВВ. .. 38
2.1 Административные реформы 38
2.2 Вопрос воинской повинности для коренных народов Сибири 47
2.3 Коренные народы Сибири в избирательной системе с 1905 г 52
2.4 Экономические меры проведения национальной политики 54
ГЛАВА 3. О МЕТОДАХ ИНТЕГРАЦИИ ИНОРОДЦЕВ СИБИРИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX -
НАЧАЛЕ XX ВВ 61
3.1 Практики Духовных миссий как совершенствование способа
распространения православия 61
3.2 Образование как метод интеграции 67
3.3 Русский язык как показатель интеграции 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ
НАРОДОВ СИБИРИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В 18
1.1 Поразрядная система и ее значение 18
1.2 Экономические меры проведения национальной политики 31
ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ
НАРОДОВ СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. - НАЧАЛЕ XX ВВ. .. 38
2.1 Административные реформы 38
2.2 Вопрос воинской повинности для коренных народов Сибири 47
2.3 Коренные народы Сибири в избирательной системе с 1905 г 52
2.4 Экономические меры проведения национальной политики 54
ГЛАВА 3. О МЕТОДАХ ИНТЕГРАЦИИ ИНОРОДЦЕВ СИБИРИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX -
НАЧАЛЕ XX ВВ 61
3.1 Практики Духовных миссий как совершенствование способа
распространения православия 61
3.2 Образование как метод интеграции 67
3.3 Русский язык как показатель интеграции 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Актуальность. На данный момент в Российской Федерации проживает более 190 народов, поэтому гармоничные межнациональные отношения и единство российской нации считаются одними из приоритетных направлений внутренней политики1.
Важное место в современной национальной политике занимает Сибирь как регион, в котором проживают люди, ведущие как современный, так и традиционный образ жизни. Для нее по отношению к коренным народам Сибири наиболее важными вопросами являются: соотношение традиционного хозяйства и выгод государства от занятых ими территорий с природными ресурсами (особенно на Севере в связи с энергетической составляющей экономики страны); этнокультурное наследие (сохранение, изучение имеющегося, воссоздание утерянных элементов культуры); вопрос льгот и квот (насколько они необходимы, в каком объеме и в каких сферах); экстремистские религиозные практики (часто базирующиеся на традиционной системе верований); сепаратистские выступления (особенно характерно для национальных республик); межэтнические конфликты; роль русского народа и культуры и др. Решение этих вопросов способствует укреплению государственного единства.
Россия имеет большой опыт взаимоотношения государства с коренными народами Сибири. Примечательно, что государство уже сталкивалось с решением вышеуказанных проблем в своей истории, ведь корни их берут начало с момента освоения Сибири. Изучая исторический опыт проведения национальной политики, важно обращаться к опыту Российской империи, в частности, XIX - начала ХХ вв., ведь именно в этот период национальная политика осознается как полноценный необходимый компонент политики к окраинам, требовавший учета специфики развития народов и территорий, тогда же меняются векторы национальной политики из-за усиления интеграции народов в социально-политическую систему, политики русификации, переселенческого движения, новых экономических тенденций и др. Эти изменения и нерешенные проблемы отразились на повседневных событиях тех лет, а также отчасти привели к Революциям 1905-1907 гг. и 1917 г., отразившиеся затем на Гражданской войне, на социалистическом строительстве и современном демократическом развитии.
Можно сказать, что учет специфики исторического развития народов Сибири при управлении ими и выстраивании гармоничных межнациональных отношений позволит обеспечить более стабильное и безопасное будущее региона и страны в целом, что подчеркнуто в Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года2.
Степень изученности. Как правило, исследователи при написании работ опираются на законодательные акты, отчеты, межведомственную переписку, статистические данные, архивные данные, информацию в периодических изданиях, воспоминания современников и т.д. Они дают как общий анализ национальной политики, так и ее составляющих.
Отдельные явления национальной политики Российской империи в Сибири в XIX - начале ХХ вв. изучались еще современниками событий и оценивались по-разному, в т.ч. оформляясь в отдельную социальнополитическую мысль. Большой интерес вызывали реформы 1822 г. и
деятельность Первого Сибирского комитета. Так, В.И. Вагиным в «Исторических сведениях о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 год»3 была проведена обширная работа по поиску сведений о ревизии М.М. Сперанского и их анализ, тем не менее, личный вклад М.М. Сперанского им, возможно, переоценен, зато исследование ценно за большую работу с источниками. В.И. Вагин поднял интерес научного сообщества к изучению Сибирских реформ первой половины XIX в. Анализ разработки Сибирского учреждения был проведен С.М. Прутченко в работе «Сибирские окраины»4, где проанализировал имеющиеся данные, а также привел информацию о дальнейших попытках исправлений, внимание в работе также заслуживают Приложения, в которых представлены выписки из журналов Сибирских Комитетов и ревизий сенаторов.
Во второй половине XIX в. как направление в гуманитарной мыли и как социально-политическое движение формируется областничество. Здесь необходимо остановиться чуть подробнее, т.к. полученные ими данные остаются актуальными и сейчас, а решение поставленных вопросов стало предметом изучения почти на полтора столетия. Областники ставили вопрос о месте Сибири в Российской империи, колониальной характеристике ио ее будущем, этнический компонент, разработка которого особенную систематизацию получила в 70-80х гг. XIX в., в их концепции играл значительную роль, т.к. он являлся одним из факторов, предопределявшим политику к региону, формирующему особенную культурную и социальную атмосферу. Место коренных народов Сибири проявлялось в следующих аспектах: 1) областники выступали за то, чтобы сначала узнавать историю, быт, культуру, общественные отношения и др. этнографические данные инородцев, и только на основе этих данных выстраивать политику в их отношении, т.к. существующее соприкосновение с русской цивилизацией убивало национальную культуру; 2) необходимо сохранять специфику народов, ограждать их от унификации, которая набирала обороты в 60-х и особенно 80-х гг. XIX в., что соответствует идее об автономии в составе империи - только так будет обеспечено дальнейшее национальное развитие и ликвидация последствий колониального характера; 3) с их точки зрения, государство и российское общество смотрели на быт и традиционное хозяйство пренебрежительно, считали его недостойным покровительства и защиты. Это вызывало снижение уровня и качества жизни, особенно критичным им виделось то, что государство не встает на защиту от алкогольной зависимости, не развивает систему здравоохранения. В итоге инородцы умирали «целыми чумами»; 4) русско-сибирская народность формируется благодаря взаимодействию и взаимообогащению русской и инородческой культур, для дальнейшего развития Сибири необходим сибирский патриотизм, который бы ставил целью решать инородческий вопрос; 5) высока необходимость в пробуждении «инородческого ума» - образование инородческой интеллигенции, а также просвещение. Большую роль в этом играет образование: существующая система образования оценивалась ими негативно, т.к. была направлена исключительно на превращение инородца в крестьянина и налогоплательщика, миссионерские школы также имели мало положительного эффекта, т.к. отрывали ребенка от традиционной культуры, тем самым подавляя уникальность, поэтому перспективным им виделось создание системы национального образования с «родными» языком, учебниками, учителями5. Таким образом, рассматривая реформы, проводимые преимущественно в XIX в., оценка областниками дается в достаточно негативном ключе. Обращение к трудам областников в исторических исследованиях является оправданным, т.к. представляет собой определенный этап изучения этой проблематики, приведение большого количества фактологической информации, данные собственных этнографических исследований, однако, относиться к ним нужно критически, т.к. некоторые позиции их концепции требуют прояснений, например, главный тезис о вымирании инородцев - данные показывают, что его нельзя распространять на все коренные народы Сибири (что в последствии будет подтверждено Первой всеобщей переписью населения Российской империи 1897 г.).
Большинство же дореволюционных исследователей рассматривали национальную политику менее концептуально. Помимо своей «научной специализации», обычно приводились этнографические данные о народах, наиболее частыми тематиками были: история Сибири (П.А Словцов (хотя он преимущественно и не рассматривал XIX в., но приводил много данных о народах)6, С.С. Шашков7); деятельность православной церкви (Т.А. Доугревич8, В.И. Вербицкий9), изучение отдельных сфер (Ю.В. Григорьев10, А. Нольде11) и др. Необходимо отметить, что усиление интереса к изучению осуществления разных аспектов национальной политики характерно для второй половины XIX в., особенно с 80-х гг. XIX в. на фоне т.н. «национального вопроса».
С приходом советской власти интерес к национальной политике в Сибири в XIX в. в первые десятилетия снизился, т.к. основное внимание было сосредоточено на XVI-XVII вв. и изучении характера присоединения Сибири; исследования строились на марксистской основе, примечательно также, что часть тезисов областников - о вымирании, алкоголизме, болезнях инородцев и др. - изучается более углубленно (хотя и критикуется расплывчатость их положений). До второй половины ХХ в. в отечественной науке была распространена критика политики, которая рассматривалась как подавление интересов народов Сибири. Изучение национальной политики рассматриваемого периода преимущественно велось в отношении бурятов и якутов, где особое внимание уделялось угнетению в правовой системе и поддержке правительством «рабства» (С.В. Бахрушин12), уничтожению национальной культуры и провалам христианизации (А. Кузнецова13), экономическому подавлению хозяйства, ограблению инородцев торговыми монополиями, проблемам в землепользовании (В.Г. Карцов14) и проч., интересен взгляд Е.Я. Драбкиной, полагающей, что в XIX в. политика все еще проводилась в русле колониализма, хотя реформа 1822 г. могла превратить Сибирь в буржуазную колонию и создать иное отношение к коренным народам15. В этот период были введены в научный оборот новые источники, были поставлены новые исследовательские задачи (например, «рабство» у инородцев, в т.ч. его новые формы в XIX в.).
В связи с активной внешней политикой с конца 1930-х гг. и далее, помимо негативных последствий учеными второй половины XX в. постепенно выделяются и позитивные направления, как приобщение народов к цивилизации. Определенное значение играло создание «Истории Сибири с древнейших времен до наших дней», которая в рамках 3-го тома систематизировала информацию об истории региона в XIX - начале XX в., и несмотря на то, что в ней приводилось не так много непосредственно анализа, были зафиксированы основные сведения о реализации национальной политики к коренным народам Сибири, и помимо негативных, выделены положительные изменения (например, культурные контакты), хотя она и выливалась в усиление национального гнета16. Проводимые в это время исследования более глубоко, чем ранее, анализировали архивные и статистические данные, вводили в научный оборот новые источники. Основные сферы национальной политики, которые рассматривались в этот период, были управление и экономическое положение. Так, в сфере управления появился тезис о том, что государство могло учитывать и интересы коренных народов Сибири, например, в ограничении влияния на них царской администрации (Л.М. Дамешек17 и др.), схожей точки зрения придерживался В.А. Зибарев18, считавший, что государству было необходимо учитывать внутренние изменения в социально - экономическом устройстве для правовой системы, и др. Большое изучение велось экономического положения коренных народов, при этом связывая заинтересованность государства в реформах из фискальных соображений (Е.М. Залкинд19, Н.А. Миненко20, В.Н. Кислицин21 и др.). Возможно, одним из самых ценных исследований экономической политики в этом отношении и сегодня является труд Л.М. Дамешек «Ясачная политика царизма в XIX - начале XX века»22 (в последствии на его основе появились новые монографии благодаря расширению периода и ввода новых данных), где был проанализирован большой объем архивной информации, в т.ч. используемой впервые. Несмотря на в целом достаточно негативную оценку действий Российской империи по отношению к коренным народам Сибири, ученые этого периода справедливо указывали, что национальная политика была «мягче», чем на Западных рубежах страны. Систематизация материала носила более объективный характер, чем ранее, что особенно характерно для трудов времен перестройки, вместе с тем, пытаясь обозначить причины изменений в национальной политике, на тот период исследователями мало учитывались культурные факторы.
С 1990-х гг. усиливается интерес к проведению национальной политики к коренным народам Сибири, поэтому возникает большое количество публикаций, что можно объяснить как политическими причинами - национальными конфликтами внутри страны и поиском методов их преодоления, желанием органов власти познакомиться с опытом национальной политики империи, выстраивание отношений РФ с СНГ и проживающими там народами -, так и появлением в доступе ранее неизвестных источников и публикаций новых исследований российских и зарубежных ученых (это помогает добиться объективности исследований, выработки новых концепций). Теперь исследования становятся более многоплановыми, учитывающими множество факторов, к тому же изучение проблематики находится вне идеологического контекста.
В рамках рассмотрения национальной политики Российского государства и Российской империи упоминается ее проведение по отношению к коренным народам Сибири. Е.И. Кэмпбелл23, А.И. Миллер24, авторы «Патриотизм и национализм как факторы российской истории (конец XVIII в. - 1991 г.)»25 делали акцент на конструировании единства народов империи в рамках интеграции в социо-культурное пространство страны, поэтому акцент ставили как раз на это, внимание же на правовое и управленческое положение делается в коллективной монографии «Национальная политика в России: XVI - начало XXI века»26.
Рассматривали национальную политику к коренным народам Сибири в рамках политики на уровне империи зарубежные ученые: А. Kappeler27 отчасти рассматривал ее с русификаторских позиций, поэтому полагал, что она была более лояльна, чем к другим территориям, позволяя сохранять черты своей культуры, но переселенческое движение изменило этот вектор, А. Etkind28 указывал, что закономерной реакцией на удары по идентичности стали национальные движения.
Национальная политика по отношению к коренным народам Сибири многими авторами крупных монографий и статей признается неотъемлемой частью окраинной политики к Сибири. Так, А.Ю. Конев29, делает акцент на управлении и поразрядной системе, показывая на примерах, что во многом шло к «окрестьяниванию» инородцев, даже когда это не соответствовало реальному положению; А.В. Ремнев30 обозначал, что тенденции в отношении власти к коренным народам соответствовали в целом политике к Сибири, важным моментом было желание контроля над инородцами; В.В. Трепавлов31, «захватывая» рассматриваемый нами период, методологически акцент делал на этатизме, а также роли элит; подход к национальной политике как к системе, с рассмотрением совокупности элементов, характерен для Л.И. Шерстовой, анализировавшей ее на примере тюркских народов32; коллектив авторов «Сибирь в составе Российской империи»33 показал взаимосвязь внутренней обстановки в Сибири и империи и положения коренных народов, и др. Здесь, конечно, обозначены ключевые работы современных авторов, в условиях повышенного интереса к теме национальной политики на данный момент имеется большое количество публикаций. В зависимости от научных интересов авторы уделяют той или иной области больше внимания, реализуются разнообразные подходы к решению поставленных целей и задач, используются разные источники, поэтому оценка в настоящий момент совершенно разная.
Многолетний опыт и большое количество публикаций позволяют считать степень изученности национальной политики Российской империи в отношении коренных народов Сибири в XIX - начале XX в. достаточно высокой; вместе с тем, есть ряд вопросов, которые можно изучить глубже: это особенности поразрядной системы, место инородцев в избирательной системе при выборах в Государственные Думы и др.
Объект исследования. Национальная политика Российской империи.
Предмет исследования. Реализация национальной политики Российской империи в отношении коренных народов Сибири в первой половине XIX в. и во второй половине XIX - начале XX вв.
Цель исследования. Изучение принципов и эволюции национальной политики Российской империи в XIX - начале XX вв. в отношении коренных народов Сибири.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть правовой статус коренных народов Сибири и его эволюцию в рамках поразрядной системы в первой половине XIX в.;
• изучить, как изменялась политика по отношению к образу жизни и ведению хозяйственной деятельности коренными народами Сибири в первой половине XIX в.;
• проанализировать проведение административных реформ к коренным народам Сибири во второй половине XIX - начале XX вв.;
• определить изменения в экономической сфере, произошедшие у коренных народов Сибири во второй половине XIX - начале XX вв.;
• выделить основные методы, с помощью которых государство
интегрировало коренные народы Сибири в социокультурное пространство империи в XIX - начале XX вв.
Хронологические рамки. Охватывают период с XIX в. до начала XX в. Нижняя граница связана с началом правления Александра I, а также осознанным формированием принципов национальной политики по отношению к коренным народам Сибири, когда первой ее вехой стало принятие «Устава об управлении инородцев» (1822 г.), а верхняя - с крушением Российской империи в результате Февральской революции 1917 г.
Территориальные рамки. Природно-географические границы Сибири, которые включают Западную и Восточную Сибирь. В работе рассматриваются с позиции административно-территориального деления с 1803 г. Тобольская, Томская, Иркутская губернии, с 1822 г. - Тобольская и Томская, Енисейская и Иркутская губернии (из последней в 1851 г. выделяются Якутская и Забайкальская области) с учетом дальнейших изменений в их делении34.
Методология и методы исследования. В основе работы лежит системный подход. Системный подход предполагает выделение совокупности элементов, взаимосвязь которых выражает, собственно, целостность и устойчивость всей системы, затем проводится структурный и функциональный анализ системы, благодаря чему выявляются взаимосвязь компонентов и характер их взаимодействия. В отечественной науке существует два основных подхода к трактовке «национальной политики» в зависимости от определения нации (как этнической общности35 и как сообщества граждан государства36), более традиционным является ее значение как этнополитики - осуществление государственной политики в отношении народов государства37. Исходя из выбранной методологии, в данной работе национальная политика рассматривается как государственная политика в отношении народов, а ее составляющими как системы являются взаимосвязанные элементы: правовые, управленческие, организационные, социальные, экономические и др. меры, направленные на реализацию национальных интересов, интеграцию в государственную систему и разрешение имеющихся противоречий. Так, в работе рассматриваются основные элементы, проводится их анализ, выстраиваются закономерности и их влияние друг на друга, а затем делаются выводы о национальной политике в отношении коренных народов Сибири в целом. В рамках проблемно-хронологического подхода национальная политика делится 1860-ми годами на два периода - в это время осуществляются Великие реформы, начинает проводиться курс на унификацию окраин и центра империи.
На методическом уровне используются: историко-генетический метод при рассмотрении причин изменений элементов национальной политики, их содержания и влияния - так можно сделать выводы о динамике; историко- сравнительный метод при сравнении национальной политики текущей эпохи с предыдущими, что поможет выявить причины изменений; метод анализа использовался при рассмотрении отдельных оставляющих национальной политики, затем, через синтез данных, составлялась общая картина реализации.
Источниковая база. Круг источников, используемых в работе, можно разделить на несколько групп:
• нормативно-правовые акты являются важными ресурсами для написания работы, ведь их изучение необходимо для определения правовой основы реализации национальной политики - это «Именной указ «Об отправлении капитана Щербачева с командой в Сибирь для отвращения происходящих там непорядков и взяток, вымогаемых при сдаче ясака» от 6 февраля 1763 г.», «Об освобождении от ясака детей и внучат тех инородцев Сибирских, кои пользуются правами личного дворянства», «Положение об инородцах», «Временное положение о крестьянских начальниках в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской от 2 июня 1898 г.», «О применении Положения о выборах в Государственную думу к губерниям Тобольской, Томской, Иркутской и Енисейской от 20 октября 1905 г.» и др., которые предусматривали изменение системы управления, введение новых понятий, разделения функций, порядок применения законов и др. Большое внимание уделяется анализу положений «Устава об управлении инородцев», а также его применения, т.к. он являлся основным документом, устанавливающим права и обязанности коренных народов Сибири;
• материалы делопроизводства (как в оцифрованном виде, так и в виде сборников архивных материалов) представлены журналами, отчетами органов власти и организаций, докладами, рапортами, мнениями и письмами должностных лиц, телеграммами и др.: «Записки ген.-ад. Н.Н. Анненкова», ревизовавшего управление Западной Сибири, а отзывы на них, журналы общего присутствия Томского и Тобольского губернских управлений, журналы Сибирского Комитета, «Письмо военного губернатора Забайкальской области Кияшко бандидо хамбо - ламе Восточной Сибири, «Программа для исследования современного состояния инородцев в Томской губернии с заключением сведущих людей», «Отчет Всероссийского православного миссионерского общества в 1898 году» и др. Данные материалы используются разного уровня - местного, регионального и государственного. С их помощью можно проследить, как изменялись точки зрения должностных лиц, как предполагалось реализовывать требования законов и решать поставленные задачи;
• статистические данные дают количественное понимание происходящих процессов - это «Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа», «Общий свод по Империи результатов разработки, данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года», данные ревизий и др.
• выпуски периодической печати рассматриваемого периода представляют собой интерес, т.к. в них можно узнать то, что волновало общество, и как оно оценивало события - это некоторые номера «Жизнь Алтая», «Томские губернские ведомости», «Сибирская жизнь».
Научная новизна. Осуществляется попытка создания работы, комплексно рассматривающей национальную политику в отношении коренных народов Сибири XIX - начала ХХ вв. как систему.
Также в процессе работы делается опора на источники, которые не были использованы учеными или же малоизучены, но при этом раскрывают некоторые аспекты в рассмотрении нашей темы, примерами таких источников являются: заметка в газете «Жизнь Алтая» об инициативе отправки
священнослужителя и его подопечных алтайцев на войну в 1914 г., фиксация информации о предоставлении переводчика-«калмыка» во время избрания выборщиков в третью Государственную Думу от Бийского уезда, анализ «Программы для исследования современного состояния инородцев Томской губернии» и др.
Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы при создании учебных пособий по истории Сибири, этнологии, истории ГМУ, управлению национальными отношениями, издании научно-популярных книг по истории, при разработке специальных курсов и элективных занятий по краеведению и сибиреведению. Результаты могут служить базой при разработке рекомендаций органам власти в области межнациональных отношений.
Апробация. Осуществлялась в формате участия в V региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!» (Барнаул, 2018 г.) и публикации в сборнике по итогам ее работы; участия в международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники» (Барнаул, 2018) и публикации в сборнике по итогам ее работы; участия в VI региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!» (Барнаул, 2019 г.); участия в ХС Студенческой международной научнопрактической конференции «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования» (2020) и публикации в сборнике статей по итогам ее работы38; участия в VIII региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!» (Барнаул, 2021 г.), с дальнейшей публикацией в сборнике по итогам ее работы (сдана в печать); участия в XIV Всероссийской научнопрактической конференции студентов и молодых ученых «Россия в XXI веке: Стратегия и тактика социально-экономических, политических и правовых реформ» (Барнаул, 2021 г.), с дальнейшей публикацией в сборнике по итогам ее работы (сдана в печать).
Структура. Состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Важное место в современной национальной политике занимает Сибирь как регион, в котором проживают люди, ведущие как современный, так и традиционный образ жизни. Для нее по отношению к коренным народам Сибири наиболее важными вопросами являются: соотношение традиционного хозяйства и выгод государства от занятых ими территорий с природными ресурсами (особенно на Севере в связи с энергетической составляющей экономики страны); этнокультурное наследие (сохранение, изучение имеющегося, воссоздание утерянных элементов культуры); вопрос льгот и квот (насколько они необходимы, в каком объеме и в каких сферах); экстремистские религиозные практики (часто базирующиеся на традиционной системе верований); сепаратистские выступления (особенно характерно для национальных республик); межэтнические конфликты; роль русского народа и культуры и др. Решение этих вопросов способствует укреплению государственного единства.
Россия имеет большой опыт взаимоотношения государства с коренными народами Сибири. Примечательно, что государство уже сталкивалось с решением вышеуказанных проблем в своей истории, ведь корни их берут начало с момента освоения Сибири. Изучая исторический опыт проведения национальной политики, важно обращаться к опыту Российской империи, в частности, XIX - начала ХХ вв., ведь именно в этот период национальная политика осознается как полноценный необходимый компонент политики к окраинам, требовавший учета специфики развития народов и территорий, тогда же меняются векторы национальной политики из-за усиления интеграции народов в социально-политическую систему, политики русификации, переселенческого движения, новых экономических тенденций и др. Эти изменения и нерешенные проблемы отразились на повседневных событиях тех лет, а также отчасти привели к Революциям 1905-1907 гг. и 1917 г., отразившиеся затем на Гражданской войне, на социалистическом строительстве и современном демократическом развитии.
Можно сказать, что учет специфики исторического развития народов Сибири при управлении ими и выстраивании гармоничных межнациональных отношений позволит обеспечить более стабильное и безопасное будущее региона и страны в целом, что подчеркнуто в Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года2.
Степень изученности. Как правило, исследователи при написании работ опираются на законодательные акты, отчеты, межведомственную переписку, статистические данные, архивные данные, информацию в периодических изданиях, воспоминания современников и т.д. Они дают как общий анализ национальной политики, так и ее составляющих.
Отдельные явления национальной политики Российской империи в Сибири в XIX - начале ХХ вв. изучались еще современниками событий и оценивались по-разному, в т.ч. оформляясь в отдельную социальнополитическую мысль. Большой интерес вызывали реформы 1822 г. и
деятельность Первого Сибирского комитета. Так, В.И. Вагиным в «Исторических сведениях о деятельности графа М.М. Сперанского в Сибири с 1819 по 1822 год»3 была проведена обширная работа по поиску сведений о ревизии М.М. Сперанского и их анализ, тем не менее, личный вклад М.М. Сперанского им, возможно, переоценен, зато исследование ценно за большую работу с источниками. В.И. Вагин поднял интерес научного сообщества к изучению Сибирских реформ первой половины XIX в. Анализ разработки Сибирского учреждения был проведен С.М. Прутченко в работе «Сибирские окраины»4, где проанализировал имеющиеся данные, а также привел информацию о дальнейших попытках исправлений, внимание в работе также заслуживают Приложения, в которых представлены выписки из журналов Сибирских Комитетов и ревизий сенаторов.
Во второй половине XIX в. как направление в гуманитарной мыли и как социально-политическое движение формируется областничество. Здесь необходимо остановиться чуть подробнее, т.к. полученные ими данные остаются актуальными и сейчас, а решение поставленных вопросов стало предметом изучения почти на полтора столетия. Областники ставили вопрос о месте Сибири в Российской империи, колониальной характеристике ио ее будущем, этнический компонент, разработка которого особенную систематизацию получила в 70-80х гг. XIX в., в их концепции играл значительную роль, т.к. он являлся одним из факторов, предопределявшим политику к региону, формирующему особенную культурную и социальную атмосферу. Место коренных народов Сибири проявлялось в следующих аспектах: 1) областники выступали за то, чтобы сначала узнавать историю, быт, культуру, общественные отношения и др. этнографические данные инородцев, и только на основе этих данных выстраивать политику в их отношении, т.к. существующее соприкосновение с русской цивилизацией убивало национальную культуру; 2) необходимо сохранять специфику народов, ограждать их от унификации, которая набирала обороты в 60-х и особенно 80-х гг. XIX в., что соответствует идее об автономии в составе империи - только так будет обеспечено дальнейшее национальное развитие и ликвидация последствий колониального характера; 3) с их точки зрения, государство и российское общество смотрели на быт и традиционное хозяйство пренебрежительно, считали его недостойным покровительства и защиты. Это вызывало снижение уровня и качества жизни, особенно критичным им виделось то, что государство не встает на защиту от алкогольной зависимости, не развивает систему здравоохранения. В итоге инородцы умирали «целыми чумами»; 4) русско-сибирская народность формируется благодаря взаимодействию и взаимообогащению русской и инородческой культур, для дальнейшего развития Сибири необходим сибирский патриотизм, который бы ставил целью решать инородческий вопрос; 5) высока необходимость в пробуждении «инородческого ума» - образование инородческой интеллигенции, а также просвещение. Большую роль в этом играет образование: существующая система образования оценивалась ими негативно, т.к. была направлена исключительно на превращение инородца в крестьянина и налогоплательщика, миссионерские школы также имели мало положительного эффекта, т.к. отрывали ребенка от традиционной культуры, тем самым подавляя уникальность, поэтому перспективным им виделось создание системы национального образования с «родными» языком, учебниками, учителями5. Таким образом, рассматривая реформы, проводимые преимущественно в XIX в., оценка областниками дается в достаточно негативном ключе. Обращение к трудам областников в исторических исследованиях является оправданным, т.к. представляет собой определенный этап изучения этой проблематики, приведение большого количества фактологической информации, данные собственных этнографических исследований, однако, относиться к ним нужно критически, т.к. некоторые позиции их концепции требуют прояснений, например, главный тезис о вымирании инородцев - данные показывают, что его нельзя распространять на все коренные народы Сибири (что в последствии будет подтверждено Первой всеобщей переписью населения Российской империи 1897 г.).
Большинство же дореволюционных исследователей рассматривали национальную политику менее концептуально. Помимо своей «научной специализации», обычно приводились этнографические данные о народах, наиболее частыми тематиками были: история Сибири (П.А Словцов (хотя он преимущественно и не рассматривал XIX в., но приводил много данных о народах)6, С.С. Шашков7); деятельность православной церкви (Т.А. Доугревич8, В.И. Вербицкий9), изучение отдельных сфер (Ю.В. Григорьев10, А. Нольде11) и др. Необходимо отметить, что усиление интереса к изучению осуществления разных аспектов национальной политики характерно для второй половины XIX в., особенно с 80-х гг. XIX в. на фоне т.н. «национального вопроса».
С приходом советской власти интерес к национальной политике в Сибири в XIX в. в первые десятилетия снизился, т.к. основное внимание было сосредоточено на XVI-XVII вв. и изучении характера присоединения Сибири; исследования строились на марксистской основе, примечательно также, что часть тезисов областников - о вымирании, алкоголизме, болезнях инородцев и др. - изучается более углубленно (хотя и критикуется расплывчатость их положений). До второй половины ХХ в. в отечественной науке была распространена критика политики, которая рассматривалась как подавление интересов народов Сибири. Изучение национальной политики рассматриваемого периода преимущественно велось в отношении бурятов и якутов, где особое внимание уделялось угнетению в правовой системе и поддержке правительством «рабства» (С.В. Бахрушин12), уничтожению национальной культуры и провалам христианизации (А. Кузнецова13), экономическому подавлению хозяйства, ограблению инородцев торговыми монополиями, проблемам в землепользовании (В.Г. Карцов14) и проч., интересен взгляд Е.Я. Драбкиной, полагающей, что в XIX в. политика все еще проводилась в русле колониализма, хотя реформа 1822 г. могла превратить Сибирь в буржуазную колонию и создать иное отношение к коренным народам15. В этот период были введены в научный оборот новые источники, были поставлены новые исследовательские задачи (например, «рабство» у инородцев, в т.ч. его новые формы в XIX в.).
В связи с активной внешней политикой с конца 1930-х гг. и далее, помимо негативных последствий учеными второй половины XX в. постепенно выделяются и позитивные направления, как приобщение народов к цивилизации. Определенное значение играло создание «Истории Сибири с древнейших времен до наших дней», которая в рамках 3-го тома систематизировала информацию об истории региона в XIX - начале XX в., и несмотря на то, что в ней приводилось не так много непосредственно анализа, были зафиксированы основные сведения о реализации национальной политики к коренным народам Сибири, и помимо негативных, выделены положительные изменения (например, культурные контакты), хотя она и выливалась в усиление национального гнета16. Проводимые в это время исследования более глубоко, чем ранее, анализировали архивные и статистические данные, вводили в научный оборот новые источники. Основные сферы национальной политики, которые рассматривались в этот период, были управление и экономическое положение. Так, в сфере управления появился тезис о том, что государство могло учитывать и интересы коренных народов Сибири, например, в ограничении влияния на них царской администрации (Л.М. Дамешек17 и др.), схожей точки зрения придерживался В.А. Зибарев18, считавший, что государству было необходимо учитывать внутренние изменения в социально - экономическом устройстве для правовой системы, и др. Большое изучение велось экономического положения коренных народов, при этом связывая заинтересованность государства в реформах из фискальных соображений (Е.М. Залкинд19, Н.А. Миненко20, В.Н. Кислицин21 и др.). Возможно, одним из самых ценных исследований экономической политики в этом отношении и сегодня является труд Л.М. Дамешек «Ясачная политика царизма в XIX - начале XX века»22 (в последствии на его основе появились новые монографии благодаря расширению периода и ввода новых данных), где был проанализирован большой объем архивной информации, в т.ч. используемой впервые. Несмотря на в целом достаточно негативную оценку действий Российской империи по отношению к коренным народам Сибири, ученые этого периода справедливо указывали, что национальная политика была «мягче», чем на Западных рубежах страны. Систематизация материала носила более объективный характер, чем ранее, что особенно характерно для трудов времен перестройки, вместе с тем, пытаясь обозначить причины изменений в национальной политике, на тот период исследователями мало учитывались культурные факторы.
С 1990-х гг. усиливается интерес к проведению национальной политики к коренным народам Сибири, поэтому возникает большое количество публикаций, что можно объяснить как политическими причинами - национальными конфликтами внутри страны и поиском методов их преодоления, желанием органов власти познакомиться с опытом национальной политики империи, выстраивание отношений РФ с СНГ и проживающими там народами -, так и появлением в доступе ранее неизвестных источников и публикаций новых исследований российских и зарубежных ученых (это помогает добиться объективности исследований, выработки новых концепций). Теперь исследования становятся более многоплановыми, учитывающими множество факторов, к тому же изучение проблематики находится вне идеологического контекста.
В рамках рассмотрения национальной политики Российского государства и Российской империи упоминается ее проведение по отношению к коренным народам Сибири. Е.И. Кэмпбелл23, А.И. Миллер24, авторы «Патриотизм и национализм как факторы российской истории (конец XVIII в. - 1991 г.)»25 делали акцент на конструировании единства народов империи в рамках интеграции в социо-культурное пространство страны, поэтому акцент ставили как раз на это, внимание же на правовое и управленческое положение делается в коллективной монографии «Национальная политика в России: XVI - начало XXI века»26.
Рассматривали национальную политику к коренным народам Сибири в рамках политики на уровне империи зарубежные ученые: А. Kappeler27 отчасти рассматривал ее с русификаторских позиций, поэтому полагал, что она была более лояльна, чем к другим территориям, позволяя сохранять черты своей культуры, но переселенческое движение изменило этот вектор, А. Etkind28 указывал, что закономерной реакцией на удары по идентичности стали национальные движения.
Национальная политика по отношению к коренным народам Сибири многими авторами крупных монографий и статей признается неотъемлемой частью окраинной политики к Сибири. Так, А.Ю. Конев29, делает акцент на управлении и поразрядной системе, показывая на примерах, что во многом шло к «окрестьяниванию» инородцев, даже когда это не соответствовало реальному положению; А.В. Ремнев30 обозначал, что тенденции в отношении власти к коренным народам соответствовали в целом политике к Сибири, важным моментом было желание контроля над инородцами; В.В. Трепавлов31, «захватывая» рассматриваемый нами период, методологически акцент делал на этатизме, а также роли элит; подход к национальной политике как к системе, с рассмотрением совокупности элементов, характерен для Л.И. Шерстовой, анализировавшей ее на примере тюркских народов32; коллектив авторов «Сибирь в составе Российской империи»33 показал взаимосвязь внутренней обстановки в Сибири и империи и положения коренных народов, и др. Здесь, конечно, обозначены ключевые работы современных авторов, в условиях повышенного интереса к теме национальной политики на данный момент имеется большое количество публикаций. В зависимости от научных интересов авторы уделяют той или иной области больше внимания, реализуются разнообразные подходы к решению поставленных целей и задач, используются разные источники, поэтому оценка в настоящий момент совершенно разная.
Многолетний опыт и большое количество публикаций позволяют считать степень изученности национальной политики Российской империи в отношении коренных народов Сибири в XIX - начале XX в. достаточно высокой; вместе с тем, есть ряд вопросов, которые можно изучить глубже: это особенности поразрядной системы, место инородцев в избирательной системе при выборах в Государственные Думы и др.
Объект исследования. Национальная политика Российской империи.
Предмет исследования. Реализация национальной политики Российской империи в отношении коренных народов Сибири в первой половине XIX в. и во второй половине XIX - начале XX вв.
Цель исследования. Изучение принципов и эволюции национальной политики Российской империи в XIX - начале XX вв. в отношении коренных народов Сибири.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть правовой статус коренных народов Сибири и его эволюцию в рамках поразрядной системы в первой половине XIX в.;
• изучить, как изменялась политика по отношению к образу жизни и ведению хозяйственной деятельности коренными народами Сибири в первой половине XIX в.;
• проанализировать проведение административных реформ к коренным народам Сибири во второй половине XIX - начале XX вв.;
• определить изменения в экономической сфере, произошедшие у коренных народов Сибири во второй половине XIX - начале XX вв.;
• выделить основные методы, с помощью которых государство
интегрировало коренные народы Сибири в социокультурное пространство империи в XIX - начале XX вв.
Хронологические рамки. Охватывают период с XIX в. до начала XX в. Нижняя граница связана с началом правления Александра I, а также осознанным формированием принципов национальной политики по отношению к коренным народам Сибири, когда первой ее вехой стало принятие «Устава об управлении инородцев» (1822 г.), а верхняя - с крушением Российской империи в результате Февральской революции 1917 г.
Территориальные рамки. Природно-географические границы Сибири, которые включают Западную и Восточную Сибирь. В работе рассматриваются с позиции административно-территориального деления с 1803 г. Тобольская, Томская, Иркутская губернии, с 1822 г. - Тобольская и Томская, Енисейская и Иркутская губернии (из последней в 1851 г. выделяются Якутская и Забайкальская области) с учетом дальнейших изменений в их делении34.
Методология и методы исследования. В основе работы лежит системный подход. Системный подход предполагает выделение совокупности элементов, взаимосвязь которых выражает, собственно, целостность и устойчивость всей системы, затем проводится структурный и функциональный анализ системы, благодаря чему выявляются взаимосвязь компонентов и характер их взаимодействия. В отечественной науке существует два основных подхода к трактовке «национальной политики» в зависимости от определения нации (как этнической общности35 и как сообщества граждан государства36), более традиционным является ее значение как этнополитики - осуществление государственной политики в отношении народов государства37. Исходя из выбранной методологии, в данной работе национальная политика рассматривается как государственная политика в отношении народов, а ее составляющими как системы являются взаимосвязанные элементы: правовые, управленческие, организационные, социальные, экономические и др. меры, направленные на реализацию национальных интересов, интеграцию в государственную систему и разрешение имеющихся противоречий. Так, в работе рассматриваются основные элементы, проводится их анализ, выстраиваются закономерности и их влияние друг на друга, а затем делаются выводы о национальной политике в отношении коренных народов Сибири в целом. В рамках проблемно-хронологического подхода национальная политика делится 1860-ми годами на два периода - в это время осуществляются Великие реформы, начинает проводиться курс на унификацию окраин и центра империи.
На методическом уровне используются: историко-генетический метод при рассмотрении причин изменений элементов национальной политики, их содержания и влияния - так можно сделать выводы о динамике; историко- сравнительный метод при сравнении национальной политики текущей эпохи с предыдущими, что поможет выявить причины изменений; метод анализа использовался при рассмотрении отдельных оставляющих национальной политики, затем, через синтез данных, составлялась общая картина реализации.
Источниковая база. Круг источников, используемых в работе, можно разделить на несколько групп:
• нормативно-правовые акты являются важными ресурсами для написания работы, ведь их изучение необходимо для определения правовой основы реализации национальной политики - это «Именной указ «Об отправлении капитана Щербачева с командой в Сибирь для отвращения происходящих там непорядков и взяток, вымогаемых при сдаче ясака» от 6 февраля 1763 г.», «Об освобождении от ясака детей и внучат тех инородцев Сибирских, кои пользуются правами личного дворянства», «Положение об инородцах», «Временное положение о крестьянских начальниках в губерниях Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской от 2 июня 1898 г.», «О применении Положения о выборах в Государственную думу к губерниям Тобольской, Томской, Иркутской и Енисейской от 20 октября 1905 г.» и др., которые предусматривали изменение системы управления, введение новых понятий, разделения функций, порядок применения законов и др. Большое внимание уделяется анализу положений «Устава об управлении инородцев», а также его применения, т.к. он являлся основным документом, устанавливающим права и обязанности коренных народов Сибири;
• материалы делопроизводства (как в оцифрованном виде, так и в виде сборников архивных материалов) представлены журналами, отчетами органов власти и организаций, докладами, рапортами, мнениями и письмами должностных лиц, телеграммами и др.: «Записки ген.-ад. Н.Н. Анненкова», ревизовавшего управление Западной Сибири, а отзывы на них, журналы общего присутствия Томского и Тобольского губернских управлений, журналы Сибирского Комитета, «Письмо военного губернатора Забайкальской области Кияшко бандидо хамбо - ламе Восточной Сибири, «Программа для исследования современного состояния инородцев в Томской губернии с заключением сведущих людей», «Отчет Всероссийского православного миссионерского общества в 1898 году» и др. Данные материалы используются разного уровня - местного, регионального и государственного. С их помощью можно проследить, как изменялись точки зрения должностных лиц, как предполагалось реализовывать требования законов и решать поставленные задачи;
• статистические данные дают количественное понимание происходящих процессов - это «Историко-статистический сборник по вопросам экономического и гражданского развития Алтайского горного округа», «Общий свод по Империи результатов разработки, данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года», данные ревизий и др.
• выпуски периодической печати рассматриваемого периода представляют собой интерес, т.к. в них можно узнать то, что волновало общество, и как оно оценивало события - это некоторые номера «Жизнь Алтая», «Томские губернские ведомости», «Сибирская жизнь».
Научная новизна. Осуществляется попытка создания работы, комплексно рассматривающей национальную политику в отношении коренных народов Сибири XIX - начала ХХ вв. как систему.
Также в процессе работы делается опора на источники, которые не были использованы учеными или же малоизучены, но при этом раскрывают некоторые аспекты в рассмотрении нашей темы, примерами таких источников являются: заметка в газете «Жизнь Алтая» об инициативе отправки
священнослужителя и его подопечных алтайцев на войну в 1914 г., фиксация информации о предоставлении переводчика-«калмыка» во время избрания выборщиков в третью Государственную Думу от Бийского уезда, анализ «Программы для исследования современного состояния инородцев Томской губернии» и др.
Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы при создании учебных пособий по истории Сибири, этнологии, истории ГМУ, управлению национальными отношениями, издании научно-популярных книг по истории, при разработке специальных курсов и элективных занятий по краеведению и сибиреведению. Результаты могут служить базой при разработке рекомендаций органам власти в области межнациональных отношений.
Апробация. Осуществлялась в формате участия в V региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!» (Барнаул, 2018 г.) и публикации в сборнике по итогам ее работы; участия в международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники» (Барнаул, 2018) и публикации в сборнике по итогам ее работы; участия в VI региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!» (Барнаул, 2019 г.); участия в ХС Студенческой международной научнопрактической конференции «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования» (2020) и публикации в сборнике статей по итогам ее работы38; участия в VIII региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!» (Барнаул, 2021 г.), с дальнейшей публикацией в сборнике по итогам ее работы (сдана в печать); участия в XIV Всероссийской научнопрактической конференции студентов и молодых ученых «Россия в XXI веке: Стратегия и тактика социально-экономических, политических и правовых реформ» (Барнаул, 2021 г.), с дальнейшей публикацией в сборнике по итогам ее работы (сдана в печать).
Структура. Состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Национальная политика в России прошла долгий путь эволюции. В определенных аспектах взаимодействия власти и коренных народов Сибири сегодня используется и опыт Российской империи XIX - начала ХХ вв. Российская империя в рассматриваемый период часто вставала перед выбором: удовлетворять ли выгоды государства и его единства в ущерб интересам коренных народов Сибири, или наоборот оказывать им поддержку. Решение вопроса зависело от ряда обстоятельств, можно сказать, конкретного случая.
Отсутствие системности в государственной политике по отношению к коренным народам Сибири до XIX в. порождало злоупотребления местной власти и снижение доходов, что было выяснено в ходе ревизии М.М. Сперанского. Учитывая особенности региона, в 1822 г. проведены Сибирские реформы, а по отношению к коренным народам издан «Устав об управлении инородцев», определявший основные векторы, направления и содержание национальной политики - так, принцип деления на разряды по образу жизни стал главным признаком для определения мер по отношению к инородцам. Во второй четверти XIX в. встал вопрос о реформировании такого порядка, проводились специальные комиссии, т.к. отнесение к разряду не всегда соответствовало реальности. В экономической сфере взят вектор на то, чтобы «окрестьянить» инородцев: побудить их к ведению сельского хозяйства, отходничеству, работе на предприятиях или иной деятельности, изменить размер податей и др., что было выгоднее для государства с экономической точки зрения.
Во второй половине XIX - начале ХХ вв. государственной власти пришлось столкнуться с рядом вопросов. Первым из них был вопрос, в какой мере осуществлять реформы Александра II 1860-1870-х гг. в Сибири, в том числе в отношении инородцев, в итоге было принято решение не распространять их в полном объеме, т.к. либо у инородцев нет объективной потребности в них, поэтому нужно сохранять элементы традиционной социальной структуры, либо государство считало, что уровень общественного развития не позволит их реализовать (наверно, была и некая недооценка сибиряков в целом, что не дало, например, создать земства в противовес общественному запросу), что видно на примере воинской повинности, судебной системы и избирательных прав. В рамках второго вопроса, общероссийской тенденции на унификацию окраин через распространение единых законов от «ядра», однотипных элементов управленческой структуры и безопасности (ограничение такой самостоятельности было характерно для, например, Польши и Кавказа) проводились административные реформы для выравнивания правового статуса с крестьянским сословием, а также изменения в поразрядной системе, перспективной виделась идея создания новой. Решение третьего вопроса, землепользования и ведения традиционной хозяйственной деятельности инородцами, шло в условиях переселенческого движения, усилившегося особенно в начале XX в.
Таким образом, в сравнении с первой половиной XIX в., национальна политика в отношении коренных народов Сибири во второй половине XIX - начале XX вв. изменилась, отчасти это было связано с изменением места Сибири в Российской империи. Но были и внутренние причины, учитывающие изменения в среде самих коренных народов: расширение перехода к оседлому образу жизни, в силу этого логично вводить управление и законодательство, как для всех, что видно на примере законов о землепользовании, об управлении и др., в свою очередь государство стимулировало такие процессы, т.к. крестьянин или отходник для бюджета оказывался выгоднее, чем кочевник. Для кочевых и бродячих инородцев сохранялись веками складываемые правовые особенности в силу их хозяйственного положения и социальной организации, но также заметно, что поднятие вопросов о службе, о повинностях, о земле, показывало, какое будущее власть видела для этих категорий - оседлость и выравнивание в правах - вопрос времени.
Интеграция коренных народов Сибири в социокультурное пространство Российской империи в XIX - начале XX вв. стала более многогранна, что вызвано и политикой русификации в том числе, чем была ранее. Православизация стала осуществляться с помощью специальных миссий, распространение веры велось с использованием ряда побуждающих к этому мер. Развивалась система образования, учитывающая этнические особенности населения и новые методы обучения, но несмотря на расширение сети образовательных учреждений разной направленности, уровень грамотности инородцев оставался низким, а получение образования не гарантировало успешную дальнейшую жизнь и вертикальную социальную мобильность. Вместе с тем увеличивался запрос на получение более качественного образования, продолжала формироваться национальная интеллигенция. Об итогах культурных контактов и целенаправленно проводимых практик свидетельствует постепенное расширение использования русского языка инородцами. Усиление русского компонента в регионе способствовало тому, что коренное население впитывало их культуру, быт и традиции, знакомилось с экономическим и политическим укладом, перенимало методы хозяйствования и др., отсюда - включение нерусских народов в систему Российской империи, изменения в их идентичности. Однако важно, что коренные народы смогли сохранять элементы своей традиционной культуры.
Национальная политика должна реализовываться в двух направлениях: формирование ценностей единства общества, а также формирование возможностей для удовлетворения этнокультурных потребностей (развитие и сохранение языка, культуры, адаптация народов и т.п.), что должно в итоге нормализировать межнациональные отношения. Для современной науки изучение, как этот баланс был реализован в Российской империи, и был ли он достигнут, является актуальным направлением (такая попытка была реализована в данной работе).
Подытожив, можно сказать, что национальная политика способствовала интеграции инородцев в пространство Российской империи, сохранила некоторые веками складывающиеся особенности, но и породила новые проблемы, решать которые пришлось уже в рамках СССР и РФ.
Отсутствие системности в государственной политике по отношению к коренным народам Сибири до XIX в. порождало злоупотребления местной власти и снижение доходов, что было выяснено в ходе ревизии М.М. Сперанского. Учитывая особенности региона, в 1822 г. проведены Сибирские реформы, а по отношению к коренным народам издан «Устав об управлении инородцев», определявший основные векторы, направления и содержание национальной политики - так, принцип деления на разряды по образу жизни стал главным признаком для определения мер по отношению к инородцам. Во второй четверти XIX в. встал вопрос о реформировании такого порядка, проводились специальные комиссии, т.к. отнесение к разряду не всегда соответствовало реальности. В экономической сфере взят вектор на то, чтобы «окрестьянить» инородцев: побудить их к ведению сельского хозяйства, отходничеству, работе на предприятиях или иной деятельности, изменить размер податей и др., что было выгоднее для государства с экономической точки зрения.
Во второй половине XIX - начале ХХ вв. государственной власти пришлось столкнуться с рядом вопросов. Первым из них был вопрос, в какой мере осуществлять реформы Александра II 1860-1870-х гг. в Сибири, в том числе в отношении инородцев, в итоге было принято решение не распространять их в полном объеме, т.к. либо у инородцев нет объективной потребности в них, поэтому нужно сохранять элементы традиционной социальной структуры, либо государство считало, что уровень общественного развития не позволит их реализовать (наверно, была и некая недооценка сибиряков в целом, что не дало, например, создать земства в противовес общественному запросу), что видно на примере воинской повинности, судебной системы и избирательных прав. В рамках второго вопроса, общероссийской тенденции на унификацию окраин через распространение единых законов от «ядра», однотипных элементов управленческой структуры и безопасности (ограничение такой самостоятельности было характерно для, например, Польши и Кавказа) проводились административные реформы для выравнивания правового статуса с крестьянским сословием, а также изменения в поразрядной системе, перспективной виделась идея создания новой. Решение третьего вопроса, землепользования и ведения традиционной хозяйственной деятельности инородцами, шло в условиях переселенческого движения, усилившегося особенно в начале XX в.
Таким образом, в сравнении с первой половиной XIX в., национальна политика в отношении коренных народов Сибири во второй половине XIX - начале XX вв. изменилась, отчасти это было связано с изменением места Сибири в Российской империи. Но были и внутренние причины, учитывающие изменения в среде самих коренных народов: расширение перехода к оседлому образу жизни, в силу этого логично вводить управление и законодательство, как для всех, что видно на примере законов о землепользовании, об управлении и др., в свою очередь государство стимулировало такие процессы, т.к. крестьянин или отходник для бюджета оказывался выгоднее, чем кочевник. Для кочевых и бродячих инородцев сохранялись веками складываемые правовые особенности в силу их хозяйственного положения и социальной организации, но также заметно, что поднятие вопросов о службе, о повинностях, о земле, показывало, какое будущее власть видела для этих категорий - оседлость и выравнивание в правах - вопрос времени.
Интеграция коренных народов Сибири в социокультурное пространство Российской империи в XIX - начале XX вв. стала более многогранна, что вызвано и политикой русификации в том числе, чем была ранее. Православизация стала осуществляться с помощью специальных миссий, распространение веры велось с использованием ряда побуждающих к этому мер. Развивалась система образования, учитывающая этнические особенности населения и новые методы обучения, но несмотря на расширение сети образовательных учреждений разной направленности, уровень грамотности инородцев оставался низким, а получение образования не гарантировало успешную дальнейшую жизнь и вертикальную социальную мобильность. Вместе с тем увеличивался запрос на получение более качественного образования, продолжала формироваться национальная интеллигенция. Об итогах культурных контактов и целенаправленно проводимых практик свидетельствует постепенное расширение использования русского языка инородцами. Усиление русского компонента в регионе способствовало тому, что коренное население впитывало их культуру, быт и традиции, знакомилось с экономическим и политическим укладом, перенимало методы хозяйствования и др., отсюда - включение нерусских народов в систему Российской империи, изменения в их идентичности. Однако важно, что коренные народы смогли сохранять элементы своей традиционной культуры.
Национальная политика должна реализовываться в двух направлениях: формирование ценностей единства общества, а также формирование возможностей для удовлетворения этнокультурных потребностей (развитие и сохранение языка, культуры, адаптация народов и т.п.), что должно в итоге нормализировать межнациональные отношения. Для современной науки изучение, как этот баланс был реализован в Российской империи, и был ли он достигнут, является актуальным направлением (такая попытка была реализована в данной работе).
Подытожив, можно сказать, что национальная политика способствовала интеграции инородцев в пространство Российской империи, сохранила некоторые веками складывающиеся особенности, но и породила новые проблемы, решать которые пришлось уже в рамках СССР и РФ.
Подобные работы
- СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ВЕКТОР РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В
ОТНОШЕНИИ ИНОРОДЧЕСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ И ЮЖНОЙ СИБИРИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКАХ.
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО МАРИЙСКОГО КРАЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. (07. 00. 02.)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО МАРИЙСКОГО КРАЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПРИХОДСКОЕ ДУХОВЕНСТВО МАРИЙСКОГО КРАЯ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ОТНОШЕНИИ ЛЮТЕРАНСКИХ ОБЩИН ЗАПАДНОЙ СИБИРИ XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2022 - Административно-территориальное управление Сибирью (XIX- иачало XX вв.)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Городская провинциальная семья Самарской губернии второй половины XIX-начала XX вв.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Политика самодержавия в отношении коренных народов Сибири в yiy - начале XX вв.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017





