ПОЛОЖЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЩИН В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX В. - 1905 Г.
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБЩИНЫ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ 11
1.1. Мусульманские общины, как государственный компонент Российской
империи 11
1.2. Государственно-конфессиональная политика в отношении
мусульманских общин в XIX в 25
ГЛАВА 2. МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБЩИНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА
РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВВ 43
2.1. Мусульманские общины в социально-политической структуре России
43
2.2. Особенности государственно-конфессиональных отношений в
национально-административных субъектах Российской империи 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ГЛАВА 1. МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБЩИНЫ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ 11
1.1. Мусульманские общины, как государственный компонент Российской
империи 11
1.2. Государственно-конфессиональная политика в отношении
мусульманских общин в XIX в 25
ГЛАВА 2. МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБЩИНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА
РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВВ 43
2.1. Мусульманские общины в социально-политической структуре России
43
2.2. Особенности государственно-конфессиональных отношений в
национально-административных субъектах Российской империи 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Выбор темы исследования обусловлен тем, что проблематика распространения ислама в России и за рубежом привлекает интерес для изучения основных тенденций национально-культурного развития мусульманских народов. Обобщение мировоззренческого и исторического опыта даёт возможность определить истоки, причины и предпосылки событий, происходящих на современном этапе эволюции общества, а также по-новому взглянуть нынешнюю социокультурную и политическую ситуацию, как в России, так и в соседних с ней мусульманских странах.
Актуальность избранной темы исследования может быть обоснована тем, что современная Россия в силу своего исторического развития продолжает оставаться многонациональным и многоконфессиональным государством. Тем самым постоянно сохраняются определённые сложности функционирования системы государственного управления в Российской Федерации, которые во многом обусловлены постоянно протекающими процессами интеграции многих этносов и народов, объединённых в единое целое.
Значимое место в этих процессах занимают народы, исповедующие ислам, который является второй по распространённости религией на территории России, из-за чего она может считаться одним из крупнейших мусульманских стран мира. Поэтому тематика существования мусульманских общин внутри российского общества и их взаимодействие с государством по-прежнему сохраняет свою актуальность.
В этой связи достаточно весомую роль приобретает нахождение исторических параллелей в прошлом и применения в современной практике государственного управления накопленного исторического опыта.
Детальное исследование государственно-конфессиональных
отношений в Российской империи в отношении мусульманских общин позволяет не только переосмыслить опыт предыдущих поколений, но и может помочь в разрешении проблем, возникающих в этой сфере перед современным российским обществом и государством.
Научная новизна исследования состоит в уточнении исторических аспектов в проблеме изучения государственно-конфессиональных отношений между властями Российской империи и мусульманскими общинами в XIX столетии.
Также в результате проведённого исследования конкретизируется исторический опыт развития взаимоотношений между конфессиональными сообществами и государством.
Степень научной разработанности рассматриваемой темы характеризуется материалами и публикациями научной литературы, опирающиеся на изыскания, осуществлённые учёными и исследователями по истории религий, получивших распространение на территории России.
В отечественной историографии рассматриваемой темы можно выделить несколько основных периодов исследований.
К первому периоду следует отнести дореволюционную историографию, включавшую в себя статьи и монографии, в той или иной мере затрагивающие проблемы существования мусульманских общин в Российской империи. К таковым можно отнести таких авторов как: В.В. Бартольд1, Н.Н. Балкашин2, Ч.Ч. Валиханов3, А.Е. Алекторов4, и другие.
Второй период может быть охарактеризован научными работами советских исследователей первой половины XX века, в которых затрагивается тема проводимой в Российской империи до двух революций 1917 г. национальной политики. Наиболее значимые исследования этого периода представлены в трудах таких авторов как: Л.И. Климович5, А.Н. Григорьев6 и других.
Главным недостатком научных работ данного периода является то, что оценка системы государственно-конфессиональных отношений,
сложившейся в Российской империи, давалась в полном соответствии с партийной идеологией ВКП(б) и носила негативный характер. Это было обусловлено тем, что любая деятельность государства воспринималась в первую очередь как политика «самодержавной тирании», а религия и всё, что было связано с ней, вообще признавались враждебными пережитками прошлого.
Следующий период относится ко второй половине XX столетия. Прежде всего, это опубликованные исследования советских учёных, таких как: Н.А. Томилов7 и прочих исследователей.
Характерным отличием работ советских авторов этого периода от исследований предыдущего времени является расширение источниковой базы и повышенное внимание к проблемным вопросам истории отношений между различными религиозными конфессиями и государством. При этом немалое внимание наравне с этнокультурной составляющей уделяется религиозному компоненту эволюции мусульманских народов России.
Четвёртый этап отечественной историографии характеризуется трудами и работами современных исследователей, таких как: Д. Ю. Арапов8, Е. А. Шершнева9 и П.К. Дашковский10 , И.Л. Алексеев11 и многих других.
Зарубежная историография по рассматриваемой в настоящем исследовании теме представлена работами таких авторов как австрийский историк Андреас Каппелер9 10 11 12 , израильский историк Моше Гаммер13 и других исследователей.
Цель исследования заключается в определении места и роли мусульманских общин в системе государственно-конфессиональных отношений Российской империи.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить решение следующих задач:
1. рассмотреть мусульманские общины, в качестве одного из государственных компонентов Российской империи;
2. проанализировать государственно-конфессиональную политику в отношении мусульманских общин в XIX веке;
3. определить место и роль мусульманских общины в социальнополитической структуре Российской империи на рубеже Х1Х-ХХ вв.;
4. выявить особенности государственно-конфессиональных отношений в национально-административных субъектах Российской империи.
В качестве объекта исследования выступает система государственноконфессиональных отношений Российской империи в XIX - начале XX века.
Предметом исследования являются мусульманские общины, существовавшие на территории Российской империи в XIX - начале XX столетий.
Территориальные рамки исследования обусловлены местами проживания преимущественно мусульманского населения на территории Российской империи в ее границах в период XIX в. - 1905г.
Хронологические рамки исследования охватывают период отечественной истории в период с начала XIX века по 1905 г. Нижняя граница данного периода обусловлена началом складывания законодательно - правового оформления системы государственного управления мусульманскими общинами и народами в России, а верхняя граница - Указом об укреплении начал веротерпимости от 17 апреля 1905 г. и последующими политическими изменениями в положении мусульманских общин Российской империи.
Методологическая база работы. Цель и задачи изучаемой темы обусловили выбор соответствующих теме исследования методов.
При проведении исследовательской работы использовались два общеметодологических научных подхода - диалектический и логический, включающие в себя такие общенаучные методы, как: комплексный анализ, обобщение, аналогия и абстрагирование.
В качестве методологической основы в работе были использованы проблемно-исторический, сравнительно-исторический, ретроспективный и историко-социологический подходы, предполагающие всесторонний критический анализ всех явлений и процессов в динамике их становления и развития, при наличии непрерывной связи с другими событиями.
Методика проблемно-исторического подхода предполагает выделение в общей теме исследования отдельных проблем, которые рассматриваются в их исторической последовательности.
Методика сравнительно-исторического подхода предоставляет возможность соотносить политическую, военную, религиозную и культурную сферы жизни конкретного сообщества с другими сообществами в историческом контексте, выявляя преемственность в их развитии. Она даёт возможность проведения сравнительного анализа в отношении различных мусульманских общин и соотнести их положение с остальными конфессиями Российской империи - в первую очередь с Православной Русской Церковью того времени.
Методика ретроспективного подхода предоставляет возможность выявления причин и предпосылок возникновения различных явлений и свершении тех или иных фактов в жизни мусульманских общин Российской империи в процессе их исторического развития.
Методика историко-социологического подхода позволяет определить уровни взаимодействия государственной власти с различными этносами, входящими в мусульманские общины Российской империи, а также выявить эффективность проводимой государством конфессиональной политики по отношению к «иноверцам».
Применение вышеперечисленных методик предоставляет возможность проведения анализа широкого круга научных источников и позволяет проследить выявить основные аспекты положения мусульманских общин в системе государственно-конфессиональных отношений Российской империи в XIX - начале XX столетий.
Источниковедческая база работы опирается на материалы, содержащиеся в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), Центральном государственном архиве Республики Дагестан (ЦГА РД), Государственном архиве Ульяновской области (ГАУО), Государственном архиве Томской области (ГАТО), а также опубликованные исторические документы, находящиеся в открытом доступе, которые можно условно разделить на несколько групп.
К первой группе источников следует отнести нормативно-правовые акты, представленные в основном Полным собранием законов Российской империи (далее - ПСЗРИ).
Вторую группу источников составляют официальные документы и труды государственных и общественных деятелей рассматриваемого периода, таких как генерал-адъютант И.И. Воронцов14, православный миссионер Г.С. Саблуков15, татарский общественный деятель И.Б. Гаспринский16.
Практическая и теоретическая значимость проведённой работы заключается в том, что изложенные в ней материалы могут быть использованы как в общеобразовательных целях по темам, посвящённым изучению эволюции мусульманских общин в России.
Также итоги исследования могут быть применены при разработке и проведении дальнейших теоретических изысканий в области таких научных дисциплин как религиоведение, этнология и история России. Они дают возможность конкретизировать теоретические представления о процессе исторического развития мусульманских общин в России, а также дополнительно выявить отдельные социально-политические аспекты их эволюции.
Апробация результатов исследования. Основные тезисы данного исследования были представлены на V, VI и VIII Региональной молодежной конференции «Мой выбор - НАУКА!».
Структура работы соответствует избранной цели исследования и связанным с ней задачами. Композиция исследования структурно состоит из введения, двух глав, заключения и списка библиографических материалов, включающих в себя использованные в работе источники и научную литературу.
Актуальность избранной темы исследования может быть обоснована тем, что современная Россия в силу своего исторического развития продолжает оставаться многонациональным и многоконфессиональным государством. Тем самым постоянно сохраняются определённые сложности функционирования системы государственного управления в Российской Федерации, которые во многом обусловлены постоянно протекающими процессами интеграции многих этносов и народов, объединённых в единое целое.
Значимое место в этих процессах занимают народы, исповедующие ислам, который является второй по распространённости религией на территории России, из-за чего она может считаться одним из крупнейших мусульманских стран мира. Поэтому тематика существования мусульманских общин внутри российского общества и их взаимодействие с государством по-прежнему сохраняет свою актуальность.
В этой связи достаточно весомую роль приобретает нахождение исторических параллелей в прошлом и применения в современной практике государственного управления накопленного исторического опыта.
Детальное исследование государственно-конфессиональных
отношений в Российской империи в отношении мусульманских общин позволяет не только переосмыслить опыт предыдущих поколений, но и может помочь в разрешении проблем, возникающих в этой сфере перед современным российским обществом и государством.
Научная новизна исследования состоит в уточнении исторических аспектов в проблеме изучения государственно-конфессиональных отношений между властями Российской империи и мусульманскими общинами в XIX столетии.
Также в результате проведённого исследования конкретизируется исторический опыт развития взаимоотношений между конфессиональными сообществами и государством.
Степень научной разработанности рассматриваемой темы характеризуется материалами и публикациями научной литературы, опирающиеся на изыскания, осуществлённые учёными и исследователями по истории религий, получивших распространение на территории России.
В отечественной историографии рассматриваемой темы можно выделить несколько основных периодов исследований.
К первому периоду следует отнести дореволюционную историографию, включавшую в себя статьи и монографии, в той или иной мере затрагивающие проблемы существования мусульманских общин в Российской империи. К таковым можно отнести таких авторов как: В.В. Бартольд1, Н.Н. Балкашин2, Ч.Ч. Валиханов3, А.Е. Алекторов4, и другие.
Второй период может быть охарактеризован научными работами советских исследователей первой половины XX века, в которых затрагивается тема проводимой в Российской империи до двух революций 1917 г. национальной политики. Наиболее значимые исследования этого периода представлены в трудах таких авторов как: Л.И. Климович5, А.Н. Григорьев6 и других.
Главным недостатком научных работ данного периода является то, что оценка системы государственно-конфессиональных отношений,
сложившейся в Российской империи, давалась в полном соответствии с партийной идеологией ВКП(б) и носила негативный характер. Это было обусловлено тем, что любая деятельность государства воспринималась в первую очередь как политика «самодержавной тирании», а религия и всё, что было связано с ней, вообще признавались враждебными пережитками прошлого.
Следующий период относится ко второй половине XX столетия. Прежде всего, это опубликованные исследования советских учёных, таких как: Н.А. Томилов7 и прочих исследователей.
Характерным отличием работ советских авторов этого периода от исследований предыдущего времени является расширение источниковой базы и повышенное внимание к проблемным вопросам истории отношений между различными религиозными конфессиями и государством. При этом немалое внимание наравне с этнокультурной составляющей уделяется религиозному компоненту эволюции мусульманских народов России.
Четвёртый этап отечественной историографии характеризуется трудами и работами современных исследователей, таких как: Д. Ю. Арапов8, Е. А. Шершнева9 и П.К. Дашковский10 , И.Л. Алексеев11 и многих других.
Зарубежная историография по рассматриваемой в настоящем исследовании теме представлена работами таких авторов как австрийский историк Андреас Каппелер9 10 11 12 , израильский историк Моше Гаммер13 и других исследователей.
Цель исследования заключается в определении места и роли мусульманских общин в системе государственно-конфессиональных отношений Российской империи.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить решение следующих задач:
1. рассмотреть мусульманские общины, в качестве одного из государственных компонентов Российской империи;
2. проанализировать государственно-конфессиональную политику в отношении мусульманских общин в XIX веке;
3. определить место и роль мусульманских общины в социальнополитической структуре Российской империи на рубеже Х1Х-ХХ вв.;
4. выявить особенности государственно-конфессиональных отношений в национально-административных субъектах Российской империи.
В качестве объекта исследования выступает система государственноконфессиональных отношений Российской империи в XIX - начале XX века.
Предметом исследования являются мусульманские общины, существовавшие на территории Российской империи в XIX - начале XX столетий.
Территориальные рамки исследования обусловлены местами проживания преимущественно мусульманского населения на территории Российской империи в ее границах в период XIX в. - 1905г.
Хронологические рамки исследования охватывают период отечественной истории в период с начала XIX века по 1905 г. Нижняя граница данного периода обусловлена началом складывания законодательно - правового оформления системы государственного управления мусульманскими общинами и народами в России, а верхняя граница - Указом об укреплении начал веротерпимости от 17 апреля 1905 г. и последующими политическими изменениями в положении мусульманских общин Российской империи.
Методологическая база работы. Цель и задачи изучаемой темы обусловили выбор соответствующих теме исследования методов.
При проведении исследовательской работы использовались два общеметодологических научных подхода - диалектический и логический, включающие в себя такие общенаучные методы, как: комплексный анализ, обобщение, аналогия и абстрагирование.
В качестве методологической основы в работе были использованы проблемно-исторический, сравнительно-исторический, ретроспективный и историко-социологический подходы, предполагающие всесторонний критический анализ всех явлений и процессов в динамике их становления и развития, при наличии непрерывной связи с другими событиями.
Методика проблемно-исторического подхода предполагает выделение в общей теме исследования отдельных проблем, которые рассматриваются в их исторической последовательности.
Методика сравнительно-исторического подхода предоставляет возможность соотносить политическую, военную, религиозную и культурную сферы жизни конкретного сообщества с другими сообществами в историческом контексте, выявляя преемственность в их развитии. Она даёт возможность проведения сравнительного анализа в отношении различных мусульманских общин и соотнести их положение с остальными конфессиями Российской империи - в первую очередь с Православной Русской Церковью того времени.
Методика ретроспективного подхода предоставляет возможность выявления причин и предпосылок возникновения различных явлений и свершении тех или иных фактов в жизни мусульманских общин Российской империи в процессе их исторического развития.
Методика историко-социологического подхода позволяет определить уровни взаимодействия государственной власти с различными этносами, входящими в мусульманские общины Российской империи, а также выявить эффективность проводимой государством конфессиональной политики по отношению к «иноверцам».
Применение вышеперечисленных методик предоставляет возможность проведения анализа широкого круга научных источников и позволяет проследить выявить основные аспекты положения мусульманских общин в системе государственно-конфессиональных отношений Российской империи в XIX - начале XX столетий.
Источниковедческая база работы опирается на материалы, содержащиеся в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), Центральном государственном архиве Республики Дагестан (ЦГА РД), Государственном архиве Ульяновской области (ГАУО), Государственном архиве Томской области (ГАТО), а также опубликованные исторические документы, находящиеся в открытом доступе, которые можно условно разделить на несколько групп.
К первой группе источников следует отнести нормативно-правовые акты, представленные в основном Полным собранием законов Российской империи (далее - ПСЗРИ).
Вторую группу источников составляют официальные документы и труды государственных и общественных деятелей рассматриваемого периода, таких как генерал-адъютант И.И. Воронцов14, православный миссионер Г.С. Саблуков15, татарский общественный деятель И.Б. Гаспринский16.
Практическая и теоретическая значимость проведённой работы заключается в том, что изложенные в ней материалы могут быть использованы как в общеобразовательных целях по темам, посвящённым изучению эволюции мусульманских общин в России.
Также итоги исследования могут быть применены при разработке и проведении дальнейших теоретических изысканий в области таких научных дисциплин как религиоведение, этнология и история России. Они дают возможность конкретизировать теоретические представления о процессе исторического развития мусульманских общин в России, а также дополнительно выявить отдельные социально-политические аспекты их эволюции.
Апробация результатов исследования. Основные тезисы данного исследования были представлены на V, VI и VIII Региональной молодежной конференции «Мой выбор - НАУКА!».
Структура работы соответствует избранной цели исследования и связанным с ней задачами. Композиция исследования структурно состоит из введения, двух глав, заключения и списка библиографических материалов, включающих в себя использованные в работе источники и научную литературу.
В качестве итогов проведённого исследования по изучению положения мусульманских общин в системе государственно-конфессиональных отношений Российской империи в XIX в. - 1905 г. можно сделать несколько выводов:
1. Правительство стремилось закрепить правовой статус представителей мусульманского духовенства в систему государственноконфессиональных отношений и встроить в неё соответствующие органы управления, которыми стали Оренбургское магометанское духовное собрание, Таврическое магометанское духовное правление и Закавказские магометанские духовные правления суннитского и шиитского вероучений.
2. На протяжении всего XIX столетия и в начале XX века государство проводило целенаправленную политику подчинения себе сферы конфессионального образования мусульманских общин.
3. Проблема включения в состав Российской империи мусульманских народов и последующей их интеграции являлась одной их ключевых для правительства. При этом конфессиональный аспект данной проблемы выступал в качестве одного из самых важных факторов, оказывавших влияние на её разрешение.
4. На рубеже XIX-XX столетий в сфере конфессиональных отношений государство переходит к политике сдерживания развития мусульманских общин посредством введения различных запретов и ограничений, как в религиозной, так и в экономической сфере жизнедеятельности. Тогда же муфтияты окончательно превращаются в инстанции административноконфессионального управления мусульманскими общинами и проводят откровенно проправительственную политику.
5. В последней четверти XIX - начале XX веков в среде мусульманской интеллигенции возникают различные идеологические течения впоследствии превратившиеся в социально-политические движения внутри мусульманского сообщества России. Их появление сыграло не только значимую роль в развитии уммы российских мусульман, но и определило отношение различных частей мусульманского населения к действующей власти.
В качество общего итога можно отметить, что на протяжении всего XIX столетия и в начале XX века несмотря на все сложности своего существования мусульманские общины довольно органично вписались в общую структуру государственно-конфессиональных отношений, существовавших в Российской империи.
При этом несмотря на неравное по сравнению с Православной Русской Церковью мусульмане добились определённых конфессиональных свобод, а ислам как религия получил официальное признание на его существование со стороны государства.
1. Правительство стремилось закрепить правовой статус представителей мусульманского духовенства в систему государственноконфессиональных отношений и встроить в неё соответствующие органы управления, которыми стали Оренбургское магометанское духовное собрание, Таврическое магометанское духовное правление и Закавказские магометанские духовные правления суннитского и шиитского вероучений.
2. На протяжении всего XIX столетия и в начале XX века государство проводило целенаправленную политику подчинения себе сферы конфессионального образования мусульманских общин.
3. Проблема включения в состав Российской империи мусульманских народов и последующей их интеграции являлась одной их ключевых для правительства. При этом конфессиональный аспект данной проблемы выступал в качестве одного из самых важных факторов, оказывавших влияние на её разрешение.
4. На рубеже XIX-XX столетий в сфере конфессиональных отношений государство переходит к политике сдерживания развития мусульманских общин посредством введения различных запретов и ограничений, как в религиозной, так и в экономической сфере жизнедеятельности. Тогда же муфтияты окончательно превращаются в инстанции административноконфессионального управления мусульманскими общинами и проводят откровенно проправительственную политику.
5. В последней четверти XIX - начале XX веков в среде мусульманской интеллигенции возникают различные идеологические течения впоследствии превратившиеся в социально-политические движения внутри мусульманского сообщества России. Их появление сыграло не только значимую роль в развитии уммы российских мусульман, но и определило отношение различных частей мусульманского населения к действующей власти.
В качество общего итога можно отметить, что на протяжении всего XIX столетия и в начале XX века несмотря на все сложности своего существования мусульманские общины довольно органично вписались в общую структуру государственно-конфессиональных отношений, существовавших в Российской империи.
При этом несмотря на неравное по сравнению с Православной Русской Церковью мусульмане добились определённых конфессиональных свобод, а ислам как религия получил официальное признание на его существование со стороны государства.
Подобные работы
- ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. - НАЧАЛА ХХ В.) В РАБОТАХ СОВЕТСКИХ И РОССИЙСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - Государственная конфессиональная политика в Российской империи по отношению к исламу (Политическая история, Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, история . Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ОМДС В ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - ПОЛОЖЕНИЕ КАТОЛИЧЕСКИХ ОБЩИН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Православное и мусульманское миссионерство в Российской империи во
второй половиной Х1Х века.
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ ВЕКТОР РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - ИНСТИТУТ ВОЕННОГО ДУХОВЕНСТВА В РОССИИ В XVIII - НАЧАЛЕ XXI В.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Сравнительный анализ старометодных (кадимитских) и новометодных (джадидитских) школ XIX-XX вв.в Средней Азии и на территории Российской империи
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018





