Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛОЖЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ ОБЩИН В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В XIX В. - 1905 Г.

Работа №90253

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

региональная экономика

Объем работы77
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБЩИНЫ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ 11
1.1. Мусульманские общины, как государственный компонент Российской
империи 11
1.2. Государственно-конфессиональная политика в отношении
мусульманских общин в XIX в 25
ГЛАВА 2. МУСУЛЬМАНСКИЕ ОБЩИНЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НА
РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВВ 43
2.1. Мусульманские общины в социально-политической структуре России
43
2.2. Особенности государственно-конфессиональных отношений в
национально-административных субъектах Российской империи 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70

Выбор темы исследования обусловлен тем, что проблематика распространения ислама в России и за рубежом привлекает интерес для изучения основных тенденций национально-культурного развития мусульманских народов. Обобщение мировоззренческого и исторического опыта даёт возможность определить истоки, причины и предпосылки событий, происходящих на современном этапе эволюции общества, а также по-новому взглянуть нынешнюю социокультурную и политическую ситуацию, как в России, так и в соседних с ней мусульманских странах.
Актуальность избранной темы исследования может быть обоснована тем, что современная Россия в силу своего исторического развития продолжает оставаться многонациональным и многоконфессиональным государством. Тем самым постоянно сохраняются определённые сложности функционирования системы государственного управления в Российской Федерации, которые во многом обусловлены постоянно протекающими процессами интеграции многих этносов и народов, объединённых в единое целое.
Значимое место в этих процессах занимают народы, исповедующие ислам, который является второй по распространённости религией на территории России, из-за чего она может считаться одним из крупнейших мусульманских стран мира. Поэтому тематика существования мусульманских общин внутри российского общества и их взаимодействие с государством по-прежнему сохраняет свою актуальность.
В этой связи достаточно весомую роль приобретает нахождение исторических параллелей в прошлом и применения в современной практике государственного управления накопленного исторического опыта.
Детальное исследование государственно-конфессиональных
отношений в Российской империи в отношении мусульманских общин позволяет не только переосмыслить опыт предыдущих поколений, но и может помочь в разрешении проблем, возникающих в этой сфере перед современным российским обществом и государством.
Научная новизна исследования состоит в уточнении исторических аспектов в проблеме изучения государственно-конфессиональных отношений между властями Российской империи и мусульманскими общинами в XIX столетии.
Также в результате проведённого исследования конкретизируется исторический опыт развития взаимоотношений между конфессиональными сообществами и государством.
Степень научной разработанности рассматриваемой темы характеризуется материалами и публикациями научной литературы, опирающиеся на изыскания, осуществлённые учёными и исследователями по истории религий, получивших распространение на территории России.
В отечественной историографии рассматриваемой темы можно выделить несколько основных периодов исследований.
К первому периоду следует отнести дореволюционную историографию, включавшую в себя статьи и монографии, в той или иной мере затрагивающие проблемы существования мусульманских общин в Российской империи. К таковым можно отнести таких авторов как: В.В. Бартольд1, Н.Н. Балкашин2, Ч.Ч. Валиханов3, А.Е. Алекторов4, и другие.
Второй период может быть охарактеризован научными работами советских исследователей первой половины XX века, в которых затрагивается тема проводимой в Российской империи до двух революций 1917 г. национальной политики. Наиболее значимые исследования этого периода представлены в трудах таких авторов как: Л.И. Климович5, А.Н. Григорьев6 и других.
Главным недостатком научных работ данного периода является то, что оценка системы государственно-конфессиональных отношений,
сложившейся в Российской империи, давалась в полном соответствии с партийной идеологией ВКП(б) и носила негативный характер. Это было обусловлено тем, что любая деятельность государства воспринималась в первую очередь как политика «самодержавной тирании», а религия и всё, что было связано с ней, вообще признавались враждебными пережитками прошлого.
Следующий период относится ко второй половине XX столетия. Прежде всего, это опубликованные исследования советских учёных, таких как: Н.А. Томилов7 и прочих исследователей.
Характерным отличием работ советских авторов этого периода от исследований предыдущего времени является расширение источниковой базы и повышенное внимание к проблемным вопросам истории отношений между различными религиозными конфессиями и государством. При этом немалое внимание наравне с этнокультурной составляющей уделяется религиозному компоненту эволюции мусульманских народов России.
Четвёртый этап отечественной историографии характеризуется трудами и работами современных исследователей, таких как: Д. Ю. Арапов8, Е. А. Шершнева9 и П.К. Дашковский10 , И.Л. Алексеев11 и многих других.
Зарубежная историография по рассматриваемой в настоящем исследовании теме представлена работами таких авторов как австрийский историк Андреас Каппелер9 10 11 12 , израильский историк Моше Гаммер13 и других исследователей.
Цель исследования заключается в определении места и роли мусульманских общин в системе государственно-конфессиональных отношений Российской империи.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить решение следующих задач:
1. рассмотреть мусульманские общины, в качестве одного из государственных компонентов Российской империи;
2. проанализировать государственно-конфессиональную политику в отношении мусульманских общин в XIX веке;
3. определить место и роль мусульманских общины в социально­политической структуре Российской империи на рубеже Х1Х-ХХ вв.;
4. выявить особенности государственно-конфессиональных отношений в национально-административных субъектах Российской империи.
В качестве объекта исследования выступает система государственно­конфессиональных отношений Российской империи в XIX - начале XX века.
Предметом исследования являются мусульманские общины, существовавшие на территории Российской империи в XIX - начале XX столетий.
Территориальные рамки исследования обусловлены местами проживания преимущественно мусульманского населения на территории Российской империи в ее границах в период XIX в. - 1905г.
Хронологические рамки исследования охватывают период отечественной истории в период с начала XIX века по 1905 г. Нижняя граница данного периода обусловлена началом складывания законодательно - правового оформления системы государственного управления мусульманскими общинами и народами в России, а верхняя граница - Указом об укреплении начал веротерпимости от 17 апреля 1905 г. и последующими политическими изменениями в положении мусульманских общин Российской империи.
Методологическая база работы. Цель и задачи изучаемой темы обусловили выбор соответствующих теме исследования методов.
При проведении исследовательской работы использовались два общеметодологических научных подхода - диалектический и логический, включающие в себя такие общенаучные методы, как: комплексный анализ, обобщение, аналогия и абстрагирование.
В качестве методологической основы в работе были использованы проблемно-исторический, сравнительно-исторический, ретроспективный и историко-социологический подходы, предполагающие всесторонний критический анализ всех явлений и процессов в динамике их становления и развития, при наличии непрерывной связи с другими событиями.
Методика проблемно-исторического подхода предполагает выделение в общей теме исследования отдельных проблем, которые рассматриваются в их исторической последовательности.
Методика сравнительно-исторического подхода предоставляет возможность соотносить политическую, военную, религиозную и культурную сферы жизни конкретного сообщества с другими сообществами в историческом контексте, выявляя преемственность в их развитии. Она даёт возможность проведения сравнительного анализа в отношении различных мусульманских общин и соотнести их положение с остальными конфессиями Российской империи - в первую очередь с Православной Русской Церковью того времени.
Методика ретроспективного подхода предоставляет возможность выявления причин и предпосылок возникновения различных явлений и свершении тех или иных фактов в жизни мусульманских общин Российской империи в процессе их исторического развития.
Методика историко-социологического подхода позволяет определить уровни взаимодействия государственной власти с различными этносами, входящими в мусульманские общины Российской империи, а также выявить эффективность проводимой государством конфессиональной политики по отношению к «иноверцам».
Применение вышеперечисленных методик предоставляет возможность проведения анализа широкого круга научных источников и позволяет проследить выявить основные аспекты положения мусульманских общин в системе государственно-конфессиональных отношений Российской империи в XIX - начале XX столетий.
Источниковедческая база работы опирается на материалы, содержащиеся в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), Центральном государственном архиве Республики Дагестан (ЦГА РД), Государственном архиве Ульяновской области (ГАУО), Государственном архиве Томской области (ГАТО), а также опубликованные исторические документы, находящиеся в открытом доступе, которые можно условно разделить на несколько групп.
К первой группе источников следует отнести нормативно-правовые акты, представленные в основном Полным собранием законов Российской империи (далее - ПСЗРИ).
Вторую группу источников составляют официальные документы и труды государственных и общественных деятелей рассматриваемого периода, таких как генерал-адъютант И.И. Воронцов14, православный миссионер Г.С. Саблуков15, татарский общественный деятель И.Б. Гаспринский16.
Практическая и теоретическая значимость проведённой работы заключается в том, что изложенные в ней материалы могут быть использованы как в общеобразовательных целях по темам, посвящённым изучению эволюции мусульманских общин в России.
Также итоги исследования могут быть применены при разработке и проведении дальнейших теоретических изысканий в области таких научных дисциплин как религиоведение, этнология и история России. Они дают возможность конкретизировать теоретические представления о процессе исторического развития мусульманских общин в России, а также дополнительно выявить отдельные социально-политические аспекты их эволюции.
Апробация результатов исследования. Основные тезисы данного исследования были представлены на V, VI и VIII Региональной молодежной конференции «Мой выбор - НАУКА!».
Структура работы соответствует избранной цели исследования и связанным с ней задачами. Композиция исследования структурно состоит из введения, двух глав, заключения и списка библиографических материалов, включающих в себя использованные в работе источники и научную литературу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В качестве итогов проведённого исследования по изучению положения мусульманских общин в системе государственно-конфессиональных отношений Российской империи в XIX в. - 1905 г. можно сделать несколько выводов:
1. Правительство стремилось закрепить правовой статус представителей мусульманского духовенства в систему государственно­конфессиональных отношений и встроить в неё соответствующие органы управления, которыми стали Оренбургское магометанское духовное собрание, Таврическое магометанское духовное правление и Закавказские магометанские духовные правления суннитского и шиитского вероучений.
2. На протяжении всего XIX столетия и в начале XX века государство проводило целенаправленную политику подчинения себе сферы конфессионального образования мусульманских общин.
3. Проблема включения в состав Российской империи мусульманских народов и последующей их интеграции являлась одной их ключевых для правительства. При этом конфессиональный аспект данной проблемы выступал в качестве одного из самых важных факторов, оказывавших влияние на её разрешение.
4. На рубеже XIX-XX столетий в сфере конфессиональных отношений государство переходит к политике сдерживания развития мусульманских общин посредством введения различных запретов и ограничений, как в религиозной, так и в экономической сфере жизнедеятельности. Тогда же муфтияты окончательно превращаются в инстанции административно­конфессионального управления мусульманскими общинами и проводят откровенно проправительственную политику.
5. В последней четверти XIX - начале XX веков в среде мусульманской интеллигенции возникают различные идеологические течения впоследствии превратившиеся в социально-политические движения внутри мусульманского сообщества России. Их появление сыграло не только значимую роль в развитии уммы российских мусульман, но и определило отношение различных частей мусульманского населения к действующей власти.
В качество общего итога можно отметить, что на протяжении всего XIX столетия и в начале XX века несмотря на все сложности своего существования мусульманские общины довольно органично вписались в общую структуру государственно-конфессиональных отношений, существовавших в Российской империи.
При этом несмотря на неравное по сравнению с Православной Русской Церковью мусульмане добились определённых конфессиональных свобод, а ислам как религия получил официальное признание на его существование со стороны государства.


1. Главный инспектор училищ Западной Сибири (1841-1885) // Архивные документы ГАТО, ф. 125. оп.1.
2. Материалы по истории управления Дагестанской областью // Архивные документы ЦГА РД, ф. 1. оп.1.
3. Оренбургское магометанское духовное собрание // Архивные документы ЦГИА РБ, ф. 295, оп. 3.
4. Первый Всероссийский съезд мусульман и его решения // Архивные документы ГАУО, ф. 855, оп. 1.
Нормативно-правовые акты
5. Полное собрание законов Российской империи. - СПб.:
Типография II отд. Е.И.В. Канцелярии, 1890. - Собрание III. Т. VIII.- 641 с.
6. Полное собрание законов Российской империи. - СПб.:
Типография II отд. Е.И.В. Канцелярии,1830. - Собрание I. - Т. XXXI. - 942 с.
7. Полное собрание законов Российской империи. - СПб.:
Типография II отд. Е.И.В. Канцелярии, 1833. - Собрание II. - TVII. - 1044 с.
8. Полное собрание законов Российской империи. - СПб.:
Типография II отд. Е.И.В. Канцелярии,1830. - Собрание I. - Т. XXIII. - 1158 с.
9. Полное собрание законов Российской империи. - СПб.: Типография II отд. Е.И.В. Канцелярии, 1875. - Собрание II. Т. XL VII. - 1047 с.
10. Полное собрание законов Российской империи. - СПб.: Типография II отд. Е.И.В. Канцелярии, 1899. - Собрание III. Т. XV. - 750 с.
11. Свод законов Российской империи. - СПб.: Русское книжное товарищество «Деятель», 1912. - Т. 14. - 273 с.
Источники
12. Всеподданнейшая записка по управлению Кавказским краем генерал-адъютанта графа Воронцова-Дашкова / [соч. графа Воронцова- Дашкова]. - СПб.: Гос. тип., 1907.- 164 с.
13. Гаспринский И.Б. Русское мусульманство // Этнографическое обозрение. - 1992. - № 6.- С. 110-116.
14. Наиболее важные статистические сведения об инородцах Восточной России и Западной Сибири, подверженных влиянию ислама / Репринт издания: - Казань, 1912.; под ред. А.А. Ухтомского и Н.В. Никольского. - М.: Нобель-Пресс, 2011.- 402 с.
15. Саблуков Г.С. Сведения о Коране, законодательной книге мохаммеданского вероучения / Г.С. Саблуков. - Казань: Комис. миссионер. противомусульман. сб. при Казан. духов. акад., 1884.- 400 с.
Отечественная историография
16. Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце ХУШ-Х1Х вв. / Д.Д. Азаматов. - Уфа: Гилем, 1999.- 194 с.
17. Алексеев И.Л. Институциализация ислама в имперском пространстве и эволюция системы управления мусульманским населением Центральной России // Форумы российских мусульман на пороге нового тысячелетия / под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. - Н. Новгород: Изд-во Нижегородского исламского медресе «Махинур», 2006. - С. 104-118.
18. Алексеев И.Л. Некоторые особенности исторической эволюции и политико-правового положения ислама и мусульман в Российской империи в XIX - начале XX в. (к вопросу о взаимоотношении цивилизационных логик российской истории) // Религиоведение. - 2012. - № 2. - С. 29-40.
19. Алекторов А.Е. Инородцы в России. / с предисл. и добавлением А.С. Будиловича. - СПб.: Изд. О-ва ревнителей рус. ист. просвещения в память Императора Александра III ; тип. И. В. Леонтьева, 1906. - 134 с.
20. Арапов Д.Ю. Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) / сост. Д.Ю. Арапов. - М.: Академкнига, 2001.­261 с.
21. Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII - начало XX в.) / Д.Ю. Арапов.
• М.: изд-во МГУ, 2004.- 288 с.
22. Бакиева Г.Т. Приходское духовенство у сибирских татар в XVIII
• начале XX в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2007. - № 7. - С. 166-171.
23. Бакиева Г.Т. Реформы в системе образования у сибирских татар во второй половине XIX - начале XX в. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2008. - №8. - С. 97-108.
24. Бакиева Г.Т. Российское государство и сибирские татары в XVII
• начале XX в.: конфессиональный аспект // Известия Алтайского гос. ун-та.
• 2008. - № 4. - С. 7-15.
25. Бакиева Г.Т. Сельская община тоболо-иртышских татар (XVIII - начало XX в.) / Г.Т. Бакиева. - М.; Тюмень, 2003.- 260 с.
26. Балкашин Н.Н. О киргизах и вообще о подданных России мусульманах. СПб.: Типография Правительствующего сената, 1887.- 60 с.
27. Бартольд В.В. Ислам. Культура мусульманства / В.В. Бартольд. - М.: Юрайт, 2018.- 221 с.
28. Бекмаханова Н.Е., Нарбаев Н.Б. Ислам в Казахстане и российское законодательство XIX в. // в сб.: Ислам, общество, культура / отв. ред. H.A. Томилов, А.Г. Селезнев. - Омск: изд-во ОмГУ, 1994. - С. 26-28.
29. Беспалов В.В. Основы истории государственного и военного управления России (с древнейших времен до 2-й русской революции 1917 г.) / В.В. Беспалов. - М.: изд-во СГУ, 2012.- 228 с.
30. Валиханов Ч.Ч. О мусульманстве в степи // Собрание сочинений в пяти томах; 2-е изд. доп. и переработанное. - Алма-Ата, 1985. - Т.4. - С. 71­76.
31. Васильев Д.В., Нефляшева Н.А. Конструируя империю: исламские периферии России (вызовы, практики, участники) // Науч. тр. ин - та бизнеса и политики. Вып. 1: Восток: история, политика, культура / сост. и ред. Д.В. Васильев, Н.А. Нефляшева. - М., 2006. - С. 8-51.
32. Воробьёва Е.И. Власть и мусульманское духовенство в Российской империи (вторая половина XIX века - 1917 г.) // Исторический ежегодник. - Омск: изд-во Омского Госуниверситета, 1997. - С. 40-55.
33. Ганич А.А. «Поучение» закавказского муфтия и председателя закавказского мусульманского духовного правления сунн // Актуальные проблемы истории и этнографии народов Кавказа: сб. ст. к 60-летию В.Х. Кажарова. - Нальчик: Ин-т гуманитарных исследований КБНЦ РАН, 2009. - С. 328-346.
34. Григорьев А.Н. Христианизация нерусских народностей как один из методов национально-колониальной политики царизма в Татарии // Материалы по истории Татарии. - Казань, 1948. - Вып. 1. - С. 226-285.
35. Дамешек И.Л. Сибирские инородцы в имперской стратегии власти // Современное историческое сибиреведение XVII - начала XX в. / сб. науч. тр. под ред. Ю.М. Гончарова. - Барнаул: Азбука, 2005. - С. 257-266.
36. Дашковский П.К., Шершнева Е.А. Ислам и империя: положение мусульманских общин Западной Сибири в контексте государственно­конфессиональной политики во второй половине XIX - начале XX в. - Барнаул: изд-во АлтГУ, 2020.- 162 с.
37. Дашковский П.К., Шершнева Е.А. Политика Российского государства по контролю за религиозной жизнью мусульманских общин Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX в. // Былые годы. Российский исторический журнал. - 2015. - № 36 (2). - С. 338-346.
38. Дашковский П.К., Шершнева Е.А. Проблема формирования военного мусульманского духовенства в Российской империи во второй половине XIX - начале XX в. // Религиоведение. - 2012. - № 3. - С. 24-29.
39. Дашковский П.К., Шершнева Е.А. Религиозная политика Российской империи в отношении мусульманских общин Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX вв. // Народы и религии Евразии. - 2015. - С. 242-264.
40. Дашковский П.К., Шершнева Е.А. Снижение авторитета духовенства в мусульманских общинах Западной Сибири в контексте государственно-конфессиональной политики Российской империи в XIX в. / Известия АлтГУ. - 2012. - № 4/1(76). - С. 241-244.
41. Духовные ценности ислама и образование: историко-культурная традиции и современность / отв. ред. С.С. Аванесов, Т.А. Костюкова. - Томск: изд-во Томского Госуниверситета, 2008.- 246 с.
42. Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX - начало XX в.) / В.С. Дякин. - СПб.: Изд-во ЛИСС, 1998.­1000 с.
43. Загидуллин И.К. Исламские институты в Российской империи: Мечети в европейской части России и Сибири / И.К. Загидуллин. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2007.- 416 с.
44. Загидуллин И.К. Мусульманское богослужение в учреждениях Российской империи (европейская часть России и Сибирь) / И.К. Загидуллин.
• Казань: Ин-т истории им. Ш.Марджани АН РТ , 2006.- 452 с.
45. Ислам в законодательстве России: сборник законодательных актов, постановлений и распоряжений Правительства России / под общ. ред. А.Б. Юнусовой. - Уфа: Изд-во БашГУ, 1998.- 120 с.
46. Ислам на европейском Востоке: энциклопедический словарь. - Казань: Магариф, 2004. - 400 с.
47. Климович Л.И. Ислам в царской России: очерки / Л.И. Климович.
• М.: ГАИЗ, 1936.- 408 с.
48. Кобзев А.В. Возникновение мусульманских общин у «отпавших» крещёных татар Симбирской губернии во второй половине XIX - начале XX в. // в сб. ст.: Историко-этнографические исследования Симбирского Поволжья; под ред. А.Н. Зорина. - Ульяновск, 2002. - С. 53-60.
49. Кулиев Ф.М. Ислам в государственно-религиозной политике Российской империи на Северном Кавказе в первой половине XIX в. // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 3. - С. 60-64.
50. Кулиев Ф.М. Правовое регулирование деятельности конфессий в Российской империи в конце XVIII - начале ХХ в. // Известия СОИГСИ. - 2015. - Вып. 15(54). - С. 14-24.
51. Кумпан В.А. Эффективность национальной политики царского правительства на Северо-Западном Кавказе (1864-1917). // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12 - С. 318-323.
52. Ланда Р.Г. Ислам в истории России / Р.Г. Ланда; Ин-т востоковедения РАН. - М.: Восточная литература РАН, 1995.- 312 с.
53. Лысенко Ю.А. Миссионерство Русской православной церкви в Казахстане (вторая половина XIX - начало ХХ в.) / Ю.А. Лысенко. - Барнаул: изд-во АлтГУ, 2010.- 195 с.
54. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России / А.В. Малашенко. - М.: Московский центр Карнеги, 1998.- 224 с.
55. Национальная политика России: история и современность. - М.: Русский мир, 1997. - 680 с.
56. Пономаренко М.В. Ислам в Сибири в контексте общероссийских и региональных этноконфессиональных процессов // Народонаселение Сибири: стратегии и практики межкультурной коммуникации (XVII - начало XX в.): сб. ст. / отв. ред. A.B. Бауло. - Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2008. - С. 320-339.
57. Прахт Д.В. Традиционное образование мусульманской России на рубеже XIX-XX вв. // Религиоведение. - 2011. - № 1. - С. 32-38.
58. Рамазанов А.Х. Россия и Дагестан в XIX - начале XX веков: государственно-политические, социально-экономические и культурные взаимовлияния / А.Х. Рамазанов. - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2003.- 212 с.
59. Ремнёв А.В. Татары в казахской степи: соратники и соперники Российской империи // Вестник Евразии. - М., 2006. - № 4. - С. 5-31.
60. Сибгатуллина А.Т. Контакты тюрок-мусульман Российской и Османской империй на рубеже Х1Х-ХХ вв. - М.: Ин-т востоковедения РАН, 2010.- 264 с.
61. Синенко С.Г. Мусульманское духовное собрание: художественно-документальное повествование / С.Г. Синенко. - Уфа: Башкортостан, 2008.- 271 с.: ил.
62. Терюкова Е.А. Департамент духовных дел иностранных исповеданий и этноконфессиональная политика Российского государства (XVIII - начало XX в.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2010. - №4. - С. 204-208.
63. Тихонов А.К. Исламский фактор в Поволжье в 1860-1870-е гг. // Отечественная история. - 2007. - № 3. - С. 60-65.
64. Тихонов А.К. Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII - начале XX в. / А.К. Тихонов. - СПб.: изд-во СПбГУ, 2007.- 353 с.
65. Томилов Н.А. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья / Н.А. Томилов. - Томск: изд-во ТГУ, 1983.- 215 с.
66. Томилов Н.А. Общественный быт и духовная культура томских татар // в сб.: Духовная культура народов Сибири. - Томск: изд-во ТГУ, 1980. - С. 137-167.
67. Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI - первой четверти XIX в. / Н.А. Томилов. - Томск: изд- во Томского Госуниверситета, 1981.- 275 с.
68. Файзрахманов Г.Л. История сибирских татар (с древнейших времен до начала XX века) / Г.Л. Файзрахманов. - Казань: Фэн, 2002.- 488 с.
69. Шерстова Л.И. Инородческая политика государства и этнические процессы в Южной Сибири в первой половине XIX в. // Историческая наука на рубеже веков: материалы Всерос. конф. / отв. ред. А.Т. Топчий. - Томск, 2001. - С. 113-117.
70. Шершнева Е.А. Позиция государственной власти в отношении мусульманского духовенства Западной Сибири во второй половине XIX в // Известия АлтГУ - 2012. - № 4-2(76). - С. 222-224.
71. Щербина А.В. Влияние интеграционных и модернизационных процессов на Российскую империю (вторая половина XIX - начало XX столетия) // Логос, 2004. - № 5. - С. 201-215.
72. Каппелер А. Россия - многонациональная империя: Возникновение. История. Распад / Андреас Каппелер; пер. с нем.: Светлана Червонная. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.- 342 с.
73. Gammer M. Muslim Resistance to the Tsar. Shamil and the Conquest of Chechnia and Daghestan - London: Frank Cass & Co, 1994. - 512 p


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ