Введение 4
Глава I. ОРНАМЕНТИКА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ
ИСКУССТВЕ 5
1.1. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве 5
1.2. Классификация и виды орнаментов 13
Глава II. СОЗДАНИЕ МАКЕТА УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ СИМВОЛИКА ОРНАМЕНТОВ 20
2.1 Виды учебных пособий 20
2.2. Анализ аналогов 25
2.3. Определение содержания и структуры учебного пособия 30
Заключение 32
Библиографический список 34
Приложения 39
Орнамент используют для удовлетворения эстетических потребностей человека, которые состоят в том, чтобы развить и обогатить художественно- образный смысл произведения прикладного искусства. Художественно- образная природа орнамента состоит в том, что с помощью доступных ему архитектонических средств он может выражать самые разнообразные человеческие настроения. Глаз человека способен уловить изгибы, изломы линий рисунка. Они бывают частые и редкие, быстрые и медленные, сильные и слабые, спокойные и возбужденные. В линях часто заложено какое-то чувство, и человек с развитым вкусом всегда воспринимает и умеет оценить через согласованность или беспорядочность сочетаний те чувства, которые хотел выразить мастер.
Специфика художественного образа в орнаменте, его исторический национальный характер, его связь с основами мировоззрения, духовной культуры и эстетических представлений делают орнамент хранителем культурной, художественной памяти нации.
В дипломной работе рассматривается история возникновения орнамента, его виды и семантические особенности, а также затрагивается тема значения орнамента для декоративно - прикладного искусства.
Актуальность дипломной работы состоит в повышении интереса студентов к изучению такой значимой для истории искусства темы, как орнамент.
Объект исследования: Орнаментика в декоративно-прикладном искусстве.
Предмет исследования: Особенности изучения символики
орнаментов.
Цель исследования: Разработать учебное пособие по дисциплине символика орнаментов для студентов СПО.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования
2. Рассмотреть классификацию декоративно-прикладного искусства
3. Изучить историю и классификацию орнамента
4. Проанализировать развитие орнамента в различных эпохах
5. Рассмотреть виды орнамента
6. Изучить виды учебных пособий
7. Провести анализ аналогов
8. Разработать макет учебного пособия
Методы исследования: наблюдение, теоретический анализ, синтез.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
В заключение данной дипломной работы: Разработка учебного пособия по символике орнаментов для студентов СПО носит весьма популярный характер.
Орнамент - базисное явление материально - художественной культуры общества. В орнаменте утверждается единство человеческой художественной культуры - фундаментальные ценности всех эпох, всего человечества, объединяющее прошлое с настоящим. Ничто так ярко, как орнамент, не скажет об исторической эпохе, об особенностях породившей его культуры, её отношениях с миром. Орнамент - одна из важнейших дисциплин художественного образования на всех уровнях. Как явление духовное в аспекте мировой культуры, орнамент недостаточно изучен. В настоящее время функциональное назначение орнамента в основном определяется латинским словом - ornament - украшение, узор, организованный ритмическим чередованием абстрактно - геометрических или изобразительных элементов (раппортов), украшающих здания или предметы декоративно-прикладного искусства. Его эстетические, художественные качества ставятся в зависимость от назначения, формы, материала вещи.
В дипломной работе обоснована проблема и предложены пути её решения. Объект исследования сформулирован с актуальностью. Предмет исследования обеспечил адекватное формулирование целей. Содержание раскрыто в задачах, каждая задача решена в соответствии с системным и аксиологическим подходом. В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Проанализирована литература по проблеме исследования
2. Изучена история и классификация орнамента
3. Проанализировано развитие орнамента в различных эпохах
4. Рассмотрены виды орнамента
6. Изучены виды учебных пособий
7. Проанализированы аналоги
8. Разработано учебное пособие по дисциплине символика орнаментов для студентов СПО
1. Алексеева В.В. Что такое искусство? О том, как изображают мир живописец, график и скульптор: Альбом. / В. В. Алексеева - М.: Советский художник, с; ил.
2. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнамент народов мира. / С. Ю. Афонькин, А. С. Афонькина, С-П.: Кристалл с.
3. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник для учащихся начальных профессиональных учебных заведений.
4. Буткевич Л.М. История орнамент: учеб. пособие для
студ.высш.пед.учеб.заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» / Л. М. Буткевич. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, с., 8 с. ил.: ил.- (Изобразительное искусство).
5. Ворончихин Н.С., Емшанова А.Н. Орнамент. Стили. Мотивы./ Н.С. Ворончихин, Н.А. Емшанова Ижевск.: Издательский дом «Удмуртский университет» с.: ил.
7. Герчуг Ю. История искусства. - М.: АСТ, 1998.
8. Жемчугова П. П. Декоративно-прикладное искусство. / П. П.
Жемчугова Спб.: Издательский Дом «Литера», с.: ил. ( Серия
«Иллюстрированный словарик школьника»)
9. Зись А. Я. Виды искусства. / А. Я. Зись. М.: Знание. Народный университет. Факультет литературы и искусства с.: ил.
10. К. Рохине. Орнамент всех времён и стилей. - М., 1987. 3. В.М. Шугаев. Орнамент на ткани. - М., 1980.
11. Сикорский Н.М. Редактирование отдельных видов литературы. / Сикорский Н.М. - М.: «Книга», 1987.
14. АГАО им. В.М. Шукшина информационное письмо «Учебное пособие»/ АГАО им. В.М. Шукшина: РИО, 2014
15. Лоренц Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей/ Н. Ф. Лоренц. М.
16. Моран де Анри. История декоративно-прикладного искусства. - М.: Искусство, 1982.
17. Рыбаков Б. А. доклад "Рожаницы". от Рыбаков Б. А. Язычество древних славян./ Б. А. Рыбаков - М., Наука
18. Семёнова М. Мы славяне./ М. Семенова - С-П.: «Азбука», Книжный клуб «ТЕРРА» С
19. Рудемский, Е.В. Социальная психология: курс лекций /
Е.В.Рудемский. - М.: Новосибирск: ИНФА, 1997. - 224 с.
20. Социальная психология: учеб. пособие / под ред. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 543 с. 51
21. Краткий словарь художественных терминов./ Н. М. Сокольникова - Обнинск: Титул, с.: ил.
22. Светлова Л.П. Азбука орнамента. - М.: Гном-Пресс, 1998.
23. Соболев Н. Н. Русский орнамент. - М., 1948.
24. Соколова Т. М. Орнамент - почерк эпохи. - Л.: Аврора, 1972.
25. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 544 с.
26. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самытин. - М.: «АСТ» Ростов -н/Д Феникс, 1999. - 576 с.
27. Такман, Б.У. Педагогическая психология: от теории к практике / Б.У. Такман. - М.: Изд. группа «Прогресс», 2002. - 572 с.
28. Хон, Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения: учеб. пособие / Р.Л. Хон. - Екатеринбург: «Деловая книга», 2002. - 732
29. Фокина Л.В. Орнамент учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / Л. В. Фокина Ростов н/д: Феникс, с. и цв. Илл. (Серия «Высшее образование».)
30. Зись А. Я. Виды искусства. / А. Я. Зись. М.: Знание. Народный университет. Факультет литературы и искусства с.: ил.
31. Косогорова Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.В.Косогорова, Л.В.Неретина. М.: Издательский центр «Академия»
32. Школа рисования: Стили в искусстве. Орнаменты и декоративные мотивы. - М.: АСТ, 2006.
Список источников:
33. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования - http://www.fgosvo.ru
34. Портал «Российское образование» - http: //www.edu.ru
35. Орнамент клуб - https://omament.rode.land/
36. Пектораль. Декоративно-прикладное искусство -
https://www.tvorchistvo.ru/
37. Ethnoboho - https: //ethnoboho .ru/
38. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета - http://elibrary.asu.ru/
39. Орнаменты всех времен и народов - https: //ornamentov.net/
40. Всё об орнаменте - http://orname.ru/