Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение технике скрапбукинга как средство развития творческих способностей в дополнительном образовании

Работа №90176

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1. Структура и задачи дополнительного образования в творческой сфере.7
1.2. Виды учебно-методического обеспечения дополнительного
образования в творческой сфере 16
Глава 2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ТЕХНИКЕ
СКРАПБУКИНГА ДЛЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23
2.1. Особенности отбора содержания курса обучения технике скрапбукинга
для программ профессионального образования 23
2.2. Разработка учебно-методического обеспечения курса обучения технике
скрапбукинга 32
Заключение 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 48
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования заключается в том, что целью учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения является всесторонне развитие ребенка. В её достижении большую роль отводится системе дополнительного образования. Важнейшими приоритетами системы дополнительного образования являются: готовность к эстетическому, нравственному, духовно-этическому восприятию действительности; формирование художественного мышления; создание созидательной и культурной среды для творческой самореализации личности, развитие творческих способностей подрастающего поколения, и все, что предопределяет успешность дальнейшей интеграции ребенка в его будущую жизнедеятельность.
Современное дополнительное образование в творческой сфере в Российской Федерации сложилось и существует как уникальная система развития детей, обладающая такими качествами как фундаментальность и устойчивость. Методологической базой дополнительного образования творческой направленности, является формирование общекультурных и предметных компетенций, понимание художественной культуры как основному фактору гармоничного развития личности; формирование культурной потребности в общении с произведением искусства на основе навыков эстетического оценивания; развитие навыков художественно-творческой деятельности как части жизни; использование навыков художественного творчества в различных видах социокультурной и профессиональной деятельности[15].
В данный момент проблема развития композиционных навыков, ощущения композиции, чувства гармонии при восприятии мира чрезвычайно актуальна. Формирование композиционных навыков помогает ребенку подмечать прекрасное в жизни и в искусстве, искусстве в целом, воспринимать и созидать гармонию окружающего нас мира.
Одним из действенных средств развития детей признан такой вид рукодельного искусства как скрапбукинг, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Использование данного вида искусства рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, т.е. формирует композиционные навыки[22].
В настоящее время разрабатывается очень много учебно-методических пособий различных направлений по декоративно-прикладному искусству. Разработанный учебно-методическое пособие изготовления ручных открыток в технике скрапбукинга отличается от других пособий тем, что в этом пособие сделан уклон именно на изготовление открыток.
Набирающим популярность подходом взаимодействия с миром искусства стали различные художественные студии, предоставляющие как базовые навыки скрапбукинга, так и удобные формы досуга.
Все вышеизложенное указывает на плодотворность использования средств декоративно - прикладного искусства в воспитании детей. В связи с этим становится актуальной проблема разработки учебно-методического обеспечения курса изготовления ручных открыток в технике скрапбукинга.
Использованную нами литературу в исследовании можно разделить на 3 направления. К первому направлению относятся такие работы, которые затрагивают тему развития дополнительного образования детей. К этому направлению можно выделить работу Акишиной Е.М. [3], которая подробно анализирует перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени.
Буйлова Л.Н. [6] в своих научных работах рассматривает современные подходы к разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а также сущность и специфику дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации.
Вакуленко О.В. [9] исследует роль учреждений дополнительного образования детей.
Второе направление касается научных работ, которые посвящены искусству скрапбукингу. Малахова Т.П. рассматривает исторические аспекты скрапбукинга в системе дополнительного образования учащихся, направленного на развитие их композиционных навыков[9].
Валькевич С.И. подробно расписывает техники изготовления открыток с помощью скрапбукинга. [5].
Бобыкина Н.Ю. исследует и описывает традиции ученичества в искусстве скрапбукинга.
Третье направление это использование словарей, энциклопедий и т.д. Былы использована полная энциклопедия скрапбукинга, автора И. Наниашвили. А также толковый словарь живого великорусского языка, автора В .И.Даля[14].
Для написания выпускной квалифицированной работы послужили нормативные документы, которые регулируют деятельность учреждений дополнительного образования в художественной сфере.
Цель исследования - проектирование содержания учебного курса по технике скрапбукинга, направленного на развитие творческих способностей детей и подростков в дополнительном образовании.
Задачи:
1. Проанализировать структуру и задачи дополнительного образования в творческой сфере;
2. Исследовать виды учебно-методического обеспечения
дополнительного образования в творческой сфере;
3. Рассмотреть специфику целей и содержания учебного курса «Ручные открытки в технике скрапбукинга»;
4. Разработать учебно-методическое обеспечение курса изготовления ручных открыток в технике скрапбукинга.
Объект исследования - формирование творческих способностей детей в дополнительном художественном образовании.
Предмет исследования - развитие творческих способностей средствами учебного курса по технике скрапбукинга в дополнительном образовании.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретического анализа психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, в котором представлена актуальность темы, две главы, в которых обоснованы как теоретические, так и практические аспекты исследования, заключение, библиографический список, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Во время выполнения работы было разработано учебно-методическое пособие «Секреты скрапбукинга» для детей школьного возраста. В ходе проведенного исследования решались следующие задачи: анализ структуры и задачи дополнительного образования в художественной сфере; исследование видов учебно-методического обеспечения дополнительного образования в художественной сфере; разработка учебно-методическое обеспечение курса «Секреты скрапбукинга».
Проанализировав литературу по теме исследования, можно сделать вывод, что одним из видов детского творчества является скрапбукинг, который весьма актуален, как и другие виды художественной деятельности, способствует гармоничному развитию личности ребенка, воспитывает трудолюбие, коллективизм, нравственные качества.
Перед дополнительным образованием художественной направленности стоят следующие задачи:
• актуализация индивидуальных потребностей обучающихся в художественном образовании и эстетическом воспитании;
• развитие общей креативности детей и молодежи, способствующей творческому подходу к другим видам деятельности;
• развитие творческих способностей детей и юношества в выбранном виде искусства;
• развитие художественно-эстетической культуры личности;
• профессиональная ориентация обучающихся;
• обеспечение духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами искусства;
• выявление, развитие и поддержка одаренных в области искусства обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
Решение данных задач раскрывает перспективы и пути развития дополнительного образования в художественной сфере:
• повышение качества дополнительного художественного образования и расширение вариативности программ.
• интеграция общего и дополнительного образования, которая является оптимальным механизмом развития современного образовательного пространства.
• разработка и внедрение образовательных программ, соответствующих современным запросам детей, родителей и социума.
• работа с одаренными детьми (выявление и педагогическое сопровождение).
• обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования художественной направленности.
Для достижения оптимальных результатов обучения необходимы изменения в содержании и технологиях дополнительного образования художественной направленности, такие как:
• использование современных образовательных технологий, таких как проектная и исследовательская творческая деятельность, групповые интерактивные практики, разновозрастные группы, игровые технологии, социоигровые технологии, интегрированные технологии, полихудожественные технологии и др.);
• внедрение цифровых образовательных технологий;
• развитие индустрии образования и досуга: новые формы творческого досуга, новые виды арт-индустрии и др.
Учебно-методическое обеспечение представляет собой определяющую качество дополнительного образования, совокупность средств обучения и технологий их использования, проектируемую преподавателем с целью продвижения в образовательной деятельности.
В ходе проведенного исследования был разработан учебно-методический курс «Секреты скрапбукинга» от 8 лет до 15 лет. Актуальность разработанного курса является в том, что в этом курсе сделан уклон именно на изготовление открыток в различных стилях.
Учебно-методическое обеспечение состоит из введения, содержания, основной части, списка рекомендуемой литературы и приложения.
Основная часть пособия состоит из четырех глав. Разработка уроков велась по уровню сложности, от простого к сложному. Схемы подбирались с учетом возраста обучающихся, так, чтобы ученику было легко самостоятельно изучить и выполнить данную работу.
Для упрощения понимания материала текст методического пособия оснащен иллюстративным материалом - пошаговыми фотографиями выполнения основных элементов скрапбукинга и готовых работ, схемами.
Материал излагается простым и понятным языком, т.к. пособие предназначено для школьников, которые только начинают осваивать технику скрапбукинга. Основной акцент сделан на простоте и доступности изложения материала и подкреплении его практическими примерами.


1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - N 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
2. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» // Официальные документы в образовании. - 2007. - N 9.
3. Мастер класс по скрапбукингу - : Текст : электронный // Мастер класс по скрапбукингу : официальный сайт. - URL: https:// scrapodelie.ru/ novogodnij-konvert-svoimi -rukami/ (дата обращения 10.05.2020).
4. Скрапбукинг - : Текст : электронный // Скрапбукинг :
официальный сайт. - URL: https://
sdelaysam-svoimirukami.ru/tehniki-rukodeliya/skrapbuking/(дата обращения 30.04.2020).
5. Техника скрапбукинг в создании открыток своими руками - :
Текст : электронный // Техника скрапбукинг в создании открыток своими руками : официальный сайт. - URL:
http s: //yellowhome .ru/2018/12/02/texnika- skrapbuking-v- sozdanii-otkrytok-svoimi-rukami/(дата обращения 15.05.2020).
6. Леонардо - : Текст : электронный //Леонардо : официальный
сайт. - URL: https://leonardo.ru/mclasses/1072/scrapbooking-otkritka-dlya-uchitelya/(gaTa обращения 18.04.2020).
7. Онлайн курсы по скрапбукингу видео уроки - Ольга Котлярова- : Текст : электронный // Онлайн курсы по скрапбукингу видео уроки - Ольга Котлярова : официальный сайт. - URL: https://
http://olgakotlyarova.ru//zavershennye-kursy(Дaтa обращения 11.04.2020).
8. Акишина Е.М. Перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени / Л.А. Акишина // Педагогика искусства. - 2017. - №4. - С.9-11.
9. Ашуров М.Д. Активизация учебно-творческой деятельности школьников в кружках декоративно-прикладного искусства / М.Д. Ашуров // Ученые записки худжандского государственного университета им. академика б. гафурова. серия гуманитарно-общественных наук. - 2018. - №1. - С.239-242.
10. Блонский П.П. Память и мышление. - Изд. Стереотип. URSS, 2016. - 208 с.
11. Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы / Л.Н. Буйлова // Наука и образование: современные тренды. - 2015. - №2. - С.149-153.
12. Буйлова Л.Н. Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации / Л.Н. Буйлова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №6. - С.130-134.
13. Бутенко Н.В. Педагогические принципы
художественно-эстетического развития детей / Н.В. Бутенко // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №2. - С.15-18.
14. Вакуленко О.В. Роль учреждений дополнительного образования детей / О.В. Вакуленко // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2016. - №1. - С.106-110.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л.С. Выготский. - М., 1967. - 367 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. -
М., 1991. - 422 с.
17. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Выготский. - М.: Воронеж, 1996. - 299 с.
18. Горшкова В.А. О принципах организации художественно-эстетического воспитания в условиях дополнительного образования / В.А. Горшкова // XX всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. - 2018. - C.226-230.
19. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 с.
20. Иванова О.А. Дополнительное образование детей: от активных методов обучения к интерактивным методам взаимодействия / О.А. Иванова // Академический вестник. вестник Санкт-петербургской академии постдипломного педагогического образования. - 2016. - №4. - С.64-67.
21. Ивахнова Л.А. История и пути развития дополнительного художественного образования / Л.А Ивахнова // Филологические науки. вопросы теории и практики. - 2017. - C.174-177.
22. Комарова Н.Г. Гуманизация образовательного процесса / Н.Г. Комарова // Жизнь земли. - 2014. - №2. - С.72-75.
23. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития. Учебное пособие для Вузов. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 286 с.
24. Крот А.А. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса / А.А. Крот // Гуманитарный трактат. - 2017. - №18. - С.64-67.
25. Курбаш Е.В. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей / Е.В. Курбаш // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2014. - №2. - С.35-38.
26. Найденова Л.В. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.В. Найденова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2016. - №2. - С.242-245.
27. Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М.: Просвещение, 2012. - 272 с.
28. Николаева Е.И. Психология детского творчества. - Спб.: Питер, 2014. - 240 с.
29. Новиков А.М. Методология учебной деятельности / А.М. Новиков. - М., 2005. - 367 с.
30. Остромухова П.В. Отличительные особенности содержания дополнительного образования детей в России / П.В. Остромухова // Мир науки. - 2016. - №2. - С.33-35.
31. Пачурин Г.В. Дополнительное образование детей: новые подходы / Г.В. Пачурин // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №5. - С.171-174.
32. Пачурин Г.В. Организация работы кружка декоративно-прикладного творчества / Г.В. Пачурин // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №5. - С.239-241.
33. Плисенко Н.В. Научно-методическое обеспечение дополнительного образовании детей в условиях дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Плисенко // Научный поиск. - 2012. - №4. - С.42-45.
34. Рожков М.И. Классификация программ дополнительного образования детей / М.И. Рожков // Социальная педагогика в России. научно-методический журнал. - 2018. - №3. - С.23-25.
35. Созаева Н.С. Особенности работы по образовательной программе дополнительного образования / Н.С. Созаева // Техническое творчество молодежи. - 2017. - №2. - С.48-51.
36. Сунцов П.В. Специфические особенности и задачи дополнительного образования в общей системе образования детей в Российской Федерации / П.В. Сунцов // Социальные науки. - 2018. - №3. - С.86-89.
37. Урусова М.Ю. Народное декоративно-прикладное искусство как средство развития художественно-творческого мышления / М.Ю. Урусова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2017. - №12. - С.98-102.
38. Шамалова Н.Ю. Возрождение традиционных народных ремесел через работу кружка / Н.Ю. Шамалов // Педагогическое образование в России. - 2015. - №2. - С.180-182.
39. Яицкий А.С. Сущность и структура системы дополнительного образования детей в Российской Федерации / А.С. Яицкий // Эколого-географические проблемы регионов России. Материалы VII всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 105-летию со дня рождения исследователя Самарской Луки, к.г.н. Г.В.Обедиентовой. - 2016. - C.437-440.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ