Обучение технике скрапбукинга как средство развития творческих способностей в дополнительном образовании
|
Введение 3
Глава 1. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1. Структура и задачи дополнительного образования в творческой сфере.7
1.2. Виды учебно-методического обеспечения дополнительного
образования в творческой сфере 16
Глава 2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ТЕХНИКЕ
СКРАПБУКИНГА ДЛЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23
2.1. Особенности отбора содержания курса обучения технике скрапбукинга
для программ профессионального образования 23
2.2. Разработка учебно-методического обеспечения курса обучения технике
скрапбукинга 32
Заключение 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 48
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1. Структура и задачи дополнительного образования в творческой сфере.7
1.2. Виды учебно-методического обеспечения дополнительного
образования в творческой сфере 16
Глава 2. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ТЕХНИКЕ
СКРАПБУКИНГА ДЛЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 23
2.1. Особенности отбора содержания курса обучения технике скрапбукинга
для программ профессионального образования 23
2.2. Разработка учебно-методического обеспечения курса обучения технике
скрапбукинга 32
Заключение 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 48
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования заключается в том, что целью учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения является всесторонне развитие ребенка. В её достижении большую роль отводится системе дополнительного образования. Важнейшими приоритетами системы дополнительного образования являются: готовность к эстетическому, нравственному, духовно-этическому восприятию действительности; формирование художественного мышления; создание созидательной и культурной среды для творческой самореализации личности, развитие творческих способностей подрастающего поколения, и все, что предопределяет успешность дальнейшей интеграции ребенка в его будущую жизнедеятельность.
Современное дополнительное образование в творческой сфере в Российской Федерации сложилось и существует как уникальная система развития детей, обладающая такими качествами как фундаментальность и устойчивость. Методологической базой дополнительного образования творческой направленности, является формирование общекультурных и предметных компетенций, понимание художественной культуры как основному фактору гармоничного развития личности; формирование культурной потребности в общении с произведением искусства на основе навыков эстетического оценивания; развитие навыков художественно-творческой деятельности как части жизни; использование навыков художественного творчества в различных видах социокультурной и профессиональной деятельности[15].
В данный момент проблема развития композиционных навыков, ощущения композиции, чувства гармонии при восприятии мира чрезвычайно актуальна. Формирование композиционных навыков помогает ребенку подмечать прекрасное в жизни и в искусстве, искусстве в целом, воспринимать и созидать гармонию окружающего нас мира.
Одним из действенных средств развития детей признан такой вид рукодельного искусства как скрапбукинг, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Использование данного вида искусства рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, т.е. формирует композиционные навыки[22].
В настоящее время разрабатывается очень много учебно-методических пособий различных направлений по декоративно-прикладному искусству. Разработанный учебно-методическое пособие изготовления ручных открыток в технике скрапбукинга отличается от других пособий тем, что в этом пособие сделан уклон именно на изготовление открыток.
Набирающим популярность подходом взаимодействия с миром искусства стали различные художественные студии, предоставляющие как базовые навыки скрапбукинга, так и удобные формы досуга.
Все вышеизложенное указывает на плодотворность использования средств декоративно - прикладного искусства в воспитании детей. В связи с этим становится актуальной проблема разработки учебно-методического обеспечения курса изготовления ручных открыток в технике скрапбукинга.
Использованную нами литературу в исследовании можно разделить на 3 направления. К первому направлению относятся такие работы, которые затрагивают тему развития дополнительного образования детей. К этому направлению можно выделить работу Акишиной Е.М. [3], которая подробно анализирует перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени.
Буйлова Л.Н. [6] в своих научных работах рассматривает современные подходы к разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а также сущность и специфику дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации.
Вакуленко О.В. [9] исследует роль учреждений дополнительного образования детей.
Второе направление касается научных работ, которые посвящены искусству скрапбукингу. Малахова Т.П. рассматривает исторические аспекты скрапбукинга в системе дополнительного образования учащихся, направленного на развитие их композиционных навыков[9].
Валькевич С.И. подробно расписывает техники изготовления открыток с помощью скрапбукинга. [5].
Бобыкина Н.Ю. исследует и описывает традиции ученичества в искусстве скрапбукинга.
Третье направление это использование словарей, энциклопедий и т.д. Былы использована полная энциклопедия скрапбукинга, автора И. Наниашвили. А также толковый словарь живого великорусского языка, автора В .И.Даля[14].
Для написания выпускной квалифицированной работы послужили нормативные документы, которые регулируют деятельность учреждений дополнительного образования в художественной сфере.
Цель исследования - проектирование содержания учебного курса по технике скрапбукинга, направленного на развитие творческих способностей детей и подростков в дополнительном образовании.
Задачи:
1. Проанализировать структуру и задачи дополнительного образования в творческой сфере;
2. Исследовать виды учебно-методического обеспечения
дополнительного образования в творческой сфере;
3. Рассмотреть специфику целей и содержания учебного курса «Ручные открытки в технике скрапбукинга»;
4. Разработать учебно-методическое обеспечение курса изготовления ручных открыток в технике скрапбукинга.
Объект исследования - формирование творческих способностей детей в дополнительном художественном образовании.
Предмет исследования - развитие творческих способностей средствами учебного курса по технике скрапбукинга в дополнительном образовании.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретического анализа психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, в котором представлена актуальность темы, две главы, в которых обоснованы как теоретические, так и практические аспекты исследования, заключение, библиографический список, приложение.
Современное дополнительное образование в творческой сфере в Российской Федерации сложилось и существует как уникальная система развития детей, обладающая такими качествами как фундаментальность и устойчивость. Методологической базой дополнительного образования творческой направленности, является формирование общекультурных и предметных компетенций, понимание художественной культуры как основному фактору гармоничного развития личности; формирование культурной потребности в общении с произведением искусства на основе навыков эстетического оценивания; развитие навыков художественно-творческой деятельности как части жизни; использование навыков художественного творчества в различных видах социокультурной и профессиональной деятельности[15].
В данный момент проблема развития композиционных навыков, ощущения композиции, чувства гармонии при восприятии мира чрезвычайно актуальна. Формирование композиционных навыков помогает ребенку подмечать прекрасное в жизни и в искусстве, искусстве в целом, воспринимать и созидать гармонию окружающего нас мира.
Одним из действенных средств развития детей признан такой вид рукодельного искусства как скрапбукинг, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Использование данного вида искусства рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, т.е. формирует композиционные навыки[22].
В настоящее время разрабатывается очень много учебно-методических пособий различных направлений по декоративно-прикладному искусству. Разработанный учебно-методическое пособие изготовления ручных открыток в технике скрапбукинга отличается от других пособий тем, что в этом пособие сделан уклон именно на изготовление открыток.
Набирающим популярность подходом взаимодействия с миром искусства стали различные художественные студии, предоставляющие как базовые навыки скрапбукинга, так и удобные формы досуга.
Все вышеизложенное указывает на плодотворность использования средств декоративно - прикладного искусства в воспитании детей. В связи с этим становится актуальной проблема разработки учебно-методического обеспечения курса изготовления ручных открыток в технике скрапбукинга.
Использованную нами литературу в исследовании можно разделить на 3 направления. К первому направлению относятся такие работы, которые затрагивают тему развития дополнительного образования детей. К этому направлению можно выделить работу Акишиной Е.М. [3], которая подробно анализирует перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени.
Буйлова Л.Н. [6] в своих научных работах рассматривает современные подходы к разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а также сущность и специфику дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации.
Вакуленко О.В. [9] исследует роль учреждений дополнительного образования детей.
Второе направление касается научных работ, которые посвящены искусству скрапбукингу. Малахова Т.П. рассматривает исторические аспекты скрапбукинга в системе дополнительного образования учащихся, направленного на развитие их композиционных навыков[9].
Валькевич С.И. подробно расписывает техники изготовления открыток с помощью скрапбукинга. [5].
Бобыкина Н.Ю. исследует и описывает традиции ученичества в искусстве скрапбукинга.
Третье направление это использование словарей, энциклопедий и т.д. Былы использована полная энциклопедия скрапбукинга, автора И. Наниашвили. А также толковый словарь живого великорусского языка, автора В .И.Даля[14].
Для написания выпускной квалифицированной работы послужили нормативные документы, которые регулируют деятельность учреждений дополнительного образования в художественной сфере.
Цель исследования - проектирование содержания учебного курса по технике скрапбукинга, направленного на развитие творческих способностей детей и подростков в дополнительном образовании.
Задачи:
1. Проанализировать структуру и задачи дополнительного образования в творческой сфере;
2. Исследовать виды учебно-методического обеспечения
дополнительного образования в творческой сфере;
3. Рассмотреть специфику целей и содержания учебного курса «Ручные открытки в технике скрапбукинга»;
4. Разработать учебно-методическое обеспечение курса изготовления ручных открыток в технике скрапбукинга.
Объект исследования - формирование творческих способностей детей в дополнительном художественном образовании.
Предмет исследования - развитие творческих способностей средствами учебного курса по технике скрапбукинга в дополнительном образовании.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретического анализа психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, в котором представлена актуальность темы, две главы, в которых обоснованы как теоретические, так и практические аспекты исследования, заключение, библиографический список, приложение.
Во время выполнения работы было разработано учебно-методическое пособие «Секреты скрапбукинга» для детей школьного возраста. В ходе проведенного исследования решались следующие задачи: анализ структуры и задачи дополнительного образования в художественной сфере; исследование видов учебно-методического обеспечения дополнительного образования в художественной сфере; разработка учебно-методическое обеспечение курса «Секреты скрапбукинга».
Проанализировав литературу по теме исследования, можно сделать вывод, что одним из видов детского творчества является скрапбукинг, который весьма актуален, как и другие виды художественной деятельности, способствует гармоничному развитию личности ребенка, воспитывает трудолюбие, коллективизм, нравственные качества.
Перед дополнительным образованием художественной направленности стоят следующие задачи:
• актуализация индивидуальных потребностей обучающихся в художественном образовании и эстетическом воспитании;
• развитие общей креативности детей и молодежи, способствующей творческому подходу к другим видам деятельности;
• развитие творческих способностей детей и юношества в выбранном виде искусства;
• развитие художественно-эстетической культуры личности;
• профессиональная ориентация обучающихся;
• обеспечение духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами искусства;
• выявление, развитие и поддержка одаренных в области искусства обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
Решение данных задач раскрывает перспективы и пути развития дополнительного образования в художественной сфере:
• повышение качества дополнительного художественного образования и расширение вариативности программ.
• интеграция общего и дополнительного образования, которая является оптимальным механизмом развития современного образовательного пространства.
• разработка и внедрение образовательных программ, соответствующих современным запросам детей, родителей и социума.
• работа с одаренными детьми (выявление и педагогическое сопровождение).
• обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования художественной направленности.
Для достижения оптимальных результатов обучения необходимы изменения в содержании и технологиях дополнительного образования художественной направленности, такие как:
• использование современных образовательных технологий, таких как проектная и исследовательская творческая деятельность, групповые интерактивные практики, разновозрастные группы, игровые технологии, социоигровые технологии, интегрированные технологии, полихудожественные технологии и др.);
• внедрение цифровых образовательных технологий;
• развитие индустрии образования и досуга: новые формы творческого досуга, новые виды арт-индустрии и др.
Учебно-методическое обеспечение представляет собой определяющую качество дополнительного образования, совокупность средств обучения и технологий их использования, проектируемую преподавателем с целью продвижения в образовательной деятельности.
В ходе проведенного исследования был разработан учебно-методический курс «Секреты скрапбукинга» от 8 лет до 15 лет. Актуальность разработанного курса является в том, что в этом курсе сделан уклон именно на изготовление открыток в различных стилях.
Учебно-методическое обеспечение состоит из введения, содержания, основной части, списка рекомендуемой литературы и приложения.
Основная часть пособия состоит из четырех глав. Разработка уроков велась по уровню сложности, от простого к сложному. Схемы подбирались с учетом возраста обучающихся, так, чтобы ученику было легко самостоятельно изучить и выполнить данную работу.
Для упрощения понимания материала текст методического пособия оснащен иллюстративным материалом - пошаговыми фотографиями выполнения основных элементов скрапбукинга и готовых работ, схемами.
Материал излагается простым и понятным языком, т.к. пособие предназначено для школьников, которые только начинают осваивать технику скрапбукинга. Основной акцент сделан на простоте и доступности изложения материала и подкреплении его практическими примерами.
Проанализировав литературу по теме исследования, можно сделать вывод, что одним из видов детского творчества является скрапбукинг, который весьма актуален, как и другие виды художественной деятельности, способствует гармоничному развитию личности ребенка, воспитывает трудолюбие, коллективизм, нравственные качества.
Перед дополнительным образованием художественной направленности стоят следующие задачи:
• актуализация индивидуальных потребностей обучающихся в художественном образовании и эстетическом воспитании;
• развитие общей креативности детей и молодежи, способствующей творческому подходу к другим видам деятельности;
• развитие творческих способностей детей и юношества в выбранном виде искусства;
• развитие художественно-эстетической культуры личности;
• профессиональная ориентация обучающихся;
• обеспечение духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами искусства;
• выявление, развитие и поддержка одаренных в области искусства обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
Решение данных задач раскрывает перспективы и пути развития дополнительного образования в художественной сфере:
• повышение качества дополнительного художественного образования и расширение вариативности программ.
• интеграция общего и дополнительного образования, которая является оптимальным механизмом развития современного образовательного пространства.
• разработка и внедрение образовательных программ, соответствующих современным запросам детей, родителей и социума.
• работа с одаренными детьми (выявление и педагогическое сопровождение).
• обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования художественной направленности.
Для достижения оптимальных результатов обучения необходимы изменения в содержании и технологиях дополнительного образования художественной направленности, такие как:
• использование современных образовательных технологий, таких как проектная и исследовательская творческая деятельность, групповые интерактивные практики, разновозрастные группы, игровые технологии, социоигровые технологии, интегрированные технологии, полихудожественные технологии и др.);
• внедрение цифровых образовательных технологий;
• развитие индустрии образования и досуга: новые формы творческого досуга, новые виды арт-индустрии и др.
Учебно-методическое обеспечение представляет собой определяющую качество дополнительного образования, совокупность средств обучения и технологий их использования, проектируемую преподавателем с целью продвижения в образовательной деятельности.
В ходе проведенного исследования был разработан учебно-методический курс «Секреты скрапбукинга» от 8 лет до 15 лет. Актуальность разработанного курса является в том, что в этом курсе сделан уклон именно на изготовление открыток в различных стилях.
Учебно-методическое обеспечение состоит из введения, содержания, основной части, списка рекомендуемой литературы и приложения.
Основная часть пособия состоит из четырех глав. Разработка уроков велась по уровню сложности, от простого к сложному. Схемы подбирались с учетом возраста обучающихся, так, чтобы ученику было легко самостоятельно изучить и выполнить данную работу.
Для упрощения понимания материала текст методического пособия оснащен иллюстративным материалом - пошаговыми фотографиями выполнения основных элементов скрапбукинга и готовых работ, схемами.
Материал излагается простым и понятным языком, т.к. пособие предназначено для школьников, которые только начинают осваивать технику скрапбукинга. Основной акцент сделан на простоте и доступности изложения материала и подкреплении его практическими примерами.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУЧНОГО ТРУДА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Скрапбукинг как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДИЗАЙНЕРСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКРАПБУКИНГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СКРАПБУКИНГА
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ТЕХНИКЕ КАРТОНАЖ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОФОРМЛЕНИЯ ТОРЖЕСТВ
В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016





