Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическое благополучие матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, в контексте родительских установок

Работа №90175

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2020
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения
психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с
расстройствами аутистического спектра, в контексте родительских установок
1.1 Теоретические подходы к изучению психологического благополучия
личности
1.2 Теоретические подходы к изучению понятия родительских установок
1.3 Психологические особенности матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра
Глава 2 Эмпирическое исследование психологического
благополучия матерей, воспитывающих детей с расстройством
аутистического спектра, в контексте родительских установок
2.1 Программа исследования
2.2 Результаты исследования
2.3. Практическое применение результатов исследования
Заключение

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время все больше исследователей обращают внимание на проблему психологического благополучия личности. Что такое психологическое благополучие личности? Какие составляющие входят в это понятие? Какие факторы, и в какой степени, влияют на психологическое благополучие личности? Ответы на эти вопросы актуальны как никогда. Существуют разные точки зрения на данную проблему. Важной задачей является рассмотрение этого вопроса комплексно, учитывая взгляды различных авторов.
Изучение проблемы психологического благополучия приобретает особую значимость относительно людей попавших в трудную жизненную ситуацию. Такой ситуацией, в частности, является рождение аутичного ребенка.
По статистике каждый год в России растет число детей с расстройствами аутистического спектра. Взаимосвязь между матерью и аутичным ребенком оказывает непосредственное сильное влияние на её психическое состояние. Такой ребенок не дает ей необходимого эмоционального отклика, в результате чего, у матери, как правило, возникают депрессивные проявления, повышается раздражительность, происходит эмоциональное истощение. Для того, чтобы оказать психологическую поддержку женщинам, столкнувшимся с данной проблемой, необходимо изучить уровень и структуру их психологического благополучия.
Кроме того, в исследованиях отечественных авторов была выявлена взаимосвязь между родительскими установками и психологическим благополучием женщин. Таким образом, является важным изучить какие именно родительские установки и каким образом взаимосвязаны с компонентами психологического благополучия. По этой причине, в нашей работе мы рассматриваем психологическое благополучие в контексте родительских установок.
Степень изученности проблемы исследования. В настоящее время исследованием проблемы психологического благополучия личности занимаются как отечественные, так и зарубежные учёные. Н. Бредберн создал модель психологического благополучия. Э. Динер ввел понятие «субъективное благополучие». К. Рифф выделила структуру психологического благополучия. Э.Л. Деси и Р.М. Райан разработали теорию самодетерминации. А. Кемпбел ввел такое понятие, как «качество жизни». М. Агайл приравнивает субъективное (психологическое) благополучие к понятию «счастье». А. Уотерман говорит о том, что главным аспектом психологического благополучия является личностный рост. М. Селигман вводит понятие «процветание».
В работах отечественных авторов психологическое благополучие рассматривалось во взаимосвязи с самоактуализацией (С.П. Пучкова), осмысленностью жизни (П.П. Фесенко), родительскими установками женщин (Л.В. Жуковская), самоотношением (Л.Е. Тарасова), системой отношений личности (Я.И. Павлоцкая), надеждой (Т.А. Климонтова), репродуктивной нормативностью (А.А. Змиевская), различными параметрами самоуважения (М.В. Лункина).
Многие исследователи уделяют внимание проблеме родительских установок. Отечественные авторы рассматривают: воспитательные установки собственных родителей как фактор формирования родительских установок личности (В.А. Маглыш), возрастной аспект родительских установок у женщин, имеющих разное количество детей (Е.Г. Трошихина, Л.В. Жуковская), особенности родительских установок женщин, имеющих детей раннего дошкольного возраста (Н.В. Горбунова, Е. Г. Трошихина), этнофункциональный фактор в родительских установках (В.В. Тимохин, Ю.П. Сальникова), особенности родительских установок матерей с разным уровнем личностной зрелости (Р.К. Махмутова), теоретические аспекты родительских установок (А.И. Крайлюк), специфику родительских установок в семьях разных социальных категорий (О.Н. Богомякова), модели функционирования современной семьи и их взаимосвязь с ценностно - смысловыми установками родителей (О.В. Исаева).
Исследования ведутся и в области изучения психологических особенностей матерей, воспитывающих аутичных детей. Можно выделить работы, посвященные исследованию поведенческого компонента самосознания родителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии (М.Д. Будаева), защитным механизмам личности родителей, детей с расстройствами аутистического спектра (И.И. Мамайчук, Е.В. Шабанова), концепции семейного стресса в семьях «особых» детей (Н.В. Михайлова), особенностей факторов, влияющих на психологический климат в семьях, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (Н.Ю. Антипова), жизнестойкости в контексте жизненного пути личности родителей детей с расстройствами аутистического спектра (Е.С. Крамар), родительского отношения к детям с расстройствами аутистического спектра (Д.Г. Кулина, Н.В. Яковлева), стигматизации и предрассудкам в отношении родителей, воспитывающих ребенка с расстройствами аутистического спектра (А.А. Нестерова, В.В. Хитрюк).
Таким образом, изучение проблемы психологического благополучия личности, феномена родительских установок, а также психологических особенностей матерей, воспитывающих аутичных детей, вызывало интерес у многих исследователей. Вместе с тем, на настоящий момент не было проведено исследования, которое позволило бы рассмотреть все указанные феномены в совокупности.
Цель выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) - анализ содержания и структуры психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, в контексте родительских установок.
Объект выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) - психологическое благополучие личности.
Предмет выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) - психологическое благополучие матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Сформулировать теоретико-методологические основания изучения психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, в контексте родительских установок.
2) Разработать и апробировать программу эмпирического исследования психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, в контексте родительских установок.
3) Проанализировать уровень и структуру психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
4) Охарактеризовать ведущие родительские установки матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
5) Проанализировать взаимосвязь параметров психологического благополучия и родительских установок матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
Гипотезы исследования:
1) Вероятно, у большинства женщин, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, снижены показатели психологического благополучия по таким компонентам, как самопринятие и автономия.
2) Предположительно, структура психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, малодифференцирована и содержит ведущий компонент, связанный с взаимоотношениями с ближайшим социальным окружением.
3) Скорее всего, показатели психологического благополучия взаимосвязаны с родительскими установками относительно семейной роли, отношения к ребенку у матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
Теоретико-методологические основы исследования. В основу работы положены теории, посвященные психологическому и субъективному благополучию личности (К. Рифф, Н.П. Фетискин), научные взгляды на изучение родительских установок (Р.В. Овчарова, А.Г. Радостаева), а также совокупность идей о психологических особенностей матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра (И.И. Мамайчук, Н.Ф. Михайлова).
В работе использовался следующий комплекс методов: анализ вторичных источников по проблеме исследования, анкетирование, психологическое тестирование (методика «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф), методика «Индекс жизненной удовлетворенности» (Э. Динер), шкала субъективного благополучия (Н.П. Фетискин) методика «Родительские установки» (PARI) (Е.С. Шефер, Р.К. Белл), методы математико-статистического анализа (факторный анализ, корреляционный анализ).
Обработка данных осуществлялась при помощи статистического пакета «spss 23,0».
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 24 женщины, воспитывающие аутичных детей дошкольного возраста. Все женщины состоят в браке. Подавляющее большинство из них являются неработающими. Возраст женщин - от 32 до 43 лет.
Научная новизна:
- выделены содержание и структура психологического благополучия матерей, воспитывающих аутичных детей;
- определены ведущие родительские установки матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра;
- выявлена взаимосвязь между психологическим благополучием матерей, воспитывающих аутичных детей, и их родительскими установками.
Теоретическая значимость:
- дополнены научные представления о психологическом благополучии матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, посредством изучения структуры психологического благополучия данной категории;
- обогащен подход к изучению особенностей психологического благополучия матерей, воспитывающих аутичных детей, благодаря рассмотрению в контексте родительских установок.
Практическая значимость:
Результаты исследования психологического благополучия матерей, воспитывающих детей аутистического спектра, в контексте родительских установок могут быть использованы для разработки и апробации программ оказания психологической помощи матерям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра, с целью повышения уровня психологического благополучия. Также полученные данные могут послужить основой для разработки и апробации программ по психологическому сопровождению процесса воспитания детей аутистического спектра.
Положения, выносимые на защиту:
1. Все компоненты психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, находятся на среднем уровне, кроме самопринятия, автономии, самооценки, показатели которых приближаются к нижней границе нормы. Структура психологического благополучия матерей малодифференцирована и демонстрирует его зависимость от того, какое социальное окружение рядом с женщинами, насколько они могут быть автономны и независимы, а также от уровня удовлетворенности жизнью.
2. Показатели психологического благополучия взаимосвязаны с родительскими установками матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Негативные установки относительно своей семейной роли (неудовлетворенность ролью хозяйки, сверхавторитет родителей, безучастность мужа и др.) с одной стороны снижают показатели психологического благополучия, с другой стороны позволяют матерям чувствовать себя более удовлетворенной в повседневной деятельности. Родительские установки, связанные с оптимальным эмоциональным контактом с ребенком снижают уровень психологического благополучия матерей, что, скорее всего, объясняется потерей контроля в воспитании и развитии ребенка.
Апробация и внедрение результатов исследования:
1. Результаты теоретической части исследования были представлены на внутривузовской конференции АлтГУ «Мой выбор наука!» (Получен диплом «За лучший доклад на секции «психология личности»»). По результатам данного исследования была опубликована статья «Теоретические аспекты психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, в контексте родительских установок».
2. На основании результатов исследования была составлена программа психологического сопровождения матерей, воспитывающих аутичных детей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 90 источников, в том числе 5 на иностранном языке. Текст работы содержит 20 рисунков и 5 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе выпускной квалификационной работе нами проанализированы основные теоретико-методологические подходы к исследованию психологического благополучия личности, рассмотрен феномен родительских установок, выделены психологические особенности матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
В эмпирической части разработана и апробирована программа исследования психологического благополучия матерей, воспитывающих аутичных детей, в контексте родительских установок.
Итак, можно сделать следующие выводы:
1. Существует взаимосвязь между психологическим благополучием и родительскими установками у женщин. Родительские установки часто являются основой психологического благополучия ребенка, а психологическое благополучие матери способствует формированию гармоничных родительских установок. При этом на психическое состояние матери, воспитывающей аутичного ребенка, оказывает непосредственное сильное влияние взаимодействие с ним.
2. Для большинства матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, характерно снижение уровня психологического благополучия по таким компонентам, как самопринятие и автономия.
3. Структура психологического благополучия матерей, воспитывающих аутичных детей, достаточно однородна. При этом особую значимость имеет такой компонент, как социальное окружение.
4. Снижению уровня психологического благополучия у матерей аутичных детей способствуют негативные установки относительно своей семейной роли, а также родительские установки, связанные с оптимальным эмоциональным контактом с ребенком.
5. По результатам проведенного эмпирического исследования была разработана программа психологического сопровождения матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.
Таким образом, положения доказаны, все выдвинутые в работе гипотезы подтверждены, задачи решены, цель достигнута.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ