Развитие профессионально-художественных навыков у студентов СПО на базе учебной дисциплины «Проектирование в графическом дизайне»
|
Введение 3
Глава 1 Формирование и развитие профессионально-художественных навыков у
студентов дизайнеров 8
1.1 Основные методы формирования и развитие профессионально
художественных навыков 8
1.2 Роль графических программ в формировании профессионально художественных навыков у студентов дизайнеров на учебной дисциплине
«Проектирование в графическом дизайне» 19
Глава 2 Дизайн проект серии тематических открыток 29
2.1 Анализ аналогов 29
2.2 Дизайн концепция социальных плакатов и этапы их проектирования 43
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 56
Глава 1 Формирование и развитие профессионально-художественных навыков у
студентов дизайнеров 8
1.1 Основные методы формирования и развитие профессионально
художественных навыков 8
1.2 Роль графических программ в формировании профессионально художественных навыков у студентов дизайнеров на учебной дисциплине
«Проектирование в графическом дизайне» 19
Глава 2 Дизайн проект серии тематических открыток 29
2.1 Анализ аналогов 29
2.2 Дизайн концепция социальных плакатов и этапы их проектирования 43
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 56
Сегодня дизайн является неотъемлемой и очень важной составляющей всех передовых разработок и продуктов широкого потребления. Человека повсюду окружают продукты дизайна: предметы интерьера и экстерьера, предметы быта, мебель, одежда, рекламные носители, интернет-контент, техника и многое другое. Дизайн позволяет повышать культурный уровень общества, способствует улучшению качества жизни и развивает духовные ценности человека. Для удовлетворения потребностей общества, компаниям в развитии и продвижении своих продуктов необходима подготовка профессиональных, высококвалифицированных кадров в сфере дизайна.
Актуальность исследования заключается в необходимости решения проблемы нехватки конкурентоспособных, креативных дизайнеров, способных не только повторять и множить современный дизайн, но и создавать абсолютно новый продукт, который способен опережать существующие тенденции и становиться трендом, отвечая социокультурным потребностям. Поэтому развитие профессионально-художественных навыков у студентов - наиважнейший аспект обучения. Художественная грамотность расширяет возможности обучающихся, развивает интеллектуальные, художественные, креативные, эмоциональночувственные способности человека, позволяющие профессионально развить память и внимание, абстрактно-логическое мышление; творческое и объемнопространственное мышление и воображение; самоконтроль, самоорганизацию.
Дизайн представляет интегрированный вид искусства и технического творчества и объединяет такие специальные дисциплины, как начертательная геометрия, черчение, рисунок, живопись, композиция и др. На занятиях по дизайну студенты применяют все возможности изобразительных средств, учатся раскрывать и преобразовывать пространственные свойства, формы и конструкции объектов.
Анализ требований профессиональных стандартов к содержанию профессиональной деятельности дизайнера показывает, что способность к творчеству является стержневым качеством успешного дизайнера. Сегодня в условиях конкуренции на мировом рынке фирмы и предприятия страны нуждаются в специалистах широкого профиля и высококвалифицированных кадрах, универсальных работниках, способных выполнять задачи разного уровня и направленности, быть готовыми действовать в ситуации неопределенности, владеть инновационными технологиями и соответствовать квалификационным характеристикам, обеспечивающим высокий качественный и безопасный уровень эксплуатации изделий, конкурентоспособность товаров в мировом пространстве.
Степень разработанности исследуемой темы
Научная база, относящаяся к теме исследования, представляет собой обширный, но достаточно разрозненный материал в процессе изучения проблемы конкурентно способные личности изучались в научных трудах Н.А.Алексеевой, В.И.Андреева, Ю.В.Андреевой, В.М.Бехтерева, Е.В.Бондаревской, В.В.Глухова,
Э.Ф.Зеер, И.Катане, А.Н.Лейбович, Т.В.Марининой, Н.К.Нуриевым, Е.А.Рыковой, Л.Г.Семушиной, В.А.Сластениным.
Общие вопросы профессионального дизайнерского образования рассматриваются в трудах Н.П. Вальковой, С.М. Кожуховской, Е.Н. Ковешноковой, Л.А. Кузмичева, Е.Н Лазарева, Л.В. Марц.
Развитию креативности и опыта творческой деятельности студентов дизайнеров посвящены исследования Ю.А.Аверкина, И.В.Афанасьевой,
A. П.Гавриленко, И.С.Каримовой, Т.В.Матвеевой, С.А.Муртазиной,
B. Ю.Сапугольцева, Л.М.Тухбатуллиной, О.П.Тарасовой, Л.В.Шмаковой и др.
Теории развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский,
A. Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейни др.); теории и истории дизайна, дизайн- образования (Н.В.Воронов, Е.Н.Ковешникова, С.М.Михайлов, Е.Розенблюм,
B. Ф.Рунге, В.В.Сеньковскийи др.); теории эстетического воспитания и
образования (В.М.Бехтерев, Ю.В.Изюмский, С.М.Каргапольцев, Т.С.Комарова;
Психолого-педагогические исследования в области развития креативности и творческого мышления (Г.С.Альтшуллер, В.И.Андреев, Дж.Гилфорд, Н.В.Дружинин,С.Медник, А.М.Матюшкин, Л.С.Подымова, Я.А.Пономарев, И.М.Рязанцева, Е.П.Торренс, Е.Е.Туник и др.
Роль, значение профессии в обществе исследовали: И.М. Дуранов, В.И. Жернов, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов и др. Вопросами профессиональной подготовки занимались психологи: В.А. Бодров, Н.Н. Грачев, И.С. Гриншпун и др; педагоги - Е.П. Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Я. Найн, А.Г. Пашков, В.А. Сла-стенин и др.
Следует обратить внимание на коллективный труд, посвященный творческой лаборатории дизайна, выполненный Н.В. Брызговым, С.В.Воронежцевым, и В.Б. Логиновым. Указанное пособие основывается, прежде всего, на индивидуальном опыте преподавательской работы. Среди учебных пособий, предназначенных для студентов, обучающихся по направлению «Архитектура» специальности «Дизайн архитектурной среды», следует назвать учебное пособие А. Д.Попова. Монография указанного автора также помогает студентам в полной мере познакомиться со спецификой дизайнерской профессии. Из учебных пособий, предназначенных для студентов - дизайнеров следует назвать В.Б. Устина: в своем пособии автор раскрывает особенности построения формальной композиции, составляющей важнейшую часть дизайнерского творчества, также раскрываются средства, приемы и принципы этого построения. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве В.Б. Устин раскрывает в своем пособии, посвященном раскрытию особенностей построения формальной композиции.
Все авторы подчеркивали сложность выделения ведущих качеств личности будущего специалиста, компонентов дизайнерской деятельности, создания эффективной модели организации учебного процесса. Важнейшим фактором в решении образовательных задач в настоящее время становится овладение компьютерными технологиями, которые являются неотъемлемой частью знаний современного дизайнера.
Профессиональная подготовка будущих дизайнеров имеет интегративную основу. В нее входят общественно-научные, искусствоведческие и технологические знания, с помощью которых появляется возможность проектировать, преобразовывать, творить. Обобщение многолетнего опыта работы ведущих российских школ дизайна было сделано в начале 90-х годов изданием специальных выпусков методологических и учебно-методических материалов (Московская школа дизайна, Ленинградская школа, Уральская школа, Тольяттинская школа и др.). Все авторы подчеркивали сложность выделения ведущих качеств личности будущего специалиста, компонентов дизайнерской деятельности, создания эффективной модели организации учебного процесса. Важнейшим фактором в решении образовательных задач в настоящее время становится овладение компьютерными технологиями, которые являются неотъемлемой частью знаний современного дизайнера.
Исходя из того, что профессиональная компетентность будущего дизайнера предполагает владение необходимых специальных знаний и умений в сочетании с личностными качествами, а так же их эффективное использование в решении творческих профессиональных задач, необходимо учитывать профессионально значимые способности к осуществлению профессиональной деятельности в области дизайна. Одной из основных обязанностей дизайнера является разработка графической документации (эскизов) по дизайн-проектам, которая предполагает высокий уровень владения художественно-графическими навыками. В этой связи, тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Тема: Развитие профессионально-художественных навыков у студентов дизайнеров при использовании графических программ на учебной дисциплине «Проектирование в графическом дизайне»
Цель: Выявить способы формирования профессионально-художественных навыков на учебной дисциплине «Проектирование в графическом дизайне»
Задачи:
1. Рассмотреть основные методы формирования и развития профессионально - художественных навыков обучающихся.
2. Изучить роль графических программ в формирования и развития профессионально - художественных навыков у студентов дизайнеров.
3. Провести анализ аналогов дизайн проектов серии тематических открыток.
4. Выполнить проект серии тематических открыток
Предмет исследования: - процесс развития и формирования
профессионально - художественных навыков студентов при работе над тематическими открытками.
Объект исследования: Формирование и развитие профессионально - художественных навыков студентов на дисциплине «Проектирование в графическом дизайне».
Методы исследования: В работе в качестве основных, использованы следующие методы:
Теоретические методы - синтез, анализ;
Эмпирические методы - сравнение;
Метод ассоциаций - создания дизайн - проекта серии плакатов формируются на основании ряда ассоциативных связей;
Метод аналогии - анализ уже существующих работ по теме;
Ролевой метод - оценка плаката со стороны зрителя.
Структура работы включает в себя теоретическую, практическую и творческую части. Теоретическая часть выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. В практическую часть входит разработанная серия социальных плакатов.
Актуальность исследования заключается в необходимости решения проблемы нехватки конкурентоспособных, креативных дизайнеров, способных не только повторять и множить современный дизайн, но и создавать абсолютно новый продукт, который способен опережать существующие тенденции и становиться трендом, отвечая социокультурным потребностям. Поэтому развитие профессионально-художественных навыков у студентов - наиважнейший аспект обучения. Художественная грамотность расширяет возможности обучающихся, развивает интеллектуальные, художественные, креативные, эмоциональночувственные способности человека, позволяющие профессионально развить память и внимание, абстрактно-логическое мышление; творческое и объемнопространственное мышление и воображение; самоконтроль, самоорганизацию.
Дизайн представляет интегрированный вид искусства и технического творчества и объединяет такие специальные дисциплины, как начертательная геометрия, черчение, рисунок, живопись, композиция и др. На занятиях по дизайну студенты применяют все возможности изобразительных средств, учатся раскрывать и преобразовывать пространственные свойства, формы и конструкции объектов.
Анализ требований профессиональных стандартов к содержанию профессиональной деятельности дизайнера показывает, что способность к творчеству является стержневым качеством успешного дизайнера. Сегодня в условиях конкуренции на мировом рынке фирмы и предприятия страны нуждаются в специалистах широкого профиля и высококвалифицированных кадрах, универсальных работниках, способных выполнять задачи разного уровня и направленности, быть готовыми действовать в ситуации неопределенности, владеть инновационными технологиями и соответствовать квалификационным характеристикам, обеспечивающим высокий качественный и безопасный уровень эксплуатации изделий, конкурентоспособность товаров в мировом пространстве.
Степень разработанности исследуемой темы
Научная база, относящаяся к теме исследования, представляет собой обширный, но достаточно разрозненный материал в процессе изучения проблемы конкурентно способные личности изучались в научных трудах Н.А.Алексеевой, В.И.Андреева, Ю.В.Андреевой, В.М.Бехтерева, Е.В.Бондаревской, В.В.Глухова,
Э.Ф.Зеер, И.Катане, А.Н.Лейбович, Т.В.Марининой, Н.К.Нуриевым, Е.А.Рыковой, Л.Г.Семушиной, В.А.Сластениным.
Общие вопросы профессионального дизайнерского образования рассматриваются в трудах Н.П. Вальковой, С.М. Кожуховской, Е.Н. Ковешноковой, Л.А. Кузмичева, Е.Н Лазарева, Л.В. Марц.
Развитию креативности и опыта творческой деятельности студентов дизайнеров посвящены исследования Ю.А.Аверкина, И.В.Афанасьевой,
A. П.Гавриленко, И.С.Каримовой, Т.В.Матвеевой, С.А.Муртазиной,
B. Ю.Сапугольцева, Л.М.Тухбатуллиной, О.П.Тарасовой, Л.В.Шмаковой и др.
Теории развития личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский,
A. Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейни др.); теории и истории дизайна, дизайн- образования (Н.В.Воронов, Е.Н.Ковешникова, С.М.Михайлов, Е.Розенблюм,
B. Ф.Рунге, В.В.Сеньковскийи др.); теории эстетического воспитания и
образования (В.М.Бехтерев, Ю.В.Изюмский, С.М.Каргапольцев, Т.С.Комарова;
Психолого-педагогические исследования в области развития креативности и творческого мышления (Г.С.Альтшуллер, В.И.Андреев, Дж.Гилфорд, Н.В.Дружинин,С.Медник, А.М.Матюшкин, Л.С.Подымова, Я.А.Пономарев, И.М.Рязанцева, Е.П.Торренс, Е.Е.Туник и др.
Роль, значение профессии в обществе исследовали: И.М. Дуранов, В.И. Жернов, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов и др. Вопросами профессиональной подготовки занимались психологи: В.А. Бодров, Н.Н. Грачев, И.С. Гриншпун и др; педагоги - Е.П. Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Я. Найн, А.Г. Пашков, В.А. Сла-стенин и др.
Следует обратить внимание на коллективный труд, посвященный творческой лаборатории дизайна, выполненный Н.В. Брызговым, С.В.Воронежцевым, и В.Б. Логиновым. Указанное пособие основывается, прежде всего, на индивидуальном опыте преподавательской работы. Среди учебных пособий, предназначенных для студентов, обучающихся по направлению «Архитектура» специальности «Дизайн архитектурной среды», следует назвать учебное пособие А. Д.Попова. Монография указанного автора также помогает студентам в полной мере познакомиться со спецификой дизайнерской профессии. Из учебных пособий, предназначенных для студентов - дизайнеров следует назвать В.Б. Устина: в своем пособии автор раскрывает особенности построения формальной композиции, составляющей важнейшую часть дизайнерского творчества, также раскрываются средства, приемы и принципы этого построения. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве В.Б. Устин раскрывает в своем пособии, посвященном раскрытию особенностей построения формальной композиции.
Все авторы подчеркивали сложность выделения ведущих качеств личности будущего специалиста, компонентов дизайнерской деятельности, создания эффективной модели организации учебного процесса. Важнейшим фактором в решении образовательных задач в настоящее время становится овладение компьютерными технологиями, которые являются неотъемлемой частью знаний современного дизайнера.
Профессиональная подготовка будущих дизайнеров имеет интегративную основу. В нее входят общественно-научные, искусствоведческие и технологические знания, с помощью которых появляется возможность проектировать, преобразовывать, творить. Обобщение многолетнего опыта работы ведущих российских школ дизайна было сделано в начале 90-х годов изданием специальных выпусков методологических и учебно-методических материалов (Московская школа дизайна, Ленинградская школа, Уральская школа, Тольяттинская школа и др.). Все авторы подчеркивали сложность выделения ведущих качеств личности будущего специалиста, компонентов дизайнерской деятельности, создания эффективной модели организации учебного процесса. Важнейшим фактором в решении образовательных задач в настоящее время становится овладение компьютерными технологиями, которые являются неотъемлемой частью знаний современного дизайнера.
Исходя из того, что профессиональная компетентность будущего дизайнера предполагает владение необходимых специальных знаний и умений в сочетании с личностными качествами, а так же их эффективное использование в решении творческих профессиональных задач, необходимо учитывать профессионально значимые способности к осуществлению профессиональной деятельности в области дизайна. Одной из основных обязанностей дизайнера является разработка графической документации (эскизов) по дизайн-проектам, которая предполагает высокий уровень владения художественно-графическими навыками. В этой связи, тема выпускной квалификационной работы является актуальной.
Тема: Развитие профессионально-художественных навыков у студентов дизайнеров при использовании графических программ на учебной дисциплине «Проектирование в графическом дизайне»
Цель: Выявить способы формирования профессионально-художественных навыков на учебной дисциплине «Проектирование в графическом дизайне»
Задачи:
1. Рассмотреть основные методы формирования и развития профессионально - художественных навыков обучающихся.
2. Изучить роль графических программ в формирования и развития профессионально - художественных навыков у студентов дизайнеров.
3. Провести анализ аналогов дизайн проектов серии тематических открыток.
4. Выполнить проект серии тематических открыток
Предмет исследования: - процесс развития и формирования
профессионально - художественных навыков студентов при работе над тематическими открытками.
Объект исследования: Формирование и развитие профессионально - художественных навыков студентов на дисциплине «Проектирование в графическом дизайне».
Методы исследования: В работе в качестве основных, использованы следующие методы:
Теоретические методы - синтез, анализ;
Эмпирические методы - сравнение;
Метод ассоциаций - создания дизайн - проекта серии плакатов формируются на основании ряда ассоциативных связей;
Метод аналогии - анализ уже существующих работ по теме;
Ролевой метод - оценка плаката со стороны зрителя.
Структура работы включает в себя теоретическую, практическую и творческую части. Теоретическая часть выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. В практическую часть входит разработанная серия социальных плакатов.
В результате проделанной работы нами была создана серия плакатов на тему «Уступи место». В ходе исследования были использованы как печатные источники, так и электронные версии печатных изданий, а также сайты официальных ведомств. Использование интернет-ресурсов для сбора как теоретической, так и эмпирической базы исследования значительно сократило время поиска информации и дало возможность творчески подойти к проекту, что в конечном счете, несомненно, положительно повлияло на качество нашего проекта. Работа с документами, находящимися в открытом доступе, а также анализ и синтез информации позволило нам представить аудитории не только собранные официальные данные, но результаты собственных небольших исследований по теме.
Знакомство с научными материалами, касающимися дизайна печатной продукции в целом, позволило нам более осознано и основательно подойти к формированию композиционной модели информационных продуктов. Труды, посвященные визуализации информации и, в частности, инфографике, помогли нам успешно использовать возможности этих инструментов на практике и представлять информацию более эффективно. Работы, полностью или частично посвященные цвету и шрифтам, безусловно, повлияли на представленный конечный результат. С помощью анализа уже существующих материалов мы выявили наиболее популярные способы визуализации и оформления информации, а также наиболее часто встречающиеся ошибки дизайнеров, которые они допускают при создании плакатов.
Работая над непосредственной визуализацией собранной информации по теме и формируя плакаты, посвященные различным аспектам здорового образа жизни, мы использовали полученные теоретические знания и старались следовать советам мастеров; однако мы также опирались на собственные наблюдения и опыт читателя, что позволило не только выделить и структурировать важную информацию, но и представить ее, опираясь на вкусы и требования целевой аудитории.
Цель, которую мы поставили в начале выполнения задания, достигнута. В процессе выполнения данной работы мы выполнили несколько задач. Во-первых, проанализировали практику проектирования аналогичных плакатов. Во-вторых, разработали сюжетную основу и основные визуальные и художественные образы плакатов, их стилистику. В-третьих, подобрали общее колористическое и композиционное решение серии плакатов.
Знакомство с научными материалами, касающимися дизайна печатной продукции в целом, позволило нам более осознано и основательно подойти к формированию композиционной модели информационных продуктов. Труды, посвященные визуализации информации и, в частности, инфографике, помогли нам успешно использовать возможности этих инструментов на практике и представлять информацию более эффективно. Работы, полностью или частично посвященные цвету и шрифтам, безусловно, повлияли на представленный конечный результат. С помощью анализа уже существующих материалов мы выявили наиболее популярные способы визуализации и оформления информации, а также наиболее часто встречающиеся ошибки дизайнеров, которые они допускают при создании плакатов.
Работая над непосредственной визуализацией собранной информации по теме и формируя плакаты, посвященные различным аспектам здорового образа жизни, мы использовали полученные теоретические знания и старались следовать советам мастеров; однако мы также опирались на собственные наблюдения и опыт читателя, что позволило не только выделить и структурировать важную информацию, но и представить ее, опираясь на вкусы и требования целевой аудитории.
Цель, которую мы поставили в начале выполнения задания, достигнута. В процессе выполнения данной работы мы выполнили несколько задач. Во-первых, проанализировали практику проектирования аналогичных плакатов. Во-вторых, разработали сюжетную основу и основные визуальные и художественные образы плакатов, их стилистику. В-третьих, подобрали общее колористическое и композиционное решение серии плакатов.





