Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания ожиданий работников в контексте организационной лояльности 10
1.1 Анализ подходов к изучению понятия организационная лояльность
персонала 10
1.2 Особенности ожиданий работников в контексте организационной
лояльности 21
1.3 Социально-психологические особенности профессиональной
деятельности работников сферы страхования 30
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей ожиданий работников в контексте организационной лояльности 39
2.1 Программа исследования 39
2.2 Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования ожиданий работников в контексте организационной лояльности 46
2.3 Программа формирования лояльности молодых работников 57
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения 73
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время все большее внимание в нашей стране уделяется лояльности сотрудников своей организации. Многие ведущие специалисты -практики рассматривают проблему лояльности как крайне актуальную для отношений работник- работодатель, для повышения эффективности труда, для качества всего отечественного бизнеса. По мнению Т.А. Петровой успех предприятия на 75% определяется нематериальными факторами, прежде всего отношением работников к своей компании, их лояльностью. Появляется все больше отечественных работ, направленных на исследование данного феномена. Однако они все еще являются единичными и очень разрозненными. В настоящий момент в России не существует единого понимания организационной лояльности, нет и единой модели. Большинство исследователей опирается на существующие зарубежные подходы, а некоторые предлагают свои концепции, но, к сожалению, не приводят данные об их применимости.
Становится актуальным вопрос определения особенностей ожиданий работников в контексте организационной лояльности, что позволит опосредованно повысить эффективность деятельности организации.
Степень изученности проблемы.
В настоящее время имеется ряд научных работ в области рассмотрения существующих подходов к интерпретации лояльности как организационно - психологического явления таких авторов как К.В. Харский, О.С. Дейнека, М.И. Магура, М.Г. Курбатова и др., подходов к изучению проблемы лояльности персонала рассматриваются в работах таких авторов, как В.И. Доминяка, Ю.М. Вершило, Т.О. Соломандиной, Дж. Кея, Дж. Куина, Н. Гангани, М.И. Магуры, Г. Мак Лиина, Н. Дж. Аллен, Дж. П. Мейер и др.).. и т.д. В процессе изучения имеющихся теоретико-методологических источников по указанной тематике, обнаружено, что зарубежные авторы в отношении организационной лояльности определяют поведенческий и установочный подходы. Так же важно учитывать тот факт, что большая часть сознательной жизни человека проходит в коллективе, в котором деятельность человека взаимосвязана с общей психологической обстановкой, где существуют деловые и личные взаимоотношения, оказывающие огромное влияние на результат труда и всю жизнь человека, возникает интерес изучить организационную лояльность через смысловую сферу личности самого работника, в частности, обнаружение непосредственно смысла лояльного отношения к компании и деятельности в ней. А так же рассмотреть каким образом формирование лояльности своей организации связано с тем, в какой степени данное место работы соответствует ожиданиям работников и дает возможность удовлетворения важнейших потребностей, с которыми для него связан смысл работы. Данная тема мало исследована, и можно считать, что представленная работа обладает признаками научной новизны.
Целью исследования выявить особенности ожиданий работников с разным стажем работы в контексте организационной лояльности.
Объект исследования - организационная лояльность.
Предмет исследования - особенности ожиданий работников в контексте организационной лояльности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Проанализировать основные теоретические подходы к изучению организационной лояльности;
2) Изучить организационную лояльность работников сферы страхования;
3) Показать особенности ожиданий работников со стажем до трех лет в сфере страхования и работников со стажем более трех лет в сфере страхования;
4) Разработать методические рекомендации психологу организации для повышения лояльности сотрудников.
5) Осуществить карьерное консультирование в рамках изучаемой организации.
Гипотезы исследования:
1) Уровень лояльности работников, вероятно, окажется выше у людей со стажем работы в организации более одного года.
2) Уровень лояльности работников, окажется ниже у людей со стажем работы в организации менее одного года.
3) Уровень организационной лояльности связан с совпадением между ожиданиями работника от своей организации и его субъективной оценкой организационной действительности, то есть с его субъективным восприятием реализаций ожиданий от организации.
Теоретико-методологическими основаниями исследования выступили: научные работы в области рассмотрения существующих подходов к раскрытию понятия лояльности как организационно - психологического явления (К.В. Харский, О.С. Дейнека, М.И. Магура, М.Г. Курбатова и др.), подходов к изучению проблемы лояльности персонала рассматриваются в работах В.И. Доминяка, Ю.М. Вершило, Т.О. Соломандиной, Дж. Кея, Дж. Куина, Н. Гангани, М.И. Магуры, Г. Мак Лиина, Н. Дж. Аллен, Дж. П. Мейер и др.
В работе использовался следующий комплекс методов исследования: анкетирование, методика "опросник организационной лояльности" Лимана Портера, методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова), методика «Возможность реализации мотивов» В.И. Доминяка, Е.А. Родионовой.
Методы математико-статистической обработки информации стали:
Статистический анализ (U-Критерий Манна-Уитни, одновыборочный критерий Колмогова-Смирнова).
Статистические расчеты выполнены с использованием пакета прикладных компьютерных программ универсальной обработки табличных данных Microsoft Excel ХР и пакета статистического анализа IBM SPSS Statistics 23.
Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико -методологических позиций, репрезентативностью выборки, применением комплекса методов, адекватных психологической сущности изучаемых явлений, использованием математико - статистических процедур обработки данных в соответствии с целью и задачами исследования, соблюдением требований, предъявляемых к валидности и надежности используемых методов исследования.
Выборка исследования: В исследовании приняло участие 62 человека в возрасте от 21 до 60 лет, работающих в Обществе с ограниченной ответственностью Национальная страховая группа, имеющие разный стаж работы.
Научная новизна полученных результатов:
- Впервые осуществлено исследование взаимосвязи уровня лояльности и ожиданий работников от организации.
-Показаны особенности ожиданий работников со стажем работы в организации менее одного года и работников со стажем более года.
-Выявлены и рассмотрены ситуационные и личностные психологические факторы организационной лояльности.
Теоретическая значимость:
В результате проведенного исследования дана содержательная психологическая характеристика ожиданий работников в контексте организационной лояльности. Определены особенности этих факторов, а также их влияние на уровень лояльности. Установлено, что организационная лояльность определяет ожидания, установки работников, особенности их рабочего поведения. Лояльные сотрудники используют все ресурсы и резервы для достижения максимальных результатов работы. Кроме того лояльность является важным условием безопасности компании, оказывающим существенное влияние на благонадежность работников. Выявлены особенности ожиданий работников в контексте организационной лояльности - в зависимости от возраста и стажа.
Феноменология организационной лояльности персонала задействованного в сфере страхования, достаточно специфична, что обусловлено рядом факторов. При этом для работников со стажем работы в компании менее года, ведущим факторами являются социальная стабильность, и для работников, со стажем более года - социальная самостоятельность, независимость поведения.
Практическая значимость:
Появилась возможность использования полученных результатов в организациях при разработке комплекса мер, направленных на сохранение и укрепление лояльности сотрудников. В результате исследования получен инструмент, позволяющий выявлять причины нелояльности работников, прогнозировать их лояльность и строить программы ее повышения. Предложенные методы позволяют не только оценивать организационную лояльность уже работающих сотрудников, но и прогнозировать отношение новых сотрудников к организации, а также дает основания для разработки, как коллективных, так и индивидуальных систем мотивации. Использование предложенных методик позволяет рассчитывать индексы карьерной и мотивационной привлекательности организации, что дает возможность оценивать положение на рынке труда, а для потенциальных кандидатов - выбирать наиболее привлекательное место работы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Показатели уровня организационной лояльности у группы со стажем работы более одного года выше, чем у группы со стажем работы в компании менее одного года. Очевидно, что для второй группы респондентов актуален процесс адаптации в компании, идет сопоставление ценностей работника и ценностей организации, ознакомление с нормами и правилами работы в компании, происходит налаживание неформальных отношений внутри коллектива и в этот период, вполне логично, что лояльность только формируется.
2. Выявлена взаимосвязь между карьерной установкой, постоянным и устойчивым элементом структуры личности и оценкой работников на сколько организация способствует реализации, этих ожиданий. Так же сопоставив уровень лояльности группы, где ожидания респондентов совпали с реальностью можно сделать вывод, что уровень организационной лояльности связан с совпадением между ожиданиями сотрудника от своей организации и его субъективной оценкой организационной действительности, то есть с его субъективным восприятием реализаций ожиданий от организации.
Апробация и внедрение результатов исследования.
1. Материалы исследования были представлены на научных конференциях:
- всероссийской научно-практической конференции «Дни науки» в АлтГУ (Барнаул, апрель, 2019).
- всероссийской научно-практической конференции «Дни науки» в АлтГУ (Барнаул, апрель, 2020).
Структура диссертации. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 102 источника, из них 3 — на иностранном языке. Текст работы содержит 6 рисунков и 5 приложений. Структура диссертации соответствует изложенным целям и задачам, поставленным в диссертационном исследовании.
В работе нами были рассмотрены такие важные категории отношения работника к организации, в которой он работает и соответствующе е этому отношению поведение. Обозначена значимость лояльного отношения в деятельности человека, как в личностном, так и в профессиональном плане. Рассмотрены, особенности ожиданий работников в контексте организационной лояльности. Приведены научные зарубежные и отечественные исследования в этой области.
В настоящее время все большее внимание в нашей стране уделяется лояльности сотрудников своей организации. Многие ведущие специалисты - практики рассматривают проблему лояльности как крайне актуальную для отношений работник-работодатель, для повышения эффективности труда, для качества всего отечественного бизнеса. Появляется все больше отечественных работ, направленных на исследование данного феномена. Однако они все еще являются единичными и очень разрозненными. В настоящий момент в России не существует единого понимания организационной лояльности, нет и единой модели. Большинство исследователей опирается на существующие зарубежные подходы, а не которые предлагают свои концепции, но, к сожалению, не приводят данные об их применимости. Становится актуальным вопрос определения особенностей ожиданий работников в контексте организационной лояльности, что позволит опосредованно повысить эффективность деятельности организации.
На первом этапе нашей работы был осуществлен теоретический анализ понятия «организационная лояльность», выделены его сущностные характеристики, рассмотрены особенности ожиданий работников в контексте организационной лояльности, определены специфические характеристики профессиональной деятельности работников задействованных в сфере страхования. На втором этапе разработана и осуществлена программа эмпирического исследования. На третьем этапе проведена обработка и интерпретация полученных данных, подведены итоги исследования, описаны выводы и заключения.
В процессе работы нами были решены поставленные задачи.
Проведен анализ литературы по проблеме исследования, выявлены сущностные характеристики ожиданий работников в контексте организационной лояльности.
Рассмотренные подходы к классификации видов, форм, а так же уровней лояльности позволяет раскрыть отличительные че рты отдельно взятого сотрудника или коллектива в целом. Руководители, обладая такими званиями, имеют возможность делать прогнозы касаемо изменений лояльности подчиненных, вследствие чего планировать мероприятия, обращенные на ее укрепления или повышение.
Проблема лояльности крайне актуальна для отношений работник- работодатель, для повышения эффективности труда, для качества всего отечественного бизнеса. Успех предприятия на 75% определяется не материальными факторами, прежде всего отношением работников к своей компании, их лояльностью.
Актуален и вопрос определения особенностей ожиданий работников в контексте организационной лояльности, что позволит повысить эффективность деятельности персонала и организации в целом.
В работе сделаны следующие выводы:
1. Изучение организационной лояльности че ре з смысловую сферу личности самого работника представляется более эффективным, в частности, обнаружение не посредственно смысла лояльного отношения к компании и деятельности в ней. Формирование у работника лояльности своей организации связано с тем, в какой степени данное место работы соответствует его ожиданиями и дает возможность удовлетворения важнейших потребностей, с которыми для него связан смысл работы.
2. Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. Реализация ожиданий - это степень, в которой ожидания сотрудников относительно организационной жизни реализуются на работе или степень соответствия ожиданий относительно работы реальному опыту, то есть разница между тем, с чем человек сталкивается на работе при получении позитивного или негативного опыта и тем, с чем он ожидал столкнуться.
3. Персонал организации всегда имеет определенные карьерные ожидания от выполняемой работы, и не всегда это только карьерный рост, это может быть и стабильность рабочего места, и возможность управлять людьми, и реализация своих профессиональных устремлений, и многое другое. В связи с этим изучение карьерных ожиданий персонала на сегодняшний день - это важная составляющая процесса управления персоналом организации.
4. Профессии, которые связаны с оказанием социально значимых услуг имеют достаточно широкую дифференциацию. Каждая профессия имеет свои границы компетенции и требования к компетентности субъекта труда. При этом в современной психологии достаточно мало исследований которые бы касались на прямую изучения требований профессиональной деятельности к личности специалиста социальной сферы.
5. Показатели уровня организационной лояльности у группы со стажем работы более одного года выше, чему группы со стажем работы в компании менее одного года. Можно сделать вывод, что для второй группы респондентов актуален процесс адаптации в компании, идет сопоставление ценностей работника и ценностей организации, ознакомление с нормами и правилами работы в компании, происходит налаживание не формальных отношений внутри коллектива и в этот период, вполне логично, что лояльность только формируется.
6. Выявлена взаимосвязь между карьерной установкой, постоянным и устойчивым элементом структуры личности и оценкой работников на сколько организация способствует реализации, этих ожиданий.
7. Сопоставив уровень лояльности группы, где ожидания респондентов совпали с реальностью можно сделать вывод, что уровень организационной лояльности связан с совпадением между ожиданиями сотрудника от своей организации и его субъективной оценкой организационной действительности, то есть с его субъективным восприятием реализаций ожиданий от организации. Таким образом, на уровень организационной лояльности влияет, стаж работы и совпадение м между ожиданиями сотрудника от своей организации и его субъективной оценкой организационной действительности, то есть сего субъективным его субъективным восприятие м реализаций ожиданий от организации.
Задачи, поставленные в работе выполнены, гипотезы доказаны, цель работы достигнута .
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2015. 576 с.
2. Алейникова И.Т. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов // Управление школой. 2013. № 11. С. 38-40.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко. - М.: Academia, 2018. - 320 c.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М.
Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 363 с.
5. Алтунина, И.Р. Социальная психология: Учебник / И.Р.
Алтунина: М.: Юрайт, 2015. - 427 с.
6. Бабанский Ю.К. Рациональная организация деятельности. М.: Знание, 1981. 210 с.
7. Базаров, Т.Ю. Психология управления персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Ю. Базаров. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 381 с.
8. Божович Л. И. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 2005. 658 с.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2013. 323 с.
10. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 624 с.
11. Бакирова, Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: Учебное пособие / Г.Х. Бакирова. - М.: Юнити, 2012.- 591 с.
12. Вареца Е.С. Возможности формирования личностной // Вестник Адыйского государственного университета. Серия 3: Педагогика, психология. 2015. Вып. 2 (159). С. 147-151.
13. Вахромеева Т.А. Формирование и оценивание регулятивных универсальных учебных действий учащихся // Управление начальной школой. 2014. № 4. С. 27-29.
14. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 2016. 320с.
15. Воеводина, Н.А. Социология и психология управления: Учебное пособие / Н.А. Воеводина, И.А. Данилова. - М.: Омега-Л, 2011. - 199 с.
16. Вопросы психологии учебной деятельности / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1962. 324 с.
17. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2017. 453с.
18. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2009. 536 с.
19. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Просвещение, 2002. 213 с.
20. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение в поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. С. 56 - 63.
21. Геберт, Д. Организационная психология. Человек и организация / Д. Геберт, Л. фон Розенштиль. - М.: Гуманитарный центр, 2016. - 622 с.
22. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Просвещение, 1996. 422с.
23. Де душе ва, Л.А. Социология и психология управления / Л.А. Дедушева, М.Н. Кузина, Е.В. Астратенкова. - М.: Русайнс, 2019. - 352 с.
24. Доминяк В. И. Организационная лояльность //Менеджер по персоналу. 2016. 34 с.
25. Доминяк В.И. Организационная лояльность: модель реализации ожиданий работника от своей организации. Дис. канд.псих.наук: 19.00.05. - СПБ. 2016.
26. Джуэлл, Линда Индустриально-организационная психология / Линда Джуэлл. - М.: Питер, 2011. - 720 с.
27. Драчева Е. Ю. Формирование регулятивных УУД с помощью индивидуальных учебных планов // Педагогика: научно-теоретический журнал Российской академии образования / ред. Р.С. Бозиев. 2015. №4 2015. С. 45-50.
28. Емельянов В. С. Теоретическая модель процесса формирования умений самоконтроля в обучении // Современные исследования социальных проблем. 2012. Выпуск № 10. С. 89 - 95.
29. Ефимов, В.В. Социология и психология управления / В.В. Ефимов. - М.: КноРус, 2012. - 256 с.
30. Журавлев, А.Л. Психология управления совместной
деятельностью: Новые направления исследований / А.Л. Журавлев, Т.А. Нестик. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 248 с.
31. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993. 145 с.
32. Зенирова А. Методика измерения удовлетворенности персонала//Управление персоналом М.: СПб Речь, 2016. 52 с.
33. Захарова, Л.Н. Психология управления: Учебное пособие / Л.Н. Захарова. - М.: Логос, 2012. - 376 с.
34. Зуб А.Т. Психология управления: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Т. Зуб. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 372 с.
http://festival.1september.ru/articles/582494/ (дата обращения: 25.02.2020).
36. Кирхлер, Эрих Дизайн работ в организациях. Психология труда и организационная психология. Том 3 / Эрих Кирхлер, Эрик Хельцл. - М.: Гуманитарный центр, 2018. - 204 с.
37. Ковров А.В. Лояльность персонала/ А.В. Ковров. - М.: Бератор. 2004. 113с.
38. Козлов В.В. Психология управления: Учебник / В.В. Козлов. - М.: Академия, 2016. - 240 с.
39. Козлов, В.В. Психология управления / В.В. Козлов. - М.: Academia, 2017. - 48 с.
40. Коноваленко, В.А. Психология управления персоналом: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Коноваленко, М.Ю. Коноваленко, А.А. Соломатин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с..
41. Королев, Л.М. Психология управления: Учебное пособие / Л.М. Королев. - М.: Дашков и К, 2016. - 188 с.
42. Криницына З. В. Управление персоналом в организации на основе системы HR-брендинга //Вестник науки Сибири. - 2013. - №. 4 (10). Кремень, М.А. Практическая психология управления: пособие для студентов вузов. / М.А. Креме нь.Минск: ТетраСистемс, 2011. 400 с.
43. Курганов, В.М. Психология управления. Автотранспортная психология: Учебное пособие / В.М. Курганов. - М.: Приор, 2004. - 144 с.
44. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2015. 420 с.
45. Литвак, М.Е. Как управлять собой, делом и судьбой: психология управления в действии / М.Е. Литвак. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 160 с.
46. Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться? Психология
управления / М.Е. Литвак. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 384 с.
47. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н.
Леонтьев. М.: Просвещение, 2010. 324 с.
48. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Академия, 2001. 454с.
49. Литвак, М.Е. Как управлять собой, делом и судьбой: психология управления в действии / М.Е. Литвак, Т.А. Солдатова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 160 с.
50. Ляудис В. Я. Структура продуктивного учебного
взаимодействия: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / В. Я. Ляудис. М.: Просвещение, 1980. 198 с.
51. Магура М. И. Современные персонал-технологии.
Организационная приверженность. Управление персоналом. М.: Интел- Синтез, 2015. С.18.
52. Мансуров Р Е. HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала. М.: БХВ-Пе тербург. 2011.216с.
53. Магомедов, К.О. Социология и психология управления: Учебное пособие / К.О. Магомедов. - М.: РАГС, 2009. - 198 с.
54. Международный научно-исследовательский журнал//Модель
построения бренда работодателя - 2019, № 6(37), с.73-74
55. Международное исследование тенденций корпоративного
страхования в России. - MetLife Insurance Company, 2014.56 с.
56. Милорадова, Н.Г. Психология управления в условиях стабильной неопределенности: Монография / Н.Г. Милорадова. - М.: АСВ, 2004. 232 с.
57. Маркова А.К., Матис А. К., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 2010. 271 с.
58. Майерс Д. Социальная психология. М.: Питер, 2011.12 с.
59. Матюхина М.В., Саблина Т.А. Изучение и формирование
мотивации: учеб. пособие. Волгоград: ВГПИ, 1983. 178 с.
60. Матюхина М.В. Мотивация учения. М.: Педагогика, 1984. 141 с.
61. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академическая книга, 2014.163с.
62. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: модек, 2015. 145с.
63. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. М.: Питер. 2003.330с.
64. Обухова Л.В. Возрастная психология : учеб. пособие для высшей школы. 2-е изд., стер. М., 1997. 360 с.
65. Овчарова Р В. Справочная книга психолога. М.: Просвещение,2016. 345 с.
66. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология". - М.: Академия, 2012. 105 с.
67. Омарова А. А. Характеристика самоконтроля как компонента учебной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2011. Выпуск № 7. С. 108 - 110.
68. Осипова Н.В., Головинская И.А., Брюханова С.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся // Управление начальной школой. 2010. № 10. С. 26-33.
69. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Просвещение, 2015. 213 с. .
70. Пайнс Э, Маслоч К. Практикум по социальной психологии. М.: Питер, 2003. 10 с.
71. Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий // Молодой ученый. 2011. №5. Т.2. С. 151-155.
72. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение,2013. 456 с.
73. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы. - М.: Речь. 2009. 456 с.
74. Почебут Л.Г., И.А. Мейерс. Социальная психология. - М.: Питер. 2010. 143 с.
75. Практикум по социальной психологии [Электронный ресурс] //
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. №1. C. 32 - 36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-shkolnoy-trevozhnosti-u-
mla dshih-shkolnikov-v-protse sse -formirovaniya -unive rsa lnyh-uche bnyh-deystviy (дата обращения: 25.03.2020).
76. Пратканис Э.Р., Аронсон Э. Эпоха пропаганды: механизмы убе жде ния, повсе дне вное использова ние и злоупотре бле ние . М.:Олма - Пре сс, 2003. 204 с.
77. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2017. 304 с.
78. Психология менеджмента: Учеб.пособие. М.: Гардарики, 2005. 584с.
79. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. : ВЛАДОС, 2016. 678 с.
80. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2019. 985с.
81. Соломанидина Т.О. , Соломанидин В.Г. Мотивация трудовой деятельности персонала. Юнити-Дана, 2019. 312 с.
82. Свенцицкий, А. Л. Организационная психология. Учебник / А.Л. Свенцицкий. - М.: Юрайт, 2014. - 512 с.
83. Смирнов, В.Н. Психология управления персоналом в
экстремальных условиях / В.Н. Смирнов. - М.: Академия, 2016. - 310 с.
84. Самыгин, С.И. Социология и психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова, С.Н. Епифанцев. - М.: КноРус, 2015. - 311 с.
85. Соболева Г. А. Формирование самоконтроля [Электронный ресурс]. 1Ж1.: http://festival.1september.ru/articles/643398/(дата обращения: 25.02.2020).
86. Самыгин, С.И. Психология управления / С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 391 с.
87. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.
88. Самыгин, С.И. Социология и психология управления: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Г.И. Колесникова, С.Н. Епифанцев. - М.: КноРус, 2012. - 256 с.
89. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г. /Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011. 48с. (Стандарты второго поколения).
90. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической
психологии: избранные психологические труды. М.: Международная
педагогическая академия, 2014. 324 с.
91. Харский К.В. Благонадежность и лояльность персонала. М.: СПБ Питер, 2012.201 с.
92. Харский К. Любого человека можно сделать лояльным //Отдел кадров. 2004. 101 с..
93. Шуванов, В.И. Социальная психология управления: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Маркетинг", "Коммерция" / В.И. Шуванов. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 463 с.
94. Шуванов, В.И. Социальная психология управления: Учебник / В.И. Шуванов. - М.: Юнити, 2013. - 463 с.
95. Шейн Организационная культура и лидерство / Шейн, Эдгар. - М.: СПб: Питер. 2015. 336 с.
96. Челнокова Н. Ю. Лояльность сотрудников как способ повышения эффективности управления персоналом организации//Научно-издательский центр «АЭТЕРНА. 2018. с.227
97. Эльконин Д.Б. Психология развития. М.: Просвещение, 2010. 345 с.
98. Эриксон Э.Г. Детство и общество / Пер. [с англ.] и науч. ред. А.А.Алексеев. СПб.: Летний сад, 2017. 555 с.
99. Ambler T., Barrow S. The Employer Brand / The Journal of Brand Management. 1996.Vol. 4. P 185--206.
100. Barber М., Mourshed М. How the world best- performing shool systems come out top // McKenzie Review / September, 2007.
101. Backhaus K., Tikoo S., Conceptualizing and Researching Employer Branding / Career Development International, Vol. 9 Iss: 5 pp. 501 - 517
102. Katoen R.J., Macioschek A. Employer Branding and Talent-Relationship-Management - Improving the Organizational Recruitment Approach / Umeе School of Business, Department of Business Administration. 2007. P.156