Введение 3-6
Глава I. Теоретические основы подходов к формированию творческого мышления 7
1.1. Сущность творческого мышления 7-11
1. 2. Типы и виды развития творческого мышления 11-26
1.3. Особенности техники коллаж 26-33
Глава П. Разработка коллажей в жанре сюрреализм для урока план-конспект в средней школе 34
2.1. Компьютерные программы, развивающие творческое мышление 34-37
2.2. Практическая значимость техники коллаж 34-41
2.3. Разработка урока по созданию коллажей 41-47
Заключение 48-49
Библиографический список 50-50
Приложение 1 53-60
Приложение 2 61-65
Развитие творческого мышления школьников важно на всех этапах обучения, так как именно в этот период закладывается база умственного развития учащихся, создаются предпосылки самостоятельно и творчески мыслящего, активного, инициативного человека. Важным условием достижения таких результатов выступает развитие у ребёнка творческого мышления как важного фактора, создающего эффективность его последующего обучения в школе и перспективность в профессиональной подготовке к жизни. В наше время появилось огромное количество всевозможных техник и упражнений для развития творческого мышления у школьников. Среди этого количества необходимо выбрать правильные техники, чтобы не нанести вред, а наоборот раскрыть творческий потенциал. Для развития творческого мышления отлично подходит техника — Коллаж. Эта техника универсальна для всех возрастов, меняться может только сложность задания и способ его выполнения. Это определяет актуальность выбранной темы исследования.
Главная цель техники коллаж это помочь развить творческое мышление. При выполнении творческой работы в данной технике развивается воображение, чувство вкуса и стиля, умение сочетать цвета между собой, развивается умение решать поставленные задачи нестандартными способами. Творческое мышление — это совокупность качеств и особенностей
индивидуума, характеризующих степень их соответствия критериям
определенного типа творческой деятельности и обуславливающих уровень её результативности. Основными типами деятельности, в которых ребёнок показывает творчество, является музыкальная и художественная, поэтому огромное значение имеет выявление и раскрытие индивидуальных способностей.
Коллаж (в переводе с французского языка coller приклеивание) — приём в искусстве, соединение в одном произведении подчёркнуто разнородных элементов (различных по происхождению, материальной природе, контрастных по стилю). Коллаж особенно характерен для искусства XX века. В изобразительном искусстве коллаж заключается в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Также существует фотоколлаж — это свободное, произвольное соединение, иногда даже не связанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии.
Средний школьный возраст (от 11-12 лет до 15 лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Внимание классного руководителя на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность их внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Однако, если классный руководитель создает трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время. Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту. В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление подростка приобретает новую черту — критичность. Подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Школьный возраст — наиболее благоприятный для развития творческого мышления.
Проблемная ситуация: общество требует развития в человеке таких качеств, которые позволят ему адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, искать пути нестандартного решения в возникающих проблемах и ситуациях.
Объект исследования: развитие творческого мышления у детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие творческого мышления у детей среднего школьного возраста с помощью техники коллаж.
Цель: Разработать серию коллажей в стиле сюрреализм применяемую на тематическом уроке для детей среднего школьного возраста.
Задачи, требующие решения:
— Исследовать, что влияет на развитие творческого мышления;
— Исследовать способы, влияющие на развитие творческого мышления;
— Рассмотреть технику коллаж;
— Рассмотреть влияние техники коллаж на развитие творческого мышления;
— Исследование существующих способов для развития творческого мышления.
Методы исследования: для достижения цели были использованы теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические методы: анализ современных существующих техник для развития творческого мышления для детей среднего школьного возраста (анализ аналогов). Обобщение проблемы исследования на основе изучения профессиональной литературы. Эмпирические методы: наблюдение
(визуальное изучение) реализованных техник и методических пособий по данной теме.
Практическая значимость состоит в разработке упражнений выполненных в технике коллаж для тематического урока для детей среднего школьного возраста.
Предлагаемая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. В первой главе исследования рассматривается, развитие творческого мышления у детей среднего школьного возраста, цветоведение, техника коллаж и её особенности.
Во второй главе рассматриваются существующие техники для развития творческого мышления, а так же описывается разработанный проект.
В заключение данной работы формулируются выводы о проделанной работе.
Список используемых источников насчитывает более 20 публикаций.
В приложении размещены иллюстративные материалы, относящиеся к практической реализации проекта.
План-конспект урока по созданию работ в технике коллаж должен способствовать развитию ребёнка целиком и во всех направлениях. Главной задачей этого урока является помочь развить детское творческое мышление. Целью дипломной работы являлось изучить различную литературу, касающуюся темы «Роль техники коллаж в развитии творческого мышления у детей среднего школьного возраста», найти и выделить краткие сведения, касающиеся истории возникновения методов обучения. А также рассмотреть психолого-педагогические аспекты.
Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, то есть если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.
Роль наглядных примеров на уроках очень велика. Без наглядности дети не смогут в полной мере осознать и усвоить даваемый им материал.
Упражнения, которые обогащают восприятие на тему создание фотореалистичных коллажей, развивают любознательность и обогащают знания и технические приемы.
Данные методы, приёмы и технологии позволяют нам растить гармонично развитую личность, ведь эмоциональная насыщенность — это способность воздействовать на эмоциональную сферу ребёнка, давать разнообразные и меняющиеся впечатления, вызывающее положительный эмоциональный отклик, предоставляет возможность прожить, выразить свои эмоции и чувства в деятельности. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и сравнительно легко запоминается. Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому уроки должны увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься.
Учителя, работающие над развитием творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время должны помнить:
• Надо быть терпеливым. Не ждите «быстрых» результатов, они обязательно будут, но не торопите события;
• Необходимо помнить о доброжелательности. Оценивание детских работ — дело очень деликатное;
• Нужно всегда помнить о равноправии. Каждый ребёнок имеет право на творческое самовыражение, поэтому нельзя делить детей на талантливых и «остальных».
Коллаж — это своеобразный конструктор, тренажер, необходимый для развития у ребенка чувства свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов. Это школа развития креативного мышления, поиска парадоксальных решений, неожиданных визуальных и смысловых ассоциаций. Изготовление коллажа требует гораздо большего разнообразия действий, чем обычное рисование.
Техника «коллаж» развивает художественное воображение и эстетический вкус, конструкторское мышление (из частей собрать целое).
• И самое главное — творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.
1) Федеральный закон "Об образовании в РФ" №273-ФЗ: Часть 3,статья 27.
2) Федеральный закон "Об образовании в РФ" №273-ФЗ: Часть 4,статья 35.
3) Аверченко Л.К.; Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика. [Текст] М. - Новосибирск. 2001. с.18.
4) Баннов, К.Ю. Игра и игроки в пространстве современной культуры: опыт социокультур. анализа / К.Ю. Баннов // Молодежь в науке и культуре XXI века. [Текст] - Ч. 2. - 2015. с. 123-124.
5) Дидактические игры для школьников [Электронный ресурс], мир игр, электрон. познавательный портал 2018, ПРЕ: https://www.igraemsa.ru/igry-dlja- Йе1^/ро7пауа1е1пуе-1дгу
6) Гомезо М.В. Возрастная педагогическая психология. 2004 год. [Электронный ресурс] .Электронная библиотека,URL:https://www.gumer.info/bib1iotek_Buks/Ped адод/дате/лпс1е.[41[э
7) Дарвиш О.Б. Педагогика и психология, [Текст] 2003 г. стр.108.
8) Иттен, И. Искусство цвета / Пер. с немец. [Текст] / И. Иттен. - М.: Изд.Д.Аронов, 2001. с.50-53.
9) Исаева И.Ю/ Досуговая педагогика. Учебное пособие. [Текст] -ЛитРес 2016.- с. 30-32.
10) Урунтаева Г.А. Детская психология. [Текст] М.: Академия, 2006. - с.101104.
11) Карпушина, Н.К. Живопись. Натюрморт. Портрет. Фигура: Учеб. пособие [Текст] / Н. К. Карпушина. - Омск: ОГИС, 2004. - с.8.
12) "Стильный коллаж: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия", с.38.
13) Коллаж в России. ХХ век. [Каталог] ГРМ. Тексты: Е.Бобринская, Д.Бернштейн, Е.Василевская, Н.Козырева. СПб., 2005.; Энциклопедия русского авангарда, с.15.
14) Софья Скрылина. Секреты создания монтажа и коллажа в Photoshop С85 - с. 72.
15) Сюрреализм. [Электронный ресурс]. URL:https://ш.wikipedia.org/wiki/%D0
16) Коллаж. Большая российская энциклопедия. [ Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/fine_art/text/2080711
17) Махо, О.Г. Натюрморт в Эрмитаже: Из собр. западноевропейской живописи [Текст] /О.Г. Махо// - М.: АРТ-БМБ, 2001. - с.30.
18) Афонский Игорь. Издательство Accent Graphics Communications. Цифровой коллаж. Коллаж сборник фантастики.
19) Михаил Петров «Самоучитель Corel Draw12», ЗАО Издательский дом [Текст] — «Питер»,2005г.
20) «Трюки & Эффекты» в компьютерной графике Ю. Гурского, И.Гурской, А. Жвалевского. Издательский Дом ПИТЕР 2008 г.
21) Крысько, Нехорошева: Стильный коллаж: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. с.-56.
22) Коммерческий коллаж. [Электронный ресурс]. URL: http://fest.russiancollage.ru/kurs-digital-collage/
23) Онлайн учебник.[Электронный ресурс]. С. 101-104. URL:
http s: //photo shop.demiart.ru/book-CC/topics. html
24) Учебник педагогика [Электронный ресурс] — Режим доступа http://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/568251
25) Энциклопедия живописи. [Электронный ресурс]. URL:
https: //artchive. ru/encyclopedia/rubric: painting
26) Создание коллажей, тонкости, приемы. Фотошоп мастер.[Электронный ресурс]. URL: https://photoshop-master.ru/lsozdanie-skazochnogo-kollaja-v- fotoshop-chast- 1.html
27) Фотоколлажи. [Электронный ресурс]. URL: https://pixabay.com/ru/images/search/8631466
28) Фотоколлажи. [Электронный ресурс]. URL: https://kollage.com/ru/i89526265