ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 8
1.1 Сущность и особенности рыночных преобразований в
постсоветской республике 8
1.2 Выбор модели и стратегии экономического развития Республики Таджикистан 19
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН 33
2.1 Сельское хозяйство - основная отрасль экономики
Таджикистана 33
2.2 Современное состояние промышленности Республики Таджикистан
и роль гидроэнергетики в ее развитии 40
3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ 52
3.1 Торговля России и Таджикистана в настоящее время 52
3.2 Российские инвестиции в экономику Таджикистана 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 8
1.1 Сущность и особенности рыночных преобразований в
постсоветской республике 8
1.2 Выбор модели и стратегии экономического развития Республики Таджикистан 19
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН 33
2.1 Сельское хозяйство - основная отрасль экономики
Таджикистана 33
2.2 Современное состояние промышленности Республики Таджикистан
и роль гидроэнергетики в ее развитии 40
3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН С
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ 52
3.1 Торговля России и Таджикистана в настоящее время 52
3.2 Российские инвестиции в экономику Таджикистана 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность те мы исследования определяется тем, что в настоящее время значительно возросла потребность в исследовании хода структурных реформ в постсоциалистических странах, в частности в Республике Таджикистан. В результате распада Советского Союза и обретения независимости Республики Таджикистан, приоритетным был выбран курс, предполагающий переход от административно-плановой экономики к капиталистическому рынку, с определенными особенностями, свойственными переходному периоду. Хотя многие институциональные и структурные преобразования схожи в государствах с переходной экономикою (группы СНГ), тем не менее, переходный период Республики Таджикистан имеет свои специфические особенности.
В начале 90-х гг. среди многих ученых и специалистов СНГ превалировало мнение о том, что в период перехода к рынку достаточно просто разрушить планово-директивную систему, опирающуюся на государственную и колхозно-кооперативную формы собственности, осуществить массовую приватизацию и общество получит бесперебойно работающую рыночную экономику. Однако, устранив в достаточно короткие сроки институты административно-планового управления экономикой, государственный аппарат Таджикистана не смог создать в те же сроки действенные условия функционирования рыночных механизмов, которые позволили бы эффективно развиваться экономике в переходный период.
Российская Федерация является стратегическим партнером для Республики Таджикистан, что предполагает необходимость углублённого исследования двусторонних связей по широкому комплексу проблем экономики и политики. В то же время, несмотря на важность и значимость этих двусторонних отношений в области торговли, инвестиционного сотрудничества, миграционной политики, они изучены недостаточно.
Российская Федерация на 2018 год является вторым крупным экспортером в Таджикистан, уступая первое место Китайской Народной Республике. Хотя на данный момент более 1 млн. граждан Таджикистана ежегодно приезжают в Россию на заработки, все равно существуют проблемы, требующие глубокого изучения для более тесной слаженной работы между ними. Поэтому актуальность исследования определяется следующими задачами:
- во-первых, необходимостью глубокого исследования особенностей экономического развития Таджикистана в переходный период, что позволит выявить целый ряд его особенностей, в том числе существующие диспропорции в экономике страны;
- во-вторых, исследования позволят выявить конкретные направления развития внешнеэкономических связей Таджикистана и Российской Федерации, разнообразить формы и методы их решения.
Степень научной разработанности темы исследования.
Среди российских ученых, вопросы переходного периода в постсоциалистических странах рассмотрены в трудах А.И. Динкевича, Рыбалкина В.Е., Хасбулатова, Р.И., Швыдко В.Г. отдельные проблемы и перспективы экономических отношений России с государствами Центральной Азии были изучены в трудах Зевина Л.З., С.В. Жукова, Ушакова Н.А. и др.
Вместе с тем, такие вопросы, как комплексное исследование экономического развития: страны, анализ сложившихся диспропорций в экономике, роль и место промышленности и сельского хозяйства в структуре экономики, а также анализ внешнеэкономических отношений с Российской Федерацией в инвестиционной, торговой и миграционных сферах, являются недостаточно изученными. Эти вопросы и рассматриваются автором диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследования сущности и особенностей экономического развития Республики Таджикистан в период глубоких преобразований в переходный период, а также места, роли и значения внешнеэкономических связей Таджикистана с Россией.
В соответствии с целью исследования автором, поставлены следующие задачи:
• выявить тенденции развития Республики Таджикистан за период с 1991 г. по настоящее время;
• оценить проведенные в стране реформы и определить их влияние на экономическое развитие страны, в том числе структуру народного хозяйства включая государственный и частный, сектор экономики;
• исследовать изменения в структуре национального хозяйства (в сельском хозяйстве, промышленности, гидроэнергетике и др.).
• проанализировать внешнеэкономические связи Таджикистана с Российской Федерацией, сформулировать наиболее перспективные направления сотрудничества и показать их приоритетный характер;
• рассмотреть вопросы трудовой миграции между Таджикистаном и Россией, выявить возникающие в этой области проблемы и сформулировать некоторые пути их решения.
Объектом исследования является экономика Республики Таджикистан, ее состояние, новые явления и тенденции, связанные с масштабными преобразованиями в условиях переходного периода.
Предметом исследования являются конкретные формы, методы и направления государственного управление экономики, а также приоритетные направления и формы внешнеэкономического сотрудничества Республики Таджикистан и Российской Федерации.
Методологической и теоретической базой диссертации послужили научные труды как российских, таджикских, так и зарубежных ученых, которые проводили исследования в области развития национальной экономики в переходный период и рассматривали разные стороны реформирования, хозяйствования и управления экономическими системами. Основой исследования являлись общенаучные методы, включая исторические, предусматривающие системный подход к решению проблемы, методы сравнительного анализа, статистический, а также методы факторного анализа, экспертных оценок, и др.
Научная новизна диссертации заключается в том, что на основе комплексного исследования экономики Таджикистана с начала 90-х гг. по 2018 г., выявлены: 1. особенности экономических процессов в переходный период в Таджикистане, 2. перспективы роста значения гидроэнергетики как ведущая отрасль экономики Таджикистана, 3. специфика
внешнеэкономического взаимодействия Республики с Российской Федерацией в современных условиях.
Практическая и теоретическая значимость исследования определятся тем, что отдельные выводы могут быть, использованы органами государственной власти, министерствами, ведомствами Республики Таджикистан при подготовке документов программного характера, определяющими ключевые направления развития страны и формировании стратегии внешнеэкономического взаимодействия Республики Таджикистан и Российской Федерации.
Представленные материалы могут быть полезны для российских и таджикских компаний, участников внешнеторговых операций. Кроме того, материалы диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе высшими учебными заведениями при разработке курсов лекций и учебно-методических пособий для подготовки студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка. Основной текст работы изложен на 82 страницах, содержит 5 таблиц и 4 рисунка.
В начале 90-х гг. среди многих ученых и специалистов СНГ превалировало мнение о том, что в период перехода к рынку достаточно просто разрушить планово-директивную систему, опирающуюся на государственную и колхозно-кооперативную формы собственности, осуществить массовую приватизацию и общество получит бесперебойно работающую рыночную экономику. Однако, устранив в достаточно короткие сроки институты административно-планового управления экономикой, государственный аппарат Таджикистана не смог создать в те же сроки действенные условия функционирования рыночных механизмов, которые позволили бы эффективно развиваться экономике в переходный период.
Российская Федерация является стратегическим партнером для Республики Таджикистан, что предполагает необходимость углублённого исследования двусторонних связей по широкому комплексу проблем экономики и политики. В то же время, несмотря на важность и значимость этих двусторонних отношений в области торговли, инвестиционного сотрудничества, миграционной политики, они изучены недостаточно.
Российская Федерация на 2018 год является вторым крупным экспортером в Таджикистан, уступая первое место Китайской Народной Республике. Хотя на данный момент более 1 млн. граждан Таджикистана ежегодно приезжают в Россию на заработки, все равно существуют проблемы, требующие глубокого изучения для более тесной слаженной работы между ними. Поэтому актуальность исследования определяется следующими задачами:
- во-первых, необходимостью глубокого исследования особенностей экономического развития Таджикистана в переходный период, что позволит выявить целый ряд его особенностей, в том числе существующие диспропорции в экономике страны;
- во-вторых, исследования позволят выявить конкретные направления развития внешнеэкономических связей Таджикистана и Российской Федерации, разнообразить формы и методы их решения.
Степень научной разработанности темы исследования.
Среди российских ученых, вопросы переходного периода в постсоциалистических странах рассмотрены в трудах А.И. Динкевича, Рыбалкина В.Е., Хасбулатова, Р.И., Швыдко В.Г. отдельные проблемы и перспективы экономических отношений России с государствами Центральной Азии были изучены в трудах Зевина Л.З., С.В. Жукова, Ушакова Н.А. и др.
Вместе с тем, такие вопросы, как комплексное исследование экономического развития: страны, анализ сложившихся диспропорций в экономике, роль и место промышленности и сельского хозяйства в структуре экономики, а также анализ внешнеэкономических отношений с Российской Федерацией в инвестиционной, торговой и миграционных сферах, являются недостаточно изученными. Эти вопросы и рассматриваются автором диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследования сущности и особенностей экономического развития Республики Таджикистан в период глубоких преобразований в переходный период, а также места, роли и значения внешнеэкономических связей Таджикистана с Россией.
В соответствии с целью исследования автором, поставлены следующие задачи:
• выявить тенденции развития Республики Таджикистан за период с 1991 г. по настоящее время;
• оценить проведенные в стране реформы и определить их влияние на экономическое развитие страны, в том числе структуру народного хозяйства включая государственный и частный, сектор экономики;
• исследовать изменения в структуре национального хозяйства (в сельском хозяйстве, промышленности, гидроэнергетике и др.).
• проанализировать внешнеэкономические связи Таджикистана с Российской Федерацией, сформулировать наиболее перспективные направления сотрудничества и показать их приоритетный характер;
• рассмотреть вопросы трудовой миграции между Таджикистаном и Россией, выявить возникающие в этой области проблемы и сформулировать некоторые пути их решения.
Объектом исследования является экономика Республики Таджикистан, ее состояние, новые явления и тенденции, связанные с масштабными преобразованиями в условиях переходного периода.
Предметом исследования являются конкретные формы, методы и направления государственного управление экономики, а также приоритетные направления и формы внешнеэкономического сотрудничества Республики Таджикистан и Российской Федерации.
Методологической и теоретической базой диссертации послужили научные труды как российских, таджикских, так и зарубежных ученых, которые проводили исследования в области развития национальной экономики в переходный период и рассматривали разные стороны реформирования, хозяйствования и управления экономическими системами. Основой исследования являлись общенаучные методы, включая исторические, предусматривающие системный подход к решению проблемы, методы сравнительного анализа, статистический, а также методы факторного анализа, экспертных оценок, и др.
Научная новизна диссертации заключается в том, что на основе комплексного исследования экономики Таджикистана с начала 90-х гг. по 2018 г., выявлены: 1. особенности экономических процессов в переходный период в Таджикистане, 2. перспективы роста значения гидроэнергетики как ведущая отрасль экономики Таджикистана, 3. специфика
внешнеэкономического взаимодействия Республики с Российской Федерацией в современных условиях.
Практическая и теоретическая значимость исследования определятся тем, что отдельные выводы могут быть, использованы органами государственной власти, министерствами, ведомствами Республики Таджикистан при подготовке документов программного характера, определяющими ключевые направления развития страны и формировании стратегии внешнеэкономического взаимодействия Республики Таджикистан и Российской Федерации.
Представленные материалы могут быть полезны для российских и таджикских компаний, участников внешнеторговых операций. Кроме того, материалы диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе высшими учебными заведениями при разработке курсов лекций и учебно-методических пособий для подготовки студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка. Основной текст работы изложен на 82 страницах, содержит 5 таблиц и 4 рисунка.
Проведенное исследование экономического развития национальной экономики Республики Таджикистан и его экономических связей с Российской Федерацией, позволило сделать следующие выводы и предложения, которые являются результатом данного исследования:
Переходный период оказался для Республики Таджикистан самым сложным испытанием. Страна столкнулась с такой ситуацией, когда необходимо было проводить различные институциональные, законодательные, социально-экономические реформы, направленные на переход к рыночной системе хозяйствования, а вместо проведения этих реформ, началась политическая борьба внутри страны, которая привела в итоге к гражданской войне. Тем самым, вместо плавного процесса перехода экономики из одной системы в другую, Республика Таджикистан начала решать вопросы социального характера, проблемы голода, тотальной безработицы и т.д., что самым негативным образом отразилось на экономической ситуации в стране.
Резкому снижению в 90-ые гг. подверглась социальная сфера: наметилась тенденция ухудшения- уровня здравоохранения и образования в Республике; выявлено, что уровень преподавания и система образования не соответствуют требованиям рынка: соотношение «гуманитарных» и «технических» специальностей составляет примерно 70% на 30%, что показывает дисбаланс в системе высшего образования. Республики в пользу «гуманитариев». Используемый индекс качества преподавания (ГТР), рекомендуемый Европейским Фондом Образования, показали, что качество преподавания в стране по индексу ГТР составляет 0,629. Однако о качестве преподавания можно говорить в том случае, если этот индекс будет превышать 1 61.
Приоритетный курс полной либерализации экономики, ценообразования и приватизация; государственной- собственности, которые были указаны как приоритетные направления государственной политики, привел к тому, что производители товаров и услуг устанавливали мировые цены за свою продукцию. Так, сводный индекс потребительских цен вырос и в 1992 году и составил 1420 % по отношению к 1991 году 62. Кроме повышения цен на продукцию, в эти годы начинается активный рост в. Республику-импорта, а отечественная продукция оказалась неконкурентоспособной. В Республике Таджикистан наблюдается асимметрия- между страновым импортом и направлениями экспорта, которая в последнее время имеет тенденцию роста. Географическая отдаленность Таджикистана и слаборазвитые транспортные линии, в сочетании, со слабыми региональными торговыми- связями, ощутимо сильно влияют на структуру внешней торговли. В республике практически полностью завершен процесс приватизации государственной собственности, из 11862 объектов приватизировано 11230 объектов. Из этого числа 9910 составляют объекты малой приватизации и 1320 - средние и крупные предприятия 63.
С изменением социально-экономической системы, в республике происходят изменения и в макроэкономических показателях, в частности в структуре ВВП. Структура внутреннего валового продукта в Республике Таджикистан за 2017 г. выглядела следующим образом: производство товаров — 29,8%, производство услуг — 57,0% налоги — 13,2%. При этом данные показатели 2001 года, показывали абсолютно иную тенденцию, где на долю производства товаров приходилось 60,0% в структуре ВВП страны, а на долю производства услуг и налогов 31,0% и 9,09% соответственно 64. Это является свидетельством того, что структура экономики Таджикистана изменяется в сторону увеличения доли услуг и снижению доли материального производства. Такое увеличение доли услуг связано с развитием, прежде всего, институтов торговли, отраслей бытового обслуживания, а также в сфере финансово- кредитного обслуживания микро- заемных организаций, фондов, страховых компаний и т.д. При этом недостаточно развиты консультационные услуги (аудит, аутсорсинг, аутстаффинг, посреднические услуги и т.д.), высокотехнологичные услуги.
Либерализация экономической деятельности в стране способствовала тому, что в начале 2000-х годов в Республику Таджикистан наряду с технической, гуманитарной помощью стали поступать и иностранные инвестиции. В ходе исследований выявлено, что первые потоки иностранных инвестиций имели природно-ресурсную направленность, добыча и переработка золота. Со временем ситуация начала меняться. Так, например, наибольшие инвестиции за период 2007-2010 годы были осуществлены в следующие сектора экономики страны: финансовый лизинг- 169,4 млн. долл., энергетика— 119 млн. долл., строительство - 201, 4 млн. долл., банковские услуги — 194,4 млн. долл., с связь - 188,9 млн. долл. США 65.
Самыми крупными инвесторами в экономику страны являются компании из таких стран, как Россия, Иран, Казахстан, Кипр, Китай, Канада, США, Великобритания. Кроме, того выявлена тенденция, что совместные предприятия, которые создаются на основе прямых инвестиций, работают по схеме «Вложение — Добыча - Продажа (экспорт) — Получение прибыли».
Инвестиционная политика Таджикистана должна быть направлена на на схему «Вложение — Добыча — Переработка — Продажа на внутреннем рынке — Продажа (экспорт) - Получение прибыли». Необходимо привлечь инвесторов в трудоемкие отрасли, где имеются достаточные трудовые ресурсы: сельское хозяйство, текстильная промышленность. На основе анализа структуры экономики разработана инвестиционная «схема отраслей экономики, где создание совместных предприятий, с участием иностранного капитала, является наиболее благоприятным- для Республики — это в первую очередь сельскохозяйственный комплекс, энергетический комплекс, в том числе гидроэнергетика, туристическая отрасль и др.
Товарная структура внешней торговли с Российской Федерацией и внутренняя производственная структура Республики Таджикистан практически не изменились, что отражает медленный прогресс структурных и экономических реформ, проводимых в Республике. В современных условиях, экспорт электроэнергии, хлопка-волокна и алюминия продолжают генерировать более половины ВВП.
В Республике Таджикистан наблюдается изменение в географической структуре импортных и экспортных операций, которое в последнее время смещается в сторону стран дальнего зарубежья. Географическое расположение Таджикистана и слаборазвитая транспортная инфраструктура, в сочетании со слабыми региональными торговыми связями, довольно сильно влияют на объемы и структуру внешней торговли с Российской Федерацией.
Анализ двухсторонних торгово-экономических отношений Российской Федерации с Республикой Таджикистан также показал, что в структуре российского экспорта в Таджикистан превалирует доля таких статьей, как ГСМ, строительные материалы (древесина и изделия из них) и металлы, в то же время основными статьями экспорта Республики Таджикистан в Российскую Федерацию являются хлопок, сухофрукты, текстильная продукция. Такая динамика показывает нам, что в обоих направлениях экспортируются товары и сырье, прошедшие только первичную обработку, что не соответствует имеющемуся потенциалу этих стран. На наш взгляд, Таджикистан мог бы поставлять в РФ' натуральные ткани из хлопка и шелка, природные минералы, полудрагоценные камни, урановые концентраты и т.д. а Россия в Таджикистан сельскохозяйственную технику, автомобильную технику, увеличить объем поставок зерновых, и т.д. что улучшило бы товарооборот двух стран и укрепило бы торгово-экономическое сотрудничество.
Изучение миграционных процессов из Таджикистана в Российскую Федерацию показал, что данное направление является одним из самых сложных и, по сути, не урегулированных сфер. Во взаимоотношении между Таджикистаном и Российской Федерацией, количество законных и незаконных трудовых мигрантов, приезжающих на работу в РФ по данным UNHCR (Агентства по делам беженцев- ООН), составляет более 1,5 млн. человек. Основными причинами смены места жительства иммигрантов являются экономические: низкие заработки в Таджикистане, отсутствие работы и пр. Было установлено, что незаконная миграция из Таджикистана, достигнув критической массы, способна достаточно сильно оказывать влияние на демографическую структуру населения России, рынок труда, социальную, экономическую и политическую стабильность, усугубить- криминогенную обстановку в стране.
Тем не менее, иммигранты из стран СНГ, в частности из Таджикистана, оказывают и положительную роль на экономику РФ: улучшается общая демографическая ситуация, занимаются те рабочие места, где нет претендентов среди россиян, экономия на издержках в ряде отраслей экономики (строительство, сфера услуг и др.). Для Таджикистана - это денежные переводы трудовых мигрантов, как один из источников возросших доходов населения Республики, способствует снижению уровня бедности, улучшает и повышает качественные характеристики жизни населения Республики.
Переходный период оказался для Республики Таджикистан самым сложным испытанием. Страна столкнулась с такой ситуацией, когда необходимо было проводить различные институциональные, законодательные, социально-экономические реформы, направленные на переход к рыночной системе хозяйствования, а вместо проведения этих реформ, началась политическая борьба внутри страны, которая привела в итоге к гражданской войне. Тем самым, вместо плавного процесса перехода экономики из одной системы в другую, Республика Таджикистан начала решать вопросы социального характера, проблемы голода, тотальной безработицы и т.д., что самым негативным образом отразилось на экономической ситуации в стране.
Резкому снижению в 90-ые гг. подверглась социальная сфера: наметилась тенденция ухудшения- уровня здравоохранения и образования в Республике; выявлено, что уровень преподавания и система образования не соответствуют требованиям рынка: соотношение «гуманитарных» и «технических» специальностей составляет примерно 70% на 30%, что показывает дисбаланс в системе высшего образования. Республики в пользу «гуманитариев». Используемый индекс качества преподавания (ГТР), рекомендуемый Европейским Фондом Образования, показали, что качество преподавания в стране по индексу ГТР составляет 0,629. Однако о качестве преподавания можно говорить в том случае, если этот индекс будет превышать 1 61.
Приоритетный курс полной либерализации экономики, ценообразования и приватизация; государственной- собственности, которые были указаны как приоритетные направления государственной политики, привел к тому, что производители товаров и услуг устанавливали мировые цены за свою продукцию. Так, сводный индекс потребительских цен вырос и в 1992 году и составил 1420 % по отношению к 1991 году 62. Кроме повышения цен на продукцию, в эти годы начинается активный рост в. Республику-импорта, а отечественная продукция оказалась неконкурентоспособной. В Республике Таджикистан наблюдается асимметрия- между страновым импортом и направлениями экспорта, которая в последнее время имеет тенденцию роста. Географическая отдаленность Таджикистана и слаборазвитые транспортные линии, в сочетании, со слабыми региональными торговыми- связями, ощутимо сильно влияют на структуру внешней торговли. В республике практически полностью завершен процесс приватизации государственной собственности, из 11862 объектов приватизировано 11230 объектов. Из этого числа 9910 составляют объекты малой приватизации и 1320 - средние и крупные предприятия 63.
С изменением социально-экономической системы, в республике происходят изменения и в макроэкономических показателях, в частности в структуре ВВП. Структура внутреннего валового продукта в Республике Таджикистан за 2017 г. выглядела следующим образом: производство товаров — 29,8%, производство услуг — 57,0% налоги — 13,2%. При этом данные показатели 2001 года, показывали абсолютно иную тенденцию, где на долю производства товаров приходилось 60,0% в структуре ВВП страны, а на долю производства услуг и налогов 31,0% и 9,09% соответственно 64. Это является свидетельством того, что структура экономики Таджикистана изменяется в сторону увеличения доли услуг и снижению доли материального производства. Такое увеличение доли услуг связано с развитием, прежде всего, институтов торговли, отраслей бытового обслуживания, а также в сфере финансово- кредитного обслуживания микро- заемных организаций, фондов, страховых компаний и т.д. При этом недостаточно развиты консультационные услуги (аудит, аутсорсинг, аутстаффинг, посреднические услуги и т.д.), высокотехнологичные услуги.
Либерализация экономической деятельности в стране способствовала тому, что в начале 2000-х годов в Республику Таджикистан наряду с технической, гуманитарной помощью стали поступать и иностранные инвестиции. В ходе исследований выявлено, что первые потоки иностранных инвестиций имели природно-ресурсную направленность, добыча и переработка золота. Со временем ситуация начала меняться. Так, например, наибольшие инвестиции за период 2007-2010 годы были осуществлены в следующие сектора экономики страны: финансовый лизинг- 169,4 млн. долл., энергетика— 119 млн. долл., строительство - 201, 4 млн. долл., банковские услуги — 194,4 млн. долл., с связь - 188,9 млн. долл. США 65.
Самыми крупными инвесторами в экономику страны являются компании из таких стран, как Россия, Иран, Казахстан, Кипр, Китай, Канада, США, Великобритания. Кроме, того выявлена тенденция, что совместные предприятия, которые создаются на основе прямых инвестиций, работают по схеме «Вложение — Добыча - Продажа (экспорт) — Получение прибыли».
Инвестиционная политика Таджикистана должна быть направлена на на схему «Вложение — Добыча — Переработка — Продажа на внутреннем рынке — Продажа (экспорт) - Получение прибыли». Необходимо привлечь инвесторов в трудоемкие отрасли, где имеются достаточные трудовые ресурсы: сельское хозяйство, текстильная промышленность. На основе анализа структуры экономики разработана инвестиционная «схема отраслей экономики, где создание совместных предприятий, с участием иностранного капитала, является наиболее благоприятным- для Республики — это в первую очередь сельскохозяйственный комплекс, энергетический комплекс, в том числе гидроэнергетика, туристическая отрасль и др.
Товарная структура внешней торговли с Российской Федерацией и внутренняя производственная структура Республики Таджикистан практически не изменились, что отражает медленный прогресс структурных и экономических реформ, проводимых в Республике. В современных условиях, экспорт электроэнергии, хлопка-волокна и алюминия продолжают генерировать более половины ВВП.
В Республике Таджикистан наблюдается изменение в географической структуре импортных и экспортных операций, которое в последнее время смещается в сторону стран дальнего зарубежья. Географическое расположение Таджикистана и слаборазвитая транспортная инфраструктура, в сочетании со слабыми региональными торговыми связями, довольно сильно влияют на объемы и структуру внешней торговли с Российской Федерацией.
Анализ двухсторонних торгово-экономических отношений Российской Федерации с Республикой Таджикистан также показал, что в структуре российского экспорта в Таджикистан превалирует доля таких статьей, как ГСМ, строительные материалы (древесина и изделия из них) и металлы, в то же время основными статьями экспорта Республики Таджикистан в Российскую Федерацию являются хлопок, сухофрукты, текстильная продукция. Такая динамика показывает нам, что в обоих направлениях экспортируются товары и сырье, прошедшие только первичную обработку, что не соответствует имеющемуся потенциалу этих стран. На наш взгляд, Таджикистан мог бы поставлять в РФ' натуральные ткани из хлопка и шелка, природные минералы, полудрагоценные камни, урановые концентраты и т.д. а Россия в Таджикистан сельскохозяйственную технику, автомобильную технику, увеличить объем поставок зерновых, и т.д. что улучшило бы товарооборот двух стран и укрепило бы торгово-экономическое сотрудничество.
Изучение миграционных процессов из Таджикистана в Российскую Федерацию показал, что данное направление является одним из самых сложных и, по сути, не урегулированных сфер. Во взаимоотношении между Таджикистаном и Российской Федерацией, количество законных и незаконных трудовых мигрантов, приезжающих на работу в РФ по данным UNHCR (Агентства по делам беженцев- ООН), составляет более 1,5 млн. человек. Основными причинами смены места жительства иммигрантов являются экономические: низкие заработки в Таджикистане, отсутствие работы и пр. Было установлено, что незаконная миграция из Таджикистана, достигнув критической массы, способна достаточно сильно оказывать влияние на демографическую структуру населения России, рынок труда, социальную, экономическую и политическую стабильность, усугубить- криминогенную обстановку в стране.
Тем не менее, иммигранты из стран СНГ, в частности из Таджикистана, оказывают и положительную роль на экономику РФ: улучшается общая демографическая ситуация, занимаются те рабочие места, где нет претендентов среди россиян, экономия на издержках в ряде отраслей экономики (строительство, сфера услуг и др.). Для Таджикистана - это денежные переводы трудовых мигрантов, как один из источников возросших доходов населения Республики, способствует снижению уровня бедности, улучшает и повышает качественные характеристики жизни населения Республики.
Подобные работы
- ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД С 1992 ПО 2018гг
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Стратегическое партнерство и союзнические отношения Российской Федерации и Республики Таджикистан
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - ТАДЖИКСКО-РОССИЙСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В 2000-2024 ГГ.
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2025 - РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (2008-2018 ГТ.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2019 - Российско-таджикские отношения 1991-2015 гг.
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - Российско-Таджикские отношения на современном этапе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Ирано-российские отношения с 2000 по 2018 гг.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ МЕЖДУ КАЗАХСТАНОМ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ НЕПРИЗНАННЫХ И ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ АБХАЗИИ, ЮЖНОЙ ОСЕТИИ, ПРИДНЕСТРОВЬЯ И НАГОРНОГО КАРАБАХА)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



