Роль дата-журналистики в экспликации и решении социальных проблем
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЖУРНАЛИСТИКА ДАННЫХ В СИСТЕМЕ МАСС-
МЕДИА 6
1.1. Дата-журналистика: история и
современность 6
1.2. Социальный институт журналистики данных в системе средств
массовой информации 11
1.3. Дата-отделы и их функции в российских средствах массовой
информации 20
ГЛАВА 2. ДАТА-ЖУРНАЛИСТИКА В РОССИЙСКИХ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ СМИ. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ 23
2.1. Анализ содержательной модели Data journalism в публикациях
интернет-издания РБК 23
2.2. Анализ содержательной модели Data journalism в публикациях
интернет-издания Новая газета 33
2.3. Анализ содержательной модели Data journalism в публикациях
интернет-издания РИА Новости 50
2.4. Анализ содержательной модели Data journalism в публикациях
интернет-издания Газета. ru 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ГЛАВА 1. ЖУРНАЛИСТИКА ДАННЫХ В СИСТЕМЕ МАСС-
МЕДИА 6
1.1. Дата-журналистика: история и
современность 6
1.2. Социальный институт журналистики данных в системе средств
массовой информации 11
1.3. Дата-отделы и их функции в российских средствах массовой
информации 20
ГЛАВА 2. ДАТА-ЖУРНАЛИСТИКА В РОССИЙСКИХ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ СМИ. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ 23
2.1. Анализ содержательной модели Data journalism в публикациях
интернет-издания РБК 23
2.2. Анализ содержательной модели Data journalism в публикациях
интернет-издания Новая газета 33
2.3. Анализ содержательной модели Data journalism в публикациях
интернет-издания РИА Новости 50
2.4. Анализ содержательной модели Data journalism в публикациях
интернет-издания Газета. ru 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
Журналистика данных сформирована под влиянием медиатрендов и представляет собой реакцию на трансформацию медиасреды. В дата- журналистких публикациях, оформленных с помощью инструментов систематизации и визуализации данных, присутствуют статистика и степени решения социальных проблем в различных временных отрезках.
Актуальность данного исследования определяется его теоретической и практической значимостью, а также:
• трансформацией медиапространства наряду с глобализацией, происходящими изменениями журналистских жанров;
• востребованностью инфографики, диаграмм и конкретных статистических данных в социуме;
• возникновением новых способов визуализации информации, позволяющих эффективно анализировать и структурировать данные.
Объектом нашего исследования выступают дата-журналистские публикации федеральных российских средств массовой информации (далее СМИ), заключающие в себе сведения об актуальных общественных вопросах.
Предметом исследования является журналистика данных, как способ отражения и фактор решения социально значимых проблем.
Цель исследования - определить, как дата-журналистские материалы федеральных СМИ выявляют, актуализируют и воспламеняют социально значимые проблемные зоны.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе ставятся следующие задачи:
• раскрыть понятие и сущность явления Data journalism;
• охарактеризовать ключевые черты дата-жрналистики;
• описать этап развития журналистики данных за рубежом и в России;
- рассмотреть дата-публикации федеральных СМИ и выявить характер влияния журналистики данных на актуализацию и решение социально значимых проблем.
Степень изученности проблемы. Дата-журналистские публикации малочисленны и раскрываются в научной литературе зарубежного авторства. Публикации, повествующие о характеристиках дата-журналистики. Принадлежат Е. Аппельгрену, Д. Грею, С. Коэну, К. Ниппарду, С. Роджерсу и др.
В России теоретическое изучение журналистики данных принадлежит Е. Л. Вартановой, М. И. Макеенко и др.
Таким образом, для осмысления журналистики данных необходимо подробное практическое изучение публикаций с целью выявления актуальных российских проблем и их классификации в зависимости от направленности дата-журналистских публикаций в контексте социальных сфер.
Методологическую базу исследования составили системноструктурный и структурно-функциональный подходы, теории формирования повестки дня и воспламенения проблемных зон; основной метод эмпирического исследования - контент-анализ сайтов центральных СМИ.
Эмпирической базой для исследования послужили дата- журналистские материалы федеральных СМИ. В работе представлен структурный и тематический анализ публикаций интернет-порталов «Новая газета», «РИА Новости», «РБК», «Газета.ги».
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: публикации в жанрах дата-журналистики представляют собой совокупность визуальных и фактологических компонентов, которые оказывают влияние на сознание аудитории, позволяют выявлять и определять реальное состояние социально значимых проблем и находить оптимальные пути их решения.
Новизна исследования состоит в следующем:
• В работе формулируется характер развития дата-журналистики в СМИ Алтайского края.
• В работе анализируются современные дата-журналистские публикации федеральных российских СМИ, содержащие в себе информацию о социально значимых проблемах в контексте статистических данных;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно раскрывает понятие и сущность мировой дата-журналистики, позволяет выявить характер развития медиатрендов наряду со значимостью традиционных журналистских жанров.
Практическая значимость исследования видится в том, что исследование раскрывает и характеризует черты современных дата- журналистских материалов федеральных СМИ и позволяет охарактеризовать роль журналистского дискурса в решении социально значимых проблем.
Актуальность данного исследования определяется его теоретической и практической значимостью, а также:
• трансформацией медиапространства наряду с глобализацией, происходящими изменениями журналистских жанров;
• востребованностью инфографики, диаграмм и конкретных статистических данных в социуме;
• возникновением новых способов визуализации информации, позволяющих эффективно анализировать и структурировать данные.
Объектом нашего исследования выступают дата-журналистские публикации федеральных российских средств массовой информации (далее СМИ), заключающие в себе сведения об актуальных общественных вопросах.
Предметом исследования является журналистика данных, как способ отражения и фактор решения социально значимых проблем.
Цель исследования - определить, как дата-журналистские материалы федеральных СМИ выявляют, актуализируют и воспламеняют социально значимые проблемные зоны.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе ставятся следующие задачи:
• раскрыть понятие и сущность явления Data journalism;
• охарактеризовать ключевые черты дата-жрналистики;
• описать этап развития журналистики данных за рубежом и в России;
- рассмотреть дата-публикации федеральных СМИ и выявить характер влияния журналистики данных на актуализацию и решение социально значимых проблем.
Степень изученности проблемы. Дата-журналистские публикации малочисленны и раскрываются в научной литературе зарубежного авторства. Публикации, повествующие о характеристиках дата-журналистики. Принадлежат Е. Аппельгрену, Д. Грею, С. Коэну, К. Ниппарду, С. Роджерсу и др.
В России теоретическое изучение журналистики данных принадлежит Е. Л. Вартановой, М. И. Макеенко и др.
Таким образом, для осмысления журналистики данных необходимо подробное практическое изучение публикаций с целью выявления актуальных российских проблем и их классификации в зависимости от направленности дата-журналистских публикаций в контексте социальных сфер.
Методологическую базу исследования составили системноструктурный и структурно-функциональный подходы, теории формирования повестки дня и воспламенения проблемных зон; основной метод эмпирического исследования - контент-анализ сайтов центральных СМИ.
Эмпирической базой для исследования послужили дата- журналистские материалы федеральных СМИ. В работе представлен структурный и тематический анализ публикаций интернет-порталов «Новая газета», «РИА Новости», «РБК», «Газета.ги».
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: публикации в жанрах дата-журналистики представляют собой совокупность визуальных и фактологических компонентов, которые оказывают влияние на сознание аудитории, позволяют выявлять и определять реальное состояние социально значимых проблем и находить оптимальные пути их решения.
Новизна исследования состоит в следующем:
• В работе формулируется характер развития дата-журналистики в СМИ Алтайского края.
• В работе анализируются современные дата-журналистские публикации федеральных российских СМИ, содержащие в себе информацию о социально значимых проблемах в контексте статистических данных;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно раскрывает понятие и сущность мировой дата-журналистики, позволяет выявить характер развития медиатрендов наряду со значимостью традиционных журналистских жанров.
Практическая значимость исследования видится в том, что исследование раскрывает и характеризует черты современных дата- журналистских материалов федеральных СМИ и позволяет охарактеризовать роль журналистского дискурса в решении социально значимых проблем.
Согласно результатам проведенного анализа 40 дата-журналистских публикаций федеральных СМИ, журналистика данных участвует в экспликации социальных проблем. При помощи визуализации и систематизации статистико-числовой информации сфера Data journalism повествует о ключевых проблемах российского общества, выполняет познавательную и регулятивную функции. Ключевым фактором в трансляции проблем является достоверность сведений, взятых из официальных источников.
Ввиду отличающихся способов подачи информации в интернете, роли федеральных СМИ в решении социальных проблем поддаются неоднозначной оценке.
В интернет-портале «Новая газета» отсутствуют анимированная и детализированная статическая визуализации. Инфографика и карты встраиваются дата-отделом издания в материалы жанров традиционной журналистики: расследования, аналитические статьи, новости, репортажи. Текст с обширным количеством числовой информации совмещен со сдержанной инфографикой, что затрудняет понимание и анализ проблемы читателями. Вследствие этого, массовая аудитория не получает возможностей для анализа решений обозначенных проблем. Дата-журналистские публикации «Новой газеты» предназначены для узкоспециализированной аудитории: политиков, экономистов, оппозиционеров. В материалах
преобладает политико-экономическая проблематика, что свойственно независимому оппозиционному изданию.
На сайте РБК инфографика выходит 1 раз в месяц и содержит в себе ключевую повестку: анализ эпидемиологической обстановки в период инфекции коронавируса, Визуализация данных воспроизведена в едином фирменном цвете издания. Детализация отсутствует. В материалах количество данных ограничено, за счет чего повышается наглядность и усиливается усвояемость информации аудиторией. Подобранная тематика вкупе с подачей позволяют РБК транслировать социально значимые проблема - медицинские и социальные.
Дата-журналистские материалы РИА Новости отличаются детализированной визуализацией и удобством в просмотре. Публикации оформлены на карточках, подобно лонгридам и сторителлингам. Кроме ключевой повестки дня в периодически выходящих дата-публикациях присутствует отвлеченная развлекательная тематика: полезные факты, истории построек и биографии ученых. Часть публикаций посвящена тематике инфекции коронавируса и расписанию событий. Наглядная, красочно иллюстрированная инфографика привлекает читателей, разрешает имеющиеся социальные разногласия (например, касающиеся выбора вакцины от коронавируса), повествует о новых социальных программах и статистике, касающейся трудовой деятельности.
Газета.ги на данный момент не использует дата-журналистские публикации для экспликации социальных проблем. На сайте издания инфографика не выпускается с 2018 года. До этого она, согласно анализу содержательной модели, использовалась для рекламы банков, социальных программ и т.д.
Материалы Data journalism в России транслируют социальные проблемы для разных групп населения. В список инструментов входят визуализация, использование официальных данных и дополнение статистики экспертными комментариями.
Роль в принятии социально значимых решений отводится аудитории. Дата-журналистские публикации для этого предоставляют объективную картину данных. Для объективизации в 3 изданиях из 4 используется следующий прием: отсутствуют данные авторов материалов.
Ввиду отличающихся способов подачи информации в интернете, роли федеральных СМИ в решении социальных проблем поддаются неоднозначной оценке.
В интернет-портале «Новая газета» отсутствуют анимированная и детализированная статическая визуализации. Инфографика и карты встраиваются дата-отделом издания в материалы жанров традиционной журналистики: расследования, аналитические статьи, новости, репортажи. Текст с обширным количеством числовой информации совмещен со сдержанной инфографикой, что затрудняет понимание и анализ проблемы читателями. Вследствие этого, массовая аудитория не получает возможностей для анализа решений обозначенных проблем. Дата-журналистские публикации «Новой газеты» предназначены для узкоспециализированной аудитории: политиков, экономистов, оппозиционеров. В материалах
преобладает политико-экономическая проблематика, что свойственно независимому оппозиционному изданию.
На сайте РБК инфографика выходит 1 раз в месяц и содержит в себе ключевую повестку: анализ эпидемиологической обстановки в период инфекции коронавируса, Визуализация данных воспроизведена в едином фирменном цвете издания. Детализация отсутствует. В материалах количество данных ограничено, за счет чего повышается наглядность и усиливается усвояемость информации аудиторией. Подобранная тематика вкупе с подачей позволяют РБК транслировать социально значимые проблема - медицинские и социальные.
Дата-журналистские материалы РИА Новости отличаются детализированной визуализацией и удобством в просмотре. Публикации оформлены на карточках, подобно лонгридам и сторителлингам. Кроме ключевой повестки дня в периодически выходящих дата-публикациях присутствует отвлеченная развлекательная тематика: полезные факты, истории построек и биографии ученых. Часть публикаций посвящена тематике инфекции коронавируса и расписанию событий. Наглядная, красочно иллюстрированная инфографика привлекает читателей, разрешает имеющиеся социальные разногласия (например, касающиеся выбора вакцины от коронавируса), повествует о новых социальных программах и статистике, касающейся трудовой деятельности.
Газета.ги на данный момент не использует дата-журналистские публикации для экспликации социальных проблем. На сайте издания инфографика не выпускается с 2018 года. До этого она, согласно анализу содержательной модели, использовалась для рекламы банков, социальных программ и т.д.
Материалы Data journalism в России транслируют социальные проблемы для разных групп населения. В список инструментов входят визуализация, использование официальных данных и дополнение статистики экспертными комментариями.
Роль в принятии социально значимых решений отводится аудитории. Дата-журналистские публикации для этого предоставляют объективную картину данных. Для объективизации в 3 изданиях из 4 используется следующий прием: отсутствуют данные авторов материалов.
Подобные работы
- Репрезентация социальных проблем в современном визуальном искусстве (на примере арт-пространств г. Санкт-Петербург)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Визуальные средства кроссмедийной выразительности журналистских произведений в мультимедийных проектах современных российских СМИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - ТЕКСТООБРАЗУЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ В ЯЗЫКЕ СМИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ «ГАЗЕТА.РУ»)
Диссертации (РГБ), филология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - КОНЦЕПТ «ЧУЖОЙ» В АНГАРСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - МЕМОРАТЫ СТАРОЖИЛОВ НИЖНЕГО ПРИАНГАРЬЯ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С. В. ЛАВРОВА
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Авторское «я» в трэвел-блогах и трэвел-форумах
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2018 - Прагмасемантические параметры англоязычных текстов спортивных комментаторов
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2021 - ЛЕКСИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ Б.ОБАМЫ И В.В.ПУТИНА И ИХ ТРАНСФОРМАЦИЯ В ТЕКСТЕ ПЕРЕВОДОВ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2015





