Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль дата-журналистики в экспликации и решении социальных проблем

Работа №90056

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы74
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЖУРНАЛИСТИКА ДАННЫХ В СИСТЕМЕ МАСС-
МЕДИА 6
1.1. Дата-журналистика: история и
современность 6
1.2. Социальный институт журналистики данных в системе средств
массовой информации 11
1.3. Дата-отделы и их функции в российских средствах массовой
информации 20
ГЛАВА 2. ДАТА-ЖУРНАЛИСТИКА В РОССИЙСКИХ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ СМИ. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ 23
2.1. Анализ содержательной модели Data journalism в публикациях
интернет-издания РБК 23
2.2. Анализ содержательной модели Data journalism в публикациях
интернет-издания Новая газета 33
2.3. Анализ содержательной модели Data journalism в публикациях
интернет-издания РИА Новости 50
2.4. Анализ содержательной модели Data journalism в публикациях
интернет-издания Газета. ru 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63

Журналистика данных сформирована под влиянием медиатрендов и представляет собой реакцию на трансформацию медиасреды. В дата- журналистких публикациях, оформленных с помощью инструментов систематизации и визуализации данных, присутствуют статистика и степени решения социальных проблем в различных временных отрезках.
Актуальность данного исследования определяется его теоретической и практической значимостью, а также:
• трансформацией медиапространства наряду с глобализацией, происходящими изменениями журналистских жанров;
• востребованностью инфографики, диаграмм и конкретных статистических данных в социуме;
• возникновением новых способов визуализации информации, позволяющих эффективно анализировать и структурировать данные.
Объектом нашего исследования выступают дата-журналистские публикации федеральных российских средств массовой информации (далее СМИ), заключающие в себе сведения об актуальных общественных вопросах.
Предметом исследования является журналистика данных, как способ отражения и фактор решения социально значимых проблем.
Цель исследования - определить, как дата-журналистские материалы федеральных СМИ выявляют, актуализируют и воспламеняют социально значимые проблемные зоны.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе ставятся следующие задачи:
• раскрыть понятие и сущность явления Data journalism;
• охарактеризовать ключевые черты дата-жрналистики;
• описать этап развития журналистики данных за рубежом и в России;
- рассмотреть дата-публикации федеральных СМИ и выявить характер влияния журналистики данных на актуализацию и решение социально значимых проблем.
Степень изученности проблемы. Дата-журналистские публикации малочисленны и раскрываются в научной литературе зарубежного авторства. Публикации, повествующие о характеристиках дата-журналистики. Принадлежат Е. Аппельгрену, Д. Грею, С. Коэну, К. Ниппарду, С. Роджерсу и др.
В России теоретическое изучение журналистики данных принадлежит Е. Л. Вартановой, М. И. Макеенко и др.
Таким образом, для осмысления журналистики данных необходимо подробное практическое изучение публикаций с целью выявления актуальных российских проблем и их классификации в зависимости от направленности дата-журналистских публикаций в контексте социальных сфер.
Методологическую базу исследования составили системно­структурный и структурно-функциональный подходы, теории формирования повестки дня и воспламенения проблемных зон; основной метод эмпирического исследования - контент-анализ сайтов центральных СМИ.
Эмпирической базой для исследования послужили дата- журналистские материалы федеральных СМИ. В работе представлен структурный и тематический анализ публикаций интернет-порталов «Новая газета», «РИА Новости», «РБК», «Газета.ги».
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза: публикации в жанрах дата-журналистики представляют собой совокупность визуальных и фактологических компонентов, которые оказывают влияние на сознание аудитории, позволяют выявлять и определять реальное состояние социально значимых проблем и находить оптимальные пути их решения.
Новизна исследования состоит в следующем:
• В работе формулируется характер развития дата-журналистики в СМИ Алтайского края.
• В работе анализируются современные дата-журналистские публикации федеральных российских СМИ, содержащие в себе информацию о социально значимых проблемах в контексте статистических данных;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно раскрывает понятие и сущность мировой дата-журналистики, позволяет выявить характер развития медиатрендов наряду со значимостью традиционных журналистских жанров.
Практическая значимость исследования видится в том, что исследование раскрывает и характеризует черты современных дата- журналистских материалов федеральных СМИ и позволяет охарактеризовать роль журналистского дискурса в решении социально значимых проблем.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно результатам проведенного анализа 40 дата-журналистских публикаций федеральных СМИ, журналистика данных участвует в экспликации социальных проблем. При помощи визуализации и систематизации статистико-числовой информации сфера Data journalism повествует о ключевых проблемах российского общества, выполняет познавательную и регулятивную функции. Ключевым фактором в трансляции проблем является достоверность сведений, взятых из официальных источников.
Ввиду отличающихся способов подачи информации в интернете, роли федеральных СМИ в решении социальных проблем поддаются неоднозначной оценке.
В интернет-портале «Новая газета» отсутствуют анимированная и детализированная статическая визуализации. Инфографика и карты встраиваются дата-отделом издания в материалы жанров традиционной журналистики: расследования, аналитические статьи, новости, репортажи. Текст с обширным количеством числовой информации совмещен со сдержанной инфографикой, что затрудняет понимание и анализ проблемы читателями. Вследствие этого, массовая аудитория не получает возможностей для анализа решений обозначенных проблем. Дата-журналистские публикации «Новой газеты» предназначены для узкоспециализированной аудитории: политиков, экономистов, оппозиционеров. В материалах
преобладает политико-экономическая проблематика, что свойственно независимому оппозиционному изданию.
На сайте РБК инфографика выходит 1 раз в месяц и содержит в себе ключевую повестку: анализ эпидемиологической обстановки в период инфекции коронавируса, Визуализация данных воспроизведена в едином фирменном цвете издания. Детализация отсутствует. В материалах количество данных ограничено, за счет чего повышается наглядность и усиливается усвояемость информации аудиторией. Подобранная тематика вкупе с подачей позволяют РБК транслировать социально значимые проблема - медицинские и социальные.
Дата-журналистские материалы РИА Новости отличаются детализированной визуализацией и удобством в просмотре. Публикации оформлены на карточках, подобно лонгридам и сторителлингам. Кроме ключевой повестки дня в периодически выходящих дата-публикациях присутствует отвлеченная развлекательная тематика: полезные факты, истории построек и биографии ученых. Часть публикаций посвящена тематике инфекции коронавируса и расписанию событий. Наглядная, красочно иллюстрированная инфографика привлекает читателей, разрешает имеющиеся социальные разногласия (например, касающиеся выбора вакцины от коронавируса), повествует о новых социальных программах и статистике, касающейся трудовой деятельности.
Газета.ги на данный момент не использует дата-журналистские публикации для экспликации социальных проблем. На сайте издания инфографика не выпускается с 2018 года. До этого она, согласно анализу содержательной модели, использовалась для рекламы банков, социальных программ и т.д.
Материалы Data journalism в России транслируют социальные проблемы для разных групп населения. В список инструментов входят визуализация, использование официальных данных и дополнение статистики экспертными комментариями.
Роль в принятии социально значимых решений отводится аудитории. Дата-журналистские публикации для этого предоставляют объективную картину данных. Для объективизации в 3 изданиях из 4 используется следующий прием: отсутствуют данные авторов материалов.


1. Аксенова О. Н. Журналистика данных: проблемы и перспективы // Вестник Воронежского гос. архитектурно-строительного ун-та. Серия: Социально-гуманитарные науки. Воронеж: ВГАСУ, 2015. №3 (7). С. 41-50.
2. Антонова В. И. Проблемы дифференциации жанровых форм медийных
текстов в современной теории журналистики [Электронный ресурс] // Огарев-Online: электрон. науч. журн., 2015. №3. Режим доступа:
https://journal.mrsu.ru/arts/problemy-differenciacii-zhanrovyx-form-medijnyx- tekstov-v-sovremennoj-teorii-zhurnalistiki (дата обращения: 11.04.2020).
3. Алексеенко Д. И. Особенности профессиональной деятельности
журналиста информационного агентства в работе с экономической информацией [Электронный ресурс] // Российско-армянский университет, диссер. Ереван, 2006. Режим доступа: www.studmed.ru/alekseenko-d-i- osobennosti-professionalnoy-deyatelnosti-zhurnalista-unformacionnogo- agentstva-v-rabote-s-ekonomicheskoy-informaciey_05695315eb4.html (дата
обращения: 21.02.2020).
4. Амзин А. А. Интернет-журналистика. Как писать хорошие тексты, привлекать аудиторию и зарабатывать на этом. М.: АСТ, 2020. 400 с.
5. Арбатская Е. О. Открытые данные как ресурс региональной журналистики // Вестник Челябинского гос. ун-та. Челябинск, 2015. №5 (360). С. 54-60.
6. Ашенова С. В. Современная журналистика: блоги, лонгриды, соцсети - чья возьмет? М.: Век информации, 2018. №1. 142 с.
7. Баранова Е. А. Трансформация института СМИ в условиях медиаконвергенции. М.: Коммуникология, 2016. Т. 4. №3. 190 с.
8. Баранова Е. А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. М.: Юрайт, 2016. 120 с.
9. Благирев А. Big data простым языком. М.: АСТ, 2019. 256 с.
10. Бегтин И. Памятка по журналистике данных [Электронный ресурс] //
Редакторский портал, 2015. Режим доступа:
http://www.redactor.in.ua/internet/3126.html (дата обращения: 12.03.2020).
11. Бегтин И. Открытые данные [Электронный ресурс] // АНО
«Информационная культура», 2015. Режим доступа:
https://infoculture.ru/wpcontent/uploads/2017/01/annual_rep (дата обращения: 21.02.2020).
12. Бейненсон В. А. Проблемы развития форматов журналистики погружения в современной медиасфере. М.: Век информации, 2018. Т. 1. №2. 240 с.
13. Бокарева Ю. С. Инфографика как современное средство коммуникации // Вестник Харьковской академии дизайна и искусств. Харьков, 2014. №4 - 5. С. 16-25.
14. Бобров А. А. Журналисты шутят. Инструкция по разведению слухов. М.: Алгоритм, 2016. 26 с.
15. Вакуленко С. А. Информационные технологии как ведущий фактор развития периодических изданий: сб. тр. // Материалы Первой всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2015. С. 95-110.
16. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. СПб.: Питер, 2015. 340 с.
17. Глебова И. С. Juniorskills как фактор создания мультимедийной журналистики будущего // Наука телевидения, 2018. №14. С. 220-235.
18. Дейт К. Введение в системы баз данных. М.: Вильямс, 2005. 120 с.
19. Жирков Г. В. Глобализация информационного процесса и забытые традиции русской журналистики. М.: Век информации, 2018. 35 с.
20. Ивченко В. И. Журналистика и интернет // Материалы науч. конф. Минск: ИЦ БГУ, 2018. С. 15-20.
21. Ким М. Н. Журналистика. Методология профессионального творчества. СПб.: Питер, 2014. 380 с.
22. Копылов О. В. Профессионализм журналиста в условиях медиаконвергенции: трансформация, эволюция, апгрейд? // Вестник Томского гос. ун-та. Томск, 2012. №3 (19). С. 125-146.
23. Коханова Л. А. Цифровое будущее медиакультуры: big-data- журналистика // Материалы III междунар. науч.-практ. конф. М.: МЭИ, 2017. С. 179-195.
24. Красникова И. В. Основные понятия и особенности методов data- журналистики // Материалы XXII Всерос. науч. конф. Вестник Рязанского государственного университета. Рязань, 2017. Город: Издательство С. 45­55
25. Лукина М. М. Интернет СМИ: Теория и практика. М.: Аспект Пресс, 2011. 349 с.
26. Некляев С. Э. Инфографика: принципы визуальной журналистики. М.: Медиа-Мир, 2013. 280 с.
27. Николов А. Л. Новые направления медиаиндустрии, или что такое
журналистика [Электронный ресурс] // 2012. Режим доступа:
http://mic.org.ru/index.php/new/165-novye-napravleniya-v-mediaindustrii-ili- chto-takoe-data-zhurnalistika-data-journalism (дата обращения: 10.02.2021).
28. Прохоров Е. П. Исследуя журналистику. М.: РИП-холдинг, 2006. 202 с.
29. Пургин Ю. П. Сетевая революция: вызовы традиционным СМИ
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://cyberlynika.ru/article/n/setevaya-revolyutsiya-vyzovy-traditsionnym-smi (дата обращения: 03.05.2020).
30. Росликова В. В. Визуализация данных большого объема в журналистике. М.: Аспект Пресс, 2016. 163 с.
31. Рачинский С. Журналистика баз данных [Электронный ресурс] //
Профессиональный журнал о медиарынке России и мира 2016. Режим доступа: http://www.planetasmi.ru/blogi/comments/6285.html (дата
обращения: 01.02.2020).
32. Рихтер А. Г. Правовые основы журналистики. М.: МГУ, 2002. 352 с.
33. Савинова О. Н. Трансформация журналистики в условиях формирования новой медиасреды, сб. материалов // Материалы Всерос. науч. конф. Название конференции Город: издание Нижегород. ун-т им. Лобачевского Н. И. Нижний Новгород, 2017. С. 106-117.
34. Савинова О. Н. Новые медиатехнологии как ресурс журналистики. М.: Век информации, 2018. 246 с.
35. Симакова С. И. Дата-журналистика как медиатренд // Вестник Нижегород ун-та им. Лобачевского Н. И. 2017. №2-2. С. 480-550.
36. Симакова С. И. Журналистика данных как фактор, влияющий на развитие визуализации журналистского контента // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. по журналистике. Национальный исследовательский нижегородский университет. Нижний Новгород, 2017. С. 171-194.
37. Симакова С. И. Журналистика данных как современное направление журналистики // Вестник Нижегород. ун-та им. Лобачевского Н. И. 2013. № 5. С. 56-83.
38. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.
39. Социология журналистики. М.: Аспект Пресс, 2004. 318 с.
40. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М.: Аспект Пресс, 2013. 350 с.
41. Хачатрян А. Х. Мультимедийные технологии и конвергенция как факторы развития новых медиа // Современные информационные и коммуникативные технологии в глобальном мире, 2017. №. С. 110-130.
42. Чалдини Р. Психология влияния. СПб: Питер, 2021. 480 с.
43. Чернецкий П. П. Журналистика данных как фактор объективности в сетевых СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2015. № С. 189-240.
44. Чернобров В. П. Конвергенция СМИ в условиях мобильных технологий // Вестник Моск. ун-та. 2007. №4. С. 30-56.
45. Чернухин А. Э. Генезис и современное развитие журналистики данных и журналистики баз данных // Вестник Моск. ун-та. 2017. № 2. С. 203-220.
46. Шевченко В. Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики // Медиаскоп, 2014. №4. С. 30-52.
47. Шерстюкова М. Н. Data-журналистика как новое направление в системе средств массовой коммуникации [Электронный ресурс] // Медиаскоп, 2012. Режим доступа: http://mic.org.ru/1-nomer-2012/65-1-sherstukova-2 (дата обращения: 03.02.2020).
48. Шилина А. Г. Журналистика данных в качественных российских журналах: опыт идентификации // Вестник Тверского гос. ун-та. Серия: Филология. Тверь, 2016. №3. С. 228-260.
49. Шилина М. Г. Гипертекст Интернета как формат интеграции коммуникации: дата-журналистика // Вестник Тверского гос. ун-та. 2014. №. С. 197-220.
50. Шимолин В. И. Ассоциативный образ визуальной журналистики // ИЦБ БГУ. Улан-Удэ, 2018. С. 250-260.
51. Шлыкова О. В. Культура мультимедиа. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 24 с.
52. Юкечев В. П. Тринадцать шагов к успеху на малом медиарынке. Новосибирск: ИРП-Сибирь, 2006. 420 c.
53. Dijk T.A., van. Ideology: A Multidisciplinary Approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 201 p.
54. Dijk T.A., van. Discourse as Social Interaction. Сambridge: Cambridge University Press, 1997. 490 p.
55. Dijk T.A., van. Principles of Critical Discourse Analysis. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 149 p.
56. Doleshal U. The DeConstruction of Gender across Languages. Frankfurt am Main: University of Frankfurt 1993. 400 с.
57. Eckert P., McConnel-Ginet S. New generalization and explanation in language and gender research. Language in society. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 217 p.
58. Goffman E. Interaktion und Geschlech. Frankfurt am Main: University of Frankfurt 1994. 260 p.
59. Goffman E. Forms of Talk. Cambridge: Cambridge University Press, 1981. 347 p.
60. Ehrlich S. Communities of practice, gender and the representation of sexual assault. Language in society. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 711 p.
61. Hoffstede G. Masculinity andfeminity as cultural dimensions. Oxford: Oxford University Press, 1991. 308 p.
62. Labow W. The intersection of sex and social class in the cause of liguistic change. Oxford: Oxford University Press, 1998. 679 p.
63. Lakoff R. Language and Woman’s Place. California: California University Press, 1975. 94 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ