Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕМОРАТЫ СТАРОЖИЛОВ НИЖНЕГО ПРИАНГАРЬЯ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Работа №23284

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы122
Год сдачи2016
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
361
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛЕКТНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ 8
1.1. Коммуникативная диалектология: вопросы теории 8
1.2. Повествовательные тексты в диалектном дискурсе 12
1.3. Устный меморат как жанр диалектной речи 15
1.3.1. Языковая экспликация прошлого в ангарском меморате 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ТЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА АНГАРСКОГО МЕМОРАТА 31
2.1. Тема текста: вопросы теории 31
2.2. Тематическая организация ангарского мемората 34
2.2.1. Методика тематического членения диалектного монологического текста 35
2.2.2. Основания для классификации тем ангарского мемората 36
2.2.3. Тематические уровни ангарского мемората 37
2.2.3.1. Тематическая структура «семья» 39
2.2.3.2. Тематическая структура «чужие» 45
2.2.3.3. Тематическая структура «работа» 48
2.2.3.4. Тематическая структура «промыслы» 51
2.2.3.5. Тематическая структура «суеверия и верования». 53
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ГЛАВА 3.ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ АНГАРСКОГО МЕМОРАТА 59
3.1 Светлый меморат 60
3.2 Светло-печальный меморат 63
3.3 Темный меморат 65
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 79


Настоящее исследование выполнено в рамках коммуникативно-дискурсивного подхода и посвящено устным меморатам, т.е. рассказам- воспоминаниям, в которых воспроизводятся личные впечатления обо всем пережитом, а также о судьбе родных и знакомых.
Актуальность работы определяется, во-первых, недостаточной изученностью жанровой дифференциации диалектных текстов и языковых особенностей устных меморатов, которые до недавнего времени лингвистами не изучались; во-вторых, необходимостью пополнения и обогащения корпуса диалектной лингвистики; в-третьих, необходимостью дальнейшего анализа особенностей диалектной коммуникации. Помимо этого, актуальность настоящего исследования обусловлена его включенностью в решение актуальных задач атропоцентрической парадигмы, изучающей язык в тесной связи с его главным носителем - человеком.
Цель исследования - проанализировать тексты ангарских меморатов с позиций коммуникативной диалектологии.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
1. Собрать и систематизировать устные мемораты старожилов Нижнего Приангарья;
2. Раскрыть теоретико-методологические основы коммуникативной диалектологии;
3. Проанализировать основные подходы к исследованию устного рассказа-воспоминания, описать жанровые признаки устного ангарского мемората;
4. Выявить особенности языковой экспликации прошлого в ангарских меморатах;
5. Выявить тематическую структуру ангарского мемората; определить уровни и единицы данной структуры;
6. Выявить и проанализировать эмоционально-смысловые типы ангарского мемората.
Объект исследования -ангарские диалектные монологические тексты в жанре мемората. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что устные мемораты обладают не только лингвистической содержательностью, но и информационной насыщенностью: содержат сведения о фактах и событиях реальной жизни, несут информацию о субъективных переживаниях, чувствах рассказчика.
Предмет исследования- тематическая организация и эмоционально-смысловые типы текстов ангарского мемората.
Эмпирической базой исследования послужили ангарские устные тексты, собранные и расшифрованные нами в период учебной диалектологической практики 2015 г. под рук. проф. О.В. Фельде в Кежемском р-не Красноярского края от переселенцев из зоны затопления Богучаснской ГЭС, проживающих в г. Кодинске, а также в нас.п. Заледеево, Климино Кежемского района. Кроме того, использован архив диалектологических практик в Богучанский р-н Красноярского края (2014, 2015 гг.). Основу рабочей текстотеки составили устные воспоминания информантов в возрасте от 55 до 88 лет. В настоящей работе в лингвстический оборот включается 52 текста.
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы в области коммуникативной диалектологии (Т.А. Демешкиной, В.Е. Гольдина, Г.В. Калиткиной, С.П. Петруниной), в области жанроведения (Т.В. Шмелевой), а также исследования по теории мемората (И.А. Голованов) и работы по тональности текста (В.П. Белянин).
Методы исследования:
На этапе сбора материала были использованы:
• социолингвистический метод (приёмы интервьюирования и включенного наблюдения); прием перевода устной речи в письменную с последующей тематической разметкой;
В процессе исследованиябыли использованы: методика характеристики речевого жанра, предложенная Т.В.Шмелевой;
• методика тематической разметки на основе выделения номинационных цепочек;
• методика эмоционально-смыслового анализа текстов.
На заключительном этапе исследования применялся метод лингвистического описания.
Новизна работы обусловлена,во-первых, тем, что в лингвистический оборот вовлекаются мемораты старожилов Кежемского и Богучанского районов, коммуникативное пространство которых в настоящее время стремительно изменяется.Впервые данные тексты рассматриваются в жанроведческом и структурно-семантическом аспектах.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалынашего исследования могут использоваться на занятиях по диалектологии, лингвистическому регионоведению, а также в научно-исследовательской практике бакалавров и магистрантов.
Социокультурная значимость работы заключается в попытке зафиксировать и сохранить образцы живой народной речи и отразить мировидение ангарцев.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы изучения диалектной монологической речи, описываются основные понятия в сфере коммуникативной диалектологии и дается характеристика повествовательных текстов в диалектном дискурсе. Также рассматриваются подходы к исследованию устных диалектных текстов, описываются жанровые признаки мемората и способы языковой экспликации прошлого в ангарском меморате. Во второй главе описывается тематическая организация диалектных текстов, выявляются тематические структуры, свойственные ангарскому меморату. В третьей главена основе тематического членения ангарских меморатов выявляются их эмоционально-смысловые типы.
Апробация материалов исследования осуществлялась на Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный - 2016», а также на заседании кафедры русского языка, литературы и речевой коммуникации. По материалам исследования опубликована статья.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа включена в решение актуальных задач атропоцентрической парадигмы, изучающей язык в тесной связи с его главным носителем - человеком. Одной из лингвистических дисциплин, теория которой базируется на постулатах антропоцентрической парадигмы является коммуникативная диалектология. Эта отрасль отечественной лингвистики изучает прежде всего сам процесс общения на диалекте и продукты диалектной коммуникации - тексты и высказывания, которые обладают высокой лингвистической информативностью. Анализ работ в области коммуникативной диалектологии позволил установить, что в рамках коммуникативного подхода появляются исследования, представляющие анализ текстов диалектной речи в различных аспектах: жанровом, лингвоперсонологическом, лингвокультурологическом, тематическом. К числу актуальных задач коммуникативной диалектологии относится выявление общих для всех диалектов принципов организации диалектного высказывания, изучение коммуникативной структуры сельского общения на диалекте, социально-коммуникативных ролей традиционного деревенского общения, особенностей языковой личности носителя диалекта, формы трансляции диалекта во времени, а также анализ жанровых, структурно¬тематических, эмотивных особенностей диалектных текстов. Таким образом, предпринятое нами исследование включено в круг решения актуальных задач коммуникативной диалектологии, поскольку в нем рассматриваются жанровые, структурно-тематические и тональные особенности диалектных меморатов.
Одним из основных объектов исследования коммуникативной диалектологии является повествовательный текст, для которого характерны событийность, антропоцентричность и эгоцентричность, имеющие связь с традиционными для сельской культуры представлениями об окружающем мире. Основу целостности повествования в диалектном дискурсе составляет ситуация-событие, а также человек, который стоит в центре этого события, важны речь рассказчика, его оценки и мнения. Данные специфические черты повествовательного текста более всего отражены в жанре мемората.
Под меморатом в проведенном нами исследовании понимаются рассказа-воспоминания, в которых воспроизводятся личные впечатления обо всем пережитом, а также о судьбе родных и знакомых. Установлено, что мемораты как жанр диалектной речи по своей цели информационно¬оценочны; рассказчик в меморате всегда субъективен, но описывает при этом факты реального прошлого, никак специально не приукрашиваемые; адресат обычно заинтересован в информации, заключенной в меморате, в диктуме меморат тяготеет к описанию прошлого, и только иногда в меморате говорится о других временных пластах; воспоминания полисобытийны.События обычно излагаются рассказчиком хронологически.Выявлено, что для устного мемората характерна следующая сюжетная схема: выделение действующих лиц; рассказ о том, как они жили, иногда - некая нарративная кульминация; выход из мемората - междометия, размышления.Используются эмотивные средства языка - слова с положительной и отрицательной коннотацией (от этого во многом зависит эмоционально-смысловой тип мемората).
Базовой для ангарского мемората является гипертема «Прошлое». Данная гипертема эксплицируется в текстах с помощью лексических и грамматических единиц с темпоральным значением: с помощью глагольных форм предиката «быть», наречий с временной семантикой «тогда», «раньше», «давно» и т.д., а также высказываний типа «в сорок первом году», «в 60-е годы» и т.д.
На основе формально-семантического подхода, который рассматривает тематическую организацию текста в виде тематической структуры,а также с опорой на принцип тематической разметки и выделения номинационных (тематических) цепочек, описана тематическая структура ангарского текста. За единицу тематического анализа в работе берётся целостный ангарский
монологический текст в жанре мемората. В ходе исследования составлены схемы тематической структуры ангарского мемората. Выделено пять тематических структур с описанием иерархии уровней и единиц каждой структуры: тематические структуры «Семья», «Чужие», «Работа»,«Промыслы», «Суеверия и верования».
1) Тематическая структура«Семья», выраженная к меморатах наиболее ярко, что является показателем значимости темы «Семья» для сознания русского человека. Тема включает подтемы «Родственные отношения», «Межличностные отношения в семье», «Брачно-семейные традиции и отношения». Подтема «Родственные отношения» подразделяется, в свою очередь,на микротемы, связанные с меморатами ангарцев о своих кровных родственниках (об отце, матери, бабушке, дедушке, детях, братьях, сестрах), а также меморатами о некровных родственниках (микротемы:«Муж», «Мачеха», «Свекровь», «Теща» и т.д.). Данные микротемы имеют зоны пересечения с темами«Война», «Работа».
Подтема «Межличностные отношения» подразделяются намикротемы «Отношения со свекровью», «Отношения с мужем», «Отношения с отцом», «Отношения с мачехой» и т.д.)
Подтема «Брачно-семейные традиции и отношения» включает микротемы о воспитании детей, браке, сватовстве, семейных корнях). Типичные контексты данной подтемы включают воспоминания о народной педагогике, семейных традициях, замужестве и т.д.
Выявлено, что в ангарском меморате тема «Семья» может быть как фиксированной, так и спонтанной, поскольку номинации данной структуры присутствуют в текстах, тематически с ним не связанных.
2) Тематическая структура «Чужие». Антиномия «свой/чужой» связана в ангарских меморатах с воспоминаниями о жителях родного села, ранжируя их на собственно своих и чужих, по различным критериям. Тема представлена подтемой «Ссыльные» (микротемы «Политические ссыльные», «Интернированные», «Раскулаченные»и т.д.) а также микротемами «Уголовные преступники», «Дезертиры»и т.д. Тематическая структура «Чужие» в меморатах практически всегда является фиксированной, воспроизводит заданную интервьюером тему.
3) Тематическая структура «Работа», также является наиболее частотной в ангарских меморатах.Тема подразделяется на подтему«Работа в поле» (микротемы«Сенокос», «Ферма», «Сбор урожая»и тд.); «Работа по дому» (микротемы «Стрика», «Приготовление еды»,«Работа по хозяйству»и т.д.); «Работа на предприятии, совхозе» (микротемы«Работа на почте», «Работа дояркой», «Работа на заготовках» и т.д.), а также на самостоятельную микротему «Труд».
В ангарских меморатах тема «Работа» часто имеет зону пересечения с темой «Война», темой «Жизненные трудности». Выступает как самостоятельной, так и фоновой, являясь во многих меморатах фоновым полем для выдвижения на первый план воспоминания о семье, войне и т.д. Так, тема может быть как фиксированной, так и спонтанной.
4) Тематическая структура «Промыслы». Промысловая культура занимает большое место в традиционной сельской культуре, поэтому выделение данной тематической структуры представляется нам важной для понимания специфики ангарской культуры. Данная тематическая структура представлена двумя, наиболее четко отраженными в меморатах, подтемами: «Охота» (микротемы«Встреча с медведем»,«Охота на медведя»,«Воспоминания о первой охоте», «Охота на пушного зверя», «Несчастные случаи на охоте» и т.д.) и «Рыбалка» (микротемы«Зимняя рыбалка», «Летняя рыбалка», «Осенняя рыбалка», «Бой на рыбу», «Коллективная рыбалка», «Несчастные случаи» и т.д.). Тематическая структура является в меморатах фиксированной, спонтанно практически не появляется. Отмечается предельная самостоятельность темы, не выступающей фоновой для других тем/подтем.
5) «Суеверия и верования». В ангарских меморатах мы можем выделить большое количество текстов, относящихся к тематической структуре «суеверия и верования», что помогает нам наиболее четко представить миромоделирующую и языковую картину мира ангарцев. Тема подразделяется подтему «Персонажи народной мифологии» (микротемы «Домовой», «Банник», «Суседка», «Ведьма» и т.д.), подтему «Привороты и порча» (микротемы«Привороты на любовь», «Привороты на удачу» и т.д.), подтему «Люди, обладающие экстрасенсорными способностями» (микротемы «Урочливые люди», «Знахари», «Волшебки»), а также отдельную микротему «Поверья» и т.д.Тематическая структура «Суеверия и верования» по степени развития относится к пассивной теме, часто спонтанной и нефиксированной. Также может выступать в речи говорящего как самостоятельной, так и фоновой.
Путем выделения эмоционально-смысловых доминант определены эмоционально-смысловые типы ангарского мемората. Первый тип - светлый, который представлен единичными текстами о любимой семье, детстве, ангарской природе и о кежмарях.
Установлено, что светлый меморат включает фрагменты печального мемората, на основе чего выделяется второй тип ангарского мемората - светло-печальный.
Выявлено, что жизнь и прошлое видятся информантами в основном в темных тонах. Темные мемораты - наиболее частотные. В них затрагиваются темы превратностей судьбы, жизненных трудностей, взаимоотношениям сельчан с «чужими» (беглыми заключёнными), несчастными случаями на рыбалке/охоте. Для тёмного мемората характерен мотив рока, судьбы, употребление негативно-окрашенных эмотивов и такие лексико¬семантические единицы как смерть, ночь, зима, враг.
Перспективным является пополнение текстотеки меморатов старожилов Нижнего Приангарья в результате диалектологического обследования Мотыгинского и Тасеевского районов, а также изучение меморатов коренных жителей Нижнего Приангарья в лингвоаксиологическом аспекте.



1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева - М.: Сов. Энциклопедия, 1990. С. 136-137.
2. Бабенко Л.А., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста: учеб. пособие для вузов. М.: Флинта: Наука, 2006. 496 c.
3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 134 с.
4. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики (Модели мира в литературе). / В.П. Белянин. - М.: Тривола, 2000. 248 с.
5. Бенвенист Э. Общая лингвистика. 3-е изд. М.: Эдиториал УРСС, 2009.448 с.
6. Валгина Н.С. Теория текста: учеб. пособие. М.: Логос, 2003. 280 с.
7. Волошина С.В. Речевой жанр автобиографического рассказа в диалектной коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01.Томск, 2008. 26 с.
8. Волошина С.В., Демешкина Т.А. Миромоделирующий потенциал речевого жанра (на материале диалектной речи) // Вестник Томского университета. Филология. 2012. № 3 (19). С. 14-20.
9. Голованов И.А. Устный рассказ-воспоминание в современной коммуникации как фольклорный текст // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 2 (293) С. 89-92.
10. Гольдин В.Е. Теоретические проблемы коммуникативной диалектологии. Саратов, 1997. 234с.
11. Гольдин В.Е. Изобразительность диалектной речи [Электронный ресурс] / В.Е. Гольдин // Бюллетень фонетического общества. №7. Бохум, 2001. URL: http:// sarteorlingv.narod.кu/Articles/Izobrazitel.htm. Дата обращения: 05.03.2016.
12. Гольдин В.Е. Повествование в диалектном дискурсе // Известия Саратовского университета.2009. Т.9. Сер. Филология. Журналистика. Вып.1. С. 3-6.
13. Гольдин В.Е. Имена речевых событий, поступков и жанры русской речи // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997. С. 23-34
14. Грицкевич Ю.Н. Структура концепта «Будущее» в диалектном дискурсе // Казанская наука. № 2. 2011 г. Казань, С. 163-165.
15. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Спб., 1999. 1609 с.
16. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация: пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. 312 с.
17. Дементьев В.В. Изучение речевых жанров. Обзор работ в современной русистике. М.: Флинта. 1997. 56 с.
18. Демешкина Т.А. Теория диалектного высказывания. Аспекты семантики. Томск: Издательство Томского университета, 2000. 190 c
19. Егорова И.Ю. Акцентирование в рекламном интернет-дискурсе: дис. . канд. филол. наук: 10.02.19. Волгоград, 2008. 214 с.
20. Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. К понятиям «Тема» и «Поэтический мир» // Уч. зап. Тартуск. гос. ун-та. Вып 365. Тарту, 1975.С.143-167.
21. Золотова Г.А., Онипенко, Н.К., Сидорова, М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка / под общ. ред. Г.А. Золотовой. М., 2004. 544 с.
22. Казакова О.А. Диалектная языковая личность в жанровом аспекте. Томск: Изд-во ТПУ, 2007.200 с.
23. Калиткина Г. В. Объективизация традиционной темпоральности в диалектном языке: автореф. дис. ... доктора филологических наук: 10.02.01. Томск, 2010. 42с.
24. Калиткина Г.В. Диалектная концептуализация традиции // Картины русского мира: метафорические образы традиционной культуры. М., 2014.С. 15-63.
25. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000 (а). С. 5-20.
26. Кибрик А.А., Николаева Ю.В., Федорова О.В. Структура устного
дискурса: взгляд со стороны мультимодальной лингвистики //
Computationallinguisticsandintellectualtechnologies.Prry. М.,2014. С. 469-480.
27. Кормилицына М.А., Сиротинина О.Б. (ред.)Хорошая речь. Саратов, 2001/2007. 156с.
28. Косицына Ю.В. Статико-динамическая модель тематической организации диалектного монологического текста: дис. ... канд. ист. наук: 10.02.01. Т. 1. Кемерово, 2013. 242 с.
29. Крючкова О.Ю., Гольдин В.Е. Проблемы создания электронного диалектологического корпуса // Русская устная речь. Материалы международной научной конференции «Баранниковские чтения. Устная речь: диалектная и разговорно-просторечная культура общения» и межвузовского совещания «Проблемы создания и использования диалектологических корпусов» / отв. ред. О.Ю. Крючкова. Саратов: Наука, 2011. С. 249-260.
30. Ли Ч.Н., Томпсон С.А.Подлежащее и топик: новая типология языков // Новое в зарубежной лингвистике. Bbin.XI. М.: Прогресс, 1982. С. 193-235.
31. Матвеева Т.В. Тематическое развертывание разговорного текста // Языковой облик уральского города: сборник научных трудов. Свердловск: УрГУ, 1990а. С. 46-54.
32. Николаева Т.М. Лингвистика текста. Современное состояние и перспективы // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. Лингвистика текста. М.: Прогресс, 2014. С. 5-42.
33. Новоселова О.А., Храмцова Л.Н. Фрагмент диалектной языковой картины мира: понятие «Работа» и лексические средства его выражения // Актуальные проблемы русистики. Вып. 3. Языковые аспекты регионального существования человека: материалы международной научной конференции, посв. юбилею О.И. Блиновой. Томск, 2006. С. 265-271.
34. Петрунина С.П. Грамматика говорящего и слушающего в сибирских говорах (на материале парных конструкций): монография. Новокузнецк: РИО КузГПА, 2008. 262 с.
35. ПетрунинаС.П. Пояснение в монологических текстах диалектной речи (к проблеме избыточности): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Томск, 1986. 19 с.
36. Петрунина С.П. Служебное «то» в среднеобских говорах // Вестник Томского государственного университета. 2007а. № 294. С.61-64.
37. Русская диалектология: учебное пособие. / под. ред. Л. Л. Касаткина. Мск.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
38. Тырыгина В. А. О способе лингвистической идентификации темы в перспективеее соотношения с жанровой категоризацией текста // Вестн.Челяб. гос. ун-та. Сер. Филология, Искусствоведение. 2007. № 1. С. 92-99.
39. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций: монография. М.: Гнозис, 2008. 416 с.
40. Шмелёва Т. В. Речевой жанр. Возможности описания и использования в преподавании языка // Russistik. Русистика. Научный журнал актуальных проблем преподавания русского языка. Berlin, 1990. № 2. С. 20-32.
41. Шмелёва Т.В. Модель речевого жанра // Русистика сегодня. Функционирование языка: лексика и грамматика. М.: Наука, 1992. С. 34-44.
42. Шмид B. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
43. Щирова И. А., Гончарова Е. А.Многомерность текста: понимание и интерпретация.СПб.: Книжный Дом, 2007. 472 с.
44. Эмер Ю.А. Современный песенный фольклор: когниции и дискурсы. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. 266 с.
45. Яркина Л.П. Содержательная и формально-грамматическая организация текстов, представляющих метатему «производственный процесс» (на материале дисциплины «технология металлов»): автореф. дис. . канд. филол. наук: 10.02.19. М., 1995. 20 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ