ПОЛИТИКА ПАМЯТИ В КНР
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения политики памяти . 11
1.1. Теоретические подходы к изучению концепции «политики памяти» и
«исторической политики» 11
1.2. Политика памяти в КНР 22
Глава 2 Политика памяти в КНР: инструменты, акторы и темы 33
2.1. Роль кампании патриотического воспитания в формировании
исторического сознания китайцев 33
2.1 Японо-китайские отношения в политике памяти КНР 42
Заключение 58
Список литературы 62
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения политики памяти . 11
1.1. Теоретические подходы к изучению концепции «политики памяти» и
«исторической политики» 11
1.2. Политика памяти в КНР 22
Глава 2 Политика памяти в КНР: инструменты, акторы и темы 33
2.1. Роль кампании патриотического воспитания в формировании
исторического сознания китайцев 33
2.1 Японо-китайские отношения в политике памяти КНР 42
Заключение 58
Список литературы 62
Актуальность моего исследования заключается в том, что изучение «политики памяти», механизмов формирования образа государства и его отражения в общественном сознании занимает значимое место в современной науке и имеет важное практическое и научно-теоретическое значение. Проблема взаимного восприятия уже долгое время является важным аспектом сосуществования государств и народов. В силу различных особенностей исторического и культурного развития у разных народов складываются уникальные картины мира, частью которых являются и представления о других культурах и этносах. Они оказывают важное влияние, как на межэтнические отношения, так и на внешнюю политику государств, а также на всю систему межнациональных отношений. Образ государства складывается из неких устойчивых компонентов, характерных для него на протяжении столетий, и из новых компонентов, проявляющихся на фоне происходящих в стране изменений. Я предполагаю, что эти новые компоненты, зачастую представляют собой видоизмененные варианты давно сложившихся стереотипов. Чаще всего, в таких случаях прибегают к использованию «политики памяти». Вопрос «политики памяти» слабо изучен на уровне проведения социологического анализа, выявления доминантных основ, воздействующих на процессы формирования и восприятия исторической действительности.
Одним из главных факторов, который формирует негативные отношения между Китаем и Японией, являются нерешённые конфликты и противоположные оценки исторического периода существования в поле единого государства. Исходя из этого, я полагаю, что на современном этапе существует необходимость проведения исследований на тему исторического наследия, с целью получения объективной оценки отношений между Китаем - Японией. Также вызовы современности и активизация Китая в международных отношениях привели к тому, что в последнее время все больше внимания уделяется ее образу на международной арене. В нынешней геополитической ситуации военных столкновений, религиозных конфликтов, межэтнической напряженности и т.д. возрастает проблема формирования положительного образа страны, который оказывает значительное влияние на ее статус в мировой политико-правовой системе взаимосвязей, взаимоотношений и взаимодействий стран и регионов. Тема исторического прошлого и исторической памяти привлекает к себе все больше внимания — как фактор, влияющий на современные международные отношения и внутреннюю политику Китая. Для Китая эта тема имеет особенное значение, поскольку здесь острее, чем где-либо еще, стоят вопросы национальной гордости и национального достоинства. Сохранение традиций, уважения и почтения к предкам, осознание ценности национальной культуры представляется одним из ключевых факторов социальной консолидации и стабильности китайского общества.
Одновременно с этим существующие социально-культурные практики общественной жизни являются побуждающим фактором в закреплении исторической памяти молодежи. Таким образом, существует необходимость всестороннего анализа проблем, связанных с историческим наследием и исторической памятью КНР в современном мире.
Актуальность моего исследования также состоит в том, что результаты исследования выявляют механизмы легитимации власти через обращение к кампании патриотического воспитания, которая является частью политики памяти, применительно к китайскому контексту на основе эмпирических данных.
Объектом исследования является политика памяти в КНР.
Предмет исследования - цели и механизмы политики памяти в КНР, а также мнемонические акторы, участвующие в ее выработке.
Историография
Проведенный историографический анализ позволяет нам рассматривать данное исследование в контексте продолжительной и обширной традиции изучения «политики памяти», заложенной социологом М. Хальбваксом и теоретиком искусства А. Варбургом в середине 1920 -х гг. Объектом выступают коллективные воспоминания, являющиеся основой способом «самоидентификации определенного сообщества», включая национально-государственные .
Значительный вклад в теорию памяти внесли исследователи Т. Рэнжер и Э. Хобсбаум, они издают сборник статей «Изобретение традиции», где они дискутируют на тему пластичности социальной и культурной памяти. Благодаря этой дискуссии формируется направление, получившее название «теория политики памяти».
Сферы, в которые проникают исследователи памяти, весьма многообразны и варьируются от изучения от государственной политики до интернет-форумов. Рассматривая «политику памяти» в качестве историко - политологического направления, стоит отметить таких ученых как: Н.Е. Копосов, И.А. Калинин, А.И. Миллер, Л.П Репина, О.Ю. Малинова, В.А. Ачкасов, В.Э. Молодяков и др. В центре их внимания политический дискурс (О.Ю. Малинова), взаимодействие власти с профессиональным сообществом (А.И. Миллер), законодательные рамки памяти - «мемориальное законодательство» (Н.Е. Копосов) , трансформация отдельных исторических образов и оценка эффективности историко-политических практик (В.В. Титов) . Данная проблематика отражена и в исследованиях специалистов Института истории Санкт-Петербургского государственного университета (А.И. Филюшкин, Е.А. Ростовцев, Д.А. Сосницкий и др.).
Второе, «историко-социологическое», направление отражает взгляд на проблему коллективной памяти через призму массовых источников. Среди исследователей, относящихся к нему, следует выделить Л.Д. Гудкова, Б.В. Дубина, Ю.Р. Вишневского и др. Несмотря на многообразие исследовательских подходов, сложившаяся историографическая ситуация, характеризуется принципиальным невниманием к внутренним механизмам выработки историко-политического курса. Подобно «черному ящику» Д. Истона, система акторов исторической политики, их взаимодействие между собой, с экспертным сообществом и государственной властью остаются скрытыми от профессионального взгляда. В большинстве случаев анализируются лишь «входы» (состояние коллективной памяти) и «выходы» (политическая риторика, символы и т.д.) этой системы, что приводит к существенному искажению всей картины. Исследования интерпретации исторических событий и использование их в общественно-политических целях проводились ранее. Начальным этапом в разработке этой проблематики стали концепции «преодоления прошлого» Теодора Адорно и «политики прошлого» Нортропа Фрая. В рамках данных исследований довольно широкое распространение получили работы посвященные изучению «политики памяти».
Анализ всех вышеперечисленных работ позволил всесторонне ознакомиться с проблемой, оценить степень ее освещенности в научных работах и выявить те аспекты, которые все еще нуждаются в изучении.
Целью работы является освещение целей и механизмов политики памяти в Китае, роли и места в этой политике государственной власти, общества и профессионального исторического сообщества, установить механизмы использования политики памяти в целях легитимации режима в современном Китае.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные направления политики памяти и теоретические подходы к ее изучению;
2. Определить концептуальные различия между понятиями «политика памяти» и «историческая политика»;
3. На основании имеющихся научных исследований выделить основные механизмы политики памяти в Китае и обозначить в этом контексте место и роль политики памяти;
4. Проанализировать «План осуществления патриотического воспитания» 1994 года и оценить влияние этой кампании на политику памяти в КНР;
5. Выявить место школьного образования в политике памяти и рассмотреть формирование образа Китая в учебниках по истории;
6. Раскрыть фактор исторического прошлого в отношениях Китая и Японии;
7. Изучить роль событий Нанкинской резни в формировании исторического сознания населения Китая
Хронологические рамки моего исследования занимают период с 1937г до начала 2020г. Выбор 1937 связан с началом японо-китайской войны.1990-е годы связаны с развитием политики памяти в Китае, созданием патриотической кампании, написанием единого учебника истории. Эти события помогут мне исследовать влияние исторического прошлого на современную политику Китая.
Территориальные рамки совпадают с современным территориально-административным делением Китая.
Методология
В качестве теоретико-методологической рамки изучения политики памяти я использую теорию Мориса Хальбвакса. Рассматривая, каким образом память и история конкретного сообщества возникают и трансформируются в результате сложного процесса взаимодействия коллективной и индивидуальной памяти. По его мнению, человек, чтобы воскресить в представлении свое собственное прошлое, часто нуждается в обращении к воспоминаниям других людей. Он обращается к ориентирам, которые существуют вне него и которые определены обществом. Человеческая память не только сохраняет образы прошлого, она еще воссоздает и реконструирует картины былогоп. Метод также предполагает, что прошлое оценивается в связи с потребностями настоящего. И поскольку возникает потребность использования памяти в интересах настоящего, то она превращается в процесс политических манипуляций. Таким образом, этот метод помогает мне рассмотреть историческую память в Китае и каким образом, используя ее, правительство Китая воздействует на историческое сознания, восприятие населения и на политику страны.
Также я использую метод А. Ассман для изучения памяти. А. Ассман выделяет четыре уровня памяти: нейронную память, социальную память, культурную память и политическую память. Она проводит разделение на основе трех переменных: «носителя», «среды» и «опоры». Данный метод используется мной для изучения Китая на основе этих трех переменных, которые помогут сделать более точные выводы о специфики памяти в Китае.
Кроме того, в данной работе применяется методология «кейс-стади», так как мы рассматриваем китайскую политику памяти через анализ конкретных случаев, а именно Японо-китайской войны.
Историко-генетический метод помог рассмотреть и осмыслить все этапы формирования политики, выявить исторические предпосылки проведения реформ, их реализацию, значение и результат. Используя данный метод, я изучаю «патриотическую кампанию» в Китае.
Анализ источниковой базы
В ходе исследования использовались разнообразные источники, которые можно классифицировать следующим образом:
- документы, касающиеся политики памяти в Китае, одним из таких документов является «план действий по усилению патриотического воспитания», «общий план по укреплению образования в области современной и новейшей истории Китая», «план по проведению воспитания патриотизма путем широкой эксплуатации исторических реликвий»;
-газеты, преимущественно китайские электронные газеты. Например китайская газета «С1оЬа1Т1шез». Она доступна в сети Интернет на английском языке, т.к. ориентирована на зарубежных читателей. Аффилирована при ЦК КПК и отражает только позицию правящей партии. Также, газета (новостная сеть "Синьхуа") на китайском языке;
- статистика и результаты опросов являются ценным источником. Для данного исследования особую ценность представляют собой статистические данные Национального бюро статистики Китая;
-сообщения СМИ и материалы блогосферы;
-тексты Концепции преподавания истории в средней школе, Историко-культурного стандарта и учебно -методических пособий по отечественной истории(учебное руководство по историческому образованию);
Каждый источник имеет свои достоинства и недостатки, поэтому использование комплекса источников позволяет добиться наиболее достоверной и актуальной информации. Анализ всех вышеперечисленных работ позволил всесторонне ознакомиться с проблемой, оценить степень ее освещенности в научных работах и выявить те аспекты, которые все еще нуждаются в изучении. Наличие обширной источниковой базы по такой, казалось бы, узкой теме, как политика памяти, подтверждает актуальность данного исследования.
Сведения об апробации
Основные положения данного исследования докладывались на VI Региональной конференции «Мой выбор - наука!» (г. Барнаул, 2019 г.).
Структура работы
Введение, две главы, заключение, список использованной литературы и источников. Во введении содержатся обоснование актуальности выбранной темы, раскрывается степень её научной разработки, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, а также методологическая и источниковая базы.
Одним из главных факторов, который формирует негативные отношения между Китаем и Японией, являются нерешённые конфликты и противоположные оценки исторического периода существования в поле единого государства. Исходя из этого, я полагаю, что на современном этапе существует необходимость проведения исследований на тему исторического наследия, с целью получения объективной оценки отношений между Китаем - Японией. Также вызовы современности и активизация Китая в международных отношениях привели к тому, что в последнее время все больше внимания уделяется ее образу на международной арене. В нынешней геополитической ситуации военных столкновений, религиозных конфликтов, межэтнической напряженности и т.д. возрастает проблема формирования положительного образа страны, который оказывает значительное влияние на ее статус в мировой политико-правовой системе взаимосвязей, взаимоотношений и взаимодействий стран и регионов. Тема исторического прошлого и исторической памяти привлекает к себе все больше внимания — как фактор, влияющий на современные международные отношения и внутреннюю политику Китая. Для Китая эта тема имеет особенное значение, поскольку здесь острее, чем где-либо еще, стоят вопросы национальной гордости и национального достоинства. Сохранение традиций, уважения и почтения к предкам, осознание ценности национальной культуры представляется одним из ключевых факторов социальной консолидации и стабильности китайского общества.
Одновременно с этим существующие социально-культурные практики общественной жизни являются побуждающим фактором в закреплении исторической памяти молодежи. Таким образом, существует необходимость всестороннего анализа проблем, связанных с историческим наследием и исторической памятью КНР в современном мире.
Актуальность моего исследования также состоит в том, что результаты исследования выявляют механизмы легитимации власти через обращение к кампании патриотического воспитания, которая является частью политики памяти, применительно к китайскому контексту на основе эмпирических данных.
Объектом исследования является политика памяти в КНР.
Предмет исследования - цели и механизмы политики памяти в КНР, а также мнемонические акторы, участвующие в ее выработке.
Историография
Проведенный историографический анализ позволяет нам рассматривать данное исследование в контексте продолжительной и обширной традиции изучения «политики памяти», заложенной социологом М. Хальбваксом и теоретиком искусства А. Варбургом в середине 1920 -х гг. Объектом выступают коллективные воспоминания, являющиеся основой способом «самоидентификации определенного сообщества», включая национально-государственные .
Значительный вклад в теорию памяти внесли исследователи Т. Рэнжер и Э. Хобсбаум, они издают сборник статей «Изобретение традиции», где они дискутируют на тему пластичности социальной и культурной памяти. Благодаря этой дискуссии формируется направление, получившее название «теория политики памяти».
Сферы, в которые проникают исследователи памяти, весьма многообразны и варьируются от изучения от государственной политики до интернет-форумов. Рассматривая «политику памяти» в качестве историко - политологического направления, стоит отметить таких ученых как: Н.Е. Копосов, И.А. Калинин, А.И. Миллер, Л.П Репина, О.Ю. Малинова, В.А. Ачкасов, В.Э. Молодяков и др. В центре их внимания политический дискурс (О.Ю. Малинова), взаимодействие власти с профессиональным сообществом (А.И. Миллер), законодательные рамки памяти - «мемориальное законодательство» (Н.Е. Копосов) , трансформация отдельных исторических образов и оценка эффективности историко-политических практик (В.В. Титов) . Данная проблематика отражена и в исследованиях специалистов Института истории Санкт-Петербургского государственного университета (А.И. Филюшкин, Е.А. Ростовцев, Д.А. Сосницкий и др.).
Второе, «историко-социологическое», направление отражает взгляд на проблему коллективной памяти через призму массовых источников. Среди исследователей, относящихся к нему, следует выделить Л.Д. Гудкова, Б.В. Дубина, Ю.Р. Вишневского и др. Несмотря на многообразие исследовательских подходов, сложившаяся историографическая ситуация, характеризуется принципиальным невниманием к внутренним механизмам выработки историко-политического курса. Подобно «черному ящику» Д. Истона, система акторов исторической политики, их взаимодействие между собой, с экспертным сообществом и государственной властью остаются скрытыми от профессионального взгляда. В большинстве случаев анализируются лишь «входы» (состояние коллективной памяти) и «выходы» (политическая риторика, символы и т.д.) этой системы, что приводит к существенному искажению всей картины. Исследования интерпретации исторических событий и использование их в общественно-политических целях проводились ранее. Начальным этапом в разработке этой проблематики стали концепции «преодоления прошлого» Теодора Адорно и «политики прошлого» Нортропа Фрая. В рамках данных исследований довольно широкое распространение получили работы посвященные изучению «политики памяти».
Анализ всех вышеперечисленных работ позволил всесторонне ознакомиться с проблемой, оценить степень ее освещенности в научных работах и выявить те аспекты, которые все еще нуждаются в изучении.
Целью работы является освещение целей и механизмов политики памяти в Китае, роли и места в этой политике государственной власти, общества и профессионального исторического сообщества, установить механизмы использования политики памяти в целях легитимации режима в современном Китае.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные направления политики памяти и теоретические подходы к ее изучению;
2. Определить концептуальные различия между понятиями «политика памяти» и «историческая политика»;
3. На основании имеющихся научных исследований выделить основные механизмы политики памяти в Китае и обозначить в этом контексте место и роль политики памяти;
4. Проанализировать «План осуществления патриотического воспитания» 1994 года и оценить влияние этой кампании на политику памяти в КНР;
5. Выявить место школьного образования в политике памяти и рассмотреть формирование образа Китая в учебниках по истории;
6. Раскрыть фактор исторического прошлого в отношениях Китая и Японии;
7. Изучить роль событий Нанкинской резни в формировании исторического сознания населения Китая
Хронологические рамки моего исследования занимают период с 1937г до начала 2020г. Выбор 1937 связан с началом японо-китайской войны.1990-е годы связаны с развитием политики памяти в Китае, созданием патриотической кампании, написанием единого учебника истории. Эти события помогут мне исследовать влияние исторического прошлого на современную политику Китая.
Территориальные рамки совпадают с современным территориально-административным делением Китая.
Методология
В качестве теоретико-методологической рамки изучения политики памяти я использую теорию Мориса Хальбвакса. Рассматривая, каким образом память и история конкретного сообщества возникают и трансформируются в результате сложного процесса взаимодействия коллективной и индивидуальной памяти. По его мнению, человек, чтобы воскресить в представлении свое собственное прошлое, часто нуждается в обращении к воспоминаниям других людей. Он обращается к ориентирам, которые существуют вне него и которые определены обществом. Человеческая память не только сохраняет образы прошлого, она еще воссоздает и реконструирует картины былогоп. Метод также предполагает, что прошлое оценивается в связи с потребностями настоящего. И поскольку возникает потребность использования памяти в интересах настоящего, то она превращается в процесс политических манипуляций. Таким образом, этот метод помогает мне рассмотреть историческую память в Китае и каким образом, используя ее, правительство Китая воздействует на историческое сознания, восприятие населения и на политику страны.
Также я использую метод А. Ассман для изучения памяти. А. Ассман выделяет четыре уровня памяти: нейронную память, социальную память, культурную память и политическую память. Она проводит разделение на основе трех переменных: «носителя», «среды» и «опоры». Данный метод используется мной для изучения Китая на основе этих трех переменных, которые помогут сделать более точные выводы о специфики памяти в Китае.
Кроме того, в данной работе применяется методология «кейс-стади», так как мы рассматриваем китайскую политику памяти через анализ конкретных случаев, а именно Японо-китайской войны.
Историко-генетический метод помог рассмотреть и осмыслить все этапы формирования политики, выявить исторические предпосылки проведения реформ, их реализацию, значение и результат. Используя данный метод, я изучаю «патриотическую кампанию» в Китае.
Анализ источниковой базы
В ходе исследования использовались разнообразные источники, которые можно классифицировать следующим образом:
- документы, касающиеся политики памяти в Китае, одним из таких документов является «план действий по усилению патриотического воспитания», «общий план по укреплению образования в области современной и новейшей истории Китая», «план по проведению воспитания патриотизма путем широкой эксплуатации исторических реликвий»;
-газеты, преимущественно китайские электронные газеты. Например китайская газета «С1оЬа1Т1шез». Она доступна в сети Интернет на английском языке, т.к. ориентирована на зарубежных читателей. Аффилирована при ЦК КПК и отражает только позицию правящей партии. Также, газета (новостная сеть "Синьхуа") на китайском языке;
- статистика и результаты опросов являются ценным источником. Для данного исследования особую ценность представляют собой статистические данные Национального бюро статистики Китая;
-сообщения СМИ и материалы блогосферы;
-тексты Концепции преподавания истории в средней школе, Историко-культурного стандарта и учебно -методических пособий по отечественной истории(учебное руководство по историческому образованию);
Каждый источник имеет свои достоинства и недостатки, поэтому использование комплекса источников позволяет добиться наиболее достоверной и актуальной информации. Анализ всех вышеперечисленных работ позволил всесторонне ознакомиться с проблемой, оценить степень ее освещенности в научных работах и выявить те аспекты, которые все еще нуждаются в изучении. Наличие обширной источниковой базы по такой, казалось бы, узкой теме, как политика памяти, подтверждает актуальность данного исследования.
Сведения об апробации
Основные положения данного исследования докладывались на VI Региональной конференции «Мой выбор - наука!» (г. Барнаул, 2019 г.).
Структура работы
Введение, две главы, заключение, список использованной литературы и источников. Во введении содержатся обоснование актуальности выбранной темы, раскрывается степень её научной разработки, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, а также методологическая и источниковая базы.
В результате своих исследований мне удалость сделать ряд определенных выводов. Так, в результате сравнительного анализа категорий «политика памяти» и «историческая политика» были выявлены концептуальные различия между данными понятиями. Под «исторической политикой» понимается поиск исторических оснований и предъявления политических или экономических претензий, причем инструментами этой политики могут стать вымышленные факты, замалчивание тех моментов, которые противоречат проводимой политике, сознательная подтасовка интерпретации исторических событий. «Историческая политика» выступает элементом политической борьбы и может рассматриваться как элемент внешнеполитической идеологии. «Политика памяти» выступает как совокупность способов использования всех форм понимания прошлого. То есть, «историческая политика» используется в первую очередь для легитимации действий существующей власти, а «политика памяти» - для формирования коллективной идентичности, которая призвана эту деятельность поддерживать. Также тема «политики памяти» актуализируется в контексте становления новых независимых государств. Данная тема является мощным инструментом строительства нации. Подчеркивается беспрецедентность и уникальность страданий народа, особенно страданий, испытанных народам во время сложных исторических периодов страны. Я сделала вывод, что проблематика памяти на протяжении многих лет являлась предметом научного интереса целой плеяды ученых. В настоящий момент она также является актуальным предметом исследований в социально - политических науках.
Что касаемо политики памяти в Китае, изучив различные источники, я смогла выявить ее отличительные особенности. В Китае делается акцент на определенных событиях, вызывающих чувство патриотизма и гордости за свое государство. Присутствует одобрительное отношении к определенной исторической фигуре и введении ограничений на различные интерпретации исторического прошлого. Вводится такое понятие как «политика памяти с китайской спецификой». Это понятие подразумевает характерные отличительные черты: постоянное разрешение противоречий, вызванных кризисом идентичности, попытки создания единой китайской нации через обоснование исторической близости ханьцев и национальных меньшинств, централизованность процесса принятия решений при трактовке исторических событий со стороны КПК, а также избирательный подход к событиям, который заключается в намеренном исключении исторических событий из общественно-политического контекста из-за отсутствия официальной позиции или несоответствия оценок события официальной идеологии страны. Это, также, тема переосмысления или преодоления прошлого, связанного с периодом Столетия унижений, Второй мировой войны, Японо-китайской войны, как правило, актуализируемых в контексте травмы. Это вопрос об осознании и преодолении «этноцентрического нарциссизма», игнорирующего альтернативные или иные версии истории, представленные различными меньшинствами внутри и соседями извне. Стоит отметить, что одной из целей политики памяти в Китае является воздействие на молодежную группу, так как проводится активная политика в сфере школьного образования, а также в риторике политических лидеров об историческом прошлом преобладает обращение к молодежи. Конечно, это не единственные проблемы и задачи политики памяти, но обладающие повышенной актуальностью для китайского общества.
Взяв за основу изучения политики памяти в Китае японо-китайские отношения, мне удалось всесторонне изучить данный вопрос. Путем проведения контент-анализа исторического материала о событиях японо-китайской войны, отраженной в школьной программе Китая и СМИ, было выявлено, что образ Японии представляется населению отрицательным. Демонизация Японии оказывает непосредственное влияние на современные японо-китайские отношения. В частности, проблема «Нанкинской резни» продолжает оставаться главным источником напряженности в отношениях между Китаем и Японией. Отсутствие многостороннего обсуждения ключевых для двух стран исторических вопросов усиливает идеологическую конфронтацию и препятствует конструктивному диалогу. Трактовка исторических событий имеет свою специфику, которая состоит: в выборочном принципе подбора исторического материала; исторический материал посвященный военным действиям в Нанкине, преподносится коротко, беспристрастно, также наблюдается замалчивание неугодных и омрачающих фактов истории. Ассоциации по вопросу Нанкина в Японии и Китае до сих пор не могут договориться о количестве жертв и законности действий японских солдат. Различные авторы Нанкинской литературы, возможно, никогда не согласятся с определением истины, предоставляя читателям широкий спектр повествований, из которых они могут выбрать свою собственную предпочтительную историю Нанкина. Тем не менее, многим людям уже удалось преодолеть ограничения этноцентризма и национализма в своих представлениях о Нанкине. Руководствуясь идеалом универсальных прав человека, заинтересованные лица могут в конечном итоге прийти к согласию относительно международной истории Нанкинской резни, цель которой будет заключаться в создании более гармоничного будущего. Такая история не стремилась бы ни эксплуатировать, ни преувеличивать, ни рационализировать жестокость.
Кампания патриотического воспитания сыграла большую роль в формировании исторического сознания китайцев и являлась важнейшим элементом политики памяти в КНР. Кампания началась в начале 1990-х годов как образовательная кампания, ориентированная на молодежь и школьников. Со временем она постепенно превратилась в общенациональную мобилизацию. «Патриотизм», наряду с историей и памятью, стал важнейшим содержанием идеологического воспитания партийно-государственного строя. КПК привела в движение всю пропагандистскую машину этой кампании. Как было выявлено в моем исследовании, содержание истории и памяти стало встроенным в китайские системы образования, партийные системы, массовую культуру и публичные СМИ. Осознав изменения социального контекста в Китае, режим КПК соответственно изменил свои подходы к мобилизации и пропаганде. По сравнению с предыдущими пропагандистскими кампаниями КПК, патриотическая просветительская кампания была «наряжена» и проводилась гораздо более практично и изощренно. Разумеется, невозможно не согласиться с утверждением о весомой роли кампании в строительстве и воспроизводстве национальных нарративов, однако политика памяти не ограничивается образовательными стратегиями. Поскольку интерпретацию истории и собственное мнение людей контролировать становится все сложнее во времена интернета. Цифровой мир предоставляет доступ к поиску и выражения альтернативных версий и мнений, даже при наличии «Великого китайского файрвола», что влечет за собой небольшой рост критического восприятия людей.
Что касаемо политики памяти в Китае, изучив различные источники, я смогла выявить ее отличительные особенности. В Китае делается акцент на определенных событиях, вызывающих чувство патриотизма и гордости за свое государство. Присутствует одобрительное отношении к определенной исторической фигуре и введении ограничений на различные интерпретации исторического прошлого. Вводится такое понятие как «политика памяти с китайской спецификой». Это понятие подразумевает характерные отличительные черты: постоянное разрешение противоречий, вызванных кризисом идентичности, попытки создания единой китайской нации через обоснование исторической близости ханьцев и национальных меньшинств, централизованность процесса принятия решений при трактовке исторических событий со стороны КПК, а также избирательный подход к событиям, который заключается в намеренном исключении исторических событий из общественно-политического контекста из-за отсутствия официальной позиции или несоответствия оценок события официальной идеологии страны. Это, также, тема переосмысления или преодоления прошлого, связанного с периодом Столетия унижений, Второй мировой войны, Японо-китайской войны, как правило, актуализируемых в контексте травмы. Это вопрос об осознании и преодолении «этноцентрического нарциссизма», игнорирующего альтернативные или иные версии истории, представленные различными меньшинствами внутри и соседями извне. Стоит отметить, что одной из целей политики памяти в Китае является воздействие на молодежную группу, так как проводится активная политика в сфере школьного образования, а также в риторике политических лидеров об историческом прошлом преобладает обращение к молодежи. Конечно, это не единственные проблемы и задачи политики памяти, но обладающие повышенной актуальностью для китайского общества.
Взяв за основу изучения политики памяти в Китае японо-китайские отношения, мне удалось всесторонне изучить данный вопрос. Путем проведения контент-анализа исторического материала о событиях японо-китайской войны, отраженной в школьной программе Китая и СМИ, было выявлено, что образ Японии представляется населению отрицательным. Демонизация Японии оказывает непосредственное влияние на современные японо-китайские отношения. В частности, проблема «Нанкинской резни» продолжает оставаться главным источником напряженности в отношениях между Китаем и Японией. Отсутствие многостороннего обсуждения ключевых для двух стран исторических вопросов усиливает идеологическую конфронтацию и препятствует конструктивному диалогу. Трактовка исторических событий имеет свою специфику, которая состоит: в выборочном принципе подбора исторического материала; исторический материал посвященный военным действиям в Нанкине, преподносится коротко, беспристрастно, также наблюдается замалчивание неугодных и омрачающих фактов истории. Ассоциации по вопросу Нанкина в Японии и Китае до сих пор не могут договориться о количестве жертв и законности действий японских солдат. Различные авторы Нанкинской литературы, возможно, никогда не согласятся с определением истины, предоставляя читателям широкий спектр повествований, из которых они могут выбрать свою собственную предпочтительную историю Нанкина. Тем не менее, многим людям уже удалось преодолеть ограничения этноцентризма и национализма в своих представлениях о Нанкине. Руководствуясь идеалом универсальных прав человека, заинтересованные лица могут в конечном итоге прийти к согласию относительно международной истории Нанкинской резни, цель которой будет заключаться в создании более гармоничного будущего. Такая история не стремилась бы ни эксплуатировать, ни преувеличивать, ни рационализировать жестокость.
Кампания патриотического воспитания сыграла большую роль в формировании исторического сознания китайцев и являлась важнейшим элементом политики памяти в КНР. Кампания началась в начале 1990-х годов как образовательная кампания, ориентированная на молодежь и школьников. Со временем она постепенно превратилась в общенациональную мобилизацию. «Патриотизм», наряду с историей и памятью, стал важнейшим содержанием идеологического воспитания партийно-государственного строя. КПК привела в движение всю пропагандистскую машину этой кампании. Как было выявлено в моем исследовании, содержание истории и памяти стало встроенным в китайские системы образования, партийные системы, массовую культуру и публичные СМИ. Осознав изменения социального контекста в Китае, режим КПК соответственно изменил свои подходы к мобилизации и пропаганде. По сравнению с предыдущими пропагандистскими кампаниями КПК, патриотическая просветительская кампания была «наряжена» и проводилась гораздо более практично и изощренно. Разумеется, невозможно не согласиться с утверждением о весомой роли кампании в строительстве и воспроизводстве национальных нарративов, однако политика памяти не ограничивается образовательными стратегиями. Поскольку интерпретацию истории и собственное мнение людей контролировать становится все сложнее во времена интернета. Цифровой мир предоставляет доступ к поиску и выражения альтернативных версий и мнений, даже при наличии «Великого китайского файрвола», что влечет за собой небольшой рост критического восприятия людей.
Подобные работы
- Политика памяти в Китае событий японской агрессии (1931-1945 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2023 - Африканское направление внешней политики Франции в период президентства Э. Макрона (2017-2022гг.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - МЕДИЙНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ: ПРИМЕР ГОЛОДОМОРА
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2024 - Национальная политика Китайской Народной Республики
в отношении Синьцзян-Уйгурского автономного района
на рубеже ХХ -ХХ1 вв.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ В СУАР В
КОНЦЕ 1970-Х - НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Синьцзянский производственно-строительный корпус в англоязычной историографии
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УЧЕТА ЗАТРАТ НА ОПЛАТУ ТРУДА С УЧЕТОМ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИЙ КНР
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ УЧАСТИЕ УРЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МЯГКАЯ СИЛА ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ КНР И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017



