Роль Кан Ювэя в процессе политической модернизации Китая (вторая половина XIX - начало XX вв.)
|
Введение 3
Глава 1. Философские и общественные взгляды Кан Ювэя 12
1.1. «Учение о трех эрах» как основа философской системы Кан Ювэя .... 12
1.2. Место учения «Великое Единение» в политико-правовой доктрине Кан
Ювэя 19
Глава 2. Подходы Кан Ювэя к вопросам реформирования Китая 31
2.1. Анализ государственных форм правления 31
2.2. Поиск всеобщего закона развития государства 37
2.3. Роль Кан Ювэя в подготовке и проведении «100 дней реформ» 40
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 59
Глава 1. Философские и общественные взгляды Кан Ювэя 12
1.1. «Учение о трех эрах» как основа философской системы Кан Ювэя .... 12
1.2. Место учения «Великое Единение» в политико-правовой доктрине Кан
Ювэя 19
Глава 2. Подходы Кан Ювэя к вопросам реформирования Китая 31
2.1. Анализ государственных форм правления 31
2.2. Поиск всеобщего закона развития государства 37
2.3. Роль Кан Ювэя в подготовке и проведении «100 дней реформ» 40
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 59
Актуальность темы исследования. С середины XIX в. Китай под давлением западных держав вступил на путь модернизации. С начала колониальной эпохи и до настоящего времени все поколения руководителей страны решают вопрос: какие пути и способы осуществления модернизации оптимальны для Китая. Кан Ювэй, один из первых китайских мыслителей, в ситуации кризиса традиционного мировоззрения китайского общества в связи с превращением страны в полуколонию предложил варианты выхода из кризиса. Он, по сути, выступал за возможность заимствования Китаем западного опыта, в том числе и в сфере идей и политических принципов, но обосновывал эту возможность через конфуцианскую мысль. Те же тенденции характерны и в современной жизни Китая. КПК не отказывается от конфуцианских идей, а трансформирует и использует их в современных реалиях. Так же актуальность выражена следующими факторами:
- во-первых, Кан Ювэй видный исторический деятель и философ. Его труды занимают заслуженное место в истории китайской политической мысли. Опираясь на синтез традиционной китайской мысли и западных идей, он создал уникальное теоретическое наследие, повлиявшее на жизнь китайского общества. Интеллектуальное творчество автора заслуживает пристального внимания, так как идеи Кан Ювэя касательно общества «сяокан» лежат в основе официальной идеологии КНР;
- во-вторых, в основе философской системы Кан Ювэя лежит понятие «о трех эрах». Сама концепция известна со времен Конфуция, Кан Ювэй изменил ее направленность под современный ему период. Стоит уделить особое внимание изучению различных версий концепции, вклад автора в ее изменение, основные идеи и их влияние на жизнь китайского государства, так как КПК все так же прибегает к использованию традиционных концепций, приспособленных к современным реалиям;
- в-третьих, Кан Ювэй создавал свои труды комплексно. Для его работ свойственна определенная логичность. Он рассматривал формы государственного устройства, основные принципы функционирования в историческом аспекте. Опираясь на опыт стран Запада и особую китайскую традиционную мысль, предложил ряд усовершенствований государства, а именно, путь реформ, всеобщий принцип, всеобщий закон. Каждый из этих аспектов интересен в изучении;
- в-четвертых, на протяжении нескольких столетий умами многих выдающихся мыслителей Китая, в частности Кан Ювэя, владела идея преобразования опыта Запада с китайской традицией, но правящая династия не одобряла эту мысль. Ориентация на Европейские государства служила одним из орудий в борьбе с консерватизмом и отсталостью китайского общества. Этот процесс стоит рассмотреть внимательно, так как данная проблематика мало изучена;
- в-пятых, проанализировав работы Кан Ювэя можно выявить причинно-следственные связи с предшествующим этапом исторического развития Китая, и понять, как общество могло подготовиться к осуществлению реформ, направленных на усовершенствование государственного устройства;
- в-шестых, важно рассмотреть реакцию общественных сил на труды автора в рассматриваемый период, чтобы оценить уровень готовности к модернизации традиционного китайского общества;
- наконец, со временем теоретико-философские основы любой политики государства меняются, что зависит от трансформации, улучшения или же наоборот деградации государственного устройства, строя и ряда других факторов. Несмотря на это, главной целью любой политической, религиозной или философской доктрины является установление сильной, легитимной власти государства, как на территории своей страны, так и на международной арене. В связи с этим, происходят изменения и в идеи циклического развития общества. Процесс этих изменений мало изучен, поэтому эта проблема актуальна для рассмотрения.
Вышесказанное показывает, что уже в данный момент поднятые вопросы, делают тему настоящей работы достаточно актуальной. Поскольку Кан Ювэй один из значительных деятелей Китая и его труды внесли ощутимый вклад в практическую и теоретическую жизнь государства. Стоит рассмотреть его интеллектуальную работу, воплотившуюся в трудах на тему китайской истории и государственности как таковой.
В основе исследования вклад Кан Ювэя в процесс политической модернизации Китая. В связи с этим, объектом настоящей работы являются общественно-политические процессы в Китае в колониальный период.
Предметом исследования является интеллектуальное наследие Кан Ювэя, включающее его работы в области политического и социального развития государства.
Степень изученности проблемы. Комплексный анализ исследуемого вопроса потребовал изучения работ как российских, так и зарубежных авторов по тематике, тем или иным способом связанной с работами и процессами, описываемыми в трудах Кан Ювэя. Выдвинутая тема привлекала внимание как отечественных авторов, среди них Мартынов Д.Е., Виноградов А.В., Тихвинский С.Л. так и зарубежных Фельбер Р., Ли Жуй, Куан Болинь. В их работах Кан Ювэй рассматривался как китайский мыслитель, учёный, государственный и общественный деятель, лидер реформаторского движения в Китае на рубеже Х1Х-ХХ веков. Остановимся на фундаментально важных трудах в разработке проблемы.
Например, известный российский синолог и историк Мартынов Д.Е. посвятил большое количество работ Кан Ювэю и его трудам. «Кан Ю-вэй: Жизнеописание» это работа, дающая достаточно полное представление о жизни и становлении великого реформатора Кан Ювэя. О формировании его политических и социальных теорий, о влиянии западных и традиционных идей на его деятельность. Также, ряд его статей формируют представление об интеллектуальном творчестве Кан Ювэя. Исследователь приходит к выводу, что творчество Кан Ювэя представляет пример синтеза культур, происходящего на Дальнем Востоке во второй половине XIX века. При этом подтверждает сложившуюся позицию в отношении Кан Ювэя, как сторонника буржуазно-реформаторского направления в аспекте развития общества и государства в целом.
Отечественный ученый Кобзев А.И. в своих трудах «Кан Ювэй. Духовная культура Китая» и «Философия китайского неоконфуцианства» рассматривает персону Кан Ювэя через призму конфуцианства. Выявляет особенности творчества автора через традиционную китайскую мысль, ведь именно с переосмысления трудов Конфуция Кан Ювэй начинает свою интеллектуальную деятельность и в дальнейшем основной идеей так и остается важность традиционных китайских учений.
Интересна статья Тихвинского С.Л. «Китайский утопист Кан Ю-вэй (из истории китайской общественной мысли)». Автор анализирует Кан Ювэя через его труды и выдвигает мысль об утопичности его взглядов и идей. Главное место занимает «Датун шу» - объемный труд Кан Ювэя об идеальном обществе, лишённом страданий и неравенства.
Также, исследователь Виноградов А.В. в своих работах «Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности» и «Механизм политической модернизации в Китае и России» уделяет внимание модернизации Китая в рассматриваемый период. Дает четко понять предпосылки, сложившуюся ситуацию, действующие силы, среди которых важную роль занимает Кан Ювэй и собственно результаты попытки модернизации государства.
Стоит уделить большее внимание работам зарубежных авторов, в частности, исследованием по данному вопросу также занимался Куан Боалинь в своей работе «Философские взгляды Кан Ювэя». В труде представлено учение о трех эрах. Автор рассматривает главные тенденции, направления и особенности развития обществ, соответствующих каждому этапу развития «Хуньлуань - Сяокан - Датун».
Высказывания Мао Цзэдуна послужили основой для позитивной переоценки учения Кан Ювэя о мире Датун и его сочинений. Уже в 1953 г. Ли Жуй в работе «Мао Цзэдун тунчжи дэ чуци гэмин ходун (Ранний период деятельности товарища Мао Цзэдуна)» о ранней революционной деятельности Мао Цзэдуна охарактеризовал теорию Кана как «утопический крестьянский социализм».
В 1955 г. Ли Цзэхоу назвал Кан Ювэя «утопическим социалистом». В 1956 г. в предисловии к новому изданию «Датун шу» было написано о влиянии на него утопистов - А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна.
В 1958г. социалист Ли Цзэхоу охарактеризовал Датун с крестьянским социализмом тайпинов, буржуазными и мелкобуржуазными утопическими идеями Сунь Ятсена о народном благоденствии (минышэнчжуи), «реформистским утопизмом либеральной буржуазии». Датун - составная часть прогрессивного утопического социализма в Китае и мировой истории социализма, предтеча марксизма в Китае.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение трудов Кан Ювэя и оценка его вклада в процесс политической модернизации Китая в колониальный период.
Для достижения поставленной цели, следует решить ряд задач:
- изучить работы Кан Ювэя для оценки вклада в развитие государства и анализа сложившейся ситуации в Китае;
- проанализировать идею циклического развития общества, представленную Кан Ювэем;
- изучить политико-правовую доктрину Кан Ювэя, чтобы более детально понять термины «Хуньлуань» - «Сяокан» - «Датун»;
- проанализировать идеи Кан Ювэя в области государственного управления, пути образовании и функционирования идеального, по мнению автора, государства;
- изучить всеобщий закон развития государства и его роль в формировании формы государственного правления;
- выяснить какое влияние оказали труды Кан Ювэя на социальную и политическую жизнь Китая в процессе осуществления «ста дней реформ».
Хронологические рамки работы конец XIX - начало XX вв. Это период активной общественно-политической детальности Кан Ювэя.
Территориальные рамки исследования включают в себя Китай, при этом отдельное внимание уделено развитию Китая как главного государства на международной арене.
Методология исследования. В основе исследования лежит теория модернизации, так как она помогает объяснить процесс, происходящий в Китае в рассматриваемый период, а именно, кризис традиционных цивилизационных установок Китая вследствие экспансии Запада и реакцию государства и общества на него. Например, Ш. Эйзенштадт в работе «Новая парадигма модернизации» признает возможность национальных проектов модернизации, осуществляемые на основе накопления технологически и социально передовых опытов и внедрения их в гармоничном сочетании с историческими традициями и традиционными ценностями не западных обществ. При этом признаётся, что модернизации могут осуществляться без навязывания западного опыта, а нарушение равновесия между современностью и традиционностью приводит к острым общественным конфликтам и неудачам модернизации.
Теория модернизации рассматривает внутренние факторы развития любой конкретной страны, исходя из установки, что «традиционные» страны могут быть привлечены к развитию таким же образом, как и более развитые. Но при этом Китай идет своим путем модернизации на основе синтеза западных идей и институтов и своей традиции. Процесс синтеза рассматривается в работе на примере анализа основных политико -правовых идей Кан Ювэя, их воплощения в дальнейшем развитии.
При создании работы использованы следующие методы исследования и теоретико-методологическая база:
1. Сравнительный метод. Позволил сопоставить информацию о концепции циклического развития общества в разные этапы ее изменения, на основе источников и использованной литературы.
2. Исторический метод. Рассмотрение процессов изменения концепций государственного устройства в историческом аспекте через работы Кан Ювэя.
3. Аналитический метод. Произведен анализ предлагаемых преобразований, анализ сложившейся исторической ситуации и место Кан Ювэя в событиях «ста дней реформ».
Источниковой базой исследования являются работы Кан Ювэя, отражающие общественные и философские взгляды автора относительно государственного устройства, принципов его развития и функционирования.
Важный источник для анализа идейно-политического наследия Кан Ювэя его работа «Да тун шу» (Книга о Великом Единении Кан Ювэя), в которой он представляет проект социальной утопии, основанный на традиционных конфуцианских представлениях об идеальном обществе. Датун - высшая форма человеческого существования, мир без войн, неравенства, несправедливости, мир в котором главная проблема - достижение бессмертия.
«Полный свод истинных принципов и всеобщих законов» является одной из важных работ в разработке данной темы. Кан Ювэй пробует приспособить к новым условиям конфуцианские доктрины. В своих работах предлагает реальные способы решения, стоящих в тот исторический период перед государством задач, которые в свою очередь выражаются посредством официальных бумаг. Более того, выражает свои идеи в виде текстов публицистической направленности, которые в дальнейшем станут частью исторического наследия Китая.
Кан Ювэй создал огромное количество статей посвященных вопросам государственного устройства, формам государственного правления, принципам возникновения и функционирования государства и общества в целом. Например, статьи «О республиканском строе» и «Критика республики» рассматривают республиканскую форму правления, особенности и ее применимость к китайскому государству.
Кан Ювэй в своей статье «О спасении государства от гибели» анализирует конституционное государство. Автор утверждает, что эта форма организации власти самая эффективная. Поднимает вопрос об обязательном существовании и действии конституции.
Также, статья Кан Ювэя «Отвечая эмигрантам Южной и Северной Америки, рассуждаю о том, что в Китае допустимо лишь введение конституции и недопустима революция» занимает важное место в источниковой базе. В статье автор видит решение проблем в реорганизации общества путем реформ, причем идущих именно от верхушки общества, всячески отрицает возможность революции. Считает ее абсолютным злом.
Таким образом, источниковая база является полной и позволяет решить поставленные в работе задачи.
Структура работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, две главы разделенных на 5 параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
Апробация исследования. Отдельные положения работы представлялись на V Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 26 апреля 2018 г.), Тема доклада: «Синтез традиционной китайской мысли и западных идей в работе Кан Ювэя «Да тун шу». Так же на VII Региональной конференции “Мой выбор-НАУКА!”, (г. Барнаул, 24 марта 2020 г.), Тема доклада: «Учение о трех эрах» как основа философской системы Кан Ювэя».
- во-первых, Кан Ювэй видный исторический деятель и философ. Его труды занимают заслуженное место в истории китайской политической мысли. Опираясь на синтез традиционной китайской мысли и западных идей, он создал уникальное теоретическое наследие, повлиявшее на жизнь китайского общества. Интеллектуальное творчество автора заслуживает пристального внимания, так как идеи Кан Ювэя касательно общества «сяокан» лежат в основе официальной идеологии КНР;
- во-вторых, в основе философской системы Кан Ювэя лежит понятие «о трех эрах». Сама концепция известна со времен Конфуция, Кан Ювэй изменил ее направленность под современный ему период. Стоит уделить особое внимание изучению различных версий концепции, вклад автора в ее изменение, основные идеи и их влияние на жизнь китайского государства, так как КПК все так же прибегает к использованию традиционных концепций, приспособленных к современным реалиям;
- в-третьих, Кан Ювэй создавал свои труды комплексно. Для его работ свойственна определенная логичность. Он рассматривал формы государственного устройства, основные принципы функционирования в историческом аспекте. Опираясь на опыт стран Запада и особую китайскую традиционную мысль, предложил ряд усовершенствований государства, а именно, путь реформ, всеобщий принцип, всеобщий закон. Каждый из этих аспектов интересен в изучении;
- в-четвертых, на протяжении нескольких столетий умами многих выдающихся мыслителей Китая, в частности Кан Ювэя, владела идея преобразования опыта Запада с китайской традицией, но правящая династия не одобряла эту мысль. Ориентация на Европейские государства служила одним из орудий в борьбе с консерватизмом и отсталостью китайского общества. Этот процесс стоит рассмотреть внимательно, так как данная проблематика мало изучена;
- в-пятых, проанализировав работы Кан Ювэя можно выявить причинно-следственные связи с предшествующим этапом исторического развития Китая, и понять, как общество могло подготовиться к осуществлению реформ, направленных на усовершенствование государственного устройства;
- в-шестых, важно рассмотреть реакцию общественных сил на труды автора в рассматриваемый период, чтобы оценить уровень готовности к модернизации традиционного китайского общества;
- наконец, со временем теоретико-философские основы любой политики государства меняются, что зависит от трансформации, улучшения или же наоборот деградации государственного устройства, строя и ряда других факторов. Несмотря на это, главной целью любой политической, религиозной или философской доктрины является установление сильной, легитимной власти государства, как на территории своей страны, так и на международной арене. В связи с этим, происходят изменения и в идеи циклического развития общества. Процесс этих изменений мало изучен, поэтому эта проблема актуальна для рассмотрения.
Вышесказанное показывает, что уже в данный момент поднятые вопросы, делают тему настоящей работы достаточно актуальной. Поскольку Кан Ювэй один из значительных деятелей Китая и его труды внесли ощутимый вклад в практическую и теоретическую жизнь государства. Стоит рассмотреть его интеллектуальную работу, воплотившуюся в трудах на тему китайской истории и государственности как таковой.
В основе исследования вклад Кан Ювэя в процесс политической модернизации Китая. В связи с этим, объектом настоящей работы являются общественно-политические процессы в Китае в колониальный период.
Предметом исследования является интеллектуальное наследие Кан Ювэя, включающее его работы в области политического и социального развития государства.
Степень изученности проблемы. Комплексный анализ исследуемого вопроса потребовал изучения работ как российских, так и зарубежных авторов по тематике, тем или иным способом связанной с работами и процессами, описываемыми в трудах Кан Ювэя. Выдвинутая тема привлекала внимание как отечественных авторов, среди них Мартынов Д.Е., Виноградов А.В., Тихвинский С.Л. так и зарубежных Фельбер Р., Ли Жуй, Куан Болинь. В их работах Кан Ювэй рассматривался как китайский мыслитель, учёный, государственный и общественный деятель, лидер реформаторского движения в Китае на рубеже Х1Х-ХХ веков. Остановимся на фундаментально важных трудах в разработке проблемы.
Например, известный российский синолог и историк Мартынов Д.Е. посвятил большое количество работ Кан Ювэю и его трудам. «Кан Ю-вэй: Жизнеописание» это работа, дающая достаточно полное представление о жизни и становлении великого реформатора Кан Ювэя. О формировании его политических и социальных теорий, о влиянии западных и традиционных идей на его деятельность. Также, ряд его статей формируют представление об интеллектуальном творчестве Кан Ювэя. Исследователь приходит к выводу, что творчество Кан Ювэя представляет пример синтеза культур, происходящего на Дальнем Востоке во второй половине XIX века. При этом подтверждает сложившуюся позицию в отношении Кан Ювэя, как сторонника буржуазно-реформаторского направления в аспекте развития общества и государства в целом.
Отечественный ученый Кобзев А.И. в своих трудах «Кан Ювэй. Духовная культура Китая» и «Философия китайского неоконфуцианства» рассматривает персону Кан Ювэя через призму конфуцианства. Выявляет особенности творчества автора через традиционную китайскую мысль, ведь именно с переосмысления трудов Конфуция Кан Ювэй начинает свою интеллектуальную деятельность и в дальнейшем основной идеей так и остается важность традиционных китайских учений.
Интересна статья Тихвинского С.Л. «Китайский утопист Кан Ю-вэй (из истории китайской общественной мысли)». Автор анализирует Кан Ювэя через его труды и выдвигает мысль об утопичности его взглядов и идей. Главное место занимает «Датун шу» - объемный труд Кан Ювэя об идеальном обществе, лишённом страданий и неравенства.
Также, исследователь Виноградов А.В. в своих работах «Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности» и «Механизм политической модернизации в Китае и России» уделяет внимание модернизации Китая в рассматриваемый период. Дает четко понять предпосылки, сложившуюся ситуацию, действующие силы, среди которых важную роль занимает Кан Ювэй и собственно результаты попытки модернизации государства.
Стоит уделить большее внимание работам зарубежных авторов, в частности, исследованием по данному вопросу также занимался Куан Боалинь в своей работе «Философские взгляды Кан Ювэя». В труде представлено учение о трех эрах. Автор рассматривает главные тенденции, направления и особенности развития обществ, соответствующих каждому этапу развития «Хуньлуань - Сяокан - Датун».
Высказывания Мао Цзэдуна послужили основой для позитивной переоценки учения Кан Ювэя о мире Датун и его сочинений. Уже в 1953 г. Ли Жуй в работе «Мао Цзэдун тунчжи дэ чуци гэмин ходун (Ранний период деятельности товарища Мао Цзэдуна)» о ранней революционной деятельности Мао Цзэдуна охарактеризовал теорию Кана как «утопический крестьянский социализм».
В 1955 г. Ли Цзэхоу назвал Кан Ювэя «утопическим социалистом». В 1956 г. в предисловии к новому изданию «Датун шу» было написано о влиянии на него утопистов - А. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна.
В 1958г. социалист Ли Цзэхоу охарактеризовал Датун с крестьянским социализмом тайпинов, буржуазными и мелкобуржуазными утопическими идеями Сунь Ятсена о народном благоденствии (минышэнчжуи), «реформистским утопизмом либеральной буржуазии». Датун - составная часть прогрессивного утопического социализма в Китае и мировой истории социализма, предтеча марксизма в Китае.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение трудов Кан Ювэя и оценка его вклада в процесс политической модернизации Китая в колониальный период.
Для достижения поставленной цели, следует решить ряд задач:
- изучить работы Кан Ювэя для оценки вклада в развитие государства и анализа сложившейся ситуации в Китае;
- проанализировать идею циклического развития общества, представленную Кан Ювэем;
- изучить политико-правовую доктрину Кан Ювэя, чтобы более детально понять термины «Хуньлуань» - «Сяокан» - «Датун»;
- проанализировать идеи Кан Ювэя в области государственного управления, пути образовании и функционирования идеального, по мнению автора, государства;
- изучить всеобщий закон развития государства и его роль в формировании формы государственного правления;
- выяснить какое влияние оказали труды Кан Ювэя на социальную и политическую жизнь Китая в процессе осуществления «ста дней реформ».
Хронологические рамки работы конец XIX - начало XX вв. Это период активной общественно-политической детальности Кан Ювэя.
Территориальные рамки исследования включают в себя Китай, при этом отдельное внимание уделено развитию Китая как главного государства на международной арене.
Методология исследования. В основе исследования лежит теория модернизации, так как она помогает объяснить процесс, происходящий в Китае в рассматриваемый период, а именно, кризис традиционных цивилизационных установок Китая вследствие экспансии Запада и реакцию государства и общества на него. Например, Ш. Эйзенштадт в работе «Новая парадигма модернизации» признает возможность национальных проектов модернизации, осуществляемые на основе накопления технологически и социально передовых опытов и внедрения их в гармоничном сочетании с историческими традициями и традиционными ценностями не западных обществ. При этом признаётся, что модернизации могут осуществляться без навязывания западного опыта, а нарушение равновесия между современностью и традиционностью приводит к острым общественным конфликтам и неудачам модернизации.
Теория модернизации рассматривает внутренние факторы развития любой конкретной страны, исходя из установки, что «традиционные» страны могут быть привлечены к развитию таким же образом, как и более развитые. Но при этом Китай идет своим путем модернизации на основе синтеза западных идей и институтов и своей традиции. Процесс синтеза рассматривается в работе на примере анализа основных политико -правовых идей Кан Ювэя, их воплощения в дальнейшем развитии.
При создании работы использованы следующие методы исследования и теоретико-методологическая база:
1. Сравнительный метод. Позволил сопоставить информацию о концепции циклического развития общества в разные этапы ее изменения, на основе источников и использованной литературы.
2. Исторический метод. Рассмотрение процессов изменения концепций государственного устройства в историческом аспекте через работы Кан Ювэя.
3. Аналитический метод. Произведен анализ предлагаемых преобразований, анализ сложившейся исторической ситуации и место Кан Ювэя в событиях «ста дней реформ».
Источниковой базой исследования являются работы Кан Ювэя, отражающие общественные и философские взгляды автора относительно государственного устройства, принципов его развития и функционирования.
Важный источник для анализа идейно-политического наследия Кан Ювэя его работа «Да тун шу» (Книга о Великом Единении Кан Ювэя), в которой он представляет проект социальной утопии, основанный на традиционных конфуцианских представлениях об идеальном обществе. Датун - высшая форма человеческого существования, мир без войн, неравенства, несправедливости, мир в котором главная проблема - достижение бессмертия.
«Полный свод истинных принципов и всеобщих законов» является одной из важных работ в разработке данной темы. Кан Ювэй пробует приспособить к новым условиям конфуцианские доктрины. В своих работах предлагает реальные способы решения, стоящих в тот исторический период перед государством задач, которые в свою очередь выражаются посредством официальных бумаг. Более того, выражает свои идеи в виде текстов публицистической направленности, которые в дальнейшем станут частью исторического наследия Китая.
Кан Ювэй создал огромное количество статей посвященных вопросам государственного устройства, формам государственного правления, принципам возникновения и функционирования государства и общества в целом. Например, статьи «О республиканском строе» и «Критика республики» рассматривают республиканскую форму правления, особенности и ее применимость к китайскому государству.
Кан Ювэй в своей статье «О спасении государства от гибели» анализирует конституционное государство. Автор утверждает, что эта форма организации власти самая эффективная. Поднимает вопрос об обязательном существовании и действии конституции.
Также, статья Кан Ювэя «Отвечая эмигрантам Южной и Северной Америки, рассуждаю о том, что в Китае допустимо лишь введение конституции и недопустима революция» занимает важное место в источниковой базе. В статье автор видит решение проблем в реорганизации общества путем реформ, причем идущих именно от верхушки общества, всячески отрицает возможность революции. Считает ее абсолютным злом.
Таким образом, источниковая база является полной и позволяет решить поставленные в работе задачи.
Структура работы соответствует задачам исследования, следует логике их изложения и включает в себя введение, две главы разделенных на 5 параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
Апробация исследования. Отдельные положения работы представлялись на V Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (г. Барнаул, 26 апреля 2018 г.), Тема доклада: «Синтез традиционной китайской мысли и западных идей в работе Кан Ювэя «Да тун шу». Так же на VII Региональной конференции “Мой выбор-НАУКА!”, (г. Барнаул, 24 марта 2020 г.), Тема доклада: «Учение о трех эрах» как основа философской системы Кан Ювэя».
Для взглядов Кан Ювэя характерен синтез традиционных китайских и современных западных идей. В основе традиционной политической культуры Китая лежит идея циклического развития общества, изучением и переосмыслением которой активно занимался Кан Ювэй. Именно он детально представил в своих исследованиях каждую из трех эр развития общества, охарактеризовал их, сопоставил со сложившимися на Западе формами правления. И пришел к выводу, что переход к эре «датун» - является главной целью для процветающего общества. Датун теперь понималось ни как безвозвратно утерянная золотая древность, а вполне достижимая эра всеобщего благоденствия, процветания. Исторический процесс эволюционен, происходит усовершенствование государства от разобщенных, варварских форм к идеальным, относительно всего мира.
Кан Ювэй особое внимание уделил идейно-политическому наполнению понятия «датун». Рассмотрел, при каких условиях произойдет переход в это состояние и что для него свойственно и типично. Кроме того, автор занимался более глубоким осмыслением понятия «сяокан» - предшествующим состоянием общества. Определил, что эти два периода тесно взаимосвязаны, и образование второго невозможно без качественного завершения первого. Концепция циклического развития общества продолжает присутствовать в политической риторике современного Китая, потерпев ряд изменений и преобразований. Теперь для нее характерно не только политико-правовая направленность, но и большее внимание уделено экономическому развитию. Концепция граничит с понятиями социализма и коммунизма. Достижение состояния общества «сяокан» лежит в основе многих государственных, партийных программ КПК.
Подводя итог, можно сказать, что концепция циклического развития общества «хуньлуань» - «сяокан» - «датун» ценна для анализа политической, экономической и других сфер жизни КНР, как в историческом аспекте, так и для изучения и оценки планирования дальнейшего развития государства.
На протяжении нескольких столетий умами многих выдающихся мыслителей Китая, в частности Кан Ювэя, владела идея преобразования опыта Запада с китайской традицией, и автор прибегнул к попытке воплощения этой идеи в своих работах. Ориентация на Европейские государства служила одним из орудий в борьбе с консерватизмом и отсталостью китайского общества. Но следует сделать вывод, что для исторических реалий жизни Кан Ювэя его работы, в частности, «Датун шу» были слишком инновационны. Но при этом в своих работах автор поддерживал государственное управление. К примеру, он был за преобразование государства и мира в целом путем реформ, всячески отрицал революцию как таковую.
Проанализировав работы Кан Ювэя, становится понятно, что опыт преобразований в Китае основывался на традиционной китайской мысли, так же и на опыте предыдущих династий. Правители искали ответы на вопросы в прошлом - в конфуцианских доктринах. Кан Ювэю свойственен тот же подход, но он помимо этого пытается приспособить опыт стран Европы для решения кризисной ситуации в Китае, вызванной превращением его в полуколонию.
Политическая деятельность Кан Ювэя в рамках «100 дней» реформ показала на неготовность государства и общества в целом к преобразованием столько новаторского порядка. В связи с этим интерес к его работам и их общественное обсуждение стало возможным лишь после смены правящей династии и перехода Китайского государства на качественной иную степень развития.
Кан Ювэй не отрицал значимость традиционных идеи и обычаев, но при этом видел неупорядоченность государственного правления, основанного только на этих идеях. Ознакомившись с основными условиями и режимами возникновения государства нового образца по Кан Ювэю, можно сделать вывод, что он черпал свои идеи не только из конфуцианской и буддийской, но и из западной литературы. Он выдвигал идеи построения общества, в котором человек пользовался бы полной самостоятельностью и мог контролировать властные структуры. Его проекты политических реформ включали создание всенародно избираемого государственного института, парламента, действующего в рамках конституционной монархии, стимулирование экономического и технического развития, создание новой системы образования, охватывающей все уровни общества, реформирование системы судопроизводства.
Можно сделать вывод, что вклад Кан Ювэя в историю Китая велик. Он одним из первых предложил абсолютно новую идею развития Китая. Кан Ювэй считается первым китайским мыслителем, создавшим политико-правовую теорию нового образца. Глубокое знание классических канонов и религиозное преклонение перед Конфуцием, знакомство с переводной литературой о странах Запада и размышления над современными событиями — всё это привело его к созданию весьма оригинального политико-правового учения, представляющего собой новое прочтение конфуцианской традиции в сочетании с элементами западных политико-правовых теорий. Предлагал сделать официальной идеологией «национал- империализм» вкупе с конфуцианской религией. Следовательно, суть интеллектуальной деятельность Кан Ювэя заключалась в синтезе западных идей и в большей степени, традиционной китайской мысли.
Относительно политической модернизации Кан Ювэй один из первых в ответ на империалистическую экспансию западных держав поставил задачу повышения эффективности власти. Реформаторские круги империи во главе с Кан Ювэем предприняли попытку реорганизации государственного управления в ходе “100 дней реформ”. Несмотря на то, что и эта попытка провалилась, она дала толчок с 1901 г. политическим реформам, направленным на установление в Китае конституционной монархии. Речь шла, как и в Европе, о перераспределении власти в пользу более динамичных социальных сил при сохранении части власти у монарха. Однако и эта естественноисторическая по сути трансформация не получила позитивного развития. Неразвитость классовой структуры, слабость новых экономических классов препятствовали созданию эффективной системы представительства и сотрудничества. Предпосылки для смены типа политической власти не сложились. Крайне медленный темп преобразований при нараставшем внешнем давлении обрекал это реформаторское движение на поражение. Тем не менее, деятельность Кан Ювэя дала толчок к политической модернизации Китая.
Кан Ювэй особое внимание уделил идейно-политическому наполнению понятия «датун». Рассмотрел, при каких условиях произойдет переход в это состояние и что для него свойственно и типично. Кроме того, автор занимался более глубоким осмыслением понятия «сяокан» - предшествующим состоянием общества. Определил, что эти два периода тесно взаимосвязаны, и образование второго невозможно без качественного завершения первого. Концепция циклического развития общества продолжает присутствовать в политической риторике современного Китая, потерпев ряд изменений и преобразований. Теперь для нее характерно не только политико-правовая направленность, но и большее внимание уделено экономическому развитию. Концепция граничит с понятиями социализма и коммунизма. Достижение состояния общества «сяокан» лежит в основе многих государственных, партийных программ КПК.
Подводя итог, можно сказать, что концепция циклического развития общества «хуньлуань» - «сяокан» - «датун» ценна для анализа политической, экономической и других сфер жизни КНР, как в историческом аспекте, так и для изучения и оценки планирования дальнейшего развития государства.
На протяжении нескольких столетий умами многих выдающихся мыслителей Китая, в частности Кан Ювэя, владела идея преобразования опыта Запада с китайской традицией, и автор прибегнул к попытке воплощения этой идеи в своих работах. Ориентация на Европейские государства служила одним из орудий в борьбе с консерватизмом и отсталостью китайского общества. Но следует сделать вывод, что для исторических реалий жизни Кан Ювэя его работы, в частности, «Датун шу» были слишком инновационны. Но при этом в своих работах автор поддерживал государственное управление. К примеру, он был за преобразование государства и мира в целом путем реформ, всячески отрицал революцию как таковую.
Проанализировав работы Кан Ювэя, становится понятно, что опыт преобразований в Китае основывался на традиционной китайской мысли, так же и на опыте предыдущих династий. Правители искали ответы на вопросы в прошлом - в конфуцианских доктринах. Кан Ювэю свойственен тот же подход, но он помимо этого пытается приспособить опыт стран Европы для решения кризисной ситуации в Китае, вызванной превращением его в полуколонию.
Политическая деятельность Кан Ювэя в рамках «100 дней» реформ показала на неготовность государства и общества в целом к преобразованием столько новаторского порядка. В связи с этим интерес к его работам и их общественное обсуждение стало возможным лишь после смены правящей династии и перехода Китайского государства на качественной иную степень развития.
Кан Ювэй не отрицал значимость традиционных идеи и обычаев, но при этом видел неупорядоченность государственного правления, основанного только на этих идеях. Ознакомившись с основными условиями и режимами возникновения государства нового образца по Кан Ювэю, можно сделать вывод, что он черпал свои идеи не только из конфуцианской и буддийской, но и из западной литературы. Он выдвигал идеи построения общества, в котором человек пользовался бы полной самостоятельностью и мог контролировать властные структуры. Его проекты политических реформ включали создание всенародно избираемого государственного института, парламента, действующего в рамках конституционной монархии, стимулирование экономического и технического развития, создание новой системы образования, охватывающей все уровни общества, реформирование системы судопроизводства.
Можно сделать вывод, что вклад Кан Ювэя в историю Китая велик. Он одним из первых предложил абсолютно новую идею развития Китая. Кан Ювэй считается первым китайским мыслителем, создавшим политико-правовую теорию нового образца. Глубокое знание классических канонов и религиозное преклонение перед Конфуцием, знакомство с переводной литературой о странах Запада и размышления над современными событиями — всё это привело его к созданию весьма оригинального политико-правового учения, представляющего собой новое прочтение конфуцианской традиции в сочетании с элементами западных политико-правовых теорий. Предлагал сделать официальной идеологией «национал- империализм» вкупе с конфуцианской религией. Следовательно, суть интеллектуальной деятельность Кан Ювэя заключалась в синтезе западных идей и в большей степени, традиционной китайской мысли.
Относительно политической модернизации Кан Ювэй один из первых в ответ на империалистическую экспансию западных держав поставил задачу повышения эффективности власти. Реформаторские круги империи во главе с Кан Ювэем предприняли попытку реорганизации государственного управления в ходе “100 дней реформ”. Несмотря на то, что и эта попытка провалилась, она дала толчок с 1901 г. политическим реформам, направленным на установление в Китае конституционной монархии. Речь шла, как и в Европе, о перераспределении власти в пользу более динамичных социальных сил при сохранении части власти у монарха. Однако и эта естественноисторическая по сути трансформация не получила позитивного развития. Неразвитость классовой структуры, слабость новых экономических классов препятствовали созданию эффективной системы представительства и сотрудничества. Предпосылки для смены типа политической власти не сложились. Крайне медленный темп преобразований при нараставшем внешнем давлении обрекал это реформаторское движение на поражение. Тем не менее, деятельность Кан Ювэя дала толчок к политической модернизации Китая.
Подобные работы
- Роль Кан Ювэя в общественно-политической модернизации Китая (вторая половина XIX - начало XX вв.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Политическая элита Китая конца XIX - начала XX века и ее реформаторские предложения
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КИТАЕ В ПОСЛЕДНЕЙ
ЧЕТВЕРТИ XIX - ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА:
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ
И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ТОРГОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КНР СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В XX-XXI ВВ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



