Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Комплексная оценка перспектив торгово-экономического сотрудничества России и Китая при реализации проекта «Один пояс, один путь»

Работа №89991

Тип работы

Диссертация

Предмет

внешнеэкономическая деятельность

Объем работы204
Год сдачи2021
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
249
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПОВЫШЕНИЯ ЗНАЧИМОСТИ РОЛИ КИТАЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ 27
1.1 Изменение позиций Китая в мировой экономике на основе анализа современных тенденций мирового хозяйства 27
1.2 Современные торгово-политические процессы в мире и регионе АТР 68
1.3 Предпосылки и перспективы реализации мегапроекта Китая «Один пояс, один путь» 82
1.4 Реализация проекта «Один пояс, один путь», как основа развития и укрепления российско – китайских внешнеэкономических связей 89
1.5 Методические основы предложенного в работе комплексного подхода к оценке перспектив реализации проекта «Один пояс, один путь» 99
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ДВУСТОРОННЕГО ТОРГОВО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ 105
2.1 Условия и предпосылки развития российско – китайского экономического сотрудничества на современном этапе 105
2.2 Динамические и структурные параметры взаимной торговли, основные направления её диверсификации 119
2.3 Современные тенденции инвестиционного и финансового сотрудничества России и Китая 128
2.4 Оценка перспектив реализации проекта «Один пояс, один путь» с использованием методов многомерного анализа данных 147
ГЛАВА 3 ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РОССИЙСКО – КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 160
3.1 Основные задачи и направления сопряжения ЕАЭС и мегапроекта «Один пояс, один путь» 160
3.2 Оценка перспектив развития различных сфер российско – китайского сотрудничества в рамках проекта «Один пояс, один путь» 175
3.3 Перспективы совершенствования институциональных, регуляторных и торгово – политических условий сотрудничества России и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Китаем 188
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 202
ГЛОССАРИЙ 214
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ 219
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 221
ПРИЛОЖЕНИЕ А 239


Актуальность темы исследования обусловлена выходом отношений между Российской Федерацией (далее РФ) и Китаем на беспрецедентно высокий качественный уровень, ростом российско-китайского торгово-экономического сотрудничества, а также увеличением товарооборота Китая с РФ и странами ЕАЭС. При этом растущий товаропоток по оси «Восток – Запад» диктует необходимость расширения и оптимизации способов и средств доставки товаров. Одно из важнейших и актуальных направлений, в частности доставки товаров предлагает китайский мегапроект «Один пояс, один путь». Однако, для реализации проекта и ускорения процессов интеграции постсоветских стран – участниц проекта ОПОП необходим анализ динамики и тенденций российско-китайского торгово-экономического сотрудничества, как основного вектора экономической интеграции с Китаем на постсоветском пространстве, и их влияния на международные торгово-экономические связи при реализации проекта ОПОП.
Исследования на заявленную тему и создаваемая на их основе методологическая база по расчету основных параметров экономической составляющей проекта ОПОП, включая выявление особенностей интеграционных процессов между странами-участницами проекта и специфики российско-китайских торгово-экономических отношений, крайне необходимы для успешной реализации данного начинания, способного принести заметную пользу экономике России. Важность указанной тематики, которая и обусловила проведение настоящего исследования, особенно ярко прослеживается в контексте современных тенденций развития мирового хозяйства, среди которых были выделены глобализация мирового хозяйства и связанные с ней процессы регионализации и транснационализации, постепенное перемещение финансовых центров с Запада на Восток в связи с повышением значимости новых индустриальных стран (НИС) в мировой экономике, а также рост мирового хозяйства, обусловленный ростом объемов инвестиций в НИОКР.
Как известно, Китай является одной из наиболее развитых стран АТР, установившей тесные торгово-экономические связи с другими субъектами международных отношений и оказывающей значительное влияние на экономическое развитие данного региона. После распада СССР, в постсоветской Центральной Азии произошли существенные изменения. В связи с этим Китай, помимо России, уделяет особое внимание расширению торгово-экономического сотрудничества с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, с которыми имеет общую сухопутную границу. В настоящее время приоритетом для России остается сохранение экономического и политического присутствия в упомянутых азиатских странах. В связи с этим в рамках настоящей диссертационной работы рассмотрены вопросы интеграции стран Центральной Азии в систему мирового хозяйства, что обусловлено следующими предпосылками: объективной необходимостью развития системы сухопутных транспортно-коммуникационных коридоров и соответствующей инфраструктуры, потребностью преодоления серьезных ограничителей экономического роста данных стран (низкая степень интеграции в глобальную торговлю, нормативные и физические торговые барьеры, значительная зависимость исследуемой группы стран от сырьевого экспорта и несырьевой торговли со странами СНГ, а также зависимость от проведения операций, связанных с денежными переводами трудовых мигрантов), что будет способствовать их успешной интеграции в систему мирового хозяйства в целом и в различные интеграционные проекты в частности.
В условиях глобализации страны все чаще стали объединяться в различные партнерства, в связи с чем возникает необходимость формирования многовариантной сети транспортно-коммуникационных маршрутов, создания выгодной для всех участников торгово-экономической, правовой и политической платформы.
В настоящее время Китай активно инвестирует также и в страны Европы, приобретая контрольный или максимально возможный пакет акций различный предприятий и объектов (порта Пирей, немецких роботостроительной компании Kuka и 50Hertz, ведущей свою деятельность в области энерготрансмиссии). Кроме того, обозначенные инвестиционные проекты позволяют увеличить производственный потенциал ряда стран и регионов в целом, что способствует развитию промышленности вдоль транспортных коридоров, а также усиливает взаимосвязь внутри и между континентальными государствами и регионами.
Актуальность обозначенной тематики становится еще более очевидной в свете планов сопряжения ЕАЭС (а также ЕС) и китайского глобального проекта «Один пояс, один путь», который для КНР важен в свете ускорения развития ее западных и северо-восточных регионов, а также решения целого ряда международных вопросов. Преодоление неравенства уровня экономического развития китайских регионов, в основном западных и восточных провинций Китая, является в настоящее время одной из приоритетных задач страны.
Как известно, неоспоримым лидером такого интеграционного объединения, как ЕАЭС, является Россия. Следует отметить, что для евразийского региона данный проект также является актуальным, ибо он может способствовать развитию транспортно-логистической инфраструктуры и процессов контейнеризации транспортного сегмента экономики России, которые, в свою очередь, позволят оптимизировать механизмы транзита международного товаропотока, таможенно-тарифного регулирования и ряда других сфер внешнеэкономической деятельности РФ. Развитие глобального проекта «Один пояс, один путь» будет способствовать значительному увеличению объема грузовых перевозок по следующим направлениям:
• из Китая через Центральную Азию, Россию в Европу (Балтийское море);
• из Китая через Центральную, Западную Азию, Персидский залив в Европу (Средиземное море);
• из Китая в Юго-Восточную и Южную Азию к Индийскому океану.
Реализация обозначенного проекта будет способствовать повышению уровня связанности названных регионов (connectivity, что соответствует терминологии документов ИПП на английском языке). Отметим, что данный проект способствует усовершенствованию логистической инфраструктуры в тех регионах, которые по своему географическому расположению не имеют выхода к морю (Сибирь, Урал, а также вся Центральная Азия).
Принимая во внимание вышеперечисленные обстоятельства, следует отметить, что в рамках сопряжения ЕАЭС и проекта «Один пояс, один путь» российско-китайское экономическое сотрудничество получит возможность сформировать новую интеграционную модель партнерства, что внесет новые, существенные акценты в развитие современного мирового хозяйства.
Таким образом, в данной диссертационной работе отражено стремление автора восполнить определенный пробел в исследованиях, связанных с перспективными направлениями двустороннего сотрудничества в рамках Центральной и Восточной Азии и даже АТР и аргументировано доказать, что Китай играет ключевую трансрегиональную роль; проанализировать новые возможности двустороннего сотрудничества РФ и КНР, а также многостороннего формата этого взаимодействия, реализуемого в рамках ЕАЭС при его подключении к проекту «Один пояс, один путь».
Степень разработанности темы исследования определена вкладом целого ряда зарубежных ученых, в научные интересы которых входит исследование вопросов, связанных с развитием российско-китайского экономического сотрудничества, а также перспектив сопряжения ЕАЭС и КНР в контексте реализации проекта «Один пояс, один путь». Среди этих исследователей - Сунь Ваньху (Sun Wanhu), Фэн Юйцзюнь (Feng Yujun), Ян Чэн (Yang Cheng), Сун Ню (Song Niu), Ван Сяоцюань (Wang Xiaoquan), Наталия Арно (Natalia Arno), Линь Миньван (Lin Minwang), Чжан Яо (Zhang Yao), Фэн Шуай (Feng Shuai), Го Шуцин (Guo Shuqing), Цай Цуйхун (Cai Cuihong), Чжэн Цзиюн (Zheng Jiyong), У Синьбо (Wu Xinbo), Ши Чжицинь (Shi Zhiqin), Ма Бинь (Ma Bin).
Различные аспекты евразийской интеграции отражены в трудах таких отечественных ученых, как: Винокуров Е.Ю., Баранов А.В., Володина М.А., Гутник А.В., Епихина Р.А., Карнеев А.Н., Кортунов А.В., Кашин В.Б., Петровский В.Е., Лузянин С.Г., Клименко А.Ф., Гельбрас В.Г., Коршунов Д.А., Ларионов А.В., Лукин А.В., Макаров А.А., Невская А.А., Бордачев Т.В., Спартак А.Н., Филиппова Л.В., Цукарев Т.В.
Следует отметить, что инициатива Китая «Один пояс, один путь», участниками которой также являются страны ЕАЭС, представляет собой многофакторный, не имеющий аналогов в мире интеграционный проект, имеющий также значимые риски в Центральной Азии для России, связанные с распространением террористической угрозы за счет соседства с Афганистаном, а
также Синьцзян-Уйгурским автономным районом (СУАР) Китая, который выступает очагом напряженности из-за растущих сепаратистских настроений и деятельностью на его территории террористической группировки Восточный Туркестан [60].
Значимый вклад в исследование проблематики данной диссертационной работы сделан именно китайскими учеными-экономистами, среди которых стоит выделить Чжао Хуашен (Zhao Huasheng), Сюй Полин (Xu Poling), Лю Хуацинь (Liu Huaqin), Ши Цзэ (Shi Ze), Лу Наси (Lu Nasi), Лу Шанбин (Lu Shangbin), Хуан Мэнфан (Huang Mengfang), чьи работы связаны с изучением основных направлений интеграционных процессов между крупнейшими странами АТР.
Кроме того, нельзя не отметить вклад других зарубежных ученых в исследование представленной в диссертационной работе проблематики: Jonathan Fenton, Fernando de Carcer, Ted Rhodes. David Moore, Amir Kordvani, Marcin Bejm, Kostadin Sirleshtov, Adrian Wong, Dr. Nicolas Wiegand, Hugo Coetzee, John Gibson.
Цель диссертационного исследования – определение перспектив и направлений развития российско-китайского экономического сотрудничества в контексте сопряжения ЕАЭС и проекта «Один пояс, один путь» на основе разработанной автором научно-методической базы.
Для достижения обозначенной цели диссертации в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Провести ретроспективный анализ динамики внешней торговли Китая и оценить структурное соотношение основных составляющих внешней торговли страны, а также проанализировать основные тенденции развития мировой торговли, используя метод исследования экономической конъюнктуры. Проведение в рамках настоящей работы ретроспективного анализа с использованием показателя эффективности экспорта страны (ExpPerft) позволит проанализировать изменение позиций Китая в международной торговле. Данный раздел также требует использования элементов функционального анализа.
2. Выявить основные предпосылки и перспективы реализации мегапроекта Китая «Один пояс, один путь» в среднесрочной перспективе на северном направлении проекта ОПОП.
3. Проанализировать основные предпосылки и условия развития российского-китайского сотрудничества на современном этапе с использованием количественных показателей интеграции (степени вовлеченности стран в мировую торговлю и в МРТ, обобщающих показателей развития торговых связей).
4. Провести оценку динамики и структуры взаимной торговли, а также проанализировать основные тенденции инвестиционного и финансового сотрудничества России и Китая.
5. Провести количественную оценку качественных параметров ведения бизнеса российским компаниями в КНР с использованием элементов методики расширенного SWOT-анализа.
6. Провести кластерный анализ, который позволит выделить группы стран, наиболее привлекательные для сотрудничества на северном направлении проекта ОПОП.
7. Провести факторный анализ, который позволит оценить основные условия и предпосылки, оказывающие положительное или негативное влияние на реализацию проекта ОПОП.
8. Оценить возможность и вероятность формирования устойчивой интеграционной модели российско-китайского торгово-экономического сотрудничества, используя элементы экономико-математического моделирования.
Предметом исследования являются основные перспективные направления сотрудничества ЕАЭС и России с Китаем в рамках реализации проекта «Один пояс, один путь».
Объектом исследования являются основные направления сопряжения ЕАЭС и мегапроекта «Один пояс, один путь» в Центральной Азии.
Центральным моментом диссертационной работы является оценка качественных и количественных параметров реализации проекта «Один пояс, один путь» для стран – участников обозначенного мегапроекта.
Выбор в качестве исследуемых стран Китая и России, а также стран Центральной Азии при проведении анализа торгово-экономического сотрудничества с учетом перспективы реализации проекта «Один пояс, один путь» вполне оправдан, так как РФ и страны Центральной Азии являются перспективными участниками анализируемого в диссертационной работе проекта.
Исходя из обозначенных предпосылок, выбор объекта исследования в рамках данной диссертационной работы вполне оправдан, так как позволяет раскрыть суть предмета исследований.
Теоретическую основу работы составили труды российских ученых – экономистов, среди которых стоит выделить работы следующих авторов: Бояркиной А.В., Бриллиантова Н.Д., Бучкиной А.А., Каратаевой К.Е., Коокуевой В.В., Кондорского Б.М., Лариной О.Н., Макарова И.А., Мозиаса П.М., Островского А.В., Прокофьева И.В., Ремыга В.Н., Сизых Е.Ю., Соколова А.К., Уянаева С.В., а также помимо положений, уже предложенных в мировой экономике, следует выделить основные труды, представленные учеными – политогами: Хрусталевым М.А., Богатуровым А.Д., Шаклеиной Т.А., Лебедевой М.М., Воскресенским А.Д., Бродовской Е.В., Вдовиченко Л.Н., Грачиковым Е.Н., Цыганковым А.П. Кроме того, теоретическую основу настоящей диссертационной работы также составила и методика комплексного подхода, используемая автором при оценке перспектив реализации проекта «Один пояс, один путь». Комплексность подхода к оценке перспектив обозначенного проекта определена составляющими его элементами:
• проведение количественной оценки перспектив увеличения числа участников исследуемого проекта с использованием разработанной автором настоящей диссертации соответствующей методики;
• проведение количественной оценки условий ведения российского бизнеса в Китае на основе предложенной автором настоящей работы методики, основу которой составило использование расширенного SWOT-анализа;
• проведение кластерного анализа эффективности Северного пути проекта ОПОП, который позволяет выделить наиболее подходящую группу стран – участников Северного транспортного коридора;
• проведение факторного анализа проекта ОПОП, позволивший выделить основные факторы, оказывающие положительное и негативное влияние на изучаемый проект.
Кроме того, теоретическую базу работы составили труды как российских, так и зарубежных (а именно китайских) исследователей, работы которых посвящены теоретическим аспектам развития мирового хозяйства в ХХI веке, анализу причин смещения центра мирового экономического роста на Восток, а также интеграционным процессам в АТР и оценке эффективности реализации проекта «Один пояс, один путь» для Китая и стран ЕАЭС.
Однако Ван Ичжоу в своих трудах отметил, что современные науки в Китае начали изучаться довольно поздно (в самом начале ХХ века). Цинь Яцин (Qin Yaqing) выделяет отдельные периоды изучения теории международных отношений в Китае. На дотеоретическом этапе (1978—1990 гг.) марксизм и ленинизм были доминирующими, но не было предпринято, по его мнению, сознательной попытки построить собственную теоретическую парадигму. Это был период, когда Мао Цзэдун (Mao Tse-Tung) разработал свою «теорию о трех мирах». На этапе изучения теории (1991—2000 гг.) преобладали либерализм и реализм, где особое внимание было уделено идее Дэн Сяопина (Deng Xiaoping) о социализме с китайскими характеристиками. Позже Цзян Цзэминь (Jiang Zemin) предложил концепцию «трех представительств». Стадия углубления (2001—2007 гг.) вызвала интерес к конструктивизму. На этапе теоретической инновации (с 2007 г. по настоящее время) основное внимание уделяется проблеме формирования китайской теории международных отношений. в 2007 г. генеральный секретарь КПК Ху Цзиньтао (Hú Jǐntāo) сформулировал «научный взгляд на развитие», в котором был сделан акцент на «гармоничный мир» и «гармоничное общество», чего невозможно достичь без мирного развития. Си Цзиньпин (Xí Jìnpíng) внес инновации в виде концепции «сообщества общей судьбы» для всего мира. Китайские ученые приступили к формированию собственных концептуальных взглядов на мировое политическое пространство и теоретические статьи по международным отношениям заняли стабильную часть общих исследований. Первым ученым, обратившим внимание на необходимость изучения и применения современных методов исследования мировых проблем, был Янь Сюэтун (Yán Xuétōng), подготовивший монографию «Практические методы исследования международных отношений». Далее в предисловии к своей книге «Международная политика и Китай» он обращает внимание на то, что сразу после выхода «Практических методов» среди ученых развернулась «борьба между традиционализмом и научностью», то есть о целесообразности применения современных методов исследований. Китайские исследования методологии представлены работами таких ученых, как Янь Сюэтун (Yan Xuetong), Сунь Сюефэн (Xun Xuefeng), Ян Юань (Yan Yuan), Янь Лянь (Yan Lian), Ли Шаоцзюнь (Li Shaojun), Ма Жунцзю (Ma Rongjiu).
Важное место занимают также труды не только российских или китайских ученых, но и труды исследователей из других стран, среди которых выделяют работы John Gibson, Chao Li, Jon (Yuan) Jiang, Ulrike Glueck, David Gu, Fernando De Carcer, Nicolas Wiegand, Adrian Wong, Hugo Coetzee, David Moore, Amir Kordvani.
Методологическую основу диссертационной работы составила совокупность общенаучных методов исследования, из которых необходимо обратить внимание на специальные методы, акцентируя внимание на статистических методах исследования экономической конъюнктуры, функциональном анализе, методах многомерного анализа данных (кластерный, факторный анализ), SWOT-анализе, а также на отдельных элементах экономико-математического моделирования и проведения на его основе соответствующих количественных оценок с использованием предложенной автором методики.
Информационную и статистическую базу исследования составили следующие информационные ресурсы и материалы: официальная статистическая информация, публикуемая государствами – членами ЕС, ЕАЭС, а также Национальным статистическим бюро Китая и международными организациями, среди которых стоит выделить Всемирный банк, ВТО, ОЭСР, ЮНКТАД, МВФ; статистическая информация, публикуемая логистическими и транспортными компаниями государств – членов ЕАЭС (БЖД, КТЖ, РЖД), ЕС, Китая; данные российских, азиатских, европейских и других региональных структур, предоставляющих статистическую информацию, включая данные исследовательских, международных и аналитических центров, данные информационных агентств; статистическая информация и количественные оценки независимых экспертов и исследовательских организаций, среди которых стоит выделить Ernst&Young Global Limited, Некоммерческое партнерство «Российский совет по международным делам» (НП РСМД).
Хронологические рамки проводимого в диссертационной работе исследования включают в себя период с 1978 по 2018 годы. Выбор данного временного интервала обусловлен значимыми изменениями, происходящими в экономике Китая в обозначенный период. В работе не были проанализированы и отражены события 2019 и 2020 годов в связи с отсутствием на момент написания диссертации статистической информации по обозначенному периоду. Так как 2020 год не был рассмотрен в работе, то и изменения, связанные с пандемией коронавируса, в данной работе рассмотрены не были, но будут отражены в дальнейших исследованиях, планируемых автором к публикации в будущем.
Рассматриваемый в работе временной период (1978 – 2018 годы) был разделен автором на пять интервалов, неравных по времени, но логически связанных между собой, а главное - обусловленных происходившими в китайской экономике событиями. В рамках всего исследуемого периода для каждого из временных интервалов была проведена оценка эффективности внешней торговли страны в интегральном выражении с использованием формулы, применяемой Федеральным статистическим ведомством Германии для подобных задач и адаптированной автором для решения задач настоящей диссертационной работы. Использование данного коэффициента (ExpPerft) при проведении ретроспективного анализа, представленного в Главе 1 настоящей диссертационной работы, обусловлено необходимостью оценки динамики внешней торговли Китая в рамках исследуемого периода, что позволяет отследить и описать изменение его позиций в мировой экономике.
Географические рамки диссертационной работы охватывают Китай, страны ЕАЭС, включая Россию, страны Европейского Союза, участвующие в проекте «Один пояс, один путь», а также соседствующие с Северным коридором ОПОП государства: Монголию, Эстонию, Латвию, Литву, Украину, Словакию и Чехию. Выбор для проведения дальнейшего анализа соседствующих стран только Северного маршрута обусловлен тем, что большая его часть проходит по территории РФ.
Основной научный результат диссертации определяется новизной предмета исследования и неразработанностью в мировой исследовательской среде практики математически выверенной комплексной оценки перспектив интеграционного проекта «Один пояс, один путь».
В связи с обозначенными предпосылками (отсутствием такого проекта, как «Один пояс, один путь») и, соответственно, подхода к комплексной оценке перспектив обозначенного интеграционного проекта) проведенное автором настоящей диссертации исследование стало одной из первых работ, в которой проводится комплексная оценка перспектив предложенного Китаем проекта «Один пояс, один путь», в основном в плане развития торгово-экономического сотрудничества РФ и КНР.
Отсутствие подобных комплексных исследований объясняется новизной представленного автором подхода, предполагающего проведение комплексной оценки перспектив реализации проекта «Один пояс, один путь» с использованием целой совокупности методов качественного и количественного анализа, а также разработанной автором собственной методики количественной оценки эффективности увеличения числа участников проекта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных условиях мы можем наблюдать процесс усиления взаимосвязи торгово–экономической либерализации и инициативы Китая «Один пояс, один путь». Данный проект является достаточно дорогостоящим для инициатора. Основной его инструмент – это расширение рынка сбыта китайских товаров и услуг, включая выход на новые рынки. В долгосрочной перспективе на данных рынках планируется создать комфортные условия ведения бизнеса китайских компаний. Также Китай и страны ЕАЭС глубоко заинтересованы в реализации инфраструктурных проектов инициативы, которые позволят странам – участницам ускорить свою интеграцию в мировое хозяйство. Для грамотного запуска инициативы, прежде всего, необходимо разработать торгово–экономический и политический инструментарий, который будет учитывать интересы всех участников.
Начиная с 2014 года, отмечено поступательное развитие российско–китайских отношений, демонстрируется положительная динамика по ряду показателей двусторонней торговли за счёт создания новых форм политического диалога и механизмов экономического сотрудничества. Однако, как Россия, так и Китай по–прежнему нацелены обеспечивать постоянное планомерное укрепление двусторонних отношений, обеспечивать высокий уровень взаимного политического доверия, формирования устойчивой и стабильной работы институтов межгосударственного партнёрства для достижения результатов на практике.
Исходя из экономических и политических особенностей России и Китая, можно предположить, что сотрудничество на высшем уровне и крупных компаний, скорее всего, в долгосрочной перспективе так и останется в формате двустороннего партнёрства. Более того, в рамках переговоров правительств двух государств необходимо уделять больше внимания не только конкретным проектам, но и стремиться к созданию благоприятных условий сотрудничества бизнес–сообществ, особенно принимая во внимание тот факт, что последние годы российско–китайское экономическое партнёрство формируется в условиях различных видов экономических кризисов, а также иных процессов и явлений, связанных с усилением степени нестабильности развития мировой экономики, в том числе, на фоне пандемии коронавирусной инфекции (COVID–19).
Так, в 2016 году в агропромышленном сегменте Китай стал крупнейшим поставщиком России и вплоть до настоящего времени остается непрекословным лидером. Вместе с тем, для дальнейшего увеличения объёмов торговли продовольственными товарами необходимо разрешить ряд вопросов. Так, например, в России недостаточно развита система перевозки и хранения различных видов продукции, к которой относят крупногабаритную, сыпучую, а также скоропортящуюся продукцию, что значительно осложняет процесс увеличения поставок. Зачастую непредсказуемость сроков таможенного оформления лишает смысла поставок многих товарных групп, что также отрицательно влияет на развитие межстранового товарооборота.
В рамках проведенного в ходе диссертационной работы исследования нами предложены следующие рекомендации:
1. Целесообразным становится развитие системы перевозки и хранения транспортируемой продукции в приграничных зонах, обеспечение перехода на универсальную колейную пару, усовершенствование таможенных процедур в части таможенного оформления, а также организация высокой скорости прохождения грузов.
2. Необходимо разработать общую систему документооборота, с помощью которой появится возможность организации перевозок по единому транспортному документу.
3. Следует продолжить переговоры с китайской стороной в части открытости своего рынка, а также разработать меры, направленные на сокращение существующих ограничений, среди которых стоит выделить ограничения, связанные с поставками зерновых культур, делая акцент на поставках не только минеральных ресурсов, но и продуктов переработки сельскохозяйственной продукции, полуфабрикатов, сырья для деревоперерабатывающей, пищевой, легкой и химической промышленности.
В рамках реализации инициативы Китая «Один пояс, один путь» изначально планировалась реализация ряда инфраструктурных проектов, которые соединят восточные провинции Китая с Западной Европой, что позволит увеличить товарооборот всех стран–участниц. Однако в настоящее время данная инициатива из инфраструктурного проекта начала трансформироваться в интеграционный проект, с созданием в перспективе зоны свободной торговли ЕАЭС с Китаем. В связи с этим в настоящее время на межгосударственном уровне обсуждается инициатива сопряжения ЕАЭС (во главе с РФ) с проектом «Один пояс, один путь». В рамках данного Союза возможно будет, например, снизить нетарифные барьеры, что положительно скажется не только на деятельности китайских компаний, но и на деятельности предприятий государств – членов ЕАЭС. Кроме того, за счёт увеличения объёмов российского экспорта на китайский рынок будет обеспечен рост ВВП Китая и стран Евразийского союза.
Отметим, что в современных условиях в рамках проекта нет задач по созданию единого пространства Большой Евразии. Данный регион представляет собой достаточно большую по площади территорию и включает в себя целый ряд государств, имеющих значительные различия, что делает организацию сотрудничества в едином формате фактически невозможной. В перспективе, данное партнёрство может стать всеобъемлющим, включающим в себя многоуровневое взаимодействие. Однако на современном этапе речь идёт только о формировании интеграционной модели российско–китайского экономического сотрудничества за счёт сопряжения строительства ЕАЭС и реализации мегапроекта «Один пояс, один путь», но это является серьезным шагом в части формирования единого пространства.
Что касается личного исследовательского вклада в данную тематику, то основным результатом явилась представленная нами комплексная оценка перспектив реализации проекта ОПОП, составные элементы являются научной самостоятельными разделами научной новизны:
1. Проведен ретроспективный анализ и определены главные тенденции мировой торговли в начале XХI века.
Для выявления предпосылок стремительного развития Китая автором было предложено провести анализ современных тенденций развития мировой экономики, начиная с 2000-х годов. Таким образом, было выявлено, что появление в 2000-х годах новых индустриальных стран (НИС) в мировой экономике привело к существенным изменения в развитии мирового хозяйства. Введение инноваций позволило улучшить качество современных проектов, а глобализация способствовала их распространению. Стоит отметить, что глобализация также оказывает существенное влияние на структуру мирового хозяйства. В рамках интернационализации и глобализации все больше стран вступает в различные интеграционные союзы, запускает новые проекты и выстраивает долгосрочные взаимовыгодные отношения.
Рост мировой экономики обусловлен увеличением потока инвестиций в НИОКР, созданием международных телекоммуционных сетей, внедрением новейших технологий в корпоративный и государственный сектор, возрастает значимость нематериального производства. Наряду с глобализацией начал развиваться и другой современный феномен, регионализация, который отвечает за формирование рынков и производств с учетом их географического положения. Еще одним важнейшим фактором, характеризующим мировую экономику XХI века, является медленное перемещение крупнейших промышленных центров с Запада на Восток, например, из Нью-Йорка в Сингапур, из Лондона в Пекин, в связи с возросшей ролью развивающихся рынков в мировом хозяйстве (см. раздел 1.1. настоящей работы).
В рамках данной работы интерес вызывает Китай, его интеграционные проекты и сотрудничество со странами ЕАЭС и, в частности, с РФ. В ходе проведенного нами анализа макроэкономических показателей стран ЕАЭС и Китая за 2018 год было выявлено, что социально – экономическое развитие стран ЕАЭС и Китая идет достаточно неравномерно. Анализ данных внешнеторговой статистики за 2017–2018 годы в страновом разрезе позволил охарактеризовать современное состояние торгово–экономических отношений с другими государствами. Проведенный нами анализ показателей открытости экономики Китая и стран ЕАЭС выявил уровень интеграции исследуемых государств в мировое хозяйство. Также был проанализирован китайский опыт и были выявлены положительные и отрицательные моменты.
2. Проведен анализ основных политических аспектов в современном мире и выявлено их влияние на мировую торговлю, а также на ее региональные аспекты (на примере торговли стран АТР).
В 2010 году начался процесс формирования мегарегиональных торгово – экономических блоков, членами которых стали ведущие мировые державы. К числу МРТС относят следующие основные крупные объединения: ТТП, РВЭП, ТТИП. В настоящей диссертационной работе были определены качественные изменения структуры мирового хозяйства, связанные с регионализацией (см. раздел 1.2). Так как МРТС в современном мире становится инструментом глобальной конкуренции, автором был проведен сравнительный анализ двух крупнейших блоков АТР – ТТП и РВЭП. Выявленные нами политические и экономические факторы дают понять, что, чем больше стран включено в партнерство, тем более тщательно необходимо прорабатывать политическую и экономическую базу проектов. Например, развивать сотрудничество на взаимовыгодных условиях, в связи с чем Правительство Китая взяло на себя обязательства по продвижению сразу несколько крупных региональных проектов, в том числе, РВЭП, «Один пояс, один путь», а также сопряжение ЕАЭС и инициативы Китая «Один пояс, один путь».
3. Представлены основные предпосылки, а также проанализированы перспективы реализации интеграционного проекта «Один пояс, один путь» и использованием элементов методики расширенного SWOT-анализа



1. Декларация лидеров АТЭС 2016 года, Лима, № 2142. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (ред. от 15.03.2018) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/.
3. Концепция внешней политики Республики Казахстан на 2014-2020 годы. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://mfa.gov.kz/in-dex.php/ru/vneshnyaya-politika/kontseptsiya-vneshnoj-politiki-rk-na-2014-2020-gg.
4. Подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР // Евразийская экономическая комиссия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/17-05-2018-5.aspx.
5. Послание Президента 11.11.2014 «Нурлы жол - Путь в будущее». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.zakon.kz/pos-lanie-glavi-gosudarstva-10-noyabry.
6. Совместное заявление об укреплении глобальной стратегической стабильности в современную эпоху // Президент России. 05.06.2019. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/5412.
7. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху // Президент России. 05.06.2019. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5413.
8. Соглашение о ТТП подписано 11 странами без участия США. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.dw.com/ru/соглашение-о-ттп-подписано-11-странами-без-участия-сша/a-42898950.
9. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.
10. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс // www.consultant.ru.
Научные труды и материалы исследований российских ученых:
11. Алексеева Т.А. Политическая философия: от концепций к теориям. М.: РОССПЭН, 2007. 400 с.
12. Бильд К. Глобальные изменения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/vestnik/2006/18/bi10.html.
13. Бордачев Т.В. Новое евразийство: Как сделать сопряжение работающим // Россия в глобальной политике.2015. № 5.
14. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. Социология. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2016. - 448c.
15. Винокуров Е. Ю. Экономический пояс Шелкового пути: шапкозакидательство неуместно. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://eurasian-studies.org/archives/4296.
16. Винокуров Е. Ю., Коршунов Д. А., Перебоев В. С., Цукарев Т. В. Евразийский экономический союз: Монография. СПБ.: Центр интеграционных исследований, 2017.
17. Винокуров Е. Ю., Лобырев В.Г., Тихомиров А.А., Цукарев Т.В. Транспортные коридоры Шелкового пути: анализ барьеров и рекомендации по направлению инвестиций. — СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2018. С.50.
18. Воробьев В.Я. Новый шелковый курс: О китайской идее построения экономического пространства Великого шелкового пути. Россия в глобальной политике. –2014. –№ 3.
19. Габуев А.Т. Россия и китайский проект: Экономический пояс Шелкового пути. Вестник АТЭС.2015. № 1.
20. Габуев А.Т. Россия и китайский проект: Экономический пояс Шелкового пути. Вестник АТЭС.2015. № 1.
21. Гаврилова К.А. Интересы Китая в реализации инициативы экономического пояса Шёлкового пути// Международный финансовый форум «TheFinancial Cеntres: Travelling Around the World»: материалы Международной научно-практической конференции. 4 октября – 6 октября 2016 г. / под ред. М.И. Ермиловой. − Саратов: ИЦ «Наука», 2016. С.188-192.
22. Гаврилова К.А. Оценка потенциального увеличения грузовых потоков на маршруте Китай - ЕАЭС//Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». 2018.
23. Гаврилова К.А. Перспективы развития российско – китайского партнёрства в Центральной Азии// Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-2 (77-2). С. 191-193.
24. Гаврилова К.А. Продуктовое эмбарго и импортозамещение// «Импортозамещение и развитие несырьевого экспорта –приоритеты современной промышленной политики России» 2017. С.91-98.
25. Гаврилова К.А. Развитие российско-китайских партнёрских отношений// «Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы» сборник статей IX Международной научно – практической конференции: в 4 частях. Ч.2. С.203-205.
26. Гаврилова К.А. Развитие транспортных коридоров Шёлкового пути// «XXXI Международные Плехановские чтения» сборник статей аспирантов и молодых учёных,2018. С.236-241.
27. Гаврилова К.А. Россия и Китай: торгово - экономическое сотрудничество // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8 (ч.3.) С. 196-199.
28. Гаврилова К.А. Стратегическое партнёрство и политика РФ в отношении с Китаем// «Economics and management: problems and innovations» сборник статей Международной научно – практической конференции,2017. С.168-171.
29. Гаврилова К.А. Структура грузового потока на оси ЕАЭС – Китай// «Ломоносов 2018» сборник тезисов аспирантов и молодых учёных,2018. С.180-183.
30. Гаврилова К.А. Экономический пояс Шёлкового пути рамках Евразийской интеграции// ECONOMICS, LAW, SOCIETY: RESUME OF 2016 The International Scientific and Practical Web-Congress of Economists and Jurists. ISAE "Consilium". 2016. С. 94-98.
31. Гаврилова К.А., Шапор М.А., Применение критериев SWOT-анализа для качественной оценки эффективности российско-китайского торгово-экономического сотрудничества// Международная экономика.2020. №8.
32. Гаврилова К.А., Шапор М.А., Проведение количественной оценки эффективности расширения числа участников проекта «один пояс – один путь» // Экономическое развитие России. 2020. № 9. С. 39-44.
33. Гаврилова К.А. Инициатива Китая – «Экономический пояс Шёлкового пути//Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2016. № 4 (16). С. 155-160.
34. Галаган А.Б., Савинов Ю.А. Эволюция модели экономического развития Китая. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
35. Гельбрас В.Г. Экономика Китайской Народной Республики: курс лекций в 2 ч. М.: Квадрига. –2010. –C.242.
36. Глинкина С.П., Куликова Н.В., Тураева М.О., Голубкин А.В., Яковлев А.А. Китайский фактор в развитии стран российского пояса соседства: уроки для России. Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2018. – 66 c.
37. Голяшев А.В., Павлюшина В.А., Брилиантова В.В., Григорьев Л.М. Неравномерность развития стран мира. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ac.gov.ru/files/publication/a/16423.pdf.
38. Грачиков Е.Н. Геополитика Китая: эгоцентризм и пространство сетей. М.: РУСАЙНС, 2015. - 234 с.
39. Грачиков Е.Н. Глава 7. "Теория отношений" в китайском международно-политическом дискурсе. (Стр. 209-229) // Гибридизация мировой и внешней политики в свете социологии международных отношений. Под ред. проф. П.А. Цыганкова. М.: Горячая линия-Телеком, 2017. - 352 с.
40. Григорьев Л. М., Павлюшина В. А. «Межстрановое неравенство: динамика и проблема стадий развития». [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://wec.hse.ru/data/2018/07/06/1151738548/grigoryev.pdf.
41. Губин А.В. Проект «Экономического пояса Нового Шёлкового пути». Проблемы национальной стратегии .2016. № 4 (37).
42. Денисов И.Е. Путешествие на запад: Китай выйдет из тени по Шелковому пути. Россия в глобальной политике.2015. № 1.
43. Долгов С.И., Спартак А.Н. Интеграционные процессы в мире и на пространстве СНГ: накопленный опыт, современные тенденции и перспективы. М. ВАВТ. - 2015. - С. 191.
44. Дробот Е.В. Исследование экономического потенциала Евразийского экономического союза: факторы конкурентоспособности и угрозы экономической безопасности. [Электронный ресурс] – Режим доступа https://cyberleninka.ru.
45. Дынкин А.А. Мир 2035. Глобальный прогноз.ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН. М. Магистр, 2017. С.352.
46. Евразийский экономический союз и китайский проект «один пояс и один путь». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eurasialaw.ru/nashi-rubriki/yuridicheskie-stati/evrazijskij-ekonomicheskij-soyuz-i-kitajskij-proekt-odin-poyas-i-odin-put.
47. Евро–азиатские транспортные связи. Введение в действие наземных транспортных соединений между Европой и Азией. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://unece.org/fileadmin/DAM/trans/doc/2019/wp5eatl/ECE-TRANS-265r.pdf.
48. Кадочников П.А. Транстихоокеанское партнерство: основные обязательства участников и последствия для международной торговли. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transtihookeanskoe-partnerstvo-osnovnye-obyazatelstva-uchastnikov-i-posledstviya-dlya-mezhdunarodnoy-torgovli.
49. Казакова М.В. Закон Оукена: теоретические основы и оценки для России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vedi.ru/red_r/2017/ed110117_Kazakova.pdf.
50. Казанцев А.А. Как США будет сдерживать Китай в Тихом океане. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mgimo.ru/about/news/experts/kak-usa-budut-sderzhivat-kitay-v-tikhom-okeane/.
51. Казанцев А.А., Звягельская И.Д., Кузьмина Е.М., Лузянин С.Г. Перспективы сотрудничества России и Китая в Центральной Азии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://russiancouncil.ru/common/upload/WP-Russia-China-CentralAsia.
52. Караганов С.А. Обещание Евразии: Поворот Китая на Запад крайне выгоден России. Российская газета.2015. Федеральный выпуск № 6812 (241).
53. Кендердайн Т. Монголия присоединяется к китайской инициативе «Один пояс, один путь». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://russian.eurasianet.org.
54. Клинов В.Г. Сдвиги в мировой экономике в XXI веке: проблемы и перспективы развития. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/iblock/494/klinov%20114-127.pdf.
55. Кузнецов Д.А. «Трансрегионализм во внешней политике США: сравнительный анализ геополитики проектов ТТП и ТТИП». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/transregionalizm-vo-vneshney-politike-ssha-sravnitelnyy-analiz-geopolitiki-proektov-ttp-i-ttip/viewer.
56. Лабюк А.И. Понимание экономической безопасности в Китае”. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-ekonomicheskoy-bezopasnosti-v-kitae/viewer.
57. Ларин А.Г. Возрождение Китая и некоторые вопросы российско-китайского сотрудничества. Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2015.№ 20.
58. Лисовик Я.Д. БРИКС–плюс: альтернативная глобализация? Валдайские записки. - 2017. - № 69. (12).
59. Лихачев А.Е., Спартак А.Н. Новые явления и процессы в сфере регионализации мирового хозяйства//Российский внешнеэкономический вестник. 2013. №5. С. 33-45.
60. Лу Н., Лу Ш., Хуан М. Сотрудничество Китая с Россией и странами Централь¬ной Азии в формате «Одного пояса, одного пути» как фактор развития ШОС // Вестник международных организаций. 2018.Т. 13. № 3. С. 113–127.
61. Лузянин С. Г., Х. Чжао Х. и др. Российско-китайский диалог: модель 2018: доклад № 39/2018// Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД.2018. С.243.
62. Лузянин С. Г., Х. Чжао Х. и др. Российско-китайский диалог: модель 2019: доклад № 46/2019// Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД.2019. С.200.
63. Лузянин С. Г., Х. Чжао Х. и др. Российско-китайский диалог: модель 2020: доклад No 58/2020 // Российский совет по международным делам (РСМД). – М.: НП РСМД, 2020. С.254.
64. Лукин А.В. ШОС: в поисках новой роли. Мир на взводе: пружина разжимается. М. Эксмо.2017.
65. Макаров И.А., Макарова Е.А., Караганов С.А., Бордачев Т.В., Канаев Е.А., Литвинова Ю.О., Лихачева А.Б., Пестич А.С., Пятачкова А.С., Соколова А.К., Степанов И.А., Щербакова А.В. Поворот на Восток. Развитие Сибири и Дальнего Востока в условиях усиления азиатского вектора внешней политики России// под ред. И.А. Макарова. Учебное пособие. М.2016. Международные отношения.
66. Международная безопасность: Глобальные и региональные акторы / Отв. ред. М.М.Лебедева, Ю.А.Никитина. — Москва: «Аспект Пресс», 2020. — 312 с.
67. ОАО «РЖД» актуализировало генеральную схему развития сети железных дорог на период до 2020 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://press.rzd.ru/news/public/ru?STRUCTURE_ID=654&layer_id=4069&id=817.
68. Павлюшина В.А., Брилиантова В.В., Григорьев Л.М. Замедление роста экономики Китая. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ac.gov.ru/files/publication/a/20868.pdf.
69. Политическая социология: учебник для академического бакалавриата / Ж. Т. Тощенко [и др.]; под ред. Ж. Т. Тощенко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 526 с.
70. Портяков В.Я. Российско-китайские торгово-экономические связи: современное состояние и перспективы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-kitayskie-torgovo-ekonomicheskie-svyazi-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ