Summary 3
Введение 8
Глава 1. Понятие и классификация санкций 18
1.1. Исторический обзор применения экономических санкций в
международных отношениях 18
1.2. Современные научные подходы к определению понятия санкций 23
1.3. Характеристика, классификация и разработка концепции санкций 28
Глава 2. Этапы развития санкционной войны стран Запада в отношении России 37
2.1. Введение санкций против РФ в связи с присоединением полуострова
Крым в 2014 г 37
2.2. Экономический и политический ущерб как следствие санкций в период
2014-2021 гг 41
2.3. Оценка правомерности западных санкций с точки зрения
международного права 51
Глава 3. Способы обхода санкционных мер для Российской Федерации 65
3.1. Модели поведения в условиях санкционного давления на примере
Ирана, СССР, ЮАР и Китая 65
3.2. Российская политика импортозамещения и контрсанкции как ответ на
санкционный вызов 78
3.3. Оценка краткосрочных и долгосрочных тенденций в ходе развития
санкционного противостояния 88
Заключение 93
Список использованных источников и литературы 97
Приложение 105
Актуальность работы. Как справедливо отмечают Клинова М.В. и Сидорова Е.А.1, экономические санкции остаются важным и обоюдоострым инструментом внешней политики и международной дипломатии.
С точки зрения международной политики и дипломатии отличительной особенностью экономических санкций является то, что они наносят ущерб как для страны, на которую наложены санкции, так и для страны, которая является инициатором санкций.
Санкции остаются одним из самых активно используемых инструментов внешнеэкономического и политического давления на страны. Начиная с 2010-х годов для США именно экономические санкции и торговые войны стали излюбленными методами политического воздействия на внешнеполитический курс отдельных государств, в том числе Российской Федерации.
Ряд исследователей рассматривают санкции как универсальную альтернативу военным действиям, особенно активно санкции применяются США и его сателлитами против так называемых стран-изгоев или государств с сильной централизованной властью, проводящих независимый внешнеполитический курс, который отличается от целей и ценностей Соединенных Штатов. Тема санкций является одной из актуальных проблем, стоящих на международной повестке, её необходимо исследовать для глубокого и систематического понимания текущих отношений между Российской Федерацией и странами Запада. Санкции выступают как структурный элемент общей стратегии Запада, направленной на навязывание воли США и Великобритании, притом не на равноправных началах, а в подчиненном положении.
Отмечено заметное охлаждение в двусторонних и многосторонних отношениях с США, Великобританией, странами ЕС, Украиной, а также рядом других стран после скандальных и голословных обвинений.
Экономические санкции, как способ политического воздействия, ставят на повестку дня необходимость более тщательной институциональной проработки и подходов международного права, по своей сути являясь пробелом. Характерно также то, что экономические санкции, направленные на отдельные отрасли и сектора экономики, негативно влияют на всю цепочку внутренних и внешних взаимосвязей, которые ухудшают материальное благополучие общества, расшатывая внутриполитическую обстановку в стране. Из этого следует отметить их антигуманный характер, а также уличить последователей теории умных санкций в лукавстве, поскольку заверения в том, что они не направлены против народа являются ложными. Воздействуя на государство, санкции в той или иной степени сказываются на благосостоянии граждан.
По прогнозам ряда ведущих аналитиков, высока вероятность того, что санкции не будут отменены ни в краткосрочном, ни в долгосрочном плане. Устойчивой тенденцией также является нагнетание обстановки, неустойчивость и напряжение в межгосударственных отношениях. Поэтому главной задачей России найти наиболее эффективную модель политического и внешнеэкономического развития в обход санкций. Поэтому главной задачей России найти наиболее эффективную модель политического и внешнеэкономического развития в обход санкций. Модель, позволяющую не только минимизировать имеющийся и потенциальный ущерб, но и диверсифицировать торговые связи.
Степень научной разработанности темы. Можно выделить несколько групп работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных данной проблематике.
К первой группе относятся работы, посвященные анализу понятия санкций, истории их применения, а также классификации. К таким работам можно отнести труды Хафбауэра Г.С. и его соавторов2, Бермана Х. и группы его соавторов3, Форрера Дж.4 ,группы авторов РАНХиГС Кнобель А.Ю., Багдасаряна К.М., Лощенковой А.Н., Прока К.А. 5 , Клиновой М.В., Сидоровой Е.А. 6 , рассматривающие санкции в экономическом плане. Необходимо отметить фундаментальность исследований данных работ. Наиболее широкую известность в академических кругах получила коллективная монография авторов Института мировой экономики Петерсена под руководством Хафбауэра Г.С., где приведены общие характерные черты санкций, выделяют причины введения экономических санкций, цели, проводится долгосрочный анализ их эффекта. Коллективная работа группы российский авторов РАНХиГС Кнобеля А.Ю., Багдасаряна К.М., Лощенковой А.Н., Прока К.А. проводят анализ экономических санкций не только в целом, но и на примере Российской Федерации в частности. В ней молодые ученые исследуют влияние введенных санкций стран Запада на российскую экономику, состояние крупных международных проектов, проводится подробный анализ опыта зарубежных стран, оказавшихся в ситуации экономического и политического давления, и какие способы для выхода из сложившейся ситуации они предпринимали.
Историческую справку об эволюционном развитии санкций можно найти в работе Головина А.А. 7, а также на сайтах словаря банковских терминов8 и кратком историческом обзоре на английском языке9. Нами также были использованы справочные материалы, содержащие определения понятия санкций: их дают политический9 10 и экономический словари11.
Вторая группа работ посвящена оценке правомерности санкций с точки зрения международного права, среди которых можно выделить работы Петренко Е.Г. 12, Кёхлера Х. 13, а также Малеева Ю.Н., Рачкова И.В., Ярышева С.Н.14, Косачева К.И.15. Головченко Д.П. и Шамугия И.Ш. проводят анализ причин изгоизации России 16. Работа Ханса Кёхлера описывает противоправность односторонних санкций с точки зрения международного права, а также пробелы, требующие доработки участниками международного сообщества.
Третья группа работ и интернет-ресурсов посвящена анализу контрмер и политики импортозамещения: это труды Соловьёва А.И. и Кузнецовой П.О., Волчковой Н.А.17, Сиражиддинова Н., посвязённые анализу внешнеторговой стратегии Российской Федерации18, Аликин А. проводят анализ ситуации на внутреннем рынке и степень эффективности политики импортозамещения19.
Целью исследования является выявление эффектов санкций как инструмента политического давления, используемого в современных международных отношениях. Для этого необходимо решить следующие задачи:
• дать определение понятию экономические санкции, привести краткий исторический обзор и классифицировать их;
• проанализировать введенные против России экономические санкции в ходе украинского кризиса;
• обосновать принципиальные различия позиций сторон в отношении присоединения Крыма;
• дать оценку экономическому ущербу, который понесла Российская Федерация в результате введенных санкций в период с 2014-2021 гг.;
• оценить правомерность введения односторонних санкций против России с точки зрения международного права;
• проанализировать модели выхода из-под санкционного влияния на опыте Ирана, СССР, ЮАР и Китая;
• оценить эффективность ответных контрсанкций, введенных Россией в отношении западных стран;
• выявить краткосрочные и долгосрочные тенденции развития санкционной войны между Российской Федерацией и рядом стран Запада.
Объект исследования - практика применения экономических санкций в современных международных отношениях.
Предмет исследования - санкции как экономический инструмент, имеющий политическое воздействие.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с 2014 по 2021 гг., то есть с момента введения странами Запада санкций в отношении России в связи с присоединением Крыма в 2014 году, и по настоящее время. В целях изучения мировой практики применения санкций как инструмента внешней политики, автор сочла необходимым также обратиться к историческим примерам их использования в ХХ веке и ранее.
Географические рамки включают в себя США, Россию, страны Европы, которые являются главными акторами в развязавшейся санкционной войне.
Теоретико-методологическую основу представляет системный подход, который позволяет проанализировать санкции в совокупности множества порой противоречивых факторов, а также взаимозависимых элементов в функционировании современной системы международных отношений. Исторический подход позволил выявить ключевые преемственные тенденции, что необходимо учитывать при формировании и корректировке внешнеполитического и внешнеэкономического процессов.
Следует отметить использование междисциплинарного подхода при разработке данного исследования. Тема санкций является одной из актуальных проблем международных отношений, в нашей работе они рассматриваются с точки зрения политологии, даётся анализ и оценка нормативно-правовым источникам санкций с точки зрения международных отношений. Помимо этого приводится анализ и прогноз макро-уровне с позиций мировой экономики. Междисциплинарный подход позволяет раскрыть тему с нескольких точек зрения, описать более глубоко, точно и полно. Междисциплинарный подход к разрабатываемой теме обоснован в первую очередь тем, что экономические санкции оказывают как позитивное, так и негативное влияние не только в сфере микроэкономики, макроэкономики, но и в мировой политике, воздействуют на саму ткань формирующейся системы международных отношений, испытывая её на прочность.
Методы исследования: - сбор статистических данных позволил детально охарактеризовать нанесенный ущерб российской экономике;
- ивент-анализ и ситуационный анализ позволили рассмотреть санкции в совокупности сложных внутриполитических и внешнеполитических факторов, обосновывающих их введение;
• метод синтеза даёт наиболее полное понятие о санкциях в их универсальном значении;
• метод сравнения позволяет на основе исторического опыта санкций других стран выбрать для РФ наиболее выгодную модель дальнейшего развития в условиях санкционного режима.
Новизна магистерской диссертации заключается в системном подходе, где санкции рассматриваются с точки зрения оценки и прогноза макроэкономического анализа, политических целей и юридической обоснованности с международного права. Тема санкций хорошо разработана, ей посвящено много научных статей и публикаций, однако введенные санкции против России до сих пор действуют, а также вводятся новые. В связи с этим данная тема является сложной для прогнозирования - введение новых санкций и снятие прежних сильно зависят от международной обстановки.
Эмпирическая база исследования:
• международно-правовые документы: резолюция Совета по правам человека, доклад специального докладчика о негативном воздействии принудительных мер на осуществление прав человека20, декларация стран- участниц межгосударственной организации БРИКС по итогам VI саммита в городе Форталеза21;
• нормативно-правовые документы отдельных государств: закон РФ, обосновывающие введение контрсанкций в отношении недружественных стран22, Указ Президента Российской Федерации о введении политики импортозамещения и продовольственного эмбарго23, нормативно-правовые акты США, формирующие правовые основы для введения санкций 24, указы президентов США, инициирующие ввод санкций 25, нормативно-правовой акт ЕС о присоединении к антироссийским санкицям26;
• новостные сообщения о новых экономических и дипломатических санкциях против России, предоставленные такими российскими СМИ как ТАСС27, РИА Новости28, а также зарубежными New York Times29 и CNBC30;
• интернет-ресурсы, в которых раскрываются санкции США против Ирана31, ЮАР32, Китая33 и ответные действия китайской стороны;
• статистические данные состояния российской экономики за 2014-2015 гг., отражающие степень влияния на нее санкций34. Также представляется значимым доклад экспертов Пестовой А. и Момонова М., подготовленный для Института переходных экономик Банка Финляндии35;
• результаты социологических исследований, представленные на площадке Левада-центра36.
Апробация темы. Основные положения и результаты исследования были изложены на IV Региональной молодёжной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, апрель 2017 года) и VIII Региональной молодёжной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, апрель 2021 года).
Структура работы. Работа по своей структуре состоит из введения, трёх частей, которые в свою очередь состоят из трёх частей, заключения, списка литературы.
Введение исследовательской работы отражает актуальность, степень научной разработанности предмет, объект и цель исследования, задачи и методы исследования, раскрывает его практическую значимость.
Первая глава включает в себя исторический обзор экономических санкций, их понятие и классификацию, систематизацию, выявление характерных особенностей и причин, ряд преследуемых целей при введении санкций со стороны, как правило, стран Запада против развивающихся стран. Исторический обзор описывает эволюцию понятия санкций, а также характерные черты рестрикций. Экономические санкции могут служить не только альтернативой, но и быть предвозвестником военных действий, а также гибко сочетаться с ними.
Вторая глава описывает ход принятия санкций в отношении России в период с 2014-2021 гг. Начало нового этапа санкционного давления вскоре после отмены поправок Джексона-Вэника, а также различия в оценке и подходах к событиям марта 2014 года наглядно иллюстрируют ценностные и цивилизационные различия Российской Федерации, США и европейских государств.
Третья глава включает в себя тенденции и пути выхода из-под санкционного давления. На примерах различных подходов, которые применяли страны, испытывавшие в недавнем прошлом санкции, можно выделить ключевые элементы успешной стратегии обхода. Поскольку от линии поведения государства зависит его дальнейшее развитие, данные элементы помогут при прогнозировании и разработке стратегии развития государства, несмотря на действие санкций.
В заключении подводятся итоги по проблеме экономических санкций в России и связанные с этим международно-правовые и политические проблемы, стоящие на повестке дня, систематизируется полученная информация в ходе научно-исследовательской работы и в качестве итога предлагается наиболее эффективная модель экономического развития в условиях санкций блока западных стран.
Санкции США и Евросоюза, введенные в 2014 году, отразились на географии внешнеэкономических связей РФ со странами мира. Традиционно наиболее развиты связи с странами Евросоюза, а также другие промышленно-развитые страны Запада, такие как Западная Европа, США и Япония. Преимущественно товарооборот составляет из России в страны Запада экспорт топливно-энергетических товаров и минерального сырья, а импорт в Россию - передовые технологии, продовольственные товары, медикаменты и другие готовые товары. Сотрудничество с промышленно развитыми странами включает различные аспекты: торговлю, финансовокредитные отношения, инвестиционную деятельность, научно-технический обмен, создание совместных проектов и др. Политические события, связанные с Украинским кризисом, существенно сократили не только темпы торговли как со странами Западного и Восточного полушария, но также повлияли на географию экономических связей.
В целом, среди стран дальнего зарубежья по-прежнему основным торговым партнером остаются страны Европейского союза, однако, курс внешней торговли постепенно меняется в сторону стран Азиатско- Тихоокеанского региона. Несмотря на то, что в обеих группах стран наблюдается спад, заметное постепенное замещение европейских партнёров азиатскими, а также партнерами стран ЕАЭС. Россия также стремится усилить экономические связи в рамках сотрудничества в БРИКС, о чем сказано в итоговом заявлении Форталезской декларации1.
Санкции против российских политических деятелей и членов правительства, глав крупных компаний (Газпром, Роснефть, РЖД и др.) и юридических лиц были впервые введены в марте 2014 года и на протяжении 2014, 2015 и 2016 годов санкции расширялись и ужесточались. Введены санкции против российских банков и финансово-кредитных организаций, предприятий оборонной промышленности, нефтегазовой промышленности и др. К санкциям США и Евросоюза присоединились Канада, Украина, Швейцария, Люксембург и некоторые другие страны Европы, Австралия, Япония. Целью санкций было зажать Россию, экономически ослабить её и тем самым сделать более сговорчивой по вопросу о территориальной принадлежности Крыма. Страны Запада настраивают на снятии санкций в том случае, если РФ вернет Крым в состав Украины, что дл России на сегодняшний день не является предметом обсуждения. Исходя из этого, взаимопонимания и общих точек соприкосновения по украинскому вопросу практически не наблюдается.
Россия ввела зеркальные санкции против высокопоставленных политических деятелей США, Евросоюза, Токио, продуктовое эмбарго стран ЕС и продукции легкой промышленности США. Ответные санкции России являлись делом принципа с точки зрения политики. Оставить подобные враждебные шаги без ответной реакции означало бы удар по национальной гордости, чести и имиджу страны.
Как следствие, российский президент Путин В.В. и правительство РФ объявили о курсе импортозамещения товаров в тех секторах экономики, где давно занимали места европейские производители, тем самым поощряя отечественное производство. Из сложившейся ситуации РФ попыталась извлечь выгоду для своей экономики.
Динамика российской экономики в период 2014-2015 гг. в целом характеризуется спадом, превалированием экспорта над импортом. Наибольшую негативную роль в экономических санкциях играют не столько сами санкции, сколько ситуация неопределенности, психологическое нагнетание обстановки в ожидании ещё более худших санкций на фоне введенных рестрикций.
Подводя итоги, невозможно не отметить неправомерность введения односторонних санкций как таковых, необходима глубокая проработка на уровне ООН. Современная практика применения односторонних и коллективных санкций противоречит принципам международного права, VII главы Устава ООН, и диктует необходимость повышения роли ООН в разрешении международных конфликтов. Факт того, что внутренние нормы США и присоединившегося к ним ЕС наделяют США правом вводить санкции в отношении других государств противоречит принципу равенства государств между собой и нерушимости суверенитета.
Санкции США и ЕС в отношении России, их жесткость во многом имеет назидательный характер для третьих стран. Разница в подходах к системе оценки событий на Украине в 2014 г., чрезмерная политизация, введение новых санкций практически по любым информационным поводам заставляет Россию вводить ответные зеркальные меры, проявляя принципиальность и жесткость.
Санкции сказались на притоке прямых иностранных инвестиций из зарубежных стран в Россию. Также действие санкций заставило ряд вкладчиков пересмотреть своё мнение и вывести капитал из страны. Отток капитала из страны был наиболее сильным в период с 2014 по 2015 года, начиная с 2016-2017 начался процесс постепенного восстановления притока иностранных инвестиций.
Любой информационное событие может быть использовано как повод для обсуждения антироссийских санкций, если взять в качестве примера санкции по делу Скрипалей, высылка российских дипломатов из США и Чехии, санкции по делу А. Навального ит.д. Однако фондовые рынки приобрели некоторую устойчивость к новостным сообщениям о новых санкциях, и курс рубля колеблется мало.
Немаловажную роль в этом вопросе играет нормализация двусторонних отношений между США и РФ. Нормализация подразумевает поиск точек соприкосновения по политическим вопросам, поскольку экономическая взаимосвязь между Россией и США слаба, и как показывает опыт санкций Евросоюза, даже устоявшимися тесными экономическими связями можно пренебречь, если на то есть политическая воля. На данный момент Евросоюз ставит политическую и идеологическую общность позиций с США в рамках атлантического сотрудничества выше экономических интересов. Идет тенденция превалирования принципиальной политической позиции над насущными экономическими потребностями в торговле и улучшению благосостояния граждан. Эта тенденция сохранится до тех пор, пока заинтересованность в реализации совместных с Россией проектов и активизации внешней торговли не пересилит политическую позицию. Это касается в первую очередь Евросоюза. На уровне отдельно взятых государств звучат призывы политиков о нормализации отношений с РФ, однако на уровне ЕС как наднационального политического института подобного решения принято не было. Однако в этом вопросе есть определенные положительные сдвиги: несмотря на протесты США, Польши, Украины, проект Северный поток-2 будет достроен, поскольку в этом в первую очередь заинтересована Германия и Россия.
В связи с этим возникает потребность в стабилизации политической ситуации вокруг украинского кризиса, поскольку именно он является тем раздражителем, который провоцирует введение новых санкций против России по любым иным внутри- и внешнеполитическим событиям. Стабилизация ситуации на Украине позволит прекратить введение новых пакетов санкций, а также ослабить введенные экономические санкции.
В то же время в силу продолжающегося нагнетания геополитической обстановки полезно будет рассмотреть и применить опыт зарубежных стран в целях противодействия санкциям. Наиболее перспективным представляется путь политической и экономической модернизации Китая.
1. Апартеид в ЮАР: почему санкции не помогли чернокожим. URL: https://ruposters.ru/news/29-03-2017/sankcii-zapreti-rezhim-uar
2. В МИД призвали готовиться к новым санкциям. URL: https://ria.ru/20210607/mid-1735972431.html
3. Временное соглашение с Ираном, ведущее к образованию зоны
свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами - членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны. URL:
http://eurasiancommission.org/ru/act/trade/dotp/SiteAssets/Pages/Временно е-соглашение-с-Ираном/EAEU-Iran_rus.pdf
4. Все санкции Запада против России. Досье. URL: https: //tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1055587
5. В чем смысл новой резолюции ООН по Крыму - заявление постпреда
РФ. URL: https://crimea.ria.ru/politics/20201217/1119058949/V-chem-
smysl-novoy-rezolyutsii-OON-po-Krymu--zayavlenie-postpreda-RF.html
6. Генеральная Ассамблея ООН призвала Россию вывести войска из
Крыма. URL: https://www.dw.com/ru/uchastniki-genassamblei-oon-
prizvali-rossiju-vyvesti-vojska-iz-kryma/a-55859129
7. Глава МИД Британии призвал Россию вернуть Крым Украине. URL: https://ria.ru/20150322/1053871664.html
8. Госдолг России вырос на 39,9% в 2020 году. URL:
https: //www.rbc.ru/rbcfreenews/60358ace9a7947dcf9a61619
9. Готов пакет соглашений на выделение РФ межгосударственного кредита Ирану на 2,2 млрд. евро. URL: https://tass.ru/ekonomika/3496367
10. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles. shtml
11. Доклад специального докладчика по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека, A/HRC/30/45. URL: https://www.refworld.org.ru/docid/565ff2fe4.html
12. Дракон и санкции. Почему Китай смог разбогатеть на запретах Запада? URL: https://aif.ru/money/economy/drakon_i_sankcii_pochemu_kitay_smog_razb ogatet_na_zapretah_zapada
13. Евросоюз впервые за 30 лет вводит санкции против Китая. URL: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/evrosoyuz-vpervye-za-30-let-vvodit- sankcii-protiv-kitaya-1030222908
14. История воссоединения Крыма с Россией.
URL: https: //tass.ru/info/1818590
15. Какие санкции вводили против Ирана. URL: https://tass.ru/info/7488823
16. Как показывает опыт ЮАР, эффективность санкций зависит от
значимости страны для мировой экономики. URL:
https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2014/03/26/kak-pokazyvaet-opyt- yuar-effektivnost-sankcij-zavisit-ot
17. Китай ввёл ответные санкции против ЕС. URL:
https://www.kommersant.ru/doc/4741000
18. Китай ввёл ответные санкции против США и Канады. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/605f3e519a79470b1d911f32
19. Китай показал России, как бить санкциями ЕС и Прибалтику. URL: https://inforuss.info/kitaj-pokazal-rossii-kak-bit-san
20. МВФ подсчитал, сколько потеряла Россия от санкций. URL: https://www.if24.ru/mvf-podschital-skolko-poteryala-rossiya-ot-sanktsij
21. Международные отношения и санкции. URL:
https: //www. levada.ru/2017/06/15/16137/
22.0 мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств: Федеральный закон № 127-ФЗ от 4 июня 2018 г. URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/43117
23.О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации № 560 от 06 августа 2014 г. URL:
https: //www.alta.ru/tamdoc/14uk0560/
24. Односторонние экономические меры как средство политического и экономического принуждения развивающихся стран: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/74/200 от 13 января 2020 г. URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/RES/74/200
25. Права человека и односторонние принудительные меры: Резолюция Совета по правам человека ООН A/RES/HRC/24/14 от 8 октября 2013 г. URL: https: //undocs. org/ru/A/HRC/RES/24/14
26. Попавшие под санкции компании и бизнесмены получат специальные
законы. URL:
https://www.rbc.ru/economics/15/10/2019/5da49d529a794765f8644e31
27. Попытки изоляции мировой державы бесперспективны. URL:
https://rg.ru/2014/03/08/derj ava-site.html
28. Президент Австрии считает, что Евросоюзу и России нужно
поддерживать диалог. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-
panorama/11479555
29. Псаки: санкции против РФ останутся в силе, пока Крым не вернут Украине. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1832918
30. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 №
1230-р. URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105140026?index= 0&rangeSize=1
31. Резолюция Европейского парламента от 13 марта 2014 года о вторжении России в Украину 2014/2627 RSP . URL: https://flot2017.com/rezoljuciya-evropejskogo-parlamenta-o-5/
32. Санкции и контрсанкции. URL:
https: //www. levada. ru/2017/05/15/sanktsii-i-kontrsanktsii-3/
33. Санкционные списки против российских граждан и компаний. URL: https://ria.ru/20140718/1016514535.html
34. Санкции США против России за инцидент в Солсбери вступили в силу. URL: https://www.rbc.ru/politics/27/08/2018/5b837d579a79474bcef546c8
35. Статистика показала провал курса на импортозамещение. URL: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/371727-statistika-pokazala- proval-kursa-na-importozameshchenie-v-rossii
36. США восстановят санкции ООН против Ирана через месяц. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9242797
37. США готовы отказаться от жестких санкций против Ирана ради ядерной сделки. URL: https://www.interfax.ru/world/763810
38. США и Иран показали готовность вернуться к ядерной сделке. URL: https://rg.ru/2021/04/06/ssha-i-iran-pokazali-gotovnost-vernutsia-k-iadernoj- sdelke.html
39. США не намерены пересматривать санкции против России, веденные из-за Украины. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/10680975
40. США ввели санкции против российских миллиардеров и
госменеджеров. URL:
https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/04/05/755965-ssha-vveli- sanktsii-protiv
41. Товарооборот между Россией и Евросоюзом сократился на 5,6%. URL: https: //regnum.ru/news/economy/2855588.html
42. Товарооборот между Россией и США в 2019 году вырос на 4,9%. URL: https: //regnum.ru/news/economy/2855583.html
43. Трамп подписал закон о новых антироссийских санкциях. URL: https://www.rbc.ru/politics/02/08/2017/5981e2189a79477f425dfe76?from= main
44. Форталезская декларация (принята по итогам шестого саммита БРИКС) от 15 июля 2014 года. URL: http://base.garant.ru/71480284/
45. Экономисты оценили потери России от санкций в 800 млрд. рублей. URL: https://www.rbc.ru/economics/14/08/2019/5d51780c9a7947cd5eb6eb56
46. Эксперты оценили потери России от санкций и цен на нефть в $600
млрд. URL:
https://www.rbc.ru/economics/05/02/2016/56b3d9ef9a7947158745d497
47. Conference on Security and Cooperation in Europe Final Act. URL: https://www.osce.org/files/f/documents/5/c/39501.pdf
48. Global Magnitsky Act // Congressional Research Service. 2020. October 28. URL: https://fas.org/sgp/crs/row/IF10576.pdf
49. EU Human Rights Sanctions Towards a European Magnitsky Act //
European Parliament. 2020. December.
URL:https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2020/659402/E PRS_BRI(2020)659402_EN.pdf
50. Hansl B. Russia Economic Report. The Dawn of a New Economic Era?№
33 April 2015. URL:
https://documents1.worldbank.org/curated/en/904101468295545451/pdf/956 970NWP00PUB0B0WB0RER0No0330FINAL.pdf
51.Iran Gears Up for Return to Oil Market as U.S. Talks Advance. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021 -05-15/iran-gears-up-for- return-to-oil-market-as-u-s-talks-advance
52. Pestova A., Mamonov M. Should We Care? The Economic Effects of Financial Sanctions on the Russian Economy. URL: https://helda.helsinki.fi/bof/bitstream/handle/123456789/16219/dp1319.pdf? sequence=3
53. The International Emergency Economic Powers Act: Origins, Evolution, and
Use // Congressional Research Service. 2020. July 14. URL: https://fas.org/sgp/crs/natsec/R45618.pdf
54. United Nations Charter. URL: https://www.un.org/en/about-us/un- charter/full-text
55. US Government Attempts Snapback of UN Sanctions on Iran, Issues Series
of New Sanctions. URL:
https://sanctionsnews.bakermckenzie.com/category/us-sanctions-against-iran
56. U.S. Imposes Stiff Sanctions on Russia, Blaming It for Major Hacking
Operation https://www.nytimes.com/2021/04/15/world/europe/us-russia- sanctions.html
57. U.S. Sanctions on Russia ‘Mostly Symbolic’ and Will Not Trouble Moscow, Economists Say. URL: https://www.cnbc.com/2021/04/16/economists-us- sanctions-mostly-symbolic-and-wont-trouble-russia.html