НАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ 6
1.1. Особенности современного состояния правового обеспечения обязательного медицинского страхования 6
1.2. Обязательное медицинское страхование, как составляющая реализации социальных прав граждан Российской Федерации 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 14
2.1. Проблемы юридической конструкции договоров в системе обязательного медицинского страхования 14
2.2. Пути совершенствования обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РФ 6
1.1. Особенности современного состояния правового обеспечения обязательного медицинского страхования 6
1.2. Обязательное медицинское страхование, как составляющая реализации социальных прав граждан Российской Федерации 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 14
2.1. Проблемы юридической конструкции договоров в системе обязательного медицинского страхования 14
2.2. Пути совершенствования обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Актуальность темы исследования. В настоящее время в Российской Федерации проводится реформа системы здравоохранения, которая реализовывается постепенно и комплексно.
Наиболее актуальным вопросом является эффективность распределения финансовых ресурсов с целью повышения доступности и качества медицинской помощи, а также использования новых механизмов для устранения несоответствия между доступными государству источниками финансирования и реализацией гарантий по оказанию медицинской помощи населению.
В настоящее время действующий механизм финансирования системы здравоохранения в Российской Федерации не обеспечивает сокращение дефицита финансирования территориальных программ государственных гарантий, формирующихся на основе минимальных подушевых нормативов и финансовых возможностей субъектов Российской Федерации, без учета реальных потребностей населения в медицинской помощи.
Недостаточно эффективно обеспечиваются функции страховых медицинских организаций, действующих в системе обязательного медицинского страхования, которые должны играть ведущую роль в реализации принципов медицинского страхования, а не просто выполнять функции перераспределения государственных финансовых ресурсов в системе финансирования здравоохранения.
Проблема в области медицинского страхования заключается в том, что вопросы добровольного медицинского страхования не регулируются должным образом. Нет единого нормативного документа, изданного в этой области, отсутствует законодательно установленное определение понятия «добровольное медицинское страхование», отсутствует политика взимания платы за услуги со стороны государства.
Целью работы является комплексный анализ государственной системы обязательного медицинского страхования.
Названная цель определила следующие задачи исследования:
– определить особенности современного состояния правового обеспечения обязательного медицинского страхования;
– рассмотреть обязательное медицинское страхование, как часть реализации социальных прав граждан Российской Федерации;
– выявить проблемы юридической оформления договоров в системе обязательного медицинского страхования;
– сформулировать пути совершенствования обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления обязательного медицинского страхования.
Предмет исследования – правовое регулирование обязательного медицинского страхования.
Нормативной основой исследования является действующее российское законодательство в области правового регулирования обязательного медицинского страхования: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и др. Также была применена судебная практика.
Методологической основой данного исследования являются следующие методы:
- Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция;
- Специальные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-юридический, которые позволили полностью изучить это тему
Теоретической основой исследования послужили работы таких ученных как: Т.А.Вильмс, В.Н. Гарькуша, Е.И. Корженевская, В.В. Кудряшов, О.В. Лазарева, Л.Б. Лазарова, Т.Н. Обущенко, Б.Ю. Сербиновский, М.Б. Смирнова, О.Н. Углицких и др.
Наиболее актуальным вопросом является эффективность распределения финансовых ресурсов с целью повышения доступности и качества медицинской помощи, а также использования новых механизмов для устранения несоответствия между доступными государству источниками финансирования и реализацией гарантий по оказанию медицинской помощи населению.
В настоящее время действующий механизм финансирования системы здравоохранения в Российской Федерации не обеспечивает сокращение дефицита финансирования территориальных программ государственных гарантий, формирующихся на основе минимальных подушевых нормативов и финансовых возможностей субъектов Российской Федерации, без учета реальных потребностей населения в медицинской помощи.
Недостаточно эффективно обеспечиваются функции страховых медицинских организаций, действующих в системе обязательного медицинского страхования, которые должны играть ведущую роль в реализации принципов медицинского страхования, а не просто выполнять функции перераспределения государственных финансовых ресурсов в системе финансирования здравоохранения.
Проблема в области медицинского страхования заключается в том, что вопросы добровольного медицинского страхования не регулируются должным образом. Нет единого нормативного документа, изданного в этой области, отсутствует законодательно установленное определение понятия «добровольное медицинское страхование», отсутствует политика взимания платы за услуги со стороны государства.
Целью работы является комплексный анализ государственной системы обязательного медицинского страхования.
Названная цель определила следующие задачи исследования:
– определить особенности современного состояния правового обеспечения обязательного медицинского страхования;
– рассмотреть обязательное медицинское страхование, как часть реализации социальных прав граждан Российской Федерации;
– выявить проблемы юридической оформления договоров в системе обязательного медицинского страхования;
– сформулировать пути совершенствования обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления обязательного медицинского страхования.
Предмет исследования – правовое регулирование обязательного медицинского страхования.
Нормативной основой исследования является действующее российское законодательство в области правового регулирования обязательного медицинского страхования: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и др. Также была применена судебная практика.
Методологической основой данного исследования являются следующие методы:
- Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция;
- Специальные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-юридический, которые позволили полностью изучить это тему
Теоретической основой исследования послужили работы таких ученных как: Т.А.Вильмс, В.Н. Гарькуша, Е.И. Корженевская, В.В. Кудряшов, О.В. Лазарева, Л.Б. Лазарова, Т.Н. Обущенко, Б.Ю. Сербиновский, М.Б. Смирнова, О.Н. Углицких и др.
Современная система ОМС ориентирована на обеспечение гарантий стабильности и безопасности в социальной сфере, с исторической и теоретической точки зрения современное законодательство развивается по спирали, доказывающей, что и сегодня основной проблемой благополучия социальной сферы остается зависящая от системы ОМС, проблема более широкой доступности бесплатных и качественных медицинских услуг для населения РФ.
Понимание качества оказанной медицинской помощи для пациентов российской системы здравоохранения довольно относительно, так как большинство потребителей медицинских услуг не владеют специальными знаниями и не могут оценить уровень медицинской услуги оказанной им, договор, где могли быть прописаны все нюансы взаимоотношений по вопросу предоставления услуг с указанием ожидаемого результата между пациентом и медицинским учреждением, не заключается, и поэтому, в последствии, услуга для пациента сегодняшней системы ОМС считается оказанной качественно, независимо от того удовлетворен ли он ею либо нет. Поэтому отдельная категория граждан предпочтение отдает платной медицине.
С внесением предложенных изменений на законном уровне функции страховщика будут возложены на Федеральный фонд ОМС и соответственно Территориальный фонд ОМС, а также на страховые компании.
После определения круга страховщиков, предлагается законодательно вернуть договорные отношения между страхователем и страховщиком, данная мера станет мотивирующим и стимулирующим инструментом для более качественной работы всех субъектов страхования. В противном случае, при невыполнении страховщиком своих функций либо при выполнении, но ненадлежащим образом, страхователи смогут предъявлять обоснованные иски.
Страховые компании в системе ОМС являются связующим звеном в правоотношениях с потребителями медицинских услуг, поэтому для повышения ответственности страховых компаний предлагается внести изменения в п.8 ст. 14 Закона об ОМС, которая в действующей редакции гласит, что страховые медицинские организации отвечают по обязательствам возникающим из договоров, заключенных в сфере ОМС (в данном конкретном случае договор имеет место быть только между страховой организацией и медицинским учреждением на оказание медицинских услуг в определенном объеме, за установленную плату, но не с застрахованными лицами), проблемой видится размытость и неконкретность формулировки. Для решения выявленной недоработки, предлагается внести изменения в п. 8, ст. 14 анализируемого Закона, а именно: «...отвечают по своим обязательствам собственными средствами страховой медицинской организации». Предполагается, что внесенное изменение благотворно повлияет на работу страховых компаний в интересах, своих застрахованных. политики государства в сфере здравоохранения во всех субъектах РФ49.
Все вышеизложенные предложения призваны помочь в решении выявленных проблем системы медицинского страхования, государство не стоит на месте и в вопросах правового регулирования пытается создать принципиально новую систему обязательного медицинского страхования. Все названные проблемы в функционировании системы ОМС, показали несовершенство в правовом регулировании. Полагается, что предложения по внесению изменений в нормативные акты, регламентирующие функционирование ОМС, способны решить ряд серьезных проблем.
Политика государственного регулирования направлена на усовершенствование системы ОМС, постоянный мониторинг сферы здравоохранения позволяет выявлять все имеющиеся недостатки и разрабатывать для их устранения целые комплексы правовых и социально- экономических мероприятий.
В этом направлении необходимо на государственном уровне создание системы перспективного планирования, в которой, выделив для начала первоочередные приоритетные составляющие для развития системы ОМС, впоследствии можно добиться положительных изменений всей системы здравоохранения в целом. Данное предложение имеет большую практическую значимость в сфере совершенствования всей системы российского здравоохранения. Изучая проблемы отдельных регионов, необходимо разработать инновационные программы для развития общероссийской системы здравоохранения. Уже сегодня, для того чтобы обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности социально- экономического развития РФ, Министерство здравоохранения РФ разработало проект подготовки управленческих кадров в здравоохранении.
Определив направления для дальнейшего исследования и для достижения успеха всех начинаемых преобразований, необходимо изучение всех недостатков системы для поиска путей совершенствования, которые позволят достичь четко налаженной и стабильно функционирующей системы ОМС, что обеспечит социальное благополучие всего населения России.
Понимание качества оказанной медицинской помощи для пациентов российской системы здравоохранения довольно относительно, так как большинство потребителей медицинских услуг не владеют специальными знаниями и не могут оценить уровень медицинской услуги оказанной им, договор, где могли быть прописаны все нюансы взаимоотношений по вопросу предоставления услуг с указанием ожидаемого результата между пациентом и медицинским учреждением, не заключается, и поэтому, в последствии, услуга для пациента сегодняшней системы ОМС считается оказанной качественно, независимо от того удовлетворен ли он ею либо нет. Поэтому отдельная категория граждан предпочтение отдает платной медицине.
С внесением предложенных изменений на законном уровне функции страховщика будут возложены на Федеральный фонд ОМС и соответственно Территориальный фонд ОМС, а также на страховые компании.
После определения круга страховщиков, предлагается законодательно вернуть договорные отношения между страхователем и страховщиком, данная мера станет мотивирующим и стимулирующим инструментом для более качественной работы всех субъектов страхования. В противном случае, при невыполнении страховщиком своих функций либо при выполнении, но ненадлежащим образом, страхователи смогут предъявлять обоснованные иски.
Страховые компании в системе ОМС являются связующим звеном в правоотношениях с потребителями медицинских услуг, поэтому для повышения ответственности страховых компаний предлагается внести изменения в п.8 ст. 14 Закона об ОМС, которая в действующей редакции гласит, что страховые медицинские организации отвечают по обязательствам возникающим из договоров, заключенных в сфере ОМС (в данном конкретном случае договор имеет место быть только между страховой организацией и медицинским учреждением на оказание медицинских услуг в определенном объеме, за установленную плату, но не с застрахованными лицами), проблемой видится размытость и неконкретность формулировки. Для решения выявленной недоработки, предлагается внести изменения в п. 8, ст. 14 анализируемого Закона, а именно: «...отвечают по своим обязательствам собственными средствами страховой медицинской организации». Предполагается, что внесенное изменение благотворно повлияет на работу страховых компаний в интересах, своих застрахованных. политики государства в сфере здравоохранения во всех субъектах РФ49.
Все вышеизложенные предложения призваны помочь в решении выявленных проблем системы медицинского страхования, государство не стоит на месте и в вопросах правового регулирования пытается создать принципиально новую систему обязательного медицинского страхования. Все названные проблемы в функционировании системы ОМС, показали несовершенство в правовом регулировании. Полагается, что предложения по внесению изменений в нормативные акты, регламентирующие функционирование ОМС, способны решить ряд серьезных проблем.
Политика государственного регулирования направлена на усовершенствование системы ОМС, постоянный мониторинг сферы здравоохранения позволяет выявлять все имеющиеся недостатки и разрабатывать для их устранения целые комплексы правовых и социально- экономических мероприятий.
В этом направлении необходимо на государственном уровне создание системы перспективного планирования, в которой, выделив для начала первоочередные приоритетные составляющие для развития системы ОМС, впоследствии можно добиться положительных изменений всей системы здравоохранения в целом. Данное предложение имеет большую практическую значимость в сфере совершенствования всей системы российского здравоохранения. Изучая проблемы отдельных регионов, необходимо разработать инновационные программы для развития общероссийской системы здравоохранения. Уже сегодня, для того чтобы обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности социально- экономического развития РФ, Министерство здравоохранения РФ разработало проект подготовки управленческих кадров в здравоохранении.
Определив направления для дальнейшего исследования и для достижения успеха всех начинаемых преобразований, необходимо изучение всех недостатков системы для поиска путей совершенствования, которые позволят достичь четко налаженной и стабильно функционирующей системы ОМС, что обеспечит социальное благополучие всего населения России.



