«По-настоящему сильным до тех пор не будешь, пока не научишься видеть во всем смешную сторону» - писал Кен Кизи в своем произведении «Над кукушкиным гнездом». [Кизи, 1962, с.64] Природа юмора несет в себе важные функции, одна из которых - способность свести на нет конфликт или неприятный спор. Очень важно в любой напряженной ситуации суметь сменить тон, пошутить и улыбнуться. На данном этапе нашей работы мы рассмотрим комический речевой жанр как действительно устойчивый тип высказывания для определенной сферы человеческой деятельности - творческой.
Смех уже давно стал предметом лингвистики. Исходя из этого, актуальность данной работы обусловлена вниманием современных лингвистов к изучению прагматической стороны языка. Исследователей интересуют языковые приемы создания комического, его речевые жанры и т.д.
Содержание нашей работы заключается в раскрытии специфики комического речевого жанра. В связи с интересом современной лингвистики к анализу речи в прагматическом аспекте, изучение речевых жанров приобретает особую значимость. По нашему мнению, особенности комического речевого являются перспективным материалом для научных исследований. Рубеж XX-XXI ознаменовался появлением новых юмористических телепередач, что побудило современных лингвистов описывать и классифицировать речевые жанры юмористических выступлений.
Новым в данной работе является исследование тематической классификации шуток из телепередачи Comedy Club «Прожарка» и анализ используемых приемов комического.
Серия передач ТВ -шоу «Прожарка» является объектом исследования. Предметом исследования являются речежанровые признаки данного вида текстов.
Основная цель работы - дать определение комического речевого жанра «Прожарка», а также описать и классифицировать его признаки.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1. Изучить теоретически понятие «речевой жанр».
2. Собрать материал из выпусков Comedy Club «Прожарка», содержащий различные шутки, насмешки .
3. Описать образы автора и адресата ТВ-шоу «Прожарка» по выбранной лингвистической модели.
4. Описать денотативное содержание насмешек (Тематически классифицировать шутки комиков и проанализировать нормы их употребления).
5. Описать речевое воплощение жанра «Прожарка», рассмотрев приемы создания комического в данном телевизионном шоу.
Теоретической основой исследования послужили научные работы классических и современных авторов, таких как М.М. Бахтин, В.В. Дементьев, Т.В. Шмелева, Л.Н. Лубина, Ю.В. Щурина, Н.Д. Миловская и др.
Структура работы определяется спецификой поставленных задач, характером объекта и предмета изучения. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Материалом данного исследования послужили выпуски телепередачи Comedy Club «Прожарка» от 07.03.2019/18.10.2019/22.09.2020.
Предложенная работа представляет собой попытку исследования телевизионного шоу Comedy Club «Прожарка» в качестве комического речевого жанра.
В целом, речевое действие, содержащее комическую направленность, занимает особое место в ряду речевых актов. Поэтому, это способствует его выделению как самостоятельного вида речевого жанра.
Возникновение речевого жанра в Comedy Club «Прожарка» обусловлено игровой установкой этого телевизионного шоу. Когда человек смеется, его на какой-то момент времени переполняют чувство счастья, ощущение радости, поэтому комическое высоко ценится людьми и находит широкое применение в подобного рода шоу, а также, в бытовом общении.
Коммуникация автора и адресата воспроизводится по определенному речевому жанру, поэтому исследование первичных и вторичных РЖ комического способствует более полному анализу коммуникации и ее эффективному осуществлению. Успешная реализация комического акта в данном шоу зависит от ряда условий, которые предполагают адекватную оценку коммуникации адресатом и принятие игрового модуса общения, который производит автор с помощью эффекта речевого комизма и парадоксальностью высказываний.
Возможно также дополнение классификации новым материалом и типологическими основаниями.
Таким образом, юмористические передачи позволяют человеку выйти за рамки рационального мышления, а также, дают возможность его сознанию расслабиться.
1. Апресян Р.Г. Этика. Энциклопедический словарь. - М., 2001. URL: https: //iphras. ru/enc eth. htm
2. Аристотель. Поэтика. Риторика. - СПб.: Азбука-классика, 2007.
3. Барсукова С.С. Приемы создания эффекта обманутого ожидания на
уровне предложения. - М.: Филология и человек, 2014. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-sozdaniya-effekta-obmanutogo- ozhidaniya-na-urovne-predlozheniya
4. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. - М.: Русские словари, 1996.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 424с.
6. Бергсон А. Смех. - М.: Искусство, 1990.
7. Большой энциклопедический словарь, 2е издание. - М.: Большая Российская энциклопедия, Норинт, 2000. - 1456с. URL: https://rus-big- enc-dict. slovaronline. com/
8. Бореев Ю.Б. О комическом. - М.: Искусство, 1957.
9. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997.
10. Вербицкая О.Ю. Опыт лингвистического исследования
парадоксального речевого акта в комическом дискурсе. - Иркутск, 2005.
11. Гоббс Т. Сочинения: пер. с лат. и англ. - М.: Мысль, 1991.
12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 2 -х ТТ. - М.: Олта-пресс, 2002.
13. Девкин В.Д. О юморе. - М.: Известия Волгоградского
государственного педагогического университета, 2009. URL: https: //elibrary. ru/item. asp?id=15245423
14. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. - М.: Знак, 2010.
15. Доронина С.В. Содержание и внутренняя форма русских игровых текстов: когнитивно-деятельностный аспект (на материале анекдотов и речевых шуток). - Барнаул, 2000. - 155с.
16. Дземидок Б. О комическом. - М.: Прогресс, 1974. URL:
http://padaread.com/?book=44644&pg=8
17. Дмитриев А.В. Социология юмора: Очерки / Отд. филос., социол., психол. и права РАН, 1996.
18.Зализняк А.А. Ключевые идеи русской языковой картины мира. - М.: Языки славянской культуры, 2005. URL:
http://rusgram.ru/sites/default/files/liter/presupp/zal-lev-shm keyideas.pdf
19.Заложная И.В. Особенности инвективы как речевого жанра. - М.: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2009. - 132с. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/osobennosti-mvektivy-kak-
rechevogo-zhanra
20.Засыпкин С. Инвектива. - М.: Дискурс-Пи, 2010. - 352с.
21.Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М.: Русский язык, 1979. - 342с.
22. Иванов Е.А. Логика. М.: БЕК, 2002. - 368с.
23. Иванов С.С. Игра слов и способы ее создания: смысловая и звукосмысловая игра слов. - Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского, 2009. - 227-231с.
24. Капацинская В.М. Комический текст. Проблема выделения речевого и ситуативного комического в тексте. - Вестник Нижегородского университета, 2007.
25. Караваев Э.Ф. Актуальность энтимемы. - СПб.: Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке, 1994. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30544556&
26. Карасик В.И. Алгоритмы построения комических текстов. - М.: Гос. Институт русского языка имени А.С. Пушкина, 2018.
27. Кизи К. Над кукушкиным гнездом. - М.: Эксмо, 2019.
28. Козинцев А.Г. Человек и смех. - СПб.: Алетейя, 2007.
29. Кошелев А.Д. О природе комического и функциях смеха// Язык в движении. К 70-летию Л.П. Крысина. - М. 2007.
30. Лубина Л.Н. Комический эффект как трансформация нормы, национально-культурное в комическом. - М.: Вестник Югорского государственного университета, 2011.
31. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. - М.: Наука, 1968.
32. Международный научный журнал «Жанры речи». - СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2018. URL: https://zhanry-rechi.sgu. ru/ru/info
33. Миловская Н.Д. Специфика речевого взаимодействия персонажей, экспликации семантического механизма создания юмористического эффекта. - М.: Вестник КГУ, 2017.
34.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: ОНИКС, 2008.
35. Посиделова В.В. Лингвистический и правовой аспекты инвективной лексики русского языка. - М.: Философия права, 2016. - 13с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskiy-i-pravovoy-aspekty- invektivnoy-leksiki-russkogo-yazyka
36. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. - М.: Лабиринт, 1999.
37. Сафонова Е.В. Формы, средства и приёмы создания комического в литературе / Е. В. Сафонова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый, 2013. - 474-478с. URL: https://moluch.ru/archive/52/6970
38. Служаева Т.В. Языковые особенности передачи комического в британских и американских ситкомах. - ЮурГУ, 2018.
39. Фомичева Ж.Е. О языковых средствах создания комического эффекта в
пародийном художественном тексте. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-yazykovyh-sredstvah-
sozdaniya-komicheskogo-effekta-v-parodiynom-hudozhestvennom- tekste/viewer
40. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. - М. - Спб.: Университетская книга, 1997. - 284с.
41. Цветков А.В. Юмор и стили реакции личности на критическую
ситуацию // Матер. втор. Науч. -практ. Конф. Студ. МПСИ: тезисы докладов. Ч3. - М.: МПСИ, 2004. URL: https://forpsy.ru/works/doklad/yumor-i-stili-reaktsii-lichnosti-na- kriticheskuyu-situatsiyu/
42.Черданцева И.В Ирония: от метода философствования к концепту. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2006. URL:
https://dlib. rsl. ru/viewer/01003471227#?page=1
43.Чернышова Т.В. Юрислингвистическая экспертиза газетнопублицистических текстов с неявной коммуникативной функцией высказывания. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2002. - 42-54с.
44. Шмелева Т.В. Речевой жанр: опыт общефилологического осмысления. - Киев, 1995.
45. Шоков Н.Н. Семантический механизм и приемы комического. Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semanticheskiy- mehanizm-i-priemy-komicheskogo
46. Щурина Ю.В. Речевые жанры комического. - Саратов, 1999. - 146157с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-komicheskih- rechevyh-zhanrov-kommunikativnogo-prostranstva-interneta
47. Щурина Ю.В. Шутка как речевой жанр. - Саратов, 1996. - 155с.
48. Яшина Е.А. Виды парадокса в художественном тексте. - М.: Вестник
ТГУ, 2007. URL: https: //cyberleninka. ru/articl e/n/vidy-paradoksa-v-
hudozhestvennom-tekste