«По-настоящему сильным до тех пор не будешь, пока не научишься видеть во всем смешную сторону» - писал Кен Кизи в своем произведении «Над кукушкиным гнездом». [Кизи, 1962, с.64] Природа юмора несет в себе важные функции, одна из которых - способность свести на нет конфликт или неприятный спор. Очень важно в любой напряженной ситуации суметь сменить тон, пошутить и улыбнуться. На данном этапе нашей работы мы рассмотрим комический речевой жанр как действительно устойчивый тип высказывания для определенной сферы человеческой деятельности - творческой.
Смех уже давно стал предметом лингвистики. Исходя из этого, актуальность данной работы обусловлена вниманием современных лингвистов к изучению прагматической стороны языка. Исследователей интересуют языковые приемы создания комического, его речевые жанры и т.д.
Содержание нашей работы заключается в раскрытии специфики комического речевого жанра. В связи с интересом современной лингвистики к анализу речи в прагматическом аспекте, изучение речевых жанров приобретает особую значимость. По нашему мнению, особенности комического речевого являются перспективным материалом для научных исследований. Рубеж XX-XXI ознаменовался появлением новых юмористических телепередач, что побудило современных лингвистов описывать и классифицировать речевые жанры юмористических выступлений.
Новым в данной работе является исследование тематической классификации шуток из телепередачи Comedy Club «Прожарка» и анализ используемых приемов комического.
Серия передач ТВ -шоу «Прожарка» является объектом исследования. Предметом исследования являются речежанровые признаки данного вида текстов.
Основная цель работы - дать определение комического речевого жанра «Прожарка», а также описать и классифицировать его признаки.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
1. Изучить теоретически понятие «речевой жанр».
2. Собрать материал из выпусков Comedy Club «Прожарка», содержащий различные шутки, насмешки .
3. Описать образы автора и адресата ТВ-шоу «Прожарка» по выбранной лингвистической модели.
4. Описать денотативное содержание насмешек (Тематически классифицировать шутки комиков и проанализировать нормы их употребления).
5. Описать речевое воплощение жанра «Прожарка», рассмотрев приемы создания комического в данном телевизионном шоу.
Теоретической основой исследования послужили научные работы классических и современных авторов, таких как М.М. Бахтин, В.В. Дементьев, Т.В. Шмелева, Л.Н. Лубина, Ю.В. Щурина, Н.Д. Миловская и др.
Структура работы определяется спецификой поставленных задач, характером объекта и предмета изучения. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Материалом данного исследования послужили выпуски телепередачи Comedy Club «Прожарка» от 07.03.2019/18.10.2019/22.09.2020.
Предложенная работа представляет собой попытку исследования телевизионного шоу Comedy Club «Прожарка» в качестве комического речевого жанра.
В целом, речевое действие, содержащее комическую направленность, занимает особое место в ряду речевых актов. Поэтому, это способствует его выделению как самостоятельного вида речевого жанра.
Возникновение речевого жанра в Comedy Club «Прожарка» обусловлено игровой установкой этого телевизионного шоу. Когда человек смеется, его на какой-то момент времени переполняют чувство счастья, ощущение радости, поэтому комическое высоко ценится людьми и находит широкое применение в подобного рода шоу, а также, в бытовом общении.
Коммуникация автора и адресата воспроизводится по определенному речевому жанру, поэтому исследование первичных и вторичных РЖ комического способствует более полному анализу коммуникации и ее эффективному осуществлению. Успешная реализация комического акта в данном шоу зависит от ряда условий, которые предполагают адекватную оценку коммуникации адресатом и принятие игрового модуса общения, который производит автор с помощью эффекта речевого комизма и парадоксальностью высказываний.
Возможно также дополнение классификации новым материалом и типологическими основаниями.
Таким образом, юмористические передачи позволяют человеку выйти за рамки рационального мышления, а также, дают возможность его сознанию расслабиться.