Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ДИНАМИКИ ГОДИЧНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МКОУ «МАРТЫНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Работа №89914

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

педагогика

Объем работы124
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ 6
1.1. Общее представление о физиологии умственного труда и
работоспособности. 6
1.2. Психофизиология педагогического труда. 11
1.3. Работоспособность учителя и ее динамика. 16
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
ВЫВОДЫ 100
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 123

Одной из важных профессий современности является профессия учителя, относящаяся к категории профессий умственного труда.
На современном этапе развития общества напряженность труда учителя возросла в силу увеличения информационной нагрузки, повышения ответственности за физическое и психическое здоровье школьников. Школьные программы непрерывно усложняются, насыщаются новыми сведениями. При этом сроки образования не меняются, а остаются прежними.
Педагоги общеобразовательных школ сегодня составляют одну из неблагополучных групп по состоянию здоровья. Среди ведущих причин нарушения здоровья учителя называют: высокое психоэмоциональное напряжение, повышенные требования к вниманию и памяти, нагрузку на речевой аппарат, гиподинамию, ортостатические нагрузки,
неудовлетворенность своим трудом, низкую заработную плату, социальную незащищенность и т. д.
Характер труда преподавателя предъявляет повышенные требования к психической устойчивости человека, способности переносить длительные нервные напряжения, перерабатывать большой поток информации.
Здоровье и работоспособность педагога оказывают существенное влияние на качество преподавания. Работоспособность связывает в естественный комплекс функциональное состояние организма, его изменения в том или ином виде деятельности, физиологическую и психологическую цену этой деятельности, эффективность профессиональной деятельности и, соответственно, психическое, физическое и социальное благополучие. Из этого следует, что работоспособность и здоровье педагога носит индивидуальный характер.
Исследования в области физиологии труда работников преподавательской деятельности в современных сложных условиях, предъявляющих повышенные требования к организму учителя, последние десятилетия проводятся редко, что придаёт актуальность теме данного исследования.
Цель работы: оценить индивидуальную и среднегрупповую динамику физиологических и психоэмоциональных показателей учителей МКОУ «Мартыновская средняя общеобразовательная школа».
Задачи:
1. Оценить годовую динамику физиологических и
психоэмоциональных показателей учителей МКОУ «Мартыновская средняя общеобразовательная школа».
2. Оценить индивидуальную и среднегрупповую динамику физиологических и психоэмоциональных показателей учителей МКОУ «Мартыновская средняя общеобразовательная школа».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Ряд среднегрупповых показателей работоспособности соответствует норме (артериальное давление, частота сердечных сокращений, индекс Руфье-Диксона, самочувствие, активность, настроение, точность внимания и переключаемость внимания). Показатели скорости внимания и окуломоторной реакции снижены. Среднегрупповые показатели пресыщения, утомления, стресса и монотонии носят умеренный характер.
2. Годичная динамика среднегрупповых физиологических и психоэмоциональных показателей работоспособности учителей МКОУ «Мартыновская средняя общеобразовательная школа» проявляет разнонаправленный характер и не согласуется с классической кривой работоспособности.
3. Изучение индивидуальных изменений физиологических и психоэмоциональных показателей работоспособности в течение года позволяет более детально охарактеризовать годичную работоспособность школьных учителей, чем изучение среднегрупповых изменений.
4. Типирование совокупности изменений физиологических и психоэмоциональных показателей работоспособности в течение года показало, что для каждого учителя имеет место индивидуальный характер динамики годичной работоспособности.
5. Индивидуальная динамика работоспособности испытуемых чаще подчиняется второму (рост показателей к концу учебного и календарного года) и третьему (незначительное снижение показателей к концу учебного и календарного года и рост к началу учебного года) вариантам.


1. Абрамова Н.А., Берестова Е.Г., Шеметов А.И. Профессиональный риск и психологическая безопасность трудовой деятельности // Вестник Пермского университета, 2016. - № 2. - С. 15-17.
2. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. - М.: Мед, 1988. - 576с.
3. Алексеев С.В. Труд и здоровье. - Л.: Знание, 1989. - 32 с.
4. Анохин П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылки к развитию неврогенных заболеваний сердечно-сосудистой системы // Вестник АМН СССР, 1965. - №6. - С. 10-18.
5. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979. -61 с.
6. Белихова А.Н. Охрана труда в малом бизнесе. - М.: Академия, 2007. - 152 с.
7. Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М.: Академия, 2004. - 544 с.
8. Васильев Л.Л., Хавкина Н.Н. Роль торможения в развитии утомления при мышечной работе человека. - Л.: 1962. - 154 с.
9. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации учебного труда студентов. - М.: Прометей, 1993. - 156 с.
10. Виноградов Ю.Е. Влияние эмоциональных состояний на различные виды интеллектуальной деятельности. - М.: Наука, 1975. - 99 с.
11. Виткин Дж. Женщина и стресс. - СПб.: Питер Пресс, 1995. - 320 с.
12. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И. Анатомия и физиология человека: учеб. для студ. учреждений сред. проф. Образования.-7-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 496 с.
13. Гора Е.П. Экология человека. - М.: Дрофа, 2007. - 540 с.
14. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Феникс, 2002. - 384 с.
15. Егоров А.С. Психофизиология умственного труда. - Л.: Наука, 1973. - 132 с.
16. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 173 с.
17.Зинченко В.П. Ответ психолога физиологам // Вопросы психологи, 2009.-№ 3.- 82 с.
18. Иванов К.П., Бабский Е.Б., Пастухов В.А. Физиология человека. - М.: Медицина, 1977.- 368 с.
19. Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь. - М.:
Гардарики, 2005. - 366 с.
20. Казин Э.М., Литвинова Н.А., Федорова А.И. Физиологические и социально-педагогические проблемы адаптации и и здоровья // Вестник Кемеровского государственного университета, 2013.-№ 2.-С. 6-12.
21. Калиева Т.Л. Состояние охраны и безопасность труда в РФ. - СПб.: Реноме, 2012. -161 с.
22. Кирилина М.В., Горанский А.И. Влияние стажа работы на адаптацию системы кровообращения у мужчин-учителей разных специальностей. - Спб: Эскулап, 2010. -130 с.
23. Кириллова В.Ф. Гигиена труда. - М.: Медиа, 2007. - 529 с.
24. Корчевский А.М. Профессиональное здоровье преподавателей вуза // БГПУ, 2013. - С. 196-201 с.
25. Косилов С.А. Психофизиологические основы научной организации труда. - М.: Экономика, 1979. - 176 с.
26. Красовский В.О., Максимов Г.Г., Янбухтина Г.А. О прогнозе
профессиональной трудоспособности человека // Вестник Башкирского государственного медицинского университета, 2009. -№ 4.-С. 11-16.
27. Кроль В.М. Психология и педагогика : учеб.пособие для тех. вузов. - М.: Высшая школа, 2001. - 319 с.
28. Кулганов В. А. Психоэмоциональное напряжение и утомление учителя: механизмы, диагностика и профилактика. - М.: Наука, 2003. - 347 с.
29. Леман Г. Практическая физиология труда/ под ред. Л.К. Хоцянова. - М.: Медицина, 1967. - 335с.
30. Максимов Г.Г., Красовский В.О., Абдрахманова Е.Р. Прогноз безопасного стажа работы на основе новой методологии моделирования производственных условий и оценки суммарного влияния на организм комплекса вредных факторов // Вестник Башкирского государственного медицинского университета, 2007. -№ 5.-С. 47-52.
31. Марищук В.Л. Функциональное состояние и работоспособность. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. - Л.: 1974. - 652 с.
32. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Омега, 2004. - 326 с.
33. Матушанский Г.У., Фролов А.Г. Проектирование моделей
деятельности, личности и непрерывной профессиональной подготовки преподавателей высшей школы. - Казань: Казанский государственный энергетический ун-т, 2009. - 112с.
34. Микерова М.С., Сердюков А.Г. К вопросу об изучении состояния здоровья преподавателей медицинских вузов методом анкетирования // Проблемы управления здравоохранением, 2007.-№ 5.- С.63-68.
35. Миллерян Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности
оператора. - М.: Наука, 1974. - 30 с.
36. Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы. - М.: УМК «Психология»,2002. - 377 с.
37. Новакдтинян А.О. Психофизиологические механизмы и критерии напряженности умственного труда - физиологические основы повышения эффективности труда. - Л.: Наука, 1978. - 117 с.
38.Осухова Н.Г. Профессиональное выгорание, или как сохранить здоровье и «не сгореть» на работе. - М.: Академия, 2011. - 56с.
39.Отев Д. П., Караван А. В. Физическая культура в системе формирования здорового образа жизни. - Труды Всерос. научно-практ. конф. с международным участием. СПб, 2008. -С. 215-217.
40. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. - М.: Медгиз, 1962. - 219 с.
41. Пономаренко В.А. Психология жизни и труда летчика. - М.: 1992. - 224 с.
42. Розенблат В.В., Соломин Ю.Г., Кузнецова З.М. Оценка тяжести труда по эргономическим и физиологическим показателям: информационный листок.- Уральское кн. изд-во.: 1974.- 108 с.
43. Рябова Л.Н. Особенности профессиональной деятельности преподавателя высшей школы в новых социально-экономических условиях - М.: Образование и наука , 2011.- № 7.- С. 203-208.
44. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Наука, 1979. 12-34 с.
45. Сеченов И.М. Избранные произведения. - М.: Учпедгиз, 1953. - 332 с.
46. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: «Речь», 2006. - 350 с.
47. Старцев В. Г. Проблемы избирательности поражений функциональных систем при эмоциональном стрессе и неврозе // Вестник АН СССР. 1977.- № 8.- С. 32-40.
48. Стрельникова И.Ю. Психомоторные качества и успешность учебно­профессиональной деятельности // Известия Алтайского государственного университета, 2011. - Т. 3. - № 67. - С. 2.
49. Судаков К.В. Нормальная физиология. - М.: Медицинское
информационное агентство, 2006. - 920 с.
50. Суюнов С.С., Мухортова М.Н., Рахманов В.П. Физиологические изменения в организме человека при трудовой деятельности // Научно­практический вестник Курского государственного медицинского университета, 2015. -№ 3.- С. 226-229.
51. Тихон А.С. Физиологические изменения в организме при умственном труде // Научно-практический вестник Курского государственного медицинского университета, 2017. -№ 1.- С. 128-131.
52. Фарфель В.С. Физиология труда и отдыха. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - С. 691-695.
53. Хананашвили М.М. Информационные неврозы. - Л.: Медицина, 1978. - 143 с.
54. Ходаков А.И. проблемы профессиональной адаптации молодого учителя. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1978. - 72-89 с.
55. Хомская Е.Д. Мозг и активация. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 380 с.
56. Хомская Е.Д. Система изменения биоэлектрической активности как нейрофизиологическая основа психических процессов. - М.: 1978. - 65­69 с.
57. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова.- СПб.:Питер, 2006.­607с.
58. Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».
59. Труд как область научных исследований/ под ред. А. Н. Больницкой. - М.: Академия труда и социальных отношений, 2015. - 60с.
60. Freude G., Seibt R., Pech E., Ullsperger P. Arbeitsfahigkeit und Stress bei Lehrern - Untersuchungen zu arbeitsbedingten und individuellen Risiken und Ressourcen. - M.: 2004.
61.Seibt R., Spitzer S., Druschke D. Effects of work - and personal-related factors on mental health in the teaching profession. - M.: 2013, P. 129-130.
62.Seibt R., Spitze S., Druschke D., Scheuch K., Hinz A. Predictors of mental in femaile teachers. - М.: 2013, P. 556-869.
63.Seibt R., Steputat A., Druschke D., Scheuch K. Altersbezogene Effekte mentaler Leistungsfahigkeit und deren Zusammenhang zu personenbezogenen Merkmalen bei Lehrerinnen. - М.: 2014, P. 1-7.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ