Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ И ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ

Работа №44064

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
400
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Анатомо-физиологические особенности развития детей среднего школьного возраста 6
1.2. Адаптация организма к физическим нагрузкамОшибка! Закладка не опре
1.3. Влияние занятий спортивными играми на детский организм 20
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 27
Глава II ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЙ СЕРДЕЧНО- СОСУДИСОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА,ЗАНИМАЮЩИСЯ СПОРТИВНЫМИ ИГРАМИ 28
2.1. Организация экспериментальной работы 30
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 32
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность. Известно, что гипокинезия - снижение двигательной активности оказывает негативное влияние на процессы жизнедеятельности. Недостаток нервных импульсов из опорно-двигательного аппарата приводит к замедлению нервных процессов и развитию гиподинамии - снижению функциональных резервов внутренних органов, что ослабляет их деятельность и создает предпосылки для развития заболеваний сердечно-сосудистой (ССС), дыхательной
пищеварительной и мочевыделительной систем. В центральной нервной системе (ЦНС) и железах внутренней секреции начинают преобладать процессы торможения, затрудняющие нейро-эндокринную регуляцию, снижает устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов и замедляет процессы роста и развития ребенка.
Исследованиями доказано оздоровительное влияние физических упражнений на организм особенно детского возраста, поскольку тонизирующее воздействие мышечной деятельности в первую очередь стимулирует и нормализует функции регуляторных систем - нервной и эндокринной. Трофическое действие физических упражнений обусловлено улучшением обмена веществ, что связано с транспортной функцией ССС, которая обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ к тканям и стимулирует процессы роста и развития.
В настоящее время вопрос об адаптации растущего организма к физическим нагрузкам является главным в решении задач физического воспитания и оздоровления современных школьников. Что обусловлено многими причинами: дефицитом двигательной активности с одной стороны и ростом тренировочных нагрузок в спорте - с другой (37,с.91).
Одним из индикаторов адекватности и эффективности занятий физической культурой и спортом является функциональное состояние
ССС. Несмотря на большое количество работ по изучению процессов адаптации, до настоящего времени нет четких объективных характеристик структурных и функциональных изменений, происходящих в системе кровообращения детей и подростков под влиянием различных видов спортивной деятельности. Между тем только на основе детального анализа основных показателей функционального состояния организма возможно проведение тренировочных занятий, направленных на повышение качества здоровья юных спортсменов. Поэтому изучение динамики функциональных показателей сердечно-сосудистой системы организма под влиянием занятий физической культурой и спортом является актуальной задачей. (7,с.21).
Цель исследования - оценка влияния занятий спортивными играми на показатели артериального давления и частоты сердечных сокращений у детей среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Сделать литературный обзор и изучить особенности физического воспитания детей среднего школьного возраста.
2. Провести тестирование исходного уровня функциональных показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений у детей среднего школьного возраста, занимающихся спортивными играми.
3. Сделать сравнительный анализ динамики показателей сердечно-сосудистой системы исследуемых детей за время педагогического эксперимента.
Объект исследования - процесс физического воспитания детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования - динамика показателей сердечно-сосудистой системы детей среднего школьного возраста под влиянием занятий спортивными играми.
Для решения поставленных задач применялись методы
исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Математическая статистика.
Гипотеза исследования заключается в том, занятия спортивными играми будут способствовать положительной динамике показателей артериального давления и частоты сердечных сокращений у детей среднего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в
целенаправленном и систематическом использовании занятий физической культурой и спортом для оздоровительного влияния на процессы развития и повышение устойчивости детского организма к действию неблагоприятных факторов. Результаты исследования могут использоваться в работе тренеров и учителей физической культуры в процессе физического воспитания детей школьного возраста.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2 глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 50 страницах машинописного текста, содержит 2 таблицы, 5 рисунков, список литературы включает 50 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературных источников по теме исследования выявил, что при систематических занятиях спортом совершенствуются функции различных систем организма, что оздоровляет и делает его более устойчивым к действию неблагоприятных факторов.
По данным литературного обзора мы выяснили, что процессы роста и развития современных детей проходят в неблагоприятных условиях, которые связаны с дефицитом двигательной активности. Известно, что гипокинезия - снижение двигательной активности оказывает негативное влияние на процессы жизнедеятельности. Недостаток нервных импульвов из опорно-двигательного аппарата приводит к нарушению адаптационных перестроек в организме и развитию гиподинамии - снижению функциональных резервов внутренних органов, создаются предпосылки для развития заболеваний сердечно-сосудистой (ССС), дыхательной пищеварительной и мочевыделительной систем. В центральной нервной системе (ЦНС) и железах внутренней секреции начинают преобладать процессы торможения, что нарушает процессы нейро-эндокринной регуляции, снижает устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов и замедляет процессы роста и развития ребенка.
Исследованиями доказано оздоровительное влияние физических упражнений на организма особенно детского возраста, поскольку тонизирующее физиологическое воздействие мышечной деятельности в первую очередь нормализует функции регуляторных систем - нервной и эндокринной. Трофическое действие физических упражнений обусловлено улучшением обмена веществ, что связано с транспортной функцией ССС, которая обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ к тканям и стимулирует процессы роста и развития.
Для расширения двигательного режима у обследуемых детей мы выбрал спортивные игры, которые отличаются доступностью и высокой мотивацией для поддержания интереса детей к занятиям физической культурой и спортом. Чтобы проследить процессы адаптации организма и оценить эффективность занятий спортивными играми для функциональной диагностики мы выбрали показатели ССС из-за доступности наблюдения и информативности динамики функциональных показателей.
В процессе функциональной диагностики ССС до начала педагогического эксперимента у детей исследуемых групп нами были изучены показатели ЧСС в покое, артериального давления систолического (САД) и диастолического (ДАД), оценка физической работоспособности проводилась по функциональной пробе Руфье.
Среди причин отклонений в здоровье у детей школьного возраста значительное место занимает дефицит двигательной активности. В настоящее время наметилась тенденция роста заболеваемости в школьном возрасте, увеличение числа детей с отклонениями здоровья и низкой физической подготовленностью. Во многих учебных заведениях до настоящего времени не решена проблема физического воспитания детей.
Особенность школьного возраста состоит в том, что развитие организма сопровождается значительными перестройками во внутренних органах. Деятельность сердечно-сосудистой системы является одним из важнейших факторов развития детского организма в процессе его адаптации к условиям обучения в школе и изменению двигательного режима.
Подвижные и спортивные игры - одно из самых популярных средств физического воспитания детей школьного возраста. Они включают в себя сочетание физических упражнений с активным отдыхом, который снижает процессы утомления, вызванные учебной деятельностью, способствует повышению двигательной активности школьников и устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов и заболеваниям.
Физическое воспитание должно в едином комплексе решать задачи воспитания, физического совершенствования и оздоровления детского организма средствами физической культуры и спорта. Разработка учебнотренировочных занятий требует тщательного обоснования и учета адаптационных процессов детского организма.
Спортивные игры позволяют расширить диапазон используемых средств для расширения двигательной активности и помогают приобщить школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом, которые повышают стимулирующее действие физических нагрузок на процессы роста и развития детского организма.
Одним из индикаторов адекватности и эффективности проводимых тренировочных занятий является функциональной состояние сердечнососудистой системы (ССС). Несмотря на большое количество работ по изучению ССС, до настоящего времени нет четких объективных характеристик структурных и функциональных изменений, происходящих в системе кровообращения детей и подростков под влиянием различных видов мышечной деятельности. Между тем только наоснове детального анализа основных показателей функционального состояния организма возможно проведение тренировочных занятий, направленных на повышение качества здоровья подростков.
Настоящее исследование по изучению влияния регулярных занятий спортом на деятельность ССС учащихся 12-14 лет проводилось в условиях педагогического эксперимента. Выбор этого возраста для исследования обусловлен тем, что подростковый период является одним из самых сложных и наиболее чувствительных к неблагоприятным факторам, что определяется биологическим фактором - процессом полового созревания. Обследуемые дети были разделены на 2 группы: экспериментальная группа кроме занятий физической культурой по школьной программе, занималась волейболом в спортивных секциях.
Физическая культура и спорт традиционно считаются эффективными средствами укрепления здоровья и повышения уровня тренированности. В рамках нашего исследования в соответствии с задачами для оценки состояния ССС мы использовали комплекс показателей, характеризующих ее состояние и функциональные резервы. Это базовые показатели - АД (систолическое и диастолическое), ЧСС. Для оценки функциональных резервов, обеспечивающих физическую работоспособность, проводилась функциональная проба, по результатам которой вычислялся индекс Руфье.
Результаты исследования выявили, что динамика изменения основных функциональных показателей ССС и тестирование физической работоспособности школьников экспериментальной и контрольной групп подчиняется общим закономерностям онтогенеза, но во многом зависит и от режима двигательной активности, которая способствуют естественной стимуляции процессов роста и развития (при оптимальных условиях, когда рациональная тренировочная нагрузка сочетается с благоприятными факторами внешней среды).
Эффективность физических упражнений обусловлена положительным влиянием их на организм, что заключается в экономной работе органов в состоянии покоя и повышении резервных возможностей при мышечной деятельности. У физически тренированных школьников показатели ЧСС и АД в покое и во время мышечной деятельности по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, ниже и реакция на физическую нагрузку ЧСС и АД выражена в меньшей степени, а восстановительный период короче. Все это свидетельствует об оптимизации адаптационных механизмов и более экономной работе аппарата кровообращения, меньшем утомлении организма после работы и более быстром восстановлении исходного уровня деятельности.
На основании анализа результатов исследования были сделаны
следующие выводы:
1. Анализ литературных источников по теме исследования выявил, что при систематических занятиях спортом совершенствуются функции различных систем организма, что оздоровляет и делает его более устойчивым к действию неблагоприятных факторов.
2. Анализ результатов тестирования до эксперимента, выявил, что функциональные показатели ССС детей среднего школьного возраста находились в пределах возрастных норм, только показатели физической работоспособности были снижены, что говорит о невысокой приспособительной реакции организма на физическую нагрузку.
3. Исследование динамики показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы обследуемых школьников за время педагогического эксперимента выявило, что показатели частоты сердечных сокращений и артериального давления изменились в пределах возрастных норм, но физическая работоспособность у детей экспериментальной группы за время наблюдения повысилась в пробе Руфье на 5 усл. ед. и оценивалась на «хорошо», в контрольной группе ухудшилась на 1 усл. ед и соответствовала оценке «плохо».
Таким образом, сравнительный анализ динамики показателей функционального состояния ССС исследуемых детей среднего школьного возраста подтверждает нашу гипотезу о благоприятном влиянии физических нагрузок при занятиях спортивными играми на процессы адаптации к ним детского организма.

По данным литературного обзора мы выяснили, что процессы роста и развития современных детей проходят в неблагоприятных условиях, которые связаны с дефицитом двигательной активности. Известно, что гипокинезия - снижение двигательной активности оказывает негативное влияние на процессы жизнедеятельности. Недостаток нервных импульвов из опорно-двигательного аппарата приводит к нарушению адаптационных перестроек в организме и развитию гиподинамии - снижению функциональных резервов внутренних органов, создаются предпосылки для развития заболеваний сердечно-сосудистой (ССС), дыхательной пищеварительной и мочевыделительной систем. В центральной нервной системе (ЦНС) и железах внутренней секреции начинают преобладать процессы торможения, что нарушает процессы нейро-эндокринной регуляции, снижает устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов и замедляет процессы роста и развития ребенка.
Исследованиями доказано оздоровительное влияние физических упражнений на организма особенно детского возраста, поскольку тонизирующее физиологическое воздействие мышечной деятельности в первую очередь нормализует функции регуляторных систем - нервной и эндокринной. Трофическое действие физических упражнений обусловлено улучшением обмена веществ, что связано с транспортной функцией ССС, которая обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ к тканям и стимулирует процессы роста и развития.
Для расширения двигательного режима у обследуемых детей мы выбрал спортивные игры, которые отличаются доступностью и высокой мотивацией для поддержания интереса детей к занятиям физической культурой и спортом. Чтобы проследить процессы адаптации организма и оценить эффективность занятий спортивными играми для функциональной диагностики мы выбрали показатели ССС из-за доступности наблюдения и информативности динамики функциональных показателей.
В процессе функциональной диагностики ССС до начала педагогического эксперимента у детей исследуемых групп нами были изучены показатели ЧСС в покое, артериального давления систолического (САД) и диастолического (ДАД), оценка физической работоспособности проводилась по функциональной пробе Руфье.
Среди причин отклонений в здоровье у детей школьного возраста значительное место занимает дефицит двигательной активности. В настоящее время наметилась тенденция роста заболеваемости в школьном возрасте, увеличение числа детей с отклонениями здоровья и низкой физической подготовленностью. Во многих учебных заведениях до настоящего времени не решена проблема физического воспитания детей.
Особенность школьного возраста состоит в том, что развитие организма сопровождается значительными перестройками во внутренних органах. Деятельность сердечно-сосудистой системы является одним из важнейших факторов развития детского организма в процессе его адаптации к условиям обучения в школе и изменению двигательного режима.
Подвижные и спортивные игры - одно из самых популярных средств физического воспитания детей школьного возраста. Они включают в себя сочетание физических упражнений с активным отдыхом, который снижает процессы утомления, вызванные учебной деятельностью, способствует повышению двигательной активности школьников и устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов и заболеваниям.
Физическое воспитание должно в едином комплексе решать задачи воспитания, физического совершенствования и оздоровления детского организма средствами физической культуры и спорта. Разработка учебнотренировочных занятий требует тщательного обоснования и учета адаптационных процессов детского организма.
Спортивные игры позволяют расширить диапазон используемых средств для расширения двигательной активности и помогают приобщить школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом, которые повышают стимулирующее действие физических нагрузок на процессы роста и развития детского организма.
Одним из индикаторов адекватности и эффективности проводимых тренировочных занятий является функциональной состояние сердечнососудистой системы (ССС). Несмотря на большое количество работ по изучению ССС, до настоящего времени нет четких объективных характеристик структурных и функциональных изменений, происходящих в системе кровообращения детей и подростков под влиянием различных видов мышечной деятельности. Между тем только наоснове детального анализа основных показателей функционального состояния организма возможно проведение тренировочных занятий, направленных на повышение качества здоровья подростков.
Настоящее исследование по изучению влияния регулярных занятий спортом на деятельность ССС учащихся 12-14 лет проводилось в условиях педагогического эксперимента. Выбор этого возраста для исследования обусловлен тем, что подростковый период является одним из самых сложных и наиболее чувствительных к неблагоприятным факторам, что определяется биологическим фактором - процессом полового созревания. Обследуемые дети были разделены на 2 группы: экспериментальная группа кроме занятий физической культурой по школьной программе, занималась волейболом в спортивных секциях.
Физическая культура и спорт традиционно считаются эффективными средствами укрепления здоровья и повышения уровня тренированности. В рамках нашего исследования в соответствии с задачами для оценки состояния ССС мы использовали комплекс показателей, характеризующих ее состояние и функциональные резервы. Это базовые показатели - АД (систолическое и диастолическое), ЧСС. Для оценки функциональных резервов, обеспечивающих физическую работоспособность, проводилась функциональная проба, по результатам которой вычислялся индекс Руфье.
Результаты исследования выявили, что динамика изменения основных функциональных показателей ССС и тестирование физической работоспособности школьников экспериментальной и контрольной групп подчиняется общим закономерностям онтогенеза, но во многом зависит и от режима двигательной активности, которая способствуют естественной стимуляции процессов роста и развития (при оптимальных условиях, когда рациональная тренировочная нагрузка сочетается с благоприятными факторами внешней среды).
Эффективность физических упражнений обусловлена положительным влиянием их на организм, что заключается в экономной работе органов в состоянии покоя и повышении резервных возможностей при мышечной деятельности. У физически тренированных школьников показатели ЧСС и АД в покое и во время мышечной деятельности по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, ниже и реакция на физическую нагрузку ЧСС и АД выражена в меньшей степени, а восстановительный период короче. Все это свидетельствует об оптимизации адаптационных механизмов и более экономной работе аппарата кровообращения, меньшем утомлении организма после работы и более быстром восстановлении исходного уровня деятельности.
На основании анализа результатов исследования были сделаны
следующие выводы:
1. Анализ литературных источников по теме исследования выявил, что при систематических занятиях спортом совершенствуются функции различных систем организма, что оздоровляет и делает его более устойчивым к действию неблагоприятных факторов.
2. Анализ результатов тестирования до эксперимента, выявил, что функциональные показатели ССС детей среднего школьного возраста находились в пределах возрастных норм, только показатели физической работоспособности были снижены, что говорит о невысокой приспособительной реакции организма на физическую нагрузку.
3. Исследование динамики показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы обследуемых школьников за время педагогического эксперимента выявило, что показатели частоты сердечных сокращений и артериального давления изменились в пределах возрастных норм, но физическая работоспособность у детей экспериментальной группы за время наблюдения повысилась в пробе Руфье на 5 усл. ед. и оценивалась на «хорошо», в контрольной группе ухудшилась на 1 усл. ед и соответствовала оценке «плохо».
Таким образом, сравнительный анализ динамики показателей функционального состояния ССС исследуемых детей среднего школьного возраста подтверждает нашу гипотезу о благоприятном влиянии физических нагрузок при занятиях спортивными играми на процессы адаптации к ним детского организма.


1. Абрамова, В. Р. Морфофункциональные особенности адаптации и уровень физической подготовленности организма юных спортсменов 11-16 лет коренного населения республики Саха (Якутия) : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 / В. Р. Абрамова. - Тюмень, 2006.23 с.
2. Агаджанян, Н.А. Биоритмы, среда обитания, здоровье. / Н.Л. Агаджанян, Н.В. Радыш. - М.: РУДН, 2013. - 362 с.
3. Аршавский, И. А. Основы возрастной периодизации. Возрастная физиология / И. А. Аршавский. - Л.: Наука, 1987. - 67 с.
4. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский. - М., 1982. - 245 с.
5. Афанасьев, В. В. Спортивная метрология : учеб. пособие / В. В. Афанасьев. - Ярославль, 2009. - 244 с.
6. Бадалов, Р. Ю. Влияние оздоровительной физкультуры на повышение уровня жизнедеятельности школьника / Р. Ю. Бадалов, И. Ж. Козловский // ЛФК и массаж. - 2005. - № 1(16). - С. 49.
7. Баранов, В. А. Теоретические основы дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных спортсменов / В. А. Баранов // Современные проблемы образования. - 2011. - № 3(025-026). - С. 428-430.
8. Безруких, М. М. Возрастная физиология : физиология развития ребенка : учеб. пособие / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер - М. : Академия, 2002. - 304 с.
9. Вильчковский, Э. С. Развитие двигательной физиологии у детей / Э. С. Вильчковский. - Киев : Здоровье, 1983. - 208 с.
10. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы детей / под ред. Л. Н. Семеновой. - М. : Педагогика, 2008. - 224 с.
11. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков. - Киев : Олимпийская литература, 2002. - 292 с.
12. Волков, Л. В. Физические способности детей и подростков / Л. В. Волков. - Киев : Олимпийская литература, 2011. - 140 с.
13. Волков, Н. И. Биоэнергетика спорта : моногр. / Н. И. Волков, В. И. Олейников. - М. : Советский спорт, 2011. - 158 с.
14. Гаркави, Л. Х. Адаптация реакции и резистентность организма / Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, Е. Б. Уколова. - Ростов н/Д, 1990. - С. 58.
15. Губа, В. П. Индивидуальные особенности юных спортсменов / В. П. Губа, В. Г. Никитушкин, П. В. Квашук. - Смоленск, 1997. - 219 с.
16. Губа, В. П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В. П. Губа, П. В. Квашук, В. Г. Никитушкин. - М. : Физкультура и спорт,
2009. - 76 с.
17. Детская спортивная медицина : руководство для врачей / под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 1991. - 585 с.
18. Доскин, В. Морфофункциональные константы детского организма : спр. / В. Доскин, Х. Келлер, Н. Н. Мураенко. - М. : Медицина, 1997. - 288 с.
19. Захарьева, Н. Н. Спортивная физиология : курс лекций / Н. Н. Захарьева. - М. : Физическая культура, 2012. - 284 с.
20. Значение периода ранней адаптации в группах с различной переносимостью физической нагрузки // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 1. - С. 92.
21. Изаак, С. И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности : теория и практика / С. И. Изаак. - М. : Советский спорт, 2005. - 196 с.
22. Корягина, Ю. В. Хронобиологические особенности спортсменов при различных физических нагрузках, тренировочных циклах и условиях среды / Ю. В. Корягина // Лечебная физкультура и спортивная медицина. - 2017. - № 5. - С. 29-33.
23. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности : учеб. пособие / Б. Х. Ланда. - 2-е изд. - М. : Советский спорт, 2005. - 184 с. : ил.
24. Лях, В. И. Двигательные способности школьников : основы теории и методики развития / В. И. Лях. - М. : Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
25. Лях, В. И. Понятия «координационные способности» и «ловкость» /
B. И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 8.
- С. 44-46.
26. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В. И. Лях. - М. : АСТ, 1998. - 272 с.
27. Макарова, Г. А. Медицинский справочник тренера / Г. А. Макарова,
C. А. Локтев. - М. : Советский спорт, 2005. - 587 с.
28. Макарова, З. С. Адаптация детского организма к мышечной деятельности / З. С. Макарова // Российский педагогический журнал.
- 2003. - № 2. - С. 60-61.
29. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. - М. : Советский спорт, 2010. - 342 с.
30. Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : сб. науч. статей II Всерос. заоч. науч. практ. конф. с междунар. участием : Т. 2 / под. ред. Г. В. Бугаева, И. Е. Поповой. - Воронеж : Научная книга, 2013. - 463 с.
31. Мирсон, Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф. З. Мирсон. - М., 1981. - С. 5-8.
32. Никитушкин, В. Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов : моногр. / В. Г. Никитушкин. - М. : Физическая культура, 2010. - 230 с. : табл.
33. Никитушкин, В. Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта : учеб. для вузов / В. Г. Никитушкин. - М. : Советский спорт, 2013. - 280 с.
34. Никитушкин, В. Г. Теория и методика юношеского спорта : учеб. / В. Г. Никитушкин. - М. : Физическая культура, 2010. - 208 с.
35. Погосян, Т. А. Адаптивные механизмы формирования тренированности спортсменов / Т. А. Погосян // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11. - С. 270-275.
36. Погосян, Т. А. Классификация возрастных периодов у спортсменов / Т. А. Погосян // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6. - С. 178-182.
37. Погосян, Т. А. Определение индивидуального целевого уровня физической работоспособности при адаптации к нагрузкам у юных спортсменов / Т. А. Погосян // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11. - С. 191-194.
38. Подготовка юных чемпионов / Тудор О. Бомпа. - пер. с англ. - М. : АСТ-Астрель, 2003. - 259 с. : ил.
39. Самигуллин, Г. Х. Здоровье школьника и методы его определения : учеб.-метод. пособие / Г. Х. Самигуллин, М. С. Самигуллина. - Набережные Челны : Изд-во ИНПО, 2007. - 192 с.
40. Сафина, А. Г. Практикум по спортивной медицине и врачебному контролю / сост. А.Г. Сафина. - Набережные Челны : КамГИФК, 2006. - 132 с.
41. Семенов, Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков : биологические и психолого-педагогические аспекты : учеб.-метод. пособие / Л. А. Семенов. - М. : Советский спорт, 2005. - 142 с.
42. Системный анализ состояния организма детей на этапах школьного онтогенеза : моногр. / В. А. Вишневский, В. В. Апокин, Д. В.
Сердюков, А. А. Варин, Д. Г. Жеребцов. - М. : Теория и практика физической культуры и спорта, 2010. - 347 с.
43. Солодков, А. С. Адаптация в спорте : состояние, проблемы, перспективы / А. С. Солодков // Физиология человека. - 2000. - Т.
26. - № 6. - С. 87-93.
44. Солодков, А. С. Физиология человека. общая. спортивная. возрастная : учеб. / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М. : Терра- спорт, Олимпия-пресс, 2005. - 520 с.
45. Спортивная морфология : учеб. пособие / сост. М. А. Попова. - Сургут : РИО СурГПУ, 2016. - 132 с.
46. Теория и методика физической культуры : учеб. / под. ред. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2007. - 464 с.
47. Фарбер, Д. А. Физиология школьника / Д. А. Фарбер, И. А. Корниенко, В. Д. Сонькин. - М. : Педагогика, 2007. - 230 с.
48. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации : сб. материалов / под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы, Н. А. Скобина. - М. : НЦЗД РАМН, 2013. - 192 с.
49. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2001. - 480 с.
50. Хрущев, С. В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников / С. В. Хрущев. - М. : Медицина, 1977. - 234 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ