Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРИТ-АРТ В ДИЗАЙНЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Работа №89830

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дизайн

Объем работы106
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Зарождение и развитие стрит-арта как особого вида искусства 7
1.1. Понятие «уличное искусство», его виды 7
1.2. История появления и развития стрит-арта 15
1.3. Уличное искусство в России 20
Глава 2. Стрит-арт в дизайне современного города 24
2.1. Скрэтчинг как форма самовыражения художника в городском
пространстве 24
2.2. Особенности стрит-арта в дизайне современного города 32
2.3. Стрит-арт в городах Западной Сибири 41
Заключение 52
Список источников и литературы 55
Иллюстрации 60
Список иллюстраций 87
Приложение 92


Уличную культуру в России очень часто считают вторичной, ее сравнивают с европейской и американской. В основном вся существующая на данный момент терминология представлена на иностранном языке. Современная уличная культура в исследованиях зачастую представлена обобщенно, поэтому в общем контексте далеко не всегда понятно, что представляет из себя русский стрит-арт и русское граффити.
В настоящее время стрит-арт аккумулирует вокруг себя большое количество культурных событий, при этом аудитория далеко не всегда погружается в суть этого направления в искусстве и культуре. Поэтому актуальным является изучение стрит-арта как явления современной культуры, определение его значения в целом для общества, а также места русского стрит-арта в мировой современной культуре.
Объект исследования - стрит-арт как особый вид искусства.
Предмет исследования - особенности стрит-арта в дизайне современного города.
Хронологические рамки исследования охватывают период рубежа XX - XXI вв.
Методы исследования: общенаучные методы исследования, критический анализ литературных источников, методы натурных исследований по сбору и анализу визуальной информации.
Стрит-арт в дизайне города стал объектом специальных исследований только в последнее время. Наибольшее количество информации по данному вопросу, и в целом про стрит-арт, содержится в интервью с наиболее известными стрит-райтерами. Отдельные теоретические труды, в которых содержатся исследования стрит-арта в культурном пространстве, были положены в основу данной работы.
В статье Н. Самутиной «Не только Бэнкси: стрит-арт в контексте современной городской культуры» рассматриваются следующие вопросы: различия между стрит-артом и современным искусством, попытки вписать стрит-арт в раздел официального искусства, различия и сходства между граффити и стрит-артом. В статье также поднимается проблема сохранения произведений стрит-арта, их архивирования. Затронутые в статье вопросы решаются в ходе реализации концептуальных проектов, в которых раскрываются задачи и сущность уличного искусства .
В статье Д. Голынко-Вольфсон «Стрит-арт: теория и практика обслуживания уличной среды» представлена авторская точка зрения на стрит- арт как феномен культуры .
Среди работ зарубежных авторов внимания заслуживает книга Чарльза Лендри «Креативный город» . В ней автор дает теоретические и практические рекомендации по превращению города в «человечные» центры творчества. Он делает акцент на изучении креативного мышления художника, творческую реализацию в пространстве города.
Ричард Флорида в работе «Креативный класс: люди, которые меняют будущее» изучает создателей стрит-арта, называя их «профессионалы без галстука» .
Цель работы: выявить характерные особенности появления стрит-арта в дизайне современного города.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие «стрит-арт», его виды;
- изучить историю появления и развития стрит-арта;
- изучить становление стрит-арта в России;
- рассмотреть характерные черты стрит-арта в дизайне современного города;
- проанализировать особенности стрит-арта в дизайне городов Западной Сибири.
Источники по теме исследования. Источники данного исследования можно разделить на группы:
- литературные и интернет-источники, дающие информацию об истории возникновения и развития стрит-арта, освещающие различные способы его рассмотрения, представляющие анализ данного явления в современной культуре;
- интернет-источники и СМИ, представляющие обзор событий, связанных с данным направлением искусстве (анонс и обзор выставок, биеннале и т.д.), а также освещающих общественное мнение о данном феномене;
- фотоматериал из интернет-источников и собранный самостоятельно в процессе обследований.
В работе А.А. Боева «Единое культурное пространство - пространство единой культуры» освещается вопрос существования и восприятия культурного пространства.
Брэндон Тейлор в книге «Актуальное искусство 1970-2005 гг.» описывает период значительных изменений в мире, связанных с появлением Интернета, высоких технологий, социальных противоречий, которые оказали значительное влияние на развитие культуры и искусства. Автор приводит свои размышления о том, что является классикой, а что только начинает признаваться как искусство.
Отдельно следует отметить статьи искусствоведов и самих представителей стрит-арта: «Уличное искусство в России», автор - искусствовед, философ И. Поносов ; «Граффити - на улице или в музее?», автор А. Целуйко ; «Граффити и High Art», автор А. Раппапорт .
Значимой для изучения стала книга Роберта Сеннетта «Совесть глаз: Дизайн и социальная жизнь городов» . Автор представил исследования города в разных аспектах. Интересными стали размышления автора о том, что отдельные лица и группы людей могут стать компетентными толкователями своего собственного опыта деятельности, несмотря на различные препятствия и общественное мнение.
Кроме того, изучаемая тема освещается на интернет-порталах http://partizaning.org/, http://www.vltramarine.ru/ и http://vivacity.ru/, где представлена информация в виде статей, интервью, иллюстративного материала.
Уличное искусство как таковое остаётся одним из самых противоречивых направлений в истории современного искусства. Претерпев многочисленные трансформации, эта арт-практика так и не была окончательно систематизирована: границы остаются расплывчаты, а объём информации превышает все мыслимые рамки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На данный момент стрит-арт стал одним из наиболее распространенных направлений современного искусства. Его основными чертами являются:
- гармонизация художественного решения с контекстом городской среды;
- определенная тематика, зачастую с социальным подтекстом;
- урбанистический характер изображений.
Представители уличного стрит-арта относятся к разным социальным прослойкам, они имеют разный уровень художественного образования, собственное мировоззрение, поэтому стиль и посыл зрителям каждого автора является уникальным.
Изначально стрит-арт был яркой реакцией общества на происходящие в нем изменения - экономические, политические, социальные. В настоящее время стрит-арт представляет собой современную коммуникацию, формирующую диалог между зрителем и автором.
Современное развитие стрит-арта в России предполагает процесс его институционализации путем проведения фестивалей, организации лекций, мастер-классов. Фестивали могут иметь различный концепт, но главной остается задача популяризации уличного искусства и выведение его на новый художественный уровень. Стрит-арт способен культурно образовывать молодое поколение, задавать стимул к качественному преобразованию городской среды.
В городском пространстве стрит-арт также способен решать определение задачи:
- создавать разнообразие в сером городском ландшафте;
- повысить художественные качества среды;
- снизить уровень вандализма путем повышения интереса жителей у стрит-арту как к направлению в искусстве;
- создать единое стилистическое направление, которое может стать «визитной карточкой» города и туристической достопримечательностью.
Таким образом, можно выделить потенциал стрит-арта в решении проблем гармонизации городской среды.
Российский стрит-арт на данный момент можно рассматривать как пространство поиска визуальных решений и экспериментов. Он сосредоточен в наиболее крупных городах страны. Выявить определенную стилистику в нем затруднительно, поскольку каждый его представитель развивается в своем направлении. Этим выделяется российский стрит-арт - своей уникальностью. И интерес к нему возрастает.
Сибирский стрит-арт в целом вписывается в общероссийское уличное искусство. Арт-практика Западной Сибири очень разнообразна и при этом практически не изучена. Сложно поддаются определению современные тенденции, оказывающие влияние на сибирский стрит-арт, поскольку его основной смысл заключается в удаленности от центра, независимости.
Следует отметить, что стрит-арт в городах Западной Сибири проще налаживает коммуникацию с жителями. «Бомбинг» и «теги» в принципе нельзя относить к искусству, это скорее можно воспринимать как попытку граффитистов заявить о себе в граффити-сообществе.
Также нужно акцентировать внимание на том, что в последнее время большая часть фестивалей уличного искусства проходит именно в Сибири. Эта тенденция обусловлена, предположительно, тем фактом, что сибирские художники еще не проявили себя в полной мере. А фестивали способствуют распространению культуры стрит-арта, инициируют активное освоение городского пространства.
Фестивали стрит-арта решают коммуникативную проблему, закладывают основы восприятия стрит-арта как искусства, что способствует его положительной оценке.
В целом, можно отметить, что одной из главных черт сибирского стрит- арта является его низкая конфликтность. Произведения сибирского стрит-арта в основном абстракты, они отражают позитивные моменты жизни, что вполне соответствует менталитету местных жителей. Сибирский стрит-арт нацелен на демонстрацию ценностей этого уникального края.
Уличное искусство как таковое остаётся одним из самых противоречивых направлений в истории современного искусства. Претерпев многочисленные трансформации, эта арт-практика так и не была окончательно систематизирована: границы остаются расплывчаты, а объём информации превышает все мыслимые рамки.


Источники:
1. Уголовный кодекс РФ. URL: http// uk- rf.com (дата обращения 20.04.2019).
2. Г раффити Анатолия Akue // https: //yandex.ru/images/search?text=граффит и%20анатoлия%20akue&stype=image&lr=197&source=wiz
3. Г раффити Андрея Бергера (Aber) https://yandex.ru/images/search?text=гра ффити%20анатол3. %09Г раффити%20Андрея%20Бергера%20( Aber)^%20akue &lr=197
4. Граффити Иван Meth // https: //yandex. ru/images/search?text Граффити%2 0Иван%20Meth&lr=197
5. Граффити Марата Данильяна (Morik) // https://yandex.ru/images/search?tex t=5 .%09Г раффити%20Марата%20Данильяна%20(Morik)&lr=197
6. Граффити Андрея Снака (5nak) // littpsAyanclex.ru/images/search’text Гра ффити%20Андрея%20Снака%20(5nak)&lr=197
7. Граффити команды художников «Такнадо!» из проекта «Сибирский стиль» //https://yandex.ru/images/search?text=7.%09Граффити%20кoманды%20х удожников%20«Т акнадо !»%20из%20проекта%20«Сибирский%20стиль»&1г= 1 97
8. Г раффити Banksy // https://yandex.гu/images/seaгch?text=граффити%20ban ksy&lr=197
9. Граффити мастер-класс в Сургуте Анатолия Akue (видео) // https://yandex.гu/seaгch/?text=видеo%20мастер%20класс%20пo%20граффити%2
0Анатолия%20Акие&1г=^7#/у1Сео^^^т1С=8049^794867706^09
10. Граффити мастер-класс Андрея Бергера // https://yandex.ш/seaгch/?text=видеo%20мастер%20класс%20пo%20граффити%2 0Андрей%20Бергер&1г= 197#/videowiz?fi1mId=16689184346412209374
11. Граффити мастер-класс Dem51 //
https://yandex.ru/video/search?filmId=18245973811251778410&text=BHgeo%20Ma
стер%20класс%20по%20граффити%
Литература:
12. Алексеев В. Арт-пространство // Ай Best-seller. 2007. № 1. С. 5—7
13. Анциперова М. История уличного искусства в России от Родченко и Малевича до Ради и Павленского // Афиша «Daily». - [Электронный ресурс] https://daily.afisha.ru/brain/1012-istoriya-ulichnogo-iskusstva-v-rossii-ot- rodchenko-i-malevicha-do-radi-i-pavlenskogo (дата обращения - 12.04.2019)
14. Алексеева Е.Н., Ершова Ю.А. Основные факторы, влияющие на развитие стрит-арта в контексте современной художественной культуры // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 5, т.1. - С. 6-8.
15. Байбакова О. Вандализм и граффити как одна из форм проявления девиации среди молодежи [Электронный ресурс] / О. Байбакова URL: http://www.humanrties.edu.ru/db/msg/41640 (дата обращения - 25.5.2019)
16. Боев А.А. Единое культурное пространство - пространство единой культуры // Социальная теория и современность. - Москва: Луч, 1993.
17. Бондарева Н.О., Попова И.С. Гармонизация архитектурного
пространства города Челябинска посредством граффити // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2015. - № 4 (11), Т.1. - С. 66-69.
18. Брюер Д. Полис на стене: хип-хоп культура и граффити писатели, оценки, стратегии борьбы с незаконным граффити [Текст] / Д. Брюер. - Чарлстон, Южная Каролина., - 1991. 120 с.
19. Вейц М.Е. Проекты паблик-арт как диалог между художниками и горожанами (на примере проекта «Критическая масса») / М. Е. Вейц // Журнал исследований социальной политики. - 2012. - № 1 (Т. 10). - С. 95-108.
20. Вильчинская-Бутенко М.Э. Стрит-арт и анонимность художника // Эстетика стрит-арта: сборник статей / ФГБОУ ВО «С.- Петерб. гос. ун-т промышленных технологий и дизайна»; под общ. ред. К. А. Куксо. - СПб.: СПбГУПТД, 2018. - С. 45.
21. Влияние стен: стрит-арт в архитектуре // Berlogos. -
http: //www.berlogo s. ru/article/vliyanie-sten-strit-art-v-arhitekture/
22. Галуцци Ф. Пикассо. М.-СПб.: Белый город, 1998. 63 с.
23. Голынко-Вольфсон Д. Стрит - арт: теория и практика обживания
окружающей среды // Художественный журнал, 2010. № 81. URL:
http: //permm.ru/menu/xzh/arxiv/81 /9 .html
24. Горнова Г.В. Философия города [Текст] / Г. Горнова. - М. - 2014 - С.335.
25. Ефимов А.В. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990. 272 с.
26. Исходя из метро. Гронингенский музей, Гронинген - 1992. - С. 8-17.
27. Кудряшов И.С. Стрит-арт как феномен современной культуры: проблемы генезиса и семиотические особенности // Критика и семиотика. - 2014. - № 2. - С. 220-233.
28. Лендри Ч. Креативный город. - Москва: Классика-XXI, 2005.URL: http://charleslandry.com/resources-downloads/documents-for-download
29. Нильсен А. Граффити // Forlag, Kbh. - 1987. - № 18. - 31 с.
30. Помпеи: сгинувший город. Исчезнувшие цивилизации. М.: Терра, 1997. 168 c.
31. Поносов И.Г. Objects 1/2/3 // История уличного искусства в России. - Москва, 2006. [Электронный ресурс] URL: http://partizaning.org/?p=2484 (дата обращения - 07.06.2019)
32. Поносов И. Г. Искусство и город: Граффити, уличное искусство, активизм / И. Г. Поносов. - М.: Игорь Поносов, 2016. - 208 с.
33. Раппапорт А. Г. Граффити и High Art // Государственный центр
современного искусства, 2008. [Электронный ресурс] URL:
http://www.ncca.ru/publications.text?filial=2&id=101(дата обращения-
12.04.2019)
34. Самутина Н. Не только Бэнкси: стрит - арт в контексте современной городской культуры // Новое литературное обозрение. Неприкосновенный запас №86 (6/2012). [Электронный ресурс] URL: http: //www.nlobooks .ru/node/29 54 (дата обращения - 15.05.2019)
35. Скороходов А.А. Граффити: значение, мотивы, восприятие //
Психологический журнал. - 1998. - № 1. - С. 144 - 153.
36. Седнев В. Надписи и рисунки в общественном транспорте (попытка классификации) // Философская и социологическая мысль. - 1993. - №1. -
С.345.
37. Тимофей Радя. Все что я знаю об уличном искусстве // Премия Кандинского [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.kandinskyprize.ru/timofej-radya-2/ (дата обращения - 15.06.2019)
38. Феррелл Д. Преступления моды. Городские граффити и политика преступности [Текст] / Д. Фаррелл. - N.Y., 1993. - 236 с.
39. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. -
Москва: Классика-XXI, 2007. [Электронный ресурс] URL:
http://www.ruthenia.ru/logos/kr/florida.pdf (дата обращения - 22.05.2019)
40. Целуйко А. Граффити — на улице или в музее? [Электронный ресурс] / А. Целуйко // Проект «Стена». [Электронный ресурс] URL: http://thewallproject.ru/dopstuff/graffiti--na-ulice-ili-v-muzee/ (дата обращения - 07.06.2019)
41. Чистякова М.Г. Стрит-арт в контексте вызовов современности // Известия Алтайского государственного университета. - 2011. - С. 210-213.
42. Banksy. Existencilism book (2002). [Электронный ресурс] - URL:
http://www. artofthestate.co.uk/banksy/Banksy Existencilism book.htm (дата
обращения - 07.06.2019)
43. Benoit F. Beaute de Lyon et du Beaujolais. Geneve-Paris, Minerva, 1992, p. 15, 17.
44. CODE RED: graffiti magazine. 2006. № 2—3. - 170 с.
45. Hauge M.V. Tagging Banksy: using geographic profiling to investigate a modern art mystery / M. V. Hauge, M. D. Stevenson, D. Kim Rossmo & Steven C.
Le Comber // Journal of Spatial Science. - Volume 61, 2016 - Issue 1. - P. 185-190
46. Konstantinos V. Anonymous art reconsidered: anonymity and the
contemporary art institution // Journal of Aesthetics & Culture. - 9:1. - 2017.
47. «Style Writing from The Underground, (R)evolutions of Aerosol Linguistic » Stampa Alternativa in Association with IGTimes, 1996. Sennett R. The Conscience of the Eye: The Design and Social Life of cities London, 1990. [Электронный ресурс] URL: http://books.wwnorton.com/books/The-Conscience-of-the-Eye/ (дата обращения - 11.05.2019)
48. Кирюшина Ю.В., Кирюшин Ю.К. Особенности развития граффити в Барнауле на рубеже ХХ-ХХ1 веков // Модернизация экономических систем: взгляд в будущее (MESLF-2017): сборник научных трудов / под ред. П.А. Неверова, Б.А. Аманжоловой - Прага, 2017. С. 125-127.
49. Кирюшина Ю.В., Кирюшин Ю.К. История развития граффити-искусства в Барнауле // Сборник научных статей международной молодежной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае», Барнаул, 14-17 ноября, 2017 - Барнаул, Изд-во: Алт. ун-та, 2017.
50. Кирюшина Ю.В., Кирюшин Ю.К. "Первое граффити агентство":
экономические аспекты современного искусства // Сборник по итогам IV Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в условия глобализации мировой экономики: проблемы, тенденции, перспективы» // «Innovation processes in the context of globalization of the world economy: Challenges, Trends, Prospects» (IPEG-2018), Прага, Чешская
Республика, 16 апреля 2018 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ