РАЗВИТИЕ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ ДХШ НА ЗАНЯТИЯХ ПО БАТИКУ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ 9
1.1 Сущность понятия колорита и его роль в художественном образовании 9
1.2 Методы освоения колористических навыков в ДХШ 16
1.3 Возможности развития колористических навыков в ДХШ средствами
дисциплины «Декоративно-прикладное искусство» 23
ГЛАВА II. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО БАТИКУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 29
2.1 Особенности методического обеспечения
дисциплины «Декоративно-прикладное искусство» для учащихся ДХШ 29
2.2 Этапы разработки учебного пособия по батику для учащихся ДХШ 33
2.3 Дидактические возможности применения
учебного пособия по батику в учебном процессе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ 9
1.1 Сущность понятия колорита и его роль в художественном образовании 9
1.2 Методы освоения колористических навыков в ДХШ 16
1.3 Возможности развития колористических навыков в ДХШ средствами
дисциплины «Декоративно-прикладное искусство» 23
ГЛАВА II. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО БАТИКУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОЛОРИСТИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 29
2.1 Особенности методического обеспечения
дисциплины «Декоративно-прикладное искусство» для учащихся ДХШ 29
2.2 Этапы разработки учебного пособия по батику для учащихся ДХШ 33
2.3 Дидактические возможности применения
учебного пособия по батику в учебном процессе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Современное художественное образование ставит цель воспитания личности творческой, инициативной и компетентной. Художественная подготовка учащегося является многогранной, сложной задачей и основывается на достижении таких наук, как цветоведение, история искусств, теория живописи и композиции. В ДХШ существует множество дисциплин, играющих важную роль в становлении творческой личности, таких как: живопись, рисунок, лепка и т.д. Одним из значимых достижений учебного процесса является формирование колористических навыков. Декоративно прикладное искусство - оптимальное средство развития колористических навыков. Именно в традиционном направлении батик сформированы свои колористические традиции, имеющие важное прикладное значение, что обусловливает актуальность выбора темы данной работы.
Искусство росписи ткани существует уже более 2000 лет. Ручная работа - роскошь, которая представляет большую ценность, особенно в нашем современном мире технологий, когда труд человека успешно замещается работой техники. Качественное собственноручно выполненное изделие отличается тем, что оно наполнено жизнью, красками, создано с душой, а также в него вложены труд и умения. Приобщение детей к ручной работе, особенно к росписи по ткани, развивает эстетический вкус, воображение, глазомер, в том числе и мелкую моторику рук. Творческий процесс способствует воспитанию самостоятельности, усидчивости, терпению и аккуратности.
В своих трудах «Психология цвета» Г. Браэм подчеркивал влияние цвета на настроение, мировосприятие и даже на характер человека. Именно работа с цветом оказывает положительное воздействие на нервную систему [13]. В процессе обучения дети усваивают такие понятия как: цвет, свет, тон, насыщенность, учатся подбирать сложные оттенки цвета и гармонично сочетать их между собой. Колористические навыки - умение владеть цветом, позволяют создать наиболее грамотную, эстетически привлекательную и эксклюзивную работу.
В научной литературе накоплена ценная информация в области цветоведения, психологии и физиологии восприятия цвета, индивидуальных особенностей. Как писал великий немецкий философ Иоганн Гёте «Цвет вызывает в людях большую радость». В 1810 году он опубликовал книгу «К теории цвета» - плод нескольких десятилетий упорного труда [19]. Колористическая культура является элементом любой профессиональной деятельности, связанной с художественно-изобразительной практикой. Одним из известных исследователей цвета в истории культуры XX века являлся швейцарский художник И. Иттен. Автор писал свои труды на основе собственных занятий, придерживаясь мнения, что любому, кто в своей профессии связан с цветом, необходима дисциплинирующая сила познания закономерностей его проявлений.
Феномен колористической культуры был рассмотрен в трудах С.С. Алексеева «О колорите» [11]. В учебнике раскрывается взаимосвязь цвета и света в колорите, примеры, принципы построения и их классификация. Автор указывает на взаимосвязь колорита с эстетическим идеалом времени, также затрагивает вопрос о его связи с историческими стилями. Вышеуказанная работа содержит важную информацию о физических свойствах цвета и воздействии его на человека.
Немаловажное значение имеет исследование теории колорита в книге Н. В. Волкова «Цвет в живописи», в котором отмечается художественное влияние цвета, его роль в построении живописного образа картины [16]. Основываясь на этом, он раскрывает значимость практики, повышения культуры цвета в картине, достижения художественного совершенства живописи. Заслуживает внимания публикация одного из ведущих преподавателей Баухауза Иохана Иттена «Искусство цвета», в которой он утверждал, что любому, кто связан в своей профессии с цветом, необходима сила познания [24]. И. Иттен создал лекционный и практический курс, основанный на собственной методике. Основной целью данного курса являлось развитие мастерства свободного владения формой и цветом как основными категориями любого вида творчества.
Хотелось бы отметить труд по теории образования и обучения Б. П. Есипова «Основы дидактики» [21]. В своей книге он рассматривает содержание образования, организационные формы и методы обучения. Освещает методологические, психологические и дидактические основы преподавания. Аналогично педагогическая деятельность изучается в книге Н. Н. Ростовцева «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» [41]. В учебнике раскрываются цели, задачи, методические знания, навыки в искусстве преподавания и использование цвета в учебном и реальном проектировании.
Исследователь Миронова Л.Н. в своих трудах «Цветоведение» и «Цвет в изобразительном искусстве» проанализировала историю возникновения цвета. По мнению автора, цветовосприятие - значимый аспект в жизни человека. Работы Мироновой содержат важную для художника информацию о физических свойствах цвета и его психологического воздействия на человека, также о закономерностях цветового зрения [37].
На сегодняшний день вопросы в эффективном развитии колористических навыков у учащихся в методике преподавании батика в дополнительном образовании недостаточно раскрыты. Занятие росписью по ткани способствует совершенствованию колористического видения. В современном мире возрастает потребность в художественно-эстетической подготовке, включающей композиционные, живописные, графические и колористические навыки. Существует большое количество учебных пособий, позволяющих осваивать и закреплять творческое мастерство. В таком формате издания удачно сочетаются теория, практика и визуализация. Художественное образование, как один из факторов эстетического и нравственного воспитания, вносит значительный вклад в формирование духовных приоритетов учащегося.
Цель исследования: определить эффективность освоения в
дополнительном художественном образовании колористических навыков на материале батика и разработать учебное пособие по этой технике для учащихся детских художественных школ.
Цель исследования формирует следующие задачи:
1. Определить сущность понятия колорита и его роль в художественном образовании
2. Изучить методы освоения колористических навыков в дополнительном образовании, детской художественной школе
3. Выявить роль колористических навыков в структуре художественного образования
4. Определить особенности методического обеспечения дисциплины «Декоративно-прикладное искусство», для учащихся ДХШ
5. Раскрыть этапы разработки учебного пособия по батику для учащихся ДХШ
6. Выявить дидактические возможности применения учебного пособия по батику в учебном процессе
Объект исследования: колористические навыки в системе
дополнительного образования
Предмет исследования: методы образовательного процесса,
направленные на формирование колористических навыков у учащихся ДХШ
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы, обобщение, сравнение; эмпирические: изучение опыта преподавания батика, дизайнерское и педагогическое проектирование.
Источниками данной работы послужили:
1. Выставка в г. Барнаул, открытая с 16.05.19 по 30.06.19 Ирины Щетининой в Арт-галерее Щетининых «Постижение», послужившая примером современного использования техники «батик» [10].
2. Методическое пособие для воспитателей и педагогов Т.С. Комаровой «Детское художественное творчество» [7]. Содержит методические рекомендации по обучению детей различным видам изобразительной
деятельности: рисованию, лепке, аппликации и развитию художественно- творческим способностям. В своем учебном пособии она выделяет одну из наиболее важных педагогических задач теории и практики на современном этапе - формирование творчески развитой личности.
3. Учебное пособие Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей». Автором рассмотрены основные этапы развития искусства росписи ткани. Подробно изложены способы свободной росписи ткани, технологии горячего и холодного батика [2].
4. Методическое пособие «Батик» С. И. Воробьевой, где описывается возникновение и развитие батика. Рассматривается методика выполнения оригинальных изделий. Автором разработана учебная программа дисциплины «Цветоведение и колористика» [1]. Основные виды занятий и особенности их проведений; виды контроля и отчетности по дисциплине; перечень тем лабораторных работ, лекционных занятий, методические рекомендации к изучению курса; а также рекомендации по работе с литературой.
5. Рабочая программа Н. В. Францевой дисциплины «Цветоведение» преподавателя АлтГУ, в которой включены письменные работы, практические занятия, направленные на изучение основ колористики, свойств цвета и законов цветоведения [9].
Существует множество интересных пособий по искусству росписи ткани, но недостаточно раскрыты возможности развития колористических навыков. Занятия батиком имеет большое значение в образовании, так как развивает колористические навыки учащегося, эстетический вкус, воображение, мышление, творческую инициативу. На основании этого становится актуальным разработка учебного пособия.
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассматриваются колористические навыки в структуре художественного образования. В первом параграфе речь идёт о сущности понятия колорита и его роли в художественном образовании. Во втором параграфе раскрываются 7
методы освоения колористических навыков в детской художественной школе. В третьем параграфе исследуются возможности развития колористических навыков в детской художественной школе средствами дисциплины «ДПИ». Во второй главе учебное пособие по батику рассматривается как средство формирования колористического видения учащихся. В первом параграфе изучены особенности методического обеспечения дисциплины «ДПИ» для учащихся ДХШ. Во втором параграфе прописаны этапы разработки учебного пособия по батику для учащихся детской художественной школы искусств. В третьем параграфе представлены дидактические возможности применения учебного пособия в ДХШ на занятиях по батику. В заключении работы дается вывод по проведенному исследованию. В приложение включено учебно-методическое пособие на тему «Батик. Основные техники» и словарь основных терминов.
Искусство росписи ткани существует уже более 2000 лет. Ручная работа - роскошь, которая представляет большую ценность, особенно в нашем современном мире технологий, когда труд человека успешно замещается работой техники. Качественное собственноручно выполненное изделие отличается тем, что оно наполнено жизнью, красками, создано с душой, а также в него вложены труд и умения. Приобщение детей к ручной работе, особенно к росписи по ткани, развивает эстетический вкус, воображение, глазомер, в том числе и мелкую моторику рук. Творческий процесс способствует воспитанию самостоятельности, усидчивости, терпению и аккуратности.
В своих трудах «Психология цвета» Г. Браэм подчеркивал влияние цвета на настроение, мировосприятие и даже на характер человека. Именно работа с цветом оказывает положительное воздействие на нервную систему [13]. В процессе обучения дети усваивают такие понятия как: цвет, свет, тон, насыщенность, учатся подбирать сложные оттенки цвета и гармонично сочетать их между собой. Колористические навыки - умение владеть цветом, позволяют создать наиболее грамотную, эстетически привлекательную и эксклюзивную работу.
В научной литературе накоплена ценная информация в области цветоведения, психологии и физиологии восприятия цвета, индивидуальных особенностей. Как писал великий немецкий философ Иоганн Гёте «Цвет вызывает в людях большую радость». В 1810 году он опубликовал книгу «К теории цвета» - плод нескольких десятилетий упорного труда [19]. Колористическая культура является элементом любой профессиональной деятельности, связанной с художественно-изобразительной практикой. Одним из известных исследователей цвета в истории культуры XX века являлся швейцарский художник И. Иттен. Автор писал свои труды на основе собственных занятий, придерживаясь мнения, что любому, кто в своей профессии связан с цветом, необходима дисциплинирующая сила познания закономерностей его проявлений.
Феномен колористической культуры был рассмотрен в трудах С.С. Алексеева «О колорите» [11]. В учебнике раскрывается взаимосвязь цвета и света в колорите, примеры, принципы построения и их классификация. Автор указывает на взаимосвязь колорита с эстетическим идеалом времени, также затрагивает вопрос о его связи с историческими стилями. Вышеуказанная работа содержит важную информацию о физических свойствах цвета и воздействии его на человека.
Немаловажное значение имеет исследование теории колорита в книге Н. В. Волкова «Цвет в живописи», в котором отмечается художественное влияние цвета, его роль в построении живописного образа картины [16]. Основываясь на этом, он раскрывает значимость практики, повышения культуры цвета в картине, достижения художественного совершенства живописи. Заслуживает внимания публикация одного из ведущих преподавателей Баухауза Иохана Иттена «Искусство цвета», в которой он утверждал, что любому, кто связан в своей профессии с цветом, необходима сила познания [24]. И. Иттен создал лекционный и практический курс, основанный на собственной методике. Основной целью данного курса являлось развитие мастерства свободного владения формой и цветом как основными категориями любого вида творчества.
Хотелось бы отметить труд по теории образования и обучения Б. П. Есипова «Основы дидактики» [21]. В своей книге он рассматривает содержание образования, организационные формы и методы обучения. Освещает методологические, психологические и дидактические основы преподавания. Аналогично педагогическая деятельность изучается в книге Н. Н. Ростовцева «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» [41]. В учебнике раскрываются цели, задачи, методические знания, навыки в искусстве преподавания и использование цвета в учебном и реальном проектировании.
Исследователь Миронова Л.Н. в своих трудах «Цветоведение» и «Цвет в изобразительном искусстве» проанализировала историю возникновения цвета. По мнению автора, цветовосприятие - значимый аспект в жизни человека. Работы Мироновой содержат важную для художника информацию о физических свойствах цвета и его психологического воздействия на человека, также о закономерностях цветового зрения [37].
На сегодняшний день вопросы в эффективном развитии колористических навыков у учащихся в методике преподавании батика в дополнительном образовании недостаточно раскрыты. Занятие росписью по ткани способствует совершенствованию колористического видения. В современном мире возрастает потребность в художественно-эстетической подготовке, включающей композиционные, живописные, графические и колористические навыки. Существует большое количество учебных пособий, позволяющих осваивать и закреплять творческое мастерство. В таком формате издания удачно сочетаются теория, практика и визуализация. Художественное образование, как один из факторов эстетического и нравственного воспитания, вносит значительный вклад в формирование духовных приоритетов учащегося.
Цель исследования: определить эффективность освоения в
дополнительном художественном образовании колористических навыков на материале батика и разработать учебное пособие по этой технике для учащихся детских художественных школ.
Цель исследования формирует следующие задачи:
1. Определить сущность понятия колорита и его роль в художественном образовании
2. Изучить методы освоения колористических навыков в дополнительном образовании, детской художественной школе
3. Выявить роль колористических навыков в структуре художественного образования
4. Определить особенности методического обеспечения дисциплины «Декоративно-прикладное искусство», для учащихся ДХШ
5. Раскрыть этапы разработки учебного пособия по батику для учащихся ДХШ
6. Выявить дидактические возможности применения учебного пособия по батику в учебном процессе
Объект исследования: колористические навыки в системе
дополнительного образования
Предмет исследования: методы образовательного процесса,
направленные на формирование колористических навыков у учащихся ДХШ
Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы, обобщение, сравнение; эмпирические: изучение опыта преподавания батика, дизайнерское и педагогическое проектирование.
Источниками данной работы послужили:
1. Выставка в г. Барнаул, открытая с 16.05.19 по 30.06.19 Ирины Щетининой в Арт-галерее Щетининых «Постижение», послужившая примером современного использования техники «батик» [10].
2. Методическое пособие для воспитателей и педагогов Т.С. Комаровой «Детское художественное творчество» [7]. Содержит методические рекомендации по обучению детей различным видам изобразительной
деятельности: рисованию, лепке, аппликации и развитию художественно- творческим способностям. В своем учебном пособии она выделяет одну из наиболее важных педагогических задач теории и практики на современном этапе - формирование творчески развитой личности.
3. Учебное пособие Р.А. Гильман «Художественная роспись тканей». Автором рассмотрены основные этапы развития искусства росписи ткани. Подробно изложены способы свободной росписи ткани, технологии горячего и холодного батика [2].
4. Методическое пособие «Батик» С. И. Воробьевой, где описывается возникновение и развитие батика. Рассматривается методика выполнения оригинальных изделий. Автором разработана учебная программа дисциплины «Цветоведение и колористика» [1]. Основные виды занятий и особенности их проведений; виды контроля и отчетности по дисциплине; перечень тем лабораторных работ, лекционных занятий, методические рекомендации к изучению курса; а также рекомендации по работе с литературой.
5. Рабочая программа Н. В. Францевой дисциплины «Цветоведение» преподавателя АлтГУ, в которой включены письменные работы, практические занятия, направленные на изучение основ колористики, свойств цвета и законов цветоведения [9].
Существует множество интересных пособий по искусству росписи ткани, но недостаточно раскрыты возможности развития колористических навыков. Занятия батиком имеет большое значение в образовании, так как развивает колористические навыки учащегося, эстетический вкус, воображение, мышление, творческую инициативу. На основании этого становится актуальным разработка учебного пособия.
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассматриваются колористические навыки в структуре художественного образования. В первом параграфе речь идёт о сущности понятия колорита и его роли в художественном образовании. Во втором параграфе раскрываются 7
методы освоения колористических навыков в детской художественной школе. В третьем параграфе исследуются возможности развития колористических навыков в детской художественной школе средствами дисциплины «ДПИ». Во второй главе учебное пособие по батику рассматривается как средство формирования колористического видения учащихся. В первом параграфе изучены особенности методического обеспечения дисциплины «ДПИ» для учащихся ДХШ. Во втором параграфе прописаны этапы разработки учебного пособия по батику для учащихся детской художественной школы искусств. В третьем параграфе представлены дидактические возможности применения учебного пособия в ДХШ на занятиях по батику. В заключении работы дается вывод по проведенному исследованию. В приложение включено учебно-методическое пособие на тему «Батик. Основные техники» и словарь основных терминов.
Дополнительное художественное образование популярно в современном мире и оказывает положительное влияние на развитие творчески одарённой личности, тонко чувствующей прекрасное и имеющей навыки грамотного владения цветом. Колористические навыки следует формировать и развивать на раннем этапе. На сегодняшний день в ДХШ существует множество дисциплин, имеющих важное значение в развитии творческой личности, таких как: живопись, рисунок, лепка, цветная графика и другие. Декоративно прикладное искусство - оптимальное средство развития колористических навыков, так как в традиционном направлении батик сформированы свои колористические основы, имеющие важное прикладное значение.
В художественной школе для развития колористических навыков у учащихся применяются различные способы обучения и эффективные методы, которые используются на практике педагогами в системе дополнительного образования в настоящее время: метод передачи знаний в устной форме - лекция; метод визуального средства - демонстрация и визуализация информации; метод закрепления материала - беседа с учеником, метод применения знаний на практике и метод от простого к сложному. Популярным считается способ использования новых технологий обучения - творческие задачи, так как их решение развивает креативность мышления, инициативу и повышает уровень знаний.
Занятие батиком имеет большое значение в художественном образовании, так как формирует колористические навыки учащегося, эстетический вкус, воображение, мышление, творческую инициативу. Очевидно, что владение росписью и умение применять цвет требует кропотливости, усидчивости и внимания, а также знания последовательности выполнения работы. С целью упрощения процесса обучения представлено большое количество учебного материала в электронном и печатном виде. Наиболее популярный вид передачи опыта и информации - учебное пособие, так как оно является удобным источником знаний и получения навыков.
Разработанное пособие «Батик. Основные техники» уникальное и практически полезное. В ходе обучения позволяет в любое удобное время изучить материал, и способствует повышению процента усвоения информации. Обучающийся приобретает знания о истории росписи по ткани и ее основных техниках, учится грамотно работать с цветовым кругом, гармонично подбирать цвета и находить сложные оттенки. Теоретический материал проиллюстрирован графическими схемами, фотографиями, работами известных художников оформителей, что дает возможность ознакомится с копиями (репликами), различных работ в технике батика: холодный, горячий, бандан и сибори. Преимуществом созданного учебного пособия является использование простых и доступных материалов. Большинство людей не желают затрачивать много времени на какой-либо определенный вид деятельности, так как может появиться чувство перенасыщения и нежелание снова садиться за какое-либо занятие. Натягивание ткани на пяльцы решает эту проблему, отнимая наименьшее количество сил и времени, так как объем работы уменьшается. Достаточно небольшого формата используемого материала, чтобы развить колористические навыки и проявить интерес детей к батику. Учебное пособие оснащено творческими заданиями, к каждому из которых разработан индивидуальный эскиз удобный и простой в использовании, благодаря четкому контуру. В процессе обучения росписи по ткани воспитываются такие важные черты личности, как: трудолюбие, организованность, усидчивость, инициатива, способность доводить начатое до конца.
Учебное пособие «Батик. Основные техники» успешно сочетает в себе теорию, визуализацию и практику. На основании этого эффективно формирует колористические навыки и является актуальным в художественном образовании. Следовательно, наша цель достигнута.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Г. - год;
Т.П. - тому подобное;
Т.Д. - так далее;
ФГОС - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
ММ - миллиметры
ГОСТ - Государственный Общеобразовательный Стандарт
ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские
РФ - Российская Федерация
ДПИ - декоративно-прикладное искусство
ДХШ - Детская художественная школа
В художественной школе для развития колористических навыков у учащихся применяются различные способы обучения и эффективные методы, которые используются на практике педагогами в системе дополнительного образования в настоящее время: метод передачи знаний в устной форме - лекция; метод визуального средства - демонстрация и визуализация информации; метод закрепления материала - беседа с учеником, метод применения знаний на практике и метод от простого к сложному. Популярным считается способ использования новых технологий обучения - творческие задачи, так как их решение развивает креативность мышления, инициативу и повышает уровень знаний.
Занятие батиком имеет большое значение в художественном образовании, так как формирует колористические навыки учащегося, эстетический вкус, воображение, мышление, творческую инициативу. Очевидно, что владение росписью и умение применять цвет требует кропотливости, усидчивости и внимания, а также знания последовательности выполнения работы. С целью упрощения процесса обучения представлено большое количество учебного материала в электронном и печатном виде. Наиболее популярный вид передачи опыта и информации - учебное пособие, так как оно является удобным источником знаний и получения навыков.
Разработанное пособие «Батик. Основные техники» уникальное и практически полезное. В ходе обучения позволяет в любое удобное время изучить материал, и способствует повышению процента усвоения информации. Обучающийся приобретает знания о истории росписи по ткани и ее основных техниках, учится грамотно работать с цветовым кругом, гармонично подбирать цвета и находить сложные оттенки. Теоретический материал проиллюстрирован графическими схемами, фотографиями, работами известных художников оформителей, что дает возможность ознакомится с копиями (репликами), различных работ в технике батика: холодный, горячий, бандан и сибори. Преимуществом созданного учебного пособия является использование простых и доступных материалов. Большинство людей не желают затрачивать много времени на какой-либо определенный вид деятельности, так как может появиться чувство перенасыщения и нежелание снова садиться за какое-либо занятие. Натягивание ткани на пяльцы решает эту проблему, отнимая наименьшее количество сил и времени, так как объем работы уменьшается. Достаточно небольшого формата используемого материала, чтобы развить колористические навыки и проявить интерес детей к батику. Учебное пособие оснащено творческими заданиями, к каждому из которых разработан индивидуальный эскиз удобный и простой в использовании, благодаря четкому контуру. В процессе обучения росписи по ткани воспитываются такие важные черты личности, как: трудолюбие, организованность, усидчивость, инициатива, способность доводить начатое до конца.
Учебное пособие «Батик. Основные техники» успешно сочетает в себе теорию, визуализацию и практику. На основании этого эффективно формирует колористические навыки и является актуальным в художественном образовании. Следовательно, наша цель достигнута.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
Г. - год;
Т.П. - тому подобное;
Т.Д. - так далее;
ФГОС - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
ММ - миллиметры
ГОСТ - Государственный Общеобразовательный Стандарт
ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские
РФ - Российская Федерация
ДПИ - декоративно-прикладное искусство
ДХШ - Детская художественная школа





