Развитие системы социальной защиты населения (на примере Алтайского края)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 7
1.1Сущность и основные направления социальной защиты РФ 7
1.2 Особенности государственной социальной защиты на разных уровнях реализации 18
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ 23
2.1 Министерство социальной защиты Алтайского края: цели, задачи,
структура, направления работы 23
2.2 Успешные практики и проблемы в работе Министерства социальной
защиты в области решения задач социальной защиты населения 33
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 43
3.1 Задачи и направления совершенствования социальной защиты населения
Алтайского края 43
3.2 Мероприятия Министерства по совершенствованию социальной защиты
населения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 7
1.1Сущность и основные направления социальной защиты РФ 7
1.2 Особенности государственной социальной защиты на разных уровнях реализации 18
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ 23
2.1 Министерство социальной защиты Алтайского края: цели, задачи,
структура, направления работы 23
2.2 Успешные практики и проблемы в работе Министерства социальной
защиты в области решения задач социальной защиты населения 33
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ 43
3.1 Задачи и направления совершенствования социальной защиты населения
Алтайского края 43
3.2 Мероприятия Министерства по совершенствованию социальной защиты
населения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Актуальность темы исследования. Социальная защита призвана обеспечить создание условий для достойной жизни и свободного развития человека, а, значит, быть одной из самых важных сфер развития общества в целом.
Социальная защита - это комплекс мер, предпринимаемых государством, который направлен на достижение социальных целей, связанных с улучшением качества жизни народа, повышением общественного благосостояния и обеспечением социально-политической стабильности.
Социальная защита государства основана на системе принципов таких, как гуманизм, социальная справедливость, системность, открытость, демократизм.
Социальная защита в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных по оказанию населению необходимого комплекса социальных услуг.
Систему государственной социальной защиты необходимо непрерывно совершенствовать, так как на нее возложена жизненно важная цель - оказание необходимой помощи конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.
Актуальность темы обусловлена тем, что Российская Федерация как государство должна проводить развернутую политику реализации социальной защиты населения страны. На сегодняшний день наша страна придает большее значение реализации социальной защиты, которая основывается на юридической деятельности всех органов государственной власти Российской Федерации.
Все органы государственной власти обязаны соблюдать основные социальные права человека, такие, как материнство, детство, право на отдых, продолжительность рабочего дня, защита от безработицы и другие.
К государственной социальной защите также относятся пенсии, пособия для отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приемлемое качество образования и здравоохранения.
Цель работы - выявление путей совершенствования социальной защиты населения на примере деятельности Министерства социальной защиты населения Алтайского края.
Для достижения поставленной цели были решены следующие исследовательские задачи:
- дан анализ сущности и основных направлений социальной защиты населения в России;
- определены особенности государственной социальной защиты на разных уровнях её реализации;
- выявлены структура, цели, задачи и направления работы Министерства социальной защиты населения на примере Алтайского края;
- проанализированы успешные практики и выявлены проблемы в работе Министерства в области решения задач социальной защиты населения;
- определены задачи и направления совершенствования социальной защиты населения в Алтайском крае;
- разработаны мероприятия Министерства социальной защиты населения по совершенствованию социальной защиты.
Объектом исследования является социальная защита населения Российской Федерации.
Предметом исследования является совершенствование социальной защиты населения на примере деятельности Министерства социальной защиты населения Алтайского края.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных учёных (Н.Ф. Басова, Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой, С.В. Козина, П.М. Кольцова, Т.Е. Емцевой, А.И. Дырр, О.А. Медведевой), посвящённые вопросам развития государственной социальной защиты, процессов ее формирования в поле стратегических решений, монографии, материалы научных конференций, тематические публикации в периодической печати, справочно-информационные и энциклопедические материалы, ресурсы сети Интернет.
Для решения поставленных задач в работе применены метод системного анализа, методы сравнений и аналогий, сбора и систематизации информации.
Социальная защита - это комплекс мер, предпринимаемых государством, который направлен на достижение социальных целей, связанных с улучшением качества жизни народа, повышением общественного благосостояния и обеспечением социально-политической стабильности.
Социальная защита государства основана на системе принципов таких, как гуманизм, социальная справедливость, системность, открытость, демократизм.
Социальная защита в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных по оказанию населению необходимого комплекса социальных услуг.
Систему государственной социальной защиты необходимо непрерывно совершенствовать, так как на нее возложена жизненно важная цель - оказание необходимой помощи конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Каждый гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права.
Актуальность темы обусловлена тем, что Российская Федерация как государство должна проводить развернутую политику реализации социальной защиты населения страны. На сегодняшний день наша страна придает большее значение реализации социальной защиты, которая основывается на юридической деятельности всех органов государственной власти Российской Федерации.
Все органы государственной власти обязаны соблюдать основные социальные права человека, такие, как материнство, детство, право на отдых, продолжительность рабочего дня, защита от безработицы и другие.
К государственной социальной защите также относятся пенсии, пособия для отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приемлемое качество образования и здравоохранения.
Цель работы - выявление путей совершенствования социальной защиты населения на примере деятельности Министерства социальной защиты населения Алтайского края.
Для достижения поставленной цели были решены следующие исследовательские задачи:
- дан анализ сущности и основных направлений социальной защиты населения в России;
- определены особенности государственной социальной защиты на разных уровнях её реализации;
- выявлены структура, цели, задачи и направления работы Министерства социальной защиты населения на примере Алтайского края;
- проанализированы успешные практики и выявлены проблемы в работе Министерства в области решения задач социальной защиты населения;
- определены задачи и направления совершенствования социальной защиты населения в Алтайском крае;
- разработаны мероприятия Министерства социальной защиты населения по совершенствованию социальной защиты.
Объектом исследования является социальная защита населения Российской Федерации.
Предметом исследования является совершенствование социальной защиты населения на примере деятельности Министерства социальной защиты населения Алтайского края.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных учёных (Н.Ф. Басова, Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой, С.В. Козина, П.М. Кольцова, Т.Е. Емцевой, А.И. Дырр, О.А. Медведевой), посвящённые вопросам развития государственной социальной защиты, процессов ее формирования в поле стратегических решений, монографии, материалы научных конференций, тематические публикации в периодической печати, справочно-информационные и энциклопедические материалы, ресурсы сети Интернет.
Для решения поставленных задач в работе применены метод системного анализа, методы сравнений и аналогий, сбора и систематизации информации.
В современном российском обществе с его неустойчивыми идеологическими и ценностными ориентирами, социальной разобщённостью необходимы надежные механизмы регулирования социальнопсихологической напряженности и развития человеческого потенциала.
Социальная работа как специальный социокультурный механизм реализуется в контексте комплексной социальной политики, ориентирующейся в первую очередь на индивидуализированную поддержку нуждающихся в помощи.
Достижение государственных целей социальной политики обусловливает как компенсаторную, так и развивающую функцию деятельности, направленной на удовлетворение важнейших человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия между человеком и обществом.
По своему существу социальная работа исходит из гуманитарных идеалов и философских теорий.
Однако в настоящее время в российском обществе наблюдаются противоречия в осуществлении социальной работы как инструмента социального регулирования и как формы гуманизации общества.
Это косвенным образом отражается и в содержании конкретных мер социальной поддержки нуждающихся социальных групп.
Теория социальной работы определяется исследователями как научно теоретическое знание, имеющее основные структурно-родовые признаки: предмет и объект исследования, закономерности, специфические понятия, категории, принципы и методы исследования.
В то же время она в большей степени относится к прикладным наукам, поскольку направлена преимущественно на осмысление проблем социальной практики и характеризуется интегративной направленностью по отношению к социальным и гуманитарным наукам.
В ходе проведенного исследования была рассмотрена структура Министерства социальной защиты Алтайского края и основные направления его работы.
Основными функциями Министерства являются:
- обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности граждан различных категорий населения;
- обеспечение достаточного уровня социальной защищённости;
- реализация государственной политики;
-нормативно - правовое регулированию и оказание государственных услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения Алтайского края.
Министерство возглавляет Министр социальной защиты Алтайского края (далее - «Министр»), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Алтайского края с учетом мнения заместителя Председателя Правительства Алтайского края, координирующего деятельность Министерства.
В структуре имеет место процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности.
Общими направлениями деятельности всех структурных подразделений являются:
- выявление и учет граждан, нуждающихся в социальных услугах;
- оказание социальной, бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи;
- содействие в активизации у граждан, обслуживаемых центром, возможностей самореализации своих потребностей;
- осуществление принципа преемственности в предоставлении различных форм и видов социальной помощи;
- обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных законодательством.
Показатели деятельности Министерства за период 2015-2018 годы характеризуются положительной динамикой.
Дальнейшими приоритетными направлениями реализации государственной социальной политики в деятельности Министерства будут являться:
1 Повышение эффективности социальной помощи нуждающимся гражданам за счет усиления адресного подхода и внедрения новых технологий.
2 Своевременное и качественное выполнение государственных полномочий по социальной поддержке граждан: обеспечение нуждающимся гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, гарантированных государством социальных обязательств.
3 Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышение уровня и качества их жизни.
4 Повышение качества и доступности предоставления услуг по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей.
5 Развитие активного диалога с гражданским сообществом.
В результате реализации направлений совершенствования деятельности Министерства Алтайского края будет обеспечен ежегодный рост охвата социальным сопровождением граждан, признанным в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании.
Увеличится доля участия в сфере оказания услуг по социальному обслуживанию граждан.
Достижение ожидаемых результатов позволит повысить устойчивость системы социальной защиты населения в части оправдания социальных ожиданий на доступное получение качественных государственных и социальных услуг и в конечном итоге повысит удовлетворённость населения качеством жизни.
Социальная работа как специальный социокультурный механизм реализуется в контексте комплексной социальной политики, ориентирующейся в первую очередь на индивидуализированную поддержку нуждающихся в помощи.
Достижение государственных целей социальной политики обусловливает как компенсаторную, так и развивающую функцию деятельности, направленной на удовлетворение важнейших человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия между человеком и обществом.
По своему существу социальная работа исходит из гуманитарных идеалов и философских теорий.
Однако в настоящее время в российском обществе наблюдаются противоречия в осуществлении социальной работы как инструмента социального регулирования и как формы гуманизации общества.
Это косвенным образом отражается и в содержании конкретных мер социальной поддержки нуждающихся социальных групп.
Теория социальной работы определяется исследователями как научно теоретическое знание, имеющее основные структурно-родовые признаки: предмет и объект исследования, закономерности, специфические понятия, категории, принципы и методы исследования.
В то же время она в большей степени относится к прикладным наукам, поскольку направлена преимущественно на осмысление проблем социальной практики и характеризуется интегративной направленностью по отношению к социальным и гуманитарным наукам.
В ходе проведенного исследования была рассмотрена структура Министерства социальной защиты Алтайского края и основные направления его работы.
Основными функциями Министерства являются:
- обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности граждан различных категорий населения;
- обеспечение достаточного уровня социальной защищённости;
- реализация государственной политики;
-нормативно - правовое регулированию и оказание государственных услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения Алтайского края.
Министерство возглавляет Министр социальной защиты Алтайского края (далее - «Министр»), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Алтайского края с учетом мнения заместителя Председателя Правительства Алтайского края, координирующего деятельность Министерства.
В структуре имеет место процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности.
Общими направлениями деятельности всех структурных подразделений являются:
- выявление и учет граждан, нуждающихся в социальных услугах;
- оказание социальной, бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи;
- содействие в активизации у граждан, обслуживаемых центром, возможностей самореализации своих потребностей;
- осуществление принципа преемственности в предоставлении различных форм и видов социальной помощи;
- обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных законодательством.
Показатели деятельности Министерства за период 2015-2018 годы характеризуются положительной динамикой.
Дальнейшими приоритетными направлениями реализации государственной социальной политики в деятельности Министерства будут являться:
1 Повышение эффективности социальной помощи нуждающимся гражданам за счет усиления адресного подхода и внедрения новых технологий.
2 Своевременное и качественное выполнение государственных полномочий по социальной поддержке граждан: обеспечение нуждающимся гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, гарантированных государством социальных обязательств.
3 Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышение уровня и качества их жизни.
4 Повышение качества и доступности предоставления услуг по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей.
5 Развитие активного диалога с гражданским сообществом.
В результате реализации направлений совершенствования деятельности Министерства Алтайского края будет обеспечен ежегодный рост охвата социальным сопровождением граждан, признанным в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании.
Увеличится доля участия в сфере оказания услуг по социальному обслуживанию граждан.
Достижение ожидаемых результатов позволит повысить устойчивость системы социальной защиты населения в части оправдания социальных ожиданий на доступное получение качественных государственных и социальных услуг и в конечном итоге повысит удовлетворённость населения качеством жизни.
Подобные работы
- Социальная защита населения на примере многодетных семей Алтайского края
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Система органов социальной защиты населения России и их деятельность в современных социально-экономических условиях (РАНХ и ГС (алтайский филиал))
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Организация информационного обеспечения для формирования социальных выплат в Алтайском крае
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - Специфика организации социальной помощи на региональном уровне в Сибирском федеральном округе (на примере Алтайского края, Томской и Новосибирской областей)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Качество социальных услуг как критерий эффективности управления в
системе социального обслуживания населения Алтайского края
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Организационные основы деятельности негосударственных некоммерческих организаций в условиях реформирования федерального законодательства (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Организация социального обслуживания одиноких пожилых людей, проживающих в сельской местности (на примере Алтайского края).
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2020 - Организация системы социальной защиты населения в РФ (Теория государственного управления, Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ
С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ И ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023





